Контакты

Основные виды деятельности человека — классификация с определениями. Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика Что не является деятельностью примеры

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.




Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].


Существует несколько классификаций общения.



В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.


Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).



Ответ: 22121.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: « Деятельность человека, её основные формы »

Разработала:

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2013г.

Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная : способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.

План урока:

  1. Классификация деятельности.
  2. Общение. Виды общения.
  3. Творческая деятельность

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.
  1. Деятельность. Виды деятельности.

Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.

Запись в тетрадях:

Деятельность –

Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.

Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.

таблица 1

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

Целеполагание в деятельности.

Целесообразность в поведении.

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.

Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.

Запись в тетрадях:

Структура деятельности.

  1. субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
  2. орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
  3. объект – это то, на что направлена деятельность.

Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).

Запись в тетрадях:

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Запись в тетрадях:

Цель деятельности -

Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.

Запись в тетрадях:

Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Учитель: Существует два вида деятельности.

Запись в тетрадях:

Виды деятельности

  1. практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
  2. духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:

  1. созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
  2. разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)

Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.

Запись в тетрадях:

Потребность –

Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.

Запись в тетрадях:

Виды потребностей

  1. биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
  2. социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
  3. духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
  4. ложные – искусственно созданные (потребность в алкоголе, курении).
  1. Классификация деятельности.

Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.

Запись в тетрадях:

таблица 2.

Основа классификации

Виды деятельности

Характер отношения человека к окружающему миру

Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Общественные сферы, в которых деятельность протекает

Экономическая, социальная, политическая и д.р.

Соотнесённость с ходом истории

Прогрессивная, реакционная.

Существующие ценности, социальные нормы

Моральная, аморальная; законная, незаконная

Социальные формы деятельности

Массовая, коллективная, индивидуальная

Потенциал нового в деятельности

Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная

Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.

Запись в тетрадях:

Самореализация –

  1. Общение. Виды общения.

Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Запись в тетрадях:

Общение –

Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.

Запись в тетрадях:

Структура общения

  1. субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
  2. цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
  3. содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
  4. средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).

Учитель : В науке выделяют следующие виды общения.

Запись в тетрадях:

Виды общения

  1. вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
  2. интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
  3. Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.

Запись в тетрадях:

таблица 3.

Наименование функции

Социализация

Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей

  1. Творческая деятельность.

Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).

Запись в тетрадях:

Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.

Запись в тетрадях:

Важнейшие механизмы творческой деятельности

  1. Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
  2. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  3. Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  4. Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.

Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

Запись в тетрадях:

Характерные черты деятельности

  1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
  2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
  3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
  1. Итог урока

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
  2. Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
  3. Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
  4. Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
  5. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
  6. В чём заключается социальная сущность деятельности?
  7. Какова структура деятельности?
  8. Каковы мотивы деятельности?
  9. В чём особенности творческой деятельности?
  10. Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
  11. Задания на закрепление:
  1. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
  1. Игры 2. Общения 3. Учения 4. Труда

Ответ: 2

  1. Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Ответ: 23313

Домашнее задание:

Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.

Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)

Список литературы

  1. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
  2. Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, с. – (школьная программа).
  3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  5. Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
  6. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
  7. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Деятельность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности
1. Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
2. Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
3. Мотив → Цель → Методы и средства → Процесс → Результат (продукт)

Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий

Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.
Аффективное (лат. affectus - душевное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Структура общения:
1) Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
↓ 2) Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
↓ 3) Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
↓ 4) Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
↓ 5) Получатель информации.

Существует несколько классификаций общения.

Общение
По используемым средствам общения По субъектам общения
Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Между реальными субъектами.
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером , которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.).
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека.
Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений .

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности - создание материальных благ или культурных ценностей.

Деятельность
Материальная (практическая) Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей Духовная Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
· Материально-производственная . Преобразование природы
· Социально-преобразовательная . Преобразование общества
· Познавательная . Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях
· Ценностно-ориентировочная . Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
· Прогностическая . Планирование или предвидение возмож-ных изменений действительности

Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности - Индивидуальная
- Коллективная
Характер самой деятельности - Репродуктивная (деятельность по образцу)
- Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам - Законная
- Незаконная
Соответствие моральным нормам - Моральная
- Аморальная
Соотношение с общественным прогрессом - Прогрессивная
- Реакционная
Зависимость от сфер общественной жизни - Экономическая
- Социальная
- Политическая
- Духовная
Особенности проявления человеческой активности - Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами)
- Внутренняя (умственные действия)

Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество - это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия (гр. phantasia - психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

- сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
- продуктивный характер - направлена на получение результата (продукта);
- преобразующий характер - человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- общественный характер - человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Такая активность способствует развитию и совершенствованию всего человечества. Что такое деятельность, из чего состоит и какие ее виды существуют, вы узнаете из этой статьи.

Определение деятельности - что это

Синонимами слова «деятельность» являются такие слова, как: труд, действие, дело, работа, то есть представляет собой любой вид активности , имеющей смысл и потому осознанной.

Это процесс, в котором всегда взаимодействуют две стороны: субъект и объект. Первым называют того, кто собственно что-то делает (еще он зовется деятелем). Объект, в свою очередь, это то, на что направлены действия субъекта с определенной целью.

В философии этот термин представляет собой духовную форму: ведь чтобы что-то делать, нам , которая и есть одна из составляющих духа. Воля же отталкивается от ценностей, к достижению которых человек стремится с помощью действий.

Если вы любите красоту, то творите искусство, хотите истинных знаний – идете в науку, пользу для общества нам несет экономическая деятельность, а ищущие справедливости .

Для более глубокого понимания термина, необходимо знать :


Чуть выше приведен ролик, где подробно разбирается вопрос деятельности человека в рамках школьной программы по обществознанию . Очень доходчивый и короткий рассказ. Очень рекомендую послушать.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

  1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на:
    1. Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
    2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
  2. Духовная направлена на изменение (формирование) (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, и т.д.

    К ее подвидам относятся:

    1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
    2. Ценностно-ориентировочная, в результате которой
    3. Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.


Структура деятельности человека

Структура представляет собой несколько элементов, следующих друг за другом в определенном порядке.

Эта цепочка выглядит так: потребность → мотив → цель → средства → действия → результат.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Потребности человека

Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это . А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.

Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.

Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.

Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).

Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся , существуют базовые потребности . Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.

  1. Физиологические – самые простые, но жизненно-важные нужды – сон, пища, воздух, одежда и т.д. Это самый первый, примитивный уровень (так живут новорожденные).
  2. Потребность в безопасности – необходима для психического спокойствия, ведь только тогда мы можем эффективно развиваться и комфортно себя чувствовать (эту потребность призваны обеспечить ребенку его родители).
  3. Социальные потребности – это по-разному выраженные стремления быть вместе с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать к таким же, как я. Человек не может жить и развиваться вне социума (подростки).
  4. Потребность в уважении – мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, которых любят и ценят (взрослые).
  5. Потребность в самоактуализации или самовыражении – высший уровень потребностей, которого достигают не все. Здесь личность нуждается в творческом развитии, распространении своих навыков и знаний, выразив, таким образом, свое внутреннее «Я» (зрелые люди).

Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).

Мотив деятельности человека

После осознания потребности, появляется мотив деятельности – это внутреннее побуждение достичь желаемого. Его формируют дополнительные факторы: , убеждения, установки, интересы и так далее.

Например, девушка с убеждением в том, что она обязательно должна выйти замуж, посвящает львиную долю своего времени поискам жениха. То есть потребность в замужестве () становится мотивом ее деятельности.

Цель

Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

Может, – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

Средства достижения цели

Итак, вижу цель. Иду к ней. На этом этапе мы выбираем средства, чтобы достигнуть желаемого. Под средствами здесь подразумевается все что угодно – все, что поможет прийти к цели. Если вы хотите стать хорошим поваром, вам придется окончить кулинарное училище, наработать опыт, постоянно повышать квалификацию, обучаясь новинкам мастерства.

Важно знать: во-первых, средства и цель должны быть соразмерными . Например, вы хотите заработать, открываете личное дело (цветочный магазин), но в итоге ваше предприятие работает в убыток. Разумный человек понимает, что, таким образом, он никогда не улучшит свое благосостояние и попробует что-то другое – средство не оправдает цели.

Во-вторых, средства должны быть в категории морально-нравственных . Если это не так, то вся деятельность человека является аморальной. Нарушать законодательство, врать для достижения личной выгоды, предавать близких ради своей цели – аморально. В таком случае цель не оправдывает средство.

Действие

Действие – это отдельно взятый элемент деятельности.

Последняя состоит из совокупности мелких шагов, связанных между собой. Например, чтобы построить дом, нужно сначала вырыть фундамент, возвести стены и крышу, залить пол.

Соцолог М.Вебер выделил 4 вида социальных действий :

  1. целерациональные – стремящиеся к достижению разумной цели (подготовка речи перед выступлением);
  2. ценностно-рациональные – ориентированные на морально-нравственные ценности (отказ солдата выдавать военные секреты своей страны);
  3. аффективные – действия, совершенные под влиянием чувств и эмоций (человек в ярости может что-нибудь разбить);
  4. традиционные – привычные действия, ритуалы, обычаи (кидание свадебного букета в толпу подружек невесты, салют на Новый год);

Первые два типа лежат в основе деятельности, вторые два проявляются частично и носят вспомогательный характер.

Результат деятельности

Результат – это итоговая ситуация, где изначально осознанная потребность удовлетворена.

Вы хотели сделать ремонт: накопили денег, купили материалы, выполнили задуманное и теперь наслаждаетесь новыми обоями и обстановкой.

Но может случиться и так, что потребность остается неудовлетворенной либо удовлетворенной частично.

В таком случае необходимо пересмотреть всю цепочку деятельности с самого начала:

  1. возможно, потребность была осознанна не до конца или была псевдопотребностью (вам казалось, что она ваша личная, а на самом деле это влияние кого-то из близких);
  2. возможно, что мотив был сформирован не совсем верно (хотели что-то кому-то доказать, но такие стремления не приносят настоящего счастья);
  3. цель также может быть выстроена нечетко (хотели мужа непременно с усами, а он без усов);
  4. несоизмеримые с целью средства тоже мешают достичь нужного результата (читайте в пункте Средства);
  5. либо на результат повлияли неправильные действия (надо было красить вдоль, а вы делали это поперек, что испортило конечный результат).

В заключение, еще раз повторим, что деятельность не существует без человека и человек без деятельности.

Наши далекие предки стали разумными именно в тот момент, когда взяли в руки палку и стали с ее помощью что-то делать. Палка обрела свое применение, человек нашел в ней смысл и начался , длящийся по сей день.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Факторы производства - что это, что к ним относится, факторные доходы и основные факторы производства в экономике Что такое потребность - ее виды, классификация, а также пирамида потребностей человека от Маслоу Что такое мотив - его характеристики, виды и функции мотивов в нашей жизни Кто такой человек: теории происхождения, отличия от животных и потребности Что такое бизнес Труд - что это, влияние на эволюцию, виды и цели трудовой деятельности Инвестор - это тот, кто вкладывает активы в надежде на прибыль Доход - что это, их виды и источники, в чем разница с прибылью Что такое предпринимательство Предпринимательская деятельность: что это, ее признаки, виды и формы, а также наказание за незаконное предпринимательство

В течение своей жизни человек постоянно занимается какой-либо деятельностью.

Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. В деятельности проявляется его интеллект, таланты и способности, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цель и принимать решение.

Интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать её и найти способы решения. Человек с сильной волей решителен, самостоятелен, настойчив в достижении своих целей.

Видите, как много всего сосредоточено в слове деятельность.

Мотивы и цели деятельности

Человек никогда ничего не делает просто гак. В основе его поведения и действий лежат мотивы.

Мотивом поступления в институт является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал. Для этого необходимо хорошо знать школьные предметы, иметь соответствующие документы и успешно сдать экзамены.

Что же такое деятельность? Предположим, вы с классом поехали на экскурсию, отвечаете на уроке на вопрос учителя, садитесь дома делать домашнее задание - это действия, учёба или обучение - деятельность.

    Советуем запомнить!
    Деятельность - последовательность действий (умственных или физических), совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели. Деятельность требует упорства, целеустремлённости, постоянных усилий.

    Интересные факты
    Учёные экспериментально доказали, что бесполезные действия вынуждают затрачивать подчас не меньше сил и энергии, чем нужные и полезные.

У деятельности есть цель. Например, купить автомобиль. Для её достижения надо накопить капитал, пройти медосмотр, получить различные справки, водительские права, а потом выбрать магазин с подходящими ценами и марками машины. Действие - маленький фрагмент деятельности - зайти в магазин и купить автомобиль. Деятельность - это учёба, общение с разными людьми, многолетняя работа в банке, на заводе, в офисе, которая приносит заработную плату.

Виды деятельности

Человеческая деятельность очень разнообразна, но основными видами деятельности являются учение (учёба), игра и труд, творчество, общение.

Учение - это обретение новых знаний, освоение новых навыков. Например, в процессе учения вы узнали, что такое деятельность, а теперь приобретаете навык определения её основных видов, а ещё можно научиться рисовать, плавать, играть на музыкальном инструменте.

Игра - это подражание реальной деятельности. Вы же играли в раннем детстве, копируя жизнь взрослых, в такие игры, как дочки-матери, больница, магазин и т.д.? Кроме того, игрой называются спортивные, компьютерные игры.

Трудовая деятельность человека создаёт различные полезные продукты (строительство домов, сборка автомобилей) или оказывает полезные услуги (например, туристические, медицинские, бытового обслуживания).

В процессе творческой деятельности обязательно создаётся что-то новое. Например, изобретение колеса, автомобиля, сочинение музыки, написание книги и т.д. А в процессе общения происходит обмен информацией, идеями, эмоциями.

Такое многообразие видов деятельности существует потому, что они удовлетворяют какие-то важные потребности общества. Не будь потребности, не возникнет деятельности. Кому нужны тёплые сапоги и мастеровые, их изготовляющие, скажем, в Африке, если население в них не нуждается, там круглый год тепло? А в России они необходимы.

Какие виды деятельности иллюстрируют фотографии? На удовлетворение каких потребностей они направлены?

Результат деятельности

Результатом деятельности служит создание полезной вещи или услуги, чувство радости, если твоя любимая футбольная команда выиграла - и наоборот.

Результат не всегда виден глазу, например при умственной деятельности, которая предшествует любой другой. Умственная деятельность выступает основой для всех видов деятельности, так как человек сначала думает, а потом делает. Это правило важно соблюдать и в школьной и во взрослой жизни.

Если представить структуру деятельности, то она состоит из цели, потребностей, мотивов, средств, совокупности действий, результата.

Деятельность и личность

В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Что такое личность?

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку, готовому к сознательной деятельности. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности двухлетнего ребёнка. Личностью не рождаются. Личностью становятся. Ребёнок станет личностью, лишь когда сам начнёт совершать осознанные поступки. Хотя на первых порах с помощью взрослых.

Установлено, что личность - высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над самим собой. Самостоятельность, активность, инициативность, способность отвечать за свои действия, контролировать своё поведение - вот черты личности. Есть ли они у вас?

Стать личностью можно только в том случае, если у вас есть чёткие представления о добре и зле. Бескорыстная любовь к ближним составляет основу человеческой личности, формирование которой начинается в обществе и семье.

Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках.

Поведение

Что же такое поведение? Чем отличается поведение от деятельности? Для школьников это особенно важно. Учителя оценивают не только ваши знания, но и поведение.

Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (умственная деятельность) и внешней. Про себя вы продумываете решение задачи, а затем садитесь за стол и записываете его.

Поведение состоит из поступков.

Содержание поступка определяет моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком. Молодой человек очень устал и с удовольствием расположился на сиденье автобуса. Пока ещё это действие. Но вот вошла пожилая женщина, и он, несмотря на усталость, моментально уступил ей своё место. Вот это поступок. Как вы думаете, почему?

Очень важно, какие поступки мы совершаем по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее нас, кто нуждается в особом внимании и заботе, к людям с ограниченными возможностями. Проходим ли мы мимо их проблем или совершаем поступки и помогаем им.

    Подведём итоги
    Человек проявляется в деятельности. У любой деятельности есть цели, мотивы - причины поведения и действий человека, результат. Деятельность человека очень разнообразна.
    Умственная деятельность является основой для всех других видов деятельности.

    Основные термины и понятия
    Мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, что такое мотивы деятельности.
  2. Перечислите основные виды деятельности. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их.
  3. Из каких ежедневных действий складывается ваше обучение в школе?
  4. Чем действие отличается от поступка? Приведите примеры.
  5. Что такое личность? Объясните, как в деятельности проявляется личность человека.
  6. Какой вид деятельности является сегодня для вас главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели?

Практикум

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети». Какими видами деятельности занимаются его персонажи? Каковы их мотивы?

      Домой, ребятишки! обедать пора.
      Вернулись. У каждого полно лукошко.
      А сколько рассказов! Попался косой,
      Поймали ежа, заблудились немножко
      И видели волка... у, страшный какой!..
      - Довольно, Ванюша! гулял ты не мало,
      Пора за работу, родной! -
      Но даже и труд обернётся сначала
      К Ванюше нарядной своей стороной:
      Он видит, как поле отец удобряет,
      Как в рыхлую землю бросает зерно,
      Как поле потом зеленеть начинает,
      Как колос растёт, наливает зерно;
      Готовую жатву подрежут серпами,
      В снопы перевяжут, на ригу свезут,
      Просушат, колотят-колотят цепами,
      На мельнице смелют и хлеб испекут.
      Отведает свежего хлебца ребёнок
      И в поле охотней бежит за отцом...

  2. Согласны ли вы с высказыванием «отрицательный результат (деятельности) - тоже результат». Свой ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Поделитесь ей