Контакты

В каком году девушка окаменела с иконой.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Был ли возле Зои священник

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор. Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)». Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).


Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).

Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.

С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.

В Самаре по адресу ул. Чкалова, д. 86 стоит старый деревянный одноэтажный дом, напротив которого расположился красивый памятник Николаю Чудотворцу. Серый обшарпанный домишко и красивый с белоснежными колоннами памятник настолько контрастируют друг с другом, что не возникает даже мысли об их возможной взаимосвязи.

Однако эта связь прямая – памятник установлен для напоминания о невероятных событиях 1955-1956 годов, происшедших именно в этом доме с работницей трубного завода Зоей Карнауховой.

История эта полумифическая и легендарная, поскольку в официальных документах и газетах того времени она своего отражения не нашла, кардинально разойдясь с главенствующими тогда доктринами атеизма и материализма. Не осталось и никого из прямых ее свидетелей.

Приведем здесь одну из распространенных версий тех событий – феномена, позднее получившего название «Стояние Зои».

В канун Нового года девушка Зоя пришла на вечеринку к своим друзьям в уже упомянутый дом. Через какое-то время молодые люди устроили танцы, но у Зои не было пары, ее молодой человек где-то задерживался.

Тогда Зоя, чтобы не быть в одиночестве, решила снять со стены одну из икон, находившихся в доме, и танцевать с ней. Ее привлекла икона Николая Чудотворца, поскольку ее молодого человека тоже звали Николаем. Подруги отговаривали Зою от такого поступка, видя в нем грех, на что та будто бы ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».

Заиграла музыка. Но не успела Зоя сделать и нескольких кругов в танце, как вдруг ее тело словно окаменело. Она застыла как статуя, вросшая в пол, прижав к себе икону св. Николая.

Приглашенные врачи отметили, что у Зои есть слабые пульс и дыхание. Однако уколы поставить не могли – иглы гнулись о ее каменное тело. Не удалось и переместить Зою в другое место, ее ноги словно пустили корни в пол.

По городу поползли слухи. Однако тогдашняя власть отреагировала оперативно: дом оцепили сотрудники милиции, со свидетелями провели работу по неразглашению увиденного, по городу запустили контрслухи, о том, что вся эта история является обманом, и выдумана представителями церкви.

Говорят, Зоя простояла в таком состоянии 4 месяца и на Пасху вернулась к жизни. Какова была ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Были ли эти события на самом деле, как все произошло и по каким причинам я попросил экстрасенсов Кайрата и Валентину Кинибаевых.

кадр из фильма “Чудо”

Вопрос. Существует история, что в декабре 1955 или по другим данным в январе 1956 года в г. Куйбышев (сейчас Самара) работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Согласно истории она стала танцевать с иконой Николая Угодника и застыла, как будто окаменела. В таком состоянии она простояла 128 дней. Правда ли, что такое было на самом деле?

Ответ. Да, такая история была.

В. Почему такое произошло?

О. Это своего рода наказание. Зоя была атеисткой, она не верила в Бога. Ею был брошен вызов, изречение: «Если Бог есть, пусть он меня накажет». И она была наказана таким образом.

В. Она взяла икону и прижала к себе?

О. Она стала танцевать с этой иконой, поскольку ее молодой человек опаздывал, а его тоже звали Николай. Буквально через несколько секунд, на третьем круге вальсирования все это произошло.

В. Кто это вмешался, Бог?

О. Высшие силы. Нельзя надругаться над святыми.

В. Что они с ней сделали?

О. Это состояние можно назвать состоянием глубочайшей медитации, когда душа покидает тело, но связь не нарушается. То есть это не момент смерти, это момент выхода. Все жизненные процессы были замедлены. Сердцебиение было, но оно было очень медленным, пульс сохранялся. Все жизненные функции были очень замедлены.

В. То есть они вытащили душу из ее тела?

В. А где находилась ее душа в это время?

О. Она перемещалась во времени и пространстве, проще так сказать. Перед ее взором мелькали события разных времен, разных эпох. Насилие, которое творилось. Тем самым ей показали жизнь такой, какая он есть.

В. А почему было столько поруганных, разрушенных церквей. Сбрасывались колокола, сжигались иконы. Почему их не карали Высшие силы?

О. Карались все. Очень часто был такой феномен, что люди, сбрасывавшие колокола с церквей, падали вслед за ними. Это просто утаивалось и сводилось к несчастным случаям. Но эти моменты надругания над святыми они всегда заканчивались плачевно. Бог наказывал, если может не сразу, то со временем. Такие люди, как правило, жили недолго. Случались различные ситуации, несчастные случаи. Они всегда карались. Осквернение, святотатство всегда несет наказание и последствия.

В. Говорят, что Зою пытались вырубить вместе с полом и не могли. Говорят, из пола шла кровь.

О. Было такое состояние, как будто он вросла в пол, как будто пустила корни. Информации о том, что пытались пилить пол, нет. Люди просто боялись. Врачи было в шоке, потому что не могли сделать укол. Невозможно было проткнуть тело, оно как будто было окаменевшим.

В. То есть попыток вырубить ее не было?

О. Нет такой информации.

В. А почему тело окаменело? В состояние глубокой медитации тело, наоборот, становится мягким. Почему ее тело окаменело?

О. Здесь само место имеет значение в том, что произошло. Прежде в этом доме, до того, как он был продан, жил священник, в отношении которого были гонения в советские времена и который впоследствии отказался от своего статуса, отрекся от церкви и оставил эти иконы. Само место было как бы обозначено, отмечено.

В. Почему тело стало твердым? Можно это сравнить со своеобразной формой судорог?

О. Да, можно. Максимальное мышечное напряжение.

В. А почему Зоя через некоторое время вернулась к прежнему состоянию?

О. За нее молились многие люди, священники.

В. Правда, что он именно на Пасху пришла в себя?

В. А когда это все таки случилось, в декабре 1955 или в январе 1956 года?

О. В декабре 1955.

В. А что с этой девушкой стало впоследствии?

О. Она обратилась к Богу, ушла в монастырь. В какой, не будет информации.

В. Ее звали именно Зоя Карнаухова?

В. Сейчас она еще жива?

В. Как давно она умерла?

О. Конец 80-х, начало 90-х.

В. Правда, что там выставили посты и никого туда не пускали?

В. А что думали советские руководители насчет этого?

О. Просто боялись резонанса, который мог произвести этот случай. Поскольку в те годы очень активно развивалась атеистическая политика, гонения на церкви, на священников. Подобная ситуация могла спровоцировать совершенно обратный эффект, эффект разорвавшейся бомбы. Поэтому это старались всячески скрывать. Были даже специальные люди, засланные в народ, которые говорили, что все это полная ерунда, это происки попов, священников, которые боятся потерять приход и какое – то существование, и которые раздули эту историю, а на самом деле ничего не было и близко. Этого боялись.

В. А душа Зои заслужила прощения?

О. Да, остаток своих дней она проводила молитвах. Она обратилась к Богу, как уже было сказано и из откровенной атеистки она превратилась в богобоязненного человека.

В. А Высшие силы они тоже карают? Здесь не работает принцип всеобъемлющей любви?

О. Здесь был своего рода призыв с ее стороны. Таким образом сложились обстоятельства, место, время. Вселенная восприняла ее желание.

В. Ну а те, кто сбрасывал колокола с церквей. У них, наверное, не было призыва. Но, все равно, говорят, что всех наказали. Высшие силы тоже карают?

В. То есть они на зло могут ответить злом?

В. Почему здесь не работает принцип всеобъемлющей любви? На зло отвечай добром. Или они не отвечают добром, а просто останавливают зло?

О. Можно так сказать.

В. А как можно сказать по другому? Если Высшие силы проявляют зло, то зло порождает зло.

О. В отношении чего был задан этот вопрос?

В. В отношении кары. Сбросили колокол, скинули человека.

О. Его не скинули, он сам упал. Они срывались с колоколен, спотыкались, падали. Потому что места намоленые, места обладающие силой, особой энергетикой.

В. Он же не сам специально споткнулся, чтобы свалиться? Какая-то энергия, видимо работала?

О. Всегда был страх. Этот страх, сидящий на уровне подсознания. И руководил этим всем собственный человеческий страх.

В. А если человек, допустим, не боится? Вот, например, монголо-татары не боялись и заходили в церкви. Они тоже карались.

О. Они долго не жили. У татаро-монгол – воинов вообще жизнь была короткая.

В. Если татаро-монголы заходили в церкви, они не боялись, они несли ответственность?

В. То есть здесь страх не причем, работает еще какая-то сила?

О. Закон сохранения энергии. Что посеял, то и пожал.

В. Вот эта Зоя Карнаухова, он действительно застыла с иконой?

О. Информация не идет. Ощущение стоящей холодной девушки с синими пальцами, с ними губами, с застывшим не моргающим взглядом. Дальше нет никакой информации.

В. А у нее ткани не отмерли?

В. Высшие карают зло, или своеобразный способ защиты и возврата энергии?

О. Это защита.

В. То есть Высшие силы сами зло не проявляют.

В. Грубо говоря, эта энергия действует против того, кто оскорбил святое место?

В. А если ты не знаешь, что это святое место? Например, приехал человек в джунгли, а там есть святое место местного племени, разжег костер, а там нельзя разжигать. Будет ли этот человек наказан?

О. В таком случае будет наказан людьми. Действовать могут и через людей и через какие-то ситуации. Незнание закона не освобождает от ответственности. Лезть туда, куда не надо, значит судьба такая. Будет нести ответственность за это.

В случае с верой это работа энергии, в случае с племенем, это может быть воздействие через людей. Вариантов воздействия может быть много. Могут начаться проблемы со здоровьем, какие то видения.

В. Если оскорбить, например, тотем племени, то могут быть проявления, как через людей, так и другим способом. В любой случае, если место святое любой веры, любой народности, любой численности в любом случае будет обратная реакция. И чем больше людей, тем больше будет обратная реакция.

В. То есть вера напитывает это место энергией?

В. А высшие силы контролируют?

В. А почему так мало свидетельств «стояния Зои»? 55-й год это не так далеко.

О. Свидетельства есть, но их не так много, потому что людей, допущенных к данному факту, было ограниченное число и все они молчали под страхом наказания. Люди боялись. Информация обрастала мифами. Всегда в таких ситуациях люди пытаются дать расшифровку, подчиняющуюся каким-то определенным законам, законам физики, законам химии. Пытаются давать научное объяснение, чтобы ареол таинственности, чудодейственных фактов не раздувался. Ее всегда стараются сдуть. Так всегда было и не только в Советском союзе. Есть определенные темы, которых нельзя знать всем.

Передача про это событие «Стояние Зои»


Эта история нашла отражение в кинематографе. По ее мотивам снят художественный фильм «Чудо» с С. Маковецким и К. Хабенским в главных ролях.

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние - событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13-й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему - губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душеразди-рающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем!»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях - видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, - но основная фабула везде примерно одинакова.

Далее - краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», - ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» - «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», - сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, - пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. - Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, - говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. - И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

а улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», - вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

Моему появлению она не рада, потому что визиты на тему Зои Карнауховой ее уже основательно заколебали.

Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю - язык отсох.

А что отвечаете-то?

А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30-е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ - где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

Ну и как - верят вам паломники?

Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

А действительно, откуда?

Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет - врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… - Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. - Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли - пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

Люди бывают интересные, - продолжает Николай Трандин, муж Натальи. - Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

А вы тут ничего необычного не замечали?

Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.

Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

Прежний жилец, наркоман, насажал, - виновато развел руками Николай. - Ничем теперь не выведешь.

Госнаркоконтроль достает, что ли?

Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Дмитрий Шепелев возвращается — с личным опытом.
Он пережил потерю. Пережил обман и предательство. И теперь он точно знает: тот, кого осуждала толпа, никогда не станет судить других. Он готов помочь своим героям поговорить начистоту, чтобы правда стала неотвратимо очевидной.
«На самом деле» — это новое революционное ток-шоу. Очная ставка между людьми, которые когда-то были близки. Ложь надломила эти отношения, но не смогла разорвать их до конца. И только правда может изменить ход этой личной истории. Она может навсегда развести людей, а может — соединить их. Потому что даже участники событий иногда до конца не понимают сами, как всё было — на самом деле.
Ведущий: Дмитрий Шепелев

На самом деле — Стояние Зои

В 1956 году в Куйбышеве компания молодых людей встречала Новый год. Комсомолка Зоя Карнаухова, не дождавшись своего парня, решила станцевать с Николаем Чудотворцем: девушка взяла в руки икону и начала плясать. На уговоры подруг не богохульничать она ответила: "Если бог есть, пусть накажет меня". По рассказам очевидцев, наказание не заставило себя долго ждать — Зоя остановилась и окаменела с иконой в руках. Что это было? Чудо или божья кара? Да и было ли вообще? Сегодня полиграф раскроет эту многолетнюю тайну.

На самом деле с Дмитрием Шепелевым смотреть онлайн

Смотрите онлайн шоу На самом деле сегодняшний выпуск 18 09 2017 на любом мобильном устройстве (планшете, смартфоне или телефоне). Независимо от установленной ОС будь то Андроид или iOS на iPad или iPhone. Откройте сериал на телефоне или планшете и сразу смотрите онлайн в хорошем качестве HD 720 и абсолютно бесплатно.


Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», - не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», - бросила она.

Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет.

Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось - Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.

Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28-32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.

«Мама! Молись! - кричала Зоя. - Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».

Из посетителей к Зое были допущены следующие лица:

1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость.

2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать.

3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира».

4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему.

Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.

В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?»

Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.

Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!»

Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!»

С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней.

Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.



Понравилась статья? Поделитесь ей