Контакты

Д. Гершвин опера «Порги и Бесс. Порги и бесс Каким был Гершвин

Место первой постановки

Бостон , Колониальный театр

«Порги и Бесс » (англ. Porgy and Bess ) ― опера Джорджа Гершвина в четырех актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора . Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.

История создания

В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда «Порги» и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижёрской деятельностью, смог приступить лишь в 1934. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.

В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская «Театральная гильдия» подписали контракт об опере. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения. Либретто оперы и бо́льшая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого «It Ain’t Necessarily So») стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.

Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая (пробная) постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона . Через месяц опера была поставлена на Бродвее . Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян . Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

Действующие лица

  • Порги , нищий калека ― баритон
  • Бесс , молодая негритянка ― сопрано
  • Кроун , портовый грузчик ― баритон
  • Спортинг Лайф , наркоторговец ― тенор
  • Обитатели Кэтфиш-Роу: Роббинс , грузчик ― баритон Сирина , его жена ― драматическое сопрано Питер , торговец мёдом ― тенор Лили , его жена ― сопрано Мария , соседка Порги ― меццо-сопрано Фрезиер , адвокат ― баритон Джейк , рыбак ― лирический баритон Клара , его жена ― сопрано Владелец бюро похоронных принадлежностей ― баритон Нельсон ― баритон Торговка клубникой ― сопрано Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщик, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Сюжет

Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Кроун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает её к себе в дом.

Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Кроун и силой уводит с собой Бесс.

Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Кроуном.

После бури чудом спасшийся Кроун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Кроуна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.

Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лайф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города - ведь Порги уже не вернётся. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждёт страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряжённую козой, и отправляется на север за своей любимой Бесс.

Знаменитые арии

  • «Summertime » (колыбельная Клары из первого действия)
  • «My Man’s Gone Now»
  • «It Ain’t Necessarily So» (песня Спортинг Лайфа)
  • «I Loves You, Porgy»

Примечания

Ссылки

См. также

  • В году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина
  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.
  • В году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс» , получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму », и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль » (Сидни Пуатье) в году.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Порги и Бесс" в других словарях:

    Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" - Опера Порги и Бесс (Porgy and Bess), созданная в 1935 г. композитором Джорджем Гершвином (1898 1937), жителем Нью Йорка, выходцем из семьи евреев иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бесс: Бесс (умер 329 до н. э.) персидский аристократ. Бесс, Сабина (р. 1961, de:Sabine Baeß) фигуристка ГДР, чемпионка мира 1982, 1983 в парном катании. Королева Бесс прозвище английской королевы Елизаветы I. Чёрная… … Википедия

    - << 31 я Церемонии награждения 33 я >> 32 я церемония награждения премии «Оскар» … Википедия

    17 я церемония вручения премии «Золотой глобус» 10 марта 1960 год Лучший фильм (драма): «Бен Гур» Лучший фильм (комедия): «В джазе только девушки» Лучший фильм (мюзикл): «Порги и Бесс (англ.) … Википедия

    11 июля - 1762 на российский престол вступила Екатерина II Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лавровский. Михаил Лавровский Имя при рождении: Михаил Леонидович Иванов Дата рождения: 29 октября 1941(1941 10 29) (71 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернова. Наталья Чернова Имя при рождении … Википедия

    Джордж Гершвин англ. George Gershwin … Википедия

    Айра Гершвин Ira Gershwin Имя при рождении: Израэл Гершовиц (англ. Israel Gershowitz) Псевдонимы: Артур Фрэнсис (англ. … Википедия

    - «Summertime» ария, написанная Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). За основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню Ой ходить сон… … Википедия

Книги

  • Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота , Фролов И.. Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота…

Содержание оперы Гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической литературы - творчеством Гарриет Бичер-Стоу, Марка-Твена, Уильяма Фолкнера, О. Генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. Чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. В основе сюжета «Порги и Бесс» - картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши Юга США. Здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.

Либретто оперы создано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда.

Действие разворачивается в конце 1920-х годов. Главный герой, добрый и доверчивый нищий калека Порги, любит красотку Бесс, любовницу грузчика Кроуна. Когда в ходе уличной драки Кроун убивает своего партнера по игре в кости Роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от Бесс. Порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему. Через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз Порги и Бесс.

Жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. После пикника неожиданно появляется Кроун, он застает Бесс одну и насильно уводит в лес.

Спустя неделю, защищая Бесс от домогательств прежнего сожителя, Порги убивает Кроуна. Пока он находится под арестом, наркоторговец Спортин-Лайф при помощи «порошка счастья» убеждает Бесс уехать с ним в Нью-Йорк.

Освобожденный за недостатком улик Порги возвращается в свою трущобу. Он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный Нью-Йорк.

В либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.

Сочиняя музыку оперы, Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. Он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.

Жанр и драматургия оперы

Гершвин назвал свою оперу народной , хотя ее конфликт носит сугубо частный характер. Это душевные «метания» Бесс между подлинной любовью к ней Порги и развращенной моралью Спортин-Лайфа, представителя нью-йоркских кабаков. В трактовке Гершвина Порги олицетворяет беспредельность человеческой любви и веры. Его наивность - не простота глупца, а проявление по-детски чистой, цельной, неискушенной души. Музыка оперы заставляет слушателя поверить в то, что отправившись за тысячу километров искать «иголку в стоге сена», Порги сумеет найти свою любимую.

Определение «народная» отражает самую суть оперы Гершвина. Сложные человеческие взаимоотношения разворачиваются в ней на широкой канве массовых и диалогических сцен, рождаются как бы в гуще народной жизни и потому так жиз-ненно убедительны. Существенно то, что хоровые сцены, рисующие образ народа, являются мощной опорой всего спектакля, ее идейно-смысловыми центрами.

Композиция оперы складывается из де-вяти картин, действие которых замкнуто в одном про-странстве, именуемом «двор в Кетфиш Роу» . При этом имеет место сквозное развитие сцен как цепи событий.

Драматургия спектакля коренным образом связана с националь-ными традициями. Она опирается на характерное для американского театра, в том числе для «комедии менестрелей» , соче-тание разговорных сцен и песенных номеров. Истоки подобной драматургии восходят к приемам «балладной оперы» , сложившейся еще в XVII веке. Балладная опера широко распространилась в США, породив, в частности, музыкальную комедию Бродвея. Таким образом, в «Порги и Бесс» Гершвин мастерски трансформировал тот многообразный опыт, который приобрел, сочиняя музыку для бродвейской эстрады.

С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:

1. преобладание «речевых» сцен, их огромная роль в раскрытии образов;

2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;

3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;

4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей. В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.

Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих осо-бенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза. Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригиналь-ные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат. Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.

Композитор обращается к широкой палитре афроамериканского фольклора: лирическим блюзам и «языческим» пляскам, негритянским гимнам, псалмам и замечательным хоровым песням - спиричуэлс.

Спиричуэл (от англ. spiritual - духовный) - основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.

Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.

Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.

Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя и молитва во время грозы.

Высшая драматическая точка похоронной сцены - ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. А далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически очень правдиво для данной среды. На неожиданный призыв Бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «желез-нодорожный» псалом хора. Подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.

Оперные формы

Главный план музы-кально-сценического действия «Порги и Бесс» составляют диалогические сцены. Изучив до тончайших деталей особенности негритянской речи с ее своеобразным «детонированием», Гершвин тщательно отобрал для характеристики своих героев ярко индивидуализированные попевки . Эти попевки отражают характерный прием «скольжения» натуральной и хроматической ступеней лада, глиссандирование (например, в окончании плача Сирины).

На свободном взаимодействии коротких музыкальных реплик нескольких персонажей выстраиваются многие колоритные бытовые сценки (игра в кости в 1-й картине, комическая стычка женщин с полицейским в 8-й или сборы на пикник в 3-й картине).

Песенные номера явились жанровой основой как сольных партий действующих лиц (Порги, Кроуна, Джека, Спортин-Лайфа), так и больших хоровых сцен. Подчас небольшая песня в эпизоди-ческой партии обретает серьезный образный смысл для всей оперы. Такова колыбельная Клары «Summertime» , являющаяся своеобразной лирической экспозицией спек-такля. Характерные «качающиеся» интонации афроамериканских блюзов придают ее музыке настроение одновременно и меланхолическое, и чувственное.

Музыка этой прекрасной колыбельной песни появляется в опере несколько раз (в том числе в партии Бесс).

Именно на песнях, основанных на оборотах негритянского фольклора, строится характеристика главного героя, Порги. Так, глубокая искренность и чистота его души раскрывается в веселой песенке из 3-й картины («Богат я только нуждою»), мелодически ясной и свежей, с наивно- радостным напевом в стиле спиричуэлс-славлений.

Партия Порги выделена в сольную в ряде хоровых сцен. Например, в сцене похорон он возносит молитву (в кла-вире ремарка - «поет как псалом»). Венчающий оперу торжественный спиричуэл («Господь, я на пути в твой небесный рай...») в устах Порги звучит подлинным гим-ном душевной стойкости народа.

На выразительной певучей фразе, будто заимствованной из подлинных спиричуэлс, основан лейтмотив Порги.

Лирические черты образа Порги господствуют в его дуэте с Бесс (3-я картина).

В ха-рактеристике Спортин-Лайфа преобладают элементы эстрадного джаза. Яркий пример - его знаменитая песенка на пикнике (4-я картина). Острошаржированный текст, полный издевки над библейскими притчами, прокомментирован «кривляю-щейся» мелодической линией.

Национальная самобытность вокального стиля «Порги и Бесс» подчеркнута ее специфическим ладоинтонационным строем. Выразительность множества тем оперы связана с блюзовыми нотами , характерными для афроамериканской музыки.

Особенно широко применен Гершвином мажоро-минор с низкой септимой (например, в дуэте Порги и Бесс из 3-й кар-тины или в заключительном спиричуэле в том же E-dur).

Специфика ладового строя афроамериканской музыки проступа-ет и в гармоническом языке оперы. Почти во всей партитуре преобладает аккордика особого строения, отмеченная терпкостью колорита благодаря применению кварто-квинтовой или квинто-секстовой структуры в сочетании с интервалами септимы, секунды. Часто звучат в партитуре «жесткие» параллельные гармонии, характерные для спиричуэлс.

Национальную самобытность стиля Гершвина во многом определяет изумительно разработанная ритмика, со всей достоверностью передающая этот едва ли не самый характерный элемент афроамериканской му-зыки. Подлинным апогеем виртуозного владения Гершви-ном стихией ритма является сцена пикника (4-я карти-на), вступление к которой исполняют три африканских барабана. Их дополняют губная гармошка и гребенки.

Закономерно, что создавая музыку своей оперы, композитор с самого начала рассчитывал на темнокожих исполнителей. Именно поэтому он отказался от контракта с театром Метрополитен-опера: на его сцене выступали только белые певцы. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году в малоизвестном небольшом театре в Бостоне.

Исключение - 4-я картина, пикник на острове.

«Театр менестрелей» («минстрел-шоу») - разновидность комедийного балаганного театра, распространившаяся в США с середины XIX века. Изначально участниками этих представлений были исключительно белые артисты, гримировавшиеся под негров и пародировавшие негритянскую манеру музицирования. Со временем в минстрел-шоу всё чаще стали выступать чернокожие исполнители, утрированно гримировавшиеся «под негров». Значение минстрел-шоу определялось тем, что они привлекли внимание широкой публики к негритянской музыке, которая неизмеримо возвышалась над балаганным сюжетным фоном (c сюжетной стороны многие номера носили оскорбительный для негров характер).

Балладная опера - это английская разновидность комедийного театра. Ее характерной особенностью является включение в разговорные сцены музыкальных вставок в виде замкнутых песенных и танцевальных номеров, заимствованных из фольклора или же сочиненных композиторами в народном духе. Первый классический образец - «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша.

Среди самых популярных персонажей менестрельного театра были «Джим Кроу» - «негр-простак», воплощавший «здравый смысл», и негр-дэнди, изведавший пороки городской жизни.

2-я картина: прощаясь с по-койным, соседи бросают в чашку последние гроши, чтобы можно было его похоронить. Вдова Роббинса Сирина заводит плач по умершему, все присутствующие присоединяются к погребальному пению.

6-я картина: в комнатке Сирины спасаются от бури испу-ганные жители Кетфиш Роу; они молятся об избавлении и укрощении стихии.

1-я картина: Летний вечер. Молодая негритянка Клара, жена рыбака Джека, баюкает своего ребенка.

Песня «Summertime» известна в разных вокально-инструментальных интерпретациях. Самые знаменитые исполнительские версии созданы такими джазовыми исполнителями как Чарли Паркер, Луи Армстронг и Элла Фицджеральд, Майлс Девис, Оскар Питерсон.

Произведение, вошедшее в десятку лучших музыкальных творений двадцатого века, было написано по роману "Порги". Либретто, созданное в 1934 году, известность начинает завоевывать лишь в 50-х годах.

Проблема жизни чернокожих в обществе очень хорошо раскрывается авторами первоначального источника. Бедные афроамериканцы, проживающие в ужасных условиях, представлены в виде одного из главных героев - Порги, ко всему еще являющегося калекой. Его образ был взят с настоящего чернокожего, оставшегося без ног, которого автор видел каждый день, пока добирался до рабочего места.

История создания

Джордж Гершвин, создатель оперы, был под глубоким впечатлением после прочтения романа Хэйворда "Порги". Поэтические образы переносили его на страницы книги, оживляя героев и формируя мелодичные звуки в голове.

Тогда без лишних раздумий Джордж шлет автору романа письмо, в котором описывает свое намерение создать оперу по сюжету его книги. Хэйворд одобряет его идею и в скором времени у них происходит встреча. Однако опера выходит в свет только через 11 лет.

Премьера прошла на ура: аплодисменты не умолкали, зрители были в восторге. Все критики Бостона с восхищением хвалили композитора и его умение передать весь драматизм с помощью музыки. Впоследствии оперу назвали народной, настоящей американской сенсацией. Сейчас ее играют и на сцене Бродвея.

Главные действующие лица музыкальной драмы

Герои мелодрамы являются очень хорошими и добрыми людьми, несмотря на все страдания в их жизни. Поэтому чувства сострадания и понимания - именно то, что ощущают зрители во время просмотра оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина.

  • баритон и лирический баритон - нищий Порги, грузчик в порту Кроун, адвокат, владелец бюро похоронных услуг, грузчик Роббинс (житель городка Кэтфиш-Роу), рыбак Джейк;
  • сопрано, меццо-сопрано, драматическое сопрано - молодая негритянка Бесс, жена продавца меда Лили, жена грузчика Сирина, соседка молодой негритянки Мария, жена рыбака Клара, торговка спелой клубникой;
  • тенор - наркоторговец Спортинг Лайф, продавец меда Питер.

Второстепенные герои афро-американского квартала - Минго, Джин, Анни, а также полицейский, сыщики, следователь, продавец крабов и местные дети.

Краткое содержание оперы "Порги и Бесс": действие первое

Первая картина показывает уютную и размеренную жизнь неказистого и бедного негритянского квартала. На улице стоит теплая летняя погода.

И вот наступает вечернее время, когда все население квартала собирается на местном пустыре рядом с их домами и расслабляется разговорами после рабочего дня.

Любимое занятие мужчин - это игра в кости. Роббинс, местный грузчик, под неодобрительные речи своей жены Сирины присоединяется к игре. Позже к ним подкатывает на специальной коляске для инвалида колченогий Порги. На фоне всего звучит милая песня негритянки Клары, убаюкивающей своего мальчика, сына рыбака.

В это же время на прогулку выходит сыскавший недобрую славу и работающий грузчиком в местном порту Кроун с его молодой девушкой Бесс.

К игре в кости примыкает Гарлемский наркоторговец со странным прозвищем Спортинг Лайф. Он закупил в Нью-Йорке партию кокаина и приехал в южноамериканский городок для ее сбыта. Ему приглянулась красота Бесс, поэтому после заварушки, произошедшей на пустыре, он приглашает ее сбежать с ним в Нью-Йорк. Но девушка отказывает торговцу и пытается скрыться от полицейских, которые приехали на шум и смертельную драку между Кроуном и грузчиком Роббинсом. Потасовка возникла на фоне спора во время игры в кости.

Возлюбленный Бесс бежит с места преступления, а на помощь неожиданно приходит калека Порги. И все из-за того, что питает давние теплые чувства к молодой негритянке.

Черная ночь

Темная, непроглядная ночь опускается на город во второй картине оперы "Порги и Бесс" Гершвина.

В этот момент из ниоткуда выползает сыщик. Он очень грубо разговаривает с убитой горем женой грузчика и сообщает, что похороны должны состояться как можно скорее, буквально на следующий же день. После чего он начинает поиск очевидцев произошедшего среди районных жителей. Питер, продавец меда, становится главным свидетелем. Сыщик уводит его с собой.

Сирина продолжает свою печальную песню, но теперь она усиливается из-за недостаточного количества собранных денег. Услышав это, владелец похоронного бюро приходит на помощь. Он берет на себя ответственность предать земле ее мужа, даже с учетом того, что погребение принесет убыток его делу.

Действия третьей картины Гершвина "Порги и Бесс", краткое содержание которой повествует о жизни квартала, переносит зрителя на несколько недель вперед после убийства Роббинса.

Жизнь главного героя Порги круто изменилась после прихода в его лачугу Бесс. Голубые глаза, лучезарная улыбка, ласковые руки и задорные песни сотворили из инвалида по-настоящему счастливого человека. Теперь на его лице нет тени угрюмости и мрачного настроения. Новая жизнь стала его личным раем. Он отпускает шутки с рыбаками и говорит им слова напутствия для удачного улова.

На этой жизнерадостной ноте появляется наркоторговец. Флиртуя с Бесс, он наталкивается на однозначный недобрый взгляд Порги. Жители предлагают молодой негритянке поучаствовать в ежегодном пикнике, который организовывает церковная община. Порги, желая сделать приятное любимой, отпускает Бесс на маленький зеленый островок.

Краткое содержание сюжета оперы "Порги и Бесс": действие второе

В четвертой картине действие разыгрывается на пикнике. Остров, куда приехали прихожане из разных кварталов Кэтфиш-Роу, превратился в веселый праздник. Пикник явно удался, народ в красочных нарядах поглощен радостным днем.

Неожиданное появление нетрезвого Сторинг Лайфа вносит раздор в компанию гуляющих. Торговец наркотиками несет полную чушь, высмеивает церковные притчи и обряды, глумится над окружающими, отпуская пошлые шутки.

Наконец день заканчивается, капитан парохода издает сигнал для сбора всех на пристани. И пока Бесс направляется в сторону воды, неожиданно из кустов выпрыгивает ее бывший возлюбленный Кроун. Она уже давно забыла о его существовании и требует, чтобы он оставил ее в покое. Но наглый и дерзкий грузчик насильно ведет ее за собой.

Страшная болезнь Бесс

В его лачуге бьется в лихорадке его любимая негритянка. Порги несчастен, и только вдова грузчика Сирина всячески пытается его утешить. Она молится и надеется на божью волю.

Наконец слова, обращенные к небесам, были услышаны, и Бесс открывает глаза. Она рассказывает свои страхи по поводу грузчика Кроуна и считает, что он вернется за ней. Сирина и инвалид Порги пытаются успокоить больную девушку, но в это время раздается звон колоколов из церкви. Это означает, что приближается ужасный шторм. Дом Порги накрывает тьма.

Жажда убийства

Воспользовавшись временным затишьем, Клара, жена рыбака и соседка калеки, видит в окне лодку своего мужа. В ужасе она выбегает на улицу, а Кроун бежит за ней.

Действие переходит в седьмую картину. В квартале наступила черная ночь, ненастье потихоньку затихло. Не спят лишь возлюбленные Порги и Бесс с ребенком Клары за пазухой. Очень удачно пробегавший рядом с их окном наркоторговец говорит, что Кроун идет за ними. И через мгновение у их дверей оказывается грузчик, в руках его нож, а в глазах жажда мести. Однако, переплюнув все свои возможности, калека Порги использует нож Кроуна против него же. Он бьет его в грудь насмерть.

Печальные известия

Восьмая и девятая картины заканчивают либретто "Порги и Бесс". Краткое содержание восьмой части: хмурое утро, после разбушевавшейся стихии жители негритянского района спешно начинают работу по сокрытию следов кровавой расправы над грузчиком. И несмотря на то, что полицейские уже кое-что выведали о ночном случае, жители не торопятся быть для них свидетелями.

Все дома афроамериканцев оказываются закрыты для работников полиции, а те, кто встречается на улице, как один отказываются говорить о ночном кровавом инциденте. Тогда следователь притворяется другом Порги и хитростью находит его дом. Он ведет убийцу на опознание своей жертвы.

Наркоторговец тут как тут, его симпатия к Бесс не прошла, и он наглым образом сообщает ей, что ее милый уже не возвратится в их дом. Вранье Спортинг Лайфа о заключении под стражу Порги вводит Бесс в глубокую депрессию, совсем обезумев от своего горя, она наконец соглашается уехать с наркоторговцем в Нью-Йорк.

Заключительная картина раскрывает перед вернувшимся после недельного отсутствия Порги страшную тайну. Вместо любимой, которой он привез подарок, калека встречает пустую лачугу и рассказы соседей о том, что Бесс уже не живет здесь.

Но чернокожий инвалид Порги не готов так просто мириться с происходящим. Он садится обратно в свою коляску, собирает некоторое имущество и уезжает в дальнюю дорогу искать свою Бесс. Он полон уверенности, что обязательно отыщет возлюбленную, потому что путь ему прокладывает сама любовь. В конце оперы звучат слова - "Господи, я еду в Небесную страну".

"Порги и Бесс" является не только первой в истории США национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений XX в.

В основу либретто, написанного старшим братом Гершвина Айрой в соавторстве с Дюбозом Хейвордом, лег довольно популярный в то время роман Дюбоза и Дороти Хейворд - «Порги».

Авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списал Хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми.

Главные герои книги - добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. Это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.

Роман Хэйворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц. Он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. Непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «Порги».

Не долго думая, Гершвин написал Хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. Писатель эту мысль одобрил.

Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. Идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.

Описанная встреча произошла в 1926 г., и лишь в 1935 г. оперу «Порги и Бесс» услышали зрители.

Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой.

«Вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», - резюмировала критика.

С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

ПОРГИ И БЕСС

Музыкальная драма в двух действиях (девяти картинах)

Либретто Дю-Боза Хейуарда и Айры Гершвин

по пьесе Дю-Боза и Дороти Хейуард

Действующие лица

Порги, нищий.....................................................................................................баритон

Бесс, молодая негритянка..................................................................................сопрано

Кроун, портовый грузчик....................................................................................баритон

Спортинг Лайф, торговец наркотиками....................................................................тенор

Обитатели Кэтфиш-Роу:

Роббинс, грузчик................................................................................................баритон

Сирина, его жена...........................................................................драматическое сопрано

Питер, продавец меда............................................................................................тенор

Лили, его жена...................................................................................................сопрано

Мария, соседка Порги...............................................................................меццо-сопрано

Фрезиер, адвокат.............................................................................................. баритон

Джейк, рыбак................................................................................... лирический баритон

Клара, его жена.................................................................................................сопрано

Владелец бюро похоронных принадлежностей …………………………...................................баритон

Нельсон..............................................................................................................баритон

Торговка спелой клубникой.................................................................................сопрано

Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщики, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Краткое содержание

Действие первое.

Картина первая. Кэтфиш-Роу - бедный негритянский квартал одного из южных городов США. Теплый летний вечер опустился на приземистые постройки, серые неказистые домишки, узкие улички и тупики. Откуда-то доносится тихая песня. Это убаюкивает своего маленького сына Клара, бедная негритянка, живущая вместе со своим мужем-рыбаком в одном из ближайших домов.

Постепенно на пустыре перед домами собираются жители квартала, возвращающиеся после тяжелого трудового дня. Каждый вечер они занимаются здесь своим любимым развлечением - игрой в кости. Вот появляется вместе с женой Сириной грузчик Роббинс. Не обращая внимания на протесты супруги, он тотчас же вступает в игру. Выбирается из своего убогого жилища и нищий калека Порги, передвигающийся на тележке инвалида. Он тоже хочет попытать счастья в игре.

На пустырь приходит портовый грузчик Кроуи. Недобрая слава сопутствует этому человеку. Если верить слухам, много нечистых дел лежит на его совести. На этот раз Кроун не один. Его сопровождает возлюбленная, красавица Бесс. Как и ее спутник, молодая негритянка тоже пользуется в Кэтфиш-Роу дурной репутацией..

Включается в игру и пронырливый торговец наркотиками, которого все здесь знают под прозвищем Спортинг Лайфа из Гарлема. Вот и теперь он приехал из Нью-Йорка, чтобы выгодно продать партию кокаина. Играя, он то и дело поглядывает на Бесс.

Постепенно страсти игроков разгораются. Кому-то кажется, что его партнер сыграл нечестно. Вспыхивает драка. Кроун, доведенный до неистовства напитками Спорганг Лайфа, наносит-Роббинсу смертельный удар, В мгновение ока на пустыре не осгается ни одного из играющих. Только резкие трели полицейских свистков оглашают улицы негритянского квартала. Воспользовавшись суматохой, Кроун, наскоро простившись с Бесс, скрывается.

Оставшись одна, Бесс пытается спрятаться, но обитатели ближайших домов в страхе захлопывают перед ней двери. Пользуясь растерянностью девушки, Спортиаг Лайф уговаривает Бесс бежать с ним в Нью-Йорк. Молодая негритянка отвергает гнусное предложение... Все ближе свистки полицейских. Еще минута - и Бесс попадет к ним в руки. Но в последнее мгновенье появляется на своей тележке Порги. Он не может покинуть в беде ту, которую давно и горячо любит. Вместе с ним Бесс скрывается в убогом жилище калеки.

Картина вторая. На квартал опускается черная ночь. Леденит в жилах кровь протяжный вой Сирины, причитающей над телом убитого Роббинса. Один за другим подходят соседи. Они бросают в стоящую на земле миску деньги, потом и кровью заработанные медяки, - иначе бедной Сирине не на что похоронить мужа. Пришедшие подхватывают погребальный плач сраженной горем негритянки - пение становится все громче и громче. Откуда-то появляется сыщик. Он грубо предупреждает Сярину, чтобы она не задерживалась с похоронами, - пусть они состоятся завтра же. Затем начинает допрашивать очевидцев убийства. В качества основного свидетеля он задерживает добродушного продавца меда Дитера и заставляет его следовать за собой. А в миску с глухим звоном все падают и падают трудовые монеты бедняков. Но денег мало даже для самых скромных похорон. Выручает хозяин магазина погребальных принадлежностей, который, смилостившись, соглашается устроить похороны Роббинса даже в ущерб своему карману.

Картина третья. Прошло несколько недель. Многое изменилось за это время в жизни Порги. К нему пришло настоящее человеческое счастье. Теперь жалкое жилище, в котором Порги ютится вместе с любимой, кажется ему раем. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке прежде угрюмого и мрачного инвалида...

Рыбаки готовятся к выходу в море. Порги желает им счастливого лова, шутит с друзьями. Жизнь кажется ему безоблачной, И не беда, что он по-прежнему беден: пока рядом с ним Бесс - ее глубокие, как небо, глаза, ее улыбка, ласки, песни,- его не етрашит ничто на свете!

На улице появляется Спортинг Лайф. Он пытается пофлиртовать с Бесс, но испуганный грозным видом Порги, удаляется восвояси. Соседи заводят разговор о ежегодном пикнике церковной общины. Зная, что Бесс любит развлечения, они предлагают молодой женщине принять участие в празднике. К ним присоединяется и Порги, которому от души хочется, чтобы его любимая повеселилась. Согласившись, Бесс, радостная и счастливая, отправляется в путь.

На улице остается лишь один Порги.

Действие второе.

Картина первая. Небольшой зеленый остров. Здесь обычно проходят все празднества и народные гулянья. Вот и сейчас сюда приехали почти все обитатели Кэтфищ-Роу и других бедных кварталов города. Пикник в разгаре. Веселье парит на острове. Счастливы липа людей, красочны их наряды.

Появляется, пошатываясь, Стортинг Лайф. Он явно нетрезв. Направо и налево сыплет он плоскими, пошлыми шутками, издевается над церковными притчами и обрядами, задирает гуляющих.

Звучит пароходный гудок. Праздник окончен. Народ спешит на пристань. В числе последних идет Бесс. Неожиданно из придорожных кустов выскакивает Кроун, Молодая негритянка испугана. Она уже давно забыла своего любовника. Бесс просит-Кроуна оставить ее. Но грузчик, не слушая девушку, силой уводит ее с собой.

Картина вторая. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Рыбаки собираются на очередной лов. Торговка ягодами громко зазывает покупателей. Продавцы рыбы и крабов тоже стараются сбыть свой товар...

А в это время в темной комнатушке Порги лежит в горячки Бесс. Рядом с ней Порги и Сирина. Безысходное горе написано на лице несчастного калеки: ему кажется, что любимая никогда уже больше не выздоровеет... Сирина пытается, как только может, утешить Порги. Горячо и страстно звучат ее молитвы.

Бесс приходит в сознание. Она ужасается при одном воспоминании о Кроуне. Боится, что он снова вернется. Порги и Сирина всеми силами успокаивают больную. За окном звучит тревожный колокольный звон - предупреждение о надвигающейся буре. Слышен свист усилившегося ветра. В жилище становится совсем темно.

Картина третья. Ураган разыгрался страшный. Перепуганные женщины набились в комнату Сирины, чтобы спастись от разбушевавшейся стихии. Внезапно раздается грубый стук в дверь. Это Кроун. Погода не остановила его, - он разыскивает Бесс. Грузчик смеется над страхом женщин... Но вот буря как будто затихает. Соседка Порги - Клара выглядывает в окно и туг же в ужасе отшатывается: набежавшая волна принесла перевернутую рыбачью лодку ее мужа. Не накинув на себя даже покрывала, несчастная выбегает на улицу. За ней устремляется Кроун.

Картина четвертая. Глубокая ночь. Буря стихла. Но Порги и Бесс, на руках у которой ребенок Клары, не спят. 3а окном пробегает Спортинг Лайф. Он предупреждает: к жилищу Порги приближается Кроун...

Появляется грузчик. В руках у него нож. В ту же минуту Порги ловко выбивает оружие и сам наносит Кроуну смертельный удар. «Теперь у Бесс настоящий муж!» - восклицает он.

Картина пятая. Хмурое утро застает жителей Кэтфиш-Роу за необычным занятием: они тщательно скрывают следы кровавого происшествия. Появляется полиция, которой уже удалось что-то узнать... Однако к кому бы ни направились стражники, тотчас же двери и окна захлопываются перед ними. Сыщики пытаются что-нибудь выведать у тех, кто остался на улице. Но обитатели квартала словно воды в рот набрали: нет, они ничего не слышали о ночном происшествии. Притворившись другом Порги, следователь узнает, где его жилище. Полицейские уводят калеку, чтобы тот опознал убитого.

Отсутствием Порги стремится воспользоваться Спортинг Лайф. Он уверяет Бесс, что ее возлюбленного взяли как преступника, что он уже никогда не вернется. Ловкий торговец вновь предлагает молодой женщине уехать с ним в Нью-Йорк, обещает роскошную, беспечную жизнь. Ему удается вырвать согласие у обезумевшей от горя Бесс.

Картина шестая. На исходе недели возвращается Порги. Он истосковался по дому, по любимой. Радостно приветствует Порги соседей. Для каждого у него находится ласковое слово или маленький подарок. А Бесс он привез красивое платье...

Внезапно Порги замечает ястреба, парящего над его жилищем. Недоброе предчувствие сжимает его сердце; это вестник несчастья... От соседей Порги узнает всю правду. Бесс больше нет с ним...

Калека не в силах с этим смириться. Молча связывает он в котомку немногочисленные пожитки и на своей неизменной старой тележке отправляется в дальний, неизвестный путь - на поиски возлюбленной. Он уверен, что найдёт свою любимую Бесс - ведь его ведёт любовь.

Опера завершается хором «Господи, я еду в Небесную страну». Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Многие мелодии из оперы «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. «Колыбельная» - «Summertime» (ария Клары) звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные темы оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона

Summertime

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

So hush little baby

Don"t you cry

One of these mornings

You"re going to rise up singing

Then you"ll spread your wings

And you"ll take to the sky

But till that morning

There"s a"nothing can harm you

With daddy and mamma standing by

Summertime,

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

And your mamma"s good lookin"

So hush little baby

Don"t you cry

Цитата сообщения Д. Гершвин опера «Порги и Бесс» (1993 год) видео

Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд.
Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы,спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.

Действующие лица
Порги - (баритон) нищий инвалид
Бесс -(сопрано) молодая девушка Крауна
Краун-(баритон) грузчик в порту
Джек-(баритон) рыболов
Клара-(сопрано) жена Джека
Спортинг-Лайф-(тенор) торговец наркотиками
Роббинс-(тенор) житель Кэтфиш Роу
Сирина-(сопрано) супруга Роббинса
Питер-(тенор) продавец меда
Лили-(сопрано) жена Питера

Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.
Пьеса Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" имела вполне приличный успех. Но когда Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали из неё оперное либретто, а брат Айры, Джордж, написал музыку, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Общее мнение критики было таково: "Вот наконец первая настоящая и вполне американская опера". Это было в 1935 году. С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.
Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актёров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне. Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира. И даже на Востоке, по крайней мере в России, она была встречена с энтузиазмом.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1 представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, "Summertime" ("Летние дни"), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке "A Woman Is a Sometime Thing" ("Женщина - вещь ненадежная"). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе "When God make cripple, He mean him to be lonely" ("Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество") Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием "порошка счастья" (наркотика), которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.
Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.
Сцена 2 происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) "My Man"s Gone Now" ("Муж мой умер"). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом "Oh, the train is at the station" ("О, поезд ждет на станции... Он отправляется в землю обетованную").
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Он чинит сети и поет задорную песню "It Takes a Long Pull to Get There" ("Дружней, ребята!"). Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо "I Got Plenty о" Nutting" ("Богат я только нуждою"). Он даже покупает у явившегося сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о разводе Бесс с Крауном. Вообще-то, развод стоит один доллар, но поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот торгует фиктивными разводами. Он также приносит хорошие новости о Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит, Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет "Buzzard Song" ("Песню канюка"), первоначально изъятую из партитуры самим Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт "Bess, You Is My Woman Now" ("Теперь ты моя, Бесс").
Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.
Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортинг-Лайф поет свою широко известную песенку "It Ain"t Necessarily So" ("Вовсе не обязательно"). За ней следует короткая драматичная сцена между Крауном и Бесс. Краун - все еще скрывающийся от полиции - выходит из зарослей. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.
Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на Киттиуа-Айленд лежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов "Доктор Иисус" помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, "но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.
Сцена 4 происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.
ДЕЙСТВИЕ III
Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.
Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!"
Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс завладеть Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую жизнь. При этом он поет песню "There"s a Boat That"s Leavin" Soon for New York" ("Пароход уходит скоро в Нью-Йорк") - джазовое описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками - "порошком счастья", как он его называет. И Бесс, потерявшая голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость и начинает уступать.
Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
«Порги и Бесс» - самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», ибо народ является главным героем произведения. Именно поэтому столь велика в нем роль хоров. Выразительные хоры даны в узловые, кульминационные моменты действия - в сцене отпевания покойника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера - колыбельную Клары, песенку Спортинг Лайфа. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеется, тоскует, страдает, радуется.
С замечательным мастерством даны композитором индивидуальные характеристики героев. Покоряет душевная чистота Порги, его цельное и беззаветное чувство к Бесс, неиссякаемый оптимизм. В этом светлом образе сконцентрированы лучшие черты духовного облика негритянского народа. Порги противостоит Спортинг Лайф - лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами бизнесмен. Обаятельны женские персонажи оперы - Бесс, Клара, чьи музыкальные характеристики отличаются мягким лиризмом и поэтичностью.
Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии сценических образов играют вокальные партии - выразительные, основанные на яркой песенной мелодике. Песенность - отличительная черта стиля «Порги и Бесс», Щедрый мелодический дар Гершвина раскрылся здесь во всем его обаянии и богатстве: мелодии оперы, своеобразные, льющиеся легко, «из души», пленяют слушателя и западают в память. Вдохновенной лирикой дышат лучше номера произведения - нежная колыбельная Клары глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».
В «Порги и Бесс» композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров - блюзов, спиричуэлс. Использовал Гершвин и выразительные средства джаза - главным образом в партии Сгюртинг Лайфа.
Музыкальная драма Гершвина стала частью истории народа Америки. Вместе с неумирающими героями Марка Твена, Джека Лондона и О"Генри в жизнь все большего и большего числа любителей истинного искусства входят всегда улыбающийся, жизнерадостный Порги со своей нежной подругой Бесс.
М. Сабинина, Г. Цыпин

В СССР впервые поставлена в Таллине (1966), на русской сцене в Малом театре оперы и балета (1972, Ленинград). Мировую известность получил фильм реж. О. Преминджера (1958) с участием знаменитого актера С. Пуатье.
Дискография: CD - Decca. Дир. Маазель, Порги (Уайт), Бесс (Митчелл), Спортинг-Лайф (Клеммонз), Кроун (Боутрайт), Клара (Хендрикс), Джейк (Томпсон).



Понравилась статья? Поделитесь ей