Контакты

Молодежь в современном обществе. Немецкий социолог К.Манхейм утверждает:быть молодым означает стоять на краю общества,быть во многих отношениях аутсайдером!расскройте это положение I. Социологическая функция молодежи в обществе

Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ­ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру­жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред­метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер­сонажи литературных произведений. (Попытайтесь привес­ти примеры.)

Однако большинство людей стремится органично впи­саться в окружающую социальную среду. Свойство адапта­ции присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее ус­тойчивые свойства этой среды, типичные способы социаль­ного поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает


К школьному распорядку, усваивает правила поведения, ов­ладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор­мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен­ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленнос­ти о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на­рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав­тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да­же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при­дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешивать­ся в жизнь малознакомых людей будут приводить к посто­янным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и но­сит непрерывный характер, особенно активно она происхо­дит при смене социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации могут служить успеш­ное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологичес­кая удовлетворенность социальной средой.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на соци­альную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценнос­ти, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропот­но выполняются все предписания. При этом, однако, внут­ренне человек может быть не согласен с групповыми норма­ми и ценностями.

Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Ка­кой тип адаптации преобладает у вас?

НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.

Проверьте себя

1) Что такое социальный статус личности и чем он опре­деляется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-


Туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его ста­тусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Ка­кую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключа­ется процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социа­лизации личности? 10) Какое влияние на социальное ста­новление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро­
левого конфликта.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли се­
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест­
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен­
ностям и нормам? Укажите их.

4. В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде­
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При­
ведите примеры.

5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис­
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци­
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со­
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен­
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?

используя понятие "социальный статус" и "социальная роль"разделяете ли вы этот вывод?

Те, кто заставляет общество функционировать, т.е. основная движущая сила общества, – это трудоспособные люди среднего возраста: они работают, платят налоги, занимаются общественно полезной деятельностью: лечат, учат, управляют и т.д. Остальная часть общества – это либо старики, либо дети, а также люди, которые по тем или иным причинам не занимаются полезной с точки зрения общества деятельностью. Поэтому говорят, что люди в обществе играют разные социальные роли. Социальная роль – это деятельность человека с точки зрения общества. Когда я гуляю в парке, я не занимаюсь деятельностью, которую общество могло бы оценить (например, с точки зрения пользы или вреда), т.е. я не играю социальной роли. Когда я работаю на заводе, вся эта деятельность связана с социальной ролью, поскольку общество заинтересовано в том, чтобы я работал, платил налоги, вел упорядоченный образ жизни и т.д. Социальная роль дает мне социальный статус, т.е. определенное положение в обществе, мое место в нем. Один и тот же человек может играть несколько социальных ролей (рабочий, отец, общественный активист, спортсмен и т.п.) и иметь несколько статусов. Так вот, молодые люди еще не нашли себя в жизни, поэтому находятся как бы в стороне, с краю общества. Когда же они решат, кем они будут, и когда их жизнь будет упорядочена, тогда они перестанут быть аутсайдерами. Можно быть обычным рабочим на заводе и играть важную социальную роль, быть полноправным членом общества. Но, с другой стороны, можно иметь два высших образования, но при этом быть аутсайдером, сидящим дома с утра до вечера навстречу своей мечте.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

12-летний летний Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто

смотрит телевизионные шоу, которые только усиливают такие представления. какой фрагмент текста объясняет подобное влияние СМИ? Приведите пример, который переубедит Юрия.

Читайте также

Из работы немецкого социолога Р.Дарендорфа "Элементы теории социального конфликта". Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьше

ния насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур... Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того-как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин. 1. Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? 2. На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. 3. Как вы понимаете смысл последней фразы текста. 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?

...Настоящий кризис не есть предсмертная агония западной культуры и общества, то есть кризис не означает ни разрушения, ни конца их исторического

существования. Основанные лишь на биологических аналогиях, все подобные теории беспочвенны. Нет ни единого закона, согласно которому каждая культура проходила бы стадии детства, зрелости и смерти. Ни одному из приверженцев этих очень старых теорий не удалось показать, что же разумеется под детством общества или под старением культуры; каковы типичные характеристики каждого из возрастов; когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества и культуры вообще.
Во всех отношениях теории, о которых идет речь, - это простые аналогии, состоящие из неопределенных терминов, несуществующих универсалий, бессмысленных заявок. Они еще менее убедительны, утверждая, что западная культура достигла последней стадии старения и сейчас находится в предсмертной агонии. Не пояснено при этом ни само значение «смерти» западной культуры, и не приведены какие-либо доказательства.
...Точно так же как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации. В западной культуре конца Средних веков таким же образом произошла смена одной фундаментальной социально-культурной формы на другую... И тем не менее такое изменение не положило конца существованию общества. После хаоса переходного периода в конце Средних веков западная культура и общество демонстрировали в течение пяти веков все великолепие своих созидательных возможностей и вписали одну из самых ярких страниц в историю мировой культуры.

Вопросы и задания: 1) П. Сорокин критикует некие «старые теории». О каких теориях идет речь? Назовите имена их создателей. 2) Какие аргументы использует автор, критикуя эти теории? А есть ли у них сильные стороны? Назовите их.

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
политика
2)

Общество
3)
экономика
4)
культура
А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1)
объединение людей по сфере деятельности
2)
исторический этап в развитии человечества
3)

Все человечество в целом на протяжении его истории
4)
специфические свойства определенного этноса
А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)
строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2)

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3)
возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4)
составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)
нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)
исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)

Законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)
выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1)
Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2)
Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3)

По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4)
Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
А6

Общество как динамическую систему отличает признак:
1)
наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2)
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3)

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)
вхождение природы и общества в единый материальный мир.
А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая.
2)

Социальная, экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая, экономическая.
4)
экономическая, социальная.
А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)

Власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4)
рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Молодежь в современном обществе (к § 13 «Молодежь в современном обществе»)

Что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь - это оживляющий посредник.

Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым. Все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалась ошибочной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.

С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка. Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. ...

С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим воз­раст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впер­вые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей приро­де, она - потенция, готовая к любому начинанию. У моло­дежи еще нет закрепленных законом интересов ни экономиче­ских, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действу­ют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в обо­рону и выступают за сохранение status quo . На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чер­той старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем по­рядке - они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайдера - гораздо более важный фактор, определяющий от­крытость и склонность к изменениям, чем биологическое созрева­ние. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и инди­видов, по другим причинам оказавшихся на краю общества, таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий - по­эты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать движение.

Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М., 1994. - С. 445-446.

Вопросы и задания. 1) Какие черты, по мнению автора, явля­ются характерными для молодежи? 2) Какой фактор автор счита­ет решающим в определении возраста половой зрелости? Приве­дите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения. 3) С позицией каких других групп и индивидов совпадает соци­альная позиция молодежи? Чем автор объясняет причины этого совпадения? 4) Автор утверждает, что «молодежь ни прогрессив­на, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». Чем автор объясняет потенциальную готов­ность молодежи к любому начинанию? 5) Как вы считаете, можно ли отнести характеристики молодежи, названные автором, к объ­ективным признакам? Аргументируйте свою точку зрения. 6) По мнению большинства современных социологов, возраст молодости начинается примерно в 16 лет и заканчивается в 30 лет. Чем они объясняют наступление возраста зрелости? Совпадает ли позиция автора с позицией ученых-социологов?

Сопоставьте высказывания двух ученых.

1. Теперешняя западная молодежь не отличается ни агрессией «шестидесятников», ни их претензиями на роль культурного лиде­ра. Похоже, что эстафета западных «мальчиков» 60-х гг. (XX в. - Прим. ред.) перешла к нашим «детям перестройки». Во всяком случае, налицо определенная конфронтация поколений, одним из са­мых выразительных символов которой стала, как в прошлом на За­паде, музыкальная рок-культура. В то время как на Западе рок утратил свою бунтарскую роль и вошел в музыкальный обиход, за­няв свое место в ряду других музыкальных стилей, у нас он несет идеологическую нагрузку эпатирующего социокультурного протес­та. Неясно только, обладает ли наше молодое поколение такими же культурно-творческими потенциями, как молодые радикалы 60-х гг. (XX в. - Прим. ред.), и если предположить, что обладает, позволят ли обстоятельства проявиться им в полной мере.

2. По поводу молодых неформалов могу сказать следующее. У протеста цель - убрать, уничтожить и т. д. А когда протесту­ют неформалы, то они абсолютно не следуют цели отменить то, против чего они якобы протестуют. Они преследуют только одну цель: спровоцировать людей, чтобы они приняли участие в этом цирке, что мы и делаем и включаемся в их сценарий, изображая там роль врага, которая необходима по их сценарию. Так что про­тест несерьезный не только в плане своих последствий, но и по своим изначальным целям. Его цель - развлечь себя, позлить окружающих и, безусловно, принять участие в этой структуре. Общество должно быть уже не просто глупым, а шизофрениче­ским, чтобы воспринимать такой протест как нечто, с чем оно, об­щество, должно бороться.

Вопросы и задания. 1) Чем различается позиция этих ученых в оценке положения молодежи в современном мире? 2) Есть ли что-то общее в их оценке положения молодежи в современном мире? 3) С чьей позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения. 4) Есть ли что-либо верное в оценке молодежи авто­ром, с которым вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.

4.1. Лев Николаевич Толстой в биографической трило­гии «Детство», «Отрочество», «Юность» рассказывает: «...Моя дружба с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда со­стояла в убеждении, что назначение человека есть стремле­ние к нравственному усовершенствованию... Но до сих пор... жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком... Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захотел прила­гать эти мысли к жизни...»

1) Что социологи считают началом молодости? Как вы считаете, можно ли сказать, что началом молодости для ге­роя повести Л. Н. Толстого стал новый взгляд на жизнь? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на известные вам сведения из курса обществознания и свой жизненный опыт.

2) Какиепредставленныевышеидеи,высказанные Карлом Манхеймом, нашли подтверждение в приведенном отрывке из биографической повести Л. Н. Толстого?

4.2. Конфликт между поколением отцов и поколением детей стар как мир. Раскройте его причины, используя текстКарлаМанхейма.Опираясь на свой жизненный опыт, покажите пути преодоления данного конфликта.

4.3. Карл Манхейм утверждает, что правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать молодежное движение. Приведите примеры из истории и жизнисовременногообщества,когдаправящиекруги влияли на развитие молодежного движения. Всегда ли дан­ное влияние оказывало положительное воздействие на от­дельную личность и общество в целом?

Споры о молодежи существовали во все века, существу­ют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные. С какой из представлен­ных точек зрения вы согласны?

Молодежь не может быть консервативной, она всегда про­грессивна?

Асоциальное поведение молодых людей - это протест про­тив отживших общественных норм?

Основная причина конфликта между отцами и детьми в том, что поколение детей более образованно по сравнению с поко­лением отцов?

Единой молодежной субкультуры не существует?

Проект предложений к Закону о молодежи.

7.1. Проблемы современной молодежи России.

7.2. Молодежные движения в современной России.

8.1.Ты хочешь от отца наследства? Это - знанье. Другое ты в полдня прокутишь достоянье.

(С. Ширази)

8.2.Кто в детстве не получит воспитанья, Не будет счастья в жизни знать потом. (С. Ширази)

Социологи провели исследование того, что хотят взрос­лые от детей. Данные этого опроса приведены в таблице.

1) Проанализируйте: каковы приоритеты большинства взрослого населения страны.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

2) Что вас удивило? Почему?

3) Каковы приоритеты молодых людей вашего окруже­ ния: в чем они совпадают с приоритетами взрослых людей, в чем расходятся?

5) Используя курс обществознания и свой жизненный опыт, объясните:

а) в чем причина различий требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе; б) в чем причина совпадения требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе.

  1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?
  2. Какие позиции включает прирожденный статус, достигаемый статус?
  3. Что такое социальная роль?
  4. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?
  5. В чем сущность ролевого конфликта?
  6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?
  1. Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте.
  2. В чем заключается процесс социализации?
  3. Какова роль семьи в социализации личности?
  4. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?
  5. Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого конфликта.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их.

4. В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.

5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод?

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций вам представляется более убедительной и почему?

7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы американского социолога
Т.Парсонса (1902-1979).

Социализация ребенка

Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка - это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.

Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся - это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...

То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определяющим положение ребенка, является обучение моделям поведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них - через это он проходит на разных стадиях своего развития. Но по мере приобретения все новых и новых стандартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, которые еще не усвоены.

Парсонс Т. О социальных системах. - М., 2002. - С. 310-311.

Вопросы и задания к источнику

  1. Какое значение придает автор термину «социализация»?
  2. Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап?
  3. Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».

Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация.
¦¦ЁТермины: авторитет, престиж, манипуляция.
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста
туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусноролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным? Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого конфликта. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их. В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод? Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций вам представляется более убедительной и почему? Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902-1979).



Понравилась статья? Поделитесь ей