Контакты

«Не» с существительными: примеры и правило. Специфика глаголов, не употребляющихся без не Слова которые не употребляются без приставки не

Есть такие слова, употребление которых невозможно без частицы «не». Глядя на грациозную фигуристку, вы не воскликнете: - Ах, какая же она уклюжая! Когда птицы за окном поют восходу весеннего солнца, не подумаете: «Что за чудесный настный день!» Пусть даже вас пригласит в гости самый аккуратный и педантичный человек, вы едва ли осмелитесь назвать его ряхой. Да и сами не слишком обрадуетесь, услышав, что ваши мысли и доводы крайне лепы. Однако есть такие орфографические правила, которые не встретишь в учебнике. Одно из них касается их отношений. Ему всё равно - вот аксиома, не требующая доказательств и проверочных слов. Нет ничего очевиднее заинтересованного мужчины. Цукуё помнит, как в пятнадцать начала замечать плотоядные взгляды и истекающие слюной комментарии. И хотя Ёшивара быстро прививала равнодушие к пошлости, Цукуё не сразу отделалась от гадкого чувства того, как грязь с чужих глаз и языков проникает под одежду и липнет к телу, вынуждая тереть его до красноты самой жёсткой банной щёткой. Гинтоки же смотрел так, как смотрят на стену с досадным пятном, оставшимся от назойливой мухи. Из всех человеческих эмоций, применимых к близкому человеку, он выбрал не участие и не симпатию, а раздражение. Цукуё не понимала, что в ней выводит его из себя, и злилась в ответ, сводя общение к язвительным тычкам и насмешкам. Но хоть словесные перепалки не оставляли синяков и ссадин, они из раза в раз задевали всё больнее и жёстче. С его дурной головой и ядовитым языком не стоило ждать красивых ухаживаний и воркований под луной. Широкие жесты заканчивались там, где распускались руки, а среди всего сказанного только признание её красоты, практически вымоленное и - Цукуё уверена - выдавленное из жалости, походило на комплимент. Могло показаться, что Гинтоки из тех мужчин, за которых говорят не пылкие речи, а поступки. Только и здесь Цукуё ничем не выделялась из разношёрстной толпы обязанных ему спасением. Одним из лучших его качеств являлось то, что Гинтоки знал цену жизни и боролся за самый крохотный и слабый её огонёк. Из тусклой свечи он раздувал пламя, перераставшее в пожар, но делал это ради многих, а не для неё одной. Спустя два мучительно долгих года Гинтоки может вернуться в Эдо. Он может вернуться в Ёродзую к Шинпачи и Кагуре, но никогда не вернётся к ней. Чтобы вернуться, нужно задать начальную точку, первое слово, открывающее книгу. Но Цукуё слишком далека от зачина, и потому не окажется той, кем замкнётся круг. Она затеряна среди нагромождения иероглифов, какофонии имён и мельтешения лиц, наспех смятых в один неделимый ком. Гинтоки промчится мимо, едва скользнув взглядом. Он вырвется к тем, кто дорог и важен, оставив её далеко позади. А как можно иначе, если их любовь без «не» не употребляется? P.S. Утрировано до предела, но меня правда задел твой комментарий. Я очень люблю Гинтоки, но если исключить фактор анимешной логики, его отношение к Цукуё в повседневной жизни иначе как мудацким не назовёшь. Так что не надо считать Цукки от рождения слепой, ей толком и видеть-то нечего.

Лазарев Михаил

Данная работа представляет собой исследование особенностей употребления, происхождения, словообразовательных возможностей глаголов, пишущихся слитно с НЕ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Центр детского научно-технического творчества ГАОУ АО ВПО «АИСИ»

XVIII открытая областная научно-исследовательская

конференция

Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Выполнил: Лазарев Михаил,

ученик 5М класса МБОУ СОШ №32,

воспитанник Центра детского

Научно-технического творчества

ГАОУ АО ВПО «АИСИ»

Руководитель Лазарева Л.М

Астрахань

2012

Введение

1.2.Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Заключение

Библиография

Введение

В русском языке насчитывается 24 глагола, не употребляющихся без НЕ.

Природа происхождения этих глаголов интересна, она связана с этимологией

глаголов, а сами единицы нуждаются в систематизации.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью расширить представление о семантическом своеобразии указанных языковых единиц и их тяготении к устойчивым сочетаниям.

Цель работы -установить связь между глаголами, не употребляющимися без НЕ, и фразеологическими единицами.

Объектом исследования стал языковой материал, взятый из толковых словарей современного русского языка.

Предмет исследования -семантика, а также специфика словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ.

Поставленная цель предполагает осуществление конкретных задач:

  1. определить по толковым словарям количество глаголов с не-частью корня и их значение;
  2. выявить специфику этих глаголов (их историко-этимологическую семантику, особенности спряжения);
  3. проанализировать словообразовательные возможности
  4. сопоставить указанные единицы с фразеологическими.

Предполагаемая теоретическая ценность работы заключается в том, что она позволяет всесторонне рассмотреть своеобразие значений данных глаголов, систематизировать их в смысловые группы, дать им историко-этимологическую характеристику, что помогает объяснить природу слитного их написания.

1.Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ

Отобранные из толковых словарей глаголы, не употребляющиеся без НЕ, опираясь на классификацию тематических групп глаголов. Можно отнести к глаголам состояния человека.

  1. Небречь – качественное состояние
  2. Невзвидеть эмоциональное состояние
  3. Невзлюбить - эмоциональное состояние
  4. Нездоровиться- физическое состояние
  5. Неистовствовать –эмоциональное состояние
  6. Неймёт(ся) – эмоциональное состояние
  7. Неймёт –эмоциональное состояние от глагола ограничения (не иметь)
  8. Нейти - глагол отрицания
  9. Неможется – эмоциональное состояние
  10. Ненавидеть –эмоциональное состояние
  11. Несдобровать-глагол внешнего проявления
  12. Неметь глагол физического состояния
  13. Нежничать эмоциональное состояние
  14. Нежиться – эмоциональное состояние
  15. Невеститься –глагол поведения
  16. Небрежничать глагол поведения
  17. Недужиться глагол физического состояние
  18. Несть - глагол отрицания (нет)
  19. Нехватить- глагол отрицания
  20. Негодовать - эмоциональное состояние
  21. Невежничать- глагол поведения
  22. Неволить- глагол подчинения
  23. Неглижировать –глагол отрицания
  24. Нежить существительное

Семантика этих глаголов отражает физическое (неможется, нездоровится) или душевное состояние (нежиться, ненавидеть, негодовать), отрицание, семантику поведения, внешнего проявления, а также подчинения.

Отметим, что большую группу представляют глаголы со значением «эмоциональное состояние» (10 из 24)

1.2. Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Анализируя значение данных глаголов, мы обратились к «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Историко-этимологическому словарю современного русского языка» П.Я.Черных, «Этимологическому словарю русского языка» М.Фасмера.

Так, историко-этимологический словарь П.Я.Черных даёт толкование только двух слов из отобранных нами единиц: негодовать и ненавидеть.

Именно на них мы и остановили свое внимание.

Слово «Негодовать»- переживать и выражать крайнее неудовольствие, недовольство, возмущение, гнев. До 11 века это слово употреблялось без НЕ и имело значение «пировать»- hodovati, godowac. С 11 века в древнерусском языке и старославянском появляется «негодовати»- быть недовольным, выражать неудовольствие, а также с трудом переносить, страдать, отвергать, отказывать (Срезневский, 2,372) «Годовати» - позволять (11век). Корень «год» как и в словах угождать, угодить, годный. Значение «позволять», возможно, развилось из значения «доставлять удовольствие», «угождать». Другие значения более поздние.

В словаря В.И.Даля «негодовать» - на кого, на что; быть недовольным, роптать, изъявлять съ сердцемъ презрение и жалобу. Ему что-то негодовалось тогда на меня.

В словаре М.Фасмера «негодовать»- от древнерусского «негодъ»- «неудовольствие», въ годъ быти – «нравиться».

Слово «ненавидеть» в историко-этимологическом словаре: «испытывать чувство острой вражды, злобы к кому-либо. Очевидно, по мнению П.Черных, слово образовано от «навидъти» - «жить согласно, в дружбе». Быть терпимым, любить,отсюда «navist» -симпатия, приязнь, любовь. В древнерусском языке слово, судя по памятникам письменности, было утрачено. Однако, у В.И. Даля: «навидеть не могу, то есть «навидеть»- терпеть, жаловать.

Словарь М.Фасмера трактует слово так «ненавидеть» так: образовано отрицанием от «навидъти» (охотно смотреть, навещать), украинское «навидитися» - «с радостью смотреть друг на друга».

1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ

Рассматривая словообразовательные возможности анализируемых нами глаголов, мы обратились в словообразовательному словарю А.Н.Тихонова.

Так, глагол «негодовать» имеет только одно словообразовательное гнездо:

Негодовать-негодование-негодующий-негодующе-вознегодовать-занегодовать-понегодовать

А глагол «ненавидеть» образует три словообразовательные цепочки от слов:

1)ненависть

2)ненавистник

3)ненавистница

Некоторые глаголы вообще не образуют словообразовательных цепочек(небречь, невзвидеть, невзлюбить нездоровиться, неймет, неймется, неможется, несдобровать, невеститься)

Так, глагол «небречь» находится в словообразовательном гнезде слова «пренебрежение».

Если рассматривать такую грамматическую особенность глагола, как спряжение, применительно к глаголам, не употребляющимся без НЕ, то необходимо отметить. Что глаголы неймет, неймется, неможется не имеют спрягаемых форм, а глагол неможется употребляется только в безличной форме.

Такая специфическая особенность данных глаголов объясняется их семантикой эмоционального состояния.

Заключение

Проанализированные нами языковые единицы позволяют отметить их тяготение к устойчивым формам:

  1. Они в своём происхождении восходят к периоду до возникновения древнерусского языка и связаны исторически с корнями, которые употреблялись без НЕ
  2. Современная семантика этих глаголов связана со значением эмоционального состояния человека
  3. Эти глаголы непродуктивны, о чем свидетельствует отсутствие у большинства из них возможностей словообразования

В перспективе планируем рассмотреть синонимические, антонимические и омонимические возможности анализируемых глаголов, а также сопоставить их с именными формами, не употребляющимися без НЕ.

Библиография

  1. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание» под ред. Л.Г.Бабенко:М.:Аст-пресс,2007
  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»: В 4т.- Москва- Терра, 1994
  3. Ожегов С.И, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»:М., 1993
  4. Тихонов А.Н. «Словообразовательный словарь русского языка»:М.,2003
  5. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова:М.,1996
  6. Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»: СПб.,1996
  7. Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь современного русского языка»: М, 1999

1. Слова, не употребляющиеся без не- , пишутся слитно, к какой бы части речи они ни относились: ненависть (сущ,), нехватка (сущ. - слово "хватка " имеет другое значение), нелепый (прилаг.), ненароком (наречие), ненавидеть - ненавидящий - ненавидимый - ненавидя (глагол и его особые формы), недостает (глагол -"достает " имеет другое значение).

2. Правописание с не существительных, прилагательных и наречий, оканчивающихся на , подчиняется единым правилам.

А) Не- пишется слитно, если используется для создания нового слова (как правило, в этом случае можно подобрать синоним): несчастье (горе, беда), непрофессионал (дилетант), неумный (глупый), немедленно (сразу) .

Б) Не пишется раздельно, если наличествует или предполагается противопоставление с союзом а (возможно да в значении "а "): овраг не глубокий, а мелкий (ср.: овраг неглубокий, да обрывистый ).

В) Не пишется раздельно, если отрицание логически подчеркнуто (чаще всего в риторических построениях, вопросах, восклицательных конструкциях): Как вам не стыдно! И после этого она не умна ?

Г) Определить способ написания не помогают пояснительные слова, которые используются чаще всего с прилагательными и наречиями:

Слова совсем и вовсе требуют дополнительного анализа: они могут употребляться и при утверждении, и при отрицании: совсем неинтересный человек (скучный) - совсем не интересный, а скучный фильм; вовсе неумелый работник - вовсе не умелый, а ленивый работник .

3. Не с краткими формами прилагательных пишется, в основном, так же, как и с полными их формами: несообразительный - несообразителен; не глубок, а мелок .

Всегда пишутся раздельно:

А) прилагательные, не имеющие полной формы: не рад, не горазд ;

Б) прилагательные, полная форма которых имеет другое значение: не способна запомнить, не готов подписать .

4. Не со сравнительной (и превосходной) степенью прилагательных пишется раздельно: не смелее, не величайший . Исключение составляют формы от прилагательных, не употребляющихся без не-: неизбежнее, ненавистнее всех . Кроме того, не пишется слитно, если сравнительная степень образована от прилагательного с приставкой не-: этот фильм еще неинтереснее вчерашнего .

5. Не с числительными пишется только раздельно: не два, не пятнадцать, не триста двадцать семь, не сотый, не пятьдесят первый, не пять восьмых .

6. Не с местоимениями и местоименными наречиями пишется раздельно (исключение - философский термин не-я .): не мы, не все, не тот, не свой, не туда, не всегда, не как-нибудь . Однако для отрицательных и неопределенных местоимений, как и для наречий тех же разрядов, существуют отдельные правила (см. пункт 10).

7. Отрицательная частица не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не уметь - не умеет - не умея . Исключение - слова, не употребляющиеся без не-: нейдет, неймется, несдобровать, невзлюбить - невзлюбит - невзлюбила - невзлюбив .

Приставка недо- выражает не отрицание, а недостаточность, неполноту действия: недооценить (себя), недосолить (еду). Ср.: мальчик не доел суп - в войну многие недоедали .

8. Причастия (и действительные, и страдательные) с частицей не пишутся

9. Правописание слов на -мый с не представляет особую трудность. Не со словами, оканчивающимися на -мый , могут писаться и слитно, и раздельно. Для выбора правильного способа написания надо последовательно выполнить несколько действий.

А) Проверить, употребляется ли данное слово без не- . Слитно с не (только слитно!) пишутся, например, нижеследующие слова:

невозбранимый невозвратимый невозмутимый невознаградимый невообразимый невоскресимый невправимый невредимый невыносимый невыразимый невысыхаемый невычислимый негасимый недвижимый незамерзаемый незнаемый незыблемый неизгладимый неизменимый неизносимый неизобразимый неизъяснимый неискупимый неисповедимый неиссякаемый неистощимый неистребимый неисходимый неисчерпаемый неколебимый нелюдимый неминуемый ненавидимый ненарушимый необоримый необходимый неодолимый неописуемый неоспоримый неотвратимый неотделимый неотчислимый неотъемлемый неоценимый непобедимый непоборимый неповторимый непогрешимый неподражаемый непоколебимый непокоримый непреоборимый непререкаемый неприложимый непримиримый непробудимый неразделимый неразрушимый неразъяснимый нерушимый несгораемый нескончаемый несмолкаемый несовратимый несократимый несокрушимый нестерпимый неувядаемый неугасаемый неугасимый неудержимый неумолимый неумолкаемый неуничтожаемый неуничтожимый неустрашимый неутолимый неутомимый нечаемый

б) Определить, к причастиям или к прилагательным относится данное слово, чтобы применить соответствующие правила.

Прилагательные на -мый образуются от непереходных глаголов совершенного вида (достаточно одного из этих признаков): неисчислимый, нерастворимый, независимый .

Переходные глаголы несовершенного вида могут образовывать как прилагательные, так и причастия на -мый . Но причастиями эти образования считаются только в том случае, если в качестве пояснительного слова при них наличествует творительный падеж существительного (или субстантивированного слова, или местоимения) со значением действующего лица или орудия действия. Ср.: незамечаемые ошибки (прилаг.), незамечаемые прежде ошибки (прилаг.), никогда не замечаемые ошибки (прилаг.) - не замечаемые мною ошибки (прич.).

В) Причастия на -мый , образованные от переходных глаголов несовершенного вида, пишутся с не раздельно в соответствии с основным правилом, так как есть зависимое слово (в творительном падеже).

10. Отрицательные и неопределенные местоимения пишутся с не (под ударением)

Отрицательные и неопределенные наречия всегда пишутся слитно: негде, некогда, неоткуда (не под ударением).

Та же зависимость в местоимениях и наречиях с безударным ни (используется для усиления): никто, ничто, ни у кого, ни к чему, ни с чем, никогда, ниоткуда .

11. Различение частиц не и ни основано на их значении.

Основная функция не - отрицание

ни используется для усиления

сочетание не только не выражает усиленное отрицание: не только не развеселился, но стал еще мрачнее ;

двойное не используется для утверждения: не могу не упрекнуть ;

используется в самостоятельных предложениях, имеющих характер вопроса или восклицания: Иванова не видал? Куда только не заходил!

не пишется в устойчивых сочетаниях, заключающих в себе противопоставление: не кто иной, как (а), не кто другое, как (а); не более чем и подобных: не кто иной, а петух привлек наше внимание .

частица не употребляется в сочетаниях едва не, едва ли не, чуть не, чуть ли не , например: это был чуть ли не разбойник ;

не входит в состав сложных союзов не то... не то; не только... но и; не то чтобы не... а; если не... то , например: не то чтобы унылый, а невеселый вид .

ни усиливает отрицание, выраженное частицей не , словами нет, нельзя (входит в состав местоимений или наречий): нигде нельзя узнать, ни с кем не расстанется ;

ни пишется в придаточных предложениях обобщенно-уступительного характера, выступая средством связи: Куда ни заходили друзья, везде их встречали приветливо ;

частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: никто иной (другой), ничто иное (другое) , усиливая отрицательное сказуемое: никто другой не ответил ;

ни пишется в устойчивых сочетаниях типа что ни шаг, во что бы то ни стало, куда ни шло , например: вернусь во что бы то ни стало ;

ни повторяется в устойчивых сочетаниях со значением неопределенности типа ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни шатко ни валко, ни в городе Богдан ни в селе Селифан , например: дела шли ни шатко ни валко ;

ни при однородных членах предложения (однородных предложениях) выступает в роли соединительного союза (повторяющегося): Ни птицы не поют, ни кузнечики не стрекочут .

Частица ни со всеми частями речи, кроме отрицательных местоимений без предлога и наречий (см. п. 10), пишется раздельно: ни зги не видно, ни звука не слышно, ни красивым не был, ни ловким .

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Перед тем как начинать называть эти предложения, я бы хотел дать некоторую теорию, которая поможет разобраться в этом вопросе с различных сторон. А также я бы хотел обозначить другие случаи постановки "не". Это нужно для того, чтобы понимание ответа было более ярким.

Почему некоторые слова без НЕ не употребляются

Русская речь наполнена очень большим количеством слов, многие из которых имеют уникальные правила написания. К таким словам относятся и слова, не употребляющиеся без "не". Но у многих из вас возникнет вопрос почему же эти слова не употребляются без "не"?

  1. Ну во-первых эта причина возникла с появлением самого языка и многие люди просто так решили, а следующие поколения это приняли.
  2. Во-вторых такие слова оставили, потому что в слитном написании они звучат приятнее.
  3. Ну и в-третьих, потому что эти слова не имеют другого смысла, как с написанием "не" и поэтому нет смысла отделять частицу.

Самые популярные случаи употребления частицы НЕ

Ещё для повышения качества понимания, нужно изучить другие самые используемые случаи употребления частицы "не".

  • Не с глаголом пишется раздельно.
  • Не с деепричастиями пишется раздельно.
  • Не с прилагательными пишется раздельно, если нет союза А.
  • Не с прилагательными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом.
  • И случай слитного написания слова, если это слово без "не" не употребляется, который я и рассмотрю поподробнее.

10 слов которые без НЕ не пишутся

После того, как я изучил некоторое количество теории, я могу перейти непосредственно к ответу на вопрос.

Для того, чтобы правильно написать слова, которые без "не" не пишутся, я приведу 10 самых популярных слов, которые попадутся практически в каждом диктанте:

  • Ненавидеть;
  • ненастье;
  • недуг;
  • негатив;
  • нельзя;
  • неряха;
  • негодование;
  • неприязнь;
  • немой;
  • неуклюжий;

В заключение я могу сказать, что тема употребления "не" с разными частями речи - это одна из самых сложных тем, которые только есть в русском языке. Поэтому для грамотного письма нужно знать очень много правил, а также приличное количество исключений.



Понравилась статья? Поделитесь ей