Контакты

Кто строил собор. Археологи выяснили, кто строил храмы андрея боголюбского. История памятника. XVII век

МОСКВА, 18 июн — РИА Новости. Ученые из Института археологии РАН завершили раскопки на территории храмового комплекса в Боголюбово и нашли веские доказательства в пользу того, что храм Рождества Богородицы и многие другие церкви Владимирской Руси строили мастера из Cеверной Италии, сообщает пресс-служба института.


Ученые нашли следы храма мастеров Барбароссы во Владимирской области Российские археологи обнаружили во Владимирской области портал и некоторые другие части знаменитого храма конца 12 века, построенного итальянскими мастерами Фридриха Барбароссы, императора Священной Римской Империи, по заказу Андрея Боголюбского.

"Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи", — рассказывает Владимир Седов, член-корреспондент РАН.

Группа российских археологов под руководством Седова уже три года проводит раскопки у стен собора Рождества Богородицы в Боголюбово, резиденции великого князя владимирского Андрея Боголюбского. По легенде, она была основана в 1158 году, когда князю, ехавшему из Владимира в Ростов, приснилась на месте будущего Боголюбова Богородица.

Она велела ему оставить главную святыню современной РПЦ, икону Владимирской Божией Матери, во Владимире-на-Клязьме и не возвращать ее в монастырь под Киевом, что многие историки считают символическим актом в процессе смещения центра власти на Руси с юга на север. В память об этом событии князь Андрей построил храм Рождества Богородицы, который разрушился в 1722 году и на месте которого был построен новый собор.


Археологи РАН нашли полный список убийц князя Андрея Боголюбского При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые нашли граффити, в которых был раскрыт список из 20 заговорщиков, убивших святого князя Андрея Боголюбского в 1174 году.

Следы существования этого храма ученые нашли, проведя раскопки в той части территории современного собора, где когда-то находилась западная стена церкви Андрея Боголюбского. Изучение стен храма Рождества Богородицы показало, что в его постройке участвовали западные мастера времен Фридриха Барбароссы, прибывшие на территорию Владимирской Руси из Италии, входившей тогда в состав Священной Римской империи.

© Фото: Институт археологии РАН


Последующие раскопки и открытие новых элементов храма помогли археологам узнать, где именно жили эти мастера. Первым намеком на их происхождение стали угловые колонны храма, поставленные по диагонали.

Как отмечают археологи, подобные элементы архитектуры есть в соборах Северной Италии: например, в кафедральном соборе Модены и кафедральном соборе Феррары, построенные в области Эмилия-Романья примерно в ту же эпоху, что и церковь в Боголюбово.


Археологи начали изучение второго по древности храма в России Экспедиция Института археологии РАН приступили к изучению церкви Благовещения на Рюриковом Городище, второму по древности храму, построенному на территории современной России после Софийского собора в Новгороде.

Другие архитектурные детали, к примеру, полуколонны на стенах храма Рождества Богородицы, окруженные по сторонам малыми колонками, очень похожи на аналогичные формы, украшающие соборы в других уголках Северной Италии. К примеру, их можно встретить в базилике Сан-Микеле в Павии.

Все это, как отмечают Седов и коллеги, указывает на то, что храм строили несколько групп мастеров, прибывших на северо-восток Руси из двух регионов Италии — Ломбардии и Эмилии-Романьи. Помимо них, в постройке участвовали резчики князя Юрия Долгорукого, построившие Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире.

Помимо этого, ученым удалось найти другие элементы храмового комплекса, которые помогли им раскрыть его общий облик, и понять, как выглядела окружавшая его площадь, покрытая белым камнем.

Ученые надеются, что в ближайшем будущем найденные ими останки храма будут полностью открыты и превращены в музей. Это, по словам Седова, не только поможет россиянам поближе познакомиться с историей, но и предотвратит дальнейшее разрушение стен храма. Для этого, как заключает археолог, потребуется финансовая и административная поддержка со стороны властей.


Почему древние сооружения не выдерживают детального анализа? Примеры строительных технологий, которые не совпадают с уровнем развития техники согласно исторической догме

"Ферма - это конструкция из треугольных элементов. Например, крупные торговые комплексы, цеха заводов, большие железнодорожные мосты устроены из таких ферм. И вот такие фермы поддерживают этот плоский потолок. Они сделаны из чугуна. Откуда они там взялись, совершенно непонятно.


Чтобы вы представили себе масштаб этого нововведения, следующие металлические стропильные фермы (то есть фермы, образующие крышу) появляются только в начале - середине XIX века! То есть, аж за 300 лет до общемирового прогресса в храме Василия Блаженного возникли эти конструкции. Если это были итальянцы-архитекторы, это ничего не объясняет: в Италии такого не было в те времена! До сих пор непонятно, как это возникло."

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор образовательного проекта «Москва глазами инженера»

Фермы Пантеона

Стропила важнейших зданий, например базилики Ульпия или портика Пантеона, возведены из бронзы. Фермы Пантеона не отклоняются в смысле чертежа от деревянной конструкции, но поперечное сечение частей вполне соответствует употреблению металла; они имеют коробчатую форму и сделаны из трех бронзовых листов, связанных болтами.

Можно, по-видимому, считать установленным, что большой зал холодных бань в термах Каракаллы также имел перекрытием террасу, лежавшую на тавровых железных балках. Таким образом, римляне опередили нас в отношении рационального профилирования металлических частей.

Огюст Шуази, глава из книги «Методы римского строительства» раздела «Архитектура Древнего Рима» «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899)

Наиболее богатую коллекцию металлических элементов в "древностях" представили террористы ИГИЛ:

Руины Хатры с арматурой

ИГИЛ открыла миру очень интересные подробности в отношении этого древнего памятника.

Скульптуры и украшения оказались сделаны из современного железобетона. Это хорошо видно по кадрам со швеллерами и арматурой, которые открылись при разрушении памятников.

Справ. швеллер - стандартный профиль конструктивных элементов из металлопроката, имеющий «П»-образное сечение.

Ниже видео и детальные фото разрушений:








Фото до разрушений:

статуя с арматурой в ногах:

Элементы конструктора:


Вот, собственно "масштабная реконструкция". Или стройка?

Наиболее безобидная версия заключается в том, что всё это результаты реконструкции, происходившей во время правления Саддама Хуссейна (1979-2003). Известно, что у него была большая программа восстановления древностей для возвеличивания исторического значения Ирака и преемственности от Месопотамии. В Республиканской гвардии даже дивизии носили древние названия: "Навуходоносор", "Хаммурапи".

Однако в связи с этим возникает вопрос - какую часть того, что преподносится как величайший памятник 2-тысячелетней давности, отреставрировали и усилили, и каким этот памятник был до реставрации. Вопрос не простой, в сети практически нет старых фотографий этого комплекса.

Заметим, что по официальной версии, пироны (металлические вставки) широко использовались и в античные времена, и этот металлический стержень, торчащий из фрагмента античной статуи - соответсвует официальной версии.

Парфянская женская статуя из Хатра

Знаменитые крылатые человекольвы библейского города Ниневии

Это центр поклонения богине Иштар и великая столица Ассирии. Главный шедевр - дворец царя Сенахериба с исполинскими статуями стражей - парами крылатых человекольвов и человекобыков (якобы VIII век до н.э.).

Открыл Ниневию с дворцом великий британский археолог Остин Генри Лэйард в 1845-1851. Фото раскопок не делалось. Как и открытие "древнего Египта", открытие Ниневии отражено только рисунками. Первые фотографии делались уже с "раскопанного" дворца.

Этих стражей приобрели крупнейшие музеи мира Лувр, Британский музей, Багдадский, Метрополитен в Нью-Йорке, Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Парочка осталась в Ниневии.



Крылатый страж Ниневии, он же шеду- виден прямоугольный блок.

Резиденция знаменитого царя Ассиирии Саргона II крепости Дур-Шаррукин (якобы VIII веке до н.э.).

Внутри ассирийской древней скульптуры видна современная арматура.
Крепость "открыл" французский генконсул Поль-Эмиль Ботта в 1842-44 гг., продолжил "открывать" Victor Place в 1852-55 гг. Здесь же нашлась знаменитая клинописная библитека

Крылатые гении

В литературе, истории, культуре их зовут "крылатые гении". Бывают с человечьими лицами, бывают с птичьими, популярный "ассирийский" сюжет осеменения "древа жизни".

Это плита из алебастра, сделана якобы в 870 году до н.э.. Данное божество зовут Нисрох, аналог скандинавского Фрейра; плита имела, как следует из клинописи, культовое назначение: во время церемоний жрецы лили на нее воду, которую потом собирали в сосуды; этот обряд стал прообразом христианской благодати.

Украшала дворец Ашшур-нацир-апала II (Ашшурназирпал) в Калахе, который "раскапывали" в 1845-1851 гг.

Барельефы с "крылатыми гениями" украшали все главные дворцы ассирийских царей. Во дворце Саргона II Дур-Шаррукин было 37 пар "гениев". Эта парочка и пять отдельных "гениев" хранились в музее Мосула. Они есть во всех главных музеях мира - Эрмитаже, Британском, Метрополитене, Лувре, и т.д.

Сам "артефакт" , как и ожидалось, не сплошной, а состоит из удобных для сборки и транспортировки сегментов.

В сегментах видны короткие арматурины с торцевой стороны и пазы для элементов крепления сегментов.

Арматура торчит также с тыльной стороны сегментов. Ею крепили барельеф в стене "дворца ассирийского царя".

Длинные арматурины, примерно в половину длины сегмента, торчат с нижней торцевой стороны.

Сначала вандалы-радикальные исламисты долбили "древний барельеф" со всей дури как сплошную плиту, в дыре видна изогнутая арматура, затем когда появилось понимание, что барельеф разбирается как лего, стали ломать "по правилам".

Затем взяли болгарку и разрезали связующую сегменты арматуру, которой неоткуда взяться в "древнеассирийских барельефах".


Ученые Института археологии РАН завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбове (Владимирская область). Собранные данные позволили дополнить существующие представления об одном из важнейших храмов Руси и определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его.

Институт археологии РАН

«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из Северной Италии - из Ломбардии и Эмилия-Романьи», - говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя Андрея Юрьевича в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. По легенде, храм и свою будущую резиденцию князь Андрей (впоследствии названный Боголюбским) распорядился построить на месте, где ему явилась Богородица.

В 1930–1950 годах археолог Николай Николаевич Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма. Специалист первым предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, на сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытым музеефицированном раскопе в западной части собора.

В 2015 году сотрудники Института археологии приступили к изучению ранее неизвестных частей постройки, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.

Угловые колонны храма, поставленные по диагонали, напоминают колонны в соборах Северной Италии - например, в Кафедральном соборе Модены и в Кафедральном соборе Феррары. Полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками, похожи на те, что можно увидеть в базилике Сан-Микеле в Павии.

Ученые предполагают, что построившие храмовый комплекс в Боголюбове мастера прибыли из нескольких городов двух исторических областей Италии - Ломбардии и Эмилия-Романьи. Скорее всего, Боголюбово строили две группы резчиков: одна группа - старые мастера князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, другая группа - мастера из Северной Италии, которые привнесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён с 1555 по 1561 год в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём именно центральный был в честь праздника Покрова Богородицы. Остальные восемь были посвящены какому-то празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была приделана церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то лишь и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного. [С-BLOCK]

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким он строился в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что его строительством руководили два мастера: Барма и Посник. Есть, правда, версии, будто строительством руководили некие неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н. М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет этого «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.

Откуда взялось стойкое мнение, будто строительством руководили два мастера?

В 1896 г. священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот поздний, был составлен не ранее конца XVII - начала XVIII вв. В сборнике содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», бывшего царским вкладом в строившийся Покровский собор. В этом позднем сказании читаем, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Это известие о «двух мастерах» было принято большинством историков некритично. [С-BLOCK]

Данное известие являлось не летописным текстом, а гораздо более поздним сказанием, в котором переосмысливалось старое предание. Выражение «по прозвищу» ставилось в тогдашнем русском языке перед прозвищем человека, а не перед его собственным именем. Посник или Постник это собственное имя. Барма же - прозвище, означавшее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные. Поэтому во фразе «Сказания» о двух мастерах «по прозвищу Барма и Постника» нелогично то, что первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более логичен текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века; следовательно, намного ближе к интересующему нас событию. В нём сказано: «В том же году (1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один мастер, но, очевидно, не вследствие незнания автора о втором мастере (Постнике), а потому, что это был один и тот же человек. [С-BLOCK]

Впоследствии был найден еще один источник, показывающий, что имена Постник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным. И таким образом мифических «два мастера», одного из которых звали Барма, а другого Постник, соединяются в одно историческое лицо - Постника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём мастер Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н. Ф. Калининым, до сих пор проходит мимо внимания многих историков и искусствоведов, и те привычно твердят о «Барме и Постнике как двух строителях Покровского собора».



Понравилась статья? Поделитесь ей