Контакты

Преподобный даниил, игумен переславский. Преподобный Дании́л Переяславский, архимандрит Даниил переяславский архимандрит

  • К оглавлению: Свято-Никольский женский монастырь
  • Свято-Никольский женский монастырь.
    6. Сила Божия в немощи совершается.
    Преподобный Даниил, игумен Переславский.

    Преподобный Даниил, игумен Переславский, чудотворец, родился в Переславле-Залесском около 1460 года. С детства готовил себя к монашескому подвигу. В 18 лет принял иноческий постриг в Пафнутъевом Боровском монастыре. Возвратившись в Переславль опытным в духовной жизни иноком, поселился вначале в Никитском, а позже в Горицком монастыре , где принял сан иеромонаха. Здесь он нес подвиг погребения безвестных странников: по ночам собирал тела умерших и переносил их в городскую «скудельницу» («Божедомъе»), где отпевал, а потом поминал при служении Литургии. При содействии князя Василия Иоанновича III в 1508 году преподобный построил на «Божедомъе» церковь Всех святых, а в 1530-1532 годах - каменный храм во имя Живоначалъной Троицы, вокруг которых постепенно сложился монастырь. В этот новый Свято-Троицкий монастырь после 30-летнего служения в Горицкой обители преподобный Даниил был переведен настоятелем.


    Преподобный Даниил Переславский. Икона письма сестер Никольской обители. 1997 год.

    Духовный отец Великого князя Василия III, в 1530 году он становится крестным отцом его сына - Иоанна. Преподобный отличался необыкновенным нищелюбием и милосердием к больным и страждущим, до последних дней сам выполнял самые грязные и тяжелые монастырские работы. При жизни сподобился даров прозорливости, чудотворений, имел власть изгонять бесов. Преставился ко Господу 7/20 апреля 1540 года в возрасте более 80 лет и был похоронен в Даниловском приделе Троицкого собора своей обители. В 1653 году последовало обретение мощей преподобного и его канонизация. После закрытия монастыря в 1923 году святые мощи преподобного Даниила находились в историческом музее Переславля. 20 апреля 1994 года мощи были перенесены в Благовещенскую церковь Свято-Никольского женского монастыря.

    Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь.

    По молитвам преподобного Даниила и всех Переславских святых, предстательством своего святого покровителя святителя и чудотворца Николая Никольская обитель быстро возрождалась.

    К началу 1995 года она насчитывала уже десять насельниц. Успенским постом, с 14 августа 1995 года было введено чтение неусыпаемой Псалтири. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена временная звонница.

    При размывке стен и сводов в Благовещенском храме под слоем извести и грязи были обнаружены прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов.

    На средства благотворителя обители Виктора Ивановича Тырышкина - о встрече с этим замечательным человеком и её значении наша летопись повествует ниже - в Благовещенском храме устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре под руководством игумена Луки (Головкова) и других педагогов. Все иконы соответствуют каноническим иконописным традициям. В это же время были восстановлены пять куполов Благовещенского храма, подняты золоченые кресты.

    За усердные труды на благо Церкви настоятельница монастыря монахиня Евстолия удостоена сана игумений, в который была возведена 1 августа 1997 года, в день памяти преподобного

    С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    (Димитрий Константинович; ок. 1460,Переславль-Залесский- 7.04.1540, Троицкий Данилов мон-рь), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переславский, основатель и игум. переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря .

    Основные сведения о Д. содержатся в Житии святого, нек-рые факты его биографии нашли отражение также в Житиях прп. Герасима Болдинского, блж. Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во 2-й пол. XVI в.), в летописях XVI в.

    Житие Д. было написано, по всей видимости, духовником царя Иоанна IV Васильевича прот. Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впосл. митр. Афанасий), учеником и духовным сыном Д., до 1550 г. служившим священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (об авторстве прот. Андрея в отношении 2 редакций Жития Д. см.: Смирнов . Житие. С. IX-XV, XXII-XXVI). Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митр. св. Макария не ранее чем через 16 лет после преставления святого (по-видимому, в 1556-1561). Основными источниками для Жития послужили рассказы Д., воспоминания учеников старца и проч. лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищренно... памяти ради» (Смирнов . Житие. С. 6), поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. (Смирнов также отметил влияние на Житие ряда агиографических текстов - Житий преподобных Иосифа Волоцкого, Евфросина Псковского, Евфросина повара, Власия мниха; см.: РГБ. Ф. 280. К. 9. № 3. Л. 12 об., 13 об., 22 об.- 23, 37 об., 47 об., 48 об. и др.)

    Житие Д. дошло в 4 редакциях: первоначальной (старший список - ГИМ. Син. № 926, 2-я пол. XVI в.), сокращенной («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия» , составлено ок. 1562-1563, по-видимому, также прот. Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) : РГБ. Троиц. № 694. Л. 176-193 (1633 г.), Милютинские Четьи-Минеи: ГИМ. Син. № 804. Л. 299-328 об. (сер. XVII в.) и в др. сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.; 1-е изд.: Пролог. М., 1689. Л. 196-197) и переработанной (составлена в кон. XVII в. Александром, игум. киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, является «Сказание вкратце...», к-рое представляет собой не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего.

    Вероятно, вскоре после кончины Д. было составлено «Слово о изнеможении преподобного Даниила в церкви и о поучении братии». В 50-х гг. XVII в. была написана повесть об обретении мощей Д. и о чудесах от них, автором к-рой был, видимо, архим. Троицкого Данилова мон-ря Тихон. Фрагмент Жития Д. с добавленным вступлением стал самостоятельным Житием блгв. кн. Андрея Смоленского, Переяславского (Дорохова В . В . К вопросу об истории создания Жития св. блгв. кн. Андрея Смоленского: (На мат-ле НИОР РГБ) // Румянцевские чт. М., 2005. С. 78-81).

    Биография

    Родителями Д. были мелкий служилый землевладелец Константин и Фекла (после кончины мужа принявшая постриг с именем Феодосия). Отец Д. с супругой и детьми ранее 1437 г. выехал из Мценска вместе с мценским наместником Григорием Протасьевым, перешедшим на службу в Москву по приказу вел. кн. Московского Василия II Васильевича . Семья Д. поселилась в Переславле-Залесском, где и род. святой, в Крещении названный Димитрием. Еще в отрочестве у него проявились аскетические наклонности. Услышав однажды чтение Жития прп. Симеона Столпника и решив подражать святому, мальчик тайно обмотал тело веревкой, к-рую отрезал от лодки тверских купцов, стоявшей у берега р. Трубеж. Веревка впивалась в тело, однако с Димитрия ее сняли только тогда, когда раны загноились, мальчик заболел и причина его страданий открылась родителям. Ради умерщвления плоти отрок также отказывался мыться в бане.

    После окончания учения грамоте Димитрий нек-рое время «в наказание благых обычаев» жил в переславль-залесском во имя великомученика Никиты монастыре у своего родственника, также переселившегося из Мценска, игум. Ионы, о благочестивой жизни которого знал вел. кн. Иоанн III Васильевич , пользовавшийся наставлениями старца. В Никитском мон-ре, видимо, окончательно сформировалось желание юноши принять иночество. Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушел из Переславля и, надеясь стать учеником прп. Пафнутия Боровского, направился в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , но не застал основателя обители в живых (прп. Пафнутий скончался 1 мая 1477). Димитрий принял постриг в Боровском мон-ре с именем Даниил и был в послушании у прп. Левкия Волоколамского . 10 лет Д. прожил в Боровском мон-ре, затем вместе с прп. Левкием удалился в основанную последним Успенскую пуст. на р. Рузе (см. Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь), где прожил еще 2 года (об этом сообщает «Сказание вкратце...», в первоначальном Житии говорится, что Д. остался в Боровском мон-ре и прожил там еще 2 года после удаления прп. Левкия в Успенскую пуст.). Братия любила Д. и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошел мн. сверстников в стремлении к добродетели. Впосл. Д. воспринимали как ученика прп. Пафнутия, о чем свидетельствуют 2-я редакция Жития прп. Герасима Болдинского, грамота Рязанского и Муромского еп. Леонида царю Феодору Иоанновичу 1584-1585 гг. (АИ. Т. 1. С. 410).

    Ок. 1489 г. Д. «Божиею волею» оставил мон-рь. Как и прп. Иосиф Волоцкий , Д. «обхожаше многия монастыря, внимая благым обычаем и ползуяся добродетельных отец житием» (Смирнов . Житие. С. 11), затем вернулся в Переславль (по преданию, с собой из Боровской обители он принес список Тихвинской иконы Божией Матери, к-рый впосл. хранился в Троицком соборе Данилова мон-ря). К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг. В Переславле Д. сначала нес послушание пономаря в Никитском мон-ре, потом перешел в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , игумен к-рого Антоний был родственником святого. Это произошло незадолго до 1495 г. (святой подвизался в Горицкой обители 30 лет, в 1525 он был уже игуменом Данилова мон-ря). Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком мон-ре и вскоре скончался, др. брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор. В Горицком монастыре Д. первоначально занимался печением просфор, однако по благословению настоятеля вскоре принял священство. В нек-рые годы святой ежедневно служил литургию, ночи он зачастую проводил в молитвенном бдении. На исповедь к Д. стало приходить много мирян, святой действовал на совесть кающихся кротостью и лаской.

    В келье Д. неоднократно находили приют бездомные. Он добровольно взял на себя труд заботиться о погребении умерших без покаяния и причастия (убитых разбойниками, замерзших в дороге и т. п.). Вслед. народного суеверия тела таких «заложных» покойников не закапывали, а оставляли на съедение зверям и птицам. Подбирая по ночам безымянные тела, Д. на плечах относил их в скудельницу на божедомье (см. Божедомка), в то время находившуюся за городской чертой, на юго-восток от Переславля, где отпевал и хоронил их. После бывшего Д. и игум. переславль-залесского Никольского мон-ря Никифору видения множества горящих свечей на скудельнице преподобный решил основать здесь храм для поминовения усопших с белым священником, но, согласно Житию, по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение своего замысла.

    Строительству храма способствовали бояре Иван и Василий Андреевичи Челяднины (эта семья давно поддерживала связи с Горицким мон-рем). Челяднины, в 1508 г. бывшие в опале и жившие в своей вотчине с. Первятине, в 34 верстах от Переславля-Залесского (см.: Зимин А . А . Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 173), пригласили Д. в свое село служить литургию, сразу после к-рой к ним прибыл гонец от вел. кн. Василия III Иоанновича с известием о возвращении им милости государя. (Впосл. И. А. Челяднин стал конюшим, в 1510 участвовал в ликвидации псковского веча, был псковским наместником, в сражении под Оршей в 1514 взят в плен и умер в Литве в 20-х гг. XVI в., В. А. Челяднин служил большим дворецким, † до февр. 1516.) В благодарность Д., по молитвам к-рого они «прежнюю честь» получили, бояре обещали споспешествовать святому в устроении храма на божедомье. Вернувшись в Москву, Челяднины рассказали о Д. и его замысле Василию III, к-рый распорядился выдать преподобному грамоту «на брежение... дабы никто ж не владел тем местом, ниже служителем тоя церкви, кроме Данила» (Смирнов . Житие. С. 23; грамота не сохр.) и милостыню. Д., придя в Москву, был принят митр. Симоном († 1511), к-рый дал святому благословенную грамоту на строительство храма. Кроме того, Д. получил средства от людей, чьи родственники были похоронены на божедомье. Согласно житийному рассказу, по 100 «сребрениц» дали святому одна из переславских женщин, некий рыбак и местный крестьянин. Вскоре переселенный при вел. кн. Иоанне III Васильевиче из Новгорода купец Федор обратился к святому с просьбой поставить на скудельнице не мирскую церковь, а мон-рь. Федор желал построить себе там келью и принять монашеский постриг. Святой согласился, видя в этом Божию волю.

    Деревянная церковь на божедомье, положившая начало Троицкому Данилову мон-рю, была освящена во имя Всех святых в 1508 г. в присутствии мн. горожан (на старой деревянной раке Д. была надпись: «Нача монастырь игумен Даниил 7016 июля в 15 д[ень]» - Филарет (Гумилевский) . С. 26). Постепенно рядом с храмом стали селиться мн. миряне, по благословению преподобного принимавшие постриг, была построена трапезная с ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. Братия избрала игумена (им стал некий Иов), в храме служили 2 священника, диакон. По замыслу Д. насельники мон-ря должны были погребать умерших в скудельницах и молиться о них, кормить голодных, лечить больных. У скудельниц в окрестностях Переславля насельники мон-ря установили кресты, перед к-рыми часто служились панихиды. (В обители в продолжение более 100 лет по преставлении Д. сохранялся установленный «по преданию преподобнаго» обычай погребать странных и убогих в монастырской скудельнице, на что указывает чудо Д. об Автономе; см.: Смирнов . Житие. С. 109.)

    Сам Д., оставаясь иеромонахом Горицкого мон-ря, каждый день ходил в храм на божедомье поучать братию. Преподобный своими руками строил кельи для братии, распахал для мон-ря небольшой участок земли, «бе бо велми трудолюбив». Первоначально в Даниловом монастыре был принят особножительный устав. У обители не было земельных владений, и монахи «в нищете и скудости пребываху... и все питахуся рукоделием, кто что умеяше, и мнози христолюбивии мужие милостынею посещаху их». Многие из братии тяготились нелегкой жизнью в обители. Принимая постриг, они полагали, что святой «много имения имея, монастырь поставил», и надеялись на безбедную жизнь, теперь же они собирались отказаться от монашества. Однажды Д. из-за конфликта с братией даже хотел уйти в «свое пострижение» - в Пафнутиев монастырь, но остался, уступив настойчивым просьбам матери-инокини. Часто досаждали святому окрестные землевладельцы, к-рые «с оружием и дреколием... отгоняху самого Данила и братию от пашни, и не дадуще из монастыря изыти». Они обвиняли святого в том, что он поставил мон-рь на их земле и хочет обладать всеми их землями и селами («сице и збыся последи»,- добавляет агиограф, имея в виду получение и приобретение мон-рем впосл. земельных владений) (Там же. С. 32, 33).

    Через нек-рое время, после того как архим. Горицкого мон-ря Исаия по старости удалился на покой в Пафнутиев монастырь, Д., уступив просьбам монахов и бояр Челядниных, стал архимандритом Горицкого мон-ря. Святой строго следил за соблюдением монастырского устава, управляя братией «не нужею, но безлобием и любовию духовною» (Там же. С. 40). Он запретил выходить без благословения из мон-ря на рынки и в дома мирян, а также для сбора подаяния, запретил пускать в кельи монахов их родственников-мирян и устраивать там «пирования», в мон-ре были уничтожены бани. Через 10 месяцев Д. оставил настоятельство, желая подвизаться в безмолвии, но продолжал жить в Горицком мон-ре, регулярно навещая обитель на божедомье.

    Когда вел. кн. Василий III посетил на богомолье Переславль (по всей видимости, осенью 1510; см.: ПСРЛ. Т. 8. С. 251), то осталсяочень доволен порядками в Даниловом мон-ре и лично Д. Вел. князь пожаловал безземельной обители хлебную ругу. Благодаря этой поддержке Д. по благословению митр. Варлаама построил в обители новые, более просторные храмы взамен старых (прежний Всехсвятский храм был перенесен в Горицкий мон-рь), а также дополнительные кельи, поскольку к этому времени в обители жили ок. 70 насельников. В следующий приезд в Переславль (по-видимому, в 1523; см.: ПСРЛ. Т. 24. С. 222) вел. князь уговорил Д.стать игуменом основанного им мон-ря и ввести в нем общежительный устав (по мнению Н. В. Синицыной , это произошло в 1511; см.: ПЭ. Т. 7. С. 119).

    Уже при жизни Д. мон-рь начал обзаводиться земельной собственностью. К 1-2 апр. 1525 г. относится докладная купчая грамота Д. на с. Ст. Будовское в Нерском стане Переславского у. (Свирелин . 1860. С. 112-114; Добронравов . Прил. № 38). Село было куплено на вклад, данный в обитель братом Василия III - угличским кн. Дмитрием Ивановичем Жилкой († 14 февр. 1521), почитавшим преподобного. 2 апр. 1525 г. братья Корсаковы, продавшие село, сделали вклад в монастырь - 140 р. (РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. № 15020). 20 июня 1525 г. Василий III выдал жалованную, льготную, несудимую и заповедную грамоту на с. Ст. Будовское (РГАДА. Ф. 281. Переславль. № 62/8786), 11 июля 1526 г.- на с. Нов. Будовское, купленное в том же году мон-рем у братьев Корсаковых (купчая: Там же. № 79/8803; грамота подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем 11 февр. 1534 - Там же. № 68/8792). 1 июня 1526 г. митр. Даниил выдал жалованную тарханно-несудимую грамоту ц. свт. Николая Чудотворца в с. Ст. Будовское (РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. № 15021; грамота была подтверждена митр. Иоасафом 12 марта 1539 и митр. св. Макарием 8 июня 1542). 14 июля 1538 г. вел. кн. Иоанн IV дал монастырю жалованную данную и несудимую грамоту на села Воргуша и Троицкое и дер. Карпово в Никитском стане (РГАДА. Ф. 281. Переславль. № 102/8826). 30 нояб. 1548 г. Иоанн IV подтвердил несохранившуюся грамоту Василия III Данилову мон-рю на беспошлинную торговлю и о ежегодной выплате 5 р. «на масло» (ААЭ. Т. 1. № 222. С. 211-212). К 1538-1539 гг. относится купчая грамота Д. на поместную дер. Борисовскую в Киучерском стане Переславского у. Вкладчиками в мон-рь при жизни Д. выступили представители видных боярских фамилий - Бутурлиных, Сабуровых, Заболоцких, Нагих, Челядниных,- упоминаемые в синодиках Данилова мон-ря (ПЗИХМЗ. № 4288, 4185).

    В кон. 1528 г. Василий III и вел. кнг. Елена посетили Данилов мон-рь во время поездки по сев. обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Д. у вел. князя родился сын - буд. царь Иоанн IV Васильевич. Д. (наряду со старцем Иосифова Волоколамского мон-ря блж. Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева мон-ря Иовом (Курцевым)) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сент. 1530 г. В соч. «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна... боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод (Шумиловский том) под 7038/1530 г., о Д. говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток» (ПСРЛ. Т. 13. С. 50; ср.: Розов Н . Н . Похвальное слово вел. кн. Василию III // АЕ за 1964. М., 1965. С. 284-285). В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом мон-ре - Троицкого собора (1530-1532) с приделом во имя св. Иоанна Предтечи - св. покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с трапезной. 3 нояб. 1532 г. в Богоявленской ц. на Троицком подворье в Москве Д. вместе с игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III - Георгия (Юрия).

    Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Д., для к-рого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие» (Крушельницкая . С. 217). Д. учил иноков прилежанию в молитве, как церковной, так и келейной, заповедал строгое безмолвие после вечернего правила. Св. игумен трудился на всех монастырских послушаниях - чистил конюшню, участвовал в постройке монастырской ограды и братских келий, возделывал огород. По благословению Д. Троицкий мон-рь принимал и кормил нищих, голодающих и недужных людей. Отправляясь куда-либо по делам (известно о его неоднократных посещениях Москвы и Углича), святой всегда шел, даже если сопровождавшие его иноки ехали на телеге. Путешествуя в 1533 г. в Новгород к митр. св. Макарию, имевшему духовную любовь к преподобному, за иконами для новопоставленной церкви, Д. подвергся нападению разбойников близ г. Кашина, был ограблен, впосл., во время суда, простил нападавших и отказался от требования возмещения ущерба.

    Преподобный при жизни прославился чудотворением: по его молитве от тяжкого искушения были избавлены 2 инока, исцелился оборонявший Смоленск воевода боярин И. С. Воронцов, спасся от разбойников священник «великия церкви... града Переяславля»,- по-видимому, автор Жития и «Сказания вкратце...» прот. Андрей. В окт. 1539 г. Д. стал инициатором обретения мощей и канонизации блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , после изгнания из своего города жившего в Переславле и похороненного у ц. свт. Николая Чудотворца. Учениками Д. были уроженцы Переславля-Залесского настоятель Спасо-Преображенского собора Андрей (буд. митр. Московский и всея Руси Афанасий), основатель неск. мон-рей на Смоленской земле прп. Герасим Болдинский (возможно, в игуменство Д. он был казначеем обители - казначей Герасим упом. в актах Данилова мон-ря 1525-1526/27 гг.), а также иноки Троицкого мон-ря, известные подвижнической жизнью: Нил (или Даниил), «родом немьчин», Марк, Мисаил (Устинов), Феодосий Скудобрадатый.

    Перед смертью Д. просил Иоанна IV назначить новым настоятелем монастыря (уже в сане архимандрита) своего постриженика и ученика старца Илариона. Царь удовлетворил просьбу игумена, выдав Данилову мон-рю 17 июня 1539 г. жалованную грамоту (ААЭ. Т. 1. № 186. С. 163). Незадолго до кончины святой сделал попытку тайно уйти в место своего пострижения - Пафнутиев мон-рь, но был умолен и остался в Переславле. Приняв великую схиму, Д. скончался в возрасте более 80 лет (по свидетельству «Сказания вкратце...») в основанном им мон-ре, перед смертью он имел видение 3 «чудных иноков», к-рые некогда посетили его в Горицком монастыре. Смерть Д. пришлась на время частичного солнечного затмения: «...солнцу гиблющу и оставшу, яко нову тридневну месяцу» (Смирнов . Житие. С. 72-73; см. также: Святский Д . Астрономические явления в рус. летописях с науч.-крит. точки зрения. Пг., 1915. С. 50). Святой был погребен близ Троицкого собора, с сев. стороны.

    Почитание

    Местное почитание Д. установилось в Переславле-Залесском сразу после кончины. По распоряжению переславского наместника кн. А. А. Алабышева (Оленкина) у гроба святого служились панихиды, на гроб, над к-рым соорудили «надгробницу входную плинфяну», была положена «плащаница» (Смирнов . Житие. С. 74). В мае 1545 г. вел. кн. Иоанн IV «поехал по чюдотворцем молитися в Переславль» (ПСРЛ. Т. 13. С. 147, 446), что, вероятно, говорит о почитании как чудотворца уже не только прп. Никиты Столпника, но и Д., возможно также и св. кн. Андрея (в сообщении о поездках царя в Переславль в 1557 и 1564 говорится только о Никитском мон-ре, в 1565 Иоанн Грозный ездил «и по иным монастырем» переславским; см.: Там же. С. 397). В 1552 г., при осаде Казани войсками Иоанна IV, духовник царя прот. Андрей (наиболее вероятный составитель Жития Д.) молился преподобному о даровании рус. войску победы и был в сонном видении извещен о том, что его молитва услышана, а также о том, что в будущем он примет иночество.

    Мощи Д. были обретены 17 нояб. 1652 г., 30 дек. по повелению патриарха Никона они были освидетельствованы митр. Ростовским и Ярославским Ионой (Сысоевичем) , архим. Горицкого мон-ря Ермогеном, архим. Тихоном и др. «И мощи, государь, преподобного игумена Даниила лежат вкупе,- писал архим. Тихон патриарху Никону,- а одежда, государь, на нем иноческая, обвит мантиею и спеленан плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда поветчала» (ААЭ. Т. 4. № 330. С. 493) (куколь, в котором был похоронен Д., в наст. время хранится в Переславль-Залесском гос. историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Грамотой от 2 нояб. 1653 г. патриарх повелел праздновать день преставления Д. 7 апр. и день свидетельствования его мощей 30 дек. (Впрочем, в рукописном агиографическом сборнике 1663 г., происходящем из Данилова мон-ря,- РГБ. Унд. № 301. Л. 125 об.- говорится, что преставление преподобного «празднуют на второй недели по Пасце во вторник, когда ни прилучится» (цит. по: Крушельницкая . С. 343).)

    В 1653 г. над погребением Д. в его честь был освящен сев. придел Троицкого собора, через неск. лет на средства паломников на этом месте построили новый придел, освященный в 1660 г. Там в специально устроенной раке почивали мощи святого. 16 окт. 1716 г. состоялось переложение мощей Д. в новую медную посеребренную раку, в память о чем в 1782 г. по благословению Переславского еп. Феофилакта было установлено празднование этого дня. В 1811 г. над ракой была возобновлена сень, 10 авг. 1813 г. придел был заново освящен. 28 июля 1816 г. мощи преподобного переложили в новую серебряную раку, устроенную на средства купца К. В. Крестовникова и поставленную высоко над полом церкви в арке между основным пространством храма и приделом. В юж. стене построенной в 1687 г. каменной ц. Всех святых был устроен склеп, «сделанный в память того, что на сем месте и в таком же склепу молился преподобный Даниил, слушая в оконце Божественную службу» (ИРИ. Ч. 6. С. 446).

    После упразднения Троицкого Данилова мон-ря в нач. 1923 г. рака с мощами Д. была перенесена в краеведческий музей. В 1923-1926 гг. она была выставлена в упраздненном и переданном музею Горицком мон-ре в отделе церковных древностей, в 60-70-х гг. XX в. экспонировалась в дореволюционно-историческом отделе, с нач. 1978 г. хранилась в фондах музея. 20 апр. 1994 г. рака с мощами Д. была передана Никольскому жен. мон-рю, в 1996 г. вернулась в возобновленный Троицкий Данилов мон-рь, где и находится в наст. время на прежнем месте.

    В грамоте архим. Троицкого Данилова мон-ря Тихона патриарху Никону 1652 г. говорится: «А образ его, чудотворцов, написан изстари, и канон, и тропарь, и житие, и стихеры» (ААЭ. Т. 4. С. 493). Однако в Трефологионе, изданном в Москве в 1638 г., служба Д. отсутствует. В 1780 г. новую службу составил настоятель монастыря архим. Иосиф (Быков) (Служба на память прп. отца нашего Даниила игум., Переаславского чудотворца. М., 1782). Акафист святому был написан смотрителем Переславль-Залесского ДУ свящ. А. И. Свирелиным (Служба и акафист прп. отцу нашему Даниилу, Переславскому чудотворцу. М., 1890). Имя Д. включено в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) .

    Ист.: Пономарёв А . И . Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4. С. 64-67; Смирнов С . И . Житие прп. Даниила, Переславского чудотворца. Повесть об обретении мощей и чудеса его. М., 1908; ПСРЛ. Т. 8. С. 274, 281; Т. 13. С. 46, 48, 50, 51, 53, 66; Т. 21. Ч. 1. С. 40, 56; Ч. 2. С. 607, 615-627 [«Сказание вкратце...» в составе Степенной книги], 645; Крушельницкая Е . В . Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 210 [завещание-устав прп. Герасима Болдинского], 216-220, 266-268 ; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 216 [Житие блж. Кассиана Босого].

    Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 442-449; Свирелин А . И ., свящ . Ист.-стат. описание переславского Троицкого Данилова мон-ря. М., 1860; он же . О начале и устроении переславского Данилова мон-ря. М., 1863; он же . Житие прп. отца нашего Даниила, Переславского чудотворца. Переславль-Залесский, 1894; Филарет (Гумилевский) . РСв. Апр. С. 23-31; Строев . Списки иерархов. Стб. 667, 696; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 146-148; Описание о российских святых. С. 88-89; Леонид (Кавелин) . Св. Русь. С. 180-182; Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. Апрель. С. 34-37; Голубинский . Канонизация святых. С. 130-131, 551-552; Добронравов В . Г . История Троицкого Данилова мон-ря в г. Переславле-Залесском. Серг. П., 1908; Смирнов С . И . Милосердный подвижник Даниил Переяславский: (По поводу 400-летия его мон-ря) // БВ. 1908. № 7/8. С. 569-576; Будовниц И . У . Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 336-341; Белоброва О . А . Житие Даниила Переяславского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 257-258; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 2. С. 93; Макарий (Веретенников), архим . Духовные подвиги прп. Даниила Переяславского и его почитание на Руси // Он же . Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 143-164; Сукина Л . Б . Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002. С. 3-11; она же . Троице-Сергиева лавра и Троицкий Данилов мон-рь в Переславле-Залесском // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Серг. П., 2004. С. 7-19; Крутова М . С . О названии Жития и чудес прп. Даниила Переяславского: (В первоначальной и Александровской редакции) // Иринарховские чт., 7-е. Борисоглебский, 2004. Вып. 4. С. 54-57.

    В. В. Горшкова, Л. Б. Сукина

    Иконография

    Д. принадлежит к числу наиболее почитаемых в Переславле-Залесском святых, но его изображений сохранилось не много. Хотя уже в 40-х гг. XVI в. он был местно прославлен как чудотворец (Смирнов М . И . Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1996. С. 130), а в 50-60-х гг. XVI в. составлено его Житие, о существовании икон преподобного этого периода в наст. время ничего не известно. Самые ранние изображения Д. связаны с открытием его мощей и установлением в 1653 г. офиц. местного празднования.

    Ростовой образ Д. помещен в росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, выполненной в 1668 г. артелью костромского мастера Гурия Никитина . Д. изображен в нижнем ряду сев.-зап. столпа, на 3 др. гранях которого представлены преподобные Никита Переславский, Иоанн Лествичник, Симеон Столпник. Д. одет в коричнево-вишневую мантию, охристую рясу, подпоясанную желтым поясом с вишневым орнаментом, зеленовато-синий параман, в левой руке - развернутый свиток (Сукина . Троицкий собор Данилова мон-ря. С. 38, 67-68. Табл. 3; она же . Переславль-Залесский. С. 82). Данная иконография, но со свернутым свитком использована на иконе кон. XX - нач. XXI в., выполненной в мастерской ТСЛ, из местного ряда нового иконостаса придельного храма во имя Д. в Даниловом мон-ре.

    Образ Д. находится в картуше заставки на странице с записью рода преподобного в синодике Данилова мон-ря 1672 г. (ПЗИХМЗ). Несмотря на миниатюрные размеры изображения, святой представлен в рост, на зеленом орнаментированном фоне, позем не закрашен. Облачен в коричневую мантию и зеленую рясу, куколь на плечах черного цвета (Сукина . Переславль-Залесский. С. 58).

    В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 6 или 7 апр. предлагается 2 варианта изображения святого - без схимы и в схиме (куколе?), его внешний вид уподоблен прп. Никону Радонежскому: «Сед, брада на конец остра, раздвоилась, с Никонову, без схимы, правая рука благословяща, в левой свиток» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 144, 30-е гг. XIX в.); «Стар, брада с Никонову, на конце остра, риза преподобническая и в схиме, правая рука благословенна, в другой свиток» (РНБ. Погод. 1931. Л. 136, 20-е гг. XIX в.- см. также: Филимонов . Иконописный подлинник. С. 85, 314; Большаков . Подлинник иконописный. С. 87). Эта же традиция изображения сохраняется и в «академическом» справочнике 1910 г.: «Типа русскаго, старец с бородой более, чем средней величины, на конце острой и раздвоенной, волосы просты, одежды монашеския и епитрахиль; в руках модель монастыря, так как он был строителем. В хартии ему можно писать слова из Патерика на этот день…» (Фартусов Бахлычёвым по заказу усольского крестьянина Стефана Деньгина (Кочетков . Словарь иконописцев. С. 77-78). Д. и прп. Сергий изображены в рост, в небольшом повороте к центру, в молении Пресв. Троице в облаках. Возможно, данная иконография должна была подчеркивать общность монашеского подвига особо почитаемых в Переславле-Залесском святых, основавших обители во имя Св. Троицы.

    Вместе с др. известным святым - прп. Иосифом Волоцким Д. изображен на иконе сер. XVIII в., занимающей крайнее место справа от царских врат в местном ряду иконостаса Успенского собора Горицкого мон-ря в Переславле-Залесском. Д., принявший монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском мон-ре, когда там еще жил прп. Иосиф, изображен с книгой - монастырским уставом, составленным для переславских Горицкого и Троицкого мон-рей по образцу аналогичных текстов волоцкого святого. Вероятно, появление данной иконографии в главном храме архиерейского дома Переславской и Дмитровской епархии связано с реализацией иконописцами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря оригинальной программы иконостаса, в составлении к-рой принимал участие архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) (Малицкий М . В . История Переславской епархии // Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1911. Кн. 13. С. 192-196).

    С сер. XVIII в. образ Д. присутствует на иконах с изображением сонма Переславских чудотворцев. 14 авг. 1749 г. вышел указ Переславской духовной консистории (с припиской: «с разрешения Синода») с предписанием на всех службах в храмах Переславля-Залесского поминать местных святых - преподобных Даниила, Никиту Столпника и блгв. кн. Андрея (Свирелин А . И ., свящ . Описание Переславского Никитского мон-ря. М., 1878. С. 71). Во Владимирском соборе Переславля-Залесского находится выполненная в академической манере икона «Переславские чудотворцы» кон. XVIII в. (?), на к-рой Д. изображен в рост, крайним справа. В XIX в. в состав местных святых был введен прп. Корнилий Переславский , и в новых вариантах этого извода Д. изображался 2-м слева, между прп. Никитой Столпником и блгв. кн. Андреем Переяславским (ПЗИХМЗ; икона над ракой Д. в Даниловом мон-ре).

    В композициях XVIII-XX вв. преподобный изображался в рост, в монашеских одеждах, а не в схиме, в зависимости от колористических задач варьировался цвет рясы. В 90-х гг. XX в. появились иконы, на к-рых кроме местных представлены общерус. святые, исторически связанные с Переславлем-Залесским: блгв. кн. Александр Невский, преподобные Димитрий Прилуцкий и Герасим Болдинский. В совр. произведении из мастерской МДА Д. 2-й справа, между прп. Никитой Переславским и блгв. кн. Андреем (Сукина . Переславль-Залесский. С. 43). Среди совр. образов выделяется икона 1997 г. письма инокини Екатерины (Омельченко) (частное собрание) - святой изображен оплечно, со спущенным на плечи куколем, на полях иконы слева - свт. Макарий Московский, справа - блгв. кн. Андрей (Сойкин И . В . Слово о Переславле: Земля рус. святости. М., 2004. С. 97).

    Образ Д. включен в состав Соборов рус. святых, в частности, на иконах поморского письма: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ - Маркелов . Т. 1. С. 453), 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - святой в куколе на голове, первый в 4-м ряду левой группы преподобных. Ошибочно в архиерейской мантии и белом клобуке, с округлой бородой и надписью на нимбе: «Прп[д] Данiилъ Пере[с]» - Д. представлен 2-м слева в 4-м ряду на иконе аналогичного извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XVI в. Д. присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В числе др. рус. святых его образ находился также в программе росписи 70-х гг. XIX в. (худож. М. С. Башилов) придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (Мостовский . С. 81). На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и в ее повторениях Д. в куколе помещен среди Переславских чудотворцев (Алдошина Н . Е . Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239).

    В наст. время иконописцы, работающие по местным заказам, пишут преимущественно поясные изображения Д. в монашеском одеянии, с куколем на плечах, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: «Братие, будите сирым и вдовам заступницы, скорбящим утешители, нищим сокровище» (иконы из частных собраний).

    Лит.: Масленицын С . И . Переславль-Залесский. Л., 1975. С. 103. Табл. 78; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 93; Мостовский М . С . Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п; Жития переславских святых. Переславль-Залесский, 1998. С. 193, 210; Сукина Л . Б . Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2002. С. 43, 58, 82; она же . Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002.

    Л. Б. Сукина

    (ок. 1460 — 1540), преподобный. Память 7 апреля (20 апреля) в день кончины, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 30 декабря (12 января) в день перенесения мощей.

    В миру - Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    Кондак 1

    Избранный угодниче Божий Данииле, от юности своея Крест на рамо взял еси, и по мнозех трудех и подвизех иноческих, обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвиг, в ней выну по успении своем пребываеши, и наша моления к Богу возносиши; мы же, чтуще святую память твою, с верою и любовию взываем ти:

    Икос 1

    Равноангельно житие твое преподобне, измлада показася, и был еси сосуде честен Божия благодати. Достойно блажити тя сице:
    Радуйся, от юности всего себе Господеви предавый.
    Радуйся, ревность многу имый, о еже чести и слушати от Божественных Писаний.
    Радуйся, плоть свою со страстьми и похотьми распинавый.
    Радуйся, ради Бога оставль дом свой и родители, и братию.
    Радуйся, во всем волю Божию соблюдый.
    Радуйся, в иноческом образе строгий подвиг благочестия показавый.
    Радуйся, без воли и благословения старец иноческих ничтоже творивый.
    Радуйся, яко на монастырския службы со всяким усердием текл еси.
    Радуйся, яко в трудех, бдениих и пощениих непрестанно пребывал еси.
    Радуйся, яко елень на источницы, к церковному пению спешивый.
    Радуйся, чистоту душевную и телесную усердно хранивый.
    Радуйся, яко юн сый, паче сверстник, многими добродетельми процвел еси.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 2

    Видя суетное мирское житие, и слыша единаго от вельмож читающа житие Симеона Дивногорца, како он смиряше похоть плоти своея, и предаяше тело свое страданию, восхотел еси и сам, преподобне, подражати того житию, и пострадати такожде, якоже и той, да прославиши Бога в телеси своем, воспевая Ему: Аллилуиа.

    Икос 2

    Разума духовнаго от юности исполнен был еси, преподобне: измлада бо поревновал еси тяжкому и многоскорбному примеру умерщвления греховныя плоти. Сего ради вопием ти:
    Радуйся, зело рано вшедый в путь узкий и прискорбный.
    Радуйся, иго Христово усердно понесый.
    Радуйся, поста и молитвы николиже отлучивыйся.
    Радуйся, неувядаемый цвете целомудрия.
    Радуйся, прилежныямолитвы Богу с благоговением и страхом приносивый.
    Радуйся, яко день и нощь закону Господню поучавыйся.
    Радуйся, яко выну в трудех и бдениих пребываяй.
    Радуйся, яко любовь нелицемерну ко всем являл еси.
    Радуйся, яко о братии своея всем и во всем угождал еси.
    Радуйся, всех смирению, чистоте и воздержанию научаяй.
    Радуйся, сердце свое горе выну возносивый.
    Радуйся, благодать священства не вотще приемый.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 3

    Сила Вышняго осени тя, еже взяти ярем в юности твоей, но родители не домышляхуся, что есть болезнь чаду; ты же, во спасение души своея умерщвляя плоть, да угоден будеши Богови, воспевал ему духом непрестанно: Аллилуиа.

    Икос 3

    Имея всяко тщание ко всякому делу благу готовым быти, обхождаше преподобный иноческия обители, и внимаше благим обычаем и мудрости святых подвижников: егда же прииде последи во обитель Пресвятыя Богородицы, яже на Горицех, зде волею Божиею водворися, не себе ради точию, но ради спасения многих. Чтуще подвиги преподобнаго Даниила, прославим его вопиюще:
    Радуйся, молитвами и мудрыми словесы наказателю мужем и женам.
    Радуйся, от многих прегрешений во отчаянии погруженныя, яко искусный врач, исцеливый.
    Радуйся, многих от грех престати научивый, и к покаянию обративый.
    Радуйся, безчинно ходящыя в разум истины приводивый.
    Радуйся, о всяцем страннице, и наипаче о поверженных на распутиих усердно промышлявый.
    Радуйся, в дебрех измерших от мраза, и от разбойников убиенных, якоже Товит, взыскавый.
    Радуйся, мертвыя поверженныя на снедение зверем, на раменах своих в скудельницу приносивый.
    Радуйся, напрасною смертию почивших с великим плачем лобызавый.
    Радуйся, пение над ними церковное Богу возносивый.
    Радуйся, по вся дни Божественную Литургию о блаженней памяти их совершавый.
    Радуйся, яко о создании церкве Божия на скудельницах ради поминовения тамо погребенных, усердно потрудился еси.
    Радуйся, страннолюбче, питателю нищих, друже умерших от напрасныя смерти.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 4

    Бурю сумнительных помышлений разгоняя упованием на Промысл Божий, и в нощных бдениих пребывая, исхождаше преподобный из келлии своея, на место скудельниче смотряше; видев же над ним некая дивная знамения, умиляшеся о прославлении от Бога места того, и со слезами Ему взываше: Аллилуиа.

    Икос 4

    Слышав от Священных Писаний, яко велия есть польза душам умерших, егда приносится за них святая и страшная жертва, непрестанно моляшеся Богу и по вся дни промышляше, Данииле, имже образом устроити храм Божий на скудельницех. Темже вопием ему:
    Радуйся, любовь, яже к Богу, с любовию к ближнему сочетавый.
    Радуйся, равную любовь к ближним, к живым и почившым простиравый.
    Радуйся, наипаче о почивших напрасною смертию прилежавый.
    Радуйся, о тех, ихже имена никомуже ведомы, выну мольбы приносивый.
    Радуйся, яко тверду веру имел еси в молитвы Церкви о упокоении их.
    Радуйся, молитвами избавлявый их от вечныя смерти.
    Радуйся, совершавый безкровныя жертвы, да вселит Господь почившыя в месте светле и покойне.
    Радуйся, утешение скорбящих и плачущих о них.
    Радуйся, молитвенниче о богате и убозе, нищи и страннице.
    Радуйся, о всех умерших усердный рачителю.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 5

    Яко боготечную звезду прият преподобный совет триех странных мужей, не начинати строения церковнаго ранее триех лет, да не хотение человеческо, но Божие действует изволение, и предав всего себе Богови, вопияше Ему: Аллилуиа.

    Икос 5

    Видевше бояре, сущии во опале царстей, како гнев царев молитвами преподобнаго преложен бысть на милость, и яко в прежнюю честь и сан приведени быша, дивляхуся о силе молитв его, и взываху:
    Радуйся, во плоти ангеле Божий, благую весть подаваяй в печале сущым.
    Радуйся, молитвами своими утоляяй гнев царев.
    Радуйся, сильный ходатаю и верный молитвенниче.
    Радуйся, Христово благоухание, тайно веселящее скорбная сердца.
    Радуйся, благотворяй всем, и ничтоже за то требуяй.
    Радуйся, туне приемый дары Духа Святаго, и туне их раздаваяй.
    Радуйся, богатая стяжавый нищетою духа.
    Радуйся, ни во что себе вменяяй, но всегда во всем славу Богу воздаваяй.
    Радуйся, благовременне и безвременне научавый веровати в Бога, и соблюдати заповеди Его.
    Радуйся, душы ближних к единому на потребу обращаяй.
    Радуйся, и в скорби, и в радости сущих к покаянию приводяй.
    Радуйся, от сея жизни к вечному животу всех устремляяй.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 6

    Проповедницы силы молитв святаго угодника, бояре обещахуся исполнити желание сердца его, и о поставлении церкве на скудельнице умолити самодержца и первосвятителя, да поется на сем месте надгробная песнь: Аллилуиа.

    Икос 6

    Возсия новый свет желанию преподобнаго, егда обещахуся бояре промыслити еже о церковнем здании: последи же и сам востече к царствующему граду, и испроси грамату цареву, во еже строити нову церковь. Сего ради вопием:
    Радуйся, яко о церкви Божией усердно печашеся.
    Радуйся, яко и за немощию плоти не оставляше дела богоугоднаго.
    Радуйся, яко с радостию ради того совершаше трудное шествие к царствующему граду.
    Радуйся, яко и пред лицем царя о блазе и спасении усопших промышляше.
    Радуйся, яко и пред первосвятителем Церкви Российския едино попечение имеяше, еже о церковнем здании.
    Радуйся, яко и благословение первосвятителя, и повеление царево приял еси со смиренномудрием.
    Радуйся, яко ничтоже имея к созданию церкве, подвиглся еси к оному во уповании точию на Бога.
    Радуйся, яко отец о чадех промышлявый о умерших.
    Радуйся, ревностный молитвенниче о тех, иже имена забвени быша.
    Радуйся, явивыйся просветителем места того, идеже они положени быша.
    Радуйся, радование умерших.
    Радуйся, утешение и отрадо живущих на земли.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 7

    Хотящу преподобному изыскати место, на немже строити церковь, узре его жена, плачущи по родителех и сродницех своих, иже бяху положени на скудельницех, и сребреницы давши ему, моляше, да сотворит память о них; разумев же преподобный, яко от Господа бысть начинание сие, вопияше Ему: Аллилуиа.

    Икос 7

    Новое чудо слыша преподобный от рыболова, како той многажды виде со езера над скудельницами овогда свет в нощи светящийся, овогда же свещы многи горящы, удивися Божию промышлению. Мы же, чудо слышаще, вопием:
    Радуйся, Промыслом Божиим управляемый.
    Радуйся, сподобивыйся чудных видений, яже о церкви Божией.
    Радуйся, егоже желание исполняет Бог.
    Радуйся, в устроении церкве обрадованный Божиим соизволением. Радуйся, во всем повинуяйся воли Божией.
    Радуйся, всякое благо на пользу приемляй, Благодаря Бога.
    Радуйся, с любовию творяй поминовение усопших по прошению живущих.
    Радуйся, не ищай мзды, моляся о них, ревнуя точию о спасении их.
    Радуйся, не имый больши радости, еже творити и слышати в церкви поминовение усопших.
    Радуйся, споспешествуяй спасению живых и вечному упокоению умерших.
    Радуйся, иже друг бяше и зде пребывающым, и отшедшым отсюду.
    Радуйся, живыя и умершыя в сердце своем вмещаяй.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 8

    Странное видение воин некий поведа преподобному: яко егда спешити ему на торжище до утренняго света, слыша на скудельницах яко шум пения некоего; преподобный же познав, яко Пресвятая Троица благословляет желание сердца его, со слезами вопияше песнь: Аллилуиа.

    Икос 8

    Во вся оружия Божия облекийся, яко возмощи стати противу кознем диавольским, со всяким смиренномудрием приступи к созданию церкве Божия на скудельницах. Мы же, церковь славну видяще, возопиим:
    Радуйся, крестным знамением и именем Христовым бесов прогонявый.
    Радуйся, вражия коварства разрушавый.
    Радуйся, церковь во имя Всех Святых устроивый, да имена погребенных на скудельницах поминаются.
    Радуйся, церковь во имя Похвалы Пречистыя Богородицы воздвигнувый, яко Ея ходатайством помощь Божия к тебе прииде.
    Радуйся, в память триех видений и триех первых жертв, храм во славу Пресвятыя Троицы создавый.
    Радуйся, не по своему хотению, но по воли Божией обитель иноческу устроивый.
    Радуйся, яко добрый пастырь, пекийся о устроенней обители.
    Радуйся, строгий блюстителю чина богослужебнаго, и иноческих уставов.
    Радуйся, иже подвизавыйся в непрестаннех трудех, блага ради обители.
    Радуйся, иже оскорбления и гонения с радостию претерпевый, и о ненавидящих молитву творивый, да укротит Бог сердца их.
    Радуйся, иже братию в монастырстей скудости утешавый, и ко упованию на Промысл Божий возбуждавый.
    Радуйся, во время смущения душевнаго советов матере своея послушавый, подавая чадом образ послушания своим родителем.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 9

    Всякое попечение прилагая о устроенней обители, утешен бысть преподобный видениями двух старцев тоя обители, иже видеша в нощех множество свещей светящихся, и множество священнаго чина людей, поющих и кадящих. Он же сия слышав, прослави Бога, вопия: Аллилуиа.

    Икос 9

    Витии многовещаннии не возмогут воспети всех дел твоих, преподобне: ибо, старец сый, о обители вельми печашеся, и мирским людем подаяше вся, яже на пользу душевную; но елико есть произволение, даждь нам воспевати тебе:
    Радуйся, о обители своей и о упокоении братии неусыпный попечителю.
    Радуйся, яко болий сый, бяше всем слуга и раб смиренномудрый.
    Радуйся, яко немощи других нося, на немощных не возлагал еси бремене неудобоносимаго.
    Радуйся, старцев благолепие, и иереев благочиние.
    Радуйся, иноков, старостию одержимых, умиление.
    Радуйся, избыточествуяй в богатство простоты сердца своего.
    Радуйся, егоже беседы в сладость послушаша бояре и князи.
    Радуйся, восприемниче от святыя купели сына царева.
    Радуйся, добрый кормителю всех алчущих во время глада.
    Радуйся, молитву церковную учивый творити со страхом.
    Радуйся, ведый тайная деяния людей и обличавый их на исправление.
    Радуйся, проповедниче безсмертия и наследия живота вечнаго.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 10

    Спасение себе содевая, спасаше преподобный Даниил и братию свою, и всех приходящых к нему, словом, житием непорочным, любовию, верою, чистотою, да вси прославят Бога, и вопиют Ему: Аллилуиа.

    Икос 10

    Стена был еси, преподобне, всем скорбным и напаствуемым, призывающым тебе в помощь: ибо Небесе и земли Бог показа тя храм Духа Святаго, да научимся возглашати тебе:
    Радуйся, верный наставниче иночествующих, и помощниче им во всякой нужде душевней яже ко спасению.
    Радуйся, молитвами своими отгоняяй козни вражия, смущающыя иноков в житии благочестнем.
    Радуйся, молитвами своими и благословением простыя снеди в сладостныя претворявый.
    Радуйся, яко друг царев, повинных от смерти свобождавый.
    Радуйся, путьшествующих от напрасныя смерти избавляяй.
    Радуйся, устрашение разбойников, иже молитвами твоими, яко воинством отгоними беша.
    Радуйся, врачу неисцельных болезней.
    Радуйся, исцеление подаваяй в скорби и тузе душевней.
    Радуйся, радость родителем подаваяй исцелением чад их от болезней.
    Радуйся, радость чадом подаваяй исцелением болящих родителей их.
    Радуйся, скорое заступление обидимых.
    Радуйся, утешение боящихся часа смертнаго.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 11

    Пение хвалебное приносим ти, преподобне, но скудными песньми хвалим тя: яко аще отрочество твое, аще юность, аще старость, вся исполнена суть дел благих и любве, яже к Богу и ближнему, вся вещают едину песнь Богови: Аллилуиа.

    Икос 11

    Светоприемную свещу зрим тебе, преподобне, сияющу лучами Божия благодати, аще и крепость твоя оскуде, и исчезаше тебе свет временныя жизни сея: твоим бо промышлением открыты беша святыя мощи благовернаго князя Андреа. Сего ради радуяся вопием:
    Радуйся, усердный чтителю Бога, дивнаго во святых Своих.
    Радуйся, распространение Царствия Божия благодати.
    Радуйся, прославление святых.
    Радуйся, яко гром устрашаяй искушающих Духа Святаго.
    Радуйся, обличителю сумнительных помышлений.
    Радуйся, из неверия в веру несумненну приводяй.
    Радуйся, и в старости добрей прежде всех на церковное пение приходивый.
    Радуйся, до конца жизни своея наставляяй соблюдати божественныя заповеди и предания святых отец.
    Радуйся, до последняго часа смертнаго попечение о немощных, нищих и странных имевый.
    Радуйся, даров благодати Божией обилие.
    Радуйся, яко и по скончании своем, обещался еси никогдаже отлучен быти от обители своея.
    Радуйся, проповедниче Божия благодати, яже имать во веки быти во обители.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 12

    Благодать Божию зряще в честных и многоцелебных мощех преподобнаго, прославим вернии Бога, дивнаго во святых, и возопиим Ему: Аллилуиа.

    Икос 12

    Поюще честное житие преподобнаго, прославим и та чудная дела, яже соверши по скончании своем, и яже от честных мощей его его даровася:
    Радуйся, и по преставлении своем многим людем на пользу являяйся.
    Радуйся, молитвами своими споборствуяй царю Иоанну на покорение града Казани державе Российстей.
    Радуйся, подаваяй исцеление от болезней чтущым святыя мощи твоя.
    Радуйся, исцеляяй пиющих с верою воду от кладезя, егоже ископал еси рукама своима.
    Радуйся, здравие болящым отроком подаваяй.
    Радуйся, от болезней лютыя огневицы и трясавицы избавляяй.
    Радуйся, спасавый бесноватых от гибели, и смысл им подаваяй.
    Радуйся, являяйся забывшым данныя Богу обеты, и к исполнению их побуждаяй.
    Радуйся, помощь и силу подаваяй служителем и пастырем Церкви.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 13

    О пречудный и преславный угодниче Божий, преподобне Данииле, приими ныне сие малое моление наше, и якоже обещался, призирай милостивно с высоты небесныя славы на обитель твою и молящихся в ней, да вси в нынешнем веце поживем во славу Пресвятыя Троицы, и в будущем купно с тобою, откровенным лицем Славу Господню узревше, воспеваем во веки Богу: Аллилуиа.

    Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

    Молитва преподобному Даниилу Переяславскому

    О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

    Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому

    Тропарь

    глас 3

    От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, выну повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли Триипостаснаго во едином существе Бога, спастися душам нашим.

    Кондак

    глас 1

    От познания себе пришед в познание Бога и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго, разум свой пленил в послушание веры; тем и, подвигом добрым подвизався, достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова, яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный. Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу, моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

    Кондак

    глас 8

    Невечерняго Света пресветлое светило, жития чистотою просвещающее всех, явился еси, отче Данииле, образ бо и правило иноком был еси, сиротам же отец, и питатель вдовицам. Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти: радуйся, радосте и венче наш; радуйся, многое имый к Богу дерзновение; радуйся, граду нашему велие утверждение.

    Величание

    Ублажаем тя, преподобне отче Данииле, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

    В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.



    Понравилась статья? Поделитесь ей