Контакты

Знаки препинания в цитатах. Чернышевский николай гаврилович






ВМЕСТО ТОЧЕК ВСТАВЬТЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Русский лес Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … и … сугробы. Над … тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью… Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на … сугробах.


РУССКИЙ ЛЕС Хорош русский лес зимою. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью… Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.




Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной, Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют, То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.




СЛОВА-АНТОНИМЫ Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный, хмурый,…) Богатый (бедный, нищий,…) Новый (старый, древний, старинный,…) Горячий (ледяной, холодный,…) Близкий (далекий, дальний,…) Безобразный (красивый, прекрасный,…) Высокий (маленький, низенький, низкорослый,…) Грубый (вежливый, деликатный, нежный, Ласковый,…) Красивый (безобразный, уродливый,…) Молодой (старый, древний,…) Мягкий (твердый, жесткий,…) Нежный (грубый,…)




СЛОВА-СИНОНИМЫ 1. Фиолетовый (баклажановый, сиреневый) 2. Красный (багровый, алый, огненный, кровавый, пурпурный) 3. Желтый (золотой, солнечный, янтарный) 4. Синий (бирюзовый, небесный, васильковый) 5. Зеленый (изумрудный) 6. Коричневый (кофейный, шоколадный)




Стихотворение о важности имен прилагательных. Очень занимательное - Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы, "прекрасное", Не скажем "безобразное" Не скажем маме "милая, Красивая, любимая". Отцу, и брату, и сестре, Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные.

Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, то применяются соответствующие правила пунктуации:

  • Белинский писал: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”;
  • “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”, - писал Белинский;
  • “Создает человека природа, - писал Белинский, - но развивает и образует его общество”;
  • Докладчик привел слова Белинского: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество,” - и этим закончил свое выступление.

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем: М. Горький писал: “Герцен - первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь.

Его ум - ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску...”.

Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы: Чехов писал, что "язык должен быть прост и изящен”. Если цитата передается своими словами, то кавычки не ставятся.

Если авторские слова следуют после цитаты, то первое слово цитаты пишется с большой буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с маленькой буквы (пропуск части текста обозначается многоточием): “...Это залог будущих торжеств нашего народа на поприще искусства, просвещения и гуманности”, - писал о Лермонтове Н.Г. Чернышевский.

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после текста цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.

Если после стихотворной цитаты текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки: Муж Татьяны, так прекрасно и так полно... охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

И всех выше

И нос и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, -муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга (В.Г. Белинский).

Если цитата приводится полностью и оформляется как прямая речь, то применяются соответствующие правила пунктуации.

а) А.В. Луначарский писал: “Нельзя быть литературным критиком, не установивши для себя общих принципов теории искусства”.

Л.Н. Толстой сказал о мастерстве Чехова: “Чехов - это Пушкин в прозе”.

И.В. Тургенев говорил: “Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю”.

Белинский писал: "Создает человека природа, но развивает и образует его человек".

б) ”Современность есть великое достоинство в художнике”, - утверждал Белинский.

"Двенадцать миллионов человек вне закона!.. Ужас!" - писал в своем дневнике Герцен.

"Краткость - сестра таланта", - утверждал Чехов.

"Его ум - ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску...” - писал о Герцене М. Горький.

в) ”Нет сомнений, - говорил Тургенев о Пушкине, - что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением”.

“Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца”.

“Чем же сильна литература? - писал М. Горький.- Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука”.

“Герцен - первый русский мыслитель, - пишет М. Горький, - до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь".

Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы.

Белинский писал, что “изучить поэта - значит не только ознакомиться с его произведениями, но и пережить их”.

М. Горький писал, что “язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть”.

Чехов утверждал, что “краткость - сестра таланта”.

Л.Н. Толстой писал, что "в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства".

Добролюбов писал о Пушкине, что "в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь".

Д.И. Писарев указывал, что "красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности".

“...Чем решительнее отказывается писатель от своей личности, тем легче теряет он мелкое и ничтожное и глубже, шире открывается его восприятию значительное, объективное в окружающем его мире”, - писал М. Горький.

“...Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития”, - писал Н.Г. Чернышевский.

“...Изучить поэта - значит не только ознакомиться с его произведениями, но и пережить их”, - писал Белинский.

“...Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть”, - утверждал М. Горький.

"...В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства", - написал Л. Толстой

"...В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь", - писал Добролюбов о Пушкине.

"...Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности", - указывал Д.И. Писарев.

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия.

Л. Н. Толстой писал: “...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде”.

Говоря о достоинствах языка народной поэзии, Фадеев напоминал: ”Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки”.

Гоголь сказал так: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нём, как в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка”.

Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: “В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...”.

Белинский писал: “...изучить поэта - значит не только ознакомиться с его произведениями, но и пережить их”.

М. Горький писал: “...язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть”.

Добролюбов писал о Пушкине: "...в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь".

Д.И. Писарев указывал: "...красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности".

  1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. § 119–122):

    Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» .

    «Двенадцать миллионов людей вне закона! .. Ужас! ..» – писал в своём дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тoгдaшнeй России .

    «Стало быть, для того чтобы понять историю искусства и литературы той или другой страны, – указывает Г . В . Плеханов, – надо изучить историю тех изменений, которые произошли в положении её жителей» .

    Докладчик привёл слова Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки» – и этим закончил своё выступление .

    Если после стихотворной цитаты текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки, например: «Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

    …И всех выше

    И нос и плечи поднимал

    Вошедший с нею генерал, –

    муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга»(Белинский) (запятая и тире поставлены перед словами «муж Татьяны», которые повторяются для того, чтобы связать вторую часть авторских слов с первой частью, см. § 113, п. 2).

  2. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся только в начале и в конце всего текста, например:

    В статье «Из истории русской литературы» А . М . Горький писал:

    «Чем же сильна литература?

    Насыщая идеи плотью и кровью, она даёт им бóльшую наглядность, бóльшую убедительность, чем философия или наука.

    Будучи более читаемой и вследствие живости своей убедительной, чем философия, литература этим самым является и наиболее распространённым, удобным, простым и победоносным способом пропаганды классовых тенденций» .

    Нередко при этом для более наглядного обозначения границ цитаты, особенно если внутри ее имеются кавычки, используется в качестве дополнительного особый полиграфический способ выделения цитаты (набор на меньший формат, набор шрифтом другого кегля и т. д.).

  3. Если, приводя цитату, автор подчеркивает в ней отдельные слова (такие места выделяются особым шрифтом), то это оговаривается в примечании, заключаемом в скобки, с указанием инициалов автора, перед которыми ставятся точка и тире, например: (подчёркнуто нами . – А. Б.), (курсив наш . – А. Б.), (разрядка наша . – А. Б.). Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце предложения либо цитаты в целом, или в виде сноски (в последнем случае примечание помещается без скобок).

§ 125. Многоточие при цитатах

  1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

    1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения, например: Л . Н . Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде» ;

    2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри ее, например: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи» ;

    3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

  2. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением, например: М . В . Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…» .

§ 126. Прописные и строчные буквы в цитатах

  1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы, например: Говоря о поэзии Пушкина, Н . А . Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир» .

    Со строчной буквы пишется первое слово цитаты и в том случае, когда она, будучи синтаксически не связанной с предшествующими авторскими словами, приводится не с начала предложения, т. е. имеет перед собой многоточие, например: Д . И . Писарев указывал: «…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы писателя в голову читателя» .

  2. Если цитата п р е д ш е с т в у е т авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда она приводится не с начала предложения (т. е. в цитируемом тексте это слово пишется со строчной буквы), например: «…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития», – писал Н . Г . Чернышевский .

§ 127. Пунктуация при ссылке на автора и на источник цитаты

  1. Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за ней, то оно заключается в скобки, причем точка после цитаты опускается и ставится после закрывающей скобки, например: «Значение Белинского в истории русской общественности мысли огромно» (Луначарский).

    Заглавие произведения отделяется от фамилии автора точкой и не заключается в кавычки; точкой же отделяются выходные данные, например: «Удивительно устроена человеческая память . Ведь вот, кажется, и недавно всё это было, а между тем восстановить события стройно и последовательно нет никакой возможности» (Булгаков М. А. Театральный роман. М., 1973, с. 394).

    Первое слово указания на источник цитаты пишется в этом случае со строчной буквы, если не является собственным именем, например: Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой . Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели больше чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте» (из повести «Степь» А. П. Чехова).

  2. Если указание на автора или на источник цитаты стоит не непосредственно за ней, а помещается ниже, то после цитаты ставится точка. Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, а ссылка на источник – без скобок. Например (эпиграф к главе первой «Евгения Онегина»):

    И жить торопится и чувствовать спешит .

    К . Вяземский

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889). Русский писатель, критик. Перу Н. Чернышевского принадлежат романы «Что делать?», «Пролог» (незавершенный); повести «Алферьев», «История одной девушки»; цикл «Мелкие рассказы», пьесы; работы по эстетике и истории литературы, в том числе «Эстетическое отношение искусства к действительности», «Критический взгляд на современные эстетические понятия», «Возвышенное и комическое», «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Сочинения и письма Н. В. Гоголя», «Об искренности в критике», «Бедность не порок», «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Губернские очерки Щедрина», «Русский человек на rendezvous», «Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского», философские работы и др.

Без грамматики никому нельзя обойтись.

Без сжатости нет художественности.

Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние - вещь, необходимая для счастья.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком.

В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь.

В повестях и рассказах - Пушкина, Лермонтова, Гоголя общее свойство - краткость и быстрота рассказа.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

В чем разумность уважения к ученым ? В том, что уважение к ним - лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к истине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям.

Важнейший капитал нации - нравственные качества народа.

Воспроизведение жизни - общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.

Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.

Высочайший патриотизм - страстное, беспредельное желание блага Родине.

Где нет жизни - нет идеи; где нет бесконечного разнообразия - нет жизни.

Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития.

Гипотезы, даже ошибочные, имеют и хорошую сторону: они возбуждают деятельность мысли.

Голодный человек, конечно, не может чувствовать себя хорошо; но и сытый человек не чувствует себя хорошо, когда вокруг него раздаются несносные для человеческого сердца стоны голодных.

Господствует мелочная погоня за эффектностью отдельных слов, отдельных фраз и целых эпизодов, расцвечивание не совсем натуральными, но резкими красками лиц и событий.

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

До Пушкина еще никто не писал таким легким и живым языком, в котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть, еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями. И необходимейшею подготовкою для возможности приобретать его должны быть усердные занятия французским, немецким и английским языками.

Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни.

Есть люди, которым всякое правдивое слово кажется жестким, как бы оно ни было умеренно.

Живой человек не может не иметь сильных убеждений. Не проводить убеждений могут только те, которые не имеют их: а не иметь убеждений могут только люди тупые или люди бессовестные.

Заботьтесь о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова.

Искать счастья в эгоизме - ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно.

Истина только потому и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи.

Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Каждый отдельный человек - должник общества за свое умственное развитие.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность.

Когда речь идет о принудительных мерах для предотвращения вреда, то ясно само собою, что не годится предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Личное счастье невозможно без счастья других.

Ложные по своей основной мысли произведения бывают слабы даже и в чисто художественном отношении.

Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

Любить умеет не только тот, кто любит кричать о своей любви; у умного человека чувство выражается и словом и делом, у иного только делом, и, может быть, тем сильнее, чем молчаливее.

Мы судим о книге по самой книге, а не по выставленному на ней имени.

Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас.

Не нужно доказывать, что образование - самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.

Нелепо приниматься за дело, когда нет сил на него. Испортишь дело - выйдет мерзость.

Нельзя же отрицать истину только потому, что она лично мне не совсем приятна.

Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.

Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно.

Нормою человеческих действий должна служить справедливость.

Ныне довольно много найдется людей, не считающих эстетику наукой, заслуживающей особенного внимания.

Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нужна также последовательность в идеях.

Особенно сходны все хорошие книги в том, что непременно возбуждают в читателе желание думать о том, что справедливо, прекрасно и полезно для людей.

От умного и ученого человека надобно требовать многого; если он говорит пустяки, его можно по всей справедливости упрекать за это, - снисходительность, на которую имеют право простаки, была бы относительно его неуместна.

Отвергать прогресс - такая же нелепость, как отвергать силу падения.

Отец и мать! Все панегирики ничто перед этими священными именами, все высокопарные похвалы - пустота и ничтожность перед чувством сыновней любви и благодарности.

Ошибки людей сильного ума тем именно и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение - только напрасная трата времени.

Поэт не знает основательно жизни и сердца человеческого: это знание достигается только глубоким изучением философии.

Право жить и быть счастливым - пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.

Практика - великая разоблачительница обманов и самообольщений…

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.

Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.

Природа бесстрастна к человеку, она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности.

Природа и жизнь производят прекрасное, не заботясь о красоте: она является в действительность без усилия и, следовательно, без заслуги в наших глазах, без права на сочувствие, без права на снисхождение.

Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его состоит в успехах и развитии знаний.

Противник, не церемонящийся относительно деликатности своих слов дает право отвечать ему таким же образом.

Пуста и бесцветна жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.

Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.

Расточительность сама в себе носит предел. Она оканчивается с последним рублем и с последним кредитом. Скупость бесконечна и всегда при начале своего поприща; после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Русской публике нравится та манера писать прозой, которой держался Пушкин. Он любил в прозе простоту, чуждался витиеватости.

Самую жалкую фигуру представляют не те люди, которые имеют ошибочный образ мыслей, а те, которые не имеют никакого определенного, последовательного образа мыслей, которых мнения - сбор бессвязных обрывков, не клеящихся между собой.

Семейная любовь - самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека.

Словопроизводство в русском языке , подобно словоизменению, отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских языков, гораздо большим разнообразием.

Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствуют тем и другим.

Смешное пробуждает в нас чувство собственного достоинства.

Стройные и сознательные убеждения развиваются в человеке не иначе, как или под влиянием общества, или при помощи литературы.

Сущность поэзии в том, чтобы концентрировать содержание; разведение водой убивает ее.

Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости.

Труд доктора - действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот.

Труд есть деятельность мозга и мускулов, составляющая природную, внутреннюю потребность.

У каждого хорошего писателя бывает свой собственный слог.

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости.

Ученый должен искать истину, ценить ее дороже своих личных желаний или отношений.

Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели.

Характер человека всего больше выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.

Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов.

Честность только в личных делах, не сопровождаемая никакими определенными понятиями об общих вопросах народного блага, приносит слишком мало пользы обществу.

Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны все наши радости, все наше счастье, все наши надежды.

Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь: неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

Язык Гоголя в наше время - образцовый русский язык, лучше Гоголя никто не писал прозою по-русски.

Ясное в подлиннике должно быть ясно и в переводе…

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Золотарёв Николай Гаврилович Золотарёв Николай Гаврилович (настоящее имя; псевдоним Н. Якутский) [р.9(22).11.1908, Харбалахский наслег Верхневилюйского района], якутский советский писатель. Член КПСС с 1929. Служил в пограничных войсках, был на партийной работе. В 1948-61

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги Словарь современных цитат автора

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.) писатель, ученый, философ, публицист, литературный критик …Без войны никакой народ ни от какого чужого ига не освобождается…Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ПОЛЕТАЕВ Николай Гаврилович (1889-1935), поэт 152 Портретов Ленина не видно: / Похожих не было и нет.Века уж дорисуют, видно, / Недорисованный портрет.«Портретов Ленина не видно...»

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

ЧЕРНЫШЁВСКИЙ ПРОЕЗД Проезд проходит по территории Апраксина двора от Александровской линии до стыка Степановского проезда и Торгового переулка, западнее корпусов № 15 и 16. Название проезду дано в 1860-е годы по параллельному ему Чернышеву переулку (ныне улица Ломоносова).16

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Чернышёвский проезд Проезд проходит по территории Апраксина двора от Александровской линии до стыка Степановского проезда и Торгового переулка, западнее корпусов № 15 и 16. Название проезду дано в 1860-е годы по параллельному ему Чернышёву переулку (ныне улица

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1829-1889) - русский философ, писатель, общественный деятель. В 1842-1846 учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-философский факультет Петербургского университета. До 1853 преподавал литературу в Саратовской гимназии.

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

ПОЛЕТАЕВ, Николай Гаврилович (1889–1935), поэт 376 Портретов Ленина не видно: Похожих не было и нет. Века уж дорисуют, видно, Недорисованный портрет. «Портретов Ленина не видно…» (1923) ? Полетаев Н. Г. Избр. стихи. – М., 1938, с.

Из книги автора

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович (1828–1889), публицист, критик, писатель 33 Добро – это <…> превосходная степень пользы. «Антропологический принцип в философии» (1860), II ? Чернышевский, 7:290 Здесь же: «В практических делах все рассудительные люди всегда руководились

§ 54.1

Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. § 47 - 50):

Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»;

«Двенадцать миллионов людей вне закона!.. Ужас!» - писал в своём дневнике А. И. Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России;

«Первоэлементом литературы, - указывал М. Горький, - является язык, основное орудие её и - вместе с фактами, явлениями жизни - материал литературы»;

Докладчик привёл слова М. В. Ломоносова: «России могущество будет прирастать Сибирью» - и этим закончил своё выступление.

§ 54.2

Если после стихотворной цитаты текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки: Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

…И всех выше

И нос и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, -

муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга (Бел.) - слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть авторских слов с первой частью (ср. § 40, п. 2).

§ 54.3

Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставят только в начале и в конце всего текста:

В статье «Из истории русской литературы» М. Горький писал:

«Чем же сильна литература?

Насыщая идеи плотью и кровью, она даёт им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

Нередко при этом для более четкого обозначения границ цитаты, особенно если внутри нее тоже имеются кавычки, используется в качестве дополнительного особый полиграфический способ выделения цитаты (набор на меньший формат, набор иным шрифтом и т. д.).

§ 54.4

Если, приводя цитату, автор или редактор (издатель) подчеркивает в ней отдельные слова (такие места выделяются особым шрифтом), то это оговаривается в примечании, заключаемом в скобки, с указанием инициалов автора или сокращения Ред., перед которыми ставятся точка и тире: (подчёркнуто нами. - А.Б.), (курсив наш. - А.Б.), (разрядка наша. - Ред. ). Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце предложения либо цитаты в целом, или в виде сноски (в последнем случае примечание дается без скобок).

§ 54.5

Если автор или редактор вставляет в цитату свой текст, поясняющий предложение либо отдельные слова цитаты, то этот текст помещают в прямых или угловых скобках; инициалы автора, а также слово Ред. в этом случае не ставят:Н. С. Щукин вспоминал об А. П. Чехове: «Чтобы стать настоящим писателем, - учил он <А.П. Чехов>, - надо посвятить себя исключительно этому делу».

§ 55. Многоточие при цитатах

§ 55.1

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства»;

2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;

3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца: Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

§ 55.2

После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением: М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».

Если же цитата, заканчивающаяся многоточием, является самостоятельным предложением, то после кавычек точка не ставится (как при прямой речи; см. § 47, п. 5): В. Г. Белинский писал: «В „Онегине“ все части органически сочленены…»

§ 56. Знаки препинания при ссылке на автора и на источник цитаты

§ 56.1

Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за ней, то оно заключается в скобки, причем точка после цитаты опускается и ставится после закрывающей скобки: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).

§ 56.2

Заглавие произведения, следующее за фамилией автора после цитаты, отделяется точкой и не заключается в кавычки; точкой же отделяются выходные данные: «Надо уметь употреблять слова, которые наиболее точно и наиболее тонко выражали бы мысли, волнующие художника» (Фадеев А. А. Литература и жизнь. М., 1939. С.155).

Первое слово указания на источник цитаты пишется со строчной буквы, если не является именем собственным: Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте» (из повести «Степь» А. П. Чехова).

§ 56.3

Как не любить родной Москвы?

Баратынский

О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!

Жуковский

§ 57. Прописные и строчные буквы в цитатах

§ 57.1

Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы: Говоря о поэзии Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».

§ 57.2

Со строчной буквы пишется первое слово цитаты и в том случае, когда она, будучи синтаксически не связанной с предшествующими авторскими словами, приводится не с начала предложения, т. е. имеет перед собой многоточие:Д. И. Писарев указывал: «…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности».

§ 57.3

Если цитата предшествует авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда цитата приводится не с начала предложения, т. е. в цитируемом тексте это слово пишется со строчной буквы: «…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития», - писал Н. Г. Чернышевский.



Понравилась статья? Поделитесь ей