Контакты

Леший сидит на пне, с воодушевлением читает задачу. Леший: хозяин русских лесов Отношение к людям

Леший

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.

Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.

Название

Наиболее часто употребляемое в русском языке по отношению к этому персонажу слово леший означало лесной, лесистый (например, «лешая земля»). Отсюда же другие названия лешего, распространённые в разных регионах - леша́к , лесови́к , лесни́к , лесу́н / лису́н (полису́н ), лесно́й и даже лес , а в вежливых обращениях к нему - лес праведный , лес честной , лесной дедушка , лесной дядя , лесной житель , лесной хозяин . Лешие женского пола зовутся лешачи́хи , ле́шихи , лесу́нки / лису́нки , лесо́вки , лесови́хи . Дети леших - лешевики́ , лешача́та . :656, 662 :250 :320, 324 :314, 316

В других славянских языках этот персонаж известен как леший (белор. лешы , польск. leszy , сербохорв. лешиј / lešij, leši , чеш. leši ), лесовик (белор. лесавік , сербохорв. лесовик / lesovik , укр. лісовик ), лесник (болг. лесник , польск. leśnik , сербохорв. лесник / lesnik ), лесовой (сербохорв. лесовој / lesovoj , чеш. lesovij ), лесун (белор. лясун ), лешак (сербохорв. лешак / lešak ), лесной дед (белор. лясны дзед , польск. leśny dziad ), лесной мужик (словацк. lesný mužík , чеш. lesní mužík ), боровой (польск. borowy ), гаевой (польск. gajowy ) и др..

О происхождении леших

Представления о происхождении леших размыты. Распространено мнение, что лешими становятся проклятые люди, умершие некрещёнными или обмененные нечистой силой дети. В народном христианстве лешие рассматривались как лесные черти - творения дьявола , или как не представленные богу адамовы дети. :320, 324 :307-309, 314

Вологодский вариант легенды рассказывает о лешем как о порождении дьявола :

Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение . М., 1899. № 3

Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы . Когда Бог пришёл посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих - нечисть, которая не уступает им числом.

Одет леший как обычный человек. Часто он предстаёт в форме лесника или солдата. Обычно же на нём сибирка, армяк , серый шерстяной домотканый кафтан , кожаная или меховая одежда. Но наиболее характерны для лешего белая одежда наподобие балахона или рясы, с широкими рукавами и также широкая и белая шляпа. По одним версиям он всегда подпоясан, а по другим - всегда без пояса. Типичная его обувь - лапти , иногда огромные; часто его застают за их плетением или ковырянием в них сидя на пне при свете луны. Иногда он в одежде не характерной для леса, например, в чёрном костюме. Левая пола его одежды запахнута на правую - как у женщин, при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь перепутана - одета не на те ноги. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки и др. В руках у лешего обычно кнут, батог , дубинка или кошёлка . Часто лешего видят голым. :656 :260-263 :321-322 :315-316

Лешачиха также предстаёт в различных обличьях. Она может выглядеть как обыкновенная женщина, но в оборванной одежде и с распущенными волосами с вплетёнными в них зелёными веточками. Или как высокая дряхлая старуха, опёршаяся на палочку и качающаяся будто в дремоте. :662-663 :282 :324-325 :326 Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать» . А сидящий на спине бесёнок, который сосёт грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные.

Леший обладает огромной силой. :656 :258-259 Он может быть очень тяжёлым, настолько, что лошадь не в состоянии тащить телегу, на которую он сел; рука его также тяжела. :258-259 :324 Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть. :262-264 Спереди и сзади идущего лешего сопровождает сильный ветер, по направлению которого можно определить, куда он держит путь. Ветер этот заметает следы лешего, поэтому, по одной из версий, их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы). :655, 661 :301 :323-324

Образ жизни

Одни лешие живут одиноко, другие - семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего - бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными , преимущественно в ночную пору.

Леших можно встретить по всему лесу. Но живут они в лесных трущобах, в сердце пущи. От посещаемых человеком мест, обиталище лешего защищено непроходимым лесом и валежником, незамерзающими даже зимой топями. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы. Туда приходят перед смертью лесные животные. Леший может жить также на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, изредка в тайной пещере и даже под землёй. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший). Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями и даже деревнями, подобными человеческим: дома леших покрыты кожей, их охраняют собаки, в хозяйстве содержится скот; есть истории о том, что у леших бывают воеводы и цари (в русских заговорах главу леших называли Мусаил-лес , а на Русском Севере - Честной Лес ). :653, 658, 662 :265-266 :324 :316

Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его. Леший является пастухом всех лесных обитателей, в связи с чем его изображают старичком с плетью в руках. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Леший распоряжается подвластными ему животными, как своим имуществом, например, он может проиграть их в карты другому лешему - это служило мистическим объяснением массовым миграциям зверей : белок, зайцев и др. Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (в последнем случае леший может воплощаться белым волком - вожаком). :658-659 :255-256, 268, 270-273 :325 :316-317

Лешему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров: завывания, треск деревьев, шум листьев - это леший свистит, хлопает в ладоши, хохочет, поёт, издаёт звуки животных. Леший часто повторяет сказанные человеком слова - подобно эху, которое в лесу считается откликом лешего. Леший любит висеть и качаться на древесных ветках, почему в некоторых местах его прозвали зы́бочником (зыбка - люлька, колыбель). Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Валящие деревья и срывающие крыши ураганные ветра в некоторых регионах связывали со свадьбами леших. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями , водяными , полевыми и домовыми . :654-655, 657-660, 665 :254, 264 :323-326 :314, 316, 322 :47, 49

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев , полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их - обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться - левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать» . Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному» . Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребёнком» . Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится . Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества» . Есть мнение, что русская «свистопляска », против которой в древности выступала православная церковь , берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена.

Леший и человек

Фигурка лешего из Историко-культурного музея-заповедника «Заславье» в Белоруссии

Жизнь крестьянина была тесно связана с лесом, зависела от него. В лесу совершался весь цикл земледельческих работ (при сохранении подсечно-огневого земледелия), в лесу пасли скот, заготавливали дерево для строительства и отопления, охотились и ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, к лесным промыслам относились гонка дёгтя, смолы, выжигание древесного угля, через лес проходили дороги, наконец, в лесу совершались различные языческие обряды. Но хотя лес и активно использовался человеком, соседствовал с освоенным им пространством, тем не менее оставался неподвластным ему. Он воспринимался как чуждая и опасная территория, место скопления нечистой силы , иной мир. :247-250 :320 :314 :47

Отсюда и отношение к лешему, как к лесному хозяину, в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку опасной нечистой силе. С другой, его часто противопоставляли «настоящим» чертям : его негативные действия вызваны не самоцелью загубить человека, а желанием наказать (пусть и смертью) за ненадлежащее поведение в лесу (а иногда и правил человеческого общества). Согласно народным поверьям, лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают это грубо и зло: они пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут шапки и корзины, незаметно укладывают спать на муравейник, заставляют залезть на дерево, под видом чарки водки подносят еловую шишку, снимают с телеги колёса и др.. Но при этом лешего воспринимали и как доброго и справедливого духа, который просто так человеку не навредит; он может помочь набрать грибы или ягоды, указать дорогу, если его попросят, позаботиться о потерявшемся ребёнке. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота. :321, 325, 330 :314, 318-319, 323 Множество мифологических рассказов повествует о противоборстве человека и лешего, о поиске компромисса между ними. :270

Согласно народному этикету, отправляясь в лес следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина». Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. Нельзя, отправляясь в лес, говорить, что ты идёшь ненадолго - это решать не человеку, а лешему. Очень опасно перед походом в лес получить проклятье родственника - леший считал, что проклятые люди посулены ему. Лешему не нравится, когда в лесу бранятся, шумят, а тем более свистят - это его прерогатива, он может обидеться и поспешит ответить своим разрушительным свистом. Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос - это может оказаться леший. Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности, и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места). Человека, оставшегося ночевать в лесной избушке без спроса («Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать.»), леший старается напугать шумом, криками зверей и птиц, распахиванием дверей и др., и выгнать, может даже убить. Нельзя ложиться на ночлег на тропе, так как может задавить идущий по ней леший или целая свадьба леших. Леший любит погреться у человеческого костра, но, разозлившись, может и раскидать или затоптать его. Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь. :655, 658 :268-270, 273, 278, 302, 308-311 :325-326, 330-331, 339 :317-318, 322-323 :48

Чтобы вызвать лешего, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть «Дедушка!». Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего. В ночь на Ивана Купалу , 24 июня (7 июля), можно срубить осину, так, чтобы она упала на восток, встать на пенёк лицом на восток, нагнуться, посмотреть промеж ног и произнести: «Дядя леший! Покажись ни серым волком, ни чёрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков я.» Считалось, что вызвать лешего также можно словами «Приходи завтра!» :663-664 :275-277 :331-332 :321 Увидеть невидимого просто так лешего или же его истинный облик можно посмотрев через правое ухо лошади, а также с помощью бороны или хомута . :277 :323

Удача на промысле зависит от лешего, это он распределяет дары леса между людьми. Для успешной охоты можно заключить с лешим договор: принести ему дар - пасхальное яйцо , хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др.; или жертву - свою кровь (из пальца) или первую добычу; или написать кровью договор на бумаге или листе растения. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства). Леший может сам указать охотнику, как заключить договор. Человек обещал выполнять определённые условия, например, не брать добычи больше, чем определенно или не ходить на охоту в определённые дни и т. п. Сделка с лешим означала, что охотник отдаёт себя в его власть и, с закреплением христианства, всё чаще приравнивалась к продаже души чёрту . Договор с лешим необходимо хранить в тайне. Помимо этого для закрепления удачи на охоте использовались заговоры с обращением к лешему. Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, также делает выстрел всегда метким. Человек нарушивший договор или его тайну лишается покровительства лешего и может понести серьёзное наказание - болезнь или даже смерть. :659, 663-664 :267, 273-279 :330-331 :320-321

Считалось, что скот в лесной местности пасёт не столько пастух, сколько леший. Чтобы оберечь скот от лешего, пастух в начале сезона совершает ритуальный «обход» («отпуск») скота - обходит стадо трижды с магическими предметами, произнося заклинание. Если отпуск совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии, может попытаться отомстить людям - погубить как можно больше скотины, именно по этому крестьяне предпочитали ритуалу отпуска против лешего договор с ним. Для последнего нужно было на Егория , 23 апреля (6 мая), или около Николина дня, 9 (22) мая , в ритуальных целях обойти стадо с крестом, загнать его в лощину, а самому сесть на осиновые пень или поваленную берёзу и вызвать лешего с помощью магической формулы, пообещав ему приношение - пасхальное яйцо, хлеб с солью или одну-две коровы. Лешего можно и не вызывать, а просто положить подарок ему под берёзу, которая на тебя «посмотрит». Корова, обещанная лешему, считалась «завещанной» - она должна была пропасть в лесу в течение сезона. Договор с лешим заключался при помощи строго определённой формулы-заговора, однако текст её, по ряду причин, никому записать не удалось. Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок, считалось, что когда коровы пасутся, леший отпирает его, а когда им надо идти в деревню - запирает. После заключения договора леший исправно пас скот - либо сам, либо обязывал делать это своего помощника или лешачиху. Пастуху даже не нужно было после этого ходить в лес с коровами - весь день он занимался своими делами, отвлекаясь лишь на выгон и загон скота. Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса. На заключившего договор с лешим пастуха налагались определённые ограничения: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женой), видеть мертвецов и новорожденных; также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. Нарушение этих табу вело к разрыву договора, что приводило к гибели скотины, а то и пастуха. :657 :281-291 :331-335, 339 :320-321 :49

Леший мог похищать у людей скот, особенно тот, который прокляли, послав «к лешему». Леший мог наказать за беспечное отношение к скоту, оставленному без присмотра со словами, что мол никуда не денется - ведь это решать не человеку, а лешему. Скотина могла пропасть, если попадала на место, которым прошёл леший. Леший мог «привязать» скотину к дереву, так что она не могла от него отойти, хотя съела вокруг всю траву и голодала. Или даже «закрыть» («спрятать») животное, как бы поместив его в иной мир, причём ищущие люди могут слышать где-то поблизости колокольчик коровы. Или леший заводит животное в глухое, труднодоступное место. Леший мог наслать на скотину, которую пас плохой пастух, диких животных - волков, медведей. Чтобы найти пропавшую скотину, крестьяне предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» («отворачивания»): ночью или рано утром шли на перекрёсток лесных дорог (или посылали «знающего» человека), где пытались договориться с лешим. Для этого ему преподносили дар - яйцо, хлеб с солью и др., завёрнутые в чистый кусок ткани, перевязанный красной ниточкой, молили его или угрожали ему магией («закрестить» все дороги в лесу, перевязать все деревья) или заступничеством святых. Если пропавшая скотина не была «завещана» лешему, то она либо сама вскоре возвращалась, либо леший говорил, где её можно найти, либо поведывал о её судьбе (загрызли звери, украл кто-то из людей, гуляет не в лесу). Также леший мог покалечить скотину. :291-298 :335-338 :320-321

Леший рассматривается как первопричина блуждания человека по лесу, в связи с чем его также называют блуд , шату́н , мани́ло и води́ла . Человек не может найти дорогу, потому что леший «обошёл» его, как бы замкнул невидимой круговой чертой. Заблудится и тот, кто «перейдёт след лешего», попадёт на его тропу. Леший может закрыть тропу преградой-наваждением: буреломом, рекой и др. А может закрыть и самого пропавшего человека - люди слышат, что он где-то рядом, а найти не могут. Леший может «привязать» человека к дереву, в котором он живёт, в таком случае путник, блуждая, всё время возвращается к нему. Он может сфальсифицировать приметы: прикинуться ориентиром, по которому человек замечал путь, или деревом, на котором мох или короткие редкие сучья растут не на северной стороне, как полагается, а на южной. Охотника леший может завести в чащу, прикинувшись ускользающим животным, иногда диковинным. А может заводить голосом знакомого, плачущего ребёнка или умирающего. Заблудившийся человек оказывается в незнакомом месте, которое в бытовом плане понимается как труднодоступное, а в мифологическом - как иной мир. Леший может принимать образ знакомого или просто неизвестного попутчика и, отвлекая разговорами или суля показать места богатые грибами или ягодами, заводит в непроходимое место, после чего исчезает. Его появление в таких случаях связано обычно с тем, что человек мечтал о попутчике. Также, прикинувшись знакомым человеком, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать и не откликаясь. Исчезает этот спутник внезапно, часто на границе с культурным миром - при переходе через мост или изгородь. :660-661 :299-305 :325-329 :314, 318, 326 :49

Чтобы избавиться от чар лешего, заблудившемуся необходимо снять с себя всю одежду и надеть её наоборот: наизнанку, задом на перёд, поменять местами обувь, перевернуть стельки и т. п. При этом раздеваясь необходимо громко браниться и выбивать одежду о дерево, а одеваясь - читать молитву (лучше всего 90-й псалом) и произносить заговор. Аналогично, если потерялся, ездя на телеге, следует перезапрячь лошадей наоборот. Также можно было попытаться выйти из леса задом по собственным следам. А. Н. Афанасьев предполагал, что переодевшись таким образом человек будет идти не в ту сторону, в которую его ведёт леший, а в обратную, и выйдет на дорогу. Н. А. Криничная указывала, что такое переодевание помогает перейти из потустороннего мира в диаметрально противоположный, то есть человеческий. Е. Л. Мадлевская указывала, что после переодевания леший перестаёт видеть человека. Также лешего можно просто попросить указать дорогу. :661 :305-307 :329-330 :323 :48-49 Чтобы найти пропавшего в лесу человека, люди совершали тот же обряд «отведывания» («отворачивания»), что и в случае с пропавшим домашним животным, только дары были несколько ценнее - не только хлеб с солью, но и блины, пироги, горшок с кашей, кусок сала. Если с лешим удалось договориться, то он показывал пропавшему дорогу или даже сам выводил его из леса, или «открывал» его ищущим - пропавший мог оказаться в том месте, где его уже безрезультатно искали. Помощь против лешего родственники искали и у домового , обращаясь к нему, «гаркая» в трубу. :306-307 :330

Подобно другим демоническим персонажам, леший может похищать людей. Пропасть могут люди любого возраста и пола. Чаще всего поводом для похищения становится проклятье, особенно родительское, в виде посылания «к лешему». Если проклятого ребёнка удаётся окрестить, то леший ждёт, когда ему исполнится 7 лет, после чего сманивает в лес.

Лешие также заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Может похищать младенцев. Взамен похищенного дитя лешие иногда кладут в колыбель «подменыша » - связку соломы, полено или чурбан, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое, принимающее образ похищенного ребёнка, но искажённый, уродливый, подменыш злой, много орёт, не умеет ни ходить, ни говорить, не проявляет признаков интеллекта; через некоторое время он, как правило, умирает или по достижении 11-ти летнего возраста, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном . Похищенных же детей лешие воспитывают: по одним рассказам они получают тайные знания и становятся колдунами и знахарями, а по другим - дичают, перестают понимать человеческую речь, носить одежду, обрастают мхом и корой. Зачастую они становятся невидимыми для людей, хотя сами видят родных, слышат их разговоры, переживают разлуку, но открыться не могут. По мнению Н. А. Криничной, они как бы растворяются в природе. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Если же от лешего рождает женщина живущая в деревне, то её ребёнок вскоре исчезает. Леший также может похитить человека с целью превращения в раба. По другим рассказам «похищенные» (заблудившиеся) люди погибают от изнеможения, голода, падения в яму или попадания в трясину. :665 :311-314, 317 :324-325 :319-320 :49

Защититься от похищения можно сразу же после проклятия, используя христианские (помолиться, перекреститься, вспомнить бога, совершить молебен) или языческие средства (сказать «чур меня», произнести заговор, произвести обряд «отведывания»), а то и просто вовремя спохватившись и догнав «уносимого» в лес. Есть шансы вернуть и уже унесённого в иной мир, но обычно только в определённый момент (подсказанный колдуном или случайный) по прошествии некоторого срока после пропажи. Существовало поверье, что похищенный, чтобы вернуться домой, не должен был есть пищу леших (но в других рассказах люди угощались у лешего и возвращались, но взятая ими с собой еда превращалась в шишки, мох и т. п.). Леший мог вернуть давно похищенного им человека, если ему помог другой человек. Вернувшиеся от лешего меняются. Они избегают людей, учатся заново говорить, повреждаются умом. Или наоборот, они становятся сосредоточенны и серьёзны, приобретают способности к колдовству, предсказанию своей и чужой судьбы, общению с духами (лешими, домовыми). Вернувшихся тянет обратно в лес. Они не рассказывают всего о своём пребывании у лешего, так как за это они могут поплатиться жизнью. У девушек влияние похищения проходит после свадьбы. Отмечают связь похищения со смертью, а леса - с царством мёртвых. :314-319 :319-323 :50

Избавиться от лешего, если он воспринимается как нечистая сила , могут помочь молитва, крёстное знамение, упоминание бога, в случаях же восприятия лешего как древнего божества вернее действует матерная брань , также можно попытаться рассмешить лешего. Чтобы закончить разговор с лешим необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головешка. Леший боится собак со светлыми пятнами над глазами (так как они якобы могут видеть нечистую силу) и трёхцветных кошек . Лешего можно прогнать ударом наотмашь. Он боится огнестрельного оружия, особенно заряженного медными пулями-пуговицами. :655 :304, 308-310 :325-326, 339 :322-324

На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано.

Леший в народном календаре

Лешего можно встретить в любое время суток. Есть поверие, что в полночь лешие выходят поиграть, с первыми петухами бегут в «ближайший вершок» и там шумят до вторых петухов, после которых расходятся. :267 Как и другие духи, лешие празднуют приход весны и Пасху (лучший подарок для лешего - пасхальное яйцо). Летом лешие шумно справляют свадьбы. :653-654 :253, 267-268 :338-339 :324-326

Об исчезновении леших

В народе ко второй половине XX века сложилось представление о том, что лешие стали появляться гораздо реже, а то и вовсе исчезли. :326 Но, тем не менее, леший до настоящего времени остаётся одним из самых популярных персонажей быличек . :314

Один из наших корреспондентов простодушно и откровенно сообщил - с ручательством за всю свою местность - нижеследующее: «Перевелась ныне эта погань, Вот деды рассказывали, что в те поры, когда и лесов было больше, и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес: повстречает тебя эта дрянь-то, да и все тут»

Максимов С.В. Собр. соч. Спб, 1912. Т. 18. С. 87

Их теперь, по уверениям инородцев, стало гораздо меньше, чем было раньше, что можно объяснить появлением огнестрельного оружия, которого мэнквы (лешие), особенно заряженного медными пулями, боятся больше всего

Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири -М., 1888. С. 34

Родственные персонажи

В лешем просматриваются некоторые признаки бога грозы Перуна : в бурю он валит деревья, поёт-шумит, хохочет подобно раскатам грома, лешачата в это время выбегают играть. Подчас леший прямо изображается властителем стихий. :254, 265, 267 Как у покровителя пастухов и домашних животных у лешего возможна связь со «скотьим богом» Велесом (Волосом) и христианскими святыми, на которых перешли в двоеверии функции последнего. :280, 298

Леший имеет тесное родство с духом-хозяином полей - полевым : предполагается отделение полевого от лешего в процессе отхода людей от подсечно-огневого земледелия (обособление поля от леса) и повторное слияние с ним при растворении мифологической традиции. :249, 265 С образом лешего как покровителя волков преемственно связаны южнославянский персонаж, называемый волчьим пастырем , украинский лисун и русский Егорий Храбрый . :657 :271, 277-280 :325 Мотив защекатывания до смерти объединяет леших и русских дикиньких мужичков - мохнатых существ, обитающих в лесу. :656, 660 Белорусы считали, что помимо обычных леших существуют пущевики , живущие в девственной пуще и губящие проникающих туда людей. :324 Упоминаемые выше названия лешего блуд (укр.) русск. , манило и т. п. и боровик или боровой (старичок - хозяин грибов, живущий под ними и ими же питающийся) в некоторых местах могут рассматриваться уже как отдельные персонажи. :326 Под взаимным влиянием находились образы «злого» лешего и чёрта . :656 :257, 307-308, 322 :42, 47

Русский образ лешего оказал влияние на образы духов леса российских народов: арзюри у чувашей , ворса у коми , нюлэсмурт у удмуртов , пицен у западносибирских татар, шурале у казанских татар и башкир и другие. Сходными персонажами в других мифологиях являются греческие сатиры , римские фавны , немецкие лесные (Waldleute, Holzleute), и моховые (нем.) русск. (Moosleute) люди. :653

Лешие в Библии и в религиозной традиции

В Житие Никодима Кожеозёрского приводится рассказ о пастушке Григории, заблудившемся в лесу и увидевшем впереди себя видом подобного человеку в сером одеянии, который держал в руке колокольчики и звенел ими. Лесной демон привёл отрока в свое жилище, где уже находились старец и юноши, когда-то тоже уведенные лешим. Благодаря посмертному заступничеству святого Григорий смог оказаться дома. Повествование содержит точные указания на время и место происшествия (Бысть в лето 7196 маиа в 15 день, на Онеги реке, на реце, зовомой Сыжтуги)

Леший в искусстве

Леший является популярным персонажем народных и литературных сказок, славянских сказочных фильмов и мультфильмов, славянского фэнтези. Его образ встречается в песнях и на картинах.

  • В тринадцатом часу ночи (1969) - роль Лешего исполняет Спартак Мишулин
  • Весёлое волшебство (1969) - роль исполняет Валентин Брылеев
  • Золотые рога (1972) - роль исполняет Алексей Смирнов
  • Андрей и злой чародей (1981) - роль исполняет Михаил Кононов
  • Новогодние приключения Маши и Вити (1975) и Реальная сказка (2011) - роль исполняет Георгий Штиль
  • Уважаемый Леший - Советский мультфильм, 1988 г.
  • Сверхъестественное (телесериал) - Леший - монстр, на которого охотились братья Сэм и Дин Винчестеры в 5 серии (Fallen Idol) («Не сотвори себе кумира») 5 сезона сериала «Сверхъестественное», роль Лешего исполнила Пэрис Хилтон

Литература

  • Афанасьев А. Н. XVII. Древо жизни и лесные духи // Поэтические воззрения славян на природу. - 1865-1869. [множество переизданий]
    • Орлов М. А. Русская чертовщина // История сношений человека с дьяволом. - 1904. [множество переизданий; текст о лешем является пересказом фактической базы соответствующей главы из «Поэтических воззрений славян на природу» А. Н. Афанасьева]
  • Криничная Н. А. Глава III. Леший: тотемические истоки и полисемантизм образа // Русская мифология: Мир образов фольклора. - М .: Академический проект; Гаудеамус, 2004. - С. 247-323. - 1008 с. - (Summa). - ISBN 5-8291-0388-5 , ISBN 5-98426-022-0
  • Левкиевская Е. Е. Леший // Мифы русского народа. - М .: Астрель, АСТ, 2000. - С. 320-339. - 528 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-271-00676-X , ISBN 5-17-002811-3
  • Мадлевская Е. Л. Леший // Русская мифология. Энциклопедия. - Эксмо, Мидгард, 2005. - С. 314-327. - 784 с. - 5000 экз. - ISBN 5-699-13535-6
  • Уорнер Э. Леший // Русские мифы / Перевод с англ. М. Звонарева. - М .: ФАИР, 2008. - С. 47-50. - 112 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-8183-1438-9 (рус.), ISBN 0-7141-2743-4 (англ.)

Примечания

  1. Афанасьев А. Н. XVII. Древо жизни и лесные духи // Поэтические воззрения славян на природу. - Славянская мифология. - М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2008. - С. 653-665. - 1520 с. - (Гиганты мысли). - 4100 экз. - ISBN 978-5-699-27982-1 , ISBN 5-91016-014-3

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Другие народы тоже имеют свои поверья о лешем. В Германии его зовут Рюбецал, скандинавы – Скугсмен, на Кавказе – Дали, в античные времена греки и римляне верили в фавнов и Пана. А каков же хозяин русских лесов?

Происхождение

Фольклористка Э. Померанцева приводит легенду о том, что Бог, разгневавшись, сверг с небес нечистых духов. Они падали где придется: одни - на дома, другие – в леса, третьи – в воду. Из первых получились домовые, упавшие в воду стали водяными, а те, кто упал в лес, - лешими. Есть версия, что Адам постеснялся представить Богу всех своих детей, часть из них он спрятал. Вот из них-то и получились нечистые духи, в том числе лешие. Известный исследователь фольклора Д. Зеленин сообщает, что в ряде русских губерний бытовало поверье, что лешими становятся «закладные» покойники, то есть люди, умершие неестественной смертью или самоубийцы.

Облик

Вид у лешего может быть очень разным. У него могут быть рога или козлиные копыта. Рост лешего меняется в зависимости о того, где он находится: в лесу он ростом с самые высокие деревья, а если случится выйти в поле, то становится не выше травы.

Иногда лешего описывают как старика в белой рубахе с длинными зелеными растрепанными волосами и такой же бородой.

Но леший может показаться людям и в облике человека. Выдают его лишь зеленые, очень яркие глаза и одежда - армяк на нем запахнут на «женскую» сторону, правый лапоть обут на левую ногу, левый – на правую, при этом леший всегда без шапки. Знающие люди узнают его и по корноухости.

Кроме того, леший может принять вид кого-нибудь знакомого человеку, например, соседа или родственника. Не счесть случаев, когда леший является в виде волка, жеребца или большой птицы.

Образ жизни

Померанцева отмечает, что согласно народным поверьям свой леший есть у каждого леса. Его главная забота – беречь лес, в котором он живет, и его обитателей – зверей и птиц, поэтому леший не очень жалует людей, особенно охотников и пастухов. Достается от него и тем, кто приходит в лес за грибами и ягодами. Поэтому охотники и пастухи старались поладить с лесным хозяином - оставляли ему подарки в укромных местах. Это могла быть еда или даже водка. В лесу знающие люди стараются не шуметь и ни в коем случае не свистеть, чтобы не рассердить лешего. Перед сбором ягод тоже просили разрешения у лешего: «Хозяюшко, помоги мне ягод набрать и не заблудиться».

Леший в большинстве историй одинок, но иногда у него есть жену-лешачиха и дети-лешачата, а также соседи и приятели-лешие из других лесов. Облик лешачихи такой же неопределенный, как облик самого лешего. Она может быть жутким созданием: мохнатая, с голыми грудями, закинутыми за спину, или обычной с виду женщиной, но ростом с дерево. Лешачата любят проказничать и баловаться в лесу, случается это, как правило, ночью, когда разыгрываются страшные бураны.

По свидетельству собирателя фольклора С. Максимова, леший очень любит играть в карты со своими соседями. Играют они на животных, обитающих в лесу. Проигравшийся леший перегоняет белок, зайцев, медведей, лосей и других зверей из своего леса к победителю. 4 октября, в день Ерофея, лешие бегают по лесу, дерутся и буянят, а потом с треском и гулом проваливаются сквозь землю на всю зиму. Ни один русский крестьянин в старину в этот день в лес по своей воле не ходил.

Нрав

Леший любит жестокие и грубые шутки. Главная его забава - заплутать прохожего в лесу. Люди, которым леший заморочил голову, могут часами ходить по лесу кругами, снова и снова возвращаясь к одному и тому же месту. Грибники и охотники, пережившие такой страх, потом клянутся, что даже видели лешего, который мелькал между деревьями, ухал и гукал так, что по всему лесу шел гул. Если леший рассердится по-настоящему, он заведет человека в болото или свалит его в яму, откуда несчастному уже не выбраться. Впрочем, леший смешлив, и от него можно спастись, если его рассмешить. Померанцева приводит историю о том, как рыбак, увидев лешего над лесным ручьем, кричал: «На эти бы нишша да красные штанишша». Леший начинает хохотать, бить в ладоши и исчезает. Так же спасаются от лесного хозяина и женщины, собирающие грибы и ягоды.

Отношение к людям

К числу самых опасных проделок лешего относятся похищения детей. Отправляя детей в лес за ягодами, матери клали на пенек кусок хлеба, завернутый в чистую тряпицу, и говорили: «Царь лесной, прими ты наш подарок и низкий поклон, прими ты моих малых ребят и отпусти их домой». Помернцева, Зеленин и Максимов приводят множество историй о том, как леший забирал детей, которые были прокляты матерью. Иногда он уводит в лес молодых девушек, которые становятся его женами, а спустя несколько лет возвращаются домой с целыми мешками денег.

Если к лешему найти подход, он становится человеку помощником. Максимов рассказывает былички, повествующие об удачливых охотниках, которым хозяин леса сам гонит зверя под ружье. Пастухи, чтобы вернуть отставших (угнанных лешим) коров, бросали через головы скота кусок хлеба. Чтобы вызвать лешего, самые храбрые приходили в лес в Великий четверг, залезали на березу и три раза громко кричали: «Царь лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!» И он являлся и рассказывал все тайны и будущее.

Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.

Ле́ший (хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой) - дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.

Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.

Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.

«Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.»
- Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3

Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы. Когда Бог пришёл посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих - нечисть, которая не уступает им числом.

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет - тонет, жарко станет - из него вода выступает».

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них - самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька).

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их - обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться - левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса.

Согласно народному этикету, отправляясь в лес следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина». Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. Нельзя, отправляясь в лес, говорить, что ты идёшь ненадолго - это решать не человеку, а лешему. Очень опасно перед походом в лес получить проклятье родственника - леший считал, что проклятые люди посулены ему. Лешему не нравится, когда в лесу бранятся, шумят, а тем более свистят - это его прерогатива, он может обидеться и поспешит ответить своим разрушительным свистом. Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос - это может оказаться леший. Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности, и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места). Человека, оставшегося ночевать в лесной избушке без спроса («Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать.»), леший старается напугать шумом, криками зверей и птиц, распахиванием дверей и др., и выгнать, может даже убить. Нельзя ложиться на ночлег на тропе, так как может задавить идущий по ней леший или целая свадьба леших. Леший любит погреться у человеческого костра, но, разозлившись, может и раскидать или затоптать его. Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь.

Чтобы вызвать лешего, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть «Дедушка!». Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего. «Дядя леший! Покажись ни серым волком, ни чёрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков я.» Считалось, что вызвать лешего также можно словами «Приходи завтра!».

Для успешной охоты можно заключить с лешим договор: принести ему дар - пасхальное яйцо, хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др.; или жертву - свою кровь (из пальца) или первую добычу; или написать кровью договор на бумаге или листе растения. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства). Леший может сам указать охотнику, как заключить договор. Человек обещал выполнять определённые условия, например, не брать добычи больше, чем определенно или не ходить на охоту в определённые дни и т. п. Сделка с лешим означала, что охотник отдаёт себя в его власть и, с закреплением христианства, всё чаще приравнивалась к продаже души чёрту. Договор с лешим необходимо хранить в тайне. Помимо этого для закрепления удачи на охоте использовались заговоры с обращением к лешему. Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, также делает выстрел всегда метким. Человек нарушивший договор или его тайну лишается покровительства лешего и может понести серьёзное наказание - болезнь или даже смерть.

Считалось, что скот в лесной местности пасёт не столько пастух, сколько леший. Чтобы оберечь скот от лешего, пастух в начале сезона совершает ритуальный «обход» («отпуск») скота - обходит стадо трижды с магическими предметами, произнося заклинание. Если отпуск совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии, может попытаться отомстить людям - погубить как можно больше скотины, именно по этому крестьяне предпочитали ритуалу отпуска против лешего договор с ним. Для последнего нужно было на Егория, 23 апреля (6 мая), или около Николина дня, 9 (22) мая, в ритуальных целях обойти стадо с крестом, загнать его в лощину, а самому сесть на осиновые пень или поваленную берёзу и вызвать лешего с помощью магической формулы, пообещав ему приношение - пасхальное яйцо, хлеб с солью или одну-две коровы. Лешего можно и не вызывать, а просто положить подарок ему под берёзу, которая на тебя «посмотрит». Корова, обещанная лешему, считалась «завещанной» - она должна была пропасть в лесу в течение сезона. Договор с лешим заключался при помощи строго определённой формулы-заговора, однако текст её, по ряду причин, никому записать не удалось. Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок, считалось, что когда коровы пасутся, леший отпирает его, а когда им надо идти в деревню - запирает. После заключения договора леший исправно пас скот - либо сам, либо обязывал делать это своего помощника или лешачиху. Пастуху даже не нужно было после этого ходить в лес с коровами - весь день он занимался своими делами, отвлекаясь лишь на выгон и загон скота. Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса. На заключившего договор с лешим пастуха налагались определённые ограничения: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женой), видеть мертвецов и новорожденных; также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. Нарушение этих табу вело к разрыву договора, что приводило к гибели скотины, а то и пастуха.

Лешие также заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Может похищать младенцев. Взамен похищенного дитя лешие иногда кладут в колыбель «подменыша» - связку соломы, полено или чурбан, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое, принимающее образ похищенного ребёнка, но искажённый, уродливый, подменыш злой, много орёт, не умеет ни ходить, ни говорить, не проявляет признаков интеллекта; через некоторое время он, как правило, умирает или по достижении 11-ти летнего возраста, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном. Похищенных же детей лешие воспитывают: по одним рассказам они получают тайные знания и становятся колдунами и знахарями, а по другим - дичают, перестают понимать человеческую речь, носить одежду, обрастают мхом и корой. Зачастую они становятся невидимыми для людей, хотя сами видят родных, слышат их разговоры, переживают разлуку, но открыться не могут. По мнению Н. А. Криничной, они как бы растворяются в природе. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Если же от лешего рождает женщина живущая в деревне, то её ребёнок вскоре исчезает. Леший также может похитить человека с целью превращения в раба. По другим рассказам «похищенные» (заблудившиеся) люди погибают от изнеможения, голода, падения в яму или попадания в трясину.

Избавиться от лешего, если он воспринимается как нечистая сила, могут помочь молитва, крестное знамение, упоминание Бога, в случаях же восприятия лешего как древнего божества вернее действует матерная брань, также можно попытаться рассмешить лешего. Чтобы закончить разговор с лешим необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головешка. Леший боится собак со светлыми пятнами над глазами (так как они якобы могут видеть нечистую силу) и трёхцветных кошек. Лешего можно прогнать ударом наотмашь. Он боится огнестрельного оружия.

Леший может предсказать судьбу встретившемуся ему человеку. Считалось, что в Великий четверг можно прийти в лес, сесть на старую берёзу и спросить у появившегося лешего о будущем. Был распространён ритуал гадания, чаще всего на Святки, ночью в лесу, обычно на перекрёстке. Гадающие очерчивали вокруг себя магическим предметом (кочергой, лучиной и пр.) три круга-ограды или очерчивали шкуру животного, на которую садились, клали рядом с собой кусочек хлеба и иногда другие предметы и спрашивали у лешего, что случиться в будущем году. Ответом служили различные лесные звуки, в которых людям «чудился» смысл. Считалось, что леший соглашался ответить только на три вопроса. За несоблюдение ритуала гадающий мог жестоко поплатиться.


Ле́ший - дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.

Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.

О происхождении леших

Представления о происхождении леших размыты. Распространено мнение, что лешими становятся проклятые люди, умершие некрещёнными или обмененные нечистой силой дети. В народном христианстве лешие рассматривались как лесные черти - творения дьявола, или как не представленные богу адамовы дети.

Вологодский вариант легенды рассказывает о лешем как о порождении дьявола:

Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3

Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы. Когда Бог пришёл посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих - нечисть, которая не уступает им числом.

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет - тонет, жарко станет - из него вода выступает».

Внешние признаки

Облик лешего указывает на его потустороннюю природу и связь с лесом. Как персонификация леса, он может принимать самые различные связанные с ним образы.Представление о нём синкретично : это одновременно и многоликий дух, и животное, и растение, и человек.

По некоторым поверьям рост лешего меняется в зависимости от окружающей его растительности: в лесу он вышиной с самые высокие деревья, а на поляне вровень с травой. Вместе с тем, леший может быть как выше, так и ниже леса по своей воле. Часто лешего представляли великаном, способным перешагивать реки. НаРусском Севере существовало представление, что лешие разделяются по размеру на лесовиков , боровиков и моховиков .

Леший может предстать фитоантропоморфным существом с перевесом признаков в ту или иную сторону в каждой реализации. Бывает, что это полностью растительный объект - дерево (почитаемые деревья - сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др.), куст, пень, лист, мох и т. п. Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы. С другой стороны, антропоморфность может доминировать, а связь с растительностью проявляться в значительных деталях: длинные всклокоченные зелёные волосы как ветви дерева или куста, лишайниковая борода, обросшая мхом одежда древесного цвета и структуры, обросшее мхом лицо, толстая как кора кожа. Наконец, растительные черты могут сокращаться до атрибутов: вплетённые в волосы лешачих зелёные веточки, дубина или батог в руках, зелёная борода и зелёные глаза. Ассоциацию с лесом дополняет способность лешего хлестать человека прутьями, шуметь, гудеть, трещать деревьями.

Леший может предстать и зооантропоморфным существом, опять таки с разной долей признаков. Это может быть животное, причём как дикое - медведь, волк, ворона, сорока и др., так и домашнее - собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др.. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёрта): чёрная шерсть по всему телу, небольшие, загнутые витком рожки (у царьков леших они золотые), копыта, длинные волосы на голове и длинная борода. Или это человек с признаками животного: волосатость, одежда из звериной шкуры, животные звуки, когти на руках и ногах, копыта, хвост, крылья, лошадиные узды и др.. Животное может сопровождать лешего: чёрная собачка, чёрный козлик.

Преобладает же антропоморфный образ лешего. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек. Часто леший предстаёт в виде родственника, соседа, знакомого, причём обман бывает раскрывается лишь по приходе домой, когда выясняется, что встреченный в это время был в совершенно другом месте, может принимать образ умершего человека. Распространено представление лешего как старичка с длинными седыми растрёпанными (или зачёсанными налево) волосами и длинной седой (иногда зелёной) бородой, зелёными глазами (или неестественно бледными, даже белыми, или свинцово-синими, или блестящими). Для человеческого образа лешего характерно стремление скрыть своё лицо, нежелание смотреть в глаза собеседнику, отсутствие бровей и ресниц, а иногда и ноздрей или правого уха, или одного глаза (или выпуклые глаза, или правый глаз всегда неподвижен и больше левого, или глаза больше человеческих), синяя кровь и, как следствие, синяя кожа (иногда синий цвет переносится на одежду), отсутствие тени, когда леший сидит он закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, собранным П. Н. Рыбниковым, кровь лешего тёмная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным» («синий» в древности означал - «тёмный»). Белорусы считали, что у лешего сплющенное, ребром вперёд, длинное лицо, длинная клинообразная борода, один глаз и одна нога, причём пяткой вперёд.

Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он как правило не подпоясан: «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесаными налево. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

Одет леший как обычный человек. Часто он предстаёт в форме лесника или солдата. Обычно же на нём сибирка, армяк, серый шерстяной домотканый кафтан, кожаная или меховая одежда. Но наиболее характерны для лешего белая одежда наподобие балахона или рясы, с широкими рукавами и также широкая и белая шляпа. По одним версиям он всегда подпоясан, а по другим - всегда без пояса. Типичная его обувь - лапти, иногда огромные; часто его застают за их плетением или ковырянием в них сидя на пне при свете луны. Иногда он в одежде не характерной для леса, например, в чёрном костюме. Левая пола его одежды запахнута на правую - как у женщин, при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь перепутана - одета не на те ноги. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки и др. В руках у лешего обычно кнут, батог, дубинка или кошёлка . Часто лешего видят голым.

Лешачиха также предстаёт в различных обличьях. Она может выглядеть как обыкновенная женщина, но в оборванной одежде и с распущенными волосами с вплетёнными в них зелёными веточками. Или как высокая дряхлая старуха, опёршаяся на палочку и качающаяся будто в дремоте. Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать». А сидящий на спине бесёнок, который сосёт грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные.

Леший обладает огромной силой. Он может быть очень тяжёлым, настолько, что лошадь не в состоянии тащить телегу, на которую он сел; рука его также тяжела.Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть. Спереди и сзади идущего лешего сопровождает сильный ветер, по направлению которого можно определить, куда он держит путь. Ветер этот заметает следы лешего, поэтому, по одной из версий, их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы).

Образ жизни

Одни лешие живут одиноко, другие - семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего - бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору.

Леших можно встретить по всему лесу. Но живут они в лесных трущобах, в сердце пущи. От посещаемых человеком мест, обиталище лешего защищено непроходимым лесом и валежником, незамерзающими даже зимой топями. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы. Туда приходят перед смертью лесные животные. Леший может жить также на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, изредка в тайной пещере и даже под землёй. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший). Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями и даже деревнями, подобными человеческим: дома леших покрыты кожей, их охраняют собаки, в хозяйстве содержится скот; есть истории о том, что у леших бывают воеводы и цари (в русских заговорах главу леших называли Мусаил-лес , а на Русском Севере - Честной Лес ).

Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его. Леший является пастухом всех лесных обитателей, в связи с чем его изображают старичком с плетью в руках. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Леший распоряжается подвластными ему животными, как своим имуществом, например, он может проиграть их в карты другому лешему - это служило мистическим объяснением массовым миграциям зверей: белок, зайцев и др. Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (в последнем случае леший может воплощаться белым волком - вожаком).

Лешему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров: завывания, треск деревьев, шум листьев - это леший свистит, хлопает в ладоши, хохочет, поёт, издаёт звуки животных. Леший часто повторяет сказанные человеком слова - подобно эху, которое в лесу считается откликом лешего. Леший любит висеть и качаться на древесных ветках, почему в некоторых местах его прозвали зы́бочником (зыбка - люлька, колыбель). Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Валящие деревья и срывающие крыши ураганные ветра в некоторых регионах связывали со свадьбами леших. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми.

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев , полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина»Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них - самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька).

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их - обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться - левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребёнком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческих.

Такой персонаж, как Леший, известен всем нам еще со времен детского сада и прочтения уральских сказок. Надо сказать, что предания об этом персонаже существуют у многих народов мира, и каждый из них называл его по-своему. Но все они сходятся в одном - в определении персонажа. Так, согласно преданиям, леший - это дух-хранитель леса. Не существует точного представления о том, как он выглядит. Скорее всего, персонаж просто умеет менять свой облик в зависимости от своего желания и ситуации. Он может предстать в виде медведя, дерева, мужика или дряхлого старика.ЛЕШИЙ: ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕКТАКЖЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТНОСТИ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ, В ОКРУЖЕНИИ КОТОРОЙ ОБИТАЕТ ЛЕШИЙ, ОН МОЖЕТ МЕНЯТЬ СВОЙ РОСТ. ОСОБЫМИ ПРИМЕТАМИ СЧИТАЕТСЯ ТО, ЧТО ПЕРСОНАЖ НОСИТ ЛАПТИ, ОБУТЫЕ НАОБОРОТ. ПО ПРЕДАНИЯМ, ПЕРСОНАЖ, ПОКАЗЫВАЯСЬ ЛЮДЯМ, ПРИКИДЫВАЛСЯ ОБЫЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. НО БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ, КЕМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, ЕСЛИ ВЗГЛЯНУТЬ НА НЕГО ЧЕРЕЗ ПРАВОЕ УХО КОНЯ. ЕСЛИ В СЕЛЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО В КАКОЙ-ТО ЧАСТИ ЛЕСА ПРОЖИВАЕТ ЭТОТ ЛЕСНОЙ ДУХ, ТО ПОЛАГАЛОСЬ ОБХОДИТЬ ГО СТОРОНОЙ. ДАБЫ НЕ ПОБЕСПОКОИТЬ И НЕ РАЗОЗЛИТЬ. КРОМЕ ТОГО, ПЕРЕД КАЖДЫМ ЗАХОДОМ В ЛЕС ПОЛАГАЛОСЬ СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ У ЛЕСНОГО ДУХА, ТАК КАК ЛЕС СЧИТАЛСЯ ЕГО ДОМОМ.ЛЕШИЙ: ДИКИЙ ХОХОТ ИЛИ ШУМВ целом, персонажу приписывается ряд качеств, которыми он усложнил жизнь человека. Так, он часто пугал людей диким хохотом или шумом разного рода. Но самое главное, это то, что леший водил людей кругами. Впрочем, у жертвы всегда был шанс найти дорогу. Для этого полагалось вывернуть куртку наизнанку, либо перевернуть стельку в обуви. Но при этом нельзя было ни в коем случае произносить нецензурные слова, так как в лесу они запрещены.ЛЕШИЙ: ОБЫЧАЙ НА УРАЛДля задабривания персонажа из дома ему приносили разные вкусности. Кроме того, существовал обычай благодарить за добычу, за грибы ли и за ягоды. На Урале существовал такой обычай. Необходимо было положить под рябину прошения к духу, которые он исполнял, если они были ему по душе. Договориться с духом можно было о многих вещах. Так, часто он помогал защищать скот, а за это ему давали молоко, хлеб или коров.

Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки. Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял» или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!» Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят. Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. 14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.). Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший на виду у всех унес мужика за то, что тот, поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека). В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми. Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня). В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.



Понравилась статья? Поделитесь ей