Контакты

Межрегиональные, международные конфликты и способы их разрешения. Локальные конфликты на территории бывшего ссср и рф Офицеры и прапорщики

30 сентября 2015 года Россия начала военную кампанию в Сирии. После окончания Второй мировой СССР и потом Россия участвовали в десятках военных операций, в которых несли потери. От Китая и Кубы до Анголы и Чехословакии - где и чего добились российские вооруженные силы - в спецпроекте «Ъ»

Нагорный Карабах
В конце 1980-х обострился армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) с преимущественно армянским населением, входившей в состав Азербайджанской ССР. 20 февраля 1988 года совет депутатов НКАО обратился к руководству СССР, Армянской и Азербайджанской республик с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, к нарастанию конфликта, а потом к погромам как среди армянского, так и азербайджанского населения. Силы МВД СССР и войск Закавказского военного округа проводили акции по разведению и разоружению участников.

После распада Советского Союза конфликт перерос в масштабные военные действия. Обе стороны использовали вооружения, полученные в результате раздела советского военного имущества, оставшегося на их территориях. В мае 1994 года стороны подписали Бишкекский протокол о прекращении огня, который действует до сих пор. В результате конфликта Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом и считает регион оккупированной территорией.

В ходе трехлетней войны стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. По уточненным на 1 января 1999 года данным, потери частей Советской армии и внутренних войск МВД СССР и России, привлекавшихся для разъединения конфликтующих сторон,- 51 человек.
Территория: Нагорный Карабах
Период: 1988–1994 годы
Продолжительность: 6 лет
Участники: Армения / Азербайджан
Задействованные силы СССР/России: части СА и внутренних войск МВД СССР
Потери: 45 человек ВВ МВД, 6 человек СА
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев

Северная Осетия и Ингушетия
4 июня 1992 года ВС РФ принял закон об образовании Ингушской Республики без определения границ, что привело к обострению территориальных споров между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района (переданного в состав Северной Осетии после депортации чеченцев и ингушей в 1944 году). В ночь на 31 октября 1992 года на его территории начались межнациональные столкновения. В продолжавшихся до 5 ноября боях участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования. Для разведения противоборствующих сторон в зону конфликта была введена сводная группа войск Северо-Кавказского военного округа и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры РФ, в период вооруженного конфликта с обеих сторон погибли 583 человека (включая 27 военнослужащих), ранены свыше 900 человек, пропал без вести 261 человек. Более 60 тыс. проживавших в Пригородном районе ингушей были вынуждены покинуть свои родные места.
Территория: Северная Осетия и Ингушетия
Период: 31 октября-4 ноября 1992 года
Продолжительность: 4 дня
Участники: Северная Осетия / Ингушетия
Задействованные силы СССР/России: войска СКВО и ВВ МВД РФ (12,5 тыс.)
Потери: 27 человек (22 Минобороны, 5 МВД)

Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Приднестровье
В 1990 году Приднестровская Молдавская Республика провозгласила свою независимость от Молдавской СССР. Весной 1992 года противостояние Кишинева и Тирасполя переросло в вооруженный конфликт. Самые ожесточенные бои между молдавскими военными и приднестровскими вооруженными формированиями развернулись в июне за контроль над городом Бендеры, расположенным на правом берегу Днестра, но включенном в состав ПМР.

23 июня вместе с батальоном спецназа ВДВ в Тирасполь прибыл генерал-майор Александр Лебедь, которому было поручено взять ситуацию под контроль. Он возглавил базировавшуюся на территории Молдавии и Приднестровья с советских времен 14-ю гвардейскую общевойсковую армию и заявил, что отныне она будет сохранять вооруженный нейтралитет: «Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно... Пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем».
21 июля 1992 года президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Оно предусматривало создание зоны безопасности и введение в регион трехсторонних миротворческих сил. В августе в регион прибыл российский миротворческий контингент, включавший шесть батальонов, вертолетную эскадрилью (шесть Ми-8 и четыре Ми-24), мобильную группу 138-го отдельного полка связи ВГК (всего 3,1 тыс. военнослужащих).

За время конфликта с обеих сторон погибли, по разным оценкам, 800–1000 человек. Потери российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта и принимавших участие в миротворческой деятельности,- 21 солдат и 3 офицера. Конфликт фактически заморожен до сих пор.
Территория: Приднестровье
Период: март-август 1992 года
Продолжительность: 5 месяцев
Участники: Молдавия / Приднестровье
Задействованные силы СССР/России: части 14-й армии, спецназ ВДВ
Потери: 24 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Таджикистан
После распада СССР в Таджикистане обострились политические и клановые противоречия. К лету 1992 года началась полномасштабная гражданская война между сторонниками власти и вооруженной оппозицией. Дислоцированная в республике российская 201-я мотострелковая дивизия подвергалась нападениям противоборствующих группировок, пытавшихся завладеть ее оружием и военной техникой. Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.

После этого инцидента решением Минобороны РФ 201-я МСД была доукомплектована, в ее состав включили 41-ю вертолетную эскадрилью, 2-й отдельный реактивный дивизион. Также была создана авиационная группировка ВВС России в Таджикистане. В сентябре 1993 года в Москве было подписано соглашение о формировании коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, в состав которых вошла 201-я МСД и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

Война продолжалась до 1997 года, одновременно с 1994 года прошло несколько раундов межтаджикских переговоров. 27 июня 1997 года в Москве президент Эмомали Рахмонов и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури подписали соглашение об установлении мира и национального согласия.

По разным оценкам, в ходе гражданской войны в Таджикистане погибли от 60 тыс. до 150 тыс. человек. В ходе столкновений на границе, нападения на воинские части и выполнения миротворческой деятельности Россия потеряла убитыми, умершими и пропавшими без вести 302 военнослужащих. В 1999 году Россия и Таджикистан договорились о создании на базе 201-й мотострелковой дивизии российской военной базы (действует с 2004 года).
Территория: Таджикистан
Период: 1992–1997
Продолжительность: 5 лет
Участники: таджикские власти / оппозиционные группировки
Задействованные силы СССР/России: 201-я мотострелковая дивизия (6 тыс.), группа погранвойск в Таджикистане (20–25 тыс.)
Потери: 302 человека, из них 104 пограничника
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Южная Осетия
В конце 1980-х в Грузии и Южной Осетии активизировались национальные движения. Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдии, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии, начались вооруженные столкновения и блокада региона. Боевые действия продолжались до середины 1992 года.

24 июня 1992 года президент РФ Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали Дагомысское соглашение о принципах урегулирования конфликта. На его основе в июле в республику были введены совместные смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы (по одному мотострелковому батальону численностью 500 военнослужащих). От России миротворческие функции выполняли соединения и воинские части 58-й армии Северо-Кавказского военного округа.

С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибли свыше 3 тыс. мирных жителей. В ходе выполнения мероприятий по стабилизации обстановки в регионе российские военнослужащие потеряли 46 человек, в том числе Минобороны - 34, МВД - 6, ФСБ - 6 человек.

С 1992 года Южная Осетия оставалась фактически независимым государственным образованием. Грузинские власти продолжали рассматривать ее как административную единицу Цхинвальский регион, но активных шагов по установлению контроля над ним не предпринимали. Все это время в регионе оставались российские миротворцы (см. главу «Понуждение Грузии к миру»).
Территория: Южная Осетия
Период: январь 1991-го-июль 1992-го
Продолжительность: 1,5 года
Участники: Южная Осетия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: военнослужащие в составе смешанных миротворческих сил (500 человек)
Потери: 46 человек
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев, Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Абхазия
В конце 1980-х на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе Абхазии из состава Грузии, начались первые столкновения грузин и абхазов. В 1992 году после ввода войск Грузии на территорию республики противостояние переросло в вооруженный конфликт. С обеих сторон были убиты несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома.

В августе 1992 года в Гудауту был переброшен 345-й парашютно-десантный полк, который занимался эвакуацией российских курортников и семей военнослужащих (вывезли 4,3 тыс. человек), охраной военных объектов. 14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В июне в зону конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира, укомплектованные только российскими военнослужащими. Их основой стал 345-й полк (позже преобразован в 10-й отдельный парашютно-десантный полк миротворческих сил). Миротворческий контингент прекратил деятельность в Абхазии с 1 сентября 2008 года, в Гудауте осталась 7-я российская военная база.

Территория: Абхазия
Период: 1992–1994
Продолжительность: 2 года
Участники: Абхазия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: ВДВ, миротворческий контингент (1 800 человек)
Потери: 73 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Опыт войны в Афганистане и других локальных войн заслуживает самого пристального внимания при решении проблем развития Вооруженных Сил, обучения и воспитания личного состава

Знать военную историю, историю Вооруженных Сил будущему офицеру важно, потому что она развивает нравственную природу человека путем изучения прошлого, чтобы воспитать молодое поколение, чтобы оставить грядущему поколению не искаженную историю.

Но еще более полезной военная история считается с точки зрения познания заключенного в ней опыта вооруженной борьбы.

Известный военный историк, профессор академии ГШ - генерал Орлов Н.А.писал: «Военная история является богатейшей и неистощимой сокровищницей военного опыта целых тысячелетий, из которой военные науки черпают материал для своих выводов. Она восполняет до некоторой степени недостаток личного опыта. Военные науки отличаются от других наук, тем, что повторение опыта для них недоступно, так как явление войны слишком сложны и сопряжены с потерей человеческих жизней. Опыт мирного времени может воспроизвести лишь обстановку действий, подготовку боя, но не само действие».

Таким образом, значение военно-исторических знаний для будущих офицеров велико и многогранно.

47. СССР - РФ: борьба с вооруженными националистическими группировками (1920-1956 гг.), а также этнические и региональные конфликты на территории бывшего СССР (1988-1991 гг.) и России (1991-2000 гг.).

Этнические и межрегиональные вооруженные конфликты:

Армяно-азербайджанский (Карабахский) вооруженный конфликт (1988-1994 гг.);

Грузино-осетинский (юго-осетинский) конфликт (1991-1992 гг.);

Вооруженный конфликт в Приднестровье (1992 г.);

Грузино-Абхазский вооруженный конфликт (1992-1994 гг.);

Гражданская война в Таджикистане (1992-1996 гг.);

Вооруженные конфликты на Северном Кавказе (1920-2000 гг.);

Осетино-Ингушский конфликт (октябрь-ноябрь 1992 г.);

Вооруженные конфликты и антитеррористические операции в Чечне и Дагестане (1920-2000 гг.);

Антитеррористическая операция на Северном Кавказе (август 1999-2000 г.);

Операция на территории Республики Дагестан;

Операция на территории Чеченской Республики.

Одной из особенностей современного мира является постоянное возрастание её агрессивности. Воинствующие силы ведут против государств и стран, освободившихся от колониального гнета, непрерывную борьбу в различных формах, стремятся помешать экономическому росту этих государств, разоружить их идеологически, расколоть и изолировать политически. Наиболее реакционные круги терроризма пытаются делать ставку на противоречиях между развитыми и развивающимися странами, между странами исповедующими ислам и христианство, на постоянное обострение международной обстановки, на актах прямой агрессии. Все это вынуждает народы миролюбивых стран повышать бдительность и активизировать действия в защиту мира, демократии и социального прогресса.

Усиление агрессивности и создание ими напряженной международной обстановки требуют от Вооруженных Сил быть в постоянной готовности к отражению любой агрессии.

Применение новых средств и способов вооруженной борьбы по-иному поставило вопрос обучения и воспитания личного состава. Наряду с военной обученностью и умением войск мастерски использовать вооружение и боевую технику от них потребовалась высокая морально-психологическая подготовка.

Опыт локальных войн показал, что наступление по-прежнему является основным видом боевых действий. Сохраняют свое значение такие принципы его ведения, как решительное массирование сил и средств на направлении главного удара,- внезапность действий, надежное огневое поражение обороняющегося противника, ведение наступления на широком фронте и в высоких темпах, надежное управление войсками и постоянное взаимодействие всех сил и средств.

В наступательном бою нашли широкое применение танковые тактические группы, усиленные мотопехотой и вертолетами. Они использовались для самостоятельных действий в глубоком тылу противника с целью захвата важных районов, объектов, стартовых площадок ЗУРС и НУРС. Новым в боевом применении танковых подразделений, усиленных ПТУРСами, явилось использование их в качестве противотанковых заслонов.

В локальных войнах широкое применение получили вертолеты, которые успешно выполняли боевые задачи в тесном взаимодействии с войсками непосредственно на поле боя.

Опыт оборонительных действий свидетельствует о возросших возможностях обороны, особенно по борьбе с танками и авиацией наступающей стороны. При этом важнейшим требованием к обороне остается ее активность, наивысшей формой проявления которой были, контратаки и контрудары. Локальные войны показали возросшее противоборство между танками и противотанковыми средствами. Наиболее эффективными средствами борьбы с танками оказались ПТУРСы и вертолеты огневой поддержки.

Существенное влияние на ход и исход боевых действий оказывала авиация. Возросшие возможности авиации позволяют ей значительно успешнее, чем раньше, решать задачи по завоеванию и удержанию господства в воздухе, по непосредственной поддержке боевых действий частей и соединений, по изоляции района боевых действий от притока резервов, по срыву подвоза различных материально-технических средств.

В локальных войнах проявилась тенденция к более тесному взаимодействию кораблей с частями и соединениями сухопутных войск. При этом действия сил флота нередко подчинялись интересам наземных войск, развертывающих бои на приморских направлениях. Большое развитие получили амфибийно-десантные средства, а также морская пехота.

Опыт локальных войн свидетельствует о значительно возросшей роли материально-технического обеспечения боевых действий войск. Для этой цели кроме автотранспорта широко применялись авиация, особенно вертолеты, а также транспортные корабли военно-морского флота. Практика локальных войн подтвердила решающую роль в войне человека и постоянное возрастание его роли, несмотря на наличие высокоэффективной техники, оружия и различных автоматизированных средств управления оружием и войсками. В связи с этим повысились требования к индивидуальной подготовке военнослужащих всех специальностей, поскольку наличие группового оружия предполагает высокую подготовку каждого из членов экипажа и расчета.

Краткие выводы

В послевоенном строительстве Вооруженных сил в развитии государств произошли значительные изменения. Решающим фактором этих изменений явилось появление и непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия и превра­щение его в главное средство вооруженной борьбы.

Ракетно-ядерное оружие увеличило боевые возможности войск и предъявило к ним новые требования. Сухопутные войска стали полностью моторизованными, а их основу сегодня составляют бронетанковые войска.

Развитие ВВС шло по линии оснащения их сверхзвуковыми реактивными самолетами с увеличенным радиусом действия, вооруженными НУРСами и УРСами с обычными и ядерными боеголовками.

В развитии ВМС главным направлением явилось превращение атомного ракетоносного подводного флота в главную ударную силу, По мере развития ракетно-ядерного оружия изменялись взгляды на способы ведения боя и операции. Их развитие шло в направлении увеличения размаха наступательных действий, отказа от наступления на сплошном фронте и перехода к действиям на отдельных направлениях, применения бронетанковых частей и соединений в первых эшелонах, превращения наступления с ходу в основной способ действий войск. Развитие способов ведения обороны находило выражение в увеличении ширины полос и глубины обороны, повышении ее устойчивости, .отказе от шаблонного позиционного построения и превращении мобильной обороны в основной способ оборонительных действий войск.

Опыт локальных войн показывает, что основная тяжесть в решении боевых задач и достижении целей войн приходилась на сухопутные войска. В подавляющем большинстве успешное выполнение боевых задач достигалось совместными усилиями всех родов сухопутных войск. Основным огневым средством в наступлении и обороне являлась артиллерия. Опыт войн, в особенности арабо-израильской войны 1973 г., подтвердил высокую боевую эффективность самоходной артиллерии. Боевая практика показала, что ПТУРСы являются весьма эффективным противотанковым оружием.

Несмотря на то, что во многих локальных войнах боевые действия велись на труднодоступной местности, танковые войска нашли широкое применение и играли при этом важную роль. Диапазон их боевых задач существенно расширился. В наступлении танки придавали группировкам войск высокую живучесть, способствовали ведению высокоманевренных боевых действий на большую глубину. В обороне танковые подразделения и части использовались для повышения ее активности и устойчивости.

Большая роль в локальных войнах принадлежала авиации, особенно тактической и армейской. Вместе с этим во Вьетнаме широко применялась и стратегическая авиация. Части и подразделения ВВС осуществляли поддержку и прикрытие наземных войск, завоевывали и удерживали господство в воздухе, а также использовались для переброски материально-технических средств. Большое развитие получили вертолеты.

В использовании ВМС характерным являлись как самостоятельные боевые действия сил флота, так и действия по поддержке сухопутных войск. Флот играл большую роль в успешном достижении целей совместных операций, нанося удары по важным военным и промышленным объектам и группировкам сухопутных войск, осуществляя высадку десантов, блокаду побережья с моря, оборону своего морского побережья, а также обеспечивая морские перевозки, перегруппировки и эвакуацию войск.

Августовский путч 1991 г . Угроза подписания нового союзного договора, согласно которому республики СССР получили практически полную автономию, вынудила наиболее реакционно настроенную часть руководства страны пойти на крайние меры. 19 августа 1991 г. в стране ввели чрезвычайное положение, в крупные города были введены войска. Была запрещена деятельность всех партий, кроме КПСС, демократически настроенные средства массовой информации были закрыты, по всей стране был введен комендантский час.
Пользуясь отсутствием в Москве М. С. Горбачева, и. о. президента СССР Г. И.Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков объявили, что вся полнота власти принадлежит сформированному ими «Государственному комитету по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной задачей своих действий ГКЧП объявил сохранение СССР и социалистических порядков.
Главным политическим противником ГКЧП был только что избранный президент РСФСР Б. Н. Ельцин, поэтому против него был направлен основной удар. Для ареста Б. Н. Ельцина и его сторонников к зданию Верховного Совета, где он находился, были отправлены спецподразделения. Но переворот провалился. Народ не поддержал программу ГКЧП, а руководители силовых структур отказались применять оружие против своих граждан. К тому же среди самих членов ГКЧП не было единства и решимости идти к поставленной пели до конца. Инициатива полностью перешла к демократическому лагерю, и уже 22 августа «путчистов» арестовали.
Основными последствиями «августовского путча» стали лишение КПСС власти и ускорение процесса распада СССР.
Распад СССР . К сентябрю 1991 г. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми, и Россия вынуждена была официально признать это. Но это был еще не конец СССР, агония некогда великого государства продолжалась еще несколько месяцев до декабря 1991 г., когда из него вышла одна из республик-учредительниц - Украина.
Распад СССР довершили Беловежские соглашения. Лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) 8 декабря 1991 г. подписали документ о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. Чуть позже в состав СНГ вошли и другие бывшие республики СССР, кроме трех прибалтийских и Молдавии. Правопреемницей СССР стала Россия, практически вернувшаяся, таким образом, к своим границам XVII в.
Распад СССР чуть было не повлек за собой распад РФ, так как многие автономные республики изъявили желание стать самостоятельными. Только большие уступки и твердая позиция президента предотвратили этот процесс.
В результате длительных переговоров 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали Федеративный Договор, согласно которому к субъектам Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-Петербург.
Противостояние президента и парламента. Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991г. был избран Б. Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60 % граждан, принявших участие в голосовании. Вторым лицом в государстве являлся вице-президент А. В. Руцкой. На 5 съезде Верховного Совета России председателем этого органа власти был избран Р. И. Хасбулатов, представлявший, таким образом, высшую законодательную власть в РФ.
Уже в 1993 г. между президентом и парламентом начались разногласия по вопросу о формах проведения реформ. К осени эти разногласия достигли своей высшей точки и 21 сентября 1993 г. Ельцин объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации.
В ответ на это на срочно созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону.
«Белый дом» был, как и в 1991 г., блокирован войсками, на улицах снова появились баррикады, однако уставший от политических потрясений народ на этот раз не выразил своей поддержки ни одной из сторон. 3 октября сторонники парламента перешли в наступление, они пытались захватить здание телецентра, но это нападение было отбито, и уже 4 октября все закончилось.
В этот день по приказу президента тяжелые танки, выведенные на прямую наводку, не встречая никакого ответного сопротивления, расстреляли здание парламента. Обстрел длился несколько часов и в прямом эфире транслировался по телевидению. Начавшийся пожар и большое количество погибших и раненых заставили парламентариев сдаться. С кровавой войны в России началась новая эра - эра президентского правления.
Выборы в Государственную думу 1993 г . В декабре 1993 г. одновременно состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по проекту новой Конституции. Согласно новой конституции, одобренной большинством избирателей, Россия стала президентской республикой. Дума, по конституции, продолжает играть важную роль в политической жизни страны, но ее полномочия ограничены.
По итогам выборов состав ГД сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) - 96 мест. Второе место получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского- 70 мандатов. Компартия России (КПРФ) (Г.А.Зюганов) получила 65 мандатов, Аграрная партия России, близкая по взглядам к КПРФ, - 47 мандатов. Остальные партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 мандата.
Таким образом, состав ГД точно отражал глубочайшее расхождение политических пристрастий народа. Ни сто ронники президента, ни его противники не имели твердого, необходимого для бескомпромиссной законотворческой деятельности большинства.
Выборы в Государственную думу 1995 г. Выборы в ГД, согласно Закону о выборах, предусматривали теперь 5 % барьер для проведения избирательными блоками своих депутатов по федеральному списку. Т. е. избиратель отмечал в бюллетене не только фамилию кандидата, но и блок, которому он отдает предпочтение.
На конец 1995 г. данные по наиболее популярным блокам оказались следующими: КПРФ - 22,3% голосов избирателей, ЛДПР - 11,8 %, «Наш дом Россия» - 10 %, «Яблоко» - 6,89 %. По одномандатным округам предпочтение избирателей и их симпатии распределились примерно также: КПРФ получила 58 мандата, НДР - 10, «Яблоко» - 14. Таким образом, ГД в 1995-1999 гг. была по своему составу прокоммунистической. Однако, поскольку Россия уже была президентской республикой, это не имело решаюшего значения для определения ее политического и экономического курса. Гораздо более значимы были грядущие выборы президента.
Президентские выборы 1996 г. Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б. Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований.
Избиратели были поставлены перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое, которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. В первом туре выборов большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. На прошедшем 3 июля втором туре выборов победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8 % избирателей, или около 37 % общего списка имеющих право голоса россиян.
Выборы в Государственную думу в 1999 г. Выборы в ГД 19 декабря 1999 г. принесли следующие результаты: первое место снова заняла КПРФ, получив 111 мандатов, на втором месте оказался блок «Единство» («Медведь») с 76 мандатами, на третьем ОВР («Отечество - вся Россия») - 62 мандата, на четвертом СПС («Союз правых сил»), на пятом «Яблоко» - 22 мандата и на шестом блок Жириновского- 17 мандатов.
Выборы президента в 2000 г. 26 марта 2000 г. прошли выборы Президента РФ; как и предполагалось, убедительную победу уже в первом туре одержал и.о. президента В. В. Путин, набрав 52,64 % голосов; второе место вновь, как и 4 года, назад занял лидер коммунистов Г. А. Зюганов, получив 29,34 %. Третье место досталось яблочнику Г. А. Явлинскому - 5,84 %. Четвертое А. М. Тулееву - 3,02%. И только пятое В. В.Жириновскому - 2,72 %. Таким образом, новым президентом России стал В. В. Путин.
Экономическое развитие. Дефицит. В конце 1991 г. экономическая ситуация в стране была весьма напряженной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производство и привело к его свертыванию. В магазинах и на складах отсутствовали товары первой необходимости, в некоторых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.
В связи с этим правительство РФ разработало концепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. председателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь резкий переход от социалистической экономики к капиталистической вызвал к жизни целый ряд негативных моментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы - в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей России оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен занимаемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.
Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных займов у иностранных государств и международных фондов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.
Приватизация- передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ приватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, т. е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капиталовложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту социальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.
Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предприятия в управление частных компаний - это окончательно уничтожило значимость и прибыльность госсектора. Однако политическая конъюнктура (близящиеся выборы) требовала немедленной подпитки социальной сферы, в связи с чем на финансовый рынок были выброшены акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.
Дефолт. 17 августа 1998 г. правительство, будучи не в состоянии обеспечить выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), разрешило банкам в течение 90 дней не производить выплат по своим финансовым обязательствам нерезидентам, т. е. объявило фактический дефолт (в экономике - отказ платить по своим обязательствам).

Курс доллара мгновенно вырос в 4 раза, акции российских компаний упали. После девальвации рубля правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Финансовый кризис перерос в политический после двукратного отказа Государственной думы утвердить В. С. Черномырдина на посту премьер-министра. Компромиссной для депутатов фигурой оказался Е. М. Примаков, в правительство которого были включены кандидаты от КПРФ. Падение рубля продолжалось в течение года, кризис охватил все социальные сферы: резко выросла безработица, упал и без того низкий уровень жизни.
В 1999-2000 гг. ситуация в экономике начала стабилизироваться. Рост курса доллара был остановлен, была достигнута договоренность о реструктуризации внешних долгов России. Правда, уровень зарплат в госсекторе и на большинстве частных предприятий так и не поднялся до прежнего докризисного уровня. Обострилась борьба между экономическими группами за наиболее доходные отрасли производства.
Чеченские войны. Еще до официального прекращения существования СССР, осенью 1991 г., в Чечне был осуществлен государственный переворот. Во главе республики встал Д.Дудаев, бывший генерал Советской Армии. Ни руководство СССР, ни впоследствии РФ не признали независимость мятежной республики, считая ее субъектом РФ. Это означало продолжение финансирования Чеченской республики по всем статьям производственного и социального обеспечения. Полученные средства руководство Чечни направляло на организацию и вооружение незаконных военных формирований. Способствовало этому процессу и наличие в Чечне огромных запасов вооружения, оставленного там частями СА. Не подчиняясь федеральному центру, Чечня стала постоянной угрозой безопасности РФ.
Желая ликвидировать этот очаг напряженности на Северном Кавказе и взять под контроль республику, правительство РФ негласно поддержало оппозиционные Дудаеву силы в Чечне. Однако в ходе гражданской войны между дудаевцами и их противниками последние были разбиты, что вынудило российское руководство пойти на силовое решение проблемы. Поводом ввода войск в Чечню послужил отказ Дудаева выдать пленных российских офицеров, воевавших на стороне его противников.
10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Как было объявлено, целью военной операции являлись блокада Грозного, разоружение боевиков и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.
Начало военных действий в Чечне, наглядно продемонстрировало слабость военного руководства РФ. Нес-3 мотря на массовый героизм и высокий профессиональный уровень солдат и офицеров, из-за плохой подготовки и тактических просчетов федеральные войска смогли взять столицу Чечни - Грозный только в конце февраля 1995 г., ценой огромных потерь.
Противостоящие федеральным войскам чеченские боевики после потери Грозного и других крупных городов Чечни перешли к партизанской войне, руководил ими объявленный преступником Д.Дудаев.
В ходе полномасштабных боевых действий города И села Чечни были сильно разрушены, была уничтожена практически вся инфраструктура, большинство населения ie имело ни средств к существованию, ни работы. Эти обстоятельства вынудили правительство России выделить ia восстановление Чечни особую статью расходов.
В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием UJ. Басаева совершил налет на г. Буденовск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех находившихся в городской больнице и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в октябре 1995 г. з результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 г. по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверия населения и вынуждены были искать запиты федеральных властей.
Гибель Дудаева в апреле 1996 г. ситуации не изменила. 13 августе чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о введении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, ведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет. По неофициальным данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), Раненых - 240 тыс. Российская армия потеряла почти 25 тыс. человек.
По итогам выборов, состоявшихся в Чечне в конце января 1997 г., президентом республики стал бывший полковник Советской Армии А. Масхадов, сформировавший новый состав чеченского руководства, в основном из полевых командиров. Однако реальной полнотой власти А. Масхадов не обладал, что повлекло за собой превращение Чечни в бандитское государство, где правил не закон, а сила оружия.
В начале августа 1999 г. начался военный конфликт в Дагестане, спровоцированный чеченскими боевиками под командованием Басаева и Хаттаба. Отряды численностью около 2 тыс. человек захватили несколько сел в Ботлихском районе (на юго-западе Дагестана) под предлогом установления в этом регионе Северного Кавказа исламской республики. В конце августа боевики были выбиты из этого района федеральными войсками. Но конфликт начал разрастаться, охватив практически все приграничные с Чечней районы Дагестана.
Не надеясь на военную силу, боевики прибегли к терроризму: были заложены подрывные устройства и взорваны жилые дома в Буйнакске, Волгодонске и Москве, погибли сотни ни в чем не повинных людей. Это привело к возвобновлению боевых действий в Чечне.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь были введены в Чечню, После длительных кровопролитных боев российским войскам удалось взять штурмом Грозный и ряд других населенных пунктов Чечни. К началу мая 2000 г. практически вся территория Чечни перешла под контроль федерального центра. На освобожденной от боевиков территории стала возрождаться нормальная жизнь.
Внешняя политика . Распад СССР привел к появлению двух линий во внешней политике РФ: взаимоотношений с государствами ближнего (бывшие республики СССР) и дальнего зарубежья (весь остальной мир).
РФ и ближнее зарубежье. Внешнеполитический курс РФ в отношении стран ближнего зарубежья строился на принципах формирования нового типа сотрудничества, основанного на взаимном уважении и доверии. Важнейшей задачей на начальном этапе было определение круга общих задач и интересов.
СНГ оказался довольно рыхлой организацией, где каждый член союза «тянул одеяло на себя». К 1993 г. окончательно рухнула единая рублевая зона, каждое государство обзавелось своей валютой. Большой проблемой стал раздел некогда общего имущества Советской Армии, особенно негативные последствия имела неудачная попытка создать объединенные вооруженные силы СНГ.
В связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя обострились отношения России с Украиной. Только в 1997 г. после больших уступок со стороны РФ были достигнуты договоренности по этому вопросу.
Определенная напряженность возникла и в вопросе сокращения ядерного оружия. На момент распада СССР ядерное вооружение базировалось на территории не только Российской Федерации, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие. Однако из-за осложнений российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Только в 1994 г. было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного потенциала на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Наиболее тесные и добрососедские отношения установились между РФ и Белоруссией, создано единое экономическое пространство, заключен договор о создании союзного государства. Хочется верить, что процесс интеграции этих двух независимых государств будет продолжаться.
РФ и дальнее зарубежье. Помощь западных стран попавшей в тяжелое экономическое положение России заставила нашу страну некоторое время идти в русле их политики. Этот процесс имел как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, в 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на 2/3) к 2003 г. В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Из стран Европы были полностью выведены российские войска.
Однако очень скоро в отношениях между Россией и Западом наметился целый блок противоречий, в частности по вопросу о вступлении в НАТО бывших социалистических стран (Польши, Чехии и т.д.), по поводу бомбежек Югославии войсками НАТО, по чеченской проблеме. Большой отрицательный резонанс в мире вызвала попытка объединения России и европейских стран для создания противовеса США.
Эти противоречия вызвали некоторое охлаждение отношений. МВФ отказался продолжить политику предоставления кредитов РФ. Совет Европы приостановил членство РФ в этой организации, выставляя в качестве причины нарушение прав человека в Чечне, и т.д.
Югославский кризис. Одним из самых серьезных противоречий между Россией и НАТО была позиция но отношению к Сербии. После распада СССР в Югославии в 1990-1991 гг. наметились аналогичные тенденции. Сторонниками сохранения федерации выступили лишь Сербия и Черногория, остальные республики склонялись к конфедерации и полной независимости. Первой провозгласила свою независимость Словения, но особенно тяжело сербами было воспринято заявление Хорватии о выходе из СФРЮ, ведь на значительной части ее территории проживали сербы. Начались военные действия, вначале успешные для сербов, но из-за иностранного вмешательства Сербская Краина была практически очишена от сербов.
Конфликт продолжился в Боснии и Герцеговине, где после тяжелых сражений, этнических чисток и взаимных обвинений в геноциде под нажимом НАТО и ООН в 1995 г. были подписаны мирные соглашения. Контроль за соблюдением этих соглашений был возложен на силы ООН.
Следующим пунктом программы НАТО стало отторжение от Сербии автономного края Косово под предлогом зашиты интересов проживающих там албанцев.
В ночь с 23 на 24 марта 1999 г. авиация НАТО начала бомбардировки Сербии, в результате которых экономике страны и ее жителям был нанесен колоссальный ущерб. Косовский кризис вызвал крупнейший конфликт между НАТО и Россией после окончания «холодной войны».

История человечества и история военных противостояний неразделимы. К сожалению. Отринув философские вопросы, многие исследователи веками пытаются разобраться в первопричинах того, за что же одни люди убивают других. Впрочем, за тысячелетия в этом плане не появилось ничего нового: жадность и зависть, шаткое положение собственной экономики и желание навредить соседу, религиозная и социальная нетерпимость. Как видите, перечень не такой уж длинный.

Но есть и нюансы. После Первой и Второй мировых войн человечество уже не слишком тяготеет к таким решениям. Если уж у какого-то государства возникает необходимость решить конфликт с другой державой, военные стараются не затевать серьезного противостояния, ограничиваясь точечными ударами. В некоторых случаях к таким же результатам приводят этнические и религиозные противоречия.

Если вы еще не догадались, поясним: сегодня темой нашего обсуждения станут региональные конфликты. Что это такое и из-за чего они возникают? Можно ли их урегулировать и как не допустить их проявления в дальнейшем? Ответов на все эти вопросы человек не нашел до сих пор, но некоторые закономерности все же удалось выявить. Об этом и поговорим.

Что это такое?

В латинском языке есть слово regionalis, которое обозначает «областной». Соответственно, региональные конфликты - это разновидность международных разногласий или же военные действия вследствие религиозных трений, которые возникают на каком-то локальном участке и не затрагивают прямо интересов прочих стран. В некоторых случаях бывает так, что два малых народа, проживающих в разных государствах, воюют в приграничных территориях, но обе державы остаются в нормальных взаимоотношениях и вместе пытаются уладить конфликт.

Проще говоря, эти разногласия выливаются в локальные вооруженные противостояния. Наиболее «горячими» регионами на протяжении вот уже которого десятка лет остаются Юго-Восточная Азия и Африка, причем о военных действиях на «Черном Континенте» весь остальной мир зачастую даже не догадывается. Или же узнает, но по прошествии не одного десятка лет. Впрочем, это вовсе не означает, что современные региональные конфликты в Африке отличаются малыми масштабами: они чрезвычайно кровавые и жестокие, нередки даже случаи продажи пленников на мясо (в прямом смысле этого слова).

Мировые на региональном уровне

Одним из итогов Второй мировой стало на два независимых государства. Арена противостояния между ними послужила одним из камней преткновения в политике СССР и Запада. Практически все региональные политические конфликты, которые сотрясают мир сегодня, в той или иной степени затрагивают интересы России и НАТО.

А началось все с того, что в 1945 году соединенные советско-американские войска вошли на территорию упомянутой страны с целью освобождения её от японской армии. Впрочем, ставшие уже традиционными разногласия между СССР и США хоть и позволили выгнать японцев, но объединить самих корейцев так и не смогли. Окончательно разошлись их пути в 1948 году, когда образовались КНДР и РК. С тех пор прошло уже более полувека, но обстановка в регионе и по сей день остается крайне напряженной.

Не так давно лидер КНДР, даже объявлял о возможности ядерного противостояния. К счастью, обе стороны не пошли на дальнейшее обострение отношений. И это радует, потому как все региональные конфликты 20-21 века вполне могут перерасти в нечто куда более страшное, чем обе Мировые войны.

В Сахаре не все спокойно…

В середине 1970-х Испания окончательно отказалась от посягательств на Западную Сахару, после чего эта область была передана под управление Марокко и Мавритании. Сейчас она находится под полным контролем марокканцев. Но это не спасло последних от проблем. Еще в эпоху главенства испанцев они столкнулись с повстанцами, которые провозгласили своей окончательной целью создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Как ни странно, но «борцов за светлое будущее» уже признали более 70 стран. Время от времени на заседаниях ООН поднимается вопрос об окончательной «легализации» этого государства.

А есть ли более известные региональные конфликты? Примеры, которые мы привели, знает далеко не каждый. Да сколько угодно!

Об этом противостоянии наверняка известно если не всем, то большинству. В 1947 году все та же ООН постановила, что на территории бывшей британской вотчины, Палестины, создается два новых государства: израильское и арабское. В 1948-м (да, год был богат на события) было провозглашено о создании страны Израиль. Как и следовало ожидать, арабы не обратили ни малейшего внимания на решение ООН, а потому сразу начали войну против «неверных». Свои силы они переоценили: Израиль захватил большую часть территорий, которые изначально предназначались для палестинцев.

С тех пор не проходило ни одного года без провокаций и постоянных стычек на границах обоих государств. Особенно интересно отношение Франции к региональным конфликтам в том регионе: с одной стороны, правительство Оланда поддерживает израильтян. А вот с другой, никто уже не забудет о поставках французского оружия «умеренным» боевикам ИГИЛа, которые не против стереть Израиль с лица земли.

Война в Югославии

Наиболее серьезным региональным конфликтом на европейской территории являются события 1980 года, произошедшие в тогда еще единой Югославии. Вообще, начиная с Первой Мировой, судьба данной страны была на редкость сложной. Несмотря на то что многие народы на этой территории имели одно происхождение, между ними существовали разногласия на религиозной и этнической почве. Кроме того, ситуация усугублялась тем, что разные части государства стояли на совершенно разных ступенях социально-экономического развития (что всегда стимулирует локальные и региональные конфликты).

Неудивительно, что все эти противоречия в коне концов вылились в ожесточённое внутригосударственное противостояние. Самой кровавой стала война в Боснии и Герцеговине. Вообразите только эту гремучую смесь: половина сербов и хорватов исповедовала христианство, а вторая половина - ислам. Страшнее гражданской войны, вызванной религиозными разногласиями и появившимися «проповедниками джихада», нет ничего... Путь к миру оказался долгим, но уже в середине 90-х, будучи подпитана бомбардировками НАТО, война вспыхнула с новой силой.

Впрочем, все региональные конфликты, примеры которых мы приводили и приведем, никогда не отличались малым количеством жертв. Страшнее всего то, что гибнут преимущественно гражданские, тогда как потери военных в этих войнах не так велики.

Общие пояснения

Первопричин возникновения может быть множество. Но при всем их многообразии следует помнить, что, в отличие от полномасштабных войн прошлого, региональные конфликты никогда не возникали по каким-то пустячным поводам. Если уж такое противостояние развернулось на территории определенного государства (или государств), пусть даже внешне благополучного, этот факт свидетельствует о тяжелейших социальных проблемах, которые на протяжении десятилетий оставались нерешенными. Так каковы основные причины региональных конфликтов?

Конфликт в Нагорном Карабахе (1989 год) наглядно показал, что могучая прежде Советская империя находится в весьма плачевном состоянии. Местные власти, которые, по мнению многих отечественных исследователей, к тому времени уже полностью срослись с этническими преступными группировками, не только не были заинтересованы в разрешении конфликта, но и прямо противодействовали сугубо «декоративной» советской власти в попытках мирного урегулирования. «Декоративная» - отличное определение для власти Москвы в том регионе в то время.

Никаких реальных рычагов влияния (за исключением армии) СССР здесь уже не имел, а политической воли для правильного и масштабного использования войск уже давно не было. В результате не только фактически отошел от метрополии, но и во многом способствовал развалу страны. Вот какие имеются причины региональных конфликтов.

Особенности региональных конфликтов на территории бывшего СССР

Как бы свежо ни звучали слова гимна «братских народов союз…», они никогда не были особенно актуальными. Партийная верхушка не слишком это афишировала, но на территории СССР хватало разногласий, которые неизбежно вызвали бы в конце концов войну. Идеальный пример - Ферганская долина. Жуткая смесь узбеков, таджиков, казахов и русских, приправленная подпольными проповедниками Власть предпочитала прятать голову в песок, а проблемы росли, ширясь и увеличиваясь, подобно снежному кому.

Первые погромы имели место уже в 1989 году (вспомним о Карабахе). Когда СССР распался, началась резня. Начали с русских, а потому между собой сцепились узбеки с таджиками. Многие специалисты сходятся во мнении, что главным зачинщиком выступил Узбекистан, представители которого до сих пор предпочитают вещать «о внешних врагах», которые «поссорили» узбеков с другими народами. Претензии местных «властителей» не встречают особого понимания ни в Астане, ни в Бишкеке, не говоря уже о Москве.

О причинах на территории бывшего Союза

К чему мы все этого говорим? Все дело в том, что практически все (!) региональные конфликты на территории СССР возникли далеко не «вдруг». Обо всех предпосылках их возникновения прекрасно было известно центральной власти, которая, меж тем, все пыталась замять и перевести в плоскость «бытовых конфликтов».

Главной особенностью локальных войн на территории как нашей страны, так и всего СНГ, стала именно этническая и религиозная нетерпимость, развитие которой допустила высшая партийная верхушка (а потом в упор не замечавшая ее проявлений), фактически самоустранившаяся от всей ответственности и отдавшая на откуп местным преступным группировкам практически все среднеазиатские республики. Как мы уже знаем, все это стоило жизни сотням тысяч людей, которые унесли эти международные и региональные конфликты.

Из этого вытекает еще одна особенность локальных столкновений на всей территории бывшего Союза - их исключительная кровавость. Какими бы страшными ни были военные действия в Югославии, они не идут ни в какое сравнение с Ферганской резней. Не говоря уже о событиях в Чеченской и Ингушской республиках. Сколько там погибло людей всех национальностей и вероисповеданий, неизвестно до сих пор. А сейчас вспомним региональные конфликты в России.

Конфликты регионального значения в современной России

С 1991 год по настоящее время наша страна продолжает пожинать плоды самоубийственной политики СССР в Среднеазиатском регионе. Наиболее страшным результатом считается Первая Чеченская, да и ее продолжение было немногим лучше. Эти локально-региональные конфликты в нашей стране будут помнить еще долго.

Предпосылки чеченского конфликта

Как и во всех предыдущих случаях, предпосылки тех событий были заложены задолго до их воплощения. В 1957 году в Чеченскую АССР были возвращены все депортированные в 1947 году представители коренного населения. Результаты не заставили себя долго ждать: если в 1948-м это была одна из самых спокойных республик в тех краях, то уже в 1958-м произошел бунт. Его инициаторами, однако, выступали не чеченцы. Напротив, люди протестовали против тех бесчинств, которые творили вайнахи и ингуши.

Мало кто об этом знает, но режим ЧС был отменен только в 1976 году. Впрочем, это было только начало. Уже в 1986-м русским было опасно появляться на улицах Грозного в одиночку. Бывали случаи, когда людей убивали прямо посреди улицы. Днем! К началу 1991 года ситуация настолько накалилась, что наиболее дальновидным приходилось едва ли не с боями прорываться в сторону ингушской границы. В то время местные милиционеры показали себя с наилучшей стороны, помогая ограбленным людям выбираться с территории, которая внезапно стала враждебной.

В сентябре 1991 года республика объявила о своей независимости. Уже в октябре президентом были избран небезызвестный Джохар Дудаев. К 1992 году на территории «Независимой Ичкерии» были сконцентрированы тысячи «бойцов за веру». С вооружением проблем не возникло, так как к тому времени все воинские части СА, находившиеся в ЧИАССР, оказались разграбленными. Разумеется, о таких мелочах, как выплата пенсий, зарплат и пособий, руководство «молодого и независимого» государства благополучно забыло. Напряженность возрастала...

Последствия

Грозненский аэропорт стал мировым центром контрабанды, в республике процветала работорговля, постоянно грабились российские поезда, шедшие через территорию Чечни. Только в период с 1992 по 1994 год погибло 20 работников железной дороги, процветала работорговля. Что же касается мирных русскоязычных жителей, то только по данным ОБСЕ, количество без вести пропавших насчитывало более 60 тысяч (!) человек. С 1991 по 1995 год на территории злополучной Чечни погибли и пропали без вести более 160 тысяч человек. Из них только 30 тысяч были чеченцами.

Сюрреализм ситуации был в том, что все это время из федерального бюджета в Чечню исправно шли деньги на «выплату зарплат, пенсий и социальных пособий». Дудаев и сподвижники все эти средства исправно тратили на оружие, наркотики и рабов.

Наконец, в декабре 1994 года в мятежную республику были введены войска. А потом был печально известный новогодний штурм Грозного, обернувшийся огромными потерями и позором для нашей армии. Только к 22 феврали войска все же взяли город, от которого к тому времени оставалось совсем немного.

Закончилось все это тем, что в 1996 году был подписан позорный Хасавюртовский мир. Если кто-то будет изучать урегулирование региональных конфликтов, то подписание данного соглашения следует рассматривать исключительно в свете того, как не надо (!) примирять стороны.

Как можно догадаться, ничего хорошего из этого «мира» не вышло: на территории Чечни было образовано государство ваххабитов. Из республики рекой текли наркотики, в нее ввозились рабы славянских национальностей. Боевики прибрали к рукам практически всю торговлю в регионе. Но в 1999 году действия чеченцев окончательно превысили все допустимые пределы. Правительство удивительно равнодушно относилось к смертям своих граждан, но не спустило нападения боевиков на Дагестан. Началась Вторая Чеченская кампания.

Вторая война

Впрочем, на сей раз у боевиков все пошло не столь гладко. Во-первых, население республики было далеко не в восторге от «свободы», за которую оно же и боролось. Прибывшие в Чечню наемники из арабских стран, Африки, Прибалтики и Украины вскоре наглядно доказали, что никакого «шариата» не будет. Прав был тот, у кого имелось оружие и деньги. Разумеется, дагестанцы - по тем же соображениям - встретили вторгшихся на свою территорию боевиков не с распростертыми объятиями (на что последние очень рассчитывали), а пулями.

Эта война отличалась тем, что на сторону федеральных сил открыто перешел клан Кадыровых. За ними потянулись прочие чеченцы, а боевики уже не встречали той полной поддержки у местного населения (теоретически). Вторая Чеченская кампания оказалась куда более успешной, но все же затянулась на 10 лет. Режим контртеррористической операции был отменен только в 2009 году. Впрочем, многие военные специалисты отнеслись к этому скептически, отмечая, что вялотекущая партизанская деятельность боевиков будет продолжаться еще долго.

Как можно заметить, локально-региональные конфликты приносят горя не меньше, чем полномасштабная война. Трагичность ситуации еще и в том, что война в этом случае никак не помогает разрешить те противоречия, которые и послужили ее причиной. Мы долго будем помнить региональные конфликты в России, так как они принесли чрезвычайно много бед и страданий всем народам, которые в них участвовали.

Вооруженный конфликт в 1994-1996 годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс человек (по данным МВД, до 15 тыс) регулярных войск и 30-40 тыс человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение войск в направлении чеченской столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

(Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах 2004 г.)

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года . После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска после тяжелых оборонительных боев, понеся большие потери, оставили Грозный. НВФ вступили также в Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о прекращении боевых действий, положившие конец первой чеченской войне. После заключения соглашения войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других Северо Кавказских республик.

Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 2009 годах (вторая чеченская война)

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр".

25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.

Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников



Понравилась статья? Поделитесь ей