Контакты

При каком царе освободили крепостных крестьян. Манифест об освобождении крестьян. Подготовка отмены крепостного права

Отмена крепостного права. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. Помимо этого, историки рассматривают в качестве причины неэффективность труда крепостных крестьян. К экономическим причинам относят также и назревшую революционную ситуацию как возможность перехода от бытового недовольства крестьянского сословия к крестьянской войне. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны , правительство, во главе с Александром II , пошло на отмену крепостного права

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

Программа правительства предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину , и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет).

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Основные положения новой программы были следующими:

получение крестьянами личной свободы

обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит )

утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

19 февраля (3 марта ) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей » и , состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии ; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах ; в остальных местах - в течение марта того же года.

19 февраля (3 марта ) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости , состоявшие из 17 законодательных актов . Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Крестьянская реформа 1861 г. Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законода­тельных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении. Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и " временнообязанными " . В этот пере­ходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (тридцать - сорок дней в год) и денежного оброка.

Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда они были переведены в состояние собственников.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел - с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения (помещик-крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками.

Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Крестьяне выплачивали двадцать пять процентов выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценным бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение сорока девяти лет.

Полицейский фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В период "временнообязанности" крестьяне оставались обособленными в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие: а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; в) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; в) крестьяне оставались обособленным сословием.

В 1858 году образован Главный Комитет по крестьянскому делу.

На призыв государя к дворянству - заняться улучшением положения крестьян, первыми откликнулись дворяне западных губерний, которые через генерал-губернатора Назимова представили всеподданнейший адрес с выражением готовности отпустить крестьян на волю, но без наделения их землёй. На этот адрес император ответил рескриптом от 20 ноября 1857 года, положившем основание для всей дальнейшей реформы. В нем предлагалось открыть комитеты для разработки вопроса об освобождении крепостных и указывалось, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй, за которую помещики получат справедливое вознаграждение. Рескрипт был разостлан во все губернии, и скоро из многих мест стали поступать предложения дать крестьянам волю и проекты освобождения. Все эти материалы предавались в Главный Комитет для рассмотрения и выработки общих положений реформы. В октябре 1860 года проект освобождения крестьян был уже готов и поступил в Государственный Совет, заседание которого сам император открыл речью: «Я в праве требовать», - сказал государь членам Совета, - «от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облечённые моим доверием... Я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит кончить это дело для будущего благоденствия любезного нашего отечества...»

В Совете возникли разногласия, но государь принял сторону меньшинства членов, мнение которых совпадало с его предуказаниями, и этим положил конец разногласиям. Вопрос был решён бесповоротно.

19 февраля 1861 года, в день восшествия на престол, государственный секретарь Бутков доставил в Зимний дворец «Положение» об освобождении крестьян и манифест об этом, написанный московским митрополитом Филаретом. После горячей молитвы государь подписал оба документа, и 23 миллиона людей получили давно желанную свободу.

Совершив величайший в русской истории государственный акт, император почувствовал великую радость. - «Сегодня - лучший день в моей жизни!» - сказал он, целуя свою младшую дочь, великую княжну Марию Александровну.

5 марта состоялось обнародование манифеста. Всеобщее ликование было безгранично, и когда государь показался на улицах столицы, народ приветствовал его долго не смолкавшими кликами. По всей империи манифест был встречен как величайшее благо, о котором народ мечтал много лет. Слушая слова его: «Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» - толпы крестьян в сельских церквях плакали от умиления и радости.



Вскоре по обнародовании акта 19 февраля император стал объезжать Россию, и всюду благодарный народ встречал Царя-Освободителя с проявлениями безграничного восторга.

Личное освобождение

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни.

Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

Наделы

«Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший -- больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший -- меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной - 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами.

Выкуп

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства.

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они
уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, т. е. почти в 4 раза больше
реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. ^4^1

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20% от стоимости земли. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Итак, аграрную реформу 1861 года можно считать состоявшейся только на бумаге, т.к. она не облегчила жизнь крестьянам и не обеспечила их гражданскими правами. Тем не менее, реформа дала возможность России встать на начало пути капиталистического развития.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель -- привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Время правления Александра Второго (1856-1881) вошло в историю как период «великих реформ». Во многом благодаря императору произошла отмена крепостного права в России в 1861 году - событие, которое, безусловно, является основным его достижением, сыгравшим большую роль в будущем развитии государства.

Предпосылки отмены крепостничества

В 1856-1857 годах ряд южных губерний потрясли крестьянские волнения, которые, впрочем, очень быстро затихли. Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями.

Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство.

К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. 1861 должен был стать годом серьезных перемен, которые следовало провести так, чтобы они не смогли поколебать сложившиеся устои самодержавия, а дворянство сохранило господствующее положение. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично.

Необходимые шаги для грядущих перемен

Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны.

Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия.

Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом.

Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся.

«Рескрипт Назимову»

В середине осени 1857 года в Петербург приехал генерал Владимир Иванович Назимов - губернатор из Литвы, который привез с собой прошение о предоставлении права ему и губернаторам Ковенской и Гродненской губерний дать вольную своим крепостным, но без предоставления им земли.

В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт (личное императорское письмо), в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации:

  • Предоставление полной свободы крепостным.
  • Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.
  • Предоставление возможности освобожденным крестьянам получать земельные наделы при условии выплаты оброка либо отработки барщины.
  • Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы.

Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества.

Создание комитетов

Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу. В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А.Ф. Орлов.

При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы.

Председателем этих комиссий был назначен член Госсовета генерал Я.И. Ростовцев, который полностью поддерживал идею отмены крепостничества.

Противоречия и проделанная работа

В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками.

В 1860 году Ростовцев умирает, в связи с чем главой Редакционных комиссий Александр II назначает графа В.Н. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы.

В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. 19 февраля 1861 года стал официальным днем отмены крепостничества.

Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года

Основные положения документа были следующими:

  • Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями».
  • Отныне (то есть с 19 февраля 1861) крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.
  • Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.
  • За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы.
  • За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству.

Необходимый компромисс реформы

Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер.

Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов.

Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же - большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела.

Нормы предоставляемых наделов

Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную.

  • Норма земельных наделов для степной части - от шести с половиной и до двенадцати десятин.
  • Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.
  • Для нечерноземной полосы - от трех с четвертью до восьми десятин.

В целом по стране площадь надела стала меньше, чем была до перемен, таким образом, крестьянская реформа 1861 года лишила «освобожденных» более 20% площади возделываемых земель.

Условия передачи земли в собственность

Согласно реформе от 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 - для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать.

После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка.

И государство не осталось внакладе

С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа.

Сумма, которую крестьянин должен был внести за землю, приравнивался к так называемому условному капиталу, который положен в Госбанк под 6% годовых. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка.

То есть если землевладелец имел с одной души в год 10 рублей оброка, то расчет производился по формуле: 10 рублей делились на 6 (проценты с капитала), а потом умножались на 100 (общее количество процентов) - (10/6) х 100 = 166,7.

Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек - деньги «неподъемные» для бывшего крепостного. Но тут вступало в сделку государство: крестьянин должен был заплатить помещику единовременно только 20% от расчетной цены. Оставшиеся же 80% вносило государство, но не просто так, а предоставляя долгосрочный кредит со сроком погашения 49 лет и 5 месяцев.

Теперь крестьянин должен был выплачивать Госбанку ежегодно 6% от суммы выкупного платежа. Получалось что сумма, которую бывший крепостной должен был внести в казну, превышала заем троекратно. По сути, 19 февраля 1861 года стало датой, когда бывший крепостной крестьянин, выбравшись из одной кабалы, попадал в другую. И это притом, что размер самой суммы выкупа превышал рыночную стоимость надела.

Итоги перемен

Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны.

Своевременно вышедший Манифест 19 февраля 1861 года, предпосылки которого могли привести к серьезному регрессу, стал стимулирующим фактором для развития капитализма в Российском государстве. Таким образом, искоренение крепостничества, безусловно, является одним из центральных событий в истории страны.

Крепостное право превратилось в тормоз технического прогресса, который в Европе, после промышленной революции, активно развивался. Крымская война наглядно это продемонстрировала. Возникла опасность превращения России в третьеразрядную державу. Именно ко второй половине XIX века стало ясно, что сохранение могущества и политического влияния России невозможно без укрепления финансов, развития промышленности и железнодорожного строительства, преобразования всей политической системы. В условиях господства крепостного права, которое само по себе могло существовать еще неопределенное время, при том что само поместное дворянство было неспособно и не готово к модернизации собственных имений, сделать это оказалась практически невозможно. Именно поэтому правление Александра II стало периодом радикальных преобразований российского общества. Император, отличаясь здравым умом и определенной политической гибкостью, сумел окружить себя профессионально грамотными людьми, понимавшими необходимость поступательного движения России. Среди них выделялись брат царя, великий князь Константин Николаевич, братья Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, П.А. Валуев и др.

Ко второй четверти XIX века уже стало очевидно, что экономические возможности помещичьего хозяйства в обеспечении возросших потребностей в экспорте хлеба полностью исчерпаны. Оно все больше втягивалось в товарно-денежные отношения, постепенно теряя натуральный характер. С этим было тесно связано изменение форм ренты. Если в центральных губерниях, где было развито промышленное производство, более половины крестьян уже было переведено на оброк, то в земледельческих центрально-черноземных и нижневолжских губерниях, где производился товарный хлеб, продолжала расширяться барщина. Это было обусловлено естественным ростом производства хлеба на продажу в помещичьем хозяйстве.

С другой стороны, заметно упала производительность барщинного труда. Крестьянин всеми силами саботировал барщину, тяготился ею, что объясняется ростом крестьянского хозяйства, превращением его в мелкотоварного производителя. Барщина тормозила этот процесс, и крестьянин всеми силами боролся за благоприятные условия своего хозяйствования.

Помещики изыскивали способы повышения доходности своих имений в рамках крепостного права, например, перевод крестьян на месячину: безземельным крестьянам, которые были обязаны все рабочее время находиться на барщине, выдавалась плата натурой в виде месячного продуктового пайка, а также одежда, обувь, необходимая хозяйственная утварь, при этом помещичье поле обрабатывалось господским инвентарем. Однако все эти меры не могли возместить все возрастающие потери от малоэффективного барщинного труда.

Серьезный кризис переживали и оброчные хозяйства. Ранее крестьянские промыслы, с которых в основном и уплачивался оброк, были выгодны, давая помещику стабильный доход. Однако развитие промыслов породило конкуренцию, что привело к падению крестьянских заработков. С 20-х годов XIX века стали стремительно расти недоимки по уплате оброка. Показателем кризиса помещичьего хозяйства был и рост задолженности имений. К 1861 году в различных кредитных учреждениях в залоге находилось около 65% помещичьих имений.

Стремясь повысить доходность своих имений, некоторые помещики стали применять новые методы ведения хозяйства: выписывали из заграницы дорогостоящую технику, приглашали иностранных специалистов, вводили многопольный севооборот и т.п. Но подобные траты были по плечу только богатым помещикам, а в условиях крепостного права эти новшества не окупались, часто разоряя таких помещиков.

Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о кризисе помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, а не экономики вообще, которая продолжала развиваться уже на совершенно другой, капиталистической основе. Понятно, что крепостное право сдерживало ее развитие, препятствовало формированию рынка наемного рабочего труда, без которого невозможно капиталистическое развитие страны.

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 года с создания очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 года Александр II разослал по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова, в котором говорилось о начале постепенного освобождения крестьян и предписывалось создать в трех литовских губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) дворянские комитеты для внесения предложений в проект реформы. 21 февраля 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение предстоящей реформы. Губернские дворянские комитеты составляли свои проекты освобождения крестьян и отправляли их в главный комитет, который на их основе начал разрабатывать общий проект реформы.

Для переработки представленных проектов в 1859 году были учреждены редакционные комиссии, работой которых руководил товарищ министра внутренних дел Я.И. Ростовцев.

При подготовке реформы среди помещиков шли оживленные споры о механизме освобождения. Помещики нечерноземных губерний, где крестьяне находились в основном на оброке, предлагали наделить крестьян землей с полным освобождением от помещичьей власти, но с выплатой большого выкупа за землю. Их мнение наиболее полно выразил в своем проекте предводитель тверского дворянства А.М. Унковский.

Помещики черноземных областей, мнение которых было выражено в проекте полтавского помещика М.П. Позена, предлагали дать за выкуп крестьянам лишь небольшие наделы, ставя целью поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика - заставить их арендовать землю на невыгодных условиях или работать батраками.

К началу октября 1860 года редакционные комиссии завершили свою деятельность и проект поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу, где подвергся дополнениям и изменениям. 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Подписание манифеста об освобождении крестьян было назначено на 19 февраля 1861 года - 6-й годовщине восшествия на престол Александра II, когда император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которые включали в себя 17 законодательных актов. В то же день был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и призванный осуществить высшее наблюдение за проведением в жизнь «Положений» 19 февраля.

По манифесту крестьяне получали личную свободу. Отныне бывший крепостной крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, ему были предоставлены некоторые гражданские права: возможность переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные предприятия.

Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование экономических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах», которые заключались между помещиком и крестьянином при участии мировых посредников. Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обязаны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный. Фактически это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 года последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп.

Важное место уделялось наделению крестьянина землей. Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. Эту задачу государство взяло на себя. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Казна сразу же выплачивала помещикам 80% выкупной суммы, а остальные 20% помещику должны были выплачивать крестьяне по обоюдной договоренности (сразу же или в рассрочку, деньгами или отработками). Выкупная сумма, уплачиваемая государством, рассматривалась как предоставленный крестьянам заем, который затем взыскивался с них ежегодно, в течение 49 лет в виде «выкупных платежей» в размере 6% от этой ссуды. Нетрудно определить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше не только ее реальной рыночной стоимости, но и суммы повинностей, которые он нес в пользу помещика. Именно поэтому «временнообязанное состояние» просуществовало более 20 лет.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Вся территория Российской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшая и низшая, а в степной одна - «указная» норма. Закон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещика, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указную» норму, и прирезку, если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, а прирезки исключением. Тяжесть «отрезков» для крестьян состояла не только в их размерах. В эту категорию часто попадали лучшие земли, без которых нормальное ведение хозяйства становилось невозможным. Таким образом, «отрезки» превратились в эффективное средство экономического закабаления крестьян со стороны помещика.

Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Такая форма землепользования исключала возможность продажи крестьянином своего надела, а сдача его в аренду ограничивалась пределами общины. Но, несмотря на все свои недостатки, отмена крепостного права была важным историческим событием. Она не только создала условия для дальнейшего экономического развития России, но и привела к изменению социальной структуры российского общества, вызвала необходимость дальнейшего реформирования политической системы государства, вынужденной приспосабливаться к новым экономическим условиям. После 1861 года был проведен ряд важных политических преобразований: земская, судебная, городская, военная реформы, которые коренным образом изменили российскую действительность. Не случайно отечественные историки считают это событие переломным моментом, гранью между Россией феодальной и Россией нового времени.

ПО «ДУШЕВОЙ РЕВИЗИИ» 1858 ГОДА

Помещичьи крепостные крестьяне - 20 173 000

Удельные крестьяне - 2 019 000

Государственные крестьяне -18 308 000

Рабочие заводов и шахт, приравненные к государственным крестьянам - 616 000

Государственные крестьяне, приписанные к частным заводам - 518 000

Крестьяне, освобожденные после военной службы - 1 093 000

ИСТОРИК С.М. СОЛОВЬЕВ

«Начались либеральные речи; но было бы странно, если бы первым же, главным содержанием этих речей не стало освобождение крестьян. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей, причем рабы одинакового происхождения с господами, а иногда и высшего: крестьяне славянского происхождения, а господа татарского, черемисского, мордовского, ни говоря уже о немцах? Какую либеральную речь можно было вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов».

А.И. ГЕРЦЕН

«Пройдет еще много лет, прежде чем Европа уяснит себе ход развития русского крепостного права. Его происхождение и развитие представляют собою явление столь исключительное и ни на что не похожее, что в него трудно поверить. Как, в самом деле, поверить, что половина народонаселения одной и той же национальности, одаренной редкими физи ческими и умственными способностями, обращена в рабство не войной, не завоеванием, не переворотом, а только рядом указов, безнравственных уступок, гнусных притязаний?»

К.С. АКСАКОВ

«Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ - значение раба-невольника в своей земле»…

«ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ЭТО ПРОИЗОШЛО СВЫШЕ»

Когда император Александр II приехал на коронацию в Москву, то московский генерал-губернатор граф Закревский просил его успокоить местное дворянство, взволнованное слухами о предстоящем освобождении крестьян. Царь, принимая московского губернского предводителя дворянства князя Щербатова с уездными представителями, сказал им: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живём в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя, почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. (…)

Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властию и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля.

Предшественники мои чувствовали все зло крепостного права и постоянно стремились если не к прямому его уничтожению, то к постепенному ограничению произвола помещичьей власти. (…)

Вслед за рескриптом, данным генерал-губернатору Назимову, начали поступать просьбы от дворянства других губерний, которым были даны ответы рескриптами на имя генерал-губернаторов и губернаторов подобного же содержания с первым. В этих рескриптах заключались те же главные начала и основания и разрешалось приступать к делу на тех же указанных мною началах. Вследствие того были учреждены губернские комитеты, которым для облегчения их работ была дана особая программа. Когда после данного на то срока работы комитетов начали поступать сюда, я разрешил составить особые Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть проекты губернских комитетов и сделать общую работу в систематическом порядке. Председателем этих Комиссий был сначала генерал-адъютант Ростовцев, а по кончине его граф Панин. Редакционные комиссии трудились в продолжение года и семи месяцев, и, несмотря на нарекания, может быть отчасти и справедливые, которым Комиссии подвергались, они окончили свою работу добросовестно и представили ее в Главный комитет. Главный комитет под председательством моего брата трудился с неутомимою деятельностью и усердием. Я считаю обязанностью благодарить всех членов комитета, а брата моего в особенности, за их добросовестные труды в этом деле.

Взгляды на представленную работу могут быть различны. Потому все различные мнения я выслушиваю охотно; но я вправе требовать от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные моим доверием. Приступая к этому важному делу, я не скрывал от себя всех тех затруднений, которые нас ожидали, и не скрываю их и теперь, но, твердо уповая на милость Божию, я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит нас кончить его для будущего благоденствия любезного нам Отечества. Теперь с Божиею помощью приступим к самому делу.

МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ

МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ,

ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ

ВСЕРОССИЙСКИЙ

ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ

и прочая, и прочая, и прочая

Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I - постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.

Порабощение людей на Руси существовало ещё в одиннадцатом веке. Уже тогда Киевская Русь и Новгородская республика широко использовали труд несвободных крестьян, которых называли смердами, холопами и закупами.

На заре развития феодальных отношений крестьян закрепощали тем, что привлекали их работать на земле, принадлежавшей землевладельцу. За это феодал требовал определённую плату.

Вконтакте

Одноклассники

Зарождение крепостничества на Руси

«Русская правда»

Историки склоняются к мысли, что зависимость крестьян от феодалов зародилась в правление Ярослава Мудрого, когда главным сводом законов была «Русская правда» , чётко разграничившая общественные отношения между слоями населения.

Во время монголо-татарского ига феодальная зависимость несколько ослабла из-за раскола Руси. В XVI веке крестьяне обладали некоторой свободой, однако им запрещалось переходить с места на место до тех пор, пока не внесена плата за пользование земельным наделом. Права и обязанности крестьянина прописывались в договоре между ним и собственником земли.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

С правлением Ивана III положение крестьян резко ухудшилось, так как он на законодательном уровне стал ограничивать их права. Сначала крестьянам запретили переходить от одного феодала к другому кроме недели до и недели после Юрьева дня, затем разрешили покидать его только в определённые годы. Зачастую крестьянин становился неоплатным должником, продолжая брать взаймы у землевладельца хлеб, деньги, сельскохозяйственные орудия и попадая в кабалу к своему кредитору. Единственным выходом из такой ситуации было бегство.

Крепостной - значит прикреплённый

Существовал указ , по которому беглых крестьян, не внёсших платы за пользование земельным участком, надлежало разыскивать и возвращать на прежнее место жительства и работы. Сначала срок сыска беглых составлял пять лет, затем, с воцарением Романовых и приходом к власти царя Алексея Михайловича, увеличился до пятнадцати, а окончательно закрепило зависимость крестьян «Соборное уложение» 1649 года, предписывающее крестьянину оставаться на всю жизнь в том населённом пункте, к которому он был прикреплён по результатам переписи населения, то есть становился «крепок». Если крестьянин «в бегах» выдавал замуж дочь, найденную семью в полном составе возвращали к прежнему помещику.

На рубеже XVII-XVIII вв. еков сделки купли-продажи крепостных между помещиками стали обыденностью. Крепостные утратили юридические и гражданские права и оказались в рабстве.

Души - живые и мёртвые

Больше всего ужесточилось крепостничество во времена Петра I и Екатерины I. I. Отношения между крестьянином и помещиком уже не строились на основании договора, они были закреплены правительственным актом. И холопы, и закупы перешли в категорию крепостных людей, или душ. Поместья стали передаваться по наследству вместе с душами. Они были бесправными - их позволялось женить, продавать, разлучать родителей с детьми, применять телесные наказания.

Интересно знать: на реке Угре при князе Иване III.

Попытки облегчить участь крепостных

Первая попытка ограничить и впоследствии отменить рабство была предпринята российским императором Павлом I в 1797 году .

В своём «Манифесте о трёхдневной барщине» государь ввёл юридические ограничения на использование труда крепостных: на благо царского двора и господ следовало работать три дня в неделю с обязательным воскресным выходным. Ещё три дня оставались крестьянам, чтобы работать на себя. В воскресенье предписывалось посещать православный храм.

Пользуясь неграмотностью и непросвещённостью крепостных, многие помещики игнорировали царский законодательный акт и заставляли крестьян трудиться неделями, зачастую лишая их выходного дня.

Крепостничество было распространено не на всей территории государства: его не было на Кавказе, в казачьих областях, ряде азиатских губерний, на Дальнем Востоке, Аляске и в Финляндии. Многие прогрессивные дворяне стали задумываться о его отмене. В просвещённой Европе рабства не существовало, Россия отставала от европейских стран по уровню социально-экономического развития, потому что отсутствие труда вольнонаёмных рабочих тормозило промышленный прогресс. Крепостнические хозяйства приходили в упадок, а среди самих крепостных крестьян нарастало недовольство, переходящее в бунты. Таковы были предпосылки отмены крепостного права.

В 1803 году Александр I издал «Указ о вольных хлебопашцах». Согласно указу, крестьянам позволялось за выкуп заключать с помещиком договор, в соответствии с которым можно было получить свободу и земельный участок в придачу. В случае если обязательства, данные крестьянином, не выполнялись, его могли принудительно вернуть барину. В то же время помещик мог отпустить крепостного и безвозмездно. Стали запрещать продавать крепостных на ярмарках, а позже при продаже крестьян не разрешалось разлучать семьи. Однако полностью отменить крепостничество Александру I удалось лишь в Прибалтике - остзейских губерниях Эстляндии, Лифляндии и Курляндии.

Крестьяне всё больше надеялись на то, что их зависимость временная, и переносили её с христианской стойкостью. Во время Отечественной войны 1812 года, когда надеялся с триумфом войти в Россию и увидеть встречавших его как освободителя крепостных крестьян, именно они дали ему мощный отпор, объединившись в ряды ополчения.

Упразднить крепостное право пытался и император Николай I, для чего по его указанию были созданы специальные комиссии, издан закон «Об обязанных крестьянах» , в соответствии с которым у крестьян появлялась возможность быть освобождёнными помещиком, последний при этом должен был выделить участок земли. За пользование наделом крестьянин обязан был нести повинность в пользу землевладельца. Однако этот закон не был признан основной массой дворян, не желающих расставаться со своими рабами.

Нерешительность Николая I в этом вопросе историки объясняют тем, что после восстания декабристов он опасался подъёма народных масс, который, по его мнению, мог случиться, если предоставить им долгожданную свободу.

Ситуация всё больше усугублялась: экономическое положение России после войны с Наполеоном было шатким, труд крепостных был непроизводительным, а в голодные годы помещикам ещё и приходилось их содержать. Отмена крепостного права была уже не за горами.

«Уничтожить сверху»

Со вступлением на престол в 1855 Александра I. I. , сына Николая I, произошли значительные перемены. Новый государь, отличавшийся политической дальновидностью и гибкостью, сразу стал говорить о необходимости решить крестьянский вопрос и провести реформы: «Лучше уничтожать крепостное право сверху, чем оно начнёт уничтожаться снизу».

Понимая необходимость поступательного движения России, развития в государстве капиталистической системы, формирования рынка труда наёмных рабочих и в то же время сохранения устойчивого положения самодержавного строя, Александр I. I. в январе 1857 года создал Секретный комитет, переименованный позже в Главный комитет по крестьянским делам, который начал подготовку к постепенному освобождению крепостных.

Причины:

  • кризис крепостнической системы;
  • проигранная , после которой особенно усилились народные волнения;
  • необходимость становления буржуазии как нового класса.

Значимую роль играла моральная сторона вопроса: многие дворяне, имеющие передовые взгляды, были возмущены пережитком прошлого - узаконенным рабством в европейском государстве.

В стране шло широкое обсуждение планируемой крестьянской реформы, главной идеей которой было предоставить крестьянам личную свободу.

Земля по-прежнему должна была оставаться во владении помещиков, но они обязаны были предоставлять её в пользование бывшим крепостным за отбывание барщины или уплату оброка, пока те не смогут её окончательно выкупить. Аграрное хозяйство страны должны были составлять крупные помещичьи и мелкие крестьянские хозяйства.

Год отмены крепостного права - 1861. Именно в этом году, 19 февраля, в Прощёное воскресенье, в шестую годовщину восшествия на престол Александра I. I. , был подписан документ «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» - Манифест об отмене крепостного права.

Главные положения документа:

Александр II лично провозгласил Манифест перед народом в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Государя стали называть Освободителем. Вчерашним крепостным, освободившимся от опеки помещика, крестьянская реформа 1861 года позволяла переезжать на новое место жительства, вступать в брак по собственной воле, учиться, устраиваться на работу и даже переходить в мещанское и купеческое сословия. С этого момента, считают учёные, у крестьян появились фамилии.

Последствия реформы

Однако восторг, с которым был встречен манифест, быстро угас. Крестьяне ожидали полного освобождения и были разочарованы тем, что приходилось носить ярлык «временно обязанных», требуя выделить им земельные наделы.

Чувствуя себя обманутыми, люди стали устраивать бунты, для подавления которых царём были направлены войска. В течение полугода вспыхнуло более тысячи восстаний в разных уголках страны.

Земельные участки, выделяемые крестьянам, были недостаточно большими, чтобы прокормиться и получать с них доход. В среднем на одно хозяйство приходилось по три десятины земли, а для его рентабельности требовалось пять-шесть.

Помещики, лишённые бесплатной рабочей силы, были вынуждены механизировать сельскохозяйственное производство, однако не все были к этому готовы и многие попросту разорились.

Были освобождены и так называемые дворовые люди, не имевшие имущества и не наделявшиеся землёй. Их было в то время около 6 процентов от общего числа крепостных. Такие люди оказались практически на улице, без средств к существованию. Кто-то уходил в города и устраивался на работу, а кто-то становился на путь преступлений, промышляя разбоем и грабежом, занимаясь терроризмом. Известно, что через два десятилетия после провозглашения Манифеста народовольцы из числа потомков бывших крепостных убили государя-освободителя Александра I. I. .

Но в целом реформа 1861 года имела огромное историческое значение :

  1. Стали развиваться рыночные отношения, характерные для капиталистического государства.
  2. Сформировались новые социальные слои населения - буржуазия и пролетариат.
  3. Россия пошла по пути преобразования в буржуазную монархию, чему способствовало принятие правительством других важных реформ, в том числе Конституции.
  4. Стали стремительно строиться заводы и фабрики, промышленные предприятия, чтобы прекратить недовольство людей и их рабочими местами. В связи с этим наметился рост промышленного производства, что поставило Россию в один ряд с ведущими мировыми державами.


Понравилась статья? Поделитесь ей