Контакты

Гласный звук и буква и старшая группа. Фронтальное занятие в старшей логопедической группе "рябинка" на тему "праздник дружбы" гласные и согласные звуки и буквы. Закрепление понятия «слог»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела:

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель: Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы, рэ. Карточки для звукового анализа слогов.

Ход занятия

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

Ребята, скажите, что такое звуки?

(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1

А хотите узнать, какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе?

Ответы детей.

Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми: сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести, человечкам стало ясно, что некоторые из них очень красиво поют, а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали, мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.


Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь, а какие сочинять стихи и песни?

(Ответы детей.)

Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3



(Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

(Дети, вмести с воспитателем, пробуют пропеть Звуки.)

Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5

Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)

Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Звук получается гласный

А - пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У - надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О – округлив большие губы,

«о» приоткрыл немного зубы,

язык поглубже оттянул,

спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросони

ы-ы-ы- поспать ещё часок

или может выпить сок?

Э - вот в задумчивом сомненье

«э» высказывает мненье:

э-э-э- не знаю, что сказать,

может лучше помолчать.

И - улыбка, весельчак

он смеётся звонка так 6

на широком язычке

скачет звук, как на седле.

Звукам этим нет преграды

Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.

Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

(ответы детей.)

Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали. Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса, поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика. Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

Какие же Согласные Твёрдые,а какие Мягкие?

Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем, веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости,чаевали, смеялись, играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

Какие звуки мы с вами видим на картинках?


Давайте назовём каждый звук отдельно.

(Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

Какой Слог получился?

(Ответы детей.)

А теперь вы сядете за свои столики, а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)

Игра «Эхо»

Ву – ву – ву! (Дети повторяют.)

Ву – ву – ву!

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!

Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Конспект

речевого развития

по обучению грамоте

«Страна гласных звуков»

для детей

подготовительной к школе группы

Составила воспитатель

Иноземцева Н.А.

Мордово

2016г

Программные задачи:

систематизировать знания детей о гласных звуках [ а] , [у], [и], [о], [ы], [э] ;

закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;

развивать фонематическое восприятие и слух;

формировать умение делить слова на слоги, применяя правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»;

закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;

закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [ а] , [у], [и], [о], [ы], [э] ;

развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;

развивать логическое мышление при выполнении заданий;

развивать в детях уверенность в своих силах;

развивать творческие способности детей;

воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Оборудование:

ноутбук, аудиозаписи песен (музыкальное сопровождение к заданиям), банты-украшения для детей, картина «Страна гласных звуков», предметные картинки, д/и «Где живет звук», игра «Конструктор букв», набор принадлежностей для свободного творчества: цветные и простые карандаши, клей, соленое тесто, доски для лепки, украшения букв, трафареты букв и т.д.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть

Воспитатель показывает детям необычную коробку. Дети рассматривают, делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней бабочки, брошки красного цвета.

Воспитатель.

Эти украшения для нас. Так как я предлагаю вам отправиться в гости к нашим знакомым. А в гости, как вам известно, нужно приходить аккуратными, опрятными и нарядными. (Дети примеряют украшения).

Скажите, а к кому мы все таки отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей)

Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней!

Гласные - это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом.

Ну что же нам пора отправляться в путь. Я предлагаю взять с собой подарок-игру, в которую мы все вместе сможем поиграть. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир -
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком...(автобусе)

Занимайте места, мы отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы прослушаем песню, из которой узнаем, что звуки произносит не только человек, но и животные тоже издают звуки. Мы даже можем по этим звукам угадать название животного. (Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.)

Музыка №1.

2. Основная часть.

Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь все повнимательней.

Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому, что это страна звуков, а звуки невидимые.

Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные)

А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6)

Назовите их, ([ a ],[ o ],[у],[э],[ы],[и]).

Назовем слова, начинающиеся на звук [ a ] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее - автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее - окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее - улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее - индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее - этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.

Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать сколько слогов в слове, посчитав гласные звуки. Потому что мы уже знаем правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.

Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки…

АРБУЗ

ОСЛИК

УКРОП

ИГОЛКА

ЭСКИМО

Если вы помните, мы принесли с собой игру. Так как звуки мы не можем увидеть, но можем определить их место в словах, я предлагаю поиграть со звуками в игру «Где живет звук»

Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)

Вы получите карточку с пятью окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов. По моей команде вам необходимо найти нужную картинку и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.

Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный звук [э] (эскимо) .

Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).

Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [о] и [а] (бочка) .

Положите на четвертое окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [у] (кенгуру)

Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный звук [ы] (часы)

Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале?

Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на доске)

С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую эстафету, вы должны как можно быстрее, по очереди принести мне карточки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем..

Физкультминутка - игра (эстафета) «Найди гласный звук» Музыка №2

Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране.

Игра «Конструктор букв»

Дети коллективно собирают буквы из конструктора. (с опорой на образец)

Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.

Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. Но вот задача, надо догадаться куда какую букву нужно прикрепить. На помогут картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. (Где АРБУЗ - А, ОБЛАКО - О, УЛИТКА - У, ИГОЛКА - И, ЭКСКАВАТОР - Э, в пустое окошко - Ы)

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью пластилина или магнита)

Нам пора прощаться с этой замечательной страной, мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно? И на память я предлагаю взять себе подарок -букву, но сделать её нужно своими руками.

Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов: раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из соленого теста, аппликация. Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.

Под музыку №3 выполняют творческое задание.

Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч.

А пока мы будем ехать я предлагаю прослушать песню, которая называется «Алфавит»

Под музыку №4 дети уезжают домой.

3. Заключительная часть.

Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?.

Тема: «Путешествие в звуковой город»

Цель: Дифференцированное использование гласных и согласных звуков в речи.

Задачи:

Развивать слуховое внимание.

Познакомить с понятием «речевой звук».

Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук» и их условные обозначения.

Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух.

Закрепить понятие «слог».

Развивать звуковой анализ и синтез.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты, бумага, ножницы, панно с изображением домов красного, синего и зелёного цветов, предметные картинки с изображением человека и животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя своё имя, затем – мальчики.

2. Развитие слухового внимания. Игра «слушай и отгадывай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он де лает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвет бумагу, играет мячом, листает книгу).

Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Вы слышали звуки. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это важный орган нашего тела.

3. Знакомство с понятием «речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Как шипит змея? Как воет волк? Как звенит муха? Как жужжит жук? Как долбит дятел? (Показать символы звуков.) Звуки издают различные предметы и животные, а мы с вами - говорим.

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим - это речь. А произносить звуки нам помогают губы, зубы, язычок и голос. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Речевые звуки соединяются и получаются слова. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно: дддыыыммм, шшшуууммм. У меня есть волшебная палочка. Как только палочка касается предмета, слово звучит протяжно: жжжууук.

На столе у логопеда игрушки-предметы: волк, лиса, дом и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов.

4. Физминутка .

Пантомима «Прогулка в лес». (Ходьба с высоким подниманием колен.)

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).

Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.) Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберёзовик, боровик) нашли.

5. Закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук».

Выставляется панно: Звуковые дома - красного, синего и зеленого цветов. В окошках домов квадратики такого же цвета.

- Сегодня мы побываем в сказочном Звуковом городе. В этом городе есть красивые дома. Какого они цвета? Этот дом … (красный). Этот … (зеленый). А этот … (синий). В окошках домов видим квадратики. Давайте потрогаем их. Подойдём к Красному дому, прикоснёмся к первому квадрату. Послушайте, как он звучит: «А-а-а». Прикоснёмся к другому квадрату и услышим: «У-у-у». А третий квадрат подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подойдём к Синему дому. Из его окошек доносятся другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, 6-6-6». В Зеленом доме песенки звучат нежнее: «Л’-л’-л’, м’-м’-м’». Какие интересные квадратики, на них нажимаешь и слышишь разные звуки. Вы догадались, что мы будем обозначать такими квадратиками? (Звуки.) Этими квадратиками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных домах? (По-разному.) Звуки бывают разные.

Заглянем в Красный дом. Тут живут звуки, которые любят петь: «А-а; о-о; у-у; и-и; ы-ы; э-э». Давайте и мы споём эти звуки. Положите ладошку на горло. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно, а иногда просыпается и поёт так громко, что горлышко начинает дрожать. Произнесите: а-а; о-о; у-у; и-и; ы-ы; э-э. Кто запомнил, чем мы пели? (Голосом.) Откуда выходит воздух, когда мы поём эти звуки? (Из ротика.) Воздух, выходит свободно или ему что-то мешает? Звуки, которые можно петь, так как во рту нет преграды воздуху, называются гласными. Их всего шесть: а,о,у,и,ы,э. Обозначать мы их будем красным квадратом.

Синий и зелёный дома стоят отдельно. Послушайте, какие звуки живут в синем доме: д,б,л. А теперь в зелёном: д, б, л. Чем отличаются эти звуки? – одни звуки твёрдые, а другие мягкие. Твёрдые звуки обозначим, синим квадратом, мягкие звуки обозначим зелёным квадратом. Можно ли спеть эти звуки? (Нет.) Когда мы их произносим, воздух, выходит свободно, или ему что-то мешает? (Воздуху мешают губки, зубки, или язычок.) Звуки, которые нельзя петь, так как во рту есть преграда воздуху, называются согласными. Они бывают твёрдые или мягкие.

Если услышите твёрдый звук, то топните ножкой: б,б,к,т,т,м,м

6. Закрепление понятия «слог».

В Звуковом городе все звуки дружат и ходят друг к другу в гости. Если дружат согласный и гласный звук то, оказавшись вместе, они образуют «слог». Слоги всегда звучат по-разному, в зависимости от того, какие звуки подружились. Но есть один секрет – в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук. Я произношу слоги, а вы называете звуки, из которых они состоят: МА, БО, ДУ… Слоги могут соединиться вместе и образовать слово. В слове МА-МА какие два слога соединились? Слова и поезда похожи друг на друга. Поезда состоят из вагонов, а слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Поставьте кулачок под подбородок и произнесите любое слово. Сколько раз подбородок опустится на кулачок, столько в этом слове гласных. А значит и слогов. Сейчас я произнесу слова, а вы хлопните столько раз, сколько слогов в слове (вода, духи, лопата, слон, телефон и т.д). Все слоги мы будем обозначать схемой (показать). Давайте подберём схемы к словам (вода, духи, лопата, слон, телефон и т.д). А знаете, что самое интересное? В любом слове один слог всегда произносится с ударением, т.е. мы его выделяем голосом. На ударном слоге голос звучит сильнее. В слове «ва-гон» ударный слог «гон», а в слове «до-ми-но» ударный слог «но». В схеме ударение мы будем обозначать вот таким значком (косая галочка). Я назову слова, а вы сосчитайте, сколько в них слогов, определите ударный звук и подберите схему.

7. Итог.

Нам пора прощаться со Звуковым городом. Но сначала вспомним:

Что мы произносим?

Чем мы произносим звуки?

Какие звуки бывают?

Чем мы обозначаем гласные и согласные звуки?

Что такое слог? Как образуется слог?

Когда слоги соединяются вместе, что они образуют?

Сколько в слове слогов?

Цель : закреплять название букв, соотнесение их в группы: гласные и согласные, формировать умение в прочитывании слогов, составление слов по заданному слогу. Дать представления в отдельных единицах речи: звук, слог, слово, предложение. Чтение повествовательных предложений из двух – трех слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в начале предложения. Составление схемы предложения. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам, работа по разрезным азбукам различного формата.

Материал : шапочки – символы; таблицы с картинкой (начало, середина, конец); кассы букв; карточки со словами:

Ход НОД:

I . Организационный момент.

Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости на страницы книги. А кто живет в книгах? (В книгах живут буквы, слоги, слова, предложения). И для того, чтобы нам попасть на страницы книги мы должны превратиться в буквы. (Наденем шапочки и превратимся в буквы, девочки надевают шапочки с гласными буквами, мальчики – с согласными)

Вот сейчас мы с вами можем попасть на страницы книги. Но посмотрите, буквы у всех разные, может, мы можем как-то разделить эти буквы? (у девочек – гласные буквы, у мальчиков - согласные)

Девочки садятся за один стол, мальчики за другой

II. Работа по теме НОД

1. Гласные и согласные буквы

Девочки, что вы можете рассказать про свои буквы?

Буквы А, У, О – гласные звуки, эти звуки мы произносим только голосом, никакой преграды во рту не возникает.

Мальчики, а что общего у ваших букв?

Буквы С, М, Х, Ш, Л – согласные звуки, при произношении этих звуков во рту возникает преграда, их мы не можем спеть, произнести громко, нам мешает язык, зубы, губы.

2. Стихи (дети рассказывают, заранее подготовленные воспитателем стихи)

А – начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква….(А)

Буква У – два длинных ушка

Или У дубочка два сучочка

В этой букве нет угла

Оттого она кругла

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Алеет за лесом закат

Алые аисты к лесу летят

Астры зарделись на клумбах в саду

Алые тени дрожат на пруду

Алые утки по пруду скользят….

Жаль, что уже отгорает закат.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят

Ужасно утка мучится

Ну что из них получится!?

Облако, облако, шерстка колечками

Очень ты облако схоже с овечками

Взялись мы за руки друзья

И сказали «Ты да я –

Это мы, а между тем

Получилась буква ……(М)»

Мы ныряем не в реке –

Мы ныряем в молоке.

Молоко поля залило,

Мостик, речку и кусты.

Молоко дома покрыло

Мягко льется с высоты.

Мы теперь на самом дне

Мы – в молочной глубине

Мы плывем не в океане –

Мы плывем в густом тумане.

Солнце село за селом

Спят синицы, сойки спят

Спит в реке усатый сом

Спят и лес, и степь, и сад

Стадо спит, пастух и пес

Смолкли скрипы, песни, смех

Сон в страну свою унес всех.

Х все ходит, ходит, ходит -

Места, что ли не находит?

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Пошел Игнат лопаты покупать

Купил Игнат пяток лопат

Мы рассказали про буквы, теперь мы еще раз назовем гласные звуки (мальчики говорят), согласные звуки (называют девочки)

3. Место звука в словах

А сейчас мы вспомним, в каких словах встречаются данные звуки в трех позициях (начало, середина, конец)

Работа по таблицам, приготовленными детьми совместно с родителями

4. Игра «Живые слоги»

По вызову педагога по очереди выходят дети из одной и из другой команды, поворачиваются к детям, дети читают полученный слог.

5. Игра «Собери разные слова»

Детям дается задание: составить слова (слова для каждого заранее подготовлены на отдельных карточках) из имеющихся букв из букв разрезной азбуки.

Луша, Саша, Маша, сом, сам, ус, сухо, ухо, уха, мала, мама, ум, масло, оса, ушла, мула

6. Работа по единицам речи – звук, слог, слово, предложение

6.1. Предложение

Устно составляется предложение из трех слов

Маша любит масло.

Педагог показывает детям, как составить схему предложения, определяется количество слов в предложении, как написано первое слово, что стоит в конце предложения, дети (на подготовленных карточках) составляют схему предложения

6.2. Слово

Маша, масло

Педагог вспоминает с детьми, как составляется схема слова, определяют количество слогов в словах, на подготовленных карточках составляется схема слов

III. Итог НОД

1. Создание своей книги

А сейчас я предлагаю вам, создать свою книгу, я приготовила странички, но на них не все закончено, давайте подумаем, как правильно закончить начатую мной страничку книги? (на страничке предложены картинки на изученные буквы, слева картинки на гласные буквы, справа картинки на согласные буквы, на столах у детей лежат контуры букв – дети совместно с воспитателем определяют к какой картинке какую букву подставим и почему)

Еще раз повторяются гласные и согласные звуки

Как вы видите, страничка нашей книги заполнена не вся, это потому что изучили мы еще не все буквы, нам с вами еще предстоит познакомиться с остальными буквами и закончить нашу книгу.

Сегодня вы хорошо поработали, давайте вспомним, что вам большего всего понравилось? Что было очень трудно? С чем бы вы еще хотели поработать?

IV . Домашнее задание

Чтение слоговых таблиц с составление слов и схемы к словам (работа в тетрадях)

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «Знакомство с произношением гласного звука»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас,прививать интерес к игре со словом,развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Ход занятия:

    По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране «Пиши-Читай»)

    Как зовут мудрейшего жителя этой страны? (Его зовут - Пиши-Читай)

    В каком городе волшебной страны мы побывали? (Звукоград)

    Кто живет в этом городе? (Звуки)

    Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов)

Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да).

Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?(звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки.

Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук . (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Игра " Куклы заблудились "

Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.

Физкультминутка .

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О–О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы–Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Игра «Назови гласный звук и найди его место»

Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Воспитатель: У меня в руках картинка.

    Что изображено на картинке?

    Сколько звуков в слове?

    Какой гласный звук слышим?

    Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова?(нужный квадрат закрывается красной карточкой.)

Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые.Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).

.

.

Игра "Утки и окуни".

Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.

    Вам понравилась играть со звуками?

    Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

    О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).

    На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).

    Сколько гласных звуков? (их 6).

    Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).

Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».



Понравилась статья? Поделитесь ей