Контакты

Альберт Налчаджян Агрессивность человек Том первый. Агрессия и психическая самозащита личности. А. а. налчаджян, социально-психическая адаптация личности Проблема социально-психической адаптации личности

УДК 159.9 ББК 88.52 Η 23

Налчаджян А. А.

Η 23 Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. На-

лчаджян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с. - (Психологическое образование).

В книге рассматриваются основные принципы психологической теории адап-тации на уровне личностных механизмов. Раскрывается содержание основных по-нятий этой теории, рассматриваются типичные проблемные ситуации, требующие активизации адаптивных механизмов и стратегий адаптивного поведения. Даль-нейшее развитие получают концепции защитной и незащитной адаптации, адаптив-ных комплексов как подструктур самосознания личности. Предлагаемая общая тео-рия личностной адаптации в качестве частых случаев включает в себя психологиче-ские концепции конфликтов, фрустрации и когнитивного диссонанса.

Книга предназначена для специалистов в области психологии, социологии, фи-лософии, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. Материалы книги могут быть интересны и тем читателям, которых интересуют проблемы современ-ной психологии.

УДК 159.9 ББК 88.52

Учебное издание ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Налчаджян Альберт Агабекович

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Механизмы и стратегии

2-е издание переработанное и дополненное

Директор редакции И. В. Федосова

Ответственный редактор А. Баранов. Ведущий редактор Е. Паникаровская

Литературный редактор В. Пахальян. Художественный редактор Н. Биржаков

Верстка А. Лавриненко. Корректоры Г. Журавлева, И. Биринга

ООО «Издательство «Эксмо»

127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел. 411-68-86, 956-39-21.

Home page: E-mail: info@

Подписано в печать 02.09.2009. Формат 60х90 1 / 16 -

Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,0.

Тираж 2 000 экз. Заказ № 6614

Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

© Налчаджян Α. Α., 2009
ISBN 978-5-699-36228-8 © ООО «Издательство «Эксмо», 2009

Глава 1 . Проблема психологической адаптации

1.1. Общая характеристика адаптации 11

    Необихевиористская характеристика адаптации 11

    Интеракционистское определение адаптации 14

    Психоаналитическая концепция адаптации личности 17

1.2. Биологическая адаптация 21

    Общая идея 21

    Особенности биологической адаптации человека 22

    Биологические адаптивные стратегии 22

    Физиологическая адаптация и адаптированность 23

    Эволюционная психология и проблемы адаптации... 24

    Альтернативная характеристика психологической адаптации 25

    Социально-психологическая дезадаптированность личности 30

    Механизмы социализации 35

    Социализация и адаптация 38

    Разновидности социально-психологической адаптации 43

    Нормальная адаптация 43

    Девиантная адаптация 46

    Патологическая адаптация 49

    Разновидности адаптированное™ 51

    Адаптация и ситуация 52

    Профессиональная адаптация 54

    Двухстороннее функционирование адаптивных механизмов 55

    Реадаптация 56

    Гиперадаптация и гипоадаптация 56

    Идиоадаптация 56

1.8. Процессы и уровни адаптации личности 57

    Социальные процессы 57

    Адаптивные процессы на социологическом уровне... 59

    Уровни внутригрупповой адаптации личности 61

    Адаптация и уровень автономности личности 62

    Групповая адаптация (от индивидуальной адаптации к групповой) 63

4 Оглавление

    Адаптивная способность 65

    Что такое гибкостьисихики? 68

    О перспективах структурно-функционального подхода

к проблеме адаптации 70

1.12. Закон сопряжения в психологической теории адаптации.... 73

Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения

2.1. Структура социальной ситуации 76

    Физические измерения ситуации 76

    Психическая ситуация деятельности 77

    Психологически значимые измерения ситуаций 78

    Выделение основных компонентов ситуаций 79

2.2. Проблемные ситуации 80

    Характерные черты проблемных ситуаций 81

    О целостности и переструктурировании проблемных ситуаций 82

    Социальные ситуации 83

    Проблемные социальные ситуации 85

2.3. Фрустрирующие ситуации 87

    Понимание фрустрации в российской психологии..88

    Фрустрация на различных этапах целенаправленной деятельности 95

    Личность, референтные группы, фрустрация 96

    Депривация, социальное сравнение и фрустрация 101

    Успех, неудача и адаптация 109

    Успехи неудача 109

    Цена успеха и адаптация (уточнение понятия «успех») 111

2.8. Проблема оптимальной фрустрации 112

Глава 3. Конфликты как проблемные ситуации

    Соперничество, конфликт и кризис 115

    Конфликт, борьба и враждебность 119

    Конфликт, его виды и уровни 121

    Внутренний конфликт 122

    Левиновские типы конфликтов 124

    Градиент цели или психологическая доступность? 128

    Психоаналитическая типология конфликтов 130

    Ролевые конфликты и адаптивные стратегии 132

    Статус, роль, принятие роли 132

    Межролевые конфликты (МРК) 134

    Внутриролевые конфликты (ВРК) 139

    Конфликты типа «личность - роль» (ЛРК) 140

3.9. Когнитивный диссонанс как проблемная ситуация

и как фрустратор 141

    Когнитивный диссонанс 141

    Адаптивные стратегии при когнитивном диссонансе 143

    Конфликт, принятие решения и диссонанс 147

    «Момент» возникновения конфликта -

важный этап в адаптивной цепи 150

Глава 4. Защитные механизмы

    Проблема психологической защиты 152

    Непосредственные реакции в ситуациях фрустрации 153

    Общая характеристика 153

    Двигательное возбуждение и напряженность 156

    Агрессия как непосредственная реакция

на фрустрацию 156

    Апатия и беспомощность 160

    Психическая регрессия 162

    Адаптивная активность воображения 167

    Другие реакции ухода и бегства 169

    Стереотипия поведения во фрустрирующих ситуациях 170

    О механизмах выбора непосредственных ответов

на фрустрацию 172

    Общий обзор защитных механизмов 173

    Подавление и вытеснение 177

    Подавление: общая характеристика 177

    Подавление и обычное забывание 178

    Патологизированное подавление

и его последствия 179

4.4.4. Подавление и вытеснение 179

    Интеллектуализация 181

    Образование реакции как формирование противоположной установки 183

    Проекция 187

    Идентификация 192

    Общая характеристика идентификации 192

    Идентификация и онтогенез личности 193

    Противоречивость психической идентификации... 194

    Разновидности идентификации 196

    Психозащитные функции идентификации 197

    Идентификация как один из механизмов морального поведения 201

    Идентификация, эмпатия и негативизм 203

    Интроекция 205

    Идентификация, уровни понимания и эмпатия 209

    Изоляция как защитный механизм 213

    Самоограничение как механизм нормальной адаптации....215

    Рационализация, или защитная аргументация 219

    Общая характеристика рационализации 219

    Разновидности рационализации 221

    Способы рационализации 227

    Психологический «материал» рационализации 232

    Аннулирование действия 233

    Когнитивная адаптация в структуре личностной адаптации 235

    Виды дезадаптированности, обусловленные характером

и темпераментом 236

    Проблема 236

    Крайняя экстраверсия как фактор дезадаптации....237

    Крайняя интроверсия и дезадаптация личности 238

Глава 5. Воображение и сублимация

5.1. Воображение как защитный механизм 239

    Защитная функция воображения 239

    Внешние и внутренние условия активности фантазии 242

    Фантазия, замещение и утешение 244

    Надежда и временная динамика воображения 244

    Два типа героя, два типа фантазий 246

    Конструктивные и дезадаптивные фантазии 246

    Фиксации и защитные фантазии 247

    Галлюцинирование как защитно-компенсаторный процесс 248

    Причины эффективности воображения

в качестве защитного механизма 250

5.4. Защитные функции сублимации 251

    Общая характеристика сублимации 251

    Специфика сублимационной активности 254

    Антисублимация 256

    Разновидности (или варианты) сублимации 257

    Бессознательные корни сублимации 261

Глава 6. Адаптивные стратегии

    Что такое адаптивная стратегия? 264

    Четыре главных вида адаптивных стратегий и четыре группы защитных механизмов 266

    Основные стратегии адаптации 266

    Адаптивное мышление при различных стратегиях адаптации 268

6.3. Адаптивные стратегии и их защитные механизмы

(новая классификация) 269

    Стратегии предварительной адаптации 270

    Новые ситуации, выбор или выработка адаптивной стратегии 272

    Внезапное изменение ситуации и психическая самозащита (выбор новых стратегий) 273

    О стратегиях разрешения конфликтов 276

    Две стратегии 276

    Выбор агрессивной стратегии 276

    Ролевой конфликт типа личность-роль и выбор адаптивной стратегии 277

    Пример стратегии при сохранении внутреннего конфликта 278

    Опыт и сдвиг момента страха 279

    Индивидуальная паника как реакция на фрустрацию

и причина смены адаптивной стратегии 280

6.10. Контроль над поведением и над ситуацией 283

Глава 7. Адаптивные функции самосознания

    Личность, самосознание и адаптация 286

    Структура самосознания 290

    Подструктуры и функции «Я-концепции» 295

    Основная гипотеза 295

    От И. Канта и У. Джеймса до современных представлений о структуре самосознания 297

    Регрессия «Я-концепции» или же произвольное самоотчуждение? 299

    Структура «Я-концепции» 302

7.5.1. Образ тела («телесное Я») и его адаптивное

значение 303

    «Настоящее (актуальное) Я» 309

    «Динамическое Я» 310

    «Фантастическое Я» 310

    «Идеальное Я», адаптивные возможности личности и «синдром Пеле» 311

    «Будущее», или «возможное Я» 314

    «Идеализированное Я» 315

    «Представляемые Я» 316

    «Фальшивое Я» и его защитно-адаптивные последствия 318

    Соотношения между центром «Я»

и подструктурами «Я-концепции»» 320

7.6. Идентификация, формирование самосознания

и адаптация 322

    О единицах самосознания 324

    Ситуативные «Я-образы» и их адаптивные функции 326

    Еще раз о функциях «Я-концепции» 326

    Адаптивные функции «Я-образов» 327

7.9. Дифференцированная защита подструктур
самосознания 331

    Некоторые гипотезы 331

    Фрустрация образа тела и его психическая

защита 335

    Влияние фрустрации и стресса на самоуважение...338

    Фрустрация презентируемого «Я-образа»

и защитное поведение личности 341

    Фрустрация самосознания, стыд и проблема психической зрелости 343

    Конфликты между подструктурами самосознания

и жизненный путь человека 347

    Конфликт идеального «Я-образа» с реальным 347

    Новый критерий возрастной периодизации психического развития личности 348

    Исследование жизненного пути великих людей 350

7.12. Ролевые конфликты и конфликты актуализированных
«Я-образов» 353

    Ролевой конфликт - это конфликт «Я-образов»....353

    Расщепление «Я-концепции» при общении 354

7.13. Активизация «Я-концепции», регуляция адаптивного
поведения и толерантность 357

Настоящая монография является вторым, существенно допол-ненным и исправленным изданием книги «Социально-психическая адаптация личности. Формы, механизмы и стратегии», выпущен-ной еще в 1988 году издательством АН Армении. За прошедшие годы автору стало ясно, что разработанная и представленная в ней концепция адаптации помогает пониманию и исследованию множе-ства явлений реальной психической жизни людей. Это подтвержда-лось информацией о том, что книга вызвала повышенный интерес как у психологов, так и представителей других областей наук, стала активно использоваться в российских вузах в качестве учебного по-собия. Поэтому я с удовольствием принял предложение издательства «Эксмо» о ее переиздании.

Приступая к работе, я понимал, что некоторые разделы первого издания надо пересмотреть и дополнить с учетом новейших иссле-дований как самого автора, так и других психологов. В то же время было очевидно, что представленная в предыдущем издании целост-ная концепция адаптации полностью сохраняет свое значение и нет необходимости радикально менять структуру книги. Все же в новое издание были включены три новые главы, внесены некоторые до-полнения и исправления.

Многие разделы книги могли бы быть расширены до объемов отдельных изданий, но было решено сохранить ее компактность, так как по целому ряду проблем, затронутых здесь, автором были подготовлены и опубликованы отдельные монографии, на которые в тексте книги есть ссылки. В частности, совсем недавно издатель-ство «Питер» выпустило в свет книгу, в которой я постарался до-сконально изложить проблематику такой темы, как агрессия 1 .

    основные типы проблемных ситуаций, в том числе конфликтов;

    разновидности психических процессов адаптации и дезадапта-ции и их результатов - адаптированности и дезадаптнрованно-сти личности;

    процессы, уровни адаптации и природа способности к адаптации.

"Налчаджян Λ. А. Агрессивность человека. - М.- СПб.. Питер, 2007.

Читателю предлагается подробно разработанный понятийный аппарат психологической теории адаптации.

Предлагаемая в книге психологическая теория адаптации объ-единяет, включая в свой состав в качестве частных случаев (теорий среднего уровня), теории фрустрации и защитных процессов, кон-фликтов и когнитивного диссонанса. Отдельные главы посвящены типичным поведенческим реакциям на воздействие фрустраторов и описанию основных защитных механизмов личности, защитно-адаптивным функциям воображения и сублимации, главным адап-тивным стратегиям и целому ряду связанных с ними психологи-ческих проблем. Наконец, последняя обширная глава посвящена проблеме самосознания личности и его адаптивным функциям. Здесь предлагается авторская концепция структуры личности, ее самосознания и защиты отдельных подструктур при воздействии фрустраторов.

В этом издании книги расширено содержание отдельных разде-лов и представлены новые идеи, а также новый исследовательский материал. Я надеюсь, что читатель откроет для себя в этой книге целостную концепцию психологической адаптации личности, в ко-торой также намечены определенные пути развития теории группо-вой адаптации.

Следует отдельно отметить, что адаптивный подход к психи-ческим явлениям и процессам, реализуемый в настоящей книге, оказался плодотворным для его автора при исследовании целого ряда проблем современной психологии, в том числе вопросов эт-нопсихологии - этнического самосознания, самозащиты этносов, этнической характерологии и проблем этногенеза. Теория психо-логической защиты была применена в исследовании защитного по-ведения этносов, результаты которого отражены в двух авторских публикациях:

    Этнопсихологическая самозащита и агрессия. - Ереван, 2000;

    Этнопсихология. - М: СПб., 2004.

Я надеюсь, что эта книга будет полезной как профессионалам, так и студентам и начинающим исследователям, тем более что здесь выделено много новых проблем и идей, которые требуют дополни-тельных исследований. Обсуждаемая тематика не теряет своей ак-туальности и сегодня, она остается одной из центральных в совре-менной психологии и в ряде других наук, изучающих человека.

Альберт Налчаджян Ереван, май 2009 г.

Проблема психологической адаптации

Используемый в современной психологии термин «адаптация» восходит к общеупотребительному латинскому слову adapto - при-способлять, прилаживать, устраивать. В науке, конечно, требуется четкое и по возможности однозначное определение этого централь-ного термина. Хотя однозначности пока нет, но представителями известных научных школ психологии предложены различные опре-деления, которые мы рассмотрим ниже. Это позволит далее сфор-мулировать собственное определение адаптации и адаптированно-сти, в свете которого и будут рассмотрены все конкретные вопросы психологической адаптации личности (и отчасти также социальных групп) к тем ситуациям, в которых ей приходится развернуть свою жизнедеятельность.

1.1. Общая характеристика адаптации

Что такое адаптация личности?

В каких ситуациях перед человеком возникает задача адапта-ции?

Какое состояние личности назвать адаптированностью и в каких случаях мы можем утверждать, что личность дезадап-тирована?

На эти и ряд других вопросов представители различных пси-хологических школ давали существенно различные ответы. Мы должны ознакомиться с ними с тем, чтобы предложить приемле-мые характеристики, охватывающие основные аспекты названных явлений. Отметим, что при попытке попять такое сложное явле-ние, как адаптация, речь скорее может идти о его характеристике, а не о его определении в точном, логическом смысле этого слова.

1.1.1. Необихевиористская характеристика адаптации

В психологии значительное распространение получил необи-хевиористский подход к адаптации. Он определенно представлен, например, в публикациях Ганса Айзенка и других необихевиори-стов. В работах этих авторов сначала дается общее определение

Детей к условиям обучения в среднем...

  • Лекция по дисциплине «социально-психологическая адаптация» (для студентов 4 курса специальности «логопедия специальная психология») (преподаватель кандидат педагогических наук доцент)

    Лекция

    ... адаптации . - М., 1982. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации . - Л.,1974. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация ... индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, ...

  • Адаптация к школе

    Вопросы к экзамену

    О физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все... изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. По степени адаптированности...

  • Адаптация первоклассников к школе Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 «б» класса

    Отчет

    Создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает... опытом ребенка. Виды школьной адаптации : а) Физиологическая адаптация . б) Социально-психологическая адаптация . Выделяются группы детей, ...

  • Этнические группы – важнейшая разновидность социальных групп, т. е. общностей людей. Известно, что исследованием взаимоотношений людей в социальных группах, механизмов их возникновения и развития, появления новых психических явлений в процессе этих взаимодействий занимается в наше время бурно развивающаяся наука – социальная психология. На стыке социальной психологии и ряда других наук, в первую очередь этнологии и психологии личности, формируется другая, чрезвычайно перспективная наука – этническая психология (этнопсихология).

    Согласно социально-психологическим представлениям, когда формируется какая-либо группа людей, сохраняющая свое существование более или менее длительно (месяцы и годы), и если ее члены взаимодействуют достаточно часто, в ней возникают общие, групповые явления, совокупность которых образно можно назвать групповой психикой (но не психологией, так как этим словом обозначается наука о психике); социальная психология – это наука о психике групп, если говорить весьма абстрактно и упрощенно. Именно в этом смысле и следует понимать выражения “этническая психика” и “этническая психология”: этническая психология – наука, изучающая “этническую психику” или психический склад народа, этноса. Психический склад этноса включает все те черты, свойства и процессы, которые приобретаются этнической группой в ходе своего развития. Все эти понятия мы подробно разъясним на следующих страницах книги.

    Перечислим ряд вопросов, на которые должны ответить представители этой сравнительно новой науки – этнопсихологии. Как возникают и формируются этнические группы и их высшая разновидность – нация? Какие этапы проходит процесс этногенеза? Чем отличаются друг от друга этнические группы и какие существуют сходства между ними? Какие типы людей, мужчин и женщин, встречаются в этносах и как они формируются? Почему между этносами возникают конфликты и какими способами они смягчаются? Что такое самосознание этноса и как оно выражается в межэтнических отношениях?

    Этнопсихологических вопросов – великое множество. На значительную их часть мы попытаемся дать ответы в данной книге не только на основе собственных исследований и размышлений, но и опираясь на достижения мировой науки о жизни и взаимоотношениях этносов.

    Особое внимание мы уделяем проблемам межэтнических отношений, национальных стереотипов и символов, этнозащитным механизмам, национальному самосознанию и его структуре, вопросам этноцентризма. Многие черты и тенденции этнической психики сохраняются и действуют вне сферы сознательного контроля личности, на подсознательном уровне, поэтому представляет интерес ответ на вопрос, каким образом на уровне индивидуальной и групповой психики взаимодействуют индивидуальное и общечеловеческое бессознательное.

    Интересные мысли об этносах высказаны еще с древнейших времен. Один из самых первых авторов книг по этнопсихологии, Г. Шпет, справедливо писал, что “…Геродот, Ксенофонт, Цезарь, Тацит, Страбон, Плиний должны быть названы, по-видимому, среди первых источников этнической психологии. Уже Гиппократ пробует связать особенности народных характеров с различиями климата и географических условий” . Но когда мы утверждаем, что этнопсихология является новой наукой, то имеем в виду, что начиная со второй половины 19-го и особенно в 20-м веке, психическая жизнь этносов и наций исследуется последовательно, на основе достижений психологии, социологии, этнографии и антропологии и с использованием современных научных методов. В прошедшие века подобные исследования попросту были бы невозможны. Всему свое время, и мы можем сказать, что наступила эра этнопсихологии.

    Книга, которую вы начали читать, представляет собой одновременно научное исследование и вузовское пособие. Дело в том, что в настоящее время невозможно писать систематический курс этнопсихологии без предварительного осуществления самостоятельных исследований почти в каждой из ее областей, которые здесь представлены. Этнопсихологических данных немало, но они плохо систематизированы, а зачастую вовсе не связаны в единую систему знаний. Многие этнопсихологические явления совсем еще не исследованы. Существуют большие возможности творческой работы, создания новых концепций и единой этнопсихологической науки.

    Хотя вряд ли в настоящее время возможно полное объединение этнопсихологических явлений с единых теоретических позиций, мы все же стремились произвести синтез возможно большего их количества в рамках общего подхода, называемого нами адаптивным. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнопсихологические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют. Этот подход хорошо “работает” при рассмотрении таких явлений, как этнические конфликты, процессы и механизмы этнической самозащиты, национального характера, ассимиляции и других. Основные наши представления о социально-психологической адаптации индивидов и групп представлены в одной из наших предыдущих книг . Идеи этой теории мы часто будем использовать на страницах данной “учебной монографии”. Мы увидим, до какой степени внутриэтнические и особенно межэтнические отношения проникнуты различными защитными процессами, работой таких механизмов, как атрибуция, проекция, сублимация, рационализация и другие. Эти механизмы помогают этносам и их отдельным представителям осуществлять психологическую самозащиту, создавать стереотипы, психологически подготавливать свои агрессивные действия против других этносов путем их дегуманизации и дискредитации.

    При рассмотрении целого ряда проблем автор высказывает новые идеи и гипотезы, излагает результаты собственных исследований. Но в целом книга представляет собой попытку творческого синтеза результатов исследований многих и многих авторов, работавших и еще работающих в различных странах. Привлекаются идеи и сведения не только из собственно этнопсихологических, но и из других наук: исторических, социологических, антропологических, языковедческих, религиоведческих, философских и других работ.

    Используются сведения о самых различных этносах, поскольку только таким путем можно создать этнопсихологию как науку об этнических группах. Но даже для понимания природы и исторической судьбы определенной нации или этноса требуется выйти за ее “пределы” и исследовать прошлое и настоящее других народов, их культуру и деяния.

    Книга представляет собой попытку освещения ряда основных проблем современной этнопсихологии в их систематическом изложении. Ввиду обострения этнических конфликтов во многих регионах мира, в том числе на территории бывшего СССР, и протекания бурных этнических процессов, актуальность выпуска такого труда, надеемся, не вызовет сомнений у читателей. Мы стремились к тому, чтобы изложение было общедоступным и, вместе с тем, строго научным, поскольку книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, в том числе студентов и аспирантов. Мы надеемся, что она будет использоваться в вузах в качестве основы для чтения спецкурсов по этнопсихологии.

    Более подробно проблемы этнической самозащиты, характерологии и этногенеза рассматриваются в отдельных монографиях .

    А. А. Налчаджян

    Август 2002 г.

    Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

    Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

    § 1. Социальная группа и индивид

    Иногда утверждают, и это можно услышать от многих вполне разумных людей, что нельзя о целой нации говорить, что она хорошая или плохая, честная или нечестная, агрессивная или добрая, полноценна или страдает комплексом неполноценности, умственно высоко– или слаборазвита и т. п. Главный аргумент рассуждающих таким образом людей сводится к тому, что в любой этнической группе встречаются как добрые, так и агрессивные, как умные, так и глупые, как честные, так и нечестные люди, и всякое обобщение в этой области недопустимо. Может показаться, что это действительно очень разумный и мощный аргумент и полностью соответствует реальностям жизни и нашему повседневному опыту. Мы в какой-то момент обезоружены и думаем, что, к примеру, агрессивность турка и его склонность к разбойному образу жизни – лишь черты, характерные для отдельных представителей этой нации, а в целом турецкая нация мало чем отличается от других наций. А может быть вообще не стоит исследовать психологию этносов и наций (высшей ступени развития этносов) и их психологические различия, и следовательно психология должна ограничиваться исследованием индивидов без учета их принадлежности к различным этническим группам?

    © Налчаджян А. А., 2005

    © Издательство «Огебан», 2005

    Предисловие

    Агрессия, садизм, вандализм, убийства и самоубийства – явления, сопутствующие историю человечества с незапамятных времен. Крайним выражением человеческой агрессивности является этноцид (геноцид) – позор человечества и, в частности, истории 20-го века. Различные уровни и разновидности агрессии неотделимы от жизни людей, и если мы хотим знать природу человека, его возможные действия в различных ситуациях жизни, истоки его поступков, которые оцениваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать человеческую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями.

    В настоящей книге предпринята попытка представить читателю современное состояние исследования человеческой агрессии и ее последствий. Общий подход автора сводится к следующим утверждениям: а) агрессия по основной своей функции является адаптивным, т. е. приспособительным механизмом как у животных, так и в жизнедеятельности людей; б) как и другие адаптивные механизмы, которыми спонтанно пользуются люди в ситуациях стресса и фрустрации, агрессия может стать чрезмерной и патологической, а потому и разрушительной; в) агрессия нередко тесно переплетается с другими психическими механизмами, составляя адаптивные или дезадаптивные комплексы и стратегии.

    Об агрессии говорили уже авторы первых работ по социальной психологии. Но началом систематических научных исследований психологии агрессии следует считать публикацию книги Дж. Долларда и его соавторов «Фрустрация и агрессия» (1939 г.). Почти два десятилетия идеи этих авторов были преобладающими в области исследования психологии человеческой агрессии. И мы тоже обсудим их идеи в различных разделах настоящей книги. Следующим этапом можно считать начало 60-х годов, когда Арнольд Басс (1961) и Леонард Берковиц (1962) изобрели технику измерения агрессии в лабораторных условиях. Эти работы, а также этологические труды К. Лоренца. Н. Тинбергена и многих других стали катализаторами, стимулировавшими сотни новых исследований. Безусловен вклад психоаналитиков в исследование человеческой агрессивности и ее мотивации. Мы стремились учесть все эти достижения и делать один из первых шагов к их синтезу с целью развития общей теории агрессивности и агрессивного поведения человека.

    В настоящей книге, наряду с достижениями различных научных школ и индивидуальных исследователей, представлены также скромные результаты собственных исследований автора. В некоторых главах нами предлагаются новые идеи и гипотезы. Формулируются новые проблемы, которые могли бы стимулировать эмпирические и теоретические исследования агрессии и взаимосвязанных с ней психических явлений. Хотя книга написана строго научно, она, как мы надеемся, доступна самому широкому кругу читателей. Многие явления иллюстрируются примерами из повседневной жизни и из истории разных народов. Исследование агрессии – это исследование важных и чрезвычайно интересных аспектов жизни людей, социальных и этнических групп.

    В первом томе рассматриваются психологическая природа, биологические (эволюционные и физиологические) корни и механизмы агрессии , ее мотивация и разновидности, связь с другими механизмами психологической самозащиты личности.

    Агрессия исследуется нами как на индивидуальном, так и на групповом, т. е. социально-психологическом уровнях. В этой части книги по существу представлена общая теория агрессии, которая является необходимой предпосылкой для обсуждения в последующих главах более специальных вопросов психологии человеческой агрессивности. Высказана точка зрения, согласно которой агрессию можно исследовать на трех уровнях, причем только раскрытие причин на этих трех уровнях позволяет понять истинные мотивы агрессивных действий людей. В качестве таковых выделяются следующие: 1) биологический и культурологический уровень (генетические механизмы, культурные традиции); 2) личностный и ситуационный уровни; 3) аффективный и когнитивный уровни .

    Но сразу видно, что каждый из этих «уровней» состоит по крайней мере из двух подуровней. Так, биологический и культурный уровни вряд ли следует объединить в один уровень, ведь это весьма различные, хотя и взаимосвязанные сферы мотивации агрессивного поведения. В биологический уровень входят тесно взаимосвязанные генетический и физиологический подуровни и т. п. Детерминации всех этих уровней в определенной степени представлены в настоящей книге. Большое место уделяется взаимным связям агрессии с такими защитными механизмами, как вытеснение, подавление, атрибуция, проекция, формирование обратной реакции и другие.

    Второй том посвящен в основном социально психологическим аспектам индивидуальной и групповой агрессии. В третьем томе исследуются психологические особенности особо агрессивных людей. Автор надеется, что несмотря на трудности, в скором времени сможет найти возможность для публикации этих книг.

    Альберт Налчаджян

    Глава 1. Природа агрессии и агрессивности

    § 1. Агрессия: внутрипсихический и поведенческий аспекты

    А. О природе агрессии

    Агрессия – специальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред. Человек может, пройдя мимо другого, случайно, ненароком столкнуться с ним, ударить рукой, не заметив, что тот стоит рядом или проходит мимо. Человек, получивший удар, может ощущать боль, переживать чувство оскорбления, иметь другие неприятные переживания. Ему может показаться, будто ударивший его человек – агрессор, злоумышленник. Однако если у этого незадачливого «злоумышленника» не было внутренней мотивации, попросту говоря, желания совершить агрессивные действия, то его поведение в психологическом смысле нельзя считать агрессивным. В дальнейшем мы увидим, что внутренняя мотивация агрессивного поведения не сводится только к осознанным намерениям, она может быть подсознательной и сложной.

    Агрессия в подлинном смысле слова имеет место лишь тогда, когда человек имел сознательное намерение или какой – либо другой внутренний мотив совершения этих вредных действий. О подлинной агрессии можно говорить тогда, когда человек хочет уничтожить какие-либо ценности . Он должен понимать предмет своей агрессии как ценность, существование которой для него нежелательно.

    Человечество из длительного своего опыта межличностных отношений училось различать эти два вида вредоносных действий.

    Внешне агрессивными представляются многие действия людей, истинный мотив которых – желание помочь другим. Например, хирург оперирует больного, стоматолог удаляет зуб и т. п., и все они причиняют своим пациентам боль, но агрессоры ли они? Правда, о хирургах существует мнение, что они – люди агрессивные и именно поэтому выбрали такую специальность. Они, по-видимому, получают садистическое удовольствие от того, что режут людей.

    Если определенные действия не завершились нанесением вреда, то это еще не значит, что они не были агрессивными. Таковы, например, неудавшиеся покушения на убийство или самоубийство.

    Как мы видим, агрессия имеет два аспекта: а) внутренний, мотивационный аспект , куда, кроме мотива (например, желания) и цели агрессивных действий входят также те чувства и эмоции, например, ненависть и гнев, которые приводят к агрессивным действиям, определяют их длительность, интенсивность и разрушительную силу. Этот аспект мы еще рассмотрим несколько подробнее; б) внешний или поведенческий аспект : здесь имеются в виду различные агрессивные действия, в том числе речевые: недаром говорят о речевой деятельности человека. В последующих главах мы подробно рассмотрим также основные разновидности агрессивного поведения человека в их связи с внутренними, мотивационными и эмоциональными факторами, порождающими агрессивные действия.

    Учет поведенческого аспекта агрессии позволяет дать операциональное ее определение, т. е. выразить данное явление в терминах некоторых измеряемых объектов и действий. Таковыми могут быть: а) количество попыток нанести ущерб другому, например, сослуживцу, соседу и т. п.; б) количество преступлений за определенный отрезок времени в определенной стране или в ее отдельном регионе; в) в межэтнических отношениях операциональный подход должен учесть случаи конфликтов и межэтнических агрессивных действий, например, убийств.

    О важнейшей роли внутрипсихических аспектов агрессии свидетельствует то, что один и тот же внешний объект не всегда вызывает агрессивное поведение человека. По отношению к объекту живой организм, тем более человек, поведение которого отличается избирательностью, в одной ситуации проявляет агрессию, в другой ведет себя мирно. Это может быть результатом изменения внутреннего, психического состояния индивида, которое, в свою очередь, в значительной мере определяется физиологическим состоянием организма. Правда, агрессивные действия в значительной мере зависят также от внешних, ситуативных факторов, в том числе от поведения объекта, который очень часто является человеком или группой людей. Важное значение социальной ситуации ясно видно из такого, например, обычного события: мы с ребенком находимся среди людей и он совершает недопустимые, с нашей точки зрения, действия. За это, убеждены мы, он заслуживает наказания. Но мы его в данной ситуации не наказываем, откладываем наказание исходя из педагогических, эстетических и иных соображений.

    Б. Природа объекта и агрессия

    Мы уже сказали, что агрессивные действия человека могут направляться как на окружающих людей и социальные группы, так и на неодушевленные предметы. Но по этому вопросу высказана еще одна точка зрения, о которой здесь необходимо сказать.

    Роберт Бэрон и Дон Бирн, известные социальные психологи США, считают, что вредные действия являются агрессивными только тогда, когда направлены на людей. Направленные же на животных и особенно на неодушевленные предметы вредоносные действия считаются агрессивными только тогда, когда косвенно направлены на их владельцев. Например, повреждение автомашины следует считать косвенной агрессией, направленной против ее владельца. Если же этого нет, то вредные действия, разрушающие неодушевленные предметы, эти психологи предлагают считать лишь экспрессивными.

    Эту точку зрения мы считаем весьма спорной. Принимая ее, мы не можем понять, каким образом перенесение агрессивных действий с человека на нейтральные объекты может привести к разрядке и ослаблению интенсивных агрессивных намерений, т. е. к катарсису . Добавим, что агрессия, направленная против людей, может сочетаться с экспрессивными движениями.

    Мы думаем, что точка зрения упомянутых авторов, определяющих агрессию как действие, направленное на другое живое существо (организм), искусственно ограничивает сферу исследований и оставляет за ее пределами множество явлений, тоже относящиеся к категории агрессии (например, вандализм).

    Но это еще не все. Такое определение приводит к серьезным ошибкам и недоразумениям. Например, А. Бандура и другие психологи экспериментально исследуют, каким образом агрессивное поведение взрослого подражается ребенком и последний так же агрессивно ведет себя с игрушкой Бобо, как и взрослый . Затем нам говорят, что поскольку Бобо – не живое существо, то поведение ребенка нельзя считать агрессией . Но тут же приводятся новые данные о том, что те дети, которые агрессивны к Бобо, показывают более высокий уровень агрессии и в других отношениях, проявляют другие формы агрессии . Учителя и родители свидетельствуют, что они в общем более агрессивны, чем другие дети.

    Но если тут налицо идея переноса агрессии от Бобо к людям и другим игрушкам, тогда возникает вопрос: что же они переносят? Или можно подойти к проблеме с другой стороны: если ребенок имеет общий высокий уровень агрессивности и конкретизирует ее на игрушках, что же он конкретизирует? Неужели агрессия, направляясь на людей или на другие живые существа, остается агрессией, а когда направляется на неживые объекты, превращается в нечто иное? Ясно, что такой вывод – бессмыслица!

    А дело в следующем: а) агрессия остается агрессией независимо от своего объекта; б) подвергая агрессии Бобо, ребенок может воспринимать его как живое существо, поскольку его мышление в значительной мере является анимистической; в) наконец, еще одно важное обстоятельство: ребенок может идентифицировать Бобо с его хозяином. В таком случае агрессия, направленная на игрушку, является косвенным выражением агрессии к взрослому, ее переносом от опасного объекта на безопасный, т. е. на неспособный дать отпор предмет.

    Очевидно, что ограниченное определение агрессии как вредоносного действия, направленного только на живые существа, себя не оправдывает и препятствует исследованию агрессии в полном объеме.

    С рассмотренной спорной точкой зрения Р. Бэрона и Д. Бирна связана другая: они считают, что действия человека можно считать агрессивными, если есть объект (жертва или реципиент), который желает уйти от этих действий. Отсюда они приходят к весьма спорному выводу о том, будто если объект хочет быть жертвой агрессивных действий другого (например, мазохист, любовница, жаждущая внимания своего возлюбленного), то эти действия не являются агрессивными . С этим, конечно же, нельзя согласиться, так как человек, совершающий подобные действия, имеет мотив, намерение нанесения вреда реципиенту своих агрессивных действий. Мы считаем, что принятие весьма распространенной точки зрения упомянутых авторов необоснованно упростило бы проблему мотивации и разновидностей агрессии.

    Поскольку психологов, тем не менее, главным образом интересует агрессия, направленная на людей, здесь мы предлагаем ряд вопросов, ответы на которые могли бы расширить наши представления о социально-психологических механизмах выбора объектов агрессии.

    Кто чаще всего становится объектом агрессии для человека? Тот ли индивид, к которому он безразличен, т. е. с которым не имеет никакой идентификации? Или же тот, с кем у человека имеется отрицательная идентификация? (Возможный объект агрессии в этом случае считается таким человеком, каким нельзя, нежелательно быть). Наконец, может быть, тот, с кем у человека имеется

    А. А. Налчаджян

    Загадка смерти

    Очерки психологической танатологии

    Альберт Агабекович Налчаджян - известный армянский психолог, доктор психологических наук, профессор, председатель Центра психологических исследований, руководитель исследовательской группы в Институте человека (Ереван), научный руководитель научно-исследовательского комплекса «Татев» (Ереван), член Международного совета психологов, Международной ассоциации поведенческой медицины, психотерапии и консультирования, Общества психологического исследования социальных проблем (США) и других научных сообществ.

    А. А. Налчаджян - автор более 20 книг, которые опубликованы на русском, армянском, немецком, польском и других языках. В последние годы плодотворно работает в области исследования проблем психологической танатологии, психологии сновидений, а также этнической психологии.

    Книга, которую вы держите в руках, посвящена проблемам новой науки - психологической танатологии. В ней достаточно популярно, но научно достоверно рассматриваются вопросы социальной, психологической и биологической смерти человека, эвтаназии, новейшие данные о предсмертных переживаниях людей, полученные в последние десятилетия.

    Здесь вы найдете ответы на многие вопросы, среди которых центральное место занимают следующие: «Как тема смерти отражается и символизируется в сновидениях?», «Что дают парапсихологические исследования для познания смерти и умирания?» и т. п. Автор книги считает, что психологически зрелая личность не может быть безразлична к тому, что будет после ее смерти. Наряду с данными научных исследований автор активно использует в книге примеры, заимствованные из литературы и искусства, что делает ее эмоционально насыщенной и яркой.

    Введение

    Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история.

    И. В. Гёте

    Memento mori! (Помни о смерти!)

    Латинская пословица

    Загадка смерти всегда была увлекательной темой для повседневных и философских размышлений. Ведь смерть - такой же частый гость в жизни людей, как и рождение. Смерть - неотъемлемая часть, аспект жизни. Сегодня к этому не только загадочному, но и, будем искренни, страшному явлению проявляют интерес медицина, философия и психология, а для экзистенциальной философии и психологии проблема смерти является одной из центральных.

    Никто не может быть безразличным к проблеме смерти, будь то идеалисты, дуалисты или материалисты. И невозможно обойти ее, ведя себя подобно страусу - делая вид, что ее не существует. Психологические, физиологические, медицинские и философские исследования смерти углубляют понимание жизни и самопонимание человека. Я думаю, что исследования и размышления о вопросах жизни, умирания, смерти и ее последствий для живущих - один из основных путей достижения мудрости и социально-психологической зрелости. Недаром древние латиняне призывали всегда помнить о смерти.

    Страшна не столько сама смерть как конец индивидуального земного существования, сколько понимание неизбежности такого конца. Осознание неотвратимости смерти и представления о существовании или невозможности после нее другого вида бытия оказывают глубокое воздействие на весь ход жизнедеятельности человека и его взаимоотношений с другими людьми. Идея неизбежности смерти бросает тень на жизнь человека, превращая ее остаток в период подготовки к умиранию или, говоря иначе, в период медленной психологической смерти. Есть много людей, которые придают большое значение всем обрядам и действиям, связанным со смертью и похоронами, скрупулезно совершают их. Создается даже представление, что таким образом они готовятся к собственной смерти, давая понять, какого отношения ждут к себе от тех, кто останется жить после их смерти.

    Однако психически здоровые и имеющие большие практические цели люди, если они не являются исследователями смерти, избегают разговоров о ней, стараются вытеснять из своего сознания соответствующие мысли, поскольку такие размышления, доводя до сознания проблематичность самого бытия человека в этом мире, могут оказать разрушающее воздействие на деятельность, на стремление к конкретным целям. Иные могут даже деморализоваться, руководствуясь такими «мудрыми» изречениями, как «После нас - хоть потоп», становятся крайне эгоистичными, беспринципными и коварными. «Если все суета, - рассуждают они, - тогда никому не нужны честность, преданность, верность и другие моральные принципы и категории: можно быть злым и хитрым, обманывать и причинять людям страдание и при этом не ощущать угрызений совести».

    Однако не у всех развитие личности принимает такой характер после осознания конечности земной жизни. У многих имеются мощные и здоровые психические и моральные силы, которые предотвращают подобное нездоровое и антисоциальное развитие. Некоторые из них вытесняют из своего сознания мысли о смерти, предотвращают развитие представлений о тщетности человеческих усилий, тем самым защищая свою психику от тех нежелательных изменений, о которых говорилось выше.

    Но мы пойдем другим путем, намного более надежным, и приглашаем следовать за нами. Мы стремимся познать все о смерти, умирании и возможности загробного существования и при этом не только не стать аморальными, но, наоборот, использовать эти знания для нашего дальнейшего морального роста. Спокойный и уравновешенный подход к смерти, уменьшение тревоги и страха с помощью плодотворной индивидуальной работы во благо людей - вот надежные способы предотвращения невротических нарушений, развития крайнего воинствующего эгоизма и других патологических и разрушительных явлений, которые наблюдаются в жизни немалого числа людей.

    Осознание неизбежности смерти и убежденность в этом возникают на достаточно высоком уровне психического развития личности, связаны с развитием мышления и речи, способности к обобщениям и предвидению будущего. По всей вероятности, человек - единственное живое существо, которое осознает, что неизбежно умрет. Осознавая неотвратимость смерти, человек учитывает ее при организации своей последующей жизнедеятельности. Он старается ставить перед собой такие цели и задачи, которые возможно решить в оставшемся отрезке времени. Иначе говоря, выбор целей, уровня притязаний и стремлений, путей самоутверждения, пусть не всегда осознанно, но в значительной степени, обусловлены фактом принятия неотвратимости смерти. В некоторых случаях человек сам планирует свою смерть, когда, например, осознанно готовится к самоубийству. Чаще всего, однако, мы видим следующее: люди заранее дают своим близким точные указания о том, как они должны распоряжаться их телом и имуществом. Завещание - одно из самых любопытных явлений из всех возникших в истории человечества. Оно доказывает, что человек, пусть только на уровне интеллекта, принимает неизбежность смерти, смиряется с судьбой. Но составление завещания показывает также, что человек как будто только наполовину верит в свою смерть. Здесь мы видим также элементы оптимизма и выражение желания быть бессмертным.

    Дополните информацию о персоне

    Биография

    Родился 22 августа 1939 г. в г. Ленинакан (ныне Гюмри) Республики Армения, второй ребенок в семье.

    После окончания средней школы Альберт Налчаджян поступает в механико-математический факультет Ереванского государственного унгиверситета . После окончания университета в течение двух лет работает техником, затем инженером.

    В 1964 году поступает в аспирантуру по психологии в и всю свою дальнейшую жизнь связывает с психологией.

    С 1968 г. по 1981 г. работал в Институте иностранных языков им. В. Брюсова (Ереван) преподавателем психологии, доцентом, заведующим кафедрой психологии.

    В 1981-1996 гг. работал в в качестве заведующего отделом психологии.

    В 1996-1997 гг. был стажером в Фордамском университете (Нью Йорк, США). После возвращения в Армению основал Центр психологических исследований, председателем которого является до сих пор.

    Армянский психолог, доктор психологических наук, профессор.

    В последние годы плодотворно работает в области исследования проблем психологической танатологии, психологии сновидений, а также этнической психологии.

    Членство в научных обществах и организациях

    • председатель Центра психологических исследований
    • руководитель исследовательской группы в Институте человека (Ереван)
    • научный руководитель научно-исследовательского комплекса "Татев" (Ереван)
    • член Международного совета психологов
    • член Международной ассоциации поведенческой медицины, психотерапиии консультирования

    Сочинения

    • Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 734 с.; 24 см. - (Мастера психологии).
    • Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. СПб., 2004
    • Ночная жизнь. Личность в своих сновидениях. СПб.: Питер, 2004
    • Личность в сновидениях: (Психология сна и сновидений) / А. А. Налчаджян, 182 с. 20 см, Ереван Айастан 1982
    • Личность, психическая адаптация и творчество / А. А. Налчаджян, 264 с. 22 см., Ереван Луйс 1980
    • Личность. Групповая социализация и психическая адаптация / А. А. Налчаджян; АН АрмССР, Ин-т философии и права, 263, с. 21 см, Ереван Изд-во АН АрмССР 1985
    • Мотив, конфликт, фрустрация, 240 с. 21 см., Ереван Айастан 1978
    • Психологический словарь / А. А. Налчаджян, 238 с. 20 см, Ереван Луйс 1984

    Достижения

    • Доктор психологических наук
    • профессор

    Изображения



    Понравилась статья? Поделитесь ей