Контакты

Атрибуты сюжетно ролевой игры школа. Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Виктория Асаёнок

Существует много вариантов оформления атрибутов к сюжетно - ролевой игре "Школа ". Нам хотелось сделать детям игру интересную, красочную, что бы они с удовольствием играли. Много времени мы потратили на поиски материала в интернете. И хочется сказать огромное спасибо всем кто делится своими работами бесплатно. Замечательные дидактические игры мы нашли в социальных сайтах. Распечатали и заламинировали, из чертёжной бумаги (она самая плотная) сделали конверты. Многие дети в начале года не умеют читать, поэтому на конверт мы приклеили название и картинку игры .




Сами сделали (аппликацию) карточки с задачами.


Сшили книжку - малышку (счёт и цифры)






Добавили букварь, пенал с карандашами, ручками, счётные палочки, тетради мы разрезали пополам, сделали журнал для учителя. Всё это мы поместили в коробку (осталось от набор для первоклассника, она очень удобная с ручками, для прочности, мы их обклеили плёнкой. Теперь детям очень удобно переносить.

Мы не все игры сразу выложили в "Школу ". Работали мы по программе Е. В. Колесниковой и подбор игр добавлялся после занятия, на закрепление пройденного материала. Наша сюжетно - ролевая игра пополнялась, тем самым поддерживала интерес у детей. Дети вносили свои предложение, приносили прописи, мы их копировали.

У детей появился интерес к школе , желание учиться.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Сюжетно-ролевая игра – это настоящая практика ребенка, его реальная жизнь. Всем известно, что в условиях дошкольного учреждения ведущим.

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Школа». Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и социальной компетентности.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Музыкальная школа» в подготовительной группе Сюжетно-ролевая игра "Музыкальная школа" Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Музыкальная школа». Задачи: 1. овладеть новыми, более.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Подготовительная группа № 9 Гусарова Т. А. Цели: Образовательные: Расширить, уточнить и конкретизировать.

«Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Цель: расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе

Задачи:

    Уточнить знания детей о профессии учителя, директора, библиотекаря, медсестры, буфетчицы.

    Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события, учить подчинять всех играющих общей игровой цели. Осуществлять скрытое управление игрой, приняв на себя роль директора.

    Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.

    Продолжать обучение умению ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

    Формировать мотивационную готовность к школе.

Предварительная работа:

    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

    Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

    За несколько дней до игры воспитатель (педагог) организует сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», где дети проходят медицинский осмотр. «Врачи» дают справку будущим школьникам о том, что они здоровы и могут посещать школу.

    Беседа о школьных принадлежностях.

    Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.

    Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.

    Экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом.

    Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа».

    Показ мультфильма о школьной жизни.

    Беседа по картине «На уроке».

    Рисование «Наша школа»

    Ручной труд: подготовка атрибутов для СРИ

Оборудование : колокольчик для подачи звонка, оправа для очков, атрибуты для игры в школу, в больницу, буфет, магазин, семью, мультфильм «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс», конфеты «Школьные» (сюрпризный момент)

Игровые роли : директор, учитель – 3 чел., ученики, медсестра, буфетчица, библиотекарь, члены семьи (мамы, папы учеников), продавец в магазин «Школьник», продавец в магазин «Продукты», продавец цветов.

Ход игры:

    Игра для эмоционального настроя «Волшебные очки»

Цель : развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Педагог предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.

    Мотивационный момент.

Педагог : Ребята, а вы любите загадки? Сейчас я загадаю загадку, а вы скажите, о чём она.

На каникулах скучает,

Тихо и спокойно в ней,

После - школьников встречает

Днем распахнутых дверей. (Школа)

Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс».

Педагог : Ребята, а вы хотите пойти в школу? Воспитатель проводит беседу о школе.

Беседа перед игрой:

Педагог обращается к детям:

Дети, скажите какой сейчас месяц, число?

Ответы детей.

Какое важное событие в вашей жизни произойдет 1 сентября этого года?

Ответы детей.

А вы хотите совершить путешествие в этот день, т.е. в 1сентября.

Ответы детей.

А вам хотелось бы сейчас стать школьниками?

Ответы детей.

Но чтобы идти в школу нам нужны школьные принадлежности. Где можно их приобрести?

Ответы детей.

А кто школьникам покупает школьные принадлежности?

Ответы детей.

Значит, в нашей игре будет семья, и в семье будут роли….

Ответы детей.

Семья пойдет в магазин покупать школьные принадлежности, а в магазине работают …. (дети продолжают), а те кто покупает ….

Ответы детей.

В магазине у нас будут роли…..

Ответы детей.

Ученики придут в школу, а в школе работают….?

Дети перечисляют.

Давайте составим небольшой план нашей игры.

Где будут жить наши семьи?

Ответы детей.

После того, как распределились по домам, что делают родители и ученики?

Ответы детей.

Игра с мячом «Назови школьные принадлежности»

Купили школьные принадлежности и что вы делаете дальше?

Ответы детей.

Правильно, семья возвращается домой и …..

Ответы детей.

Дома школьники укладывают портфель, а затем….?

Дети: ученики идут в школу, а родители их провожают.

И в школе начинается ….. (урок).

В школе будут 3 урока, что делают в это время родители?

Ответы детей.

Что делают ученики, когда заканчиваются уроки в школе?

Ответы детей.

А сейчас, дети, давайте закроем глаза и все вместе назовём каждый месяц года: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь. Откроем глаза и посмотрим на календарь (на доску).

Педагог : Ребята, а вы хотите поиграть в школу?

    Распределение ролей с помощью жребия (дети тянут жребий - свернутые в рулончики бумажки с изображением 4-х учителей, учеников, буфетчицы, медсестры, библиотекаря, родителей, учеников, продавцов). Воспитатель с помощью вопросов уточняет знания детей о профессии учителя, медсестры, буфетчицы, библиотекаря.

Воспитатель : Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он? Я буду директором.

    Выбор атрибутов для игры.

Воспитатель: «Давайте приготовим свои рабочие места. Выбирайте, кому что нужно. Все готово? Начинаем играть»

    Игра

Этапы:

    Учитель и продавцы занимают свои места.

    Остальные дети делятся на 2 - 4 семьи, выбирают дома (по жребию).

    Семья идет в магазин покупать школьные принадлежности.

    Родители покупают цветы для учителя.

    Родители провожают ученика в школу.

    В школе дарят цветы учительнице.

    Родители возвращаются домой и договариваются, кто из них идёт на работу, а кто остается дома ждать ученика со школы.

    Звенит звонок. Учитель знакомится с учениками и начинаются уроки.

    Родители, которые остались дома, достают игрушечную посуду, затем идут в магазин «Продукты» и готовят обед, т.е. готовятся к встрече школьника.

    Родители приходят в школу встречать учеников.

    Ученики прощаются с учителем, идут домой с родителями.

    Дома их ждёт «вкусный» обед (сюрпризный момент).

    Вся семья собирается дома, взрослые и дети обсуждают события, которые произошли за день.

Звенит звонок. Первый урок – математика . Учитель дает задание по своему выбору. Например, дидактическая игра: «Назови соседа», «Геометрические фигуры» и т.д. Педагог в роли «директора», поощряет инициативу «учителя». Учитель проверяет правильность выполнения игрового задания, ставит оценки, хвалит за хорошую работу.

Перемена. Директор: Ребята, нас приглашают в медпункт, нужно всем измерить рост и вес.

Медсестра : Проходите, пожалуйста, присаживайтесь (далее ролевой диалог с «учениками»)

Звенит звонок на второй урок. «Грамота». Его проводит второй учитель. Он предлагает игру «Азбука» или другую, по своему усмотрению. Например, ребенок может повторить то, что запомнил из предыдущих занятий по развитию речи.

Перемена . После окончания урока директор приглашает всех в буфет, на завтрак.

Буфетчица: ролевые диалоги с «учениками». «Ученики» отправляются в столовую, моют руки, рассаживаются за столы. Повара говорят детям меню обеда. Идет импровизированный прием пищи. После обеда повара убирают посуду на место, снимают униформу.

Звенит звонок на третий урок – физкультура . Учитель, желательно чтобы это был мальчик, предлагает поиграть в подвижную игру по своему выбору. После звонка он объявляет об окончании уроков, напоминает, что завтра «ученики» снова встретятся в «школе».

Перемена . После окончания урока директор приглашает всех в библиотеку, взять книги для внеклассного чтения.

Библиотекарь: ролевые диалоги с «учениками».

Педагог подводит итог: Ребята, вам понравилось играть в школу? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

Обобщает ответы детей и благодарит детей за хорошую игру:

    «учителя» за интересное проведение урока.

    «учеников» за хорошую учебу.

    «родителей» за заботу о своих «учениках».

    «продавцов» за быстрое обслуживание и вежливое обращение с покупателями

    «буфетчицу» за вкусные блюда

    «библиотекаря» за интересные журналы и книги.

Игра получилась интересная, спасибо, дети, за игру! Вы просто молодцы. Мы еще обязательно поиграем в школу.

Просмотр продолжения мультфильма

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Представлен конспект сюжетно-ролевой игры "Школа гимнастики" (подготовительная к школе группа)

Задачи:

  • Сформировать социально-игровой опыт детей по сюжету «Школа гимнастики» (соединения двух линий в одном сюжете: спортивная и художественная гимнастики)
  • Продолжать формировать у детей умение действовать с ролью: спортсмены – гимнасты, тренер по спортивной гимнастике, тренер по художественной гимнастике, хореограф, врач, судья.
  • Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельном подборе материала для игры.
  • Поддерживать умение детей самостоятельно распределять роли по считалке.

Предварительная работа

Для решения первой задачи:

  • Мероприятие: мультимедийная презентация «История олимпийских игр. Гимнастика».
    Цель: знакомство с историей спортивных состязаний; развитие интереса к гимнастике, умения радоваться достижениям спортсменов.
  • Мероприятие: разговор с детьми «Интересные профессии» (приложение 1)
    Цель:
    формирование знаний о профессии спортсменов в спортивной и художественной гимнастике (внешний вид гимнастов; гимнастические снаряды и ручные гимнастические предметы).
  • Мероприятие: беседа на тему «Знаменитые гимнасты»
    Цель: знакомство с профессиональной деятельностью спортсменов, их достижениями и карьерой (от спортсмена до тренера).
  • Мероприятие: «Встречи с интересными людьми» (приложение 2)
    Цель:
    формирование устойчивых представлений о профессиях: гимнасты, тренер по художественной гимнастике, хореограф, тренер по спортивной гимнастике, врач
    Тренер по художественной гимнастике Батогова Светлана Алексеевна
    Тренер по спортивной гимнастике Пашко Наталия Вадимовна
    Хореограф Горбачева Мария Николаевна
    Врач Серова Марина Николаевна
  • Мероприятие: экскурсия в спортивную школу СпортАрт
    Цель:
    знакомство с работой тренеров (по спортивной и художественной гимнастике), спортивными снарядами и предметами для тренировок гимнастов
  • Мероприятие: чтение художественной литературы о профессиях в спортивной и художественной гимнастике (приложение 3)
    Цель:
    развитие умения различать профессиональную деятельность (обязанности) людей, принадлежащих к той или иной профессии в данных видах спорта
  • Мероприятие: просмотр фильмов (мультфильмов) на тему «Спортивная и художественная гимнастики»
    «Спортивная гимнастика» (из серии Олимпиада – 80)
    «Про футбол, хоккей и …» (сборник мультфильмов о спорте)
    Цель: знакомство с профессиями в данных видах спорта (гимнасты, тренеры, хореограф, судья, врач)
  • Мероприятие: дидактическая игра «Команда чемпионов»
    Цель: знакомство с различными видами спорта; развитие логического и творческого мышления через умение анализировать, сравнивать.
  • Мероприятие: дидактическая игра «Найди лишнее» («Подбери предметы», «Каких предметов не хватает?»)
    Цель: формирование знаний о спортивном инвентаре, который используется в спортивной и художественной гимнастике
  • Мероприятие: дидактическая игра «Приятного аппетита»
    Цель: накопление детьми знаний в области правильного питания спортсменов и умения различать полезные и вредные для здоровья продукты
  • Мероприятие: пиктограммы «Обведи фигуры»
    Цель: формирование навыка находить отличительные особенности движений гимнастов, узнавать вид гимнастики (спортивная или художественная)
  • Мероприятие: спортивные загадки (приложение 4)
    Цель:
    закрепление знаний о профессиях, о спортивном инвентаре в гимнастике (спортивной или художественной), развитие смекалки
  • Мероприятие: лепка «Музей олимпийских скульптур»
    Цель: создание «скульптур», изображающих спортсменов-гимнастов и спортсменов других видов спорта

Для решения второй задачи:

  • Мероприятие: костюмерная (выбор костюмов в соответствии с ролью)
    Цель: формирование представлений о внешнем облике, характере и действии конкретного персонажа
  • Мероприятие: составление рассказов детей от лица персонажа
    Цель: развитие ролевой речи
  • Мероприятие: кукольный театр (бумажные куклы)
    Цель: формирование опыта детей действовать в соответствии с ролью
  • Мероприятие: дидактическая игра «Это мои слова» (каждый берет на себя роль и выбирает в соответствии с ней таблички со словами, произносит их; можно обыграть каждое слово движениями или мимикой)
    Цель: формирование умения говорить в контексте роли
  • Мероприятие: упражнения «Гимнасты на тренировке»
    Цель: формирование умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в контексте роли
  • Мероприятие: подвижная игра «Замри»
    Цель: развитие самостоятельности и умения изображать позу гимнаста по рисунку-схеме

Для решения третьей задачи:

  • Мероприятие: изобразительная деятельность «Что можно сделать своими руками»
    Цель: развитие у детей знаний о том, что можно сделать игрушки своими руками
  • Мероприятие: изготовление булавы, ленты
    Цель: формирование умения самостоятельно изготавливать из материала-сырья игрушки
  • Мероприятие: изготовление медалей, кубков
    Цель: поддержка детского творчества в совместной со взрослыми и сверстниками изобразительной деятельности
  • Мероприятие: изготовление атрибутов в кабинет врача
    Цель: совершенствование умения самостоятельно изготавливать игрушки из материала – сырья
  • Мероприятие: выставка «Игрушки своими руками»
    Цель: развитие творческого воображения
  • Мероприятие: изготовление макета «Спортивный зал»
    Цель: развитие у детей навыков сотрудничества в совместном творческом задании
  • Мероприятие: создание проблемных ситуаций в процессе игры
    Цель: формирование у детей представления о создании предметов из неоформленного материала

Для решения четвертой задачи:

  • Мероприятие: словесная игра «Составь свою считалку»
    Цель: развитие у детей умения сочинять считалку
  • Мероприятие: создание проблемных ситуаций
    Цель: формирование умения детей применять считалки для распределения ролей
  • Мероприятие: составление альбома «Веселые считалки»
    Цель: поддержка словесного и изобразительного творчества детей
  • Мероприятие: игра «Кто больше назовет считалок»
    Цель: вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействия со сверстниками, в диалог.

Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия

Игровые действия

Гимнасты (спортивная гимнастика)

Приходят на тренировку. Выполняют спортивные упражнения (по показу). Посещают медицинский кабинет в школе гимнастики. Ездят на соревнования. Выступают (в зале, на стадионе). Слушают оценки за выступление. Поднимаются на пьедестал (в случае победы).

Гимнастки (художественная гимнастика)

Приходят на тренировку. Выполняют танцевальные движения под музыку и спортивные упражнения с предметами (по показу). Посещают медицинский кабинет в школе гимнастики. Собирают в поездку предметы для выступления на соревнованиях. Ездят на соревнования. Выступают (в зале, на стадионе). Слушают оценки за выступление. Поднимаются на пьедестал (в случае победы).

Тренер по спортивной гимнастике

Показывает спортивные упражнения. Наблюдает за выполнением упражнений. Придумывает упражнения для рук, ног, туловища. Делает замечания. Хвалит гимнастов за точность выполнения движений. Ездит на соревнования. Поддерживает во время выступления своих гимнастов.

Тренер по художественной гимнастике

Показывает спортивные упражнения с предметами гимнасткам. Наблюдает за выполнением упражнений. Придумывает упражнения для выступлений. Делает замечания. Хвалит гимнастов за точность выполнения движений. Ездит на соревнования. Поддерживает во время выступления своих гимнастов.

Хореограф

Придумывает и показывает танцевальные движения. Подбирает музыку для номера. Занимается постановкой танцевальных движений гимнасток. Сопровождает спортсменов на соревнованиях.

Ведет осмотр гимнастов перед соревнованиями. Оказывает (при необходимости) медицинскую помощь во время тренировок: накладывает бинт; измеряет температуру, давление, пульс; слушает фонендоскопом; выписывает лекарство. Дает рекомендации спортсменам по питанию. Назначает диету. Составляет меню на день (и более). Сопровождает гимнастов на соревнования.

Ставит баллы гимнастам во время выступления на соревнованиях. Считает баллы. Объявляет оценку. Награждает медалями, кубками.

Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними

Гимнаст и гимнастка (спортивная гимнастика) – тренер по спортивной гимнастике, врач, судья (и все эти роли взаимодействуют между собой).

Гимнастка (художественная гимнастика) – тренер по художественной гимнастике, хореограф, врач, судья (и все эти роли взаимодействуют между собой).

Варианты распределения ролей

1 вариант – по считалке

Моя семья

Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять

Игра

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть,
но не знаем, как нам быть,
не хотел никто водить!
На тебя укажем мы:
это точно будешь ты!

2 вариант – жеребьевка (тянуть карточку с написанной на ней ролью)

3 вариант – по справедливости (кто в прошлой игре брал на себя главные роли, тот в этой игре займет второстепенные).

Варианты начала и варианты окончания игры

Варианты начала:

  • После встречи с тренером по художественной гимнастике педагог предлагает детям устроить отбор в школу гимнастики.
  • Педагог вносит гимнастические предметы (ленты, булавы) и сообщает, что их доставили для участия в соревновании по художественной гимнастике.
  • Педагог предлагает детям построить снаряды для спортивной гимнастики (мягкие модули).
  • Хореограф приносит диск с музыкальными произведениями и предлагает детям выбрать музыку для выполнения танцевальных движений с гимнастическими предметами.

Вариант окончания:

  • Педагог сообщает детям, что время тренировки в школе гимнастики подошло к концу.
  • Педагог объявляет о подведении итогов соревнований.
  • Педагог сообщает детям о переносе соревнований в связи с изменением погодных условий.

Роль взрослого

Конкретная роль, которую педагог занимает во время игры:

В начале игры – тренер (по художественной или спортивной гимнастике).

В конце игры – судья.

Предполагаемая игровая обстановка

Нарисовать план группы и примерное расположение игрового материала.

Игровое оборудование

  • предметы для художественной гимнастики (ленты, мячи, обручи, скакалки, булавы);
  • оборудование физкультурного уголка (массажная дорожка, канат, мат, кегли и др.);
  • мягкие модули;
  • набор «Доктор»; одежда врача;
  • муляжи фруктов, овощей, продуктов.
  • самодельные предметы ленты, булавы, медали, кубки; ноутбук;
  • набор цифр.

С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.

Специфика сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада

Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.

Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.

В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, разворачивается как логическая последовательность событий

Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль - партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Цели проведения

Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:

  • Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
  • Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
  • Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Ребята седьмого года жизни способны сами объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли

Педагогические приёмы

Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые. В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Вторая ситуация - педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета.

На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает, иногда даже наказывает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают.

Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми

Роль воспитателя также заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).

Воспитатель не даёт угаснуть интересу детей к игре, мягко направляет их действия

Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть (или это просто незачем делать). Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).

Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант - знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. Если малыши раннего возраста, играя в больницу, много раз повторяют те же самые действия - измеряют температуру, смотрят пациенту горло, делают прививки, то будущие школьники уже перевоплощаются в узких специалистов - хирурга, окулиста, рентгенолога - и выполняют конкретные специфические действия.

Игра в больницу в подготовительной группе приобретает особую специфику

Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать их дошкольникам в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал можно использовать в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.

При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.

Педагог должен помочь застенчивому ребёнку раскрепоститься в игре

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет

В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:

  • Бытовые - игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
  • Профессиональные - игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
  • Общественные - игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
  • Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
  • Фантазийные - игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.

Дети с удовольствием играют в игры-путешествия, особенно в далёкий космос

Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:

  • профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
  • военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
  • путешествия и открытия (космические);
  • игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).

Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.

Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.

В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).

Сюжетно-ролевая игра может закреплять знания о музыкальных инструментах

Сюжетно-ролевая игра также может иметь спортивную направленность. Например, в военизированной игре «Переправа через мост» ребята могут ходить по скамейке приставным шагом, «Танкисты» будут кататься на велосипеде, отрабатывая повороты влево и вправо. Интересная идея - разыграть урок физкультуры в школе. Такие креативные спортивные игры совершенствуют двигательную активность детей, воспитывают решительность и настойчивость.

Фотогалерея: бытовые сюжетно-ролевые игры

В игре ребята учатся встречать гостей с пирогами и самоваром Интересная идея - изобразить первобытную семью Бытовые сцены могут разыгрываться и на природе - семья устроила пикник В ходе игры вся семья собирается вместе за завтраком

Фотогалерея: профессиональные сюжетно-ролевые игры

Мальчишки обожают заниматься с автомобилями, им нравится перевоплощаться в автослесарей Доктор на приёме выпишет рецепт и подскажет, пациенту, какие пропить витамины У строителей есть настоящие каски и вполне реалистичные кирпичи В швейном ателье есть разные профессии: кто-то придумывает модели, кто-то их раскраивает, а кто-то шьёт

Фотогалерея: общественные сюжетно-ролевые игры

Фотогалерея: игры-путешествия

Космос - популярный маршрут для игр-путешествий Как увлекательно отправиться в плавание на корабле Отправляясь в путешествие на Луну, можно также заглянуть и на планеты Солнечной системы

Фотогалерея: фантазийные сюжетно-ролевые игры

В основе фантазийной игры может лежать сюжет известной сказки Действие предновогодней игры может происходить в мастерской Деда Мороза Фантазийные сюжетно-ролевые игры часто организуются по мотивам мультсериалов

Проведение сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы - это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

Следующий этап работы воспитателя с детьми - это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники подготовительной группы многое уже могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки - перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.

Ключевой этап - это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Игру в дочки-матери можно совместить с чаепитием в кафе

Сюжетно-ролевой игре вовсе не свойственно чёткое планирование и следование намеченной схеме. В начале её лишь намечается общая сюжетная линия, а затем события нарастают подобно снежному кому.

Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников (полёт в космос, поездка на автобусе), как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).

Картотека тем сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Тематика сюжетно-ролевых игр - это самые разные эпизоды из реальной жизни, которые дети могут изображать. Одна и та же тема содержит в себе множество эпизодов. Задача педагога - из множества жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, которые выступят хорошим сюжетом для игры. При работе с будущими школьниками можно использовать следующие варианты:

  • «Ветеринарная лечебница». Люди приносят на приём больных питомцев, ветеринар их осматривает, выслушивает хозяев, назначает лечение. Медсестра выписывает рецепт. В процедурном кабинете другая медсестра делает животному укол, обрабатывает рану. После этого санитарка делает в кабинете уборку и меняет полотенце. В ветеринарной аптеке хозяин животного покупает выписанное врачом лекарство.
  • «Экскурсия в зоопарк». Воспитатель сообщает дошкольникам, что в их город приехал зоопарк, приглашает ребят его посетить. Воспитанники приобретают билеты в кассе. Экскурсовод подводит детей к клеткам и рассказывает о каждом животном (что оно ест, как нужно за ним ухаживать).
  • «Швейное ателье». В ателье находятся кассир-приёмщик, модельер, швеи, закройщик, гладильщица, кладовщик. Приходит клиент и выбирает фасон платья или костюма, модельер помогает выбрать модный фасон, швея снимает мерки. Закройщик делает выкройку, разрезает материал. Процесс шитья, разглаживания изделия, затем оно отправляется на склад. Клиент приходит ещё раз на примерку, оплачивает заказ в кассе.
  • «Фотостудия». Клиент приходит в фотостудию, снимает верхнюю одежду, приводит свою внешность в порядок, рассказывает фотографу о своих пожеланиях (хочет сделать снимок стоя, сидя, с игрушкой и пр.). Мастер делает снимки, печатает фотографии на принтере и показывает их клиенту. Оплата работы в кассе.
  • «Библиотека». Дети приходят в библиотеку и распределяются на 2 группы: одна идёт в читальный зал, другая - в абонементный. Чтобы взять понравившуюся книжку, ребёнок должен сказать её название либо кратко рассказать, о чём она. Тем, кто затрудняется с выбором, библиотекарь помогает определиться. В читальном зале ребята садятся за столики и читают книги.
  • «День рождения бабушки». Изображается большая семья: мама с папой, бабушка с дедушкой, трое детей. Идёт подготовка ко Дню рождения бабушки. Папа отправляется в магазин за недостающими продуктами, мама готовит праздничный обед, дедушка сервирует стол, сама бабушка делает себе красивую причёску, а дети готовят поздравительные слова.
  • «Автозаправка». Автомобилисты приезжают на заправку (большие игрушечные машины). Заправщик начинает заливать бензин, а водитель отправляется в кассу оплачивать заказ. Кассир предлагает клиенту выпить кофе, съесть пирожное. Водитель благодарит сотрудников заправки и уезжает.
  • «Школа». Несколько детей выполняют роли учеников (сидят за партами). Заходит учитель - ребята приветствуют его стоя. Учитель даёт задания, школьники выполняют его. Затем начинается другой урок (математики, родного языка, музыки, физкультуры) - приходит другой учитель и даёт новые задания.
  • «Почта». Воспитатель сообщает детям о скором приближении какого-то праздника и предлагает поздравить своих близких с этой датой. Для этого ребятам предстоит отправиться на почту, чтобы купить конверты, куда они смогут положить открытки (их они нарисуют потом). На почте педагог знакомит дошкольников с сотрудниками этого учреждения - сортировщиком, телеграфистом, почтальоном, оператором, который принимает посылки и бандероли, начальником почты. Каждый объясняет, чем он конкретно занимается. Затем каждый ребёнок покупает конверт и марку. С покупками ребята возвращаются обратно в детский сад и рисуют для мамы и папы красивые открытки.
  • «Пограничники». Командир пограничного отряда выводит бойцов на открытое место около границы (на участке дошкольного учреждения) и сообщает, что получено сообщение - в сторону границы идут несколько иностранных нарушителей. Конечно же, их необходимо задержать, но враг хитёр и будет маскироваться. Вдоль границы (красная линия на асфальте) шагает патруль, смотрит по сторонам и прислушивается. Разведчики получают задание - пройти десять шагов и вернуться обратно, чтобы доложить об обстановке (всё, что они увидели). На некотором расстоянии от них снайперы соревнуются в меткости: они бросают еловые шишки (как вариант - каштаны) в щит-мишень. Командир приказывает стрелять разными способами: с места, стоя на одном колене, с разбега. Шпионы пытаются пересечь границу. Начинается стрельба. Девочки-санитарки подбирают раненых бойцов, оказывают им помощь. Отважные пограничники ловят нарушителей и приводят их в штаб к командиру. В конце игры командир зачитывает приказ: все бойцы, которые участвовали в операции, награждаются медалями за смелость.

Игра в парикмахера и его клиента пользуется популярностью у девочек

Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых.

Я. Корчак

Таблица: примеры конспектов сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе (фрагменты)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дошкольников 6–7 лет

Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры - это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется гораздо больше предметов заместителей, нежели в более раннем возрасте. Это различные лоскуты материала, палочки от мороженого, крышечки от бутылок, деревянные и пластмассовые бруски и пр. Причём они не должны лежать отдельно от реалистичных вещей.

Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение - хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах (коробках). С их лицевой стороны нужно обозначить символ игры и надпись (ведь многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать).

Примеры атрибутов для игр разных тематик в подготовительной группе:

  • «Супермаркет». В комплект входят весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отделов.
  • «Поликлиника». Модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.
  • «Банк». Стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.
  • «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая или нарисованная клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.
  • «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.
  • «Моряки». Штурвал (пластмассовый, деревянный или картонный), бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.

Желательно, чтобы дети могли развернуть сюжетно-ролевую игру в любом месте группы. Для этого у педагога всегда под рукой должен быть большой отрез материи для создания уголка. Ткань просто набрасывается на стулья, стол, мягкие модули.

Фотогалерея: атрибуты для сюжетно-ролевых игр с детьми 6–7 лет

У аптекаря в продаже должно быть очень много наименований лекарств Будущим школьникам играть в магазин интересно тогда, когда ассортимент товаров очень широк Для игры в моряков нужно учесть самые разные детали, включая глобус и фляги для воды В подготовительной группе детям понадобится широкий круг предметов, связанных с медициной Для игры «Почта» понадобится компьютер, пустые коробки для посылок, сумка почтальона, газеты и журналы

Атрибуты, созданные своими руками

Большой интерес дошкольников всегда вызывают рукотворные вещи, сделанные воспитателем или родителями. Например, из обычного поролона можно сделать аппетитные пирожные для игры в кондитерский магазин или кафе: прямоугольный кусочек украшается аппликацией из ниток или ткани. Из материала без труда можно также сделать конфеты, блины, яичницу-глазунью, пельмени или вареники (набив продукты синтепоном). В подготовительной группе к процессу изготовления муляжей-продуктов можно привлечь и самих дошкольников. Ребята, к примеру, будут в восторге от самодельного мороженого: поролоновая губка для мытья посуды просто надевается на деревянную палочку.

Во многих сюжетно-ролевых играх профессиональной и общественной тематики используются компьютеры и ноутбуки. Их также легко изготовить своими руками из обычного картона или старых коробок. На поверхность наклеивается рисунок с изображением клавиатуры и монитора.

Для изготовления ноутбука потребуется картон и распечатанные цветные картинки

Старая коробка - замечательная основа для создания холодильника, стиральной машинки или микроволновой печи. Стоит лишь проявить фантазию и подобрать соответствующие наклейки. На занятии по конструированию ребята могут изготовить бумажные кошельки, которые пригодятся им для многих сюжетно-ролевых игр.

Для изготовления микроволновой печи подойдёт обычная картонная коробка

Фотогалерея: самодельные продукты питания

Из ткани и синтепона можно сшить множество реалистичных продуктов Из обрезков поролона можно сделать очень аппетитные пирожные Муляж эскимо легко сделать из поролоновой губки и деревянной палочки

Как оформить уголок сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Для того чтобы дошкольники в любое время могли организовать сюжетно-ролевую игру, в группе оформляется соответствующий уголок. Там находятся атрибуты на различные темы, помещённые в коробки или лотки с узнаваемой маркировкой и надписями. Помимо традиционных наборов («Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и пр.) педагог постоянно пополняет зону новыми наборами, такими как «Туристическая фирма», «Рекламное агентство», «Телевидение», «Банк». Содержание уголка воспитатель постоянно пополняет по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.

Иногда предметы различной тематики помещают вместе, чтобы ребята легко могли подбирать их, комбинировать в соответствии со своим замыслом. Ведь сюжет иногда может разворачиваться неожиданным образом: дети играют в больницу, и им нужна посуда, чтобы покормить пациентов в столовой. Или дошкольники играют в семью, где заболел ребёнок, и ему вызвали врача на дом (он будет измерять ему температуру, делать укол и пр.).

В уголке для сюжетно-ролевых игр должен присутствовать строительный материал. Кубики и брусочки - универсальный вариант предметов-заместителей. Это же касается и бросового материала: например, пустые бутылочки из-под молочных продуктов фантазия может превратить и в огнетушитель, и в микстуру.

Ролевое действие невозможно без умения перевоплощаться. Для этого в игровой уголок педагог помещает специальные костюмы: кухонный фартук для мамы и бабушки, белый халат для доктора и медсестры, фуражка для полицейского, палочка инспектора ГИБДД и пр. Все эти вещи можно хранить в отдельном шкафчике либо просто на вешалке.

Фотогалерея: примеры оформления уголков для сюжетно-ролевой игры

Костюмы для сюжетно-ролевых игр находятся в свободном доступе для дошкольников Все атрибуты находятся на виду, что позволяет легко комбинировать их в одной игре
Игровая зона может быть оформлена тематически по атрибутам для девочек и для мальчиков В сюжетно-ролевом уголке, разделённом на секции, есть даже симпатичная витрина для овощей и фруктов Отдельные игровые зоны в уголке интересно оформлены: есть даже окно с шикарным видом на море

Диагностика, анализ и самоанализ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

После окончания каждой сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе педагогу желательно провести вместе с дошкольниками её анализ. Воспитатель уточняет названия ролей, которые выполняли дети. Ребята рассказывают, интересно ли было ли им играть вместе, какие трудности возникали в процессе деятельности. Будущие школьники высказывают свои предложения (возможно, в дальнейшем в эту тему можно внести какие-то полезные изменения, например, добавить определённые атрибуты).

После игры на профессиональную тему воспитателю обязательно стоит спросить, кто из детей всерьёз заинтересовался данной профессией (например, доктора), хочется ли ребятам и в реальной жизни оказывать людям помощь. Помимо такой беседы на подведение итогов воспитатель должен уметь провести самоанализ сюжетно-ролевой игры. Ведь далеко не каждая игра обладает развивающим действием. Для этого педагог оценивает её для себя (письменно или устно) по ряду критериев:

  • Как организовано начало игры: есть ли у дошкольников интерес к теме, мотивация?
  • Какие воспитательные задачи решает данная деятельность?
  • Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
  • Как проявлялись в игре коммуникативные умения воспитанников (речевые реплики, мимика и жесты)?
  • Был ли реализован индивидуальный подход?
  • Была ли игра эмоционально насыщенной?
  • Были ли ребята увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
  • Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
  • Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?
  • Как можно преобразовать, улучшить данную тематику?

Взрослые направляют игры ребёнка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

С. Л. Рубинштейн

«Основы общей психологии»

Проводя диагностику, воспитатель оценивает активность каждого участника игры

Как и различные виды детской деятельности, сюжетно-ролевая игра подлежит диагностике. В подготовительной группе она проводится традиционно в начале и в конце учебного года. Выделяют 3 уровня овладения необходимыми приёмами и навыками: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл). Некоторые воспитатели пользуются четырёх- или пятибалльной системой оценивания игровых умений дошкольников.

Педагог путём наблюдений оценивает игровые навыки каждого воспитанника по нескольким критериям:

  • Проявляет ли ребёнок инициативу в создании замысла игры, обсуждает ли его с партнёрами, участвует ли в развитии сюжета?
  • Умеет ли согласовывать свои действия с партнёрами по игре?
  • Насколько выразительна игра ребёнка (мимика, жесты, интонации голоса)?
  • Проявляет ли дошкольник радость от общения в процессе игры, от её результатов, соотносит ли их с первоначальным замыслом?
  • Видео: сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

    Видео: сюжетно-ролевая игра «Телевидение» (открытый просмотр)

    Видео: сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия»

    Видео: сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя»

    Сюжетно-ролевая игра - один из самых любимых видов детской деятельности. В подготовительной группе ребята по-прежнему проявляют к ней живой интерес, ведь это настоящая социальная практика дошкольника. Игровая деятельность становится не просто отражением окружающей жизни, а творческим процессом, в котором органично переплетаются реальность и вымысел. При работе с будущими школьниками педагог создаёт богатую развивающую среду и берёт на себя роль равноправного партнёра в игре, ненавязчиво подсказывая детям развитие сюжета и помогая скоординировать последовательность действий.

Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать важнейшие направления формирования личности: физическое, умственное, творческое и социальное. Воспитанники детского сада следуют этому курсу благодаря специальной программе обучения. Перед тем как сделать важный шаг в направлении школы, им предстоит пройти ещё немалый путь для приобретения основных навыков общения в разных жизненных ситуациях. Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада как нельзя лучше отвечают потребностям ребят в социальном формировании.

Считается, что игра – это основной метод обучения дошкольников. Действительно, уже не домашние малыши, но ещё не первоклассники, они интуитивно стремятся к познанию мира через знакомый им инструмент. Следует отличать легкомысленные забавы от обучающих занятий, направленных на развитие ребят. И первые, и вторые должны присутствовать в жизни детей, при этом исключительно важно, чтобы воспитатель умел правильно их сочетать и планировать.

«Дочки-матери», «больница» и многие другие знакомые названия забав – это примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детсада. Они направлены на формирование здоровой и стабильной социальной составляющей в общей системе развития дошкольника. Малыш растёт, и на своём пути встречает все больше новых ситуаций: посещение поликлиники, поход в гости, встреча в кафе. При этом часто общение развивается по определенному сценарию. Своеобразная репетиция действа помогает ребёнку подготовиться к новым эмоциям и переживаниям.

Растём и узнаём новое

Подготовленные театрализованные занятия с использованием ролей и сюжетов позволяют достичь воспитателю ряд целей.

  • Изучать и собирать наблюдения по поводу темперамента воспитанника и его социальных задатков.
  • Познакомить ребят с несколькими вариантами развития действия в ежедневных ситуациях, рассказать о существовании норм общения и так называемых шаблонов.
  • Научить дошкольников уважению правил и толерантности.
  • Подготовить воспитанников к первым самостоятельным шагам в обществе, позволив примерить на себя разные поведенческие роли.
  • Стимулировать развитие речи и воображения.
  • Поощрять работу в коллективе.
  • Скорректировать вовремя возникающие отклонения от общепринятых норм общения: пресечь агрессию, излишнюю жестикуляцию, помочь при стеснительности и т.д.

Виды сюжетов театрализованных дошкольных занятий

При помощи сюжетных постановок воспитанники детского сада приобретают основные знания об их будущем быте. Их можно назвать «школой жизни». Так, воспитатели подбирают сюжеты, близкие к пониманию малыша 4-5 лет.

  1. Бытовые домашние сюжеты охватывают следующие темы: «семья», «празднование дня рождения» и пр. Они связаны с повседневной жизнью дошкольника и взрослого, и призваны моделировать комфортные отношения между близкими людьми – родителями, родственниками, братьями и сёстрами.
  2. Сюжеты сценок «поход в библиотеку», «школа», «осмотр в поликлинике» связаны с взаимодействием с окружающими людьми, выполняющими свои обязанности на работе. Например, разыгрывая сценку «больница», воспитанник не только приобретает знания о том, как вести себя на осмотре у доктора, но и наблюдает за его профессиональным поведением, получает знания об основной атрибутике врачей: белый халат, «слушалка» и пр. Разыгрывая сценку «парикмахерская», девочки могут попробовать себя в роли прекрасной феи, творящей чудеса. Сюжет «банк» позволит детям познакомиться с миром финансов, с рабочей атмосферой, покажет суть работы кассира и оператора. «Театр» полон интересных ролей как на сцене, так и за кулисами. Так ребята приобретают знания об основных профессиях.
  3. Сюжеты, вдохновлённые знакомыми всем воспитанникам мультипликационными фильмами. Среди популярных историй – «Ну, погоди!», «Маша и медведь» и другие.

В практику многих детских садов включено ведение специальных карточек сюжетно-ролевых игр. Они представляют собой план мероприятия, подробно описывающий:

  • необходимый инвентарь: книги, столовые приборы, техника;
  • интерьер пространства: фон, мебель, игрушки;
  • костюмы героев, одежда, маркирующая профессию: колпак повара, специальный фартук парикмахера и т.д.

Использование карточек направлено на предварительную тщательную подготовку к мероприятию как со стороны воспитателей, так и со стороны дошкольников. Близкое знакомство с воспитанниками и уже накопленные наблюдения относительно их предпочтений и вкусов позволяют организатору выбрать наиболее подходящие темы для конкретного года обучения.

Школьные годы чудесные

Среди самых популярных тем для сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе – школа. Воспитанники детского сада зачастую ориентируются на старших детей и стараются перенять их модель поведения. Так, дошкольник в душе является уже немного первоклассником, стремится им стать. Будущая роль его волнует и даже немного пугает неизвестностью. Правильная организация занятия позволит участникам почувствовать себя уверенно в следующем своём амплуа, и понять идею взаимоотношений между учеником и учителем.

Подготовка к игре «Школа»

К школьному антуражу можно отнести всю ученическую атрибутику: доску, парты, линейки, ручки, карандаши, тетради, рюкзаки, указка и, конечно, школьный звонок. Подбор костюмов может ограничиться имитацией деловой одежды для учителя и белыми бантиками у девочек-учениц.

Для подготовки к игре желательно посетить с группой одну из школ (с разрешения директора) и понаблюдать за событиями в классах, в коридорах на перемене, в буфете. Можно дополнить полученные знания чтением книг о школе и прослушиванием соответствующих песен («Вместе весело шагать по просторам», «Школьные годы чудесные» и пр.).

В качестве сюжета воспитатель может выбрать ряд маленьких сценок на различных уроках: русский язык, математика, физическая культура. Звонок означает завершение одной сценки и переход к следующей (после перемены, разумеется). Важно соблюдать последовательность диалогов, дать возможность каждому участнику разыграть роль спокойно и в полной мере.

Чтение – вот лучшее учение

Логическим продолжением школьной темы послужит сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Как и предыдущий вариант, в подготовительной группе детского сада её встречают с большим энтузиазмом, особенно если подготовка к ней включает посещение Дома книги.

Занятие призвано сформировать у воспитанников интерес к книге и бережное отношение к ней, а также познакомить детей с профессией библиотекаря.

Перед проведением игры «Библиотека»

Посещение Дворца книги станет волнующим событием для детей. Большинство городских библиотек организуют групповые посещения и отвечают интересующимся на их вопросы: как ухаживать за книгами, чтобы они служили долго, как содержать в логическом порядке большое количество книг и как быстро найти нужную? Воспитатели дополняют эту информацию основными правилами чтения книг: напоминают о запрете рвать и мять книги, рисовать в них, учат переворачивать правильно страницы. Важно дать детям возможность рассмотреть работу всех отделов библиотеки: гостиной, абонемента, читального зала и реставрационной мастерской.

Разумеется, после полученного вдохновения каждый воспитанник сам знает, какой инвентарь необходим для сцены – книги. Можно поставить 2-3 стеллажа и заполнить их книгами различной направленности. Следует также создать подобие абонемента и картотеку. Диалоги могут разыгрываться между библиотекарем и группой учеников, которые ищут книги для работы дома. Обратите внимание на главное правило поведения в библиотеке – соблюдение тишины. Переходите с детьми на шёпот в диалогах: это не только погрузит вас в атмосферу библиотеки, но и послужит полезным упражнением для артикуляционного аппарата детей.

Здесь здание здоровья

Большинство дошкольников уже знакомо с работой поликлиники, у многих уже сформировано личное отношение к ней. Гамма детских эмоций широка – от страха до любопытства, в зависимости от личного опыта. С уверенностью можно сказать, что профессии доктора и медицинской сестры интересует всех учеников подготовительной группы. На этом можно построить сюжетно-ролевую игру «Больница».

Страшно интересно

В данном случае посещение медицинского учреждения не планируется: достаточно завести воспитанников в кабинет медицинской сестры в самом детском саду. Многие из них уже были там на осмотре.

Обратите внимание дошкольников на врачебную атрибутику: белый халат сестры, стерильные приборы для осмотра пациентов, рабочий стол, календарь. Объясните важность профессии врача, однако, постарайтесь при этом сделать акцент на идее поддержания здоровья вместо лечения уже имеющихся заболеваний. Так атмосфера лекарского кабинета будет выглядеть не устрашающе, а дружелюбно.

Основная идея занятия заключается в воспитании терпеливого и внимательного отношения к вопросам здоровья. Детям необходимо дать понять, что забота о своём здоровье – часть ежедневной рутины.

Скажите «а-а-а», больной!

Сама сценка может представлять собой, например, диспансеризацию. Группа детей проходит осмотр у ряда врачей для поступления в школу. Роли для врачей: терапевт, стоматолог, хирург и офтальмолог. Не забудьте о присутствии медицинской сестры или медицинского брата. Помощник может записывать в карточку пациента важную информацию и ассистировать при осмотре.

Другой вариант сюжета – с куклой, поскольку роль больного лучше отвести неодушевленному предмету. Так группа детей может перевоплотиться в консилиум докторов, специализирующихся на конкретной проблеме, скажем, кашле. Участники могут предлагать пути избавления от неприятного недуга: полный покой, регулярное питье отвара из трав, приём сосательных таблеток и пр. Можете ввести в использование слова «пациент», «жалобы», «болит».

Пользуемся «Почтой»

С переносом большой части корреспонденции в виртуальный мир, сюжетно-ролевая игра «Почта» постепенно утрачивает актуальность. Однако она считается классической для работы в подготовительных группах детских садов. Интересна она, опять же, профессией. Работа почтальона окутана флёром романтики в глазах детей: во время работы можешь кататься на велосипеде и радовать людей хорошими новостями.

Прекрасно иллюстрирует работу почтового отделения стихотворение Маршака «Почта». Можно дополнить его чтение просмотром подходящих мультфильмов. А если районное почтовое отделение находится по соседству с детским садом, не поленитесь организовать групповое посещение: мальчишки и девчонки уже в состоянии понять цель работы приёмщика и сортировщика.

В качестве инвентаря для сценки подойдут конверты различного размера, почтовые марки, клей, а также картонные коробки, липкая лента и карточки для информации о посылке. В канцелярских магазинах предлагают почтовые штемпели, однако, его можно сделать самим из простой печати.

В ходе работы воспитанникам важно понять идею сортировки писем и организацию их пересылки. Познакомьте их с понятием индекса на базовом уровне.

Сюжеты для инсценировки могут быть различными: совместная подготовка письма к отправке, выемка писем работниками почты по указанию руководителя, сортировка печатной продукции по виду: газеты, журналы. Излюбленный сюжетный поворот у ребят – «Почтальон принёс посылку». Доставка письма или бандероли сопровождается приветствием, уточнением адреса, вручением посылки и просьбой о подписи. Можно использовать специально созданный своими руками почтовый ящик с указанным на нем именем и адресом.

Играем в «Банк»

Забава «Банк» также вызывает у дошкольников большой интерес. Для чего служат банки? Где и как хранятся деньги? Какие функции выполняют кассиры, операторы, менеджеры?

Для подготовки мероприятия необязательно отводить всю подготовительную группу в банк, достаточно провести разговор и обсуждение правил сюжетно-ролевой игры. Сосредоточьтесь на атрибутике: в ход пойдут компьютеры, телефоны, имитация банкомата, огромное разнообразие бланков, ручки и банковские карты. Деньги можно заменить соответствующими бумажками из настольной игры «Монополия». Роли можно распределить по желанию, как и конкретные задачи для решения. Кто-то интересуется, как получить наличные деньги в кассе, кто-то – как оплатить коммунальные расходы? У третьего участника карта застряла в банкомате. Попробуйте заинтересовать ребят и охватить весь спектр понятных им банковских операций.

Выбор костюма также важен. Для создания деловой атмосферы выберите галстуки, белые рубашки и типичные одинаковые шарфики на шею.

Сценка «Парикмахерская»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» находит горячий отклик среди девочек подготовительной группы. Ещё бы! В салонах красоты предлагается огромный перечень услуг для поддержания красоты: маникюр, педикюр, укладка, массаж, плетение кос. Некоторые позиции из этого списка – излюбленные занятия представительниц прекрасного пола.

Действо знакомит участников с профессиями парикмахера, мастера по маникюру и педикюру, косметолога, а также администратора и уборщика.

Для подготовки к игре важно обзавестись удобными стульями и зеркалами, соответствующими каждому рабочему месту, а также инструментами и материалами. Для парикмахера это будет маленький столик с расческами различного размера, бигудями, феном, тарелочкой и кисточкой для окрашивания волос, полотенцем и шампунем. Конечно, не обойтись без ножниц!

Обратите внимание на безопасность «рабочего места» парикмахера: инструменты должны быть подходящими для детей. Лучше, если ножницы будут игрушечными.

Для работы мастера маникюра и педикюра понадобится удобный столик, который позволит клиенту и мастеру сесть друг напротив друга. На нём можно расположить лаки для ногтей различного цвета, специальную ванночку для ногтей и кремы.

Участники могут разделиться на клиентов, административный персонал и непосредственно мастеров. Вместе они могут составить прейскурант. Затем каждый в зависимости от роли заучивает основные слова: «длина волос», «пробор», «стиль», «стрижка», «бритьё», «форма ногтя» и пр.

Администратор – одна из ключевых ролей. Он встречает клиента, предлагает ему подождать мастера за чашечкой кофе или чая, рассмотреть журнал мод. После проведённой процедуры клиент проходит к администратору и оплачивает процедуру в кассе.

Играем в «Театр»

Новая тема для занятий – театральная жизнь – знакомит детей с профессией актёра, режиссера, сценариста, а также закрепляет основные представления о ходе спектаклей. Сюжетно-ролевая игра «театр» может быть знакома большинству воспитанников подготовительной группы детского сада: начиная с 2-3 лет, малыши уже посещают первые кукольные постановки, созданные для самых юных зрителей. Так дети получают основные знания о том, что есть сцена, билет и антракт.

Тем не менее важно рассказать участникам занятий о правилах поведения в театре: о приобретении билета, о соблюдении тишины во время просмотра постановки и о возможных действиях во время антракта. Среди новых для детей профессий – гардеробщик, буфетчик, организатор порядка в зале. По ту сторону кулис выбор ремёсел ещё более широкий. Для организации спектакля необходимо осветить сцену, провести звук, подготовить костюмы. Важна и роль ведущего, представляющего артистов и пьесу.

Подготовьте театральную атрибутику: занавес, одну сильную лампу, микрофон, шикарные костюмы для актёров. Гости в зале должны быть одеты подобающе: для антуража можно предложить вееры, перья, бинокли и программки.

Распределение ролей произойдет естественным образом: дети, склонные к публичным выступлениям, выберут профессию артиста, а более стеснительные мальчики и девочки – место «за кулисами» или в зрительном зале. При этом важна не сама постановка на вымышленной сцене, а слаженная работа всех участников.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Выбранный сюжет служит для закрепления знаний о родственных связях внутри семьи и об особенностях отношений между близкими людьми. У каждого воспитанника подготовительной группы уже сформировано своё представление о семье, к которому сюжетно-ролевая игра должна приблизиться или хотя бы не противоречить ему. Основные идеи, которые носит эта затея: напомнить о доверии, любви и понимании в семье, и показать на нейтральном примере обязанности каждого члена семьи. Важно дать понятие о взаимопомощи и заботе о близких.

Воспитатели часто прибегают к дроблению сюжета на 3-4 истории. Примеры сценок по теме «семья» приведены ниже.


Инструментарий для этой игры должен быть взят «из жизни», то есть все то, что окружает детей дома, пойдет в ход: диван, телевизор, кухонные приборы, стол и стулья, а также бытовые приборы.

Если в группе участников более 5 человек, подойдите к «родственным связям» с фантазией: тёти, дяди, двоюродные бабушки и дедушки, племянники, соседи и кумовья могут также сыграть свою роль и отлично вписаться в домашнюю обстановку. Не забудьте и про домашних любимцев, возможно, среди воспитанников детского сада найдутся молодые дарования, способные имитировать лай собачки или мяуканье кота.

Поход в кафе

Идея развития диалога по шаблону или заранее известному сценарию как нельзя лучше отражена в сценках «кафе». Многим ученикам подготовительной группы исполнилось 4-5 лет, значит, сюжетно-ролевая игра «кафе» не будет для них в новинку. Современные малыши привыкли сопровождать родителей в общественных местах с пелёнок.

Цель занятия – сформировать у детей представление о работе в кафе, объяснить основные правила поведения в подобных местах и нормы этикета, соответствующие их возрасту.

Ребята должны быть знакомы профессии, связанные с ресторанами и кафе: официанты, бармены, повара, уборщики и администраторы. В сценке можно задействовать всех перечисленных персонажей и добавить клиентов.

К материалам и созданию антуража потребуется серьезный подход: столы и стулья, барная стойка, касса, телефон, стойка администратора, кухня с соответствующим оснащением, еда и напитки (можно использовать игрушки), а также профессиональная униформа: фартуки, шапки и таблички.

В ходе самой игры важно следовать цепочке:

  • вход в кафе;
  • приветствие;
  • выбор столика;
  • ознакомление с меню;
  • обсуждение меню;
  • заказ официанту.

  • поблагодарить и похвалить обед, а по возможности встретиться с шеф-поваром и сказать комплимент лично;
  • попросить у официанта счет;
  • расплатиться;
  • попрощаться и покинуть заведение.

Каждый пункт может быть сопровожден 2-3 репликами. Важно обращаться с официантом на «Вы» и вести себя сдержанно, чтобы не мешать другим посетителям кафе.

Можно с большой фантазией подойти к созданию меню, например, разделить его на основные части: «Напитки», «Десерты» и т.д. Расплачиваться за заказ, как и в случае с «Банком», можно банковской картой или «наличными» из игры «Монополия».

Развитие социальных навыков с помощью сюжетно-ролевых игр

Использование сюжетно-ролевых игр позитивно влияет на построение товарищеских, дружелюбных отношений в группе ребят, прекрасно развивает речь и интонацию детей, и даёт основные представления о событиях, происходящих с нами ежедневно.



Понравилась статья? Поделитесь ей