Контакты

Удмуртские узоры. Орнамент как отображение традиционного мировоззрения удмуртов. Вышивка южных удмуртов

Юнусов Никита

в данном докладе описаны виды орнаментов, а также вы найдете описание удмуртского национального орнамента

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Балезинская школа-интернат»

Школьная практическая конференция

Доклад на тему:

Подготовил:

обучающийся 9 класса Юнусов Никита

Руководитель:

учитель математики Яковлева М.В

село Балезино - 2016

Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Но обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации.

В течение сотен и тысяч лет вместе с историей и культурой народов складывались и развивались характерные черты национальных орнаментов, их основные комплексы, по которым можно сразу отличить орнамент одного народа от орнамента другого народа. Вместе с тем племена, народности и нации жили в далеком прошлом и живут сейчас не изолированно друг от друга. Экономические и культурные контакты между народами накладывают определенный отпечаток на культуру каждого народа, обогащают ее. Заимствование культурных ценностей, в том числе орнаментных мотивов и комплексов, делается не случайно. Народ отбирает те элементы, которые больше всего отвечают его эстетическим вкусам, дополняют и расширяют его собственные национальные мотивы.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Цель орнамента определилась - украшать. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Существуют четыре вида орнаментов:

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Геометрический орнамент.


К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

У многих этнографов сложилось убеждение, что всякий геометрический орнамент произошел путем последовательного и постепенного упрощении зооморфных, реалистических или стилизованных изображений. Что процесс обязателен и составляет одну из закономерностей развития народного орнамента.

Рассматривая удмуртский национальный костюм отчетливо прослеживается геометрический орнамент.

Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов – северный, южный. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев.

Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором.

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники.Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток.

На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь). Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага, бусы (чыртывесь).

Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками.

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме.

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов.

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.
Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы... Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Их узоры во многом схожи. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Узоры выглядят живописнее и шире. Для южных удмуртов характерны синие, желтые, красные, оранжевые цвета.

Для историков орнамент удмуртский представляет собой неиссякаемый источник изучения этого необыкновенного и самобытного народа. Ведь мастерицы вкладывали в свои узоры душу, они отображали все, что их окружало: традиции, культуру, предметы быта. Орнамент тесно переплетается с особенностями удмуртов как нации, их замкнутой лесной жизнью и творчеством.

Особенности

Удмуртский орнамент возник еще задолго до появления отдельной нации. Но изучать его начали только с конца 18 - начала 19 веков. Экземпляры более раннего периода практически не сохранились. Первым исследователям особенностей удмуртской культуры было непривычно видеть на тканях яркие сочные цвета. Практически все удмуртские узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми.

Преобладание пестрых оттенков объясняется очень просто. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они воплощали в своих рисунках. Ритм цвета придает движение узорам, наполняет их жизнью и радостью.

Мотивы орнаментов

На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Наиболее распространен в вышивке силуэт Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.

Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю - красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир - черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага

Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Солярные мотивы и свастика

Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку.

Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль - отгоняла злых духов - и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.

Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, - ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ - луна. Ее изображали в виде вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна - покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

Каждый народ, независимо от того, малочисленный или многочисленный, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Из чувства человека извечной связи с природой народ творил свою картину мира, в ней утверждалась жизненная сила Единства. Со временем содержание и функции образов менялись, перестраивались, однако жизненно необходимые представления, нравственные и эстетические, оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность.

Орнаментальные мотивы позволяют проследить, как зооморфическ4ая художественная образность перерастает во времени в антропоморфическую. Культ религиозно-магического почитания деревьев, зверей, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее - его символику.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов имеет древние традиции. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 в.в.. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, шёлковыми, х/б нитками, мишурой. Традиционный узор – геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные тёмные тона, получаемые природными красителями. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастных: красный, чёрный, коричневый на белом фоне.

Во 2-й половине 19 в. вышивка постепенно оттесняется узорным ткачеством. В браной, выборной, закладной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Ткаными изделиями украшают жилище и в наши дни. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, головные уборы. Мужчины издревле занимались художественной обработкой дерева. Основные способы – это долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте, роспись.

Орнамент является своеобразным «письменным отображением мировоззрения народа». В удмуртском орнаментальном искусстве наиболее богатым в семантическом отношении является женский костюм. Это вполне закономерно, поскольку символы-украшения одежды сочетали в себе функцию оберега женщины-матери, прародительницы всего рода человеческого, и представления о мироздании.

Следует отметить, что в славянской мифологической традиции с древом жизни и, следовательно, с образом Вселенной отождествляется образ женщины. Графическим изображением по мнению исследователей (Амброз, Рыбаков), является ромб с различными ответвлениями и числовыми сочетаниями. Рассмотрим более конкретное смысловое значение ромба в различных комбинациях, встречающихся в орнаментации традиционного женского костюма удмуртов.

1. Ромб простой. Обозначенная фигура довольно часто используется в удмуртской вышивке при орнаментации различных частей костюма, и, следовательно, в зависимости от положения несёт в себе другой смысл. А поясное украшение «зар», гловное полотенце южных удмуртов «чалма» - символ земли; вышитый нагрудник «кабачи» - символ солнца.



2. Ромб с крючками. Анализ изображений показывает связь ромба с крючками с магией плодородия. «Крючки (отростки)» - стилизованное изображение побегов, следовательно, ромб с крючками – символ плодоносящего поля (Рыбаков, Богаевский). Современное название данного узора в славянской традиции «лягушка», в удмуртской – «эбек йыр/эбек тыбыр». Лягушкка – символ многоплодности. Данный символ используется в орнаментации подола распашного кафтана «шортдэрем» (сев удмурты), платья «дэрем» (юж удмурты).

3. Цепочка ромбов. Исследователи удм костюма отождествляют данный орнамент с древом жизни: вышивка на рукавах платьев сев удм-ов, головном покрывале «сюлык» юж удм-ов (Савельева, Климов, Крюкова).

Таким образом, ромб как символ земли, Солнца, плодоносящего поля, древа жизни является основной, доминирующей, фигурой в орнаментации удм жен костюма.

Традиционный народный орнамент – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества: вышивке, кружеве, узорном ткачестве, резьбе по дереву, ювелирном искусстве и т.д.

Народным художником Удмуртии С.Н.Виноградовым изучены 94 образца удм. узоров, которые могут украсить предметы домашнего обихода, нарядный костюм, ворота и т.д.

В символике изобразительных искусств отражена идея единства мира и человека. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке. «Кыз» (ёлочка) (6), «Кыз йыл пужы» (8,9)(макушка ели), «Легезьпу сяська» (цветок шиповника) (10) встречаются на коврах, занавесках, полотенцах, в женском костюме.

В растительных и зооморфных мотивах подмечено самое красивое в природе. Полотенца украшают «Боры куар» (листья клубники) (11),девичьи свадебные платья-рубахи – узором «чож бурд» (16) (крылья утки). Узор «Пужым» (сосна)(7) украшал будничную женскую одежду. Среди узоров на птичьи мотивы – «Учы пужы (соловей)» (22). Древнее происхождение имеет узор «Вало-вало» (кони) (23). Он является традиционным украшением свадебного платка. Полотенцеобразный свадебный платок (полотенце – символ дороги) с узором «вало-ввало» означает, видимо, пожелание невесте счастливого пути. Мастера прикладного искусства могут использовать в рисунке узоры «Курег пыд (куриная лапка) (17)», «Душес (ястреб) (21)», «Вукарнан (стрекоза)» (32).

В удм. народ вышивках отражены антропоморфные мотивы – это «адями пужы (человек) (34, 35, 36)»; предмет домашнего обихода – узор «замоко» (замком) (45) на женском нагруднике. Узоры названы по материалу вышивки, технике исполнения. Одежду для особо значительных случаев (свадебную) украшали вышивкой из серебряных, позолоченных нитей – «зарни пужы» (золотой узор).

Браным узором украшали подолы рубах, концы полотенец. Закладной техникой ткали полотенца, дорожки, ковры, паласы, многоремизной – скатерти, передники, покрывала. Паласы, скатерти, покрывала, полотенца, пологи, дорожки по своим художественным принципам привлекали гармонией колорита и богатством узора. По мнению К.М.Климова, в узорах, которые украшали предметы быта, одежду удмуртов, жизненно необходимое сочеталось в них с поэтическим, сказочным, с высокой художественной приподнятостью.

Удмуртский народный традиционный орнамент представляет интерес не только для специалистов, но и для каждого, кто любит красоту и уют в своём доме, кто хочет подарить радость любимому человеку, связать ему или вышить на память, порадовать красивым нарядом, согреть сердце матери и отца подарком, сделанным своими руками.

Декоративно-прикладное искусство, аккумулирующее древние орнаменты и символы, предоставляет исследователям богатейший материал для изучения мифологических и традиционных религиозных представлений о мире. Предметы традиционной культуры содержат закодированные сведения о духовной культуре народа, поскольку с помощью орнамента древний человек отображал все, что его окружало и что было для него значимым. Этот аспект декоративно-прикладного искусства – его семантика — привлекла внимание отечественных и зарубежных ученых еще в XIX в. и особенно в ХХ в. Так, В.В.Стасов писал: «Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент не заключал ни единой праздной линии: каждая чёрточка тут имеет своё значение, является словом, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнамента – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства» [Стасов 1872:16]. Действительно, семантика открывает нам уникальные факты, запечатленные в народном искусстве. Как заметил К.М. Климов, «по вышивке на фартуке или рубахе удмуртской женщины можно было узнать многое: из какой она деревни, сколько у нее детей, а по костюму в целом – ее возраст, семейное положение, социальный статус» [Денисова http://mariuver.wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ ].

История удмуртского орнамента восходит к глубокой древности; его основы были заложены задолго до формирования народа [Климов 1995:98]. Развитие орнамента у удмуртов укладывается в шесть периодов развития декоративно-прикладного искусства пермских народов, выделенных К.М. Климовым [Климов 1999]:

Первоначально искусство и мифология были неразрывно связаны в едином мифопоэтическом комплексе. Хотя К.М. Климов не связывает с ним периоды развития искусства (искусство тогда еще не обособилось), но для развития орнамента он имеет важную роль. Именно в эту эпоху зарождаются такие универсальные мотивы как водоплавающая птица, солярные символы и мировое древо.

Первый период развития декоративно-прикладного искусства К.М. Климов связывает с переходом от мифологического, ритуалистического сознания с его древним «коллективизмом и космизмом» к индивидуалистическому, абстрактному, аналитическому сознанию. Хронологически данный этап привязан к эпохе железа, когда появляется ананьинская археологическая культура (конец VIII-III вв. до н. э.). К.М. Климов пишет об этой эпохе: «Все то, что со временем становится мебелью и утварью, а также основные элементы будущей традиционной архитектуры и в целом всей материальной и духовной культуры финно-пермских народов Восточной Европы – все это создается здесь, в эту эпоху, и рождается мифотворческим смыслом» [Климов 1999:35]. Ананьинская культура находится в тесных взаимоотношениях с другими культурами, и, прежде всего, с индоевропейской. «В это время наиболее ощутимо воздействие скифо-сарматского ираноязычного мифа на южные области финно-пермян (ананьинскую, позже кара-абызскую и чегадинскую культуры)», — пишет Р.Д. Голдина [Голдина 1985:10].

Второй этап (IV-IX вв.) связан с «пермским звериным стилем» — бронзовым литьем Прикамья. Его содержание связано с мифологией и местными уральскими верованиями. В этот период ведущее место в изобразительном искусстве финно-пермских народов принадлежит образу водоплавающей птицы. В конце I – первых веках II тысячелетия наблюдается упадок искусства пермского звериного стиля, однако зооморфные мотивы продолжают бытовать в искусстве.

Третий этап (X – первая треть XIII в.) – это период искусства ранних государственных образований и городских центров. Он характеризуется сильным влиянием на финно-пермский мир Волжской Булгарии и Великого Новгорода. В XII-XIV вв. появляются богато орнаментированные текстильные пояса вместо кожаных поясов с металлическими накладками, поскольку магические функции металлических накладок успешно выполняет орнамент. Добавим, что в этот период уже встречаются вышитые ткани.

Четвертый этап (40-е гг XIII – середина XVI в.) связан с кризисом местного искусства, поскольку в Поволжье вторгаются татаро-монголы. В этот период состав сюжетов в декоративно-прикладном искусстве резко сокращается. Доминирующим образом становится конь.

Пятый этап (середина XVI – XVIII вв.) характеризуется мощным воздействием на культуру и искусство финно-пермского массива русской культуры, а на южную часть Прикамья – тюркоязычных татар и башкир. Это эпоха развития волшебной сказки и унифицированных изобразительных сюжетов.

Наконец, шестой этап (XIX — XX вв.) характеризуется высоким развитием художественных ремесел, народного зодчества. В этот период возрастает значение архитектурного декора и практически исчезает культовая деревянная скульптура. Складывается ряд новых локальных художественных направлений с преобладанием мотивов фольклора, геометрических и растительных узоров.

Таким образом, как можно видеть из этой хронологии развития финно-пермского искусства, в традиционной культуре удмуртов сохраняются многообразные орнаменты – от самых древних, история которых восходит еще к доэтническому времени, к прауральской мифологии, до относительно недавно возникших.

Наиболее ранними, встречающимися еще в декоративно-прикладном искусстве прауральской группы народов, являются мотивы, связанные с водоплавающей птицей, которая, согласно космогоническому мифу, нырнув, приносит со дна первичного океана кусочек земли, из которого возникает суша [Айхенвальд 1981:187-188, Владыкин 1994:73]. Именно уральцы, как доказывают исследователи, принесли этот сибирско-американский миф в Европу [Айхенвальд 1981:187-188].

Рис. 1. Шумящие подвески-птицы. Бронза, литье. Городище Иднакар. Х в. (Куликов 2001)

В археологических раскопках Волго-Камья находят полые уточки-подвески с рельефным литым орнаментом и шумящими привесками; они известны практически во всех сменяющих друг друга археологических культурах Западного Приуралья с глубокой древности до позднего средневековья.

В народном искусстве удмуртов этот же мотив водоплавающей птицы, запечатленный в древнем бронзовом литье, переносится в вышивку. Например, девичья свадебная рубаха украшалась мотивом «чöж бурд пужы» — «утиные крылья» (позднее переосмысленный как «пограм ти сь» — опавший колос).

Рис. 2. Мотив «Чöж» - утка и «чöж бурд» - утиные крылья (Виноградов 1973)

С ним связаны и такие мотивы как «пал чöж бурд» — пол-крыла утки, «чöж бурд вылын така сюр лэсьтэмын» — рога барана на крыльях утки, «вылаз-вылаз чöж бурд» — одно над другим крыло утки, «чöж бурд юбоен» — крылья утки со столбиками [Косарева 2000:40].

Мотив утиных крыльев используется и в нарукавной вышивке девичьей рубахи – «котырмач». (Девушка у удмуртов, как и у многих народов, ассоциируется с птицей). Известны и такие мотивы, как «зазег пинь» — гусиные зубки, «юсь» — лебедь и «юсь пуз» — лебединое яйцо. Также в виде утицы нередко изготовляли ритуальные ковши.

О важном значении образа водоплавающей птицы в традиционной культуре удмуртов свидетельствует обряд Юсь­вöсь, связанный с почитанием лебедей: двух лебедей откармливали и приручали, а летом при них совершалось торжественное жертвоприношение в культовой роще — луде. Жертвами были кони, овцы, гуси и т. п. По окончании жертвоприношения лебедям привязывали по серебряной монете на шею, кланялись им и на паре лошадей отвозили к реке Вятке. Следили за тем, как поплывут лебеди: если вверх по течению, на юг, — значит, они доставят просьбы молящихся Инмару; если вниз, на север, — их мольбы пропадут в преисподнюю. Лебеди считались воплощениями божеств, и удмурты специально предупреждали живущих по берегам Вятки соседей, чтобы они не стреляли в священных лебедей [Петрухин 2005:230].

Рис. 3. Кабачи – женский нагрудник. Вышивка. Начало ХХ в. Северные удмурты (Климов 1988)

Далее, вслед за космогоническим актом отделения неба от земли, в прауральской мифологии появляются сюжеты, связанные с качественно-дифференциальной характеристикой окружающего мира в вертикальном направлении. Подобно многим другим народам, удмурты представляли мир трехчастным. Об этом свидетельствуют как удмуртские мифы, так и материальная культура. Так, трехчастность мира отражается в основных цветах удмуртской орнаментики, впоследствии перешедших в символику флага Удмуртской Республики. Согласно мифу, Инмар (создатель мироздания, космоса) делит мир на три основные зоны: подведомственную ему верхнюю (белый цвет) — небо, среднюю (красный цвет) — землю, цвет солнца, жизни, крови, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю — загробный мир (черный цвет), которым правит Шайтан [Сапрыков В. http://geraldika.ru/symbols/2458 /]. Три цвета присутствуют в вышивке рукава традиционной белой туникообразной женской рубахи удмуртов. Трехчастность мира прослеживается и в структуре женских удмуртских нагрудников: основное поле нагрудника, заполнявшееся разными узорами, необходимо соотнести с небесной сферой или поднебесным пространством (в зависимости от типа нагрудника). Нижнюю сферу – землю и подземный мир — символизировал красный треугольник, включавший в себя маленький черный или темно-синий треугольничек [Косарева 1986:47-55].

Трехчастность мира находит отражение в образе мирового древа, мудора, — образе оси мира, пронизывающей всю Вселенную. Это универсальный символ, присутствующий у многих народов мира. Крона мирового древа символизирует верхний мир, ствол – средний мир, а корни уходят в нижний мир.

Рис. 4. Мотив «Мировое древо». Головное покрывало сюлык. Вышивка, аппликация. Южные удмурты. Конец XIX – начало XX в. (Климов 1988)

По представлениям удмуртов, человек мог обратиться в дерево, которое имеет душу, обладает сверхъестественной силой [Традиционное ткачество Удмуртии. 2011]. У удмуртов – жителей леса – были культы, связанные с деревьями. Причем, определенная группа удмуртов поклонялась своему дереву: им могла быть сосна, ель, береза или рябина. Образ мирового древа является частым мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве, особенно в вышивке и ткачестве.

Далее идея дифференциации мира получает развитие в образе женщины, у которой ноги согнуты ромбом, а руки воздеты к небу. Справа и слева от женской фигурки в вышивке могут быть изображены ветки деревьев – символы идеи плодородия. В этом образе богини плодородия продолжается миф о верхнем и нижнем мирах. Верхний мир – место верховных божеств – изображается более рельефно [Журавлев 1991:4].

Рис. 5. Мотив «Мировое древо». Кабачи – женский нагрудник. Вышивка. Начало ХХ в. Северные удмурты (Климов 1988)

Образ женского божества с поднятыми руками встречается и в средневековый период, на женских серьгах в раскопках, относящихся к IX-XII вв. Это богиня Шунды-Мумы (букв. пер. с удм. Мать Солнца). Она являлась олицетворением солнца, живительного света и тепла, призванная заботиться о том, чтобы солнце вовремя всходило и заходило [Иванова 1999:6].

Под влиянием ираноязычных народов в ананьинскую эпоху у финно-угров сформировался своеобразный звериный стиль; чаще всего встречались изображения медведя, кабана, барана, рыси, орла, сокола. Нередко встречаются изображения зверей с двумя, тремя головами. В этот период развились некоторые варианты культов огня, солнца, коня. В ананьинскую эпоху зооморфные сюжеты «вплетаются» и в образ мирового древа. Это прослеживается в археологических находках. Так, Л.И. Ахимшина описывает пятизубые гребни-подвески VI-III вв. до н.э., изготовленные в виде голов животных, напоминающих лосиные, где на лобной части представлена ритуальная сцена: жертвенные животные у мирового древа [Ахимшина 1932:4-5]. Подобного рода мотив украшает костяные гребни и в эпоху средневековья.

Рис. 6. Мотив богини с поднятыми кверху руками. Серьги. Серебро, литье. IX-XII вв. (Климов 1988)

Мотив «кони» является очень распространенным, начиная уже с первого этапа развития декоративно-прикладного искусства пермской группы народов, и особенно на четвертом этапе. Фигурки или головки коней, направленные в разные стороны, часто встречаются на средневековых костяных и бронзовых копоушках (служивших, как предполагают, туалетной принадлежностью) и на гребнях. Также вплоть до XIX – начала ХХ в. они украшали бронзовые гребни, которые удмуртки привешивали к поясу и нагрудным украшениям. Как отмечает М.Г. Иванова, в древности гребень расценивался как священный предмет, и мотив сдвоенных конских головок должен был усиливать его охранительную функцию [Иванова 1994:144].

Рис. 7. Мотив «космогонические кони и мировое древо». Гребень. Рог. Городище Иднакар. IX-X вв. (Куликов 2001)

Многие исследователи отмечают связь образа коня с солнечным культом. Яркий пример этому мы видим в удмуртской этнографии в вере в существование крылатых огненных коней, которые выходят из воды, а также в большой роли лошади в удмуртских обрядах и празднествах [Иванова 1984:62].

Позднее мотив «вало-вало» — кони – приобрел иное значение: как отмечает С.Н. Виноградов, в традиционной культуре удмуртов полотенце символизировало дорогу, а чалма невесты с мотивом «вало-вало», видимо, означала пожелание счастливого пути [Виноградов 1973:30].

Одним из распространенных и развитых мотивов в искусстве ананьинской культуры и пермского звериного стиля является, как отмечает К.М. Климов, образ медведя [Климов 1999:40]. К.М. Климов указывает на чрезвычайно любопытную особенность образа медведя в зверином стиле: это нехватка большого пальца на одной или двух лапах. Такая особенность объясняется верованиями многих народов Урала и Сибири. У селькупов, например, был обычай отрезать у умершего «великого» шамана фалангу большого пальца, которую впоследствии хранила его семья в качестве реликта, вмещавшего шаманскую и физическую силу и душу [Иванова 1994:140]. Отрезание большого пальца было также связано с верованием о превращении умершего в медведя (медведя считали четырехпалым).


Рис. 8. Мотив «кони». Гребень женский. Медь. Северные удмурты. Начало ХХ в. (Климов 1988)

I тысячелетие н.э. связано с целым комплексом литых декоративных изделий пермского звериного стиля, семантику которых исследователи связывают с племенным тотемизмом [Климов 1999], с локальными обрядами охранительной магии [Коробейников, Липина 2005] или с космогонической символикой [Рыбаков 1994]. В этот период находят развитие мотивы медведя, коня, ящера и другие зооморфные мотивы. С подробным анализом этих образов на примере чердынских пластин можно познакомиться в работе К.М. Климова [Климов 1999:45-52]. Отметим, однако, что центральным персонажем всех чердынских пластин является Великая Мать мира – Великая прародительница, рождающая мать Кылдысь-инь, как воплощение земли у коми (Кылдысь – создавать, инь – мать, женщина, рождающее место) [Плесовский 1972:36], у удмуртов это – Кылдысин – творец земли и растительности, который также правил подземным миром [Шутова 1995:411].


Рис. 9. «Вало-вало» - кони (Виноградов 1973)

Важную роль в декоративно-прикладном искусстве удмуртов, начиная с эпохи пермского звериного стиля [Климов 1988:7], играют солярные мотивы. Все солярные символы имели охранительное назначение. В частности, считалось, что солнце отгоняло злых духов. Изображения солнца отличались большим разнообразием – это круги, овалы, ромбы, полукружия и др. С развитием деревянного зодчества солярные мотивы начинают переноситься на такие важные части построек как наличники, причелины и ворота.

Рис. 10. Солярный мотив на воротах дома. Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина (Фото автора)

Развитие вышивки и ткачества сыграло особенно важную роль в декоративно-прикладном искусстве удмуртов. Начиная предположительно с третьего этапа развития искусства у пермских народов орнаменты, ранее использовавшиеся для украшения керамики и металлических изделий, начинают постепенно переноситься на отдельные элементы костюма, а позднее и на тканые бытовые предметы. На эволюцию удмуртского орнамента впервые обратил внимание археолог В.А. Семенов. Он отмечает, что еще в XVII-XVIII вв. орнаментальные построения в удмуртском декоративно-прикладном искусстве еще бедны в композиционном отношении, однако с развитием художественного ткачества в XIX-XX вв. начинается новый расцвет орнаментального искусства [Семенов 1967:293].

Рис. 11. Женское головное полотенце – чалма. Браное ткачество. Южные удмурты. Начало ХХ в. (Климов 1988)

К важным солярным мотивам, перенесенным на полотняную ткань, относится свастика. Ее функция не только охранительная; она имеет также значение жизни, возрождения. Пожилые удмуртки ткали полотенца со свастикой во время войны даже под страхом смерти, потому что для них это был магический знак солнца и возрождения [Денисова http://mariuver.wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ ].

Солярные мотивы в виде кругов с точкой представлены в мотивах «питыри» и «питырес» (окружность, круг).

Мотив «питыри» встречался на свадебном платке невесты, а мотив «питырес» — на головном полотенце (чалме) женщины [Виноградов 1973:28]. С.Н. Виноградов относит эти мотивы к «фактам времен матриархата», изначальное значение которых утрачено. Однако «это изображение удмуртками было сохранено благодаря приписываемому ему магическому значению и наличию в нем эстетического содержания».

Некоторые солярные мотивы, будучи перенесенными в вышивку и ткачество, приобрели иные значения. Так, например, ромб – изначально солярный символ (ромб с радиальными лучами или крестом) – позднее истолковывается как пожелание порядка хорошему хозяину, засеянное поле или он нес информацию о количестве сыновей. Еще позднее ромб – это пряник, символ достатка. Ромб может также истолковываться как «куак» – небесное древо жизни и оберег от сглаза и болезней. [Денисова http://mariuver.wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ ]
Рис. 12. Мотивы «питыри» и «питырес» (Виноградов 1973)

Не менее важным космическим мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве является лунарный мотив – «толэзё пужы». Другое, по всей видимости, более позднее название этого мотива – «легезьпу сяська» — «цветы шиповника». Девушке у северных удмуртов по обычаю не разрешалось выходить замуж без нагрудника с этим узором [Крюкова 1973:40; Виноградов 1973:28], поскольку он был женским знаком, способствовавшим плодовитости. В нем подчеркивался временной аспект, репродуктивный период женщины [Молчанова 1999:9]. Этот мотив обладал мощной защитной функцией.

Рис. 13. Мотив «толэзь пужы». Нагрудник женский – кабачи. Вышивка. Северные удмурты. Начало ХХ в. (Климов 1988)

Лунный мотив, как утверждает К.М. Климов, был перенят удмуртами у евреев в ходе торговых отношений с Хазарским каганатом – древним иудейским государством. (Хазары поставляли шелк-сырец, которым делались вышивки, а в обмен получали пушнину). В Израиле лунный знак известен с 1-3-го веков [Денисова http://mariuver.wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ ].

В целом для космических мотивов в удмуртском декоративно-прикладном искусстве характерна предельная стилизованность, геометричность, что типично для древних орнаментов. Мы встречаем среди них типичные и для финно-угров, и для славян европейского северо-востока России ромбы с продленными сторонами, треугольники, крестообразные фигуры и др. С другой стороны, мы можем видеть здесь и другую группу геометрических узоров – со всевозможными вариантами свастики, многолепестковых розеток, решетчатых ромбов. Эта группа орнаментов связана только с определенными локальными центрами декоративно-прикладного искусства удмуртов, в основном на севере Удмуртской республики. Анализ этих узоров позволил сделать К.М. Климову вывод о том, что они местные, самобытные и, вероятно, в прошлом они отражали «племенные» обычаи, вкусы, сложившиеся в условиях родового строя. Сближаясь в некоторых случаях с обско-угрскими, эти орнаменты, однако, сохраняют свой удмуртский характер [Климов 1988:18].

Таким образом, мы проследили в статье, что орнаментика удмуртского народного искусства восходит еще к прауральской мифологии, и, по мере развития культур, ведущих к удмуртскому народу, орнаменты вбирали в себя новые смыслы, в том числе мифологические и религиозные представления. Хотя на поздних этапах развития искусства многие из этих смыслов были утрачены, и орнаменты истолковывались уже в бытовом ключе, археологические находки часто дают возможность реконструировать их изначальную семантику.

Литература:

Айхенвальд, А.Ю. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов /А.Ю. Айхенвальд, В.Я. Петрухин, Е.А. Хелимский // Балто-славянские исследования,1981. М., 1982. С. 163-192.

Ахимшина Л.И. Реконструкция представлений о мировом древе у населения Северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железа. Сыктывкар, 1932. 29 с.

Виноградов С.Н. Удмуртские народные узоры и значение их названий // Об удмуртском фольклоре и литературе. Вып. 1. Ижевск, 1973. С. 26-34.

Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. 384 с.

Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985. 279 с.

Денисова О. Орнамент – тайный язык народа (интервью с К.М. Климовым) http://mariuver.wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ Дата обращения: 9.10.11

Журавлев А.П. Древнейший миф о «мировом древе» // Проблемы происхождения народов уральской языковой семьи: Тез. докл. Ижевск, 1991. С. 3-4.

Иванова М.Г. Вдохновение в древних истоках: Материалы по средневековому искусству удмуртов: Методич. пособие для мастеров. Ижевск, 1999. 76 с.

Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск, 1994. 191 с.

Иванова М. Г. К вопросу о художественном образе в средневековом искусстве удмуртов // Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов. Ижевск, 1984. С. 57 – 63.

Климов К.М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. 320 с.

Климов К.М. Об истоках художественной традиции в удмуртском народном декоративно-прикладном искусстве // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья: Межвуз. сб. ст. /Удм. гос. ун-т; Отв. ред. Климов К.М. Ижевск, 1995. С. 91-102.

Климов К.М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988.199 с.

Коробейников, А.В., Липина, Л.И. 2005. Медвежий культ удмуртов по данным археологии и этнографии // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск. С.205-209.

Косарева И.А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX – начале XX в. Ижевск, 2000. 228 с.

Косарева И.А. Удмуртская прялка «кубо» и орнаментация вышитых нагрудников «кабачи» как источник сведений о древнеудмуртских пантеистических представлениях // Вопросы искусства и культуры Удмуртии. Устинов, 1986. С. 47-55.

Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск-Ленинград, 1973. 160 с.

Куликов К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: Научно-методическое пособие. Ижевск, 2001. 64 с.

Молчанова Л.А. Орнамент удмуртской традиционной одежды: Автореф. Ижевск, 1999. 25 с.

Петрухин В. Мифы финно-угров. М., 2005. 463 с.

Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов // Труды Ин-та языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1972. С. 32-45.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с.

Сапрыков В. Символ Удмуртии – белый лебедь // Наука и жизнь, 11/94: С. 21-24. http://geraldika.ru/symbols/2458 Дата обращения: 14.10.11

Семенов В.А. Из истории удмуртского народного орнамента (III-XII вв.) // Вопросы финно-угорского языкознания. Вып. 4. Ижевск, 1967. С. 287-293.

Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитьё, ткани, кружево. СПб. 1872. 215 с.

Традиционное ткачество Удмуртии [:Мультимедийный диск]. Ижевск: ГУК «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики», 2011.

Шутова Н.И. Образ древнеудмуртского женского божества: возможности его реконструкции //Congressus Octavus internacionalis Fenno-ugristarum. Jyväskylä. 10-15.8. 1995. Pars VI Ethnologia, Folkloristica. Moderatores Jyväskylä. Finland. 1995. S. 410-413.

Удмуртия является родиной яркой, глубоко самобытной народной художественной культуры, в которой сохранились памятники народного зодчества и декоративно-прикладного искусства. Удмуртское народное изобразительное искусство развивалось на своей древней, исконно национальной основе, а все заимствованное извне было творчески переработано удмуртскими мастерами, органично включено в их собственную орнаментально-декоративную культуру. Народное декоративно-прикладное искусство удмуртов славится уникальными изделиями. Изумительной вышивкой, искусством узорного ткачества и безворсового ковроделия, ювелирными украшениями, предметами резного дерева, плетения, привлекающими внимание исследователей ярким своеобразием, богатством видов, высоким художественным мастерством. Они широкого ихзвестны не только в республике, но и далеко за ее пределами. Возникнув в условиях местной традиционной культуры, декоративное искусство органично входило в крестьянский быт и отвечало практическим целям и эстетическим запросам народа. Тесно связанное с жизнью, народное декоративное искусствоодухотворяло ее, выражало мировоззрение народа, широко охватывая все стороны быта - интерьер, костюм, утварь. Книга рассказывает, как искусство узорного ткачества, безворсовое ковроделие, резьба по дереву, плетение, имея различные утилитарные и декоративные качества, гармонически сочетаясь в убранстве жилища, создавали в нем специфически яркую предметно-материальную среду, как в области украшения костюма удмуртская женщина - художница из народа простыми средствами достигала яркого декоративного решения, взаимосвязи всех частей одежды, образуя единый художественный комплекс. Ряд материалов, изложенных в книге, является результатом исследователькой работы автора: о народном искусстве и его художественно-эстетической роли в формировании предметной среды как художественно осмысленного целого, о связях народного декоративного искусства и фольклора, о народном искусстве бесермян. Народное декоративное искусство удмуртов и ныне сохраняет свое значение и представляет собой реально бытующую традицию. Однако оно сейчас развивается в специфических условиях возрастающей урбанизации современного села. Являясь неотъемлемой частью современной культуры Удмуртии, народное декоративное искусство сохраняет высокий уровень мастерства. Наличие ярко выраженных особенностей говорит о нем, как о явлении сложном и неоднородном. Книга знакомит с богатыми колекциями и лучшими произведениями народного искусства в собрании Удмуртского республиканского краеведческого музея и Республиканского музея изобразительных искусств. Издание рассчитано на искусствоведов, историков, археологов, этнографов, студентов, на ценителей народного искусства.

Предисловие.
Введение.
Удмуртское декоративное искусство в организации интерьера народного жилища XIX - начала XX века.
Декоративное искусство в традиционном комплексе народной одежды удмуртов XIX - начала XX века.
Современное бытование удмуртского народного декоративного искусства и его мастера.
Список иллюстраций.
Библиография.
Резюме.



Понравилась статья? Поделитесь ей