Контакты

Ребенок путает парные согласные на письме. Введение. Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные. Особенности произношения звуков Т Д

То, что Вы описываете-называется оптическая дислексия. Но, видимо, есть еще нарушения, это нужна более доверительная и детальная беседе, нужна сама девочка, посмотреть, что и как. Это не смертельно, но, как Вы видите, вызывает проблемы в обучении, и перерастет в дисграфию.У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием анализа и синтеза слова, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (и т.п.) При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается. Работа проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга. При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Педагог выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг - арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг - месяц), а также цвета фигур и реальных предметов. Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: 1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. 2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок. 3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других. 4. Игра «Что изменилось?» Педагог раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. 5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности. При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений. Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем - левой. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности: 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе. 2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. 3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции педагога: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради- справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т. д. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним: 1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку. 3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок. 4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз). 2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции. 3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). 4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв. 5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение. 6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных. 7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению. 8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А - Л - Д, К - Ж, 3 - В, Г - Б. 9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р - Ь, И - Н, Н -п, г - т. 10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 - В, Р - В. 11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р - Ь, Г - Т, И - П, П - Н. При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий. Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание. Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте. Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Выводы и проблемы Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Коррекционно-развивающая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия. На расстоянии я Вам больше помочь ничем не смогу, к сожалению. И логопеда у Вас нет...Посмотрите задания в интернете по заданным темам-там много чего есть. Скачайте рабочие тетради по устраненю дисграфии и постоянно понемногу занимайтесь! Все получится!

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
  3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
  4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Задачи:

  • Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
  • Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
  • Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
  • Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

Фонетические
- грамматические
- орфографические
- графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

  1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
  2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
  3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
  4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
  5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
  6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.



В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.

Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:

  • Родовые травмы;
  • Неблагоприятные условия проживания;
  • Психологические проблемы;
  • Стрессы;
  • Малое время, уделенное на развитие.

ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.

В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:

  1. Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
  2. Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи, присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
  3. Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.

При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.

Главные характеристики заболевания

В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь:

  • Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
  • Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
  • В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
  • Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).

Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.

Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.

Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:

  • Трудное переключение между задачами;
  • Плохое понимание абстрактных понятий;
  • Медленный мысленный ход.

Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.

Диагностика у логопеда

К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.

Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.

Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова.
Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.

Письменная речь тоже помогает характеризовать отклонения от нормы. Наличие большого количества грамматических ошибок, замены букв («как слышу, так и пишу»), ошибки в понимании конкретного слова.На основании такой полной картины врач логопед делает заключение о состоянии речи и наличии у ребенка ФФНР.

Как откорректировать речь?

Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком.
Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.
За время логопедических занятий ребенок:

  • Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
  • Формирует анализ и синтез речи;
  • Обогащает свой словарный запас;
  • Развивает связную речь;
  • Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
  • Овладевает правильными навыками письма и чтения.

На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.

Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.

Прогнозы и профилактика


Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.

Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.

Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.

В случае обнаружения отклонений в произношении или же при длительном молчании ребенка, следует пойти на консультацию к логопеду. Он проведет необходимые обследования и подскажет как быстро и эффективно исправить данную проблему в кратчайшие сроки.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

31.01.2009, 22:26

Скажите пожалуйста, что нам делать?
Мы только около 2-х месяцев назад разговорились. Ребенку скоро 3г. 1мес. Задержка речи есть, плохое произношение.
Не понимаю почему сын путает в словах буквы.
Например, дай и да говорит четко. Но дом у нас мом, сок у нас кок.
Букву Т заменяет буквой К, тетя у нас произносится, как кока. вот-вок, нет-нек и т.д. Соответственно почти все глаголы заканчиваются на букву К и это еще больше усугубляет произношение. Сказать-казак, кушать-кукак, мыть-мык, это-эко.
Тоже самое и с буквой Д, он ее заменяет на Г.
То есть он улавливет видимо разницу в звонких и глухих звуках, но все время замены с Д на Г, Т на К.
Много еще конечно невнятного у нас присутсвует, но хотелось бы разобраться с этими 4-мя звуками для начала, если это возможно. Тогда, мне кажется, у нас наладится чуть-чуть речь.

31.01.2009, 23:24

Добрый вечер. В этом возрасте уже нужна помощь логопеда. Вряд ли со звуками вы разберетесь сами

31.01.2009, 23:31

Cпасибо большое за ответ!
В соседней темке прочитала, что
7-10 слов в неделю - это очень хорошая динамика. Возможно поэтому и речь "нечистая" - очень быстрое накопление словаря. Потом начнется уточнение звукопроизношения и слоговой структуры и чуть позже или одновременно с этим согласование слов в предложении.

Это не наш случай? Мы только второй месяц как стали говорить фразами.

01.02.2009, 00:00

Полина, мне просто не понятно, почему он, когда смотрит в букварь на букву Д, называет ее Г, но в словах "да, дай, иди" говорит правильно.С буквой Т сложнее. Он ее и отдельно, и в слове произносит, как К.
Это сложно поправляется специалистом?
Логопед в центре коррекционной педагогики, поставила диагноз минимальные признаки дизартрии, ЗРР алалического генеза. Сказала прийти осенью. Нам тогда будет 3г. 8мес.
Я теперь думаю, может нам не терять время и начать в частном порядке заниматься с логопедом?

01.02.2009, 00:11

Не валите все "до кучи". Важно как говорит мальчик, а не как он произносит буквы. А об этом вы как раз и не потрудились сказать.
Когда говорят о речи ребенка после трех лет, то важно:
Словарь ребенка. Количество слов, какие части речи есть
Грамматический стой. Есть ли фраза, какая, есть ли предлоги и согласование слов в предложении.
Произношение: слоговая структура слова и звукопроизношение.
Как видите то, о чем вы спрашиваете стоит на последнем месте, а вас волнует именно это и зачем-то буквы.
Если все, кроме произношения в полном порядке, то ждите того срока, что вам назначили, будет не поздно.

01.02.2009, 00:41

Говорит он в большей степени на "птичьем языке". Есть фразы и слова, которые он произносит понятно, как например-оса, баба-яга, нёс (нос), мама моя, ух ты, ай как люблю маму, баба, папа, дядя, я пю (я пью), я хам бую маме ниги кикак (я сам буду маме книги читать). Мам, кака ёля! (мам, какая ёлка!).
Мам, яий нек, ево мяняня обая (Мам, грязный снег, его машина облила).
Все в таком духе.
Глаголы спрягает. множественное число понимает (моё, мои).
Количество слов я точно не скажу, он каждый день что-то новое говорит. Фантазирует, выдумывает. Играет и рассказывает мне что он делает. Очень много говорит, но непонятно. Я конечно его понимаю, близкие тоже.
С предлогами дело обстоит так. Спрашиваю его: "ты на чем стоишь?" Он отвечает: "А полю (на полу). На счет других предлогов пока затрудняюсь точно ответить, понаблюдаю. Боюсь неправильно напишу.
Картина у нас печальная, если честно, но я очень рада, что случился прорыв в декабре, и он перестал мычать, у нас появился диалог.
В июне 2008г. он не говорил даже слова "да и нет". Говорил слога ка и га, баба, мама, папа, и самые первые слова, которые в год говорил. Потом резко стали появляться 2-х-3-х сложные слова. Но каша "во рту" почти всегда была.

01.02.2009, 06:41

Все совсем неплохо. :)
У мальчика фразовая речь, есть понимание о согласовании слов в предложении. Структура слов сохранена, но есть перестановки и упрощения слов, за счет повтора двух одинаковых слогов. То есть затруднено переключение с одной арикулемы на другую. Пока не нужно обращать внимания на отдельные звуки. Вы не сможете потом их "вставить" в слова - этим займется логопед - если понадобится. Что делать сейчас: Если вы знаете, что звук уже есть, но мальчик его не всегда использует, то можно подобрать ситуацию, когда эти слова повторяются, например, поиграть в лото, вместе рассказывать стихи.
Поиграйте в повторялки - они описаны в теме:развитие экспрессивной речи - это поможет мальчику слушать, слышать и повторять.
Это начало. Посмотрим как пойдет, а там можно будет думать о необходимости логопеда.

01.02.2009, 18:47

Полина, добрый вечер!
Спасибо огромное за отклик, за ответ.
Он у меня мальчик очень общительный, говорит без умолку, даже когда кушает разговаривает.))) Я надеюсь, что все у нас образуется.
Да, вместе рассказывать стихи мы уже начали. Я начинаю, он заканчивает строчку и так дальше. Пока это выглядит так:
Наша Таня громко ПАЕК
Уронила в речку МАСЬ
Тише Танечка, НЕ ПАХ
Не утонет в речке МАСЬ

В лото не играем, надо купить. Пойду почитаю тему развитие эксперссивной речи.
Спасибо огромное!

02.02.2009, 19:53

03.02.2009, 23:36

Перечитала слова, которые говорит мальчик. Судя по тому, какие он делает замены, у него не очень хорошо работает кончик языка. Хорошо работают губы, средняя и задняя часть языка. Вам может быть полезна артикуляционная гимнастика. Поищите через поисковики (гугл, яндекс) Обычно она делается в форме сказки про язычок.

Cпасибо! Поищу.
У нас еще под вопросом короткая уздечка верхней губы. От этого не может такое быть?

03.02.2009, 23:39

Короткая уздечка верхней губы может мешать работе губ, а не языка (не всегда - очень редко). Например ребенку может быть трудно вытянуть губы вперед трубочкой и сказать "У".

13.02.2009, 18:10

Полина, добрый вечер!
Очень интересует Ваше мнение!!!
Стоит ли мне в ближайшее время искать логопеда и начинать занятия? Нам 3г.1мес.
Задумалась об этом, так как не хочу терять время. Скорее всего в логопедический сад осенью нас не возьмут. Мне сказали, что рожденный в 2006г. набирать не будут.
Я собрала все документы, жду комиссии, но переживаю, что дождемся 3,9г. и время упустим, и в сад не попадем.
Реально ли сейчас начинать занятия в таком возрасте??

13.02.2009, 18:14

Еще, я нашла в инете сказки про язычок
это вот такие?

Сказка про язычок.
1.
Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок

Забыв про лень.

Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)

Расстелил половичок

На крылечке язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)

Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,

Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра –

В гости к тетушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)

Тетушка Щечка племянничка ждет,

Блинчики с маком к обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)

На лошадке, по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.

А с горы стрелой несется:

Цок, цок, цок, цок, цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объеденье –

Ням-ням-ням-ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.)

8.
Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься язычку

«Блл, бллл!» - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.)

Ну-ка, детки, с язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)

Дайте язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

(Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.)

11.
Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

(Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.)

12.
Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Брррр – брррр – бррррр….

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

13.
Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя-пя…

Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

Скопировала, может кому пригодится.

Еще я купила такую книгу:
Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. Автор Е.М. Косинова. Там как раз есть сказки для язычка с картинками.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

В статье, которую, вы читаете, я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие.

Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -это способность правильно слышать и узнавать звуки. фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух -это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которму один звук отличается от другого.Вследствии этого при восприятииречи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук")

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе, для этого он приводит ребенка на занятия по подготовке к школе.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ? Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные(твердые-мягкие, глухие-звонкие) ,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там трудности ждут малыша.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии(нарушение процессов чтения) и дисграфии(нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет:"я не пойду в школу !" Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители проконсультировались с логопедом.

Поэтому, я считаю, очень важно до начала обучения грамоте,чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение .

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно:са-за,су-зу, со-зо и т.д.Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых),например: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук(напримерС) поймай его, хлопни в ладоши:а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки : с-ш, з-ж,сь-щ,ц-ч,с-ц,з-с; соноры:р-л; твёрдые и мягкие : б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.;звонкие и глухие:д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки:к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным(наиболее чувствительным)периодом является возраст до двух лет. В это время родители , которые много и правильно (без сюсюкания) разговаривают , читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух.Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать,значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом(при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом(который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова.То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово(например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к", "о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова(которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении:паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития , им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе , чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть незначительное нарушение фонематического слуха и вы сможете справиться сами с этой прблемой. В случае если ребёнок
смешивает далёкие между собой звуки, значит у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего хотя бы проконсультироваться с логопедом , еще лучше, если вы сможете посещать логопедические занятия.



Понравилась статья? Поделитесь ей