Контакты

Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали? Урания Мифы об урании

В руках Урании всегда небесная сфера и циркуль, одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий. Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, греческого бога Аполлона , она с удовольствием веселится и танцует на праздниках в честь Диониса , и при этом она олицетворяет силу познания и созерцания.

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Сейчас нам трудно представить, как такая точная наука, как астрономия может пересекаться с поэзией или другим искусством. Однако астрономия во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз была больше искусством, нежели точной наукой.

Астрономия - наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Её изучали вавилонские маги и предсказатели, греческие философы и сказители, астрологи, мистики, монахи, знатные особы эпохи Возрождения, великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда находились в эпицентре противостояния идей и служили основой мировоззрения того или иного времени.

Прошло уже не одно столетие со времен расцвета Древней Греции , но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах художников. Не обошли ее вниманием писатели и поэты.

Ломоносов, проявляя в области астрономии свои громадные знания и исключительные способности, верил в то, что именно у нас, в России «с сонмом всех прочих наук возрастёт и астрономия», и что «славнейшая из муз Урания утвердит преимущественно жилище своё в нашем отечестве».

Он упоминает Уранию в своей оде на день рождения императрицы Екатерины:

Сие гласит тебе Россия

И купно с ней наук собор.

Предведущая Урания

Возводит к верьху быстрый взор,

Небесны беги наблюдает

И с радостию составляет

Венец тебе из новых звезд.

Тебе искусство землемерно

Пространство показать безмерно

Незнаемых желает мест.

Фёдор Тютчев посвятил музе стихотворение «Урания» (текст приведен в конце статьи).

Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании».

В планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании». Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется звездный глобус, созданный Яном Гевелием, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия.

Лёсюёр Эсташ французский художник. Урания.

В честь Урании назван астероид (30) Урания, открытый в 1854 году.

Стихи, посвященные Урании

Фёдор Тютчев

Открылось! - Не мечта ль? Свет новый!

Нова сила

Мой дух восторженный, как пламень, облекла!

Кто, отроку, мне дал парение орла!-

Се муз бесценный дар - се вдохновенья крыла!

Несусь,- и дольный мир исчез передо мной,-

Сей мир, туманною и тесной

Волнений и сует обвитый пеленой,-

Исчез! - Как солнца луч златой,

Коснулся вежд эфир небесный...

И свеял прах земной...

Я зрю превыспренних селения чудесны...

Отсель - отверзшимся таинственным вратам-

Благоволением судьбины

Текут к нам дщери Мнемозины,

Честь, радость и краса народам и векам!..

Безбрежное море лежит под стопами,

И в светлой лазури спокойных валов

С горящими небо пылает звездами,

Как в чистом сердце - лик богов;

Как тихий трепет - ожиданье;

Окрест священное молчанье.

И се! Как луна из-за облак, встает

Урании остров из сребряной пены;

Разлился вокруг немерцающий свет,

Богинь улыбкою рожденный...

Несутся свыше звуки лир;

В очарованьях тонет мир!..

Эфирного тени сложив покрывала

И пояс волшебный всесильных харит,

Здесь образ Урания свой восприяла,

И звездный венец на богине горит!

Что нас на земле мечтою пленяло,

Как Истина то нам и здесь предстоит!

Токмо здесь под ясным небосклоном

Прояснится жизни мрачный ток;

Токмо здесь, забытый Аквилоном,

Льется он, и светел и глубок!

Токмо здесь прекрасен жизни гений,

Здесь, где вечны розы чистых наслаждений,

Вечно юн Поэзии венок!..

Как Фарос для душ и умов освященных,

Высоко воздвигнут Небесныя храм;.-

И Мудрость приветствует горним плененных

Вкусить от трапезы питательной там.

Окрест благодатной в зарях златоцветных,

На тронах высоких, в сиянье богов,

Сидят велелепно спасители смертных,

Создатели блага, устройства, градов;

Се Мир вечно-юный, златыми цепями

Связавший семейства, народы, царей;

Суд правый с недвижными вечно весами;

Страх божий, хранитель святых алтарей;

И ты, Благосердие, скорби отрада!

Ты, Верность, на якорь склоненна челом,

Любовь ко отчизне - отчизны ограда,

И хладная Доблесть с горящим мечом;

Ты, с светлыми вечно очами, Терпенье,

И Труд, неуклонный твой врач и клеврет...

Так вышние силы свой держат совет!..

Средь них, вкруг них в святом благоговенье

Свершает по холмам облаковидных rop

В кругах таинственных теченье

Наук и знаний светлый хор...

Урания одна, как солнце меж звездами,

Хранит Гармонию и правит их путями:

По манию ее могущего жезла

Из края в край течет благое просвещенье;

Где прежде мрачна ночь была,

Там светозарна дня явленье;

Как звезд река, по небосклону вкруг

Простершися, оно вселенну обнимает

И блага жизни изливает

На Запад, на Восток, на Север и на Юг...

Откройся предо мной, протекших лет вселенна!

Урания, вещай, где первый был твой храм,

Твой трон и твой народ, учитель всем

Восток таинственный! - Чреда твоя свершенна! ..

Твой ранний день протек! Из ближних Солнце врат

Рожденья своего обителью надменно

Исходит и течет, царь томный и сомненный...

Где Вавилоны здесь, где Фивы? - где мой град?

Где славный Персеполь? - где Мемнон, мой

глашатай?

Их нет! - Лучи его теряются в степях,

Где скорбно встретит их ловец или оратай,

Бесплодно роющий во пламенных песках;

Или, стыдливые, скользят они печально

По мшистым ребрам пирамид...

Сокройся, бренного величья мрачный вид!..

И солнце в путь стремится дальный:

Эгея на брегах приветственной главой

К нему склонился лавр; и на холмах Эллады

Его алтарь обвил зеленый мирт Паллады;

Его во гимнах звал Певец к себе слепой,

Кони и всадники, вожди и колесницы,

Оставивших Олимп собрание богов;

Удары гибельны Ареевой десницы,

И сладки песни пастухов;-

Рим встал,- и Марсов гром и песни сладкогласны

Стократ на Тибровых раздалися -холмах;

И лебедь Мантуи, взрыв Трои пепл злосчастный,

Вознесся и разлил свет вечный на морях!..

Но что сретает взор? - Куда, куда ты скрылась,

Небесная! - Бежит, как бледный в мгле призрак,

Денница света закатилась,

Везде хаос и мрак!

"Нет! вечен свет наук; его не обнимает

Бунтующая мгла; его нетленен плод

И не умрет!.."-

Рекла Урания и скиптром помавает,

И бледную, изъязвленну главу

Италия от склеп железных свобождает,

Рвет узы лютых змей, на выю ставши льву!..

Всего начало здесь! .. Земля благословенна,

Долины, недра гор, источники, леса

И ты, Везувий сам! ты, бездна раскаленна,

Природы грозныя ужасная краса!

Все возвратили вы, что в ярости несытой

Неистовый Сатурн укрыть от нас хотел!

Эллады, Рима цвет из пепела исшел!

И солнце потекло вновь в путь свой даровитый!..

Феррарскому Орлу ни грозных боев ряд,

Ни чарования, ни прелести томимы,

Ни полчищ тысячи, ни злобствующий ад

Превыспренних путей нигде не воспретят:

На пламенных крылах принес он в храм Солимы

Победу и венец;-

Там нимфы Tara, там валы Гвадалквивира

Во сретенье текут тебе, младой Певец,

Принесший песни к нам с брегов другого мира;-

Но кто сии два гения стоят)

Как светоносны серафимы,

Хранители Эдемских врат

И тайн жрецы непостижимых?-

Един с Британских вод, другой с Альпийских гор,

Друг другу подают чудотворящи длани;

Земного чуждые, возносят к небу взор

В огне божественных мечтаний!..

Почто горит лицо морских пучин?

Куда восторженны бегут Тамизы воды?

Что в трепете святом вы, Альпы, Апеннин!..

Благоговей, земля! Склоните слух, народы!

Певцы бессмертные вещают бога вам:

Един, как громов сын, гремит средь вас паденье;

Другой, как благодать, благовестит спасенье

И путь, ведущий к небесам.

И се! среди снегов Полунощи глубокой,

Под блеском хладных зорь, под свистом льдистых вьюг,

Восстал от Холмогор,- как сильный кедр, высокой,

Встает, возносится и все объемлет вкруг

Своими крепкими ветвями;

Подъемлясь к облакам, глава его блестит

Бессмертными плодами.

И тамо, где металл блистательный сокрыт,

Там роет землю он глубокими корнями,-

Так Росский Пиндар встал! - взнес руку к небесам,

Да воспретит пылающим громам;

Минервы копием бьет недра он земные-

И истекли сокровища златые;

Он повелительный простер на море взор-

И свет его горит, как Поллюкс и Кастор!..

Певец, на гроб отца, царя-героя,

Он лавры свежие склонил

И дни бесценные блаженства и покоя

Елизаветы озарил!

Тогда, разлившись, свет от северных сияний

Дал отблеск на крутых Аракса берегах;

И гении туда простерли взор и длани,

И Фивы новые зарделися в лучах...

Там, там, в стране денницы,

Возник Певец Фелицы!..

Таинственник судеб прорек

Царя-героя в колыбели...

Он с нами днесь! Он с неба к нам притек,

Соборы гениев с ним царственных слетели;

Престол его обстали вкруг;

Над ним почиет божий дух!

И музы радостно воспели

Тебя, о царь сердец, на троне Человек!

Твоей всесильною рукою

Закрылись Януса врата!

Ты оградил нас тишиною,

Ты слава наша, красота!

Смиренно к твоему оклоняяся престолу,

Перуны спят горе и долу.

И здесь, где все - от благости твоей,

Здесь паки гений просвещенья,

Блистая светом обновленья,

Блажит своих веселье дней!-

Здесь клятвы он дает священны,

Что, постоянный, неизменный,

В своей блестящей высоте,

Монарха следуя заветам и примеру,

Взнесется, опершись на Веру,

К своей божественной мете.

17 804 0

Издавна сложилось, что появление муз предвещает вдохновение, воодушевление, наступление чего-то долгожданного и желаемого. Значение музы в творчестве поэтов невозможно переоценить. Она всегда была источником творческого порыва, окрыления и озарения. Недаром, ее образ обрел черты юной красавицы, воздушной, прелестной, полной некой таинственности и грации.

К слову, о происхождении муз мало что известно. По этому поводу существует множество взглядов. Древнегреческая теория заслуживает внимания.

Жизнь древних греков тесно связана с музами: поэты и сказители неизменно взывали к ним о покровительстве; направляя друзей в дальний путь, нередко греки произносили: «Да пребудут с тобой музы!» ; и сведения о существовании храма Муз в Акрополе – Мусейона, сохранились до наших дней. Впервые, мы узнаем о существовании муз из трудов Геродота. Само понятие «муза» переводится с греческого как «мыслящая». Музы, согласно древним грекам, это дочери Зевса и Мнемозины, богини памяти.

Древняя Греция была просвещенной страной, которая обогатила историю всего мира. Поэзия у греков ценилась также высоко, как и естественные науки. А дочери Зевса являются символом совершенной гармонии. Музы разделили между собою искусства и науки, считавшиеся главными у греков. Образ каждой дополнили характерным атрибутом. Всего муз девять: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Талия, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Полигимния, Урания.

Каллиопа, муза самоотверженности, патриотизма, эпической поэзии.

Ее изображают с дощечкой и «палочкой» для писания - стилосом. На голове у нее лавровый венок – признак того, что ее считали королевой всех муз. Перебивать ее жаркие речи о чести, достоинстве, бесстрашии и добром имени настоящего воина даже для Аполлона считалось дерзостью. Она воодушевляла на жертвенность и героические поступки, помогала побеждать чувство страха, вдохновляла на подвиги. Образ Каллиопы изображали на миниатюрах и дарили перед дальними походами. Чтобы сердце странника было полно ясными думами и желанием возвратиться. Поэтому Музу олицетворяли с проявлением любви к родной земле.

Клио, муза истории

Свиток пергамента – ее атрибут. Эта муза вселяет любовь к былому. Важность истории Греции для ее жителей неоценима. И такая муза, как Клио, вносила сведения даже о малозначащих фактах в свои свитки. Из мифологии мы знаем о разладе между Афродитой и музой. Муза придерживалась строгих укладов и никогда не была влюблена. А Афродита пылала страстью к Дионису, хотя и была женой бога Гефеста. Непреклонная муза осудила богиню. Тогда по приказу Афродиты ее сын Эрот выпустил две стрелы: одну в Клио, порождающую чувства, а другую в Пиерона, убивающую любовь. Испытав муки от неразделенной любви, Клио больше никого не осуждала за чувства.

Клио не даёт забыть человеку о его достижениях, помогает найти свое призвание и определить место в жизни.

Мельпомена, муза трагедий

Ее символ – скорбная маска в правой руке. А в левой руке изображают либо меч как символ воздания за непокорность, либо свиток пергамента. Эта муза – покровительница смертоносных сирен. Двух ее дочерей погубила гордыня, и в наказания их превратили в сирен. Мельпомена вечно скорбит об утрате дочерей.

Талия, муза комедии

Комедийная маска в руках и венок из простого плюща – вот атрибуты этой музы. Муза никогда не добивалась внимания к себе, слыла жизнерадостной, неунывающей, отрадной натурой. Комедийная маска в ее руках можно интерпретировать как символ смеха. Но есть и иная версия: маска означает, что жизнь людей всего лишь представление для богов.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Ее отличительной чертой считалось изысканное восприятие поэзии, изящество и элегантная красота. Ее атрибут - флейта и венок из живых цветов, которые подчеркивают ее женственность и чувственность. Считалась самой обворожительной, неотразимой, очаровательной из муз.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Ее символ — музыкальный инструмент, чаще всего изображали лиру или тамбурин. Голову музы украшали розы — символ вечности любви. Эрато восславляла борьбу за настоящую любовь. В ее песнях звучит: «И даже темное царство Аида не способно разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью». Муза основала до этого неизвестное музыкальное направление в Греции - свадебное.

Терпсихора, муза танца

Муза изображается с лирой в руках, на голове венок из плюща. Танец Терпсихоры - это абсолютная безупречность движений души и тела.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния олицетворяет скромность и терпение, призыв святому и неприкосновенному, ее атрибут - лира. Полигимния была покровительницей ораторов, именно она могла преобразить речь, сделать ее пламенной и жаркой, заставляющей последовать за выступающим. Верили, что произнеся ее имя перед немаловажным докладом, Полигимния снизойдет к просящему и дарует мастерство ораторского искусства.

Урания, муза астрономии

Последняя и мудрейшая из всех дочерей Зевса, не включая в рассмотрение Афину. Считается, что она была названа в честь Урана, бога небес, который царствовал еще задолго до Зевса. Символы музы — глобус и циркуль. Циркулем Урания высчитывает расстояния между звездами. По мнению греков, Урания покровительствует всем наукам, даже тем, которые далеки от небесной. Эта муза почитаема и сегодня, даже в России создан при московском планетарии музей Урании.

Музы воплощали в себе все науки и искусства, символизировали скрытые в человеке таланты. Они давали надежду прикоснуться к Божественному. Таким образом, музы выполняли роль, так называемого, посредника между божественным и человеком. С давних времен и древние греки, а потом и древние римляне, жители средневековья и в особенности эпохи Возрождения взывали к великим музам. Муза посещает не только избранных. Она дарует нам надежду, что наши желания осуществимы.

Начало этой статье положил разговор двух школьников, случайно подслушанный в коридорах учебного заведения. Двое мальчишек отчаянно спорили, кто является музой танца - Урания или Терпсихора. Они приводили доводы и даже ссылались на определенную главу в учебнике истории. Школьники горячились, и создавалось впечатление, что назревает драка. Но, наконец, спорщики заглянули в спасительный интернет и разошлись по домам. А вы знаете, ответ на вопрос, который стал причиной раздора ребят? Если нет, то наша статья будет вам очень полезной.

Кто такие музы

Про этих эфемерных созданий слышали абсолютно все люди. Древнегреческие богини вдохновляли людей на создание невероятных произведений искусства и щедро одаривали их талантами. Кто же на самом деле эти женщины, совмещающие в себе все самое светлое, нежное и прекрасное в этом мире?

Древние греки считали прекрасных муз дочерьми Зевса и Мнемозины. Сама она была рождена от титанов Урана и Геи, и являлась весьма почитаемой в Элладе богиней памяти. Согласно легенде, Зевс был очарован Мнемозиной и от их любви появились на свет девять прекраснейших дочерей, нареченных музами. В переводе с греческого языка это слово переводится как "мыслящие". И неудивительно, если вспомнить, что их матерью стала богиня памяти.

Музы были столь важны в жизни эллинов, что каждой из них была отдана одна из сфер жизни обычных людей. Причем даже люди, не обладающие особенными талантами, почитали дочерей Мнемозины и просили их благословения на те или иные поступки.

Музы: сколько их было

Сегодня принято считать, что муз всегда было девять. Но на самом деле в этом вопросе много загадок. Впервые о музах упомянул Гомер, а вот их количество и имена он не назвал. В его бессмертных произведениях писалось то об одной, то о нескольких богинях. В дальнейшем у муз появились имена, а их количество выросло до трех. В некоторых письменных источниках упоминались и четыре музы, но довольно часто их путали с харитами, богинями плодородия. Спустя некоторое время Гесиод в своей поэме, посвященной музам, перечислил их всех вместе с именами. Именно в таком виде они и дошли до наших дней:

  • Каллиопа.
  • Клио.
  • Мельпомена.
  • Талия.
  • Полигимния.
  • Терпсихора.
  • Эвтерпа.
  • Эрато.
  • Урания - муза науки.

Обычно богини появлялись перед людьми в образе юных и прекрасных девушек, которые имели массу талантов. Особенно эллины ценили невероятную способность муз заглядывать в прошлое и будущее. Они могли предсказывать судьбу тем, кому они благоволили.

Музы с особенной любовью относились к поэтам, художникам и музыкантам. Они приходили к ним во снах или наяву и одаривали вдохновением, после чего творить становилось намного легче. Немного особняком в этой компании покровительниц искусств стоит Урания, муза астрономии. Но о ней мы поговорим немного позже.

Где обитали музы

Эллины считали, что все музы живут под покровительством Аполлона. На горе Парнас в тени вечнозеленых деревьев они предаются веселью, поют и танцуют. У подножия горы расположен источник - Кастальский ключ. Если музы угощали кого-то водой из этого священного источника, то он обретал способность творить и дарить людям свое творчество.

Довольно часто древнегреческие мастера изображали муз вместе с Аполлоном, который управляет их шумным хороводом. Этот сюжет встречался на барельефах в домах знати и на различной утвари. Также археологи находили его в развалинах храмов, посвященных Аполлону.

Часто музы принимали участие в празднествах Диониса. Они пели и танцевали для него, а также вдохновляли многих богов на различные поступки во благо людей.

Культ почитания муз

Музы считались необыкновенными существами, которые связывают мир людей и мир богов Олимпа. Все они, веселые и шумные (и даже серьезная муза Урания), следили за чистотой человеческих помыслов. Ведь только человек, который готов отрешиться от всего темного и суетного, может рассчитывать на помощь древнегреческих муз.

Музы были настолько почитаемы в Греции, что в их честь возводились храмы. Они строились по особенному архитектурному плану, а восхваление богинь происходило весьма необычным образом. Храмы в честь муз, мусейоны, были не столько местом служения культу, сколько средоточием культурной и научной жизни.

Археологи нашли развалины храма муз в святилище Пифагора. Девять скульптур муз окружали богиню Гестию и олицетворяли одну из наук. Например, считалось, что Урания - девятая муза астрономии и астрологии, занимает в этом храме одну из самых главных ролей. Она благословляет тех, кто наблюдает за звездным небом, описывает созвездия и составляет различные карты.

Александрийский мусейон

Самым знаменитым среди всех храмов, посвященных музам, был Александрийский мусейон. Он представлял собой подобие обширного научно-исследовательского центра. На большой территории под сводами храма располагались библиотеки, философские залы, зверинцы и музеи. Сюда приходили самые известные деятели Эллады, они имели возможность общаться, работать вместе и совершать открытия. В наше время широко известны труды Евклида и Архимеда, которые работали именно в Александрийском мусейоне. Согласно преданию, после смерти Александра Македонского его тело в саркофаге перенесли в это сооружение, но в дальнейшем тело великого полководца пропало и до сих пор его местонахождение не найдено.

На всей территории Древней Греции археологи находили развалины мусейонов, также подобные сооружения встречались и среди римских храмовых комплексов. Это свидетельствует о том, что научная мысль развивалась отчасти благодаря выдуманным богиням, которые объединяли ученых на одной территории и вдохновляли их на работу.

Музы Древней Греции: Урания

Урания считалась младшей дочерью Мнемозины. Она сильно отличалась от своих сестер и была самой серьезной из них. Многим нашим современникам кажется немного странным, что в сонм веселых и талантливых девушек попала серьезная Урания - муза астрономии. История возникновения этой науки и отношение к ней древних греков может пролить свет на эту тайну.

На самом деле астрономия для эллинов является базовой наукой, которая служила объяснением мироздания и источником возникновения многих философских идей и течений. Эту науку изучали в Египте, Месопотамии и Вавилоне. Именно через нее древние греки стремились проникнуть в великие тайны космоса.

Муза Урания призывала отринуть все земное и погрузиться в абсолютно новый мир, открывающийся только избранным. Именно им богиня была готова помогать и всячески благословлять на тяжелый труд научных изысканий.

Урания, муза астрономии в древнегреческой мифологии: описание

Археологи нашли большое количество изображений покровительницы научных дисциплин. Обычно муза Урания на полотнах и найденных барельефах - это серьезная девушка со сферой и измерительным прибором. С его помощью она определяет расстояние между небесными телами.

Родители назвали ее в честь бога Урана, ведь он являлся одним из самых древних божеств этого мира, и даже великий Зевс относился к нему с большим почтением. Муза Урания покровительствовала не только астрономии, но и иным наукам. Поэтому эллины считали, что она являет собой полную гармонию и совершенство. Ведь наука не может быть обособлена от искусства, в этом древнегреческие мыслители были убеждены. Именно Урания была самой сильной прорицательницей среди своих сестер. Она умела проникать в тончайшие слои прошлого и будущего быстрее и точнее всех остальных богинь.

Сами музы считали Уранию самой знающей и строгой, она была именной той богиней, которая наказывала глупых людей за соперничество с музами. И в этом она была хладнокровной и безжалостной.

Легенда о дочерях Пиэра

В мифах сохранилась история о царе Пиэре, который жил в Македонии и имел девять прекрасных дочерей. Девушки были не только удивительно красивы, но и талантливы. Каждая из них обладала приятным голосом и идеальным музыкальным слухом. Однажды тщеславные принцессы решили посоревноваться с самими музами и вызвали их на творческий поединок. Однако в этой борьбе талантов первенство досталось Каллиопе, но упрямые девушки отказались признавать ее победу и объявили результаты соревнования недействительными. В ответ на такую дерзость Урания превратила девятерых красавиц в сорок, которые были призваны вечно оглашать окрестности своими резкими и неприятными голосами.

Именно поэтому эллины считали, что только с чистыми помыслами и сердцем можно обращаться к музам.

Образ Урании в искусстве

Во многих музеях мира выставлены скульптуры и барельефы с изображением муз, в том числе и Урании. Но мало, кто знает, что поэты часто посвящали ей поэмы и прозу. Например, Ломоносов упоминал музу в одной из своих од императрице. А Федор Тютчев и Иосиф Бродский выпустили целую серию стихов, посвященных музе астрономии и наук.

Древнегреческая мифология крайне запутана, и непосвященный человек может легко запутаться в пантеоне богов и различных эфемерных созданий. Но музы - это особенная страница в мифах Древнего мира. Мало кто имеет представление о том, насколько важное место занимала Урания среди своих сестер и других богинь. Мы собрали самые интересные факты о покровительнице наук:

  • Урания вместе с богинями моря сопровождала умершие души на остров Счастливых.
  • На территории нашей страны существует музей Урании.
  • Пифагор написал научный труд, где объяснял схожесть правил построения музыкальных композиций с расстоянием между небесными сферами, которое умела измерять муза астрономии.
  • Уранию часто сравнивали с Афиной Палладой, покровительницей греческих Афин.
  • В древних мифах есть упоминание о том, что сам Аполлон был пленен умом Урании и полюбил ее, от этого союза она родила сына.

Многие современники считают, что история с древнегреческими музами не лишена смысла. И в наш сегодняшний век прогресса человечеству не помешало бы придумать еще одну музу, которая направляла и вдохновляла бы нас. Но вряд ли стоит выдумывать что-то новое там, где все уже сделано за нас. Ведь муза Урания - это не только покровительница наук, но и всего того, что они дают. А, следовательно, именно ее можно считать музой прогресса, вызванного научной революцией в умах людей.

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида: наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему” . История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили , в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона , но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Вконтакте

Одноклассники



Понравилась статья? Поделитесь ей