Контакты

Семейный архив. Манифест об освобождении крестьян Манифест об отмене крепостного права название

Крепостное право превратилось в тормоз технического прогресса, который в Европе, после промышленной революции, активно развивался. Крымская война наглядно это продемонстрировала. Возникла опасность превращения России в третьеразрядную державу. Именно ко второй половине XIX века стало ясно, что сохранение могущества и политического влияния России невозможно без укрепления финансов, развития промышленности и железнодорожного строительства, преобразования всей политической системы. В условиях господства крепостного права, которое само по себе могло существовать еще неопределенное время, при том что само поместное дворянство было неспособно и не готово к модернизации собственных имений, сделать это оказалась практически невозможно. Именно поэтому правление Александра II стало периодом радикальных преобразований российского общества. Император, отличаясь здравым умом и определенной политической гибкостью, сумел окружить себя профессионально грамотными людьми, понимавшими необходимость поступательного движения России. Среди них выделялись брат царя, великий князь Константин Николаевич, братья Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, П.А. Валуев и др.

Ко второй четверти XIX века уже стало очевидно, что экономические возможности помещичьего хозяйства в обеспечении возросших потребностей в экспорте хлеба полностью исчерпаны. Оно все больше втягивалось в товарно-денежные отношения, постепенно теряя натуральный характер. С этим было тесно связано изменение форм ренты. Если в центральных губерниях, где было развито промышленное производство, более половины крестьян уже было переведено на оброк, то в земледельческих центрально-черноземных и нижневолжских губерниях, где производился товарный хлеб, продолжала расширяться барщина. Это было обусловлено естественным ростом производства хлеба на продажу в помещичьем хозяйстве.

С другой стороны, заметно упала производительность барщинного труда. Крестьянин всеми силами саботировал барщину, тяготился ею, что объясняется ростом крестьянского хозяйства, превращением его в мелкотоварного производителя. Барщина тормозила этот процесс, и крестьянин всеми силами боролся за благоприятные условия своего хозяйствования.

Помещики изыскивали способы повышения доходности своих имений в рамках крепостного права, например, перевод крестьян на месячину: безземельным крестьянам, которые были обязаны все рабочее время находиться на барщине, выдавалась плата натурой в виде месячного продуктового пайка, а также одежда, обувь, необходимая хозяйственная утварь, при этом помещичье поле обрабатывалось господским инвентарем. Однако все эти меры не могли возместить все возрастающие потери от малоэффективного барщинного труда.

Серьезный кризис переживали и оброчные хозяйства. Ранее крестьянские промыслы, с которых в основном и уплачивался оброк, были выгодны, давая помещику стабильный доход. Однако развитие промыслов породило конкуренцию, что привело к падению крестьянских заработков. С 20-х годов XIX века стали стремительно расти недоимки по уплате оброка. Показателем кризиса помещичьего хозяйства был и рост задолженности имений. К 1861 году в различных кредитных учреждениях в залоге находилось около 65% помещичьих имений.

Стремясь повысить доходность своих имений, некоторые помещики стали применять новые методы ведения хозяйства: выписывали из заграницы дорогостоящую технику, приглашали иностранных специалистов, вводили многопольный севооборот и т.п. Но подобные траты были по плечу только богатым помещикам, а в условиях крепостного права эти новшества не окупались, часто разоряя таких помещиков.

Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о кризисе помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, а не экономики вообще, которая продолжала развиваться уже на совершенно другой, капиталистической основе. Понятно, что крепостное право сдерживало ее развитие, препятствовало формированию рынка наемного рабочего труда, без которого невозможно капиталистическое развитие страны.

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 года с создания очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 года Александр II разослал по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова, в котором говорилось о начале постепенного освобождения крестьян и предписывалось создать в трех литовских губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) дворянские комитеты для внесения предложений в проект реформы. 21 февраля 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение предстоящей реформы. Губернские дворянские комитеты составляли свои проекты освобождения крестьян и отправляли их в главный комитет, который на их основе начал разрабатывать общий проект реформы.

Для переработки представленных проектов в 1859 году были учреждены редакционные комиссии, работой которых руководил товарищ министра внутренних дел Я.И. Ростовцев.

При подготовке реформы среди помещиков шли оживленные споры о механизме освобождения. Помещики нечерноземных губерний, где крестьяне находились в основном на оброке, предлагали наделить крестьян землей с полным освобождением от помещичьей власти, но с выплатой большого выкупа за землю. Их мнение наиболее полно выразил в своем проекте предводитель тверского дворянства А.М. Унковский.

Помещики черноземных областей, мнение которых было выражено в проекте полтавского помещика М.П. Позена, предлагали дать за выкуп крестьянам лишь небольшие наделы, ставя целью поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика - заставить их арендовать землю на невыгодных условиях или работать батраками.

К началу октября 1860 года редакционные комиссии завершили свою деятельность и проект поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу, где подвергся дополнениям и изменениям. 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Подписание манифеста об освобождении крестьян было назначено на 19 февраля 1861 года - 6-й годовщине восшествия на престол Александра II, когда император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которые включали в себя 17 законодательных актов. В то же день был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и призванный осуществить высшее наблюдение за проведением в жизнь «Положений» 19 февраля.

По манифесту крестьяне получали личную свободу. Отныне бывший крепостной крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, ему были предоставлены некоторые гражданские права: возможность переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные предприятия.

Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование экономических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах», которые заключались между помещиком и крестьянином при участии мировых посредников. Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обязаны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный. Фактически это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 года последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп.

Важное место уделялось наделению крестьянина землей. Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. Эту задачу государство взяло на себя. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Казна сразу же выплачивала помещикам 80% выкупной суммы, а остальные 20% помещику должны были выплачивать крестьяне по обоюдной договоренности (сразу же или в рассрочку, деньгами или отработками). Выкупная сумма, уплачиваемая государством, рассматривалась как предоставленный крестьянам заем, который затем взыскивался с них ежегодно, в течение 49 лет в виде «выкупных платежей» в размере 6% от этой ссуды. Нетрудно определить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше не только ее реальной рыночной стоимости, но и суммы повинностей, которые он нес в пользу помещика. Именно поэтому «временнообязанное состояние» просуществовало более 20 лет.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Вся территория Российской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшая и низшая, а в степной одна - «указная» норма. Закон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещика, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указную» норму, и прирезку, если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, а прирезки исключением. Тяжесть «отрезков» для крестьян состояла не только в их размерах. В эту категорию часто попадали лучшие земли, без которых нормальное ведение хозяйства становилось невозможным. Таким образом, «отрезки» превратились в эффективное средство экономического закабаления крестьян со стороны помещика.

Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Такая форма землепользования исключала возможность продажи крестьянином своего надела, а сдача его в аренду ограничивалась пределами общины. Но, несмотря на все свои недостатки, отмена крепостного права была важным историческим событием. Она не только создала условия для дальнейшего экономического развития России, но и привела к изменению социальной структуры российского общества, вызвала необходимость дальнейшего реформирования политической системы государства, вынужденной приспосабливаться к новым экономическим условиям. После 1861 года был проведен ряд важных политических преобразований: земская, судебная, городская, военная реформы, которые коренным образом изменили российскую действительность. Не случайно отечественные историки считают это событие переломным моментом, гранью между Россией феодальной и Россией нового времени.

ПО «ДУШЕВОЙ РЕВИЗИИ» 1858 ГОДА

Помещичьи крепостные крестьяне - 20 173 000

Удельные крестьяне - 2 019 000

Государственные крестьяне -18 308 000

Рабочие заводов и шахт, приравненные к государственным крестьянам - 616 000

Государственные крестьяне, приписанные к частным заводам - 518 000

Крестьяне, освобожденные после военной службы - 1 093 000

ИСТОРИК С.М. СОЛОВЬЕВ

«Начались либеральные речи; но было бы странно, если бы первым же, главным содержанием этих речей не стало освобождение крестьян. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей, причем рабы одинакового происхождения с господами, а иногда и высшего: крестьяне славянского происхождения, а господа татарского, черемисского, мордовского, ни говоря уже о немцах? Какую либеральную речь можно было вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов».

А.И. ГЕРЦЕН

«Пройдет еще много лет, прежде чем Европа уяснит себе ход развития русского крепостного права. Его происхождение и развитие представляют собою явление столь исключительное и ни на что не похожее, что в него трудно поверить. Как, в самом деле, поверить, что половина народонаселения одной и той же национальности, одаренной редкими физи ческими и умственными способностями, обращена в рабство не войной, не завоеванием, не переворотом, а только рядом указов, безнравственных уступок, гнусных притязаний?»

К.С. АКСАКОВ

«Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ - значение раба-невольника в своей земле»…

«ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ЭТО ПРОИЗОШЛО СВЫШЕ»

Когда император Александр II приехал на коронацию в Москву, то московский генерал-губернатор граф Закревский просил его успокоить местное дворянство, взволнованное слухами о предстоящем освобождении крестьян. Царь, принимая московского губернского предводителя дворянства князя Щербатова с уездными представителями, сказал им: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живём в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя, почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. (…)

Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властию и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля.

Предшественники мои чувствовали все зло крепостного права и постоянно стремились если не к прямому его уничтожению, то к постепенному ограничению произвола помещичьей власти. (…)

Вслед за рескриптом, данным генерал-губернатору Назимову, начали поступать просьбы от дворянства других губерний, которым были даны ответы рескриптами на имя генерал-губернаторов и губернаторов подобного же содержания с первым. В этих рескриптах заключались те же главные начала и основания и разрешалось приступать к делу на тех же указанных мною началах. Вследствие того были учреждены губернские комитеты, которым для облегчения их работ была дана особая программа. Когда после данного на то срока работы комитетов начали поступать сюда, я разрешил составить особые Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть проекты губернских комитетов и сделать общую работу в систематическом порядке. Председателем этих Комиссий был сначала генерал-адъютант Ростовцев, а по кончине его граф Панин. Редакционные комиссии трудились в продолжение года и семи месяцев, и, несмотря на нарекания, может быть отчасти и справедливые, которым Комиссии подвергались, они окончили свою работу добросовестно и представили ее в Главный комитет. Главный комитет под председательством моего брата трудился с неутомимою деятельностью и усердием. Я считаю обязанностью благодарить всех членов комитета, а брата моего в особенности, за их добросовестные труды в этом деле.

Взгляды на представленную работу могут быть различны. Потому все различные мнения я выслушиваю охотно; но я вправе требовать от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные моим доверием. Приступая к этому важному делу, я не скрывал от себя всех тех затруднений, которые нас ожидали, и не скрываю их и теперь, но, твердо уповая на милость Божию, я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит нас кончить его для будущего благоденствия любезного нам Отечества. Теперь с Божиею помощью приступим к самому делу.

МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ

МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ,

ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ

ВСЕРОССИЙСКИЙ

ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ

и прочая, и прочая, и прочая

Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I - постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.

Девятнадцатого февраля 1861 года русский император Александр Второй подписывает манифест о полной отмене крепостного права, а также утверждает «Положение о крестьянах…», получив за это в народе прозвище «Освободитель».

Хотя данный манифест давал крестьянам гражданские и личные свободы (например, право вступать в брак, вести торговлю или же обращаться в суд), но они были всё ещё ограничены в экономических правах и свободе передвижения. Кроме того, крестьяне продолжали оставаться единственным сословием, несущим рекрутскую повинность и подвергаемым физическим наказаниям.

При этом, земельный участок оставался в собственности помещика, а крестьяне получали только полевой надел и усадебную оседлость, за которые они обязаны были нести повинность, отдавая работой или деньгами. Согласно новому закону, крестьянам разрешалось выкупить усадьбу или надел. В таком случае они становились крестьянами-собственниками, обретая полную самостоятельность. Сумма выкупа равнялась годовой сумме оброка, умноженной на семнадцать.

Также, для помощи крестьянам, государство устроило особую «выкупную операцию», суть которой состояла в следующем. После установления надела правительство отдавало помещику 80% его стоимости, а остальные 20% приписывались крестьянину, обязующегося погасить его в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в так называемые сельские сообщества, которые объединялись, в свою очередь, в волости. Для осуществления выкупных платежей все крестьяне связывались круговой порукой, а пользование полевой землёй было общим.

Не пахавшие землю дворовые люди являлись временнообязанными на протяжении двух лет, после чего им разрешалось прописаться к городскому или сельскому обществу.

Соглашение между крестьянами и помещиками было изложено в «уставной грамоте», а для разбора различных споров была учреждена должность мирового посредника. В целом, руководство «прохождением» реформы возлагалось на присутствия по крестьянским делам, располагающиеся в губерниях.

Крестьянская реформа сформировала все условия для превращения в товар рабочей силы. Начали развиваться рыночные отношения, являющиеся показателем капиталистического государства. Последствием манифеста об отмене крепостничества стало появление новых социальных слоёв населения – буржуазии и пролетариата.

Александр II, подписавший Манифест об отмене крепостного права, был назван царём Освободителем. Он не был назван Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его определены как великие. Вступив на престол в 1855 году, Александр II получил тяжёлое наследие. Поражение в Крымской войне показало очевидное военно-техническое отставание, ветхость всей хозяйственной системы. Общество, пережившее тридцатилетний застой, требовало решительных шагов по обновлению страны. Не будучи реформатором по призванию, молодой монарх стал им в ответ на вызовы времени. По свидетельству современников, с воцарением Александра II в общественно-политической жизни России наступила «оттепель».

Заключение Парижского мира в марте 1856 года - первое из его важнейших решений. В августе того же года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-1831 годов, приостановил на три года рекрутские наборы. По его решению был ликвидирован Высший цензурный комитет, а обсуждение государственных дел стало носить открытый характер. Наконец, сразу же после коронации новый монарх заявил о необходимости отмены крепостного права. «Существующий порядок владения душами не может остаться неизменным, - говорил он, обращаясь к представителям дворян Московской губернии. - Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу». В течение четырёх лет под председательством императора регулярно заседал особый Секретный комитет по крестьянскому делу. Ценой компромисса, путём преодоления целого ряда противоречий между представителями разных слоёв общества удалось создать основополагающие документы по крестьянской реформе.

19 февраля 1861 года они были подписаны Александром II в Петербурге, а два дня спустя - в торжественной обстановке обнародованы в Москве, в Успенском соборе Кремля. Новость, по свидетельству очевидцев, не произвела особого впечатления на простых людей - лишь в Большом театре публика после вечернего спектакля под возгласы «ура!» дважды исполнила национальный гимн «Боже, царя храни». «С приобретением в собственность определённого количества земли, - подчёркивалось в манифесте, - крестьяне освобождаются от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников». Одновременно они могли «производить свободную торговлю», «отлучаться от места жительства», «поступать на службу», «приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества».

Крестьяне получали не только личную свободу, но и землю. За неё помещикам платило государство, ставшее, таким образом, кредитором огромного числа бывших крепостных. С государством же крестьяне должны были рассчитаться в течение 49 лет. Причём большинство из них, свыше 85%, выкупило землю уже через 20 лет. А в 1905 году правительство аннулировало остающийся долг.


Для рассмотрения жалоб крестьян на помещиков и разрешения споров между ними были учреждены «мировые посредники», назначаемые из местных дворян. Активно и увлечённо поработал в этой должности Лев Толстой - улаживая споры и конфликты, он вёл дело «самым хладнокровным и совестливым образом». Экономический рост, который переживала Россия после 1861 года, - главный результат крестьянской реформы. Это связано с тем, что обретённая личная свобода позволила огромной массе безземельных или малоземельных крестьян отправиться в города на заработки. Появление целой армии недорогой и усердной рабочей силы дало толчок индустриализации, которая существенно оздоровила экономику страны - рост валового национального продукта шёл небывалыми темпами.

Начав с освобождения 23 млн крепостных, Александр II, по существу, приступил к реформированию всей русской жизни. Одной из важнейших его реформ стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», изданное 1 января 1864 года. Органы местного самоуправления - земства - избирались всеми сословиями на трёхлетний срок и отвечали за образование, здравоохранение, поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь. Огромную роль сыграла и судебная реформа 1864 года, благодаря которой третья, судебная, власть оказалась отделена от власти исполнительной и законодательной.

В гражданских и уголовных процессах введены принципы гласности и состязательности сторон. При рассмотрении уголовных дел определение виновности предоставлялось присяжным заседателям, избираемым из представителей всех сословий. На полтора десятка лет растянулась военная реформа, начатая Александром II в 1862 году. Были образованы военные округа, улучшен и обновлён офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 году Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. Все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот.

В истории России Александр II был одним из наиболее любимых народом монархов. Увы, именно это обстоятельство в большей степени стало причиной его гибели. Шансы поднять народ на революцию и прийти к власти сведутся к минимуму, считали социалисты и анархисты, если император доведёт свои реформы до конца. Вряд ли народ, получивший столь многое, захочет бунтовать. А поэтому партия «Народная воля» постоянно разрабатывала планы убийства императора. Чрезмерный, по мнению многих, либерализм Александра II мешал ему принимать против различных революционно настроенных элементов жёсткие меры - даже после того, как те начали откровенный террор: семь покушений только на его жизнь. Восьмое, роковое, произошло 1 марта 1881 года, когда террорист Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под ноги императору. Смертельно раненного Александра II перенесли в Зимний дворец, где он скончался.

Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года

«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…
Его воспитатель Василий Андреевич Жуковский не жалел ни сил, ни времени, чтобы привить будущему императору России чувство добра, чести, человечности. Когда Александр II взошел на престол, Жуковского уже не было рядом, но его советы и наставления император сохранил и следовал им до конца жизни. Приняв Россию, истощенную Крымской войной, он начал свое правление с того, что дал России мир.
Императоров первой половины XIX века историки часто упрекают в том, что те не стремились осуществить или всеми силами пытались затруднить отмену крепостного права. Лишь Александр II решился на этот шаг. Его реформаторскую деятельность часто обвиняют в половинчатости. Да разве легко было монарху проводить реформы, если его опора — российское дворянство не поддерживало его начинаний. Александру II требовалось огромное мужество, чтобы балансировать между возможностью угрозы дворянской оппозиции, с одной стороны, и угрозы крестьянского бунта — с другой.
Справедливости ради отметим, что попытки проведения крестьянской реформы были и раньше. Обратимся к предыстории. В 1797 году император Павел I издал указ о трехдневной барщине, правда формулировки закона оставались неясными, то ли закон не позволяет, то ли просто не рекомендует использовать крестьянский труд на барщине более трех дней в неделю. Понятно, что помещики были в большинстве своем склонны придерживаться последней трактовки. Его сын, Александр I, как-то сказал: «Если бы образованность была на более высокой ступени, я уничтожил бы рабство, если бы даже это стоило мне жизни». Тем не менее, после того как в 1803 году к нему обратился граф Разумовский за разрешением освободить пятьдесят тысяч своих крепостных, царь не забыл об этом прецеденте, и в результате в том же году появился указ «О вольных хлебопашцах». Согласно этому закону, помещики получали право отпускать своих крестьян на волю в том случае, если это будет выгодно обеим сторонам. За 59 лет действия закона помещиками было отпущено на свободу лишь 111.829 крестьян, из них 50 тысяч крепостных графа Разумовского. Видимо, дворянство в большей степени было склонно вынашивать планы переустройства общества, нежели начинать его осуществление с освобождения собственных крестьян.

Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разрешалось освобождать без земли, предоставляя ее за выполнение определенных повинностей. В итоге в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек. Необходимость отмены крепостного права не вызывала сомнений. «Крепостное состояние есть пороховой погреб под государством», — писал шеф жандармов А.X.Бенкендорф в отчете Николаю I. В период царствования Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: были выработаны основные подходы и принципы ее осуществления, накоплен необходимый материал.
Но отменил крепостное право Александр II. Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. В первые годы царствования на встрече с делегацией московских дворян он сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу». Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался.

Тогда Александр II обратился к другому варианту — созданию Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством. Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года. В состав комитета входили граф С.С.Ланской, князь Орлов, граф Блудов, министр финансов Брок, граф Адлерберг, князь В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ Муравьев, князь Гагарин, барон Корф и Я.И.Ростовцев. Управлял делами комитета Бутков. Члены комитета соглашались в том, что крепостное право необходимо отменить, но предостерегали от принятия радикальных решений. Только Ланской, Блудов, Ростовцев и Бутков высказались за действительное освобождение крестьян; большинство членов комитета предлагали только меры для облегчения положения крепостных. Тогда император ввел в состав комитета своего брата, великого князя Константина Николаевича, который был убежден в необходимости отмены крепостного права.

Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию, комитет начал разработку мер. По совету великого князя Александр II использовал ситуацию в прибалтийских губерниях, где помещики были недовольны существующими фиксированными нормами барщины и оброка и хотели бы их отменить. Литовские помещики решили, что им лучше вообще отказаться от владения крепостными, сохранив за собой землю, которую можно будет выгодно сдавать в аренду. Было составлено соответствующее письмо императору, а тот, в свою очередь, передал его в Секретный комитет. В комитете обсуждение письма шло долго, большинство его членов подобной идеи не разделяло, но Александр распорядился «одобрить благие намерения литовских дворян» и создать в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях официальные комитеты по подготовке предложений об организации крестьянского быта. Всем российским губернаторам на случай, если местные землевладельцы «возымеют желание решить дело подобным же образом», были разосланы указания. Но желающих так и не появилось. Тогда Александр направил санкт-петербургскому генерал-губернатору рескрипт с тем же поручением о создании комитета.
В декабре 1857 года оба царских рескрипта были опубликованы в газетах. Так, с помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой точки. В стране впервые открыто заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.
4 марта 1858 года в составе Министерства внутренних дел был образован Земский отдел для предварительного рассмотрения проектов, поступавших из губерний, которые затем передавались в Главный комитет. Председателем Земского отдела назначили заместителя министра внутренних дел А.И.Левшина, наиболее важную роль в его работе играли заведующий делами отдела Я.А.Соловьев и директор хозяйственного департамента Н.А.Милютин, вскоре сменивший Левшина на посту заместителя министра.

В конце 1858 года стали наконец-то поступать отзывы из губернских комитетов. Для изучения их предложений и выработки общих и местных положений реформы были образованы две редакционные комиссии, председателем которых император назначил главного начальника военно-учебных заведений Я.И.Ростовцева. Генерал Ростовцев сочувственно относился к делу освобождения крестьян. У него установились вполне доверительные отношения с Милютиным, который по просьбе председателя привлек к деятельности комиссий либерально настроенных чиновников и общественных деятелей, убежденных сторонников осуществления реформы Ю.Ф.Самарина, князя Черкасского, Я.А.Соловьева и других. Им противостояли являвшиеся противниками реформы члены комиссий, среди которых выделялись граф П.П.Шувалов, В.В.Апраксин и генерал-адъютант князь И.Ф.Паскевич. Они настаивали на сохранении за помещиками права собственности на землю, отвергали возможность предоставления крестьянам земли за выкуп, кроме случаев обоюдного согласия, и требовали предоставления помещикам полноты власти в их имениях. Уже первые заседания проходили в достаточно напряженной обстановке.
Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин, что многими было воспринято, как свертывание деятельности по освобождению крестьян. Лишь Александр II был невозмутим. Своей тетке великой княгине Елене Павловне, высказывавшей опасения по поводу этого назначения, он ответил: «Вы Панина не знаете; его убеждения — это точное исполнение моих приказаний». Император не ошибся. Граф Панин строго следовал его указаниям: ничего не менять в ходе подготовки реформы, продолжать следовать намеченным курсом. Поэтому надеждам крепостников, мечтавших о кардинальных уступках в их пользу, не суждено было осуществиться.

Вместе с тем на заседаниях редакционных комиссий Панин вел себя более независимо, пытаясь исподволь, очень осторожно проводить уступки землевладельцам, которые могли повлечь значительные искажения проекта. Борьба между сторонниками и противниками реформы принимала подчас достаточно серьезный характер.
10 октября I860 года император распорядился закрыть редакционные комиссии, проработавшие около двадцати месяцев, и снова возобновить деятельность Главного комитета. Из-за болезни председателя комитета князя Орлова Александр II назначил на этот пост своего брата, великого князя Константина Николаевича. В небольшом по численности сотрудников комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства. Во главе одной из них, в которую входили шеф жандармов князь В.А.Долгоруков, министр финансов А.М.Княжевич и другие, стоял М.Н.Муравьев. Эти члены комитета стремились уменьшить нормы земельных наделов. Особую позицию в комитете занимали граф Панин, оспаривавший многие положения редакционного проекта, и князь П.П.Гагарин, настаивавший на освобождении крестьян без земли. Долгое время великому князю Константину не удавалось собрать твердого большинства сторонников проекта редакционных комиссий. Чтобы обеспечить перевес, он старался, прибегнув к силе убеждения и пойдя на некоторые уступки, перетянуть на свою сторону Панина, и это ему все же удалось. Таким образом, образовалось абсолютное большинство сторонников проекта — пятьдесят процентов плюс один голос: пятеро членов Главного комитета против четырех.
Наступления 1861 года многие ждали. Великий князь Константин отмечал в своем дневнике: «1 января 1861. Вот начался этот таинственный 1861 год. Что он нам принесет? С какими чувствами взглянем мы на него 31 декабря? Крестьянский вопрос и вопрос славянский должны в нем разрешиться? Не довольно ли этого одного, чтобы назвать его таинственным и даже роковым? Может быть, это самая важная эпоха в тысячелетнее существование России?»

На последнем заседании Главного комитета председательствовал сам император. На заседание были приглашены министры, не являвшиеся членами комитета. Александр II заявил, что, вынося проект на рассмотрение Государственного совета, он не потерпит никаких уловок и проволочек, и установил срок завершения рассмотрения 15 февраля, чтобы можно было успеть опубликовать и довести содержание постановлений до крестьян до начала полевых работ. «Этого я желаю, требую, повелеваю!» — сказал император.
В обстоятельной речи на заседании Государственного совета Александр II привел историческую справку о попытках и планах решения крестьянского вопроса в предыдущие царствования и в годы его правления и пояснил, чего он ждет от членов Государственного совета: «Взгляды на представленную работу могут быть различны. Поэтому все различные мнения я выслушаю охотно, но я вправе требовать от вас одного: чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали не как помещики, а государственные сановники, облеченные моим доверием».
Но и в Государственном совете утверждение проекта проходило непросто. Только при поддержке императора решение меньшинства получало силу закона. Подготовка реформы близилась к окончанию. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.
19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.

Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
К личной свободе крестьянин получал земельный надел. Величина земельного надела устанавливалась с учетом местности и была неодинаковой в разных районах России. Если раньше крестьянин имел земли больше, чем устанавливал фиксированный для данной местности надел, то «лишняя» часть отрезалась в пользу помещика. Такие «отрезки» составили пятую часть всех земель. Надел давался крестьянину за выкуп. Четверть суммы выкупа крестьянин выплачивал помещику единовременно, а остальную часть погашало государство. Свой долг государству крестьянин должен был вернуть в течение 49 лет. До выкупа земли у помещика крестьянин считался «временнообязанным», платил помещику оброк и отрабатывал барщину. Взаимоотношения между помещиком и крестьянином регулировались «Уставной грамотой».
Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества — общины. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. Волостной староста избирался на общем сходе, он же в дальнейшем исполнял административные обязанности.
Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и следовали указаниям закона. Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в «Уставной грамоте». Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.
Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально учтены, но иного пути освобождения крестьян, вероятно, не было. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя в некоторых регионах они все-таки имели место. Самые значительные из них — восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
И все же освобождение с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян было уникальным событием в российской, да и мировой истории. Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» уничтожали прежнюю систему экономического произвола и открыли перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.

Неоспоримо велика заслуга в этом императора Александра II, а также тех, кто разрабатывал и продвигал эту реформу, боролся за ее проведение в жизнь — великого князя Константина Николаевича, Н.А.Милютина, Я.И.Ростовцева, Ю.Ф.Самарина, Я.А.Соловьева и других.

Использованная литература:
Великая реформа. Т. 5: Деятели реформы. — М., 1912.
Ильин, В.В. Реформы и контрреформы в России. — М., 1996.
Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке. — М., 1997.


Б.Кустодиев. Освобождение крестьян

1861 год. 3 марта (19 февраля ст.ст.) император Александр II подписывает Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Подготовка реформы началась с создания в 1857 году секретного Комитета по крестьянским делам для выработки мер по улучшению положения крестьянства. Слова «освобождение» старались не употреблять. В 1858 году начинают открываться губернские крестьянские комитеты, а главный, секретный, комитет становится гласным. Все эти организации разрабатывали проекты реформы, представленных затем на рассмотрение редакционных комиссий. Председателем комиссий стал Яков Иванович Ростовцев.

Граф Я.И.Ростовцев

Три основных направления проектов были принципиально различны: проект московского губернатора был направлен против освобождения крестьян, предлагая именно лишь улучшение условий, как формулировалось изначально, второе направление во главе с петербургским комитетом предлагало освободить крестьян без возможности выкупа земли и третья группа проектов настаивала на освобождении крестьян с землей.

После рассмотрения проектов, из губерний были приглашены депутаты. Депутаты первого созыва имели очень малый допуск в решение дел и были в итоге распущены. Члены редакционных комиссий не без оснований полагали, что губернские представители будут стараться блюсти исключительно свою выгоду в ущерб интересам крестьян.

Кроме того осуществлению реформы по первоначальному замыслу могло помешать то, что после смерти Ростовцева в 1860 году его место занял граф В.Н. Панин, имеющий репутацию противника либеральных преобразований.
Завершить создание проекта реформы высочайшим распоряжением было приказано ко дню вступления императора на престол.

1 марта Государственный совет принимает проект, а 3 марта (19 февраля ст.ст.) Александр II подписывает представленные ему законодательные акты.

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными»

При всей восторженности, с которой был встречен выход манифеста, было и множество недовольных. Большинство крестьян интересовали не столько гражданские свободы, подаренные им реформой, сколько земля, на которой можно работать, чтобы кормить свою семью. По Положениям, вышедшим одновременно с Манифестом, предполагалось, что крестьяне будут выкупать земельные наделы, так как вся земля оставалась в полной собственности помещиков. До выкупа же крестьяне оставались «временнообязанными», а это значило, что фактически столь же зависимыми.



Понравилась статья? Поделитесь ей