Контакты

Оттепели все чаще но пока ночи морозным. Виды связи в предложениях. Подчинительные союзы и союзные слова

Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике - на блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?

Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, - масленица идет. Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, «к блинам»; зеленые его перышки - большие, приятно гладить. Мальчишка от мучника кому-то провез муку. Нам уже привезли: мешок голубой крупчатки и четыре мешка «людской». Привезли и сухих дров, березовых. «Еловые стрекают, - сказал мне ездок Михаила, - «галочка» не припек. Уж и поедим мы с тобой блинков!»

Я сижу на кожаном диване в кабинете. Отец, под зеленой лампой, стучит на счетах. Василь-Василич Косой стреляет от двери глазом. Говорят о страшно интересном, как бы не срезало льдом под Симоновом барки с сеном, и о плотах-дровянках, которые пойдут с Можайска.

А нащот масленой чего прикажете? Муки давеча привезли робятам...

Сколько у нас харчится?

Да... плотников сорок робят подались домой, на маслену... - поокивает Василь-Василич, - володимерцы, на кулачки биться, блины вытряхать, сами знаете наш обычай!.. - вздыхает, посмеиваясь, Косой.

Народ попридерживай, весна... как тараканы поразбегутся. Человек шестьдесят есть?

Робят-то шестьдесят четыре. Севрюжины соленой надо бы...

Возьмешь. У Жирнова как?..

Паркетчики, народ капризный! Белужины им купили да по селедке...

Тож и нашим. Трои блинов, с пятницы зачинать. Блинов вволю давай. Масли жирней. На припек серого снетка, ко щам головизны дашь.

А нащот винца, как прикажете? - ласково говорит Косой, вежливо прикрывая рот.

К блинам по шкалику.

Будто бы и маловато-с?.. Для прощеного... проститься, как говорится.

Знаю твое прощанье!..

Заговеюсь, до самой Пасхи ни капли в рот.

Два ведра - будет?

И довольно-с! - прикинув, весело говорит Косой. - Заслужут-с, наше дело при воде, чижолое-с.

Отец отдает распоряжения. У Титова, от Москворецкого, для стола - икры свежей, троечной, и ершей к ухе. Вязиги у Колганова взять, у него же и судаков с икрой, и наваги архангельской, семивершковой. В Зарядье - снетка белозерского, мытого. У Васьки Егорова из садка стерлядок...

Преосвященный у меня на блинах будет в пятницу! Скажешь Ваське Егорову, налимов мерных пару для навару дал чтобы, и плес сомовий. У Палтусова икры для кальи, с отонкой, пожирней, из отстоя...

П-маю-ссс... - говорит Косой, и в горле у него хлюпает. Хлюпает и у меня, с гулянья.

В Охотном у Трофимова - сигов пару, порозовей. Белорыбицу сам выберу, заеду. К ботвинье свежих огурцов-У Егорова в Охотном. Понял?

П-маю-ссс... Лещика еще, может?.. Его первосвященство, сказывали?..

Обязательно, леща! Очень преосвященный уважает. Для ливных и по расстегаям - Гараньку из Митриева трактира. Скажешь - от меня. Вина ему - ни капли, пока не справит!.. Как мастер - так пьяница!..

Слабость... И винца-то не пьет, рябиновкой избаловался. За то из дворца и выгнали... Как ему не дашь... запасы с собой носит!

Тебя вот никак не выгонишь, подлеца!.. Отыми, на то ты и...

В прошлом годе отымал, а он на меня с ножо-ом!.. Да он и нетверезый не подгадит, кухарку вот побить может... выбираться уж ей придется. И с посудой озорничает, все не по нем. Печку велел перекладать, такой-то царь-соломон!..

Я рад, что будет опять Гаранька и будет дым коромыслом. Плотники его свяжут к вечеру и повезут на дровнях в трактир с гармоньями.

Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки «в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами.

Просторная мастерская, откуда вынесены станки и ведерки с краской, блестит столами: столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики, водоливы, кровельщики, маляры, десятники, ездоки - в рубахах распояской, с намасленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно - ляпп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. Дымится от красных чашек со щами с головизной, от баб-стряпух, со сбившимися алыми платками, от их распаленных лиц, от масленых красных рук, по которым, сияя, бегают желтые язычки от печки. Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул: довольны.

Бабочки, подпекай... с припечком - со снеточком!..

Кадушки с опарой дышат, льется-шипит по сковородкам вспухает пузырями. Пахнет опарным духом, горелым маслом ситцами от рубах, жилым. Все чаще роздыхи, передышки вздохи. Кое-кто пошабашил, селедочную головку гложет. Из медного куба - паром, до потолка.

Ну, как, робятки?.. - кричит заглянувший Василь-Василич, - всего уели? - заглядывает в квашни. - Подпекай-подпекай, Матреш... не жалей подмазки, дадим замазки!..

Гудят, веселые.

По шкаличку бы еще, Василь-Василич... - слышится из углов, - блинки заправить.

Ва-лляй!.. - лихо кричит Косой. - Архирея стречаем, куда ни шло...

Гудят. Звякают зеленые четверти о шкалик. Ляпают подоспевшие блины.

Хозяин идет!.. - кричат весело от окна.

Отец, как всегда, бегом, оглядывает бойко.

Масленица как, ребята? Все довольны?..

Благодарим покорно... довольны!..

По шкалику добавить! Только смотри, подлецы... не безобразить!..

Не обижаются: знают - ласка. Отец берет ляпнувший перед ним блинище, дерет от него лоскут, макает в масло.

Вкуснее, ребята, наших! Стряпухам - по целковому. Всем по двугривенному, на масленицу!

Так гудят, - ничего и не разобрать. В груди у меня спирает. Высокий плотник подхватывает меня, швыряет под потолок, в чад, прижимает к мокрой, горячей бороде. Суют мне блина, подсолнушков, розовый пряник в махорочных соринках, дают крашеную ложку, вытерев круто пальцем, - нашего-то отведай! Все они мне знакомы, все ласковы. Я слушаю их речи, прибаутки. Выбегаю на двор. Тает большая лужа, дрызгаются мальчишки. Вываливаются - подышать воздухом, масленичной весной. Пар от голов клубится. Потягиваются сонно, бредут в сушильню - поспать на стружке.

Поджидают карету с архиереем. Василь-Василич все бегает к воротам. Он без шапки. Из-под нового пиджака розовеет рубаха под жилеткой, болтается медная цепочка. Волосы хорошо расчесаны и блещут. Лицо багровое, глаз стреляет «двойным зарядом», Косой уж успел заправиться, но до вечера «достоит». Горкин за ним досматривает, не стегнул бы себе в конторку. На конторке висит замок. Я вижу, как Василь-Василич вдруг устремляется к конторке, но что-то ему мешает. Совесть? Архиерей приедет, а он дал слово, что «достоит». Горкин ходит за ним, как нянька:

Уж додержись маненько, Василич... Опосля уж поотдохнешь.

Д-держусь!.. - лихо кричит Косой. - Я-то... дда не додержусь?..

Песком посыпано до парадного. Двери настежь.

Марьюшка ушла наверх, выселили ее из кухни. Там воцарился повар, рыжий, худой Гаранька, в огромном колпаке веером, мелькает в пару, как страх. В окно со двора мне видно, как бьет он подручных скалкой. С вечера зашумел. Выбегает на снег, размазывает на ладони тесто, проглядывает на свет зачем-то.

Мудрователь-то мудрует! - с почтением говорит Василь-Василич. - В царских дворцах служил!..

Скоро ли ваш архирей наедет?.. Срок у меня доходит!.. - кричит Гаранька, снежком вытирая руки.

С крыши орут - едет!..

Карета, с выносным, мальчишкой. Келейник соскакивает с козел, откидывает дверцу. Прибывший раньше протодьякон встречает с батюшками и причтом. Ведут архиерея по песочку, на лестницу. Протодьякон ушел вперед, закрыл собою окно и потрясает ужасом:

Исполла э-ти де-спо-та-ааааа...

Рычанье его выкатывается в сени, гремит по стеклам, на улицу. Из кухни кричит Гаранька:

Эй, зачинаю расстегаи!..

Зачина-ай!.. - кричит Василь-Василич умоляющим голосом и почему-то пляшет.

Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы... Икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки... Черные сюртуки, белые и палевые шали, «головки», кружевные наколочки...

Несут блины, под покровом.

Ваше преосвященство!..

Архиерей сухощавый, строгий, - как говорится, постный. Кушает мало, скромно. Протодьякон - против него, громаден, страшен. Я вижу с уголка, как раскрывается его рот до зева, и наваленные блины, серые от икры текучей, льются в протодьякона стопами. Плывет к нему сиг, и отплывает с разрытым боком. Льется масло в икру, в сметану. Льется по редкой бородке протодьякона, по мягким губам, малиновым.

Ваше преосвященство... а расстегайчика-то к ушице!..

Ах, мы, чревоугодники... Воистину, удивительный расстегай!.. - слышится в тишине, как шелест, с померкших губ.

Самые знаменитые, гаранькинские расстегаи, ваше преосвященство, на всю Москву-с!..

Слышал, слышал... Наградит же Господь талантом для нашего искушения!.. Уди-ви-тельный расстегай...

Ваше преосвященство... дозвольте просить еще?..

Благослови, преосвященный владыко... - рычит протодьякон, отжевавшись, и откидывает ручищей копну волос.

Ну-ну, отверзи уста, протодьякон, возблагодари... - ласково говорит преосвященный. - Вздохни немножко...

Василь-Василич чего-то машет, и вдруг садится на корточки! На лестнице запруда, в передней давка. Протодьякон в славе: голосом гасит лампы и выпирает стекла. Начинает из глубины, где сейчас у него блины, кажется мне, по голосу-ворчанью. Волосы его ходят под урчанье. Начинают дрожать лафитнички - мелким звоном. Дрожат хрустали на люстрах, дребезгом отвечают окна. Я смотрю, как на шее у протодьякона дрожит-набухает жила, как склонилась в сметане ложка... чувствую, как в груди у меня спирает и режет в ухе. Господи, упадет потолок сейчас!..

Преосвященному и всему освященному собору... и честному дому сему... -

мно-га-я... ле... т-та-а-ааааааа!!!

Гукнуло-треснуло в рояле, погасла в углу перед образом лампадка!.. Падают ножи и вилки. Стукаются лафитнички. Василь-Василич взвизгивает, рыдая:

Го-споди!..

От протодьякона жар и дым. На трех стульях раскинулся. Пьет квас. За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой... наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой... блины молочные, легкие, блинцы с яичками... еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой... желе апельсиновое, пломбир миндальный - ванилевый...

Архиерей отъехал, выкушав чашку чая с апельсинчиком - «для осадки». Отвезли протодьякона, набравшего расстегайчиков в карманы, навязали ему в кулек диковинной наваги, - «зверь-навага!». Сидят в гостиной шали и сюртуки, вздыхают, чаек попивают с апельсинчиком. Внизу шумят. Гаранька требует еще бутылку рябиновки и уходить не хочет, разбил окошко. Требуется Василь-Василич - везти Гараньку, но Василь-Василич «отархареился, достоял», и теперь заперся в конторке. Что поделаешь - масленица! Гараньке дают бутылку и оставляют на кухне: проспится к утру. Марьюшка сидит в передней, без причала, сердитая. Обидно: праздник у всех, а она... расстегаев не может сделать! Загадили всю кухню. Старуха она почтенная. Ей накладывают блинков с икоркой, подносят лафитничек мадерцы, еще подносят. Она начинает плакать и мять платочек:

Всякие пирожки могу, и слоеные, и заварные... и с паншетом, и кулебяки всякие, и любое защипное... А тут, на-ка-сь... незащипанный пирожок не сделать! Я ему расстегаями нос утру! У Расторгуевых жила... митрополиты ездили, кулебяки мои хвалили...

Ее уводят в залу, уговаривают спеть песенку и подносят еще лафитничек. Она довольна, что все ее очень почитают, и принимается петь про «графчика, разрумяного красавчика»:

На нем шляпа со пером,
Табакерка с табако-ом!..

И еще, как «молодцы ведут коня под уздцы... конь копытом землю бьет, бел-камушек выбиет...» - и еще удивительные песни, которых никто не знает.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

{Оттепели всё чаще), (1) [НО, (2) (ПОКА ночи морозны (3)), стеклянная бахрома сосулек не плавится] (4) , [снег не тает].

4 предложения, все отделяются запятыми

В опасном месте на стыке союзов НО ПОКА зпт нужна, нет второй части «ТО»

Ответ: 1234.

Ответ: 1234

Источник: Досрочный экзамен ЕГЭ-2017.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Задание 19

Вариант 1

Расставьте знаки препинания:

1.Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

2.Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

3. Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

4.Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

5.Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

Задание 19

Вариант2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
.

1.Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

2.Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

3.Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

4. Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть

. 5. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Задание 19

Вариант 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

2. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

3. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

4. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

5. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

Задание 19

Вариант 4.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

3. Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

4. Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

5. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Задание 19

Вариант 5.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

2.Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки
читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

3.Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала
о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.

4.Трудно было оставаться дома в первый зимний день (1) и (2) чтобы мы не заблудились (3) дед проводил нас до опушки (4) которую мы приметили уже давно.

Задание 19

Вариант 6

Расставьте знаки препинания:

1.Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

2.Отец обещал (1) что (2) если к полудню небо прояснится (3) то он непременно возьмёт сына с собой на матч (4) и Алёша всё утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.

3.Туристы шли по той же дороге (1) и (2) если каменистые выступы казались им более крутыми (3) то только оттого (4) что за этот переход они очень устали.

4.Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение.

5.Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

Задание 19

Вариант 7

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Я был уверен в том (1) что (2) если понадобится (3) то брат сразу же приедет (4) потому что он очень добрый и отзывчивый человек.

2.Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

3. Мне казалось (1) никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.

4. Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался

5. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

Задание 19

Вариант8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

2. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе .

3. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

4. Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

5

Задание 19 Вариант 9

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

1. Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

2. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

3. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

4. Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже
не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

5. Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

Задание 19 Вариант10

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

1.Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

2. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

3. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

4. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

5. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Задание 19 Вариант 11

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

3. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

4.Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

5.После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

Задание 19 Вариант 12

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

2.На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

3.Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

4.На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

5.Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

Задание 19 Вариат13

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

2.Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

3.Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

4.После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

5. Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

Задание 19 Вариант 14

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

2.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

3.Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

4.Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.

5.Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

Задание19 Вариант 15

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

2.Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

3. Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

4. Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

5. Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

Задание 19 Вариант 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые

1.Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

2. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

3.Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

4. Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

5.Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

ЗАДАНИЕ 20: Предложения с разными видами связи.

Задание 20 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с разными видами связи. Чтобы не допускать в нём ошибок, следует действовать по алгоритму.

АЛГОРИТМ.

1. Найдите все грамматические основы.

2. Найдите ВСЕ союзные слова/союзы.).

3. Задайте все вопросы между предложениями, чтобы понять, как части предложения взаимосвязаны (какое придаточное зависит от какого главного и т.д.).

4. Будьте внимательны: Вам не требуется находить уточняющие второстепенные члены предложения. Вы должны разделять знаками части сложного предложения и иногда (очень редко) однородные.

ПРОБЛЕМЫ.

Есть 3 основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в задании 20.

1. Стык союзов.

2. Роль сочинительного союза.

3. Однородное подчинение.

Рассмотрим КЛАССИЧЕСКИЙ пример из задания 20.

Я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня предадите (3) вам будет совестно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

1. Находим основы. Их 4: я хочу предупредить; вы предадите; будет совестно; это низкий поступок.

2. Находим союзы. Их 3: что, если, ведь.

3. Мы знаем, сколько у нас основ и какие у нас союзы, а потому можем понять, в каких цифрах необходимо поставить знаки, отделяющие одно предложение от другого. Это цифры 1,3,4.

4. Теперь подумаем, Следует ли разделять СТЫК СОЮЗОВ (ЧТО ЕСЛИ). Очевидно, что союзы ЕСЛИ и ВЕДЬ относятся к тем предложениям, в которых стоят (“если вы меня предадите” и “ведь это будет довольно низкий поступок”). К какому предложению относится союз ЧТО? Мы видим, что есть предложение без союза (“вам будет совестно”). Если есть такое предложение, значит, к нему и относится первый союз из стыка союзов. А это значит, что мы должны отделить его от соседнего союза (в данном случае - ЕСЛИ).

5. Задаём вопрос. “Я хочу вас предупредить” - О ЧЁМ? - “что вам будет совестно”.

6. Итак, нам нужны запятые в цифрах 1,2,3,4.

Я хочу вас предупредить, что, если вы меня предадите, вам будет совестно, ведь это будет довольно низкий поступок.

Теперь давайте рассмотрим на конкретных примерах, как следует действовать, чтобы справиться с каждой из перечисленных выше проблем.

СТЫК СОЮЗОВ.

Если перед вами два подряд союза, то вы разделяете их запятой в том случае, когда дальше в предложении есть такая часть, в которой вообще нет союза. Проще говоря: если первому союзу из стыка “есть куда пойти”, то вам следует отделить его от соседнего союза.

Если же этот союз больше нигде не нужен, то мы оставляем его вместе с “соседом”, не разделяя их знаком.

Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в следующем предложении есть слова ТО, НО, ТАК .

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он добирался до меня (3) то заплутал в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

1. Три основы: гость начал жаловаться; он добирался; заплутал и вынужден был заночевать.

2. Три союза: что, пока, то (ТО не является союзом и обладает другой функцией в предложении, но для упрощения мы будем причислять его к союзам, т.к. это ни на что не влияет).

3. В цифрах 1 и 3 мы ставим запятые, т.к. это необходимо для разделения разных основ.

4. В цифре 4 мы не ставим знак, т.к. союз И соединяет два однородных, а не два разных предложения (заблудился И вынужден был заночевать).

5. Перед нами стык союзов: ЧТО ПОКА. Мы не разделяем их знаками, т.к. союзу ЧТО “некуда пойти”: он не может относиться к предложению со словом ТО. Проще говоря: мы видим ТО в следующем предложении (и, кроме того, здесь больше нет “свободных” предложений, без союзов), и потому не разделяем союзы на стыке знаками. В цифре 2 запятой нет.

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться, что пока он добирался до меня, то заплутал в лесу и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

РОЛЬ СОЧИНИТЕЛЬНОГО СОЮЗА.

Мы знаем, что сочинительный союз может соединять как однородные, так и сложносочинённые предложения (ССП).

В тех случаях, когда он стоит между предложениями, знак нужен.

В тех случаях, когда он стоит между однородными, знак не нужен.

Это значит, что каждый раз, когда вы видите сочинительный союз, вы должны задуматься: что он соединяет? Закончилось ли предложение, или оно продолжается после придаточной части?

К полуночи (1) Сергей обессилел (2) и (3) когда осознал (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1. Находим союзы. Их три: и, когда, что.

2. Очевидно, что перед нами два ПРИДАТОЧНЫХ предложения (на это указывают подчинительные союзы КОГДА и ЧТО). ИХ МЫ ДОЛЖНЫ ОТДЕЛИТЬ ЗАПЯТЫМИ ОТ ГЛАВНОГО.

3. Задумаемся, что именно соединяет союз И (возле цифры 1). “К полуночи Сергей обессилел и тихо и горько заплакал”. Очевидно, что союз соединяет два однородных, т.к. ОБЕССИЛЕЛ и ЗАПЛАКАЛ стоят в одинаковой форме и могут относиться к слову СЕРГЕЙ. В части “тихо и горько заплакал” нет отдельного подлежащего, и потому логично, что это - продолжение главного предложения, а не новая часть.

К ПОЛУНОЧИ СЕРГЕЙ ОБЕССИЛЕЛ И, когда осознал, что с бумагами ему не совладать, ТИХО И ГОРЬКО ЗАПЛАКАЛ.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

Что подразумевает однородное подчинение?

Если два придаточных предложения зависят от одного слова в главном предложении и при этом отвечают на один и тот же вопрос, то они являются однородными.

ЧТО ЭТО НАМ ДАЁТ? Как и любые другие однородные, однородные придаточные могут соединяться союзом. И в таком случае их не следует разделять запятыми.

Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

1. Находим основы. Их 4: Алексей был один; скрылись повозки; поле очистилось; он решил оглядеться.

2. Находим союзы. Их 3: и, когда, и.

3. Так как у нас в каждой из разделённых цифрами частей есть своя основа, мы понимаем, что первое предложение заканчивается в цифре 1, а значит, там нужен знак.

4. Очевиден и знак в цифре 5: он разделяет разные предложения, в каждом из которых есть своя основа.

5. В цифре 2, на стыке союзов, также есть знак, т.к. мы видим далее (после цифры 5) “свободное” предложение без союза (“он решил оглядеться вокруг.”). Союз И соединяет два предложения: “Алексей был в окопе один, и он решил оглядеться вокруг”.

6. Теперь задумаемся, что соединяет союз И (тот, который стоит между цифрами 3 и 4)? Нам очевидно, что после союзного слова КОГДА идёт придаточное предложение. Затем сочинительный союз И. Затем ещё одно предложение. Каждый раз, когда вы видите подобную картину, задумайтесь: не однородное ли это подчинение?

7. А раз мы “подозреваем” однородное подчинение, следует задать вопрос. “он решил оглядеться вокруг” - КОГДА? - “когда скрылись повозки” и КОГДА? “поле очистилось от пыли”. В цифрах 3 и 4 знаки не нужны. Перед нами однородные придаточные, зависящие от одного главного предложения. Отметим, что при однородном подчинении вполне достаточно одного подчинительного союза: перед второй частью он может не повторяться (здесь у нас одно слово КОГДА).

Алексей был в окопе один, и, КОГДА скрылись повозки И поле очистилось от пыли, он решил оглядеться вокруг.

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА.

Чтобы вам было легче работать с заданием 20, предлагаем краткую классификацию подчинительных союзов и союзных слов. Выучите их и узнавайте в предложениях. Ведь наличие такого союза означает, что перед вами новое предложение. И если вы их видите, то выполнить задание намного проще.

В придаточных причины: так как, потому что, поскольку, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, в силу того что, ибо, затем что и т.д.

В придаточных следствия: так что и т.д.

В придаточных цели: чтобы, чтоб, для того чтобы, затем чтобы, дабы и т.д.

В придаточных условия: если, если бы, коль скоро, когда бы и т.д.

В придаточных уступки: хотя, даром что; лишь бы; несмотря на то что, невзирая на то что; пусть, между тем как, правда и т.д.

В придаточных времени: едва, как только, когда, лишь, лишь только, по мере того как, после того как, с тех пор как, пока, покуда, прежде чем, только что, чуть лишь, чуть только, в то время как и т.д.

В придаточных места: где, куда, откуда и т.д.

В придаточных сравнения: как, что, будто, будто бы, как будто, как будто бы, словно (как), подобно тому как, точно, ровно (как), чем, нежели) и т.д.

В придаточных изъяснительных: что, будто бы, как, ли и т.д. + все вопросы косвенных падежей.

В придаточных определительных: который, какой, чей, где и т.д.

В придаточных образа действия: как, словно, точно, будто и т.д.

Задание 1 #5695

Битва была проиграна (1) и (2) пока последние солдаты разбегались с поля боя (3) главнокомандующий судорожно искал свой револьвер (4) поскольку он и не думал сдаваться в плен.

Четыре основы: битва была проиграна, солдаты разбегались, главнокомандующий искал, он и не думал сдаваться в плен.

Три союза: и, пока, поскольку.

На месте цифры 4 запятая очевидна.

Перед ПОКА (на месте цифры 2) запятая нужна, т.к. дальше нет союзов ТО или НО. Таким образом, союз ПОКА относится к третьему предложению.

Ответ: 1234

Задание 2 #5696

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он знал (1) что эта машина обладала некоторым сознанием (2) и (3) что теперь она обследовала окружающее пространство (4) поскольку нуждалась в деталях для самовосстановления.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: он знал, машина обладала, она обследовала, нуждалась.

Четыре союза: что, и, что, поскольку.

Если вы видите подчинительный союз, значит, перед вами придаточное предложение. И, конечно, поэтому определить главное предложение несложно. Обозначим его: “Он знал”.

Перед нами ещё 2 придаточных: “что эта машина обладала определённым сознанием”, “и что теперь она обследовала окружающее пространство”. Мы отделяем их запятой от главного в цифре 1. Но в цифрах 2 и 3 мы запятые не ставим, потому что эти придаточные являются однородными. Они зависят от одного слова (ЗНАЛ что?) и соединяются союзом И.

Перед ПОСКОЛЬКУ запятая очевидна, т.к. это подчинительный союз, и потому перед нами придаточное предложение.

Ответ: 14

Задание 3 #5697

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пилот вывел корабль к небольшому вишнёво-красному солнцу (1) и (2) когда всё манёвры были завершены (3) увидел (4) что одна из планет этой системы относится к земному типу.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Три основы: пилот вывел и увидел, манёвры были завершены, одна из планет относится.

Три союза: и, когда, что.

Подчинительные союзы КОГДА и ЧТО указывают на то, что в предложении два придаточных. Их мы отделяем запятыми в цифрах 2, 3, 4.

Перед цифрой 1 запятой нет, т.к. слово УВИДЕЛ также относится к первому предложению, т.е. первое предложение не заканчивается перед цифрой 1. Союз И соединяет не два разных предложения, а однородные сказуемые ВЫВЕЛ И УВИДЕЛ. Запятая не нужна.

Ответ: 234

Задание 4 #5698

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Говард считал приготовление пищи искусством (1) и (2) если бы он не был бизнесменом (3) то стал бы поваром (4) как советовал когда-то его отец.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: Говард считал, он не был бизнесменом, стал бы поваром, отец советовал.

Четыре союза: и, если, то, как.

Перед И (на месте цифры 1) запятая нужна, т.к. первое предложение закончилось и далее нигде не продолжится.

На месте цифр 3 и 4 запятые очевидны (перед ТО и подчинительным союзом КАК).

Перед ЕСЛИ (на месте цифры 2) запятая не нужна, т.к. после второго предложения есть союз ТО. Мы не разделяем стык союзов (И ЕСЛИ), когда дальше следуют ТО, НО, ТАК.

Ответ: 134

Задание 5 #5699



Понравилась статья? Поделитесь ей