Контакты

Храмы моего города. Церковь Михаила и Феодора Черниговских Чудотворцев. Церковь михаила и федора черниговских Чернигов церковь михаила и федора

Церковь святых князя Михаила и верного болярина его Феодора Черниговских чудотворцев

Черниговский пер., 3

"Черниговский пер. назван в XVIII в. по стоявшей в нем церкви Черниговских чудотворцев".

"Первоначально построена как придельный храм к соседней церкви Иоанна Предтечи в 1675 г.; перестроена купеческой вдовой Милютиной".

"Следует думать, что именно здесь 14 января 1578 г. были встречены мощи святого князя Михаила, почему храм еще в 1677 г. значился в честь его "сретения". Документально известен с 1625 г. деревянным. Каменный заложен 17 мая, а освящен 25 октября 1695 г.; храмоздательницей была купчиха Иулиания Ивановна Малютина. В 1740 г. с юга к трапезной пристроен придел святой Екатерины, разобранный в 1830 г., когда было значительное обновление храма и освящение 19 сентября. Шатровой колокольни XVII в., стоявшей с запада, не было уже к середине XIX в. Внутри главный иконостас и небольшие отдельные были в стиле ампир 1830 г. На наружной стене сохранялась надпись о построении церкви в 1675 г.".

"Напротив еще один архитектурный памятник - церковь, выстроенная в 1675 г. в память убитых монголо-татарами в ставке Батыя черниговского князя Михаила и его ближнего боярина Федора. Обе церкви недавно тщательно отреставрированы и вместе с колокольней составляют сейчас редкий по своей живописности ансамбль, который приобретает еще большую выразительность при сопоставлении его с высоким доходным домом (№ 4, 1913 г., архитектор К. А. Дулин), на заднем плане в изломе переулка".

Храм был приписан к соседней церкви Иоанна Предтечи под Бором.

"После закрытия церковь в 1924 г. была отдана баптистам"; затем использовалась как склад.

"Икона Троица ветхозаветная с бытием, около 1675 г., школа Оружейной палаты, из церкви Черниговских чудотворцев, ныне находится в Третьяковской галерее, куда была передана в 1934 г." - эту дату можно принять как приблизительный срок закрытия храма.

В 1965 г. М. Л. Богоявленский записывал: "В настоящее время храм обезглавлен, штукатурка во многих местах отвалилась, вид его неряшливый, заброшенный. Здание используется под склад".

С 1977 г. церковь вместе с соседней Иоанно-Предтеченской начали неспешно реставрировать. К 1982 г. ремонт извне завершен: вновь восстановлены главы, покрытие которых сделано из изумрудной глазурованной черепицы. Раскрыто завершение с кокошниками (уже в XIX в. бывшее простым четырехскатным). Вычинена ограда с решеткой с востока от церкви вдоль переулка. На главах водружены кресты. В 1990 г. владелец его тот же, что и церкви Иоанна Предтечи.

"Храм Михаила и Федора черниговских 1675 г. с оградой XIX в. стоит на государственной охране под № 25".

В 1991 г. он был возвращен верующим.

Фото: Церковь Михаила и Федора Черниговских

Фото и описание

Согласно легенде, храм Михаила и Федора Черниговских был основан на том месте, где москвичами были встречены их мощи. Князь Черниговский Михаил Всеволодович и его боярин Федор были казнены в 1246 году в Золотой Орде по приказу хана Батыя. Мученическую смерть князь и его боярин приняли за отказ поклониться огню и языческим идолам. Князь Михаил был канонизирован в 1572 году, и в 1578 году часть его мощей была доставлена в Москву из Чернигова. Позднее мощи были переданы в Архангельский собор, расположенный в московском Кремле.

В Москве храм расположен в Черниговском переулке, рядом с храмом Иоанна Предтечи, к которому он долгое время относился как придельный. Кстати, свое название переулок получил благодаря этой церкви. Известно, что первое ее здание было построено на землях бывшего Ивановского монастыря. Эта обитель в первой половине XVI века была перенесена на свое нынешнее место и сейчас находится в Малом Ивановском переулке.

Каменная церковь в честь Михаила и Федора взамен деревянной была построена в 1675 году, и спустя двадцать лет было проведено ее первое переустройство. На пожертвованные купчихой Иулианией Малютиной деньги храм был переустроен и приобрел черты московского барокко и стиля русское узорочье – очень декоративного, с множеством деталей причудливых форм и очертаний. Благодаря своему уникальному облику церковь была признана федеральным памятником архитектуры, вместе с Иоанно-Предтеченским храмом они составляют историко-архитектурный комплекс. Одна из икон церкви – «Троица Ветхозаветная» (вторая половина XVII века), изъятая после революции – сейчас хранится в Третьяковского галерее.

В середине 30-х годов церковь Михаила и Федора была закрыта, здание было лишено глав и приспособлено под склад. В 80-е годы была проведена реставрация строения, а в начале 90-х здание было возвращено Русской Православной Церкви.

Я O L

Це́рковь Михаи́ла и Фёдора Черни́говских (Храм Черниговских чудотво́рцев ) - московская церковь, известная с 1625 года и освящённая в честь мучеников князя Михаила Всеволодовича и его боярина Фёдора. После Октябрьской революции храм закрыли, строение использовали под складские и жилые помещения. В 1977 году здание реконструировали и к 1991-му передали в ведении Русской православной церкви . С 2010-го храм занимает Общецерковная аспирантура имени святых Кирилла и Мефодия .

Строительство и использование [ | ]

Архитектурный декор храма, 2008 год

Во второй половине XVI века по распоряжению Ивана IV в Москву доставили мощи святых Михаила и Фёдора Черниговских. Процессию торжественно встретили поблизости от церкви Иоанна Предтечи под Бором . Предположительно, позднее именно на этом месте возвели деревянную церковь, первые упоминания о ней относятся к 1625 году. В 1675-м её перестроили в камне на пожертвования купчихи Иулиании Ивановны Малютиной . Существуют также свидетельства, что она обеспечила деньгами следующую реконструкцию, проходившую двадцатью годами позднее . До 1677 года церковь носила название «Сретения мощей великого князя Черниговского Михаила» и считалась придельной для храма Иоанна Предтечи .

Церковь имела типичные для XVII века формы и состояла из небольшого четверика и трапезной , к которой с запада примыкала шатровая колокольня. Храм выполнили в стиле русского узорочья . Главное строение имеет сомкнутые своды , его венчают два яруса увеличенных островерхих кокошников и вытянутые главы . Вход обрамлён торжественным порталом . Визуально помещения церкви кажутся меньше из-за малого количества окон и скудного естественного освещения . Первый ярус колокольни украсили угловыми спаренными пилястрами , позднее этот объём переоборудовали в притвор церкви .

В 1740 году провели реконструкцию храма и стоящей рядом церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Их фасады дополнили элементами в стиле барокко . С южной стороны к церкви Черниговских чудотворцев пристроили придел Святой великомученицы Екатерины . Церковь покрыли четырёхскатной крышей. В XVIII веке в честь храма мучеников Михаила и Фёдора стали называть Черниговский переулок .

Строение сильно пострадало во время московского пожара 1812 года , и через восемь лет церковь упразднили, приписав к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. В 1830-м церковь Черниговских чудотворцев отремонтировали, устроив новые иконостасы в ампирном стиле. Во время работ разобрали екатерининский придел и верхушку колокольни, которую окончательно ликвидировали к середине XIX века. 19 сентября 1830 года реконструированный храм освятили .

К началу XX века церковь стали использовать только в летние месяцы, вскоре после революции 1917 года все храмы Черниговского переулка закрыли. С 1924 года церковь святых Михаила и Фёдора занимал молитвенный дом баптистов , но вскоре его также ликвидировали. Предположительно, организацию упразднили в 1934-м, когда в фонды Третьяковской галереи передали одну из святынь храма - икону «Троицы ветхозаветной с бытиём ». Она была создана мастерами Оружейной палаты к открытию каменного храма . Позднее главы церкви разобрали, а строение использовали как склад и жилые помещения, поэтому к 1969 году оно сильно обветшало .

В 1977 году под руководством архитекторов А. В. Охома и С. С. Кравченко началась пятилетняя реставрация храма. В ходе работ восстановили главы и ограду вдоль переулка, побелили стены, воссоздали завершение кокошниками с зелёной глазурованной черепицей . В 1991-м здание перешло в ведение Русской православной церкви и получило статус Патриаршего Черниговского подворья . Настоятелем храма назначили протоиерея Сергея Топорцева, который руководил работами по подготовке помещений к богослужениям. После ходатайств настоятеля в ведение организации вернули также церковный дом, здание богадельни и колокольни. 3 октября 1993 года состоялось повторное освящение .

В 1997 году в ведение Черниговского подворья передали также восстановленный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. К 2010-му на базе подворья начала действовать общецерковная аспирантура имени святых Кирилла и Мефодия. После этого началась комплексная реконструкция территории . Во время реставрации фундамента церкви Черниговских чудотворцев было обнаружено захоронение с сохранившейся надгробной плитой XVII века . Археологи установили, что оно принадлежит купцу суконной сотни Андрею Филимонову (Малюте Филимоновичу). Захоронение представителя купеческого класса на территории храма является необычным для того периода. Предположительно, именно он завещал своей вдове Иулиании Малютиной перестроить храм в камне. В помещениях церкви были обнаружены также росписи XVII и XIX веков, которые законсервировали. Всю роспись залов воссоздали заново по найденным образцам. Кроме того, рабочие укрепили стропильную систему и фундамент, установили кресты , отреставрировали фасады и главы. Работы проводила реставрационная мастерская «Возрождение» в рамках программы «Культура Москвы 2012-2016 годы» . Ремонт и роспись помещений были окончены к октябрю 2017-го . 11 марта 2018 года восстановленный храм мучеников Михаила и Фёдора Черниговских освятил патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Он передал в дар церкви икону Божией Матери «Неопалимая купина » .

Примечания [ | ]

  1. Церковь святых Михаила и Фёдора Черниговских чудотворцев (неопр.) . Узнай Москву (2018). Проверено 6 ноября 2018.

(Черниговский переулок, № 3)

Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему Божиим попущением недугом тяжким одержиму быти, яко и вся составы тела его разслабиша ). Наслышанный о чудесных исцелениях с помощью молитв переяславского столпника Никиты, юный князь вместе со своим верным болярином Феодором отправился в Переяславль. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами, но вскоре возвратился в свой родной Чернигов. В 1235 году после ухода во Владимир Ярослава Всеволодовича Михаил занял киевский престол.

Во время нашествия на Русь монголо-татар князь уехал в Венгрию искать помощи у Польши и Германии, но не сумел заручиться поддержкой. Русь была сожжена и разгромлена. Михаил вернулся в разрушенный Киев, а затем переселился в Чернигов и правил там, пока вместе с другими князьями не был вызван в Орду. Согласно написанному в конце XIII века «Сказанию о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»: «Начаша их звати татарове нужею, глаголаще: «Не подобает жити на земли канови и Батыеве, не поклонившеся има». Мнози бо ехаша и поклонишася канови и Батыеви. Обычай же имяше кан и Батый: аще убо приедет кто поклонится ему, не повелеваше первое привести пред ся, но приказано бяше волхвом вести сквозе огнь и поклонитися кусту и идолом. А иже с собою что приношаху дары цесареви, от всего того взимающе волсви, вметахуть первое во огнь, тоже пред цесаря пущахуть самех и дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозе огнь и покланяхуся солнцю и кусту и идолом славы ради света сего и прашаху кождо их власти. Они же без взбранения даяхуть им, кто которыя власти хотяше, да прелстятся славою света сего».

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев

Настал черед и Михаилу ехать в Орду к Батыю. Князь попросил благословения у своего духовного отца, который наказал ему твердо стоять за веру православную. Когда Михаил и боярин Феодор прибыли в 1246 году к Батыю, волхвы повели их к месту, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути и где все язычники проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Ипатьевская летопись сообщает нам храбрый и мужественный ответ князя: «Михаил же отвеща: «Аще бог ны есть предал и власть нашу, грех ради наших, во руце ваши, тобе кланяемся и чести приносим ти. А закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемься».

Бояре, бывшие с князем, стали просить Михаила поклониться огню, но тот отвечал им: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый» . Тогда и внук Михаила ростовский князь Борис стал умолять его пройти сквозь огонь. Боярин Феодор увидел, что Михаил может поддаться его мольбам. И тогда, чтобы укрепить дух князя, Феодор стал говорить ему словами Христа из Евангелия: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Батый рассвирепел оттого, что Михаил и Феодор отказались поклониться богам его, – яко свирепый зверь возьярися! Он повелел схватить Михаила. Сначала его били кулаками по сердцу, и, пока не потерял сознание, князь пел псалом «Мученики твои, Господи, не отреклись от тебя, и тебя ради, Христос, страдают». Потом Михаила бросили на землю и избивали ногами, пока земля не обагрилась кровью, а после этого предатель христианской веры Домиан отрезал голову князя и отшвырнул прочь. Боярину Феодору было еще труднее, потому что на его глазах убили Михаила, а затем предложили княжество взамен на поклонение языческим богам. Но Феодор предпочел пострадать за Христа, как и князь его. Убийцы мучили Феодора, как Михаила, и отрезали ему голову.

Тела страстотерпцев были брошены на съедение голодным псам, но звери чудесным образом не тронули их. После подвига Михаила и Феодора татарские ханы крайне редко решались проверять стойкость веры русских людей и их готовность умереть за православную веру и не требовали от русских в Орде исполнения обрядов прохождения сквозь огонь. Мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. Возле мощей случилось множество чудес, и Иван Грозный захотел привезти их в Москву. В 1578 году царь и митрополит Антоний сотворили молитвенное «послание» черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых мощей в Москву. В память об этом событии был установлен праздник 14 февраля и построена придельная к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором церковь Михаила Черниговского.

До 1677 года церковь имела название Сретения мощей великого князя Черниговского Михаила. Первый каменный храм был возведен в 1695 году на пожертвования купеческой вдовы Иулиании Ивановны Малютиной. Эта характерная посадская церковь конца XVII века сохранилась до наших дней. Она состояла из трапезной и небольшого четверика с кокошниками, завершенного пятиглавием. С запада осевую композицию замыкала колокольня. В 1740 году к храму с южной стороны был пристроен придел Святой великомученицы Екатерины. Тогда же появился новый декор на фасадах притвора и трапезной, а крыша с кокошниками стала четырехскатной. В 1820 – 1830-х годах церковь была упразднена и считалась приписанной к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Придел Святой Екатерины и верхняя часть колокольни были разобраны.

С 1924 года в здании храма Михаила и Феодора Черниговских находился молитвенный дом баптистов. В 1930-х годах храм окончательно закрыли. Вероятной датой закрытия церкви можно считать 1934 год. Об этом свидетельствует запись в каталоге древнерусского искусства Третьяковской галереи о передаче из церкви Черниговских чудотворцев иконы «Троица ветхозаветная с бытием» 1675 года, выполненной мастерами Оружейной палаты. В 1940-х годах главы четверика были разобраны. В 1970-х годах архитекторами А.В. Охом и С.С. Кравченко началась реставрация церкви, в результате которой было восстановлено пятиглавие, покрытое изумрудной глазурованной черепицей, раскрыто завершение с кокошниками, вычинена ограда с решеткой с востока от церкви вдоль переулка.

В 1991 году храм был возвращен верующим, а 3 октября 1993 года, в день памяти Михаила и Феодора Черниговских, заново освящен. Огромную роль в восстановлении прихода сыграл протоиерей Сергий Торопцев. В 1991 году в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий II рукоположил протодиакона Сергия в священнический сан, а через несколько дней он был назначен настоятелем вновь открытого храма в честь Михаила и Феодора Черниговских чудотворцев. Будучи отличным электриком, плотником и сварщиком, всю работу по подготовке храма к богослужениям отец Сергий проделал собственными руками и с помощью немногочисленных прихожан. В начале ХХ века, когда храмы Черниговского переулка уже были объединены в один приход, церковь Михаила и Феодора, использовалась как летняя. С 1991 года все богослужения, даже зимой, проходили в неотапливаемом храме. Верующие помогали церкви: ставили рамы, двери, приносили маленькие обогреватели, покрывали каменный пол досками. Иногда на службу приходило два человека, а зимой отец Сергий вел богослужения и вовсе без прихожан.

В течение пяти лет настоятель боролся за возвращение приходу соседнего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, который был занят демонстрационным залом декоративного стекла. За 1992 – 1994 годы стараниями отца Сергия приходу были возвращены здания богадельни, колокольни и церковного дома. В 1990-х годах хор церкви Михаила и Феодора Черниговских был одним из лучших в Москве благодаря своему регенту И.Д. Деркачу, до этого много лет руководившему хором Богоявленского кафедрального собора в Елохове. В хоре пели профессиональные певчие, пришедшие вместе с регентом. А попробовать себя в качестве певчего мог любой прихожанин храма. В 1994 году настоятелем подворья Черниговских мучеников был назначен опытный и уважаемый протоиерей Сергий Карамнов, который восстанавливал церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина Феодора Черниговских наверняка затерялась бы среди зданий какой-нибудь из центральных улиц Замоскворечья. Но здесь, в крошечном и уютном Черниговском переулке, она на своем месте. Выполненная в стиле «русского узорочья», церковь имеет несколько малоповторимых особенностей. Первое, что бросается в глаза, – это контраст тонких, вытянутых барабанов глав и специально увеличенных кокошников и развитый антаблемент со сложным узорчатым рисунком. Многие элементы храма сохранились с конца XVII века: нижний ряд пластичных кокошников, парные колонки по углам четверика, южный и северный порталы, колончатые наличники окон с килевидными кокошниками. На сводах и стенах уцелели элементы росписи первой половины XVIII века. Необычно низкая и широкая, как будто приплюснутая к земле трапезная равна по площади основной части храма. В церкви Михаила и Феодора Черниговских необычно мало окон: в четверике их всего два, а в трапезной – четыре. Отсутствие должного освещения еще больше уменьшает внутренний объем храма. Притвор церкви был когда-то первым ярусом колокольни. Сейчас внутри него можно увидеть своды первой половины XVIII ве ка. Фасады притвора украшены спаренными пилястрами на углах. В ограде вдоль Черниговского переулка сохранился белокаменный цоколь XVIII века и кирпичные столы с решеткой XIX века.

С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «Обе церкви и прилегающие к ним постройки тщательно отреставрированы в 1984 г. и составляют редкий по своей живописности ансамбль, который приобретает еще большую выразительность при сопоставлении его с высоким доходным домом И.Ф. Нейштадта на заднем плане в изломе переулка». Прошло уже почти тридцать лет с момента последней реставрации. Сейчас церкви Черниговского переулка нуждаются, по крайней мере, в косметическом ремонте. Какой-то серый и пасмурный вид они имеют. Наверное, храмы, находящиеся не на оживленной Большой Ордынке, не должны быть парадно красивы, но все-таки это одни из древнейших архитектурных памятников Замоскворечья. Хочется, чтобы Черниговский переулок стал своеобразным музеем под открытым небом, ведь на нем нет ни одного непримечательного здания. На двухстах восемнадцати метрах находится целых четыре памятника культурного наследия разных эпох, начиная с XVII века и заканчивая XX веком.

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург автора Недошивин Вячеслав Михайлович

ПЕТЕРБУРГ МИХАИЛА КУЗМИНА Вина весеннего иголки Я вновь принять душой готов, – Ведь в каждой лужице – осколки Стеклянно-алых облаков… Мы снова путники! Согласны? Мы пробудились ото сна! Как чудеса твои прекрасны, Кудесница любви,

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

5 Почитание святых К святым в православной Церкви относятся как к ходатаям и посредникам между Богом и человеком в деле духовного роста. В Библии сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Сомнения Михаила и его матери Михаил в то время жил с матерью, инокиней Марфой, в Ипатьевском монастыре возле города Костромы. Московское посольство явилось в монастырь 13 марта 1613 г., но по просьбе Марфы говорили о делах на следующий день.В соборной церкви объявили, что вся

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Бракосочетание Михаила Царю исполнилось 29 лет, когда мать выбрала ему новую невесту. Это была княжна Мария Владимировна Долгорукова, дочь князя Владимира Тимофеевича. Летопись говорит, что царь вступил в этот брак только по воле матери, но вопреки своему желанию. В июне

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Скатерть Лидии Либединской автора Громова Наталья Александровна

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Закатная любовь Михаила Светлова Светлов встал, протягивая мне руку: - Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал. Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга - потрудней, пожалуй, чем написать

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги автора

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны

Из книги автора

Гимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13) На обратном пути к Большой Ордынке завернем во двор одного примечательного здания, которое невозможно пропустить, находясь в Черниговском переулке. В 1920-х годах краеведы общества

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26) Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента.

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

Давным-давно, в 15-м – начале 16-го века на месте меж нынешней Ордынкою и Пятницкой улицей стоял Ивановский монастырь. А на территории его – деревянная церковь Святых Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев, известная с 1625 года. Ее также называли еще Михаило-феодоровская или Черниговская церковь. И ставили ее как раз на месте встречи привезенных в Москву мощей Михаила и Феодора Черниговских, страшною смертию погибших в Орде в 1246 году.
В 1675 году обветшавший деревянный храм разобрали. И на его месте средствами московской купчихи Иулиании Ивановны Малютиной аки лебедь белая вознеслась белоснежная каменный красавица-церковь.
Ах, жаль, не знаем мы имени архитектора и мастеров, возводивших это белоснежное чудо! Ей-Богу, знал бы – перечислил бы всех поименно, да и в ноги памяти бы их поклонился за ту удивительную красоту, что они нам оставили!
Еще до революции академик, историк архитектуры, член комиссии по сохранению древних памятников Андрей Михайлович Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".
И глядя на Черниговскую церковь, понимаешь: прав был академик, ах, как прав!
Отряхнулась Русь от монгольского ига, задышала воздухом свободы, расцвела…
И, конечно, рассвет выразился прежде всего в православной архитектуре. Именно тогда наряду с каноническими, традиционными храмами явились миру множество других, среди которых особо выделились огненные храмы. Только в Москве и Подмосковье их построили около 300.
Черниговский храм – он как раз из огненных. Высокий четверик (четырехгранник) завершается двумя рядами островерхих килевидных кокошников, похожих на языки пламени, и увенчивается пятью главами – символами Христа и четырех евангелистов. К храму примыкает низкая трапезная, а завершает композицию шатровая колокольня.
Надо отметить, что после Москвы огненные храмы начали широко строиться на всей Руси. И их по праву считают яркими символами Русской цивилизации.
В советское время – в 70-80-х годах - здание Черниговского храма бережно отреставрировали: восстановили и покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками, побелили стены. А в 1991-м вернули верующим.
И нам с вами снова дано восхититься удивительной красотою Черниговской церкви.
Теперешний ее адрес, кстати, - Черниговский переулок, дом 3.

Контакты храма:



Понравилась статья? Поделитесь ей