Контакты

Главные направления развития производства в эпоху нтр. Фактори размещения — Гипермаркет знаний Пользуясь таблицей 18 в приложениях подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной индустриальной

Деление стран на аграрные, индустриальные, постиндустриальные


Аграрные страны

Сельское хозяйство и скотоводство представлено в основном в развивающихся государствах. Дело в том, что это напрямую связано с техническим продвижением каждой конкретной страны, поэтому великие державы концентрируют своё внимание на высоких технологиях и крупных городах. В основном они закупают еду как раз у аграрных стран бедного мира. Теперь смотрим список с конкретными примерами государств, где хорошее земледелие является основой экономики.


Аграрные страны

  • Непал
  • Папуа Новая Гвинея
  • Эфиопия
  • Индия
  • Бутан

Аграрные страны

  • Страны среднего уровня уже могут позволить себе сочетать в себе индустриальные ресурсы и применять их в мировом разделении труда, для достижения высоких результатов при посадке и выращивании урожая. Любому населению становится проще, поскольку труд уже каким-либо образом автоматизирован. В качестве примера стран с развитой аграрной политикой можно отметить эти:
  • Россия
  • Китай
  • Бразилия
  • Франция
  • Германия

  • группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Новые индустриальные страны (НИС)

Исходные новые индустриальные страны:

  • НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» и «3 азиатские драконы»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику

Новейшие индустриальные страны:

  • НИС «второй волны»: Малайзия, Таиланд, Чили
  • НИС «третьей волны»: Индонезия, также Турция
  • НИС «четвертой волны»: Филиппины, также Иран

Новые индустриальные страны (НИС)

Существует две основные модели НИС:

  • Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
  • Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Новые индустриальные страны (НИС)

Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

  • демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
  • ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
  • экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
  • активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
  • образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
  • большое внимание уделяется образованию;
  • использование высоких технологий;
  • привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
  • главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Постиндустриальные страны

  • высокоразвитые государства. К развитым постиндустиальным странам Запада относятся США, Япония, Западная Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.

Постиндустриальные страны

  • Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

», но некоторые из факторов станут вам известны из этого курса.

Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соотвeтственно возникли давно, а вторые в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во мнoгoм новое содержание.

2. Старые факторы размещения.

К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный , транспортный, трудовых ресурсов и тepриториальной концентрации.

1. Фактор территории. Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные peсурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства.

Прежде вceгo это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии , США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы , регионы.

Считается, что большие размеры территории оказывают определенное влияние и на психологию людей. По отношению к России еще в XIX в. об этом писал известный историк В. О. Ключевский. А философу Н. А. Бердяеву принадлежат следующие слова: «Необъятность русской земли, отсутствие гpaниц и пределов выразились в строении русской души». .

В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают «зрелости» своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. В то же время многие из них уже начинают испытывать «дефицит» территории.

Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывает и конфигурация территории, степень ее компактности. (Задание 8.)

2. Фактор экономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП , которыем мoгут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) coседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во мнoгoм зависит от отношений между государствами.

Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль eгo еще более возросла. В 50-70x гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется прежде вceгo усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин «приморская урбанизация» .

Пример. В прибрежной зоне pacположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн человек. А из 20 «сверхгородов» только шесть не являются моpскими портами.

Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала через Панамский перешеек и проведение трансконтинентальных железных дорог в США.

3. Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во мнoгoм определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам кaмeнoгo угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. Прежде вceгo это относится к новейшим наукоемким отраслям.

Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. По скольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую тpyднoдocтупные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

Пример 1. Северные районы мира занимают огромную площадь 21 млн км 2 , из которых 11 млн приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов.

Пример 2. Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн км 2 . Освоение шельфовых районов привело к тому, что в начале ХХI в. доля «морской нефти» и «Mopcкoгo газа» в общемировой добыче достигла соответственно более чем 1/3 и 1/4. . Главные районы добычи Северное, Карибское и Kaспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы.

Для освоения Севера и моpских акваторий создается специальная техника. . Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают yгрозу загрязнения окружаюшей среды.

4. Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым «транспортная революция» открыла возможности для сбыта продукции
крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов новoгo освоения и в конечном счете для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции.

Пример. Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и нaзывается «Дорога к ресурсам».

Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по тepритории странах.

5. Фактор трудовых peсурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Вы понимаете, что наличие свободных рабочих рук обычно «притягивает» хозяйственную дeятельность, а отсутствие их «отталкивает»; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям.

В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дoполнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае более выгодно перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов.

Пример 1. Крупнейшие промышленные районы и городские aгломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стaли главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран.

Пример 2. Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стaли главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США. .

В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на «качество» рабочей силы.

6. Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов , которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др.

Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий прежде всето для качества окружающей среды.По этому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства пyтeм, создания небольших и средних предприятий, минизаводов, минигэс и т. д. «Малое прекрасно!» это один из лозунгов времени, правильность которого уже доказана опытом передовых стран.

3. Новые факторы размещения.

К ним прежде всего относятся фактор наукоемкости и экологический фактор.

Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам большим тородам и городским агломерациям; возникают и специализированные «города науки». Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация центров научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.

Пример. В России главные цeнтры научных исследовании Москва, Санкт-Петербург и Hoвосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии в Токио. А в США основные научные исследования, ведутся в университетах, paccpeдоточенных по всей стране.

В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной opганизации науки. Это прежде всегo сходные по своему характеру тeхнопарки 1 и технополисы 2 , в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. «Парковый бум» начался в США еще в начале 50x гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира.

1 Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) - агломерация наукоемких фирм, группирующаяся BOKpyг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача пар ка сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу «наука предпринимательство».
2 Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.

Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80x гг. и также затем получила широкое распространение. Интенсивный рост технопарков и технополисов объясняется целым комплексом причин, тесно связанных с развитием НТР, электронизацией, автоматизацией, появлением новых материалов, технологий и др.

По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущино, Обнинск, Черноголовка, Протвино, Жуковский, Королев, в Сибири Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые нaxoдятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск). Обычно их называют наукоградами.

Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток тepритории, воды, растущие pacxoды на очистку промышленных стоков и выбросов, общее yxyдшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть «грязных» производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.

Пример. Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после Второй мировой войны считался одним из самых «грязных» в Европе. Но благодаря целой системе действенных природоохранных мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по oxpaне атмосферы под девизом «Чистое небо над Руром», в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района.

Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.
(Итоговое задание 8.)

Дополнительный текст (Интересные факты)

Первые телепередачи с Олимпийских игр были opганизованы в 1956г, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960 в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 г., в Лос-Анджелесе в 1984 г. и в Сеуле в 1988 г. около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 г. около 3 млрд, зимнюю Олимпиаду в Haгaнo и первенство мира по футболу во Франции в 1998 г. более 3 млрд человек, летние Олимпийские игры в Сиднее в 2000 г, зимние в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. и первенство мира по футболу в Японии и Республике Корея от 3,5 до 4 млрд, летнюю Олимпиаду в Китае в 2008 г. 4 млрд человек.

Танкер грузоподъемностью 550 тыс. т имеет длину 480 м, ширину около 63 м и осадку с грузом около 30 м. гребной винт такoгo судна равен высоте трехэтажного дома. Палубы занимают площадь 2,5 га.

Быстродействие суперкомпьютеров измеряется триллионами операций в секунду! Тем не менее человеческий интеллект продолжает вступать с ними в соревнование. Чемпионы мира по шахматам уже не раз играли в эту игру с «чемпионами» среди суперкомпьютеров. В 1996 г Гарри Каспаров выиграл свой матч, в 1997 г. проиграл, а в 2003 г. свел вничью. Владимир Крамник сыграл с компьютером в 2002 г. вничью.

Персональные компьютеры (ПК) начали производить в США в середине 70-х гг. прошлого века, а ныне их ежегодный выпуск превышает 200 млн. Больше вceгo компьютеров из расчета на 100 жителей имеют Швейцария (90), США и Швеция (80), Нидерланды (72).

Крупнейшие компьютерные корпорации США ИБМ, «Интел» (микропроцессоры) и «Майкрософт» (информационные технологии). Президент корпорации «Майкрософт» Билл Гейтс считается самым богатым человеком планеты: в 2007г eгo состояние оценивалось в 59 млрд долл.

В Японии создан робот-геолог, который может paботать в океане на глубине до 6000 м, и робот-музыкант, читающий ноты и играющий на злектрогитаре, в Австралии робот-стригаль овец. В США морские роботы заменяют водолазов. В ФРГ они «работают» в полиции: им «поручают» открывать автомашины, когда существует подозрение, что в них заложена взрывчатка. Есть роботы учителя, роботы-официанты, роботы-судомойки, роботы-уборщицы, роботы-слуги и т. д. Сенсацией в медицине стало появление роботов-хирургов.

Впервые в мире паровая тяга на железной дороге была применена в Англии в 1825 г. В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США, в 1832 г. во Франции, в 1835 г. в Бельгии и Германии, в 1837 г. в Австрии. В России первая железная дорога общего пользования была открыта в 1837 г. между Петербургом и
Царским Селом.

С начала 90x гг. в Москве наблюдается сокращение традиционных для столицы отраслей занятости промыщленности, транспорта, науки и культуры, образования. В то же время значительный рост занятости происходит в сфере финансов, услуг, управления, торговли. В Mоскве сосредоточено от 1/3 до 1/2 всей общероссийской занятости в сфере деловых услуг

В Монако, на Багамских, Бермудских, Мальдивских, Сейшельских, многих из Малых Антильских островов дoля сферы услуг в структуре ВВП достигает 75-90%!

Первая в мире линия метрополитена была построена в Лондоне в 1863 г., вторая в НьюИорке в 1868 г. В настоящее время метрополитены действуют в 70 городах мира. Наибольшую протяженность линий имеют метрополитены Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Mосквы. Первое место в мире по размерам перевозок пассажиров (около 3 млрд человек в год) занимает Московский метрополитен.

Наиболее яркий пример такoгo рода перенос - столицы Бразилии из Рио-де-Жанейро в построенный специально для этой цели г. Бразилиа в глубине страны. Этому примеру последовали и другие страны: в Нигерии столица была перенесена из Лагоса в Абуджу, в Котд"Ивуаре из Абиджана в Ямусукро, в Танзании из Дарэс-Салама в Додому. Решение о переносе столицы было принято и в Аргентине, но это так и осталось нeocyществленным.

Если сопоставить по размерам территории неокторые субъекты Российской Федерации со странами зарубежной Европы, то окажется, что Архангельская область примерно равна Франции, Томская область Польше, Московская область Дании, а Краснодарский край «coответствует» Австрии.

В начале 90x гг. поиски и разведку нефти и природного газа в пределах континентального шельфа вeли более ста стран мира, а добычу осуществляли почти 50 стран. Было открыто и введено в эксплуатацию более 2 тыс. нефтяных и газовых месторождений, пробурено более 40 тыс. морских скважин, эксплуатировалось около тысячи стальных и бетонных морских буровых платформ, а глубина моря в районах добычи нефти и газа возросла со 100 м в 80-х г. до 1800 м в конце 90-х г.

Морская буровая платформа, считая от основания ее стальных «ног» и до верхушки буровой вышки, достигaeт высоты небоскреба. Крупнейшие из таких платформ имеют вес 500-800 тыс. т, обслуживаются персоналом из 200-300 человек, имеют одну-две буровые вышки, жилые помещения, резервуары, площадку для вертолетов (см. рисунок 21). А изготовленная в конце 90x гг. в Канаде платформа по весу достигает 1,2 млн т и способна противостоять айсбергам массой до 1 млн т!

Фирмы Японии, США и Западной Европы opгaнизовали выпуск телевизоров, магнитофонов и другой бытовой электронной техники в Республике Корея, Гонконгe (ныне Сянган), Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах, Тайване и др. Так, знаменитая швейцарская часовая фирма «Омeгa» перевела часть своих капиталов в Гонконг и
Сингапур. Голландская фирма «Филипс» построила на Тайване крупнейший в мире завод кинескопов (4 млн штук в год).

Книжная полка
1. Максаковский В. п. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2006. ч. 1. Тема 4.
2. М о и с е е в Н. Н. Есть ли У России будущее? М.: Зеленый мир, 1996.
3. М о и с е е в Н. Н. Слово о научно-технической революции. М.: Молодая гвардия, 1985.

Блок добывания знаний и умений

Задание 1.
Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2.

Опираясь на знания по предшествующим курсам гeoграфии, приведите примеры тoгo, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении труда зависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горно-добывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Задание 3.

Нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в тексте учебника, а также странычлены ОПЕК. Используйте эту Kapту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Задание 4.

Пользуясь таблицей 18 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 5.

Используя таблицу 19 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров миpовoгo хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 6.

Используйте рисунок 22 для иллюстрации тoгo описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Дополнительное задание (ycложненное).

Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль ее морских ворот выполняет другой порт.

Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Задание 7.

Пользуясь текстом учебника, сформулируйте четыре главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте им краткую характеристику.

Задание 8 (итоговое).

1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.
2. Подготовьте проблемное сообщение на тему «Haучно-техническая революция и размещение производство).
3. Составьте письменный конспект одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:
1. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?
2. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?
3. Что прежде Bceгo отличает географическую модель cовременнoгo мирового хозяйства?
4. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами?
5. Что характерно для так называемого колониальногo типа территориальной структуры хозяйства?

Как вы думаете:
1. Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?
2. Почему не были осуществлены проекты строительства супертанкеров грузоподъемностью в 1 млн т?
3. Какую разновидность эгп имел в виду Н. Н. Баранский, когда приводил при меры Москвы, Парижа, Лондона, Мадрида, Праги?
4. Почему добывающую промышленность часто называют пионерной отраслью?
5. Почему фактор наукоемкости следует относить к числу новых факторов?

Знаете ли вы:
1. Какие из перечисленных ниже районов относятся к районам новoгo освоения: Север Канады, Лондонский, Рурский, Север России, Запад Австралии?
2. Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природногo газа: Северное море, Балтийское море, Средиземное
море, Персидский залив, Аравийское море. Мексиканский залив?

Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны. упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Норвегия, Швейцария. Италия, Бангладеш, Непал,
ОАЭ, Марокко, Чад, Танзания, Венесуэла?
2. Дать определение понятий: научнотехническая peволюция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, территориальная структура хозяй-
ства, региональная политика?
3. Про верить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) робототехника является одной из новейших науко-емких отраслей НТР;
б) мировое хозяйство сложилось на рубеже ХVIII и XIX вв.;
в) отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность;
г) на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природноресурсный фактор?
4. Заполнить про пуски в следующих предложениях?
а) В эпоху НТР особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более _________

б) Н. Н. Баранский назвал географическое разделение труда _________
в) Роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране выполняет ___________

Методические ключи к теме 4

Задание 1. Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении труда зависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Саудовская Аравия занимает первое место в мире по разведанным запасам, добыче, а также по экспорту нефти. В связи с нефтяная промышленность является отраслью международной специализации этой страны.

Для выращивания чая необходима совокупность нескольких природных факторов: высота над уровнем моря, влажность, температура. Такое сочетание можно найти на о. Шри-Ланка, в связи с чем одной из главных отраслей сельскохозяйственной специализации этой страны является выращивание чая.

Задание 3. Составьте в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

Задание 4. Пользуясь текстом учебника, нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в тексте, а также страны - члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК): Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): Канада, США, Мексика.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС): Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Задание 5. Для изучения показателей структуры ВВП отдельных стран мира (табл. 17 в «Приложениях») разбейтесь на пять групп, каждая из которых проанализирует ситуацию в одной из групп стран, включённых в таблицу. Затем сообща сравните эти пять групп и сделайте выводы. Используйте их в качестве примеров к тексту учебника.

Для наиболее отсталых стран характерна агарная структура экономики, где наблюдается значительное преобладание сельского хозяйства в структуре ВВП (50% и более) и малый процент промышленности. Примером таких стран могут быть Либерия (77% сельское хозяйство, 5% промышленность, 18% сфера услуг), Сомали (65% сельское хозяйство, 10% промышленность, 26% сфера услуг), ДР Конго (55% сельское хозяйство, 11% промышленность, 34% сфера услуг) и пр.

Задание 6. Используя табл. 18 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования.

Задание 7. Используйте рис. 19 для иллюстрации того описания тер-риториальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Территориальная структура хозяйства - это совокупность определённым образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В развивающихся странах рисунок территориальной структуры хозяйства в большинстве случаев сложился еще в колониальный период. Для него характерен низкий уровень насыщенности промышленными и сельскохо-зяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщённость отдельных частей, своего рода очаговое использование территории.

Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.

Задание 8. Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран:

а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим городом и одновременно морским портом;

б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Ответ: а) примером таких стран могут быть: Индонезия (столица Джакарта), Тунис (столица Тунис), Аргентина (столица Буэнос-Айрес);

б) ЮАР (столица Претория – крупный порт Кейптаун), Китай (столица Пекин – порт Шанхай), Россия (столица Москва – порт Мурманск, Владивосток и пр.)

Задание 9. Пользуясь текстом учебника, сформулируйте три главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте их краткую характеристику.

Региональная политика в экономически развитых странах имеет три главных направления:

Первое направление заключается в сглаживании региональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными с другой.

Второе направление заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных сверхгородов.

Третье направление заключается в освоении новых районов, преимущественно окраинных, периферийных, о которых мы уже говорили.

Задание 10. Пользуясь поисковыми системами Интернета, определите акватории континентального шельфа Мирового океана, где ведётся добыча нефти и природного газа. Способом значков нанесите эти районы на контурную карту мира, проанализируйте её и сделайте выводы.

Нефть с континентального шельфа добывается в следующих регионах: Мексиканский залив (северная часть у побережья США) и около п-ва Юкатан (Мексика), у побережья Аляски (США) и Канады, в Северном море, в Персидском заливе, у западного побережья Австралии. Все эти регионы являются активными пользователями продукции нефтепереработки, что приводит их к необходимости поиска и разработки новых месторождений нефти как на суше, так и на континентальном шельфе.

Задание 11. С помощью различных источников информации подготовьте устное сообщение на тему «Инноград Сколково».

Инновационный центр «Сколково» (российская «Кремневая долина») - современный научно-технологический комплекс по разработке новых технологий (в г. Москва). На специально отведенной территории создаются особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий.

Задание 12. (Работа в тетради)

12.1. На основе приобретённых знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

12.2. Подготовьте проблемное сообщение на тему «Научно-техническая революция и размещение производства».

НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Также оно влияет на размещение производства. Так экологический фактор приводит к ограничению концентрации загрязняющих производств в различных регионах и странах мира.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?

Так как революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии.

2. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?

Основное отличие постиндустриальной экономики от индустриальной - преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной.

3. Что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?

Наличие нескольких центров мирового хозяйства: США, Европа, Восточная Азия (Китай, Япония).

4. Что характерно для так называемого колониального типа территориальной структуры хозяйства?

Для такого типа территориальной структуры хозяйства характерно преобладание малотоварного потребительского сельского хозяйства, слабым развитием обрабатывающей промышленности и транспорта.

Как вы думаете:

1. Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?

Так как эти отрасли влияют на развитие других отраслей, они обеспечивают другие отрасли новыми технологиями и оборудованием.

2. Почему не были осуществлены проекты строительства супертанкеров грузоподъёмностью в 1 млн т?

Так как такие танкеры из-за своих размеров не смогли бы проходить через каналы, подплывать близко к портам выгрузки и загрузки (из-за возможности сесть на мель), также в случае аварии на таком танкере масштабы выброса нефти в море были бы ужасающие. Так крупнейшим супертанкером в мире Knock Nevis был построен в 1979 году. Его длина составляла 458,45 м, ширина - 68,86 м, осадка с грузом - 24,61 м. Таким образом данный танке не могу пройти через Суэцкий и Панамский канал, а также был ограничен в проходах через ряд проливов.

3. Какую разновидность ЭГП имел в виду Н.Н. Баранский, когда приводил примеры Москвы, Парижа, Лондона, Мадрида, Праги?

Н.Н. Баранский говорил о факторе территории, а именно о центральном положении столицы в рамках определенной государственной территории.

4. Почему добывающую промышленность часто называют пионерной отраслью?

Так как добывающая промышленность поставляет сырье для всех остальных отраслей промышленности.

5. Почему фактор наукоёмкости следует относить к числу новых факторов?

В эпоху НТР научно-техническая база становится всё более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоёмким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные «города науки».

Знаете ли вы:

1. Какие из перечисленных ниже районов относятся к районам нового освоения: Север Канады, Лондонский, Рурский, Север России, Запад Австралии?

Ответ: север Канада, север России.

2. Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природного газа: Северное море, Балтийское море, Средиземное море, Персидский залив, Аравийское море, Мексиканский залив?

Ответ: Северное море, Персидский залив, Мексиканский залив.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий: научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, территориальная структура хозяйства, региональная политика?

Научно-техническая революция - качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Географическое (территориальное) разделение труда - результат развития человеческого общества, который выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Территориальная структура хозяйства - это совокупность определённым образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

3. Пользуясь различными источниками информации, привести (в дополнение к учебнику) новые данные о прогрессе в технике и технологии?

В отрасли машиностроение - переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии - применение прогрессивных способов получения чугуна и пр.

4. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) робототехника является одной из новейших наукоёмких отраслей НТР? - УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО.

б) мировое хозяйство сложилось на рубеже XVIII и XIX вв? - УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО.

в) отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность? - НЕВЕРНО.

Ответ: Отраслью международной специализации Япония является приборостроение и электронная промышленность.

5. Указать, какие из следующих стран входят в состав Европейского союза: Канада, Бельгия, Норвегия, Швейцария, Польша, Испания, Италия, Греция?

В состав ЕС входят: Бельгия, Польша, Испания, Италия, Греция.

6. Из приведённых ниже стран выбрать те, которые входят в состав ОПЕК: Китай, Индонезия, ОАЭ, Ливия, Алжир, Венесуэла, Мексика?

В состав ОПЕК входят: ОАЭ, Ливия, Алжир, Венесуэла.

7. Указать, какой из приведённых ниже крупных районов мира занимает первое место в валовом мировом продукте: 1) зарубежная Европа, 2) зарубежная Азия, 3) Северная Америка, 4) Латинская Америка, 5) СНГ?

Ответ: 3-Северная Америка.

8. Привести примеры районов, специализация которых во многом зависит от их природно-ресурсного потенциала?

В силу особенностей природно-ресурсного потенциала Экваториальная Африка специализируется на выращивание какао-бобов, Юго-Восточная и Восточная Азия на выращивании риса, Европа на выращивании пшеницы.

Тема 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО


Задание 1 Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2 . Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении трудазависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Задание 3 . Нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в текстеучебника, а также страны - члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Задание 4. Пользуясь таблицей 15 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 5 . Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 6 . Используйте рисунок 22 для иллюстрации того описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Дополнитель- Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в

ное задание которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим (усложнен- городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или ное). «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль ее морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Задание 7 . Пользуясь текстом учебника, сформулируйте четыре главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте им краткую характеристику.

Задание 8 . 1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов (итоговое), на размещение производства.

2. Подготовьте проблемное сообщение на тему «Научно-техническая революция и размещение производства».

3. Составьте письменный конспект одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Как вы объясните:

1. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?

2. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?

3. Чтопрежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?

4. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами?

5. Что характерно для так называемого колониального типа территориальной структуры хозяйства?

Как вы думаете:

1. Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?

2. Почему не были осуществлены проекты строительства супертанкеров грузоподъемностью в 1 млн т?

3. Какую разновидность ЭГП имел в виду Н. Н. Баранский, когда приводил примеры Москвы, Парижа, Лондона, Мадрида, Праги?

4. Почему добывающую промышленность часто называют пионерной отраслью?

5. Почему фактор наукоемкое™ следует относить к числу новых факторов?

Знаете ли вы:

1. Какие из перечисленных ниже районов относятся к районам нового освоения: Север Канады, Лондонский, Рурский, Север России, Запад Австралии?

2. Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природного газа: Северное море, Балтийское море, Средиземное море, Персидский залив, Аравийское море, Мексиканский залив?

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Норвегия, Швейцария, Италия, Бангладеш, Непал, ОАЭ, Марокко, Чад, Танзания, Венесуэла?

2. Дать определение понятий: «научно-техническая революция», «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «территориальная структура хозяйства», «региональная политика»?

3. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

А) робототехника является одной из новейших наукоемких отраслей НТР;

Б) мировое хозяйство сложилось на рубеже XVIII и XIX вв.;

В) отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность;

Г) на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природно-ресурсный фактор?

4. Заполнить пропуски в следующих предложениях:

А) В эпоху НТР особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более... .

Б) Н. Н. Баранский назвал географическое разделение труда... .

В) Роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране выполняет... .

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 4

Что нужно вспомнить

1. Значение и результаты Великих географических открытий XV-XVIII вв. (География, 6-7 классы; История, 7 класс). 2. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории (История, 7-8 классы). 3. Роль ЭВМ в современном обществе (Основы информатики и вычислительной техники, 9, 10 классы). 4. Понятия и термины: производственная сфера, непроизводственная сфера, отрасль народного хозяйства, межотраслевой комплекс, географическое (территориальное) разделение труда, территориальное планирование, национальный доход, концентрация.

Ведущие идеи темы IV:

1. Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой. 2. Интернационализация хозяйственной жизни приводит к созданию единой глобальной системы рыночной экономики.

Главные научные знания темы:

1.Понятие о научно-технической революции. 2. Главные направления развития производства в эпоху НТР. 3, Понятие о мировом хозяйстве. 4. Понятие о международном географическом разделении труда. 5. Международная экономическая интеграция. 6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства. 7. Пространственные модели мирового хозяйства. 8. Территориальная структура мирового хозяйства. 9. Региональная политика. 10. Факторы размещения. 11. Ключевые слова темы: 1) научно-техническая революция, 2) мировое хозяйство, 3) география ми­рового хозяйства, 4) международное географическое разделение труда, 5) отрасль международной специализации, 6) международная экономическая интеграция, 7) аграрная структура экономики, 8) индустриальная структура экономики, 9) постиндустриальная структура экономики, 10) центр, периферия и полупериферия мирового хозяйства, 11) территориальная структура хозяйства, 12) высокоразвитый район, 13) старопромышленный район, 14) район нового освоения, 15) региональная политика, 16) фактор размещения, 17) технопарк, технополис.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий. 2. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений. 3. Составлять письменный конспект прочитанной книги (главы, раздела). 4. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.

Тема 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА




БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Проанализируйте рисунок 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении XX в., установите границы этапов его развития.

Пользуясь таблицей 22 в «Приложениях», проведите сравнение стран по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Подберите яркие примеры для иллюстрации положения учебника о больших различиях между странами по этому показателю.

Задание 2. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4 и рисунков 24 и 25, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран, «нефтяные мосты». Подумайте, о чем они свидетельствуют. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 3. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, рисунка 26, а также таблицы 20 в «Приложениях» и карты мировой энергетики в атласе дайте развернутую характеристику мировой газовой промышленности. Выделите «первую десятку» газодобывающих стран. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь рисунком 26, охарактеризуйте главные «газовые мосты». Какие из них осуществляются с помощью газопроводов, а какие- путем морской транспортировки сжиженного природного газа?

Задание 4. На основе текста учебника, данных таблицы 4 и рисунка 27, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой угольной промышленности. Выделите «первую десятку» угледобывающих стран, главные «угольные мосты». Какие сравнения у вас возникают в связи с этим? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 5. Пользуясь текстом учебника, таблицей 4, таблицами 20, 23 и 24 в «Приложениях» и картой мировой энергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС.

Задание 6. Проанализируйте рисунок 28 и охарактеризуйте главные «железорудные мосты», сложившиеся в мировой горнодобывающей промышленности.

Задание 7. На основе текста учебника, данных таблицы 5 и рисунков 28 и 29, а также карты черной металлургии мира в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой черной металлургии. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь картой мировой черной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды, 2) запасы каменного угля, 3) запасы железной руды, 4) грузопотоки угля и руды.

Задание 8. По мировой карте цветной металлургии в атласе определите главные страны выплавки тяжелых цветных металлов. По той же карте приведите примеры ориентации алюминиевой промышленности: 1) на собственное сырье, 2) на привозное сырье. Сделайте возможные выводы на основе этого анализа. Используйте также таблицы 20,25 в «Приложениях».

Задание 9. По карте мирового машиностроения в атласе и данным таблицы 6 и таблиц 20 и 26 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника. Приведите примеры, характеризующие неравномерность размещения этой отрасли в мировом хозяйстве.

Дополнительное задание (усложненное). По той же карте в атласе составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран.

Задание 10. По карте мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 27 в «Приложениях».

Задание 11. По карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 28 в «Приложениях».

Задание 12. На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.

Задание 13. Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:


Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Задание 14. Используя карту мирового транспорта в атласе, сравните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью. Приведите примеры стран, где железные дороги вообще отсутствуют.

Задание 15. С помощью таблицы 32 в «Приложениях» охарактеризуйте «первую десятку» стран мира по тоннажу морского торгового флота. По рисунку 37 определите основные направления мирового судоходства. Приведите примеры мировых портов и попробуйте объяснить их географию.

Дополнительное задание (для удовольствия). Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, подсчитайте, на сколько сокращается водный путь между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала. На той же карте найдите наибольшие по протяженности морские трассы.

Задание 16. Используйте рисунки 43-44 и таблицу 33 в «Приложениях» для конкретизации текста учебника. Покажите масштабы туристического бума в мире. Охарактеризуйте распределение туристов по крупным регионам.

Задание 17 (итоговое). 1.(Работа в тетради.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте диаграмму «Страны, занимающие первое - третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Какие вопросы можно поставить в связи с анализом этой диаграммы?


  1. Проанализируйте карты учебника и атласа, которыми вы пользовались при изучении данной темы. Определите, какие способы картографического изображения применены на них. Какую информацию они могут дать?

  2. (Работа в тетради и на контурной карте.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицы «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».
Как по-вашему, можно ли считать, что перечисленные экспортные товары определяют отрасли международной специализации соответствующих стран? Нанесите эти страны на контурную карту.

  1. (Работа в тетради.) Использую знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составьте систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду» по следующей форме:

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

отраслей

отраслей

отраслей

отраслей

Воздействие на

Преимущественное

Преимущественное

Преимущественное

все или большин-

загрязнение

загрязнение воды

нарушение земель

ство компонентов

воздуха

окружающей среды

Пользуясь текстом учебника, проиллюстрируйте данные таблицы конкретными географическими примерами.

  1. Сформулируйте по тексту одного из параграфов темы 5 два - три вопроса, на которые в тексте нет прямого ответа. Попробуйте дать эти ответы.
6. Составьте краткий реферат одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно -энергетического баланса на протяжении XX в.?


  1. Почему особенно большой территориальный разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?

  2. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти сплошное «белое пятно»?
4. Каковы основные черты размещения зерновых культур?

Как вы думаете:


  1. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран Запада? О чем она свидетельствует?

  2. Можно ли утверждать, что крупный, особенно мировой, порт - это своеобразный барометр, который отражает состояние экономики страны, да и мирового хозяйства?

  3. Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, «великим путем мировой торговли»?
Знаете ли вы:

  1. Какие из перечисленных ниже стран занимают два первых места в мире по добыче угля: Канада, Китай, Великобритания, Россия, Польша, США?

  2. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку: а) черных металлов, б) цветных металлов, в) черных и цветных металлов- Россия, Украина, Канада, Замбия, Чили, Малайзия, Япония, США?

  3. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, являются крупнейшими в мире производителями: 1)картофеля, 2) сои, 3)подсолнечника, 4) сахарной свеклы, 5) сахарного тростника, 6) чая, 7) кофе, 8) какао, 9) хлопка-волокна?

  4. Какие пять из перечисленных ниже стран являются важнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия, Египет?

  5. По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?

  6. Какие три из перечисленных ниже стран обладают самыми крупными в мире морскими флотами: США, Великобритания, Греция, Франция, Япония, Либерия, Панама, Норвегия?
Можете ли вы:

  1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Польшу, Румынию, Грецию, Филиппины, Малайзию, Республику Корею, Либерию, Замбию, Чили, Панаму?

  2. Дать определение следующим терминам: новейшая отрасль, нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, контейнеризация, свободная экономическая зона?

  3. Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1) Мексика, 2)Иран, 3) Россия, 4) США, 5)Саудовская Аравия?

  4. Расположить пять главных стран-производителей электроэнергии (по возрастающей): 1) Россия, 2) Япония, 3) США, 4) Китай, 5) Канада?

  5. Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности.

  6. Назвать и показать на карте крупнейший порт мира и по два мировых порта в Европе, Азии и Северной Америке?
7. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: 1)большая часть добываемой в мире нефти потребляется странами-производителями этого вида топлива; 2) Япония является крупнейшим среди экономически развитых стран Запада производителем стали; 3) 9/10 мирового сбора риса приходиться на страны Азии; 4) общая протяженность мировой железнодорожной сети растет очень быстро; 5) в экспорте Австралии преобладают машины и оборудование?

8. Заполнить пропуски в следующих предложениях? 1)В своем развитии мировая энергетика прошла ______________ главных этапа. 2) В мире сложились ____________ главных района машиностроительной промышленности. 3) Зерновые культуры занимают_______________ всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются ________________. 4) Яркими примерами стран-обладательниц «дешевых флагов» могут служить ___________________.

Методические ключи к теме 5

Что нужно вспомнить

1. Структуру народного хозяйства России и основные черты географии важнейших межотраслевых производственных комплексов. (География, 9 класс.) 2. Размещение природных зон на материках. (География, 7 класс.) 3. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океанах. (География, 7 класс.) 4. Происхождение культурных растений. (Биология, 7 класс.) 5. Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия, классификацию удобрений. (Химия, 9, 10 классы.) 6. Тепловые двигатели и охрану природы. (Физика, 10 класс.) 7. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы, факторы размещения производства, отрасль международной специализации. (География, 10 класс.) 8. Понятия и термины: территориально- производственный комплекс (ТПК), обрабатываемая промышленность, добывающая промышленность, материало- и энергоемкость, интенсивный и экстенсивный пути развития, топливно- энергетический баланс, конструкционные материалы, грузооборот, экспорт, импорт. (География, 9 класс).

Что нужно усвоить Ведущие идеи темы 5:

1. В эпоху НТР все большее воздействие на географию производительных сил оказывает научно- технический прогресс. 2. Ни одна, даже самая большая, страна не может быстро развиваться без активного участия во всемирных экономических отношениях.

Главные научные знания темы 5:

1. Состав и основные черты размещения топливно- энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира. 2. Понятие о «зеленой революции». 3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства. 4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира. 5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений. 6. Ключевые слова темы: 1) старая отрасль, 2) новая отрасль, 3) новейшая отрасль, 4) мировой энергетический кризис, 5) нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, 6) мировой сырьевой кризис, 7) «великая горнодобывающая держава», 8) товарное сельское хозяйство, 9) агробизнес, 10) потребительское сельское хозяйство, 11) «зеленая революция», 12) мировая транспортная система, 13) региональная транспортная система, 14) мировой порт, 15) всемирные экономические отношения, 16) открытая экономика, 17) свободная экономическая зона, 18) прямые инвестиции.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, использую типовой план. 2. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещениях отраслей мирового хозяйства. 3. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение. 4. Составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников. 5. Готовить краткий реферат прочитанной книги (главы, раздела).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

План характеристики отрасли мирового хозяйства.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. 3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 4. Главные страны- производители. 5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах. 6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. 8. Перспективы развития и размещения отрасли.

Задание 1. Сравните страны зарубежной Азии со странами зарубежной Европы по размерам территории. Подберите европейские страны-аналоги к тем государ¬ствам Азии, которые перечислены в следующей таблице:

Назовите страны зарубежной Азии, аналогов которым по размерам территории в зарубежной Европе нет.

Индия, Саудовская Аравия, Индонезия, Иран, Монголия, Китай

Задание 2. Напишите в скобках названия стран, столицами которых являются перечисленные ниже города:

Задание 3. Назовите страны зарубежной Азии, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Монголия

2) Афганистан

4) Таджикистан

5) Узбекистан

Задание 4. Нанесите на контурную карту (рис. 18) главные районы добычи нефти в зарубежной Азии. Перечислите 10 стран, в которых ведется добыча нефти:

Укажите, в каком из субрегионов Азии расположено большинство из этих стран.

Юго-Западная Азия - район Персидского залива.

Задание 5. Назовите 11 «сверхгородов» зарубежной Азии:
Укажите, в каких странах они находятся.

Задание 6. Обведите кружком номера тех утверждений, которые относятся к следующим странам зарубежной Азии:

Утверждения:

1. Страна занимает первое место в мире по численности населения, по добыче угля и железной руды, по производству телевизоров, велосипедов, по сбору риса и хлопка.

2. Страна, в которой сформировался крупнейший в регионе мегалополис и находится самый большой город мира.

3. Страна, для которой характерно отсутствие единого экономического центра при сосредоточении экономической жизни в четырех крупнейших городах.

4. Страна, занимающая первое место в мире по запасам и добыче нефти.

5. Небольшое по территории государство, столицей которого является город-порт, занимающий по грузообороту первое место в мире.

7. Островное государство, специализирующееся на производстве и экспорте чая.

8. Государство, которое до конца Второй мировой войны было главным центром колониальной империи Нидерландов.

Задание 7. Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:

1. Китай занимает первое место в мире по размерам территории и численности населения.
+ 2. В Китае сооружается самая крупная в мире ГЭС Санься.
- 3. Шанхай и Пекин — главные морские порты Китая.
+ 4. Шэньчжэнь — самая крупная свободная экономическая зона Китая.

Задание 8. На рисунке 19 надпишите главные города Китая по заглавным буквам их названий.

Задание 9. Укажите главные сельскохозяйственные культуры Китая, которые выращиваются:

1) в пределах 30—40 ⁰ с. ш. - соя, тунга, хлопчатник, пшеница

2) в пределах 20—30 ⁰ с. ш. - чай, рис, сахарный тростник

Объясните такую специализацию и охарактеризуйте ее изменения при продвижении с севера на юг.

На севере выращивают засухоустойчивые культуры; южнее - массив орошаемых земель. Здесь расположены главные земледельческие районы.

Задание 10. Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:

1. Население Японии в последнее время быстро возрастает.
- 2. Ни одна другая страна мира не имеет такого количества мировых морских портов, как Япония.
+ 3. Связь между островами Хонсю и Хоккайдо осуществляется с помощью паромной переправы.
- 4. Три самые большие городские агломе¬рации Японии — Токио, Саппоро, Нагасаки.

Задание 11. На рисунке 20 надпишите главные города Японии по заглавным бук¬вам их названий.

Саппоро, Киото, Хиросима, Токио, Китакюсю, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе, Нагасаки.

Задание 12. Дайте сравнительную характеристику ЭГП Японии и Великобритании по следующей форме:

Задание 13. Перечислите главные товары экспорта и импорта Японии:

1) экспорт : автомобили, электронно-вычислительная техника, станки, робототехника, бытовая техника.

2) импорт : минеральные ресурсы, металлопродукция, текстильные товары.

Сравните состав экспорта и импорта и объясните различия. Нанесите на контурную карту (см. рис. 18) главные грузопотоки нефти из стран зарубежной Азии в Японию.

В основном Япония импортирует полезные ископаемые для промышленности, т.к. на её территории крайне мало залежей руд, топливных ресурсов. На экспорт идёт готовая продукция, которая производится в Японии (автомобили, бытовая техника и т.д.)

Задание 14. Какие из следующих утверждений являются правильными?

1. В административном отношении Индия подразделяется на 29 штатов.
- 2. Демографическая политика в Индии оказалась более результативной, чем в Китае.
+ 3. Города Мумбаи (Бомбей) и Колката (Калькутта) играют роль экономических столиц Индии.
+ 4. По поголовью крупного рогатого скота Индия занимает первое место в мире.

Задание 15. Докажите положение учебника: «Индия — самая многонациональная страна мира». Перечислите пять народов Индии, численность каждого из ко¬торых превышает 50 млн человек.

1) хиндустанцы; 2) бихарцы; 3) бенгальцы; 4) телугу; 5) тамилы.

Индия занимает 2 место по численности населения => к народам Индии относится больше людей, чем к любым другим народам мира.

В каких районах страны они проживают?

1) Северная Индия; 2) штат Бихар; 3) Западная Беталия; 4) штат Андхра-Прадеш; 5) штат Тамилнад.

Задание 16. На рисунке 21 надпишите главные города Индии по заглавным буквам их названий.

Дели, Ахмадабад, Калькутта, Мумбай, Хайдерабад, Ченнаи, Бангалор.

Задание 17. Укажите страны, с которыми Индия имеет сухопутные границы:

1) Пакистан
2) Китай
3) Непал
4) Бутан
5) Бангладеш
6) Мьянма
7) Афганистан

Задание 18. Узнайте город:

1) новая столица четвертой по численности населения страны зарубежной Азии, расположенная в долине реки Инд;

2) один из древнейших городов мира, недавно отметивший свое 3000-летие, богатый памятниками трех религий, но до сих пор не имеющий общепризнанного международного статуса;

3) древний город, столица страны, расположенный на реке Джамна;

4) расположенный на берегах морского пролива самый большой город страны, но не являющийся ее столицей;

5) столичный город с населением около 11 млн человек, в центре которого сохранился бывший императорский Запретный город.

Задание 19. По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке 22. Надпишите названия их столиц:

1) Кабул
2) Улан-Батор
3) Катманду
4) Бангкок
5) Ханой
6) Манила

Задание 20. Установите соответствие

1. Юго-Западная Азия - Иран, Саудовская Аравия, Израиль

2. Южная Азия - Непал, Шри-Ланка

3. Юго-Восточная Азия - Камбоджа, Филиппины

4. Восточная Азия - Республика Корея

Задание 21. Перечислите основные виды продукции, которые Австралия экспортирует.

Продукция сельского хозяйства (шерсть, мясо, зерно); топливо, рудное и прочее сырьё (каменный уголь, железные руды, золото); продукция обрабатывающей промышленности (тракторы, сельскохозяйственные машины, авиационные двигатели).



Понравилась статья? Поделитесь ей