Письмо в военкомат о утверждении списков на бронирование. Бронирование в организациях Письмо в военкомат об уничтожении удостоверений
Вести воинский учет обязана каждая организация. Чтобы избежать штрафов, узнайте, кто подлежит воинскому учету, подготовьте необходимые документы и вовремя передайте сведения о сотрудниках в военкомат.
В статье:
Скачайте полезный документ:
Воинский учет в организации часто входит в зону ответственности кадровиков, которым поручают сбор, систематизацию и обновление сведений об исполнении сотрудниками военной обязанности. Работу ведут в двух направлениях - общий учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету
За непредставление сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, неоповещение сотрудника о вызове в военкомат и другие нарушения в сфере воинского учета (ВУ) законом предусмотрена административная ответственность (ст.21.1, 21.4, 21.2 КоАП РФ). Чтобы не было проблем во время очередной проверки, нужно четко знать, какие категории граждан подлежат воинскому учету, и своевременно составлять списки сотрудников, соответствующих установленным критериям.
Кого не вносят в списки
- Работников-иностранцев не считают военнообязанными, поэтому в списки не вносят (ст. 1 закона №53-ФЗ от 28.03.1998г., ст. 15 закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.).
- Женщин, не имеющие военной специальности.
- Проходящих военную службу в настоящее время.
- Постоянно проживающих за пределами РФ.
- Отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Генштабом Вооруженных Сил РФ утверждены Методические указания от 11.07.2017г., где перечислены все категории персонала, подлежащие учету. К ним относятся:
- Не зачисленные в запас мужчины призывного возраста (18-27 лет).
- Мужчины, находящиеся в запасе и освобожденные от призыва.
- nbsp; Мужчины старше 27 лет, не прошедшие службу в армии по причине отсрочки.
- Все граждане, уволенные из армии или проходившие альтернативную службу.
- Женщины, получившие военные специальности.
- Специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.
Важно! Учитывают все подходящие по критериям сотрудники, в том числе работающие дистанционно, неполный день или на условиях внешнего совместительства .
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, поручают отдельным работодателям по распоряжению Межведомственной комиссии ВС РФ, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Организация получает готовые перечни должностей и профессий или выписки из них. На основании полученных документов следует забронировать подходящих по требованиям сотрудников и заполнить бланки формы № 4 (выдают в военкомате). Как правило, речь идет о ценных специалистах, представителях редких профессий, высококвалифицированных руководителях. Забронированные граждане освобождаются от призыва на военные сборы и службу во время мобилизации.
Какие документы воинского учета ведет работодатель
Ведение воинского учета в организации требует оформления целого ряда документов - как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. Первым делом работодатель издает приказ об организации воинского учета.
Приказ об организации воинского учета с комментариями эксперта
Документ составляют в свободной форме и относят к числу обязательных для любой организации.
Эксперты журнала «Кадровое дело» подробно расскажут, . Если ВУ будет вести сотрудник отдела кадров на условиях совместительства, не забудьте внести соответствующие изменения в трудовой договор, штатное расписание и табель учета рабочего времени.
Внимание! Чтобы узнать, относится ли соискатель к числу военнообязанных, посмотрите на 13-ю страницу внутреннего паспорта, где ставится соответствующий штамп.
Кроме того, на работодателя возлагается проведение разъяснительных мероприятий с сотрудниками, а также составление и ведение:
- картотеки личных карточек (формы №Т-2, Т-2ГС) на всех работников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
- журнала проверок состояния воинского учета;
Как вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция
Вести воинский учет обязаны абсолютно все предприятия, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Вам поможет разобраться в тонкостях процесса и понять, с чего начинается организация воинского учета в организации, пошаговая инструкция.
Пошаговая инструкция: ведем воинский учет в организации
Шаг 1. Назначьте ответственное лицо. Это может быть как секретарь компании или сотрудник отдела кадров, так и основной работник или целое подразделение (военно-учетный стол), занимающееся исключительно ведением воинского учета. Эксперт «Системы Кадров» расскажут, как определить количество сотрудников, ведущих воинский учет в организации
Шаг 2. Определите, с какими категориями сотрудников будете работать. Ориентируйтесь на требования Методических рекомендаций, утв. генштабом ВС РФ 11.04.2017 года и Постановление правительства РФ №719 от 27.11.2006 года. Если на предприятии ведется не только общий учет, но и бронирование пребывающих в запасе граждан, дополнительно разработайте документы согласно приложениям к Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования №664с от 3.02.2015г.
Шаг 3. Зарегистрируйте работодателя в местном военном комиссариате. Здесь же можно получить вводный инструктаж, методические указания, образцы документов и консультации по спорным или нетипичным случаям. Регистрация обособленных подразделений ведется по месту нахождения филиалов и представительств, а не головной организации.
Шаг 4. Подготовьте все необходимые документы : журналы, карточки, списки. Если есть возможность, автоматизируйте часть бумажной работы, используя специальные программы для формирования документооборота.
Освоить методы грамотного ведения документооборота вы можете в Школе Кадровика:
Шаг 5. Поддерживайте сведения воинского учета в актуальном состоянии . Не реже одного раза в год сверяйте данные личных карточек с документами, предоставленными сотрудниками или представителями военкомата, вносите необходимые изменения.
Шаг 6. Соблюдайте сроки подачи отчетности . Работодатель обязан предоставлять в военкомат или органы местного самоуправления сведения:
- о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет - возраст первоначальной постановки на воинский учет (ежегодно до 1 ноября);
- о сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет (ежегодно в сентябре).
- о трудоустройстве и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету - в двухнедельный срок с даты события;
- о сотрудниках, состоящих на ВУ - по запросу в двухнедельный срок.
Очень важно не ограничиваться исключительно бумажной работой, а проводить полноценную методическую подготовку персонала: разъяснять порядок мобилизации, вручать повестки, своевременно сообщать о вызовах в военкомат.
Проверки ведения ВУ проходят регулярно. Если в компании еще не ведется воинский учет, начните с организационных моментов: пройдите регистрацию в военкомате, назначьте ответственного сотрудника. Если учет ведется, не помешает аудит: сверьте данные и убедитесь, что отчитываетесь перед военкоматом в срок, а в отделе кадров или военно-учетном столе предприятия хранятся все необходимые документы.
Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.
В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
- Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
- , утв. 11.07.2017.
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- Общий воинский учет.
- Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция
Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет
Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.
Пример приказа
На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.
Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.
Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.
Шаг 2. Определить, с кем работать
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:
- мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
- представителей мужского пола, находящихся в запасе;
- сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
- лиц, освобожденных от призыва;
- мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
- граждан, уволенных из армии;
- работников, служивших альтернативно;
- женщин, получивших военные специальности.
Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:
Оборотная сторона
Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.
Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом
Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.
Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.
Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Практическая часть
При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.
Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.
В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.
Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Отчетность для работодателей
Компании предоставляют отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточка учета (форма № 18).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.
Образец
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, то есть освобождение их от мобилизационной обязанности, производится с целью сохранения на период военного времени руководителей и специалистов, обеспечивающих эффективную и бесперебойную работу предприятия. Бронирование, в первую очередь, предусматривается для тех предприятий, которые выполняют мобилизационное задание и будут продолжать свою работу в случае войны, обеспечивая жизнедеятельность населения данного региона.Имея при этом конкурентные условия оплаты, интересные задачи, социальный пакет. И такие ситуации в последнее время случаются все чаще… Мы задаемся вопросом «почему», бесконечно анализируя рынок труда, и приходим к выводу: зачастую большое влияние на людей оказывает привлекательность / непривлекательность бренда работодателя. Далее Обычно при реорганизации предприятия происходит сокращение штата или численности работников.
Воинский учет и бронирование граждан в организации
Внимание
Вам также могут пригодиться в работе следующие материалы: Как уведомить военный комиссариат о приеме на работу и увольнении военнообязанного сотрудника Если предприятие приняло на работу нового сотрудника, подлежащего воинскому учету, а также в том случае, когда он уволился, об этом необходимо уведомить военный комиссариат по месту регистрации. Образец стандартного уведомления представлен ниже. Любая организация обязана также предоставлять соответствующую отчетность в территориальные военкоматы, даже если военнообязанных работников в ней нет. При этом на руководителя компании возлагается персональная ответственность за организацию и ведение воинского учета на вверенном ему предприятии.
Образцы текстов писем в военные комиссариаты
При выполнении работ по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации должны руководствоваться следующими нормативными документами: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»; Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях Генерального штаба Вооруженных Сил РФ 2007 г. В каждой организации разрабатываются и ведутся следующие основные документы:
- Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе».
- План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
- План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время.
Письмо в военкомат на спец учет граждан
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу, а также от направления их для работы на должностях * Определения основных терминов приведены в приложении № 32. ** В системе бронирования граждан, пребывающих в запасе, учитываются граждане, постоянно работающие в организациях на условиях полного рабочего дня, а также учащиеся (студенты и аспиранты), обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных учебных заведениях.
Как вести бронирование граждан, пребывающих в запасе?
Межведомственная комиссия комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, утверждает эти перечни. Согласно п. 47 Инструкции, для проведения работы по бронированию организации получают в установленном порядке утвержденные Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, перечни должностей и профессий (или выписки из них), отдельные постановления, распоряжения (или выписки из них), регламентирующие условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные извещения о предоставлении гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, персональных отсрочек от призыва на военную службу, а также постановления, распоряжения (или выписки из них) об изменениях и дополнениях, которые необходимо внести в перечни должностей и профессий.
Как организовать воинский учет в организации. пошаговая инструкция 2018
Отсрочки от призыва на военную службу не переоформляются и исправления в удостоверения и извещения не вносятся при переводе забронированных граждан, пребывающих в запасе: рабочих - на другие рабочие специальности (или при изменении разрядов), если основание к предоставлению отсрочки (пункт раздела перечня должностей и профессий) не изменяется; из вспомогательных цехов в основные производственные цеха и наоборот - из основных цехов во вспомогательные, если за гражданами, пребывающими в запасе, сохраняется право на бронирование и это не вызывает изменения основания (пункта раздела перечня должностей и профессий) к предоставлению отсрочки; внутри организации на временные работы до трех месяцев с сохранением за гражданами, пребывающими в запасе, должностей, по которым они забронированы; на временные работы: уборка урожая, зимний судоремонт, лесозаготовки, а также другие сезонные работы. 60.
Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2018
ЕРЕЧНЯМ ДОЛЖНОСТЕЙ И ПРОФЕССИЙ 26. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленных этими перечнями. Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на две категории по их предназначению: для бронирования граждан пребывающих в запасе, работающих в фсдсральных органах государственной власти и организациях (РОСТО, ОАО «Газпром» и др.), а также в организациях, находящихся в сфере их ведения или деятельность которых связана с их деятельностью; для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся вне сферы их ведения.
Российской Федерации, органа местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения и расположенные на территории района, необходимыми нормативными и методическими документами; организует (совместно с военным комиссариатом) обучение работников военно-учетных подразделений (или специально назначенных работников), осуществляющих бронирование граждан, пребывающих в запасе, в организациях района; осуществляет взаимодействие с районными комиссиями по бронированию граждан, пребывающих в запасе, других районов, городов без районного деления субъекта Российской Федерации и районными военными комиссариатами в части организации и проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Письмо в военкомат о утверждении списков на бронирование
На основании полученных документов военно-учетные подразделения (или специально назначенные работники) организаций обязаны: а) внести в перечни должностей и профессий (в выписки из них) принятые изменения и дополнения с обязательным указанием даты и номера постановления Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе; б) определить на основании данных воинского учета по личным карточкам (форма № Т-2) граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих бронированию по перечню должностей и профессий или по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе; в) получить под расписку (форма № 12) военные билеты от граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих бронированию.
Максимум, что может выполнить сотрудник кадровой службы - это потребовать при приеме на работу у гражданина, возраст которого является призывным, военный билет и внести необходимую информацию в его личную карточку. Инструкция по ведению воинского учета (бланк).docСкачать в.doc Инструкция по ведению воинского учета (образец).docСкачать в.doc Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее - Положение), ведение воинского учета вменяется в обязанность всем работодателям, независимо от формы собственности предприятия, вида его деятельности и количества работающих на нем сотрудников.
Работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, и настоящей Инструкцией. Ответственность за организацию работы по выполнению возложенных на органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации задач по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, правильность и полноту бронирования несут руководители соответствующих органов и организаций. 3.
У меня вопрос по бронированию граждан. У нас был забронирован гражданин (отсрочка от призыва). Оформлены бланки строгой отчетности, согласованы в военном комиссариате. В декабре 2015 года мы его уволили. В какой срок мы должны оповестить ВК о снятии с брони этого гражданина, отвезти бланк строгой отчетности в ВК и т.д.?
Ответ
Ответ на вопрос:
Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель. Он же определяет состав и обязанности сотрудников, ответственных за организацию и ведение воинского учета.
Удостоверения по форме № 4 являются документами строгой отчетности, которые выдаются военным комиссариатом по месту регистрации организации, следовательно, факт их выдачи, необходимо регистрировать в Книге по учету бланков специального воинского учета (форма 13), являющейся приложением к Инструкции, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 2. В данной книге регистрируются все удостоверения и извещения, полученные от военного комиссариата, а также переданные комиссариату.
Вам будет полезно узнать о заявлении работника на увольнение в материале по ссылке.
Следовательно, при увольнении из организации, сотрудник подлежащий бронированию обязан сдать данное удостоверение ответственному лицу в организации. Вместе с тем, ответственный сотрудник должен сдать данное удостоверение в военный комиссариат.
Таким образом, можно сказать, что в связи с тем, что удостоверение по форме № 4 является документом строгой отчетности, то в случае его порчи, либо увольнения сотрудника из организации, данное удостоверение необходимо сдать в военный комиссариат.
По общему правилу организация должна оповестить военкомат о приеме и увольнении военнообязанных работников в течение 2 недель.
Также отметим, что, к сожалению, законодательство не содержит определенного порядка в случае сдачи документов строгой отчетности, следовательно, дать определенные рекомендации в данном случае не целесообразно, так как Ваш военный комиссариат может установить данный порядок самостоятельно.
Таким образом, по нашему мнению, во избежание недоразумений со стороны проверяющих органов, а также для получения достоверной информации, Вам необходимо обратиться в Ваш военный комиссариат к сотруднику, закрепленному за Вашей организацией.
Подробности в материалах Системы Кадры:
- Нормативно-правовая база:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО
УЧЕТА И БРОНИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ
В ЗАПАСЕ И РАБОТАЮЩИХ В ВЕРХОВНЫХ СУДАХ РЕСПУБЛИК,
КРАЕВЫХ И ОБЛАСТНЫХ СУДАХ, СУДАХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, СУДАХ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ,
РАЙОННЫХ СУДАХ, ВОЕННЫХ СУДАХ, В СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО
ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ
от 13.04.2011 N 70)
В целях совершенствования ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, военных судах, в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, военных судах, в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Инструкция).
2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в срок до 31 января 2005 г. организовать изучение Инструкции ответственными за организацию воинского учета всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и обеспечить выполнение предусмотренных в них требований.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации - начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов Слотюка А.А.
Генеральный директор
А.В.ГУСЕВ
Утверждена
Приказом
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 12 января 2005 г. N 2
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА
И БРОНИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ
И РАБОТАЮЩИХ В ВЕРХОВНЫХ СУДАХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫХ
И ОБЛАСТНЫХ СУДАХ, СУДАХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
СУДАХ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, РАЙОННЫХ
СУДАХ, ВОЕННЫХ СУДАХ, В СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БРОНИРОВАНИЕ
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ, МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
I. Обязанности граждан по воинскому учету
3. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
II. Организация системы бронирования граждан, пребывающих в запасе
Работу по БГПЗ осуществляют следующие органы:
МВК по вопросам БГПЗ и рабочий аппарат, обеспечивающий ее деятельность;
территориальные комиссии (ТК) СРФ (СЗ) по БГПЗ Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), имеющих запас и работающих в ОМСУ и в организациях, и рабочие аппараты этих комиссий;
районные комиссии (РК) ОМСУ (СЗ) по БГПЗ ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас и работающих в ОМСУ и в организациях, и рабочие аппараты этих комиссий;
подразделения по БГПЗ в ФОГВ и в организациях;
Министерство обороны Российской Федерации (военные комиссариаты);
Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее органы;
военно-учетные подразделения (ВУП) организаций.
Руководство работой по БГПЗ в Российской Федерации осуществляется МВК по вопросам БГПЗ.
МВК по вопросам БГПЗ образуется указом Президента Российской Федерации, которым также устанавливается порядок организации работ по БГПЗ. Положение о МВК по вопросам БГПЗ и ее персональный состав утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации.
ТК образуется решением главы администрации (правительства) СРФ. Ее состав и функции определяются положением о ТК по БГПЗ СРФ, которое утверждается главой администрации (правительства) СРФ после согласования с МВК по вопросам БГПЗ.
В муниципальных образованиях (МО) руководство работой по БГПЗ возлагается на соответствующую районную (городскую, окружную) комиссию (РК). РК образуется главой МО (администрации) района. Состав РК и ее функции определяются положением о РК, которое утверждается главой администрации района после согласования его с ТК.
Рабочий аппарат РК образуется как подразделение по БГПЗ в составе мобилизационного органа администрации района. Численность рабочего аппарата РК должна быть не менее 2-х человек. Персональный состав и функциональные обязанности сотрудников рабочего аппарата утверждаются постановлением главы ОМСУ после согласования с ТК.
Персональный состав и функциональные обязанности работников ВУП организации определяются приказом руководителя организации.
Ответственность за организацию работы по выполнению возложенных на ОГВ, ОМСУ и организации задач по воинскому учету (ВУ) и БГПЗ, правильность и полноту бронирования несут руководители соответствующих органов и организаций.
При временном убытии работника ВУП (в отпуск, командировку, на лечение и т.д.) руководитель организации назначает другого работника для исполнения обязанностей по ВУ и БГПЗ.
В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для выполнения этой работы, в том числе:
бланки специального ВУ по форме N 4;
личные карточки учета ГПЗ и граждан, подлежащих призыву на военную службу, по формам N Т-2 и Т-2ГС;
другие документы, необходимые для работы по ведению ВУ и БГПЗ.
Основные функции ВУП (или специально назначенных работников) по БГПЗ в организациях:
ведение ВУ работающих (учащихся) ГПЗ и граждан, подлежащих призыву на военную службу, по нормативам, методикам и формам, устанавливаемым МВК по вопросам БГПЗ, Минобороны России, Росстатом;
заполнение и представление в ВК по месту нахождения организации документов, необходимых для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время ГПЗ ВС РФ;
выдача в установленном порядке забронированным ГПЗ документов об отсрочке от призыва на военную службу;
разработка и представление в вышестоящие органы по подчиненности обоснованных предложений в проекты перечней должностей и профессий (форма N 1) и соответствующих сведений о численности работающих и забронированных ГПЗ (форма N 1а);
направление в особых случаях в вышестоящие органы по подчиненности ходатайств о предоставлении ГПЗ персональных отсрочек от призыва на военную службу (формы N 2 и 2а);
представление в установленном порядке необходимой информации и отчетности о проводимой работе по БГПЗ;
разработка планов мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу забронированным ГПЗ (форма N 15) и составление списков уполномоченных от структурных подразделений организации для вручения удостоверений;
проведение систематического анализа обеспеченности на военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и подготовка предложений по этому вопросу, составление планов замены специалистов, убывающих по мобилизации и в военное время (форма N 16), разработка и осуществление необходимых мероприятий по подготовке кадров для замены ГПЗ, подлежащих призыву на военную службу.
По вопросам, связанным с БГПЗ, ВУП организаций взаимодействуют с ФОГВ, ОИВ СРФ, ТК, РК и ВК.
Организации по вопросам БГПЗ должны иметь следующие сведения:
общее количество граждан, работающих в организации;
количество работающих граждан, необходимое для выполнения плана расчетного года;
количество ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации;
количество ГПЗ, предназначенных на укомплектование специальных формирований;
количество забронированных ГПЗ, остающихся для работы в организации в период мобилизации и в военное время;
количество ГПЗ, которых возможно переместить на должности взамен ГПЗ, подлежащих призыву по мобилизации;
количество водителей, убывающих вместе с поставляемой техникой и без нее, и количество водителей, остающихся в организации.
Основанием для проведения работы по БГПЗ на период мобилизации и на военное время в организации является:
наличие мобилизационных заданий (заказов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг) для государственных нужд Российской Федерации, установленных решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФОИВ, размещенных на договорной (контрактной) основе и финансируемых в период мобилизации и в военное время за счет средств федерального бюджета;
наличие мобилизационных заданий (заказов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг) для государственных нужд СРФ, установленных решениями ОИВ СРФ, размещенных на договорной (контрактной) основе и финансируемых в период мобилизации и в военное время за счет средств бюджетов СРФ;
наличие мобилизационных заданий (заказов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг) для местных нужд, установленных решениями ОМСУ, размещенных на договорной (контрактной) основе и финансируемых в период мобилизации и в военное время за счет средств местных бюджетов;
участие в выполнении мобилизационных заданий (заказов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг) для государственных нужд РФ, СРФ или для местных нужд по кооперации;
наличие задач на военное время в пределах полномочий организаций, установленных им ФОГВ или ОИВ СРФ или ОМСУ, финансируемых в период мобилизации и в военное время за счет средств соответствующих бюджетов;
продолжение деятельности в военное время в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, жизнедеятельности населения и устойчивой работы органов государственной власти, ОМСУ и экономики, подтвержденное решениями ФОГВ, ОИВ СРФ и ОМСУ.
Решения об организации работы по БГПЗ в организациях на период мобилизации и на военное время принимаются МВК по вопросам БГПЗ, ФОГВ, ТК СРФ на основании указанных критериев.
С объявлением мобилизации руководители обязаны:
вручить забронированным ГПЗ удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время;
в 7-дневный срок сдать в ВК по месту нахождения организации в установленном порядке чистые бланки специального воинского учета (форма N 4), удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу, не врученные забронированным ГПЗ ВС РФ, удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации в военное время (форма N 9).
Предоставление отсрочек от призыва на военную службу ГПЗ в военное время проводится с учетом следующих особенностей:
оформленные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время сохраняют свою силу при условии, если ГПЗ продолжают работать на тех должностях, по которым им предоставлены отсрочки от призыва;
с первого дня и на весь период мобилизации прекращается БГПЗ, призываемых по мобилизации военной организации России возрастов, которые в мирное время почему-либо не были забронированы в сроки, установленные Инструкцией...;
лица, ранее признанные негодными к военной службе, в случае признания их при медицинском переосвидетельствовании годными к военной службе, подлежат бронированию на общих основаниях;
лица, уволенные в военное время с военной службы из военной организации Российской Федерации по состоянию здоровья с указанием срока медицинского переосвидетельствования, в случае признания их по истечении указанного срока годными к военной службе бронированию не подлежат.
Документы по ведению воинского учета и бронирования в организациях
В каждой организации разрабатываются и ведутся следующие документы:
1. Вариант Приказа "Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе".
2. План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
3. План оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации.
4. План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время (форма N 16).
5. План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время гражданам, пребывающим в запасе (форма 15).
6. Список уполномоченных по вручению удостоверений об отсрочке от призыва (форма N 4) забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
7. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма N 9).
7а. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (форма N 4) уполномоченным для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма N 10).
7б. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (форма N 4) забронированным гражданам при выезде их на срок свыше трех месяцев.
8. Книга по учету бланков специального воинского учета (форма N 13).
9. Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (форма N 11).
10. Книга учета воинских документов (военных билетов).
11. Картотека учета наличия личных карточек формы N Т-2 граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву.
12. Личная карточка (форма N Т-2).
13. Карточка учета организации.
14. Вариант приказа о порядке оформления и выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений (форма N 4) об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время.
15. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
16. Расписка о принятии военного билета.
17. Памятка уполномоченному по вручению забронированным гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время.
18. Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих исключению с воинского учета в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе.
19. Дело по переписке по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
20. Другие документы в соответствии с требованиями военных комиссариатов и руководителей органов местного самоуправления.
Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления "Зарница-М".
Указанные документы обычно распределяют по папкам:
ПАПКА N 1 (документы, необходимые для работы в случае объявления особого положения):
План мероприятий по вручению удостоверений (форма N 4);
Бланки ведомостей;
Заполненные удостоверения в конвертах;
Инструкция уполномоченному по вручению удостоверений.
ПАПКА N 2 (документы для работы по оповещению военнообязанных в рабочее время по сигналу ОВК):
Приказ по оповещению;
План проведения оповещения;
Карточки оповещения;
Маршрутная карточка;
Ведомость на выдачу карточек оповещения.
ПАПКА N 3 (документы военно-учетного стола):
Приказ о назначении работника ВУС;
Планы работы ВУС;
Внутренние приказы по воинскому учету;
Приказы и директивы вышестоящих органов;
Акт приема-передачи имущества ВУС.
ПАПКА N 4 (документы переписки по вопросам воинского учета и бронирования ГПЗ, оповещения военнообязанных).
ПАПКА N 5 (документы по ведению воинского учета и бронированию ГПЗ):
Журнал проверок состояния воинского учета и БГПЗ (форма N 34);
Книга учета бланков (форма N 4);
Книга передачи (форма N 4);
Чистые бланки (форма N 4);
Бланки формы N 4 на списание (в конвертах);
Чистые бланки формы N Т-2;
Инструкции, перечень должностей и профессий по БГПЗ (выписка из перечня);
Федеральные законы в области ВУ и БГПЗ.
Отчет о проводимой работе по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, предоставляется один раз в год по установленной МВК форме N 6 (Приложение N 23). Срок предоставления в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - до 15 января года, следующего за отчетным.
Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.
Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Елена Орешета в воссозданном уголке военкомата. Любимое место посетителей.
«Вторично убедительно прошу принять меня добровольцем. Работаю в Гидрографическом отделе СФ. Имею бронь, но еще раз прошу снять ее и направить на любой фронт». Это заявление, написанное чернилами 21 августа 1941 года неким И. Н. Трифоновым, представлено в экспозиции областного краеведческого музея. Рядом лежит другое, того же года - от 16-летнего Николая Волосевича, с просьбой принять его добровольцем в Красную Армию: «... и буду выполнять без всяких пререканий приказы командиров».
История военных комиссариатов в нашей стране началась с Декрета народных комиссаров. Главной задачей нового учреждения стало создание профессиональной армии, которая могла бы защитить Отечество, - сказала на торжественной церемонии открытия выставки заместитель председателя областного комитета по культуре и искусству Ирина Лисовая. - Естественно, путь комиссариатов неразрывно связан с историей Вооруженных сил страны. За долгие 80 лет были разные периоды, спокойные и не очень.
В первые дни Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки была проведена мобилизация граждан в ряды Красной армии. В Мурманской области в нее вступили более 30 тысяч человек. Сотрудники военкомата призывали, обучали добровольцев. В послевоенные годы основными задачами стали постановка на учет и трудоустройство бывших солдат.
Именно военкоматы занимались комплектованием отрядов на выполнение интернационального долга в Афганистане и Чечне, для ликвидации аварии в Чернобыле. Сейчас к основным функциям относятся мобилизация, призывная работа, патриотическое воспитание молодежи.
- «Исторический путь военных комиссариатов Мурманской области» - не просто выставка, это настоящий проект. Очень интересный, и без участия в нем военкоматов нашего региона он бы не состоялся, - взяла слово директор областного краеведческого музея Елена Химчук. - Большая часть экспонатов предоставлена людьми в форме. А предметы и документы из наших фондов очень гармонично их дополняют.
На стенах выставочного зала разместились фотографии, сделанные в разные годы. Например, посетители могут увидеть кадры начала 30-х годов прошлого века: обучение молодежи военному делу в Кандалакше, сборы на обучение в Мурманске, изучение станкового пулемета на военных занятиях в областном центре. А на другой стене - современные хроники: снимки поисковых экспедиций и благоустройства воинских захоронений, принятие молодых северян в Юнармию. Все это тоже часть военкоматской работы.
Выставка получилась очень насыщенной. Мы довольно долго подбирали для нее материалы, привлекали общественников, которые предоставили экспонаты из личных архивов, - сказал заместитель областного военкома Олег Шевелев. - За три года в регионе было призвано более 16 тысяч срочников. Это то, что, как говорится, лежит на поверхности нашей работы. А ведь многое остается в тени. Например, в последнее время мы активно занимаемся розыском погибших, обладателей неврученных наград.
Пришедшие на церемонию открытия экспозиции юнармейцы внимательно слушали выступающих, рассматривали экспонаты. Пожалуй, самой любимой частью выставки у посетителей стал уголок военкомата: стол, на котором старинный телефонный аппарат и печатная машинка. Юные северяне с удовольствием фотографировались с этими предметами, пытаясь мысленно представить, как это - набирать текст на таком аппарате.
Каждый экспонат надо внимательно рассматривать, вчитываться в документы, - поделилась мнением специалист по экспедиционно-выставочной деятельности музея Елена Орешета. - Обратите внимание на эту увесистую папку. Это книга похоронных извещений Кировского военкомата за период с 22 июня 1941-го по 1 июля 1942 года. А вот сведения областного военного комиссариата, направленные секретарю Мурманского областного комитета ВКП(б) Максиму Старостину, о мобилизации более 13 тысяч человек для формирования Полярной дивизии. Среди них были работники предприятий и учреждений, спортсмены-лыжники, заключенные.
Кстати, при комиссионном отборе подавляющее большинство заключенных - 80-90 процентов - изъявили желание немедленно отбыть на фронт. Всего с 23 июня 1941 года по 1 апреля 1944-го из нашей области было призвано почти 12,5 тысячи заключенных.
Современную часть экспозиции освещают не только фотографии. Так, на стеллаже представлены несессеры с предметами гигиены, суточный продуктовый паек, дембельский альбом. На манекенах, которым также нашлось место в зале, посетители увидят военную форму различных родов войск.