Контакты

Тест развитие гласности и демократии в ссср. Развитие гласности и демократии. Последние годы застоя. Приход к власти М. Горбачёва

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

    Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

    Выделять причинно-следственные связи

    Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

    Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

    Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные :

    Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

    Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

    Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

    Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

    Продолжить формировать навыки аналитического мышления

    Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

    Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

    Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

    Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

    Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

    Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

    Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

    Выделение основных этапов расширения гласности

    Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

Проблемное обучение;

Личностно - ориентированное обучение;

ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ»

Видео-хостинг -

Технологическая карта урока.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

    Расширение гласности

    Проявление гласности в различных сферах жизни

    Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

    Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

    Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласногсти.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

Кино и реабилитация выступление ученика.

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18 .

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

    Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

    Расширение зоны и усиление остроты критики;

    Ограничение функций Главлита (1988г.);

    Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

    Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

Слушаю и анализируют услышанное.

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

    Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

    Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Приложение 1.

Проверочный тест

Слайд 2

Расширение гласности

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.); Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий; Расширение зоны и усиление остроты критики; Ограничение функций Главлита (1988г.); Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу; Политическая дифференциация в СМИ; Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение.

Слайд 3

Укрепить социализм, упрочить веру масс в возможность искоренения негативных явлений в обществе Сформировать идеологию социализма «с человеческим лицом» Заменить официальную идеологию полуправдой Обосновать правильность концепции ускорения Гласность Гласность - как политический термин, политика максимальной открытости деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в в СССР.

Слайд 4

САХАРОВ

Андрей Дмитриевич (1921-1989) Физик-теоретик и общественный деятель, академик АН СССР. Один из создателей водородной бомбы в СССР. С конца 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х - начала 70-х гг. один из лидеров правозащитного движения. После протеста против ввода советских войск в Афганистан Сахаров в января 1980 был лишён всех наград и сослан в г. Горький. Возвращён в 1986, в 1989 г. избран народным депутатом СССР; предложил проект новой Конституции страны. Нобелевская премия мира (1975).

Слайд 5

Александр Исаевич Солженицын. Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье. 1936-1941 – после окончания школы учится на физико-математическом факультете университета в Ростове-на-Дону. С 1939г. заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. 1941 – мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) – на фронте. 1943-1945 – командует артиллерийской батареей. По окончании войны имеет чин капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. 1945 – арестован и осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации» (по статье 58, п. 10 и 11). Зимой 1952 у Солженицына обнаружили рак, он был прооперирован в лагере.1956 – Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, он учительствовал в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». Пишет «В круге первом», «Щ-854 (Один день одного зэка)», «Раковый корпус». «Один день...» выдвинут на Ленинскую премию, 1968 – закончен «Архипелаг...». В этом же году «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей. 1969 – Солженицын исключен из Союза писателей.

Слайд 6

1970 – Солженицыну присуждается Нобелевская премия по литературе. 1974 – Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. В октябре 1976 переселяется в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт, США). Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках» (переработанный вариант «Августа Четырнадцатого»; «Октябрь Шестнадцатого», оба - 1982; «Март Семнадцатого», 1986-87; «Апрель Семнадцатого», 1991). 1990 – Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство. 1991 – написана книга «Бодался теленок с дубом», очерки о советской литературной жизни. 1994 – Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б.Н.Ельцина, постоянно критикует власть. В 1997 Александр Солженицын избран академиком РАН.

Слайд 7

Слайд 8

ИТОГИ ПОЛИТИКИ ГЛАСНОСТИ

Возродилась многопартийность Реабилитированы жертвы сталинских репрессий Активизировались различные общественные силы Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны Отменена цензура Рост интереса россиян к истории государства

Слайд 9

2. Переосмысление прошлого и будущего

«У нас нет стратегии такого развития, не разработаны ее запасные варианты, которые должны быть предусмотрены. Поэтому в решении тех или иных социально-экономических проблем мы часто пользуемся импровизацией. А вот целостность предполагает одновременно анализ производства как мирового, так и отечественного уровня цен, спроса, состояния налогов, деления общества на богатых и бедных, межбюджетных отношений, состояния коррупции. Вот по этим параметрам мы и должны оценивать ход идущих в стране процессов, по ним как-то и определяться» - Леонид Абалкин. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Известными и популярными стали новые авторитетные авторы из числа видных экономистов, социологов, журналистов и историков. Леонид Абалкин

Слайд 11

С.Говорухин Художественно-публицистический фильм о кризисном состоянии советского общества и причинах, приведших к этому. Полемический подход отличал и самые яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 1990 х гг.: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин). В прокате появились и те картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, К.П. Муратовой, С.И. Параджанова.

Слайд 12

Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей. В качестве изобразительных средств широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро вытеснившие советскую символику. Плакат быстро превращается в средство критики политики половинчатых реформ и выражения растущего общественного недовольства.

Слайд 13

В 1987г. создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Незаконными были признаны все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Публиковались ранее секретные архивные материалы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор стране страницы советской истории. В 1989 г. движение «Мемориал» охватило более 180 городов СССР. С 1987 по 1990 год восстановлена справедливость в отношении 1 043 750 человек. Началось издание Книг Памяти. Александр Николаевич Яковлев (1923-2005) публицист, социальный мыслитель, академик РАН, российский советский политический и общественный деятель, главный идеолог Перестройки.

Слайд 14

Раздавались и громкие призывы «защитить социализм» и советское наследие от «фальсификации». 13 марта 1988 года в газете "Советская Россия" была опубликована статья Андреевой «Не могу поступаться принципами» - на тот момент старший преподаватель кафедры физической химии Ленинградского технологического института (ЛТИ). Статья Андреевой полностью отрицала те новые перестроечные ценности, которые стали (причем пока еще довольно робко) просачиваться на страницы газет и журналов. Нина Андреева

Слайд 15

В ходе полемики постепенно утверждалась уверенность, что все отрицательные явления – не искажение социализма, а его продукт. Такие черты, как монополия одной партии, контроль над СМИ, государственное управление экономикой – неверный путь. Утверждалось представление о необходимых преобразованиях: - необходимость многопартийности, идеологического плюрализма; - Правовая гарантия гражданских прав и свобод,- свобода слова и независимость СМИ, - рыночная экономика

Слайд 16

Политические реформы

Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, М. С. Горбачев попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 1986-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. «Перестройка – это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен», – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988г.).

Слайд 17

1 декабря 1988-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров). М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А. И. Лукьянов. Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР, программу предстоящей деятельности правительства. 26 марта 1989 - выборы Народных депутатов СССР. 9 апреля 1989 - разгон демонстрации в Тбилиси, начало разгона СССР.

Слайд 18

Но ничего сделать так и не смог, как никто из демократов не мог ничего сделать на Съезде с легко управляемым коммунистической верхушкой "агрессивно-послушным большинством". Но ценность Съезда и не была в его политических действиях, она заключалась прежде всего в самом факте его существования, его открытости, а главное - в прямых трансляциях его заседаний на всю страну. Вся страна видела, как сгоняет Сахарова с трибуны Горбачев, как затыкает ему рот Лукьянов, как засвистывают его противники, как "прокатывают" его кандидатуру на выборах членов Верховного Совета... 14 декабря 1989г. – скончался А.Д. Сахаров. В работе Съезда академик Сахаров принимал самое активное участие: выступал, полемизировал, предлагал проект демократической федеративной Конституции Евро-Азиатского союза, в который предлагал преобразовать СССР.

Слайд 19

В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. На Первом съезде народных депутатов РСФСР (май - июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем - Р. И. Хасбулатов, председателем Совета министров назначен И. С. Силаев.

Слайд 20

В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР (основными политическими объединениями стали: президентский блок "Выбор России", блок "Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, политическое движение "Женщины России", Коммунистическая партия РФ). Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Слайд 21

Важнейшей проблемой, с которой теперь столкнулась новое советское руководство, стала националистическое движение. Происходили конфликты в Нагорном Карабахе, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, что, в конечном счете, ускорило развал Советского Союза. В этих республиках началось создание так называемых «народных фронтов», выступающих за выход республик из состава СССР. Поскольку на огромном пространстве страны экономическая ситуации продолжала ухудшаться, правительству Горбачева все труднее становилось доказывать взбудораженным народам выгоды их жизни в составе СССР.

Слайд 22

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Паралич центральной власти и ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссии, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике – все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в стране. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Посмотреть все слайды

Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и в документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью и "борьбой с буржуазными влияниями" постепенно заменялся распространением и утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, "социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки "социалистического" выбора.
Расцвет гласности, выразившийся в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы государственного социализма, всесторонней беспощадной критики "деформаций" социализма в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили так называемые "шестидесятники" - представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки".
На первом этапе политики гласности в публицистике преобладали мотивы возвращения к "подлинному социализму" ("с человеческим лицом"), к "чистому ленинизму". Не случайно ведущее место на трибуне "гласности" заняли драматург М. Шатров с пьесой "Диктатура совести", публицист Е. Яковлев, возглавивший газету "Московские новости", писатель-диссидент Р. Медведев, латвийский режиссер-документалист Ю. Подниекс. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять "с полок" фильмы, ранее запрещенные к показу.
Однако вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки заданного руководством КПСС курса демократического социализма. Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации, такие как "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Московские новости", "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Огонек". Их возглавили новые главные редакторы - писатели С. Залыгин, Г. Бакланов, В. Коротич и др. 1988 г. стал "годом толстых журналов":
их тиражи выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1987-1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Увидели свет роман А. Платонова "Котлован", повести "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Пушкинский дом" А. Битова, известнейший роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", а также такие давно известные на Западе произведения, как романы Е. Замятина "Мы", "Все течет" В. Гроссмана, "Исчезновение" Ю. Трифонова и многие другие. Значительное место в периодике заняли произведения современных писателей и публицистов, посвященные критике сталинизма. Наибольшую известность среди них приобрели повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова.
В августе 1989 г. журнал "Новый мир" начал публикацию знаменитых романов А. И. Солженицына "Раковый корпус", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
Поток публикаций расширял пространство гласности и одновременно в нем все отчетливее стали проявляться два направления: наряду с либерально-демократическим течением набирали силу издания консервативного, так называемого национально-патриотического направления. Центрами духовной оппозиции западному влиянию стали журналы "Наш современник" и "Молодая гвардия", "Роман-газета", партийные газеты "Правда" и "Советская Россия". Среди лидеров этого движения наибольшим влиянием пользовались писатели Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Белов, художник И. Глазунов. Интеллигенты-патриоты решительно заявили об оппозиции по отношению к "перестроечным" журналам и начале "гражданской войны" в литературе. В ходе развернувшейся широкомасштабной полемики между "демократами" и "патриотами" антисталинский заряд публицистических выступлений (И. Клямкин, О. Лацис, Н. Шмелев и др.) перерастал в антикоммунистический. Речь шла уже не о критике системы, а о невозможности ее трансформации.
В рамках "открытости", объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. "Железный занавес", долгие годы отделявший Советский Союз от остального мира, наконец-то рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток "произведений" массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие "продукты" западного "индустриального" шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и удовольствия.
С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура.
Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

Вопрос 01. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики гласности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.

Ответ. Различия (и совсем немного сходств):

1) в период «оттепели» начались реабилитации жертв репрессий, но они коснулись далеко не всех их категории, в «перестройку» началась поголовная реабилитация (Вопросы возникали только по отдельным личностям, вроде Л.П. Берии);

2) в период «оттепели» развенчан культ личности И.В. Сталина, но рамки критики его режима жёстко ограничивались партией, в «перестройку» было опубликовано огромное количество воспоминаний и исследований, раскрывавших правду об этом тёмном периоде во всей полноте;

3) в период «оттепели» опубликованы были лишь некоторые ранее запрещённые произведения, другие оставались под запретом, появились также запреты новые, в то время как «перестройка» все запреты сняла, опубликовано то, что десятилетиями перепечатывалось тайно на машинках, появились издания творений эмигрантов и издания на русском языке ранее не переводившихся произведений;

4) в период «перестройки» появилась критика действующего руководства, в то время как во время «оттепели» она была не возможна.

Вопрос 02. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?

Ответ. Общим во всех этих направлениях была критика существующего положения дел, а разделял их круг затронутых проблем. Обсуждали следующее:

1) статус и привилегии номенклатуры – тема отвечала интересам всех слоёв общества, кроме номенклатуры;

2) причины и последствия пренебрежения интересами экологии – обсуждение велось в интересах всего общества, но понимала это небольшая его часть;

3) проблемы здоровья людей – обсуждение велось в интересах всего общества;

4) права военнослужащих и «дедовщина» в армии – в интересах подлежащих призыву, то есть почти всего мужского населения определённого возраста;

5) возможности отказаться от милитаризации экономики – обсуждение велось в интересах всего общества.

Вопрос 03. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?

Ответ. Потому что именно в прошлом надеялись найти ответ на Вопросы, почему современность так безрадостна и по какому пути развития лучше пойти.

Вопрос 04. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?

Ответ. В самом начале М.С. Горбачёв хотел всего лишь увеличить эффективность экономики, не меняя систему управления страной. А идеи в разгар «перестройки»:

1) введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;

2) правовое закрепление гражданских прав и свобод;

3) признание эффективности рыночной экономики и целесообразности её полного господства;

4) утверждение гарантий защиты независимости СМИ.

Вопрос 05. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?

Ответ. В стране, где было живо и вполне активно поколение, в сталинское время делившееся на жертв и палачей раскол общества был неизбежен при любой степени гласности, тем более что другие поколения считались приемниками либо одних, либо других. Раскола можно было избежать только продолжением идеологической политики времён «застоя», что имело бы гораздо более негативные последствия.

Период 1987-1988 гг. занимает особое место в истории перестройки. В это время была сформулирована собственно горбачевская стратегия преобразований и началось ее воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований был озвучен в январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем было то, что впервые в советской истории главное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы.

В выступлении на пленуме Горбачев констатировал, что к середине 1980-х гг. в стране сложился «механизм торможения», корни которого крылись в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления. В качестве главного средства слома «механизма торможения» предлагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечении прав и свобод граждан. Революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе. Особое значение придавалось политике гласности. Она революционизировала и политизировала общество, резко расширила возможности общественного анализа: по диапазону доступной информации, снятию запретных тем, возможности задавать любые вопросы и предлагать варианты ответов.

Провозглашенный курс стимулировал пробуждение общественной активности. Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении «неформальных движений». Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, удовлетворявшие потребности в свободном общении и активной полезной деятельности. Новый курс дал толчок развитию так называемой альтернативной, неофициальной прессы. И хотя ее тиражи были ограничены, именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в откровенной и, порой, резкой форме. Издания такого рода становились не только средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов».

Осень 1987 г. стала определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли новые оценки советского прошлого, прозвучавшие в ходе празднования 70-летней годовщины Октябрьской революции. На официальном уровне было признано создание к концу 1930-х гг. административно-командной системы, охватившей нс только экономику, но и распространившуюся на надстройку. При признании противоречивости личности Сталина, больше говорилось о беззакониях, совершенных им и «его ближайшим окружением». Указывая на необоснованность репрессий против руководителей партии, государства, деятелей культуры, Горбачев призвал довести до конца приостановленную в середине 1960-х гг. реабилитацию невинно пострадавших. Реабилитация началась с Н. И. Бухарина, взгляды которого стали преподносить как возможную альтернативу избранному Сталиным курсу на форсированное строительство социализма в СССР. Одновременно Л. И. Брежнев был прямо назван как человек, ответственный за нарастание негативных процессов в жизни общества в 1970 - начале 1980-х гг.

Доклад Горбачева привел к радикализации политики гласности, способствовал поляризации общественных настроений и впоследствии - политическому размежеванию. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых были замешаны многие «первые лица» эпохи «застоя». Новый мощный импульс получила и кампания по «десталинизации». В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х гг. Учрежденное рядом творческих организаций историко-просветительское общество «Мемориал» ставило задачей содействие полной реабилитации жертв репрессий, оказание помощи пострадавшим, создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма, восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.

Как можно оценить политику «гласности»? Какую роль она сыграла в процессах

демонтажа общественно-политического устройства CCCR существовавшего в предшествующие десятилетия?

Происходящее неоднозначно оценивалось различными группами населения, так как под лозунгом «возрождения ленинского облика социализма» в СМИ развернулась кампания по «демифологизации» прошлого, в ходе которой началась критика идеологических ценностей социализма. На страницах некоторых изданий ликвидация «белых пятен» превращалась в закрашивание черной краской целых исторических периодов. С понятием «сталинизм» все чаще ассоциировали все происходившее в стране в 1920 - середине 1950-х гг., ставили под сомнение социалистический характер построенного в СССР общества.

На рубеже 1987-1988 гг. начинается размежевание в отношении проводимого в стране курса. Одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов - именно в таком духе было оценено выступление первого секретаря Московской партийной организации Б. Н. Ельцина в октябре 1987 г. Другие считали, что под флагом «перестройки» идет «сдача» социализма, притом что цели «реформаторов» остаются туманными. Эти настроения нашли отражение в нашумевшей весной 1988 г. статье Н. А. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции были резко осуждены «горбачевцами», претендовавшими на роль политиков-центристов.

Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция, на которой была сформулирована программа реформы политической системы. Она затрагивала два базовых института - государство и партию. Намечалось разграничить функции между ними. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были призваны способствовать два новых государственных института - Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент, сохранявший прежнее название - Верховный Совет. (Соответствующие поправки были внесены в Конституцию осенью 1988 г.) В сентябре началась крупнейшая за многие годы структурная реорганизация аппарата ЦК КПСС, значительно сократилась общая численность партийных работников.

Провозглашенный в январе 1987 г. курс на демократизацию к концу 1988 г. привел к важным последствиям. Произошла стремительная эволюция представлений о путях, степени радикальности и конечных целях реформирования общества. И, что особенно важно, перестройка обретала автономность от своих инициаторов, что открывало альтернативы в дальнейшем развитии событий.



Понравилась статья? Поделитесь ей