Контакты

Притча о хорошем учителе. Притча о школе классный час на тему. Как найти хорошую школу

Христианские притчи и басни детям для уроков духовно-нравственного воспитания.

Харитонова Н.В.

Каким мы видим мир?

На дороге стояло старое засохшее дерево.

Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался - ему показалось, что это стоит, поджидая его стражник.

Прошел влюбленный юноша и сердце его радостно забилось. Он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался, решил, что это привидение, но дерево было только деревом.

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

А почему ты?

Басня Андрея Мэрко

Как-то раз маленький Мишутка спросил своего отца Медведя:

Папа, ты всех знаешь, кто живёт в нашем лесу?

Да, сынок, всех.

А вот скажи мне, волк - самый храбрый? - спросил сын.

Он очень храбрый, намного храбрее, чем я, - ответил медведь.

А, тигр сильный? - не унимался Мишутка.

Невероятно сильный, я с ним и близко сравниться не смогу.

Ну, а рысь? Она ловкая?

У-у-у! - пробормотал медведь. - Она настолько ловка, что лист не шелохнётся, когда она охотиться за добычей.

А, что насчёт лисы? Говорят, она очень умная.

Да, сынок, правильно говорят. Она действительно умна и проворна.

Так почему, папа, ты глава леса, а не тигр, волк или умная лиса? - в недоумении спросил Мишутка.

Видишь ли, сынок, волк храбр, но не может быть осторожным. Тигр сильный, но очень вспыльчив. Рысь ловкая, но часто не может сохранить то, что приобрела. Лиса умная, но иногда свои навыки использует, чтобы обхитрить других, и поэтому попадает в неприятности. Ну а я просто вижу десять сущностей там, где они видят только одну. И в зависимости от ситуации и времени я бываю то лисой, то тигром, то волком. Вот только поэтому я и глава леса.

Мир такой, каким ты его видишь.

В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:

Какие люди здесь живут?

Старик, в свою очередь, спросил у юноши:

А какие люди живут там, откуда ты пришел?

Куча эгоистов с плохими помыслами, – ответил молодой человек.

В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:

Какие люди живут в этом месте?

Старик в ответ задал тот же вопрос: - А какие люди живут там, откуда ты пришел?

Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.

Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать два таких одинаковых ответа на один и тот же вопрос?

На что старик ответил:

Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце.

Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

Если вам что-то не нравится в окружающем мире, то больше всего нас расстраивает не само явление, а наше мнение о нем.

Ад и Рай устроены одинаково?

Однажды добрый человек беседовал с богом и спросил его: Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.

Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам.

Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но из-за длинных ручек они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.

Господь сказал: "Ты сейчас только что видел Ад".

Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша, наполненная вкусной едой.

Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками.

Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Добрый человек сказал Господу: Я не понимаю".

"Это просто", - ответил ему Господь,

"Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе".

Если Ад и Рай устроены одинаково, значит, разница - внутри нас?

Притча о волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Враждебен ли мир для человека?

Ученик спросил дервиша:

Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.

"Давным-давно жил великий шах.

Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного.

Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы.

Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо.

Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?"

Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу.

Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым.

Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.

Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух,

И ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.

Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями".

Теперь ты видишь, - заканчивал дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас - всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков.

Мир - это большое зеркало.

Основное правило достижения цели

К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:

Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они.

Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.

Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.

Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.

Я вижу дерево, на котором висит мишень.

Что ещё? – спросил Мастер

Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.

Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой?

Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.

Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?

Я вижу перед собой мишень! – ответил он.

Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?

Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!

Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.

Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.

Притча «Истинные знания».

Однажды школьный Учитель пришел к очень уважаемой Учительнице и обвинил ее в том, что ее метод обучения абсолютно алогичен, что это какая-то безумная болтовня, и в некоторых других вещах такого рода. Учительница достала из своей сумки драгоценный камень. Она указала на магазинчики торгового центра и сказала:

Отнесите его в магазины, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и посмотрим, сможете ли Вы получить за него сотню золотых фунтов.

Школьный Учитель перепробовал все, что мог, но ему предлагали не больше, чем сотню серебряных пенсов.

Отлично, - сказала Учительница. – А теперь пойдите к настоящему ювелиру и посмотрите, что даст Вам он за этот камень.

Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили десять тысяч золотых фунтов за этот камень.

Учительница сказала:

Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень.

Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня,

Станьте ювелиром.

Притча о целеустремлённой лягушке

Собрались несколько лягушек и разговорились.

Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.

А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, – мечтательно проквакала вторая лягушка.

А вам-то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!

Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель и добавила, - давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем переехать в горы!

Давайте! Давайте! Переедем в большой чистый пруд! – заквакали все лягушки на разные голоса.

Так они все стали собираться к переезду. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затеи лягушек».

И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:

Куда вы, лягушки, это же НЕВОЗМОЖНО! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!

Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.

Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.

Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?

Оказалось, что эта лягушка просто была ГЛУХАЯ! Она не слышала, что это НЕВОЗМОЖНО! Не слышала, как её отговаривали, именно поэтому именно она легко добралась до своей цели!

Притча об устрице и орле.

(Эта притча основана на истории из древнеиндийской мифологии о том, как был создан человек)

Вначале Бог создал устрицу и положил ее на самое дно. Жизнь ее не отличалась разнообразием. Целый день она ничего не делала

Только открывала раковину, пропускала немного воды и снова закрывалась. День шел за днем, и она все открывала раковину и закрывала, открывала и закрывала…

Тогда Бог создал орла и подарил ему свободный полет и возможность достигать высочайших вершин. Для него не существовало границ, но орел должен был платить за свою свободу.

Ничего не падало ему с неба. Когда у него появлялись птенцы, он целыми днями охотился, чтобы добыть достаточно пищи. Но он рад был оплачивать этот дар такой ценой.

В конце концов, Бог создал человека. И привел его сначала к устрице, потом к орлу. И велел ему выбрать свой образ жизни.

Постоянно учась и развиваясь, мы делаем выбор между двумя формами существования. Устрица означает людей, которые не стремятся расширять свой горизонт. Очень часто в таком случае им приходится всю жизнь делать одно и то же.

Кто решается жить как орел, выбирает, наверняка, нелегкую дорогу. Скорее всего, есть только одна возможность пройти ее до конца – мы должны научиться находить удовольствие в учебе и развитии.

Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее мы становимся. Препятствия и проблемы становятся, с этой точки зрения, уроками.

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Сильная снежинка.

Давайте-ка проверим, кто из нас сильнее, кто сможет эту сухую ветку сломать.

Разбежалась первая снежинка и прыгнула со всей силы на ветку. Ветка даже не пошевелилась. За ней вторая. Тоже ничего. Третья. Тоже не дрогнула ветка. Падали снежинки на ветку всю ночь. Целый сугроб на ней образовался. Прогнулась ветка под тяжестью снежинок, но никак не хотела ломаться. А одна маленькая снежинка все это время парила в воздухе и думала: «Если уж те, что побольше, не смогли ветку сломать, то куда мне?»

Но подружки звали ее:- Попробуй! Вдруг у тебя получится!

И снежинка, наконец, решилась. Она упала на ветку, и... ветка сломалась, хотя снежинка эта и не была сильнее остальных.

И кто знает, может именно твое доброе дело победит зло в чьей-то жизни, хотя ты и не сильнее остальных.

Кого винить?

В вагоне поезда девочка что-то старательно пишет в тетради. Мама спрашивает у нее: «Что ты пишешь, доченька?» - «Я описываю места, которые вижу из окна. Можешь почитать, мамочка», - отвечает дочь. Мама читает написанное и высоко поднимает брови: «Но у тебя в словах столько ошибок, доченька!» - «Ах, мама! - восклицает девочка. - Здесь поезд какой-то не такой! Он так качает, что очень трудно писать правильно!

В своих ошибках всегда вини себя, а не обстоятельства, и никогда не ошибешься.

Незабудка.

Притча о милосердии и любви к природе для детей

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Cпор ветра с солнцем.

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Счастье рядом.

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронёсся маленький шустрый котёнок. Он кувырком прокатился мимо кота, потом резво подскочил и снова начал бегать кругами.

Что ты делаешь? - лениво поинтересовался кот.

Я пытаюсь поймать свой хвост! - запыхавшись ответил котёнок.

Но зачем? - засмеялся кот.

Мне сказали, что хвост - моё счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свой счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он всё время ускользает от меня.

Да, - улыбнулся старый мудрый кот, - когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно всё время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был моё счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом.

Материнское сердце.

На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им "при солнышке тепло, а при матушке добро".

Но однажды разыгралась в лесу гроза. Да не на шутку. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: "Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я – высокая и…". Договорить она не успела.

Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ее ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить.Она еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. В последний раз. Не было предела материнской любви.

Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. "Я никогда не брошу вас, – прошептала она березкам, – мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния".

Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей, и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старо пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза, и услышит, как в нем стучит материнское сердце…

Святое озеро.

Жили два брата-берега и сестра-река. Один берег был высокий и поросший густым лесом, отчего считался богатым. А другой, низкий и песчаный – бедный.

Попросил как-то бедный берег у богатого брата немного дров, чтобы развести костер и погреться. Да куда там! Возмутился богатый берег:

Если я каждый раз буду давать тебе даже понемногу, то так, глядишь, у самого ничего не останется. И стану я, как и ты – бедным!

Услышало это небо, нахмурилось. Сверкнула молния и ударила в большой дуб на высоком берегу. Загорелся лес. И такой начался пожар, что взмолился высокий берег:

Сестрица река! Братец берег! Выручайте! Спасайте! Без воды и песка – пропаду!

Не раздумывая, река и бедный берег бросились на помощь брату.

И так старались, что она, заливая пожар водой, отдала себя до последней капли, а он, засыпая его песком – все до последней песчинки.

Так они и погасили пожар.

Но это не принесло облегчения богатому брату. Ведь осталась теперь перед ним лишь большая пустая низина. И не стало у него ни сестры, ни брата…

Прошло время.

Дожди и трудолюбивые родники постепенно заполнили низину водой. И стала она озером, которое люди, узнав его историю, назвали «святым». А как иначе назвать плод жертвенной любви?

И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…

Нужные знания.

Китайская басня.

В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.

Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение?

Да, - сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но, ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.

О мальчике, который верил в чудеса.

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

«Дорогой мой, - с любовью ответила ему мама, - если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, - к добрым людям они приходят сами».

Материал собран с различных сайтов интернета.


ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ

Купец вернулся домой после долгих странствий.
К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.
Как быть?
Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!
Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.
Прошло время. С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.
Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.
Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.
Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.
Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.
И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.
Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.
-Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше нет.
— Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…

Мастер игрушек

В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.
Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…
Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:
— Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?
И тогда мудрец сказал:
— Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..
Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.

Притча о мудром учителе и ученике.

Если на душе тяжело и накопился груз обид, разочарования, недовольства собою и окружающими, я люблю перечитывать притчи разных народов. Вот одна из моих любимых.
Учитель и ученик
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Шуточная притча об Учителе.

Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети».
Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет более благородного призвания, чем дарить свое сердце детям». Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».
Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно! Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».

Притча о лучшем учителе


Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед.- Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: - Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука. - Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, Вы неграмотны. Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя? - По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Притча "Учитель и ученики".


Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача как Учителя.
Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: — Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. — Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… — Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?—спросили ученики. — Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно..
Приходит ученик к Учителю и говорит:
- Учитель, я устал. У меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет сил. Что же делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковые емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал молотые зерна кофе.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился, - ответил ученик.
- Нет, - ответил Учитель. - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру, под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди. Сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные - лишь затвердеют и окрепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
- О, это самое интересное. Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
МОРАЛЬ: есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства. Превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся.

Притча об учителе и его учениках.

Один раз Учитель спросил у своих учеников: - Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие, - сказал один. - Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил: - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат. - А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. - В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

По алфавиту Самые новые Самые старые

Старший сын пришел из школы расстроенный. — Что случилось, сынок? — спросила мать. Слезы вдруг потекли по щекам мальчика, и он с трудом проговорил: — Учитель сказал, что я не способен к учебе. Я провалил экзамен. Все дети хорошо читают, а я еле-еле. Хотя я так стараюсь. Отец обнял сына и мягко сказал: — Не горюй, тебе поможет один волшебный закон: учить, значит учиться. — А как...

Хинг Ши не был богатым человеком, при том, что у него была процветающая школа, в которой обучались множество юношей, приезжавших к нему со всего Китая. Однажды, один из учеников спросил его: - Учитель, слава твоя гремит по всей стране, ты мог бы быть богатым человеком, не знающим, что такое забота о завтрашнем дне. Почему же ты не стремишься к богатству? - У меня есть всё, что мне нужно для...

Притча для тех, кому трудно Профессор взял стакан с водой, вытянул вперёд руку со стаканом и спросил своих учеников: — Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории оживлённо зашептались. — Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! — стали раздаваться ответы. — Я конечно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это и не нужно. Мой вопрос вот какой: ...

Однажды Чжао Цзэн спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Хинг Ши спросил ученика: - Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но тёплый и надёжный. Что бы ты выбрал? - Я бы предпочёл простой внешне, но удобный внутренне дом. - А если бы дом покупал человек...

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе — выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — фарфоровыми, стеклянными, ...

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам...

Один мудрец всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Когда он состарился и уже лежал на смертном одре, собираясь уйти в мир иной, один из его учеников сказал: — Мы поражены вами, Учитель. Почему вы никогда не грустите? Как вам это удается? На что старик ответил: — Когда-то, когда я был молодым, я спросил об этом же у своего мастера. ...

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. (Конкретные слова приводить не буду, если не придумаете сами какой-нибудь жалостливой истории – газетку почитайте. Лучше что-нибудь из «желтой прессы».) Попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются! Учитель молча поднялся и поставил перед...

Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы.

Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе и учениках».

Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.

Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.

Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:

«через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.

Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.

Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.

Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

Забыл я, учитель, посеять семя.

Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

Запомни, ничто не может жить без питания.

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.

Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

Послушался я, учитель, чужих советов.

Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

Учитель, слишком поздно я поселял семя.

Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

Забыл я удобрить землю, учитель.

-«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

Учитель, я выполнил все твои советы.

Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет...
А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!
Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд...
В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты...
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд...
Сергей Владимирский

Ты нужен, нужен на веку
И юноше и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда,
Так весны света ждут всегда,
И так выращивают зерна.
Твой труд...
Так ювелир подчас шлифует крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату...
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе
И высь, открывшаяся взгляду.
Ты, как над колыбелью мать,
Когда опять, опять, опять
Листаешь школьные тетради,
Ночами не смыкаешь глаз,
Ты знаньями питаешь нас
Добра и счастья в мире ради.
Учитель!
Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб, с каждым поколеньем впредь,
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!


Ты школьной семье посвящаешь,
Своими детьми называешь.
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.

Твои непослушные дети.
Прими благодарности наши!

М. Садовский

Учительница. Все ее черты
Прояснены по - утреннему просто:
Уединенность тихой доброты,
Величие стародавнего строительства.
Но снова речь - спокойна и легка,
И снова дышат отраженным блеском
Гекзаметры старинного стиха,
И плеск листвы в былых садах библейских.
Отчизна, воля, тот горчайший дым,
Что нас разбудит поздно или рано,
Но дай хоть раз заплакать покаянно:
"Учитель, перед именем твоим..."

Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья
Почётнее и радостнее нет.
Бессмертными идеями очерчен
Пусть будет труд Ваш честен до конца!
И Вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца!
И пронесут они как эстафету,
Как память об учителе своём
Стремленье краше сделать землю эту,
Планету, на которой мы живём!

Умом и счастьем озаряют боги,
А мне, прощая смертные грехи,
Давали все земные педагоги,
Благословение на первые стихи.
И чем же я рассчитывался с ними?
Мой вечен долг и вечная вина -
Поступками и выходками злыми,
Не чувствуя, что злость моя больна.
Считал я за придирки и капризы
Прорывы незаслуженных обид.
Чем дальше те жестокие сюрпризы,
Тем чаще душу совесть бередит.
Во сне тревожат речи их и лица.
Кому отдать - не жалко ничего.
Готов, покаюсь, богу помолится,
Но обижал я впрочем, не его.
И будет вечно мучить злодеянья,
Свершенные без всякого стыда,
Хоть знаю, что давно без покаянья
Я был прощен легко и навсегда.
И все же мне как хочется прощенья
У них молить при помощи стихов
И получить от них лишь отпущенье
Нечаянных, бессмысленных грехов.
Откладывая строки покаянья,
Терзал себя, не Вас, учителя.
На творчество достойных пожеланий
Не вдохновляли небо и земля.
Пусть освещают ваше изголовье
На отдыхе посланники небес.
Вам сам Христос обязан дать здоровье
Уж если он воистину воскрес!
Павел Сергейчук

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают

Ты школьной семье посвящаешь,

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.

Каждый день вхожу я в класс,

Каждый день вхожу я в класс,
И летит за часом час,
И в мелу моя ладонь,
Знаний как зажечь огонь?

Все за партами сидят,
У кого глаза горят,
В это время кто-то спит,
Что ни спросишь, он молчит!

Кто-то вновь глядит в окно,
Не покажут там кино,
У девчонки нет задач,
Скажет слово, сразу в плач!

Отвечают у доски,
Многие ученики,
Повторение опять,
Кому "три", а кому "пять"!

Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
Но своих учеников,
Я всегда учить готов!

Марк Львовский

Вы учитель с буквы большой,
С молодой и прекрасной душой!
Сколько долгих лет, сколько зим
Отдаете душу Вы молодым!
И поэтому душа много лет
Остается молодой - вот секрет
Вашей жизни.
Пусть и дальше она
Будет счастья и здоровья полна!

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых.

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под новый год не шлем им поздравлений,

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержит экзамен

На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

Нам, учитель дорогой,
Ваш характер нравится!
Кроме Вас, никто другой
С нами не управится!
Вы - добры и справедливы!
Вы - во всем пример для нас!
Самый лучших чувств порывы
Выражает Вам наш класс!

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!

Стихи учителю

В этот день закрой глаза и вспомни человека,
Который был с тобою в самый трудный час:
Мы все учились в школе, и 10 лет от века -
Пусть доля небольшая, но милая для нас!
Так вот, дружок, ты помнишь свою вторую маму?
Да, да, которая улыбку подарила.
Ведь знаешь, ты и сам: рассказывать не стану,
Как сильно всех ребят она вдруг полюбила!
Наставник твой и друг, а главное - учитель,
Милее всех подруг; твой ангел, твой хранитель!
И пусть сегодня день с утра немножко хмурый;
(Октябрь ведь не апрель; и лист сейчас пурпурный).
Ты хочешь ей сказать: "Огромное спасибо
За труд и за любовь".

И снова в позолоте тополя,
А школа - как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.
На свете нет богаче и щедрей,
чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.
Они судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: "Это мой учитель".
Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель...
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан-учитель!

Мы были все учениками.
С учителями мы росли.
И каждый выбрать мог себе
Средь педагогов - по душе!
И образ нес через года,
Не забывая никогда.
С годами, старше становясь,
Я чувствовал все глубже связь.
Понять не сразу нам дано:
Что в нас посеяли - взошло,
И только им благодаря
Живем на свете мы не зря.
Учитель, годы пробегут,
Но память напрочь не сотрут.
Вы мой навечно идеал,
По Вас всю жизнь свой путь сверял.
Я в День учителя спешу
Одним из первых поутру
Вам принести букет цветов,
Который скажет больше слов.

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
И верности родной Отчизне.

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Любимый афоризм

Посредственный учитель излагает,

хороший - объясняет,

выдающийся - показывает,

великий- вдохновляет

Притча
о крылатом ученике

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание

- Верно! – удивился человек.

- Так бери с собой мудрость:

День учителя – это по-настоящему всенародный праздник. Каждый из нас учился в школе. У каждого (я очень надеюсь!) был любимый учитель (любимая учительница).

Мы вспоминаем сегодня тех, кого уже нет с нами, и чествуем ныне живущих и здравствующих, мечтая, чтобы они жили и здравствовали долгие годы.


Учитель - это огромная ответственность и беспредельная любовь. Думаю, что учитель - это ещё доброта и мудрость. Ну, и, конечно, интеллект. Без него тоже невозможно.


Дорогие нынешние и будущие учителя, педагоги, преподаватели! Коли уж разговор зашёл о доброте и мудрости, сегодня дарю вам не что-нибудь, а притчи…

Притча об учителе и точке


Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка, и спросил: «Что вы видите?»


Первый ученик: «Точку».


Второй: «Черную точку».


Третий: «Жирную точку».


Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!».


Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам.


Caille Leon Emile. The Lesson. 1887
Притча об Учителе Хинг Ши

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:


Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?


Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.



Tom Lovell. Una escuela en la antigua Mesopotamia

* * *


Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».


На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.


Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» - изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».


«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал Учитель и улыбнулся. - И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…».


Jean-Baptiste-Simeon Chardin.The Young Schoolmistress

Притча об Учителе


Однажды к Руми пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.


«Я не знаю, что мне делать, Руми, — сказала она. — Я испробовала уже все способы, но ребенок меня не слушается. Он ест слишком много сахара! Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он Вас послушается, потому что очень уважает».


Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: «Приходите через три недели».


Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!


Непонятно... Люди приходили к Руми из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.


Но что делать — она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал: «Приходите еще через три недели».



Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику: «Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».


«Раз Вы мне советуете, — ответил мальчик, — я больше не буду этого делать».


После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто...


И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...


Святой человек, прославившийся своей мудростью и духовной силой, шесть недель отучал себя есть сладкое, чтобы просто иметь право сказать мальчику: «Сынок, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».


(Анхель Куатье. Золотое сечение ).

Притча об учителе и учениках


Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми. Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения - томата. Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай. Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и прошёл год, и пришел учитель смотреть на труды своих учеников.


Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.


Где плоды твоего труда? - спросил учитель.


Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.


Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать .


И у второго ученика не было растения.


Слишком рано, учитель, я посеял семечко, замерзло оно.


Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого , - ответил учитель.


И третий ученик оказался нерадивым.


Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.


Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей .


И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:


Забыл я, учитель, посеять семя.


Запомни: что посеешь, то и пожнешь .


И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.


- Все должно иметь свои корни , - сказал учитель.


Вид шестого ученика был печальным.


Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.


Запомни, ничто не может жить без питания .


И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.


Пришел сосед, поглядел, и погибло растение,- сказал ученик учителю.


- Береги впредь свое чадо от дурного глаза .


Нечем было хвастаться и восьмому ученику.


Послушался я, учитель, чужих советов.


- Не слушай тех, кто не знает .


Не мог похвастаться и девятый ученик.


Учитель, слишком поздно я поселял семя.


- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня .


У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.


Забыл я удобрить землю, учитель.


- Не жди плодов без плодородной почвы ,- наставлял учитель.


Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.


Учитель, я выполнил все твои советы.


Ты хороший ученик, я горжусь тобой.


Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.


О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.


Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым .

Alexandre-Évariste Fragonard Part III. The Lesson of Henry IV

Почему, когда люди ссорятся, они кричат?


Один раз Учитель спросил у своих учеников:


Почему, когда люди ссорятся, они кричат?


Потому что теряют спокойствие, - сказал один.


Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?


Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:


Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.


А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.


В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Ян Стен. The school teacher

Лучшая школа


Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.


Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.



Понравилась статья? Поделитесь ей