Контакты

Тьютор для ребенка с рас: правовая норма и реальность. Вопросы часовой нагрузки тьютора Сколько платят тьютора в школе

17.11.2017 12:14:00

Еще три-четыре года назад школы открещивались от под любым предлогом. А сегодня, мне кажется, что наличие инклюзивных классов становится даже престижным», — говорит психолог и тьютор Ирина Билык.

сайт обсудили с Ириной, как тьютор помогает сделать инклюзивную среду комфортной для ребенка, его учителя и одноклассников. И что нужно, чтобы от инклюзивного обучения выигрывали все.


Ирина Билык
психолог, тьютор инклюзивного класса, АВА терапист

Кто такой тьютор,
и какова его роль в классе

С этого года образование у нас стало инклюзивным. Дети с расстройствами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с неврологическими и ментальными нарушениями теперь включаются в обычные классы.

Польза очевидна. Особые дети учатся жить в обществе. Они чувствуют себя его частью, а не изгоями, тянутся в развитии к обычным детям. Их одноклассники осознают, что непохожесть другого человека — это нормально. Они становятся более открытыми, проникаются духом взаимопомощи.

Но учителям сложнее принять это нововведение. Многие просто не знают, как работать с особыми детьми. Есть и такие, кому мешают личные предубеждения.

А если и знают, и предубеждений нет, все равно трудно делить внимание между классом и особым ребенком.

Особому ребенку и задания нужно отдельно объяснить, и регулировать поведенческие всплески. А если он при этом еще и плохо реагирует на речь, или у него не сформированы навыки самообслуживания — это дополнительно усложняет дело.

Тьютор сопровождает ребенка в школе, адаптирует его к тому, что происходит на уроке и на переменах. Обучает реагировать на инструкции учителя, помогает завязать общение с одноклассниками.

В первую очередь мы решаем поведенческие проблемы. Да, мы принимаем все особенности наших детей. Но в классе кроме них есть и другие ученики, и нужно постараться, чтобы комфортно было всем.

В чем суть работы тьютора

Для каждого ребенка с особыми потребностями разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Она учитывает особенности ребенка, учитывает, каким способом ему удобнее воспринимать информацию. Иногда ИПР сильно отличается от программы остального класса.

Во время урока я сижу рядом с подопечным и помогаю понять инструкции учителя, направляю, подсказываю, что нужно сделать.

Остальным детям это не мешает. Хотя бы уже потому, что в классе не бывает идеальной тишины, которую мы могли бы нарушать и всех отвлекать. Да и подсказывать мы стараемся не голосом, а жестом, картинкой.

Например, учитель попросил дневник — я показываю на пиктограмму «дневник» и на учителя.

Если ребенок не воспринимает что-то на слух, я пишу это маркером на дощечке. Отвечаем у доски или работаем в группе тоже вместе: я помогаю визуальными подсказками.

Я, например, работаю с аутичными детьми. Поэтому, кроме базового медицинского и психологического образования, прохожу курс прикладного анализа поведения (АВА). Эта методика применяется в работе с расстройством аутистического спектра и другими состояниями.

В идеале, тьютор работает в связке с поведенческим аналитиком, который курирует его подопечного с момента постановки диагноза. Аналитик знает возможности ребенка, помогает правильно построить работу, может оценить и скорректировать результаты.

Кто может быть тьютором для особого ребенка

Лучше всего на роль тьютора подходят педагоги-психологи, коррекционные педагоги, логопеды. Но целеустремленный студент тоже может справиться. Главное, чтобы это был ищущий, внимательный и пунктуальный человек.

Тьютором может быть и один из родителей. Но это крайний вариант. Родители слишком эмоционально включены в ситуацию, чтобы работать профессионально и беспристрастно.

Тьютор должен увидеть дефициты и пробелы у ребенка, обучить его недостающим навыками и постепенно самоустраниться. А родитель не всегда готов осознанно поставить ребенка перед трудностью.

Да и восприятие играет роль. Когда другие дети, или сотрудники школы задают вопросы, или ведут себя нетактично, родителям это причиняет боль. А тьютор профессионально и спокойно решает ситуацию.

Я знаю, с диагнозом бывает сложно смириться. Кажется, что, если «спрятать голову в песок», проблема исчезнет. Но мне хочется кричать таким родителям: остановитесь, что вы делаете?

Из общей программы этот ребенок усвоит, в лучшем случае, элементарные вещи. Вызовет в свой адрес насмешки одноклассников и раздражение учителей, получит кучу ярлыков: двоечник, дурачок, и тд.

А специализированная программа для его уровня развития даст ему понятные цели. Он будет достигать их, и будет успешным в этом.

Так что же важнее: удовлетворить амбиции, или дать ребенку доступное ему развитие?

Как родители могут помочь своему ребенку освоиться в обычном классе

Родители особого ребенка тоже должны принимать участие в инклюзии. Но их роль в другом

Отношение к миру дети перенимают у взрослых. Атмосфера в классе во многом зависит от того, в каком ключе инклюзию обсуждают дома родители. А в обществе еще много стереотипов, недопонимания этой темы.

Хорошо, если близкие особого ребенка с самого начала подготовят почву для его появления в классе.

Смысл презентаций — снять все недомолвки и недопонимание. Объяснить, что за нарушение у ребенка, в чем оно заключается. Рассказать, что по непонятным причинам такие нарушения сейчас очень распространены, никто не застрахован от них. Уметь общаться с такими людьми, очень важно, хотя бы уже потому, что их становится все больше.

Такие беседы вносят ясность. Люди, которые раньше были настроены скептически, становится более лояльными и поддерживающими. В частности, снимается большая часть напряжения в конфликтных ситуациях.

У нас ведь, если обычные дети подрались — ничего страшного. А если в драке участвовал ребенок с нарушением — это почти катастрофа.

Приходится выслушивать, напоминать, что периодически дерутся все дети. А у нас, вообще-то, инклюзия, современное общество, давайте будем терпимее друг к другу.

Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество

Инклюзия — это не ресурсные комнаты в школах, не законы. Это в первую очередь люди, которые нас окружают.

В прошлом году в нашем классе работала учительница — профессионал с огромным стажем. Но нам никак не удавалось найти с ней общий язык.

Она игнорировала наших детей, настраивала против них класс. Вся наша инклюзия чуть не пошла прахом из-за этого.

В этом году у нас новая молодая учительница. Она стремится сотрудничать, включает наших детей в работу.

Прежде чем дать задание, уточняет, что они могут сделать, а что нет. Следит за моими знаками: можно ли спросить ребенка. Такая командная работа — именно то, что нужно.

И люди отзываются. Работники столовой «помогают» купить булочку. Вахтер следит, чтобы они не вышли из школы, и тд.

Мы планируем работу со старшеклассниками, чтобы они знали, что за дети учатся в их школе. Конечно, не все нас поймут. Будет и хихиканье, и тыканье пальцами, все это будет. Но будем работать с этим.

Дети в нашем классе уже сейчас намного добрее и осознаннее по отношению к особым детям, чем их сверстники. Они видят, когда нужно помочь, сами встают в пару, берут за руку, ведут в столовую «у нас сейчас еда», или помогают выполнить что-то на уроке.

Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на время адаптации). Однако следует признать, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно добиться реализации такой услуги на практике. И все же, если родители будут настойчивы в востребовании прав своих детей в органах социальной защиты населения, их сотрудникам придется учесть запросы родителей. Если же родители будут пассивны, органы соцзащиты так и не узнают о потребностях детей и никаких положительных изменений не произойдет. Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка. Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе прежде всего будет полагаться на мнение ПМПК.

На данный момент родителям приходится добиваться от ПМПК или бюро МСЭ записи о необходимости услуги по сопровождению в их заключениях или в ИПР. И здесь наименее весомым аргументом оказывается мнение родителя, поскольку это – его субъективная оценка ребенка (за исключением, пожалуй, явных двигательных ограничений: передвижение в коляске; самостоятельно, но при поддержке взрослого; зрительных, слуховых ограничений; иных ограничений моторики). Поэтому, как и в других случаях, родителям желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом желательно описать, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).

Если законные представители ребенка обращаются в образовательное учреждение за содействием в получении услуг по сопровождению, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается за решением вопроса к учредителю. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть единый помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса.

При решении рассматриваемого вопроса необходимо опираться на следующие положения нормативных актов:
– в соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и/или психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
– в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При решении вопроса о том, каким образом реализовать право ребенка с особенностями развития на услуги по сопровождению в процессе получения образования, возможно также применение законодательства о социальном обслуживании населения. Для этого необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению, чтобы понять, в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-экономические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги).

ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта. Пункт 4.1.2.3 указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями в том числе и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Так, например, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», органы государственной власти г. Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях, в том числе путем предоставления возможности пользования услугами помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения. При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.

Выдержка из приказа Министерства образования от 30 августа 2013 г. N 1015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

п.29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

П.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

рекомендации Минобра и Елены Клочко:
если тьютора не вписываются в заключение: Подписывать отказ от заключения Пмпк и прямо в подписи указывать "в связи с отказом в предоставлении положенного по "Закону об образовании в РФ" ассистента, необходимого для создания специальных образовательных условий моему ребенку ______________, прошу письменно указать причину отказа в сроки, установленные гражданским законодательством"

Хочу отправить ребенка с задержкой психоречевого развития в первый класс общеобразовательной школы с тьютором. Какие законы регламентируют присутствие тьютора рядом с конкретным ребенком и какие показания необходимы для этого? Наша ПМПК прописывает тьюторов только аутистам. Говорят, что они положены только детям, у которых проблемы с установлением контакта. У моего плохая моторика и нарушено внимание и пространственное мышление. Требуется в основном техническая помощь. Как добиться тьютора?

Вопрос о назначении ребенку тьютора (ассистента/помощника) регулируется в первую очередь ст. 79 Закона «Об образовании в РФ», в которой говорится следующее:

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Менее конкретно указано в ст. 19 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»:

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Таким образом, все дети с ОВЗ, дети-инвалиды, вправе получить помощь ассистента (помощника) при получении образования. Законом не ограничивается право на помощь ассистента в зависимости от заболевания, т.к. критерием его необходимости является невозможность либо существенные сложности (в том числе технического характера, о которых Вы указываете в сообщении), которые затрудняют образовательный процесс.

Возникают вопросы о том, как получить помощь ассистента (помощника, тьютора) – законом не указано, что ассистент должен быть отражен в заключении ПМПК или ИПР. Однако на практике родители часто сталкиваются с требованием школы (образовательной организации), чтобы ассистент был вписан в заключение ПМПК.

Сначала я бы все же рекомендовала обратиться в саму образовательную организацию и уточнить порядок – могут ли они предоставить помощника (именно технического) без включения его услуги в заключение ПМПК и ИПР. В случае, если это не предусмотрено, начинать надо будет с ПМПК. И на комиссии, ссылаясь на ст. 79 Закона «Об образовании в РФ» и документы, подтверждающие необходимость сопровождения ребенка, требовать назначения помощника.

Анна Миронова, юрист

Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.

На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.

Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.

Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.

Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.

Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.

Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.

Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.

Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.

В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.

Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.



Понравилась статья? Поделитесь ей