Контакты

Социальный статус его психологические характеристики. Понятие малой группы в социальной психологии. Общение как информационный процесс. Барьеры общения

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Следует выделять непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

· эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свой особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляюших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

  1. Общение как информационный процесс. Барьеры общения.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972).

Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Барьеры общения.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается ком-муникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

Проблема эффективности коммуникативного процесса заключается в том, что человеку необходимо: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСОВОЙ
РАБОТЫ
НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС В
ГРУППЕ.»
Свистуновой Елизаветы 25Юд-15К

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире
ответственность человека во взаимоотношениях в обществе играет важную
роль. Ответственные люди очень востребованы в обществе. К ним человеку
чаще обращаются за помощью, поручают важные задания и так далее,
потому что люди, которые к ним обращаются, уверенны, что они всегда
помогут и справятся с любой работой или ситуацией. А безответственные
люди только обещают что-либо выполнить, то есть только говорят, а на деле
ничего не выполняют. Поэтому к таким людям не хочется обращаться с чемлибо, и это касается не только помощи или задания, но и приема на работу,
ведь такие люди не нужны ни на каком- либо предприятии. Из этого всего
следует, что ответственность играет очень важную роль на влияние
формирования статуса человека и его роли в обществе.
Цель работы исходит из ее названия, то есть выявить влияние уровня
ответственности личности на социально-психологический статус в группе.
Задачи работы заключаются в:
- определении личности и группы
- определении социально-психологического статуса
-установлении влияния уровня ответственности личности в группе

Каждый человек индивидуален и является личностью. Каждая группа складывается из личностей, обединенных общими целями, интересами или возр

Каждый человек индивидуален и является личностью. Каждая группа складывается
из личностей, обединенных общими целями, интересами или возрастными
категориями.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней
отношений, в частности – через отношения иного индивида с остальными
участниками группы.
Фактор, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания
людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что
первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация,
полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и
достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда
соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми
друг друга, называют эффектом ореола.
Первое впечатление играет важную роль в общении. В первую встречу можно
понять каков человек. Это можно увидеть по его поведению, общению, жестам и
тому подобное. Серьезного и ответственного человека видно сразу: он
интелектуально развит, с ним можно говорить на разные темы, отностится ко
всему с серьезностью, страется сделать все правильно и с точностью, что бы
все было идеально. Даже если что-то у него не правильно, он все равно сделает
все что бы достичь положительного результата, и это касается во всем. Такие
люди притягивают к себе и вызывают интерес, на них можно положиться в любой
ситуации или же доверить важное задание, потому что будет уверенность в том,
что он справится с ним.

Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются оп

Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает
определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются
определенные требования.
Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений,
определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социально-психологический статус личности - характеристика положения,
занимаемого индивидом, как в функционально-ролевых, так и в межличностных
отношениях внутри группы.
Понятие социально-психологического статуса определяет положение человека в
системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов
группы. Человек может занимать разные места в системе межличностных отношений
в коллективе, причем в одной группе он может занимать очень высокий статус, а
в другой группе, наоборот, очень низкий.
Социально-психологический статус личности влияет на ее авторитет и, в свою
очередь, во многом им определяется.
Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах
прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения - вот
составляющая социального статуса каждого индивида.
Один из важных качеств личности, влияющих на статус в группе, является
ответственность.
Ответственность - это особое отношение между поступками человека (людей,
институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или
обществом.

Ответственность дает определенные преимущества, которые заключаются: - в уверенности в своих силах и в себе; - в формировании самоуважения

Ответственность дает определенные преимущества, которые заключаются: - в
уверенности в своих силах и в себе; - в формировании самоуважения и уважения
окружающих людей; - в осуществлении контроля над любой ситуацией, а также
самоконтроля; - в рациональной оценке поведения окружающих людей, когда вместо
осуждения происходит осознание о невозможности полагаться на кого-либо в
данной конкретной ситуации. Для того чтобы в себе развить такое чувство, как
ответственность, необходимо: - работать над собой, осуществляя постоянный
самоконтроль; - давать письменные задания для собственного выполнения и
отслеживать сроки их реализации; - производить организационную работу с людьми
по координации различного рода их действий; - общаться со своими детьми, неся
за них полную ответственность.
Как стать ответственным?
Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать,
что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно
качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку
может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть
воспитывать в себе и развивать чувство ответственности. Например, искренне
считать себя ответственным за события свой семейной (личной) жизни и
действовать сообразно. Ответственный человек даже в трудных отношениях вряд ли
будет утверждать, что его обидели. Он сознает, что автор обиды - он сам.

К числу важнейших признаков личности относятся (по В.П.Тугаринову): -разумность; -ответственность; -свободу; -личное достоинство; -индивидуал

Название психологическиважных качеств (ПВК)
К числу важнейших признаков личности относятся (по В.П.Тугаринову):
-разумность;
-ответственность;
-свободу;
-личное достоинство;
-индивидуальность;
Для сравнения уровня собственных способностей и профессионала, я сделала сравнительную
социограмму, в которой указаны данные основных психических функций.
Психологические способности и возможности профессионала оцениваются наивысшей оценкой 5.
Уровень собственных способностей оценивается оценкой от 0 до 5:
5- наивысшая оценка профессионала
4- я умею, но невладею, так как профессионал
3- я на среднем уровне знаю и понимаю, но не владею
2-нижесреднеговладею знаниями и пониманиями
1-я не знаю, но кое-что умею
0-я ничего не знаю и не понимаю
самоконтроль
устная речь
Психогрмма уровнвня собственных
способностей
словестно-логический интелекс
воображение
Социограмма профессионала
память
зрительное восприятие
0
1
2
3
4
5
6
Исходя из данной социограммы, я не владею этими навыками, так как профессионал. Из этого
следует, что мне нужно усовершенствовать свои навыки и умения, так как для своей будущей
профессии я должна владеть этими навыками наравне с профессионалом.

Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понима

Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как
авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание
коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным
требованиям деятельности коллектива. Явление авторитета во многом зависит от личных
качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения все это выделяет человека среди других людей в коллективе. На взаимоотношения в группе
так же влияет характер каждой личности и их особенности. Ответственность является важным
качеством человека. Каждая личность хочет добиться авторитета в окружающем круге людей.
Но этого не добиться, если ты не ответственный человек. В этом случае никто из
ближайшего окружения не.захочет иметь каких-либо отношений с тобой. Например,
руководители известных предприятий или организаций никогда бы не добились такого
высокого положения в обществе, такого отношения к себе и таких результатов в своем
деле. С такими людьми хотят сотрудничать и другие организации, для достижения наиболее
высоких результатов, потому что понимают, что на таких людей можно положиться.
Процент важности
Ответственность
4
Внимание
9
4
Память
5
7
5
6
8
4
Организаторские
способности
Общительность
Словестно-логический
интелект
Самоконтроль
Слуховое восприятие
Зрительное восприяти
е
Как показывает данная диаграмма, самым
востребованным качеством личности –является
ответственность.

Выводы
Неразвитость
ответственности,
безответственность
Мешает человеку
стать свободной
личностью
Ставит его в
зависимость от
внешнего контроля
Ответственность - обратная
сторона свободы
Присуща зрелой
личности
Выражается в осознании
себя как причины
совершаемых поступков
Выражается во внутреннем
контроле за своими
помыслами и поступками

Борохов. А.Д.
Госпиталь «Герцог», Иерусалим, Израиль


Перегруженность современных стационарных психиатрических отделений является одной из основных проблем, требующих не только дополнительных финансовых ассигнований, но и увеличения человеческих ресурсов.

В условиях жестких бюджетных рамок и сокращения ставок медицинского персонала, естественно возрастает индивидуальная нагрузка на каждого сотрудника. Более того, мы рассматриваем как дополнительный стрессовый фактор, увеличения частоты смен медсестер и дежурств врачей, с повышенной нагрузкой, так как обычная заполняемость отделения превышает 100%.

Перечисленные негативные факторы ведут не только к ухудшению качества самой работы с пациентами, но и существенно влияют на физическое и эмоциональное состояние сотрудников, что в дальнейшем ведет к формированию синдрома «выгорания».

Стандартизирование данных в медицине, и в частности в психиатрии, не только позволяет сократить объем времени на поиск нужного материала, но и во время заполнения истории болезни не упустить важных фактов и данных, существенно влияющих на динамику лечебного процесса. Более того, оно облегчает взаимопонимание между врачом и средним медицинским персоналом, тем самым, делая процесс лечения более эффективным. Именно медсестры и медбратья находятся на первом месте по количеству «чистого времени» контакта с пациентами. Средний медперсонал - необходимое промежуточное звено между врачом и пациентом. Так как является не только профессиональными «глазами» и «ушами» врача, но и «руками» (инъекционные процедуры, «немедикаментозная фиксация» агрессивных пациентов). Поэтому опытный врач, прежде всего, должен объяснить и научить средний медперсонал и молодых коллег, тем требованиям, которые он считает необходимыми и способствующими успешному лечению больных.

Задача настоящей работы в том, чтобы сократить временные затраты, улучшить взаимопонимание между различными звеньями медицинского персонала, тем самым сделать работу более профессиональной, качественной и эффективной.

Все это позволяет не только «всем одновременно двигаться в одном направлении», но и делает сотрудников полноценной командой, групповая цель которой - успешное лечение пациента. Подобный подход не только улучшает эмоциональный микроклимат в коллективе, тем самым снижая стрессовую нагрузку, но и делает терапевтический процесс профессионально интересным.

Психиатрический статус пациента

Состояние сознания
1. ясное
2. спутанное
3. ступор
4. кома

Внешний вид
1. опрятен, одет по погоде
2. неопрятен

Состояние личной гигиены
1. нормальное
2. сниженное
3. запущенное

Ориентировка
1. время
2. место
3. собственная личность и окружающие
4. ситуация
5. полностью ориентирован

Сотрудничество во время обследования
1. полное
2. частичное \ формальное
3. отсутствует

Поведение
1. спокойное
2. враждебное
3. негативистичное
4. агрессивное возбуждение
5. апатичное
6.___________________

Настроение (самооценка пациента)
1. нормальное, обычное
2. сниженное
3. приподнятое, очень хорошее
4. подавленное, плохое
5. тревожное
6. напряженное, нервозное

Психомоторная активность
1. заторможен
2. скован, ригиден
3. тремор
4. восковая гибкость
5. угрожающие жесты
6. ___________________
7. в норме

Аффект
1. злобный
2. подозрительный
3. тревожный
4. депрессивный
5. маниформный
6. лабильный (неустойчивый)
7. испуганный
8. суженный
9. плоский
10. эутимный (адекватный)
11.__________________

Речь
1. чистая, правильная
2. заикание
3. медленная
4. быстрая
5. невнятное бормотание
6. полный мутизм
7. селективный мутизм
8. немота

Нарушения процесса мышления
А. Есть Б. Нет
1. ускоренное
2. замедленное
3. циркумстенциальное
4. тангенциальное
5. слабость ассоциаций
6. блок \ шперрунг
7. персеверация
8. вербегенерация
9. эхолалия
10. прыжки с темы на тему
11. полет мыслей
12. разорванность мыслей
13. словесная окрошка
14. ____________________

Нарушение содержания мышления
А. Есть Б. Нет
1. идеи отношения
2. бредовые идеи величия
3. страхи
4. обсессии
5. бред преследования
6. бред ревности
7. заниженная самооценка
8. идеи самообвинения
9. мысли о смерти
10. мысли о самоубийстве
11. мысли об убийстве
12. мысли о мести
13. ___________________

Нарушение восприятия
А. Есть Б. Нет
1. иллюзии
2. галлюцинации зрительные
3. галлюцинации слуховые
4. галлюцинации тактильные
5. галлюцинации вкусовые
6. деперсонализация
7. дереализация
8. ____________________

Злоупотребление психоактивными веществами
А. Есть Б. Нет
1. алкоголь __________________________________________
2. каннабис ________________________________________
3. опиаты ____________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
4. амфетамины ______________________________________
(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
5. галлюциногены ____________________________________
(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
6. бензодиазепины _____________________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
7. барбитураты ____________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
8. кокаин \ крэк _________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
9. экстази ________________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
10. фенилциклидин (РСР) __________________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
11. ингалянты, токсические вещества ________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
12. кофеин ________________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
13. никотин _______________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
14. _______________________________________________________
(стаж употребления, доза, частота, последний приём)

Нарушение концентрации и внимания
1. нет
2. слабо выраженное
3. значительное

Нарушение памяти
А. Есть Б. Нет
1. немедленная память
2. краткосрочная память
3. долгосрочная

Интеллект
1. Соответствует возрасту и полученному образованию
2. Не соответствует возрасту и полученному образованию
3. Нет возможности оценить, из-за состояния пациента

Осознание наличия болезни
А. Есть Б. Нет

Понимание необходимости лечения
А. Есть Б. Нет

Оценка суицидальной активности
Суицидальные попытки и самоповреждения в прошлом
________________________________________________________________
(количество, год, причина)
Способы совершения самоубийств
_________________________________________________________________
Наличие желания покончить собой _______
(оценка пациентом силы желания: от 0 (минимум) до 10 (максимум))

Краткий соматоневрологический статус пациента

Конституциональное строение тела
1. астеник
2. нормостеник
3. гиперстеник

Состояние питания
1. нормальное
2. пониженное
3. кахексия (истощение)
4. избыточный вес

Аллергия пищевая
А. Есть Б. Нет
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4. ________________________
5. ________________________
6. ________________________

Аллергия лекарственная
А. Есть Б. Нет
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4. ________________________
5. ________________________
6. ________________________

Наличие сопутствующих заболеваний
А. Есть Б. Нет
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4. ________________________
5. ________________________
6. ________________________

Наличие наследственных заболеваний и степень родства
А. Есть Б. Нет
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4. _______________________

Наличие ортопедических проблем
А. Есть Б. Нет
1. Передвигается самостоятельно с помощью палочки \ костылей
2. Нуждается в помощи или сопровождении персонала
3. Не может передвигаться даже с посторонней помощью

Наличие проблем управления сфинктерами
А. Есть Б. Нет
1. недержание мочи
2. ночной энурез
3. недержание кала

Внешние показатели
1. давление ______________
2. пульс__________
3. температура______________
4. уровень сахара в крови ____________

Состояние кожных покровов
1. чистые, естественной окраски
2. бледные
3. синюшные
4. гиперемированы __________________
где

Наличие экзогенных и эндогенных изменений на коже
А. Есть Б. Нет
1. рубец / шрам__________________
где
2. следы инъекций __________________
где
3. раны __________________
где
4. кровоподтеки __________________
где
5. татуировки __________________
где
6. пирсинг __________________
где

Склеры глаз
1. обычной окраски
2. желтушные
3. гиперемированные «инъецированные»

Зрачки
1. Симметричные
2. Анизокория
3. Миоз
4. Мидриаз

В соответствии с реальными условиями работы конкретного отделения объем психиатрического статуса, может быть видоизменен, главное чтобы он оставался стандартизированным.

Наши рекомендации основаны на более чем двадцати пятилетнем клиническом опыте работы с пациентами, а так же на преподавании клинической психиатрии студентам медицинских колледжей и университетов, как на территории бывшего СССР, так и в Израиле.

Детальное прорабатывание статуса на практике не занимает более сорока пяти минут, при определенном опыте время сокращается до получаса.

Важно отметить, что стандартизация статуса при поступлении в стационар, позволяет методично обследовать больного, избегая не только лишней траты времени, но и досадных упущений и ошибок, неизбежно возникающих в случае увеличения объема работы. Кроме того, рекомендованный психиатрический статус позволяет рассмотреть состояние пациента в динамике и сосредоточить внимание на конкретных симптомах и синдромах

В заключении хотелось напомнить, что психиатрический статус в чем-то напоминает настольную игру «лего», т.е. картину, которую мы собираем из множества деталей. Более того, у каждого фрагмента есть свое специфическое место в этой картине, даже без всего одного-двух фрагментов клиническая картина не будет выглядеть полной, что соответственно может сказаться на длительности и эффективности лечебного процесса.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)



Понравилась статья? Поделитесь ей