Контакты

Где бить сет бога смерти. Бог сет в древнеегипетской мифологии. Культовые центры бога Сета

История Сета , образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика - голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.

До 2000 г. до н. э. египтяне называли это животное «sha » и верили, что его все еще можно найти в пустыне. Во всяком случае после 1600 г. до н. э. египтяне чаще сравнивали его с рыжим, т. е. диким ослом. Родословная Сета представляет его со своими братьями - Гором старшим и Осирисом, и двумя сестрами - Исидой и Нефтидой, детьми божественной пары Неба (Нут) и Земли (Геба). Сет был провозглашен богом-покровителем древнего города Омбоса в Верхнем Египте (современный Нагадах), и по этой причине его часто именовали «Господином Юга». Именем и символом Сета из Омбоса стало Нубти (Тот, кто из Омбоса), слово, имеющее корнем «нуб» - «золото», и сам город называли «Золотым городом». Почитание этого бога «похоже, датируется периодом даже более отдаленным, чем почитание любого члена триады Осириса», и первоначально Сет выступал противником Гора, а не Осириса.

Гор в образе воинственного сокола стал царем не только Нижнего, но и Верхнего Египта, и в титулатуре первой египетской династии - тинитской - имя Сета иногда стоит рядом с именем Гора. На памятниках первой династии отразилось равноправное положение обоих царей в те времена: изображение двух соколов означало царя как воплощение Гора-Сета. Так, царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов вместо одного, то есть Гора и Сета. Это говорит о том, что, несмотря на присутствие Гора-сокола в Верхнем Египте, Сет продолжал все еще считаться могущественным, скрываясь под видом второго сокола. Одна из локальных ипостасей Сета - Немти сохранила представление о нем, как о боге-соколе. Два сокола - два царя.

Однако ситуация резко меняется со II -й династии. Начинает наблюдаться какое-то «качание» царских титулов то к Сету, то к Гору. Так, фараон Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном. Надпись на его печати гласила: «Нубти из Омбоса [то есть Сет] передал Две Земли своему сыну, царю Юга и Севера, Перибсену». Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, а в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета. Эти явления свидетельствуют о том, что верховная власть над Обеими Землями переходила то к представителю Верхнего Египта, то возвращалась к ставленнику Нижнего Египта. Постепенно имя Сета вообще исчезает из титулов, заменяясь именем Nub (ti ). Однако память о царе Верхнего Египта - Сете, царском предке, «воскресающем в династии фараонов» продолжала жить. Так, египетская царица в античные времена именовалась «Та, что видит Гора и Сета», а на стенах храмов той эпохи изображался Сет Nubti , ведущий пленных чужеземцев к царю и принимающий участие в его коронации. Символ V нома Верхнего Египта - Два Сокола напоминает о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, расположенном у к югу от Эдфу, поклонялись одновременно Гору-соколу и Сету в образе крокодила.

Культ Сета процветал не только в верхнеегипетском Омбосе (Нагаде), но и в Среднем Египте в местности Су поблизости от Гераклеополя, и в северо-восточной части Дельты, начиная со времен II династии, и в оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором.Именно поэтому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXV династии процветал Оракул Сета.Первоначально Сет вообще рассматривался как бог восточного рукава нильской дельты, позже он был признан богом восточной границы Египта и, наконец, богом иностранцев и восточной пустыни. Распространяя свою власть над восточными районами Египта, Сет впоследствии превратился в покровителя чужеземных завоевателей, вторгшихся в Египет из Азии. Поскольку к этому времени образ Сета устойчиво связывался с противостоянием, со злом и ущербом, наносимыми как мятежом, так и буйством природных явлений, в частности грозы, чужеземные захватчики с легкостью отождествили Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом, и столица гиксосов Аварис стала местом его культа.

Хотя гроза в настоящее время и является редким явлением в Египте, но Гор, вооруженный своим копьем-лучом, постоянно настороже, чтобы отразить силы Сета. Считалось, что раздающийся гром - это крики боли страдающего от нанесенных ему ран Сета. По контрасту с Гором-копьеносцем оружием Сету служил лук, и солдаты признавали этого «сына Нут, великого силой», своим покровителем. Одно из подразделений войска Рамсеса III носило имя Сета. В Танисе (прежний Аварис, переименован в Танис во времена XXII ливийской династии) главными богами были Амон, Ра, Птах и Сет, которые в текстах названы богами Рамсеса II . На обнаруженной там же каменной стеле начертано, что отец Рамсеса II , бывший везирем до того как стать фараоном Сети I , прибыл в Танис в четырехсотый год бога Сета, чтобы воздать этому богу почести. Пока что не установлены дополнительные данные об эре Сета, но текст является свидетельством того, что такое летоисчисление существовало, что Танис был центром культа Сета и, что между этим богом и фараонами Сети I и Рамсесом II существовала некая связь. Даже сундук с телом Осириса, Сет с сообщниками отправил плыть по танисскому устью Нила. Когда Девятка присудила сан Осириса его сыну Гору, Ра-Хорахте, не желая обидеть этого могущественного бога, сказал: «Пусть будет дан мне Сет, сын Нут, да сядет он со мною, да будет он мне сыном, да грохочет он в небе и да боятся его!»

Само рождение этого бога связывали с нарушением порядка - он родился из бока своей матери Нут, и, поскольку его появление на свет падало на третий из пяти эпагоменальных дней, этот день считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Считалось, что присутствие Сета всюду и всегда вносило смуту и беспорядок. В сотрясении земли, в знойном ветре, несущем пыль пустыни и иссушающем растительность, в неожиданном падении со страшным грохотом камней с неба тоже был повинен Сет, и само имя его писалось иероглифом «камень». Наиболее емкая характеристика этому богу разрушения дается в греческом папирусе, в котором к Сету обращаются как к «сотрясающему холмы, громовержцу, создателю урагана, сотрясающему скалы, разрушителю, который баламутит само море».

В самых древних текстах не Ра, а Сет, стоя в ладье солнца, поражал змея Апопа. В памятниках времен XVII династии воин Сет все еще борется против змея вместе с другими богами. В Ватиканском магическом папирусе есть такие строки: «Встань, о Сет, любимец Ра! Займи свое место в ладье Ра! Он получил в оправдание твое сердце: Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра Каждый день». О Сете, поражающем копьем змея Апопа, говорится, что «у него красные глаза и красные волосы». Однако со временем змей стал представляться таким же воплощением Сета, как крокодилы и гиппопотамы, и уже самого Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной змеей». Все, что было связано с красным цветом, получило негативную окраску, стало синонимом всего опасного. Луркер сообщает, что красный цвет у египтян «символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика». Однако в египетских текстах красный цвет приписывался всем демонам. Выражение «сделать красным» было равнозначно понятию «убить». Плутарх пишет: «Жители Копта в связи с тем, что ослы имеют красноватую окраску, имеют обыкновение приносить их в жертву, сбрасывая в пропасть». Красный цвет был цветом пустыни, знойный ветер которой иссушал и «убивал» растительность, - Сет всегда был антиподом Осириса, воплощавшего идею плодородия, процветания растительной жизни, которую губил Сет. Поэтому у могилы Осириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей или рыжими волосами.

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. М.Э.Матье. Древнеегипетская мифология;
  4. М. Луркер. Египетский символизм;
  5. Плутарх. Об Исиде и Осирисе.

Бог Сет в Древнем Египте изначально не имел отрицательного оттенка. У древних египтян он был ярости, хаоса, песчаных бурь, войны. Его изображали с головой осла или трубкозуба: длинные уши, красные грива и глаза. Красный цвет считался у египтян цветом смерти, потому что песок пустыни имел такой же оттенок (несмотря на то, что были и другие оттенки). Однако не существует мнения о том, какое животное является точным изображением Сета. Его священными животными являлись свинья, жираф, антилопа, но основным считался осел.

В Древний период Сет являлся олицетворением власти правителей Египта. Этот факт отражен в древних документах и именах, которые носили фараоны II династии. Во времена захвата части египетских земель гиксосахами он был приравнен к их главному божеству, местом поклонения ему стала столица государства Аварис.

Древние египтяне восхищались и превозносили мужественность, ловкость и воинственность Сета. Поэтому у его имени был эпитет "могучий". Вследствие этого фараонам давали имя "Сети". Для того чтобы заручиться покровительством этого божества, ему поклонялись, строили храмы в границах дворцов фараонов, носили различные украшения, на которых было его изображение.

Впервые рисунки, связанные с Сетом, были найдены в эпоху правления Накада I. Предметы, имеющие его изображения, были обнаружены в районе Накады. Родиной Сета считался Омбос, а его некрополь располагался в Накаде. В тот период он был особо почитаем в Верхнем Египте, и в его личности еще не было нелицеприятных черт. Сет считался покровителем южных египетских земель.

В период, предшествовавший объединению Верхнего и Нижнего Египта, происходила борьба почитателей Сета и Гора. Одержали победу сторонники Гора, поэтому с тех пор, если эти два бога изображались вместе, Гор находился впереди Сета. Ему поклонялись в следующих районах Египта:

  • Омбосе;
  • Ком-Омбосе;
  • Гипселе;
  • оазисах Дахла и Харга;
  • в северо-восточной дельте Нила.

Сет - младший сын богини Нут, которая считалась повелительницей неба, и бога Геба - повелителя земли. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида, последняя стала его женой. День, когда он появился, был в Древнем Египте третьим предновогодним и считался неблагоприятным у египтян. В этот день не начинали новые дела и старались вообще ничего не начинать.

Изначально Сет считался защитником бога Ра и помогал ему в борьбе с Апопом. Он был единственный из богов, кто мог одолеть Апопа во тьме. Кроме Нефтиды, женой Сета была также богиня Таурт (покровительница деторождения). Началом проявления злого начала в этом божестве стала жажда власти. В мифологии древних египтян это видно в цикле сказаний об Осирисе и Горе.

Власть над Древним Египтом получил Осирис, потому что он был старшим братом. Но его младшему брату стало завидно, ему хотелось получить еще больше власти, он считал себя достойнее Осириса. Поэтому Сет решился на убийство брата, и после этого жене Осириса Исиде пришлось скрываться с сыном Гора от злобного божества. Но пришло время, когда Гор вырос, стал сильным и смелым юношей и вызвал Сета на бой.

Во время поединка бог ярости, хаоса и песчаных бурь лишает юношу глаза. Но Гору удается кастрировать Сета, что лишило последнего мужского начала. Впоследствии, земли, в которых главенствовал он, были пустынными и лишенными жизни как знак того, что сделал Гор с Сетом. Долгое время бились они, и боги устали наблюдать за их поединком.

Тогда они предложили устроить соревнования, которые определили бы, кто достоин того, чтобы править Египтом. В результате победителем был объявлен Гор. Дальнейшая судьба Сета имеет несколько трактовок, которая выбиралась, исходя из желания превознести те факты, которые были приближены к личностным идеалам. Есть еще две версии, почему в древнеегипетских сказаниях победу одержал Гор.

Сета стали считать злобным божеством в период Нового царства, когда гиксосы завоевали Северный . Они почитали его, в их землях воцарился культ, строились храмы. После этого события Сет стал ассоциироваться с чужеземцами, что усилило его отрицательные черты. После объединения египетских земель фараоны пренебрегали поклонению Сету, но позже оно возобновилось, а некоторым стали давать имена этого божества.

Бог Сет в Древнем Египте имеет противоречивое значение для египтян. С одной стороны, он - олицетворение хаоса, войны, песчаных бурь, но, с другой - воплощение силы, воинственности и мужественности. Возведение его в ранг злого божества связано с историческими событиями, такими как изгнание чужеземцев с северных земель Египта. Легенды о Сете являются показателем того, что древнеегипетская мифология многогранна, как и верования других древних цивилизаций.

Сету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта.

Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.

Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем , древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.

Также во время II династии фигура Сета появляется на serekh (прямоугольная табличка-стела с именем фараона) Перибсена и на serekh Хасехемву, где находилось и изображение Гора-сокола , указывая тем самым на определенное равенство в это время с великим богом-соколом.

То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем.

Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).

Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта - на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление.

«Золотые периоды» поклонения Сету

Популярность Сета была различной в разные периоды египетской истории. Помимо упомянутых выше нескольких периодов в первой половине III тыс. до н.э. можно выделить еще два периода, когда влияние его культа Сета было особенно весомым.

Первый приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV-XVI династий (ок. 1674 – 1567 гг. до н.э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом.

Второй всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293 – 1070 гг. до н.э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291 – 1278 г.г.) – один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта.

Борьба Сета и Гора за египетский трон

После смерти Осириса, которого согласно некоторым мифам убил именно Сет, он в течение длительного времени – на протяжении 80 лет - боролся с Гором (Хором, Горусом), сыном Осириса, за королевский трон Египта.

Накал борьбы между этими двумя противниками передают многие мифы Древнего Египта, приводя кровавые подробности битвы. В частности Гор попытался убить Сета копьем, когда последний в облике гиппопотама вырвал у Гора левый глаз. Гор в конечном итоге победил врага, кастрировав Сета (лишил мужских яичек).

Египетские боги, обеспокоенные длительной враждой Сета и Гора, собрались на специальный трибунал для оценки претензий каждого на королевский титул. Совет богов объявил Хоруса победителем и сделал его правителем Нижнего и Верхнего Египта.

Сет должен был отдать глаз Хоруса и, согласно одной мифологической традиции, был убит, согласно другой – присоединился к свите бога Ра и стал голосом грома, согласно третьей – он был примерен с Гором.

Сет – олицетворение враждебного мира и зла

Вначале Сет не был божеством с такими отрицательными характеристиками и злобным характером. Их он приобрел со временем, вероятно, вследствие череды политических и социальных событий, которые нашли отражение в мифах, постепенно существенно изменив первоначальный образ бога и его восприятие.

На протяжении истории Египта репутация Сета постепенно становилась все хуже и хуже, пока он не стал Сетом – отвратительным богом зла.

Мир вне Нильской долины, пустыни, иностранные государства – то есть то, что было для египтян враждебным, опасным, проявлением хаоса и неорганизованности связывалось с Сетом как их персонификацией. В мире Сета божественный закон порядка - mаat - не действует.

Связь бога с другими государствами привела к тому, что он иногда связан в египетской мифологии супружескими узами с иностранными жестокими семитскими богинями Астартой и Анат (среди собственно египетских богинь его супругой считалась Нефтида, иногда богиня-гиппопотам Таурет, а «Тексты пирамид », ТП 1521, упоминают в качестве таковой даже воинственную богиню Нейт).

Нарушитель всех табу

Тексты Нового царства приписывают Сету совершение серии кощунственных преступлений, таких как рубка священных деревьев, охота на священную рыбу, птиц и животных.

Он был также печально известен как злостный нарушитель сексуальных табу. Его похотливый характер приводит к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам.

В одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя. В другом мифе описывается попытка Сета сексуально доминировать над своим конкурентом, Хорусом, что приводит к неестественному рождению лунного бога Тота.

Имеется мифологический сюжет, согласно которому именно Сет в облике крокодила Собека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил.

В Эдфу духовенство Гора праздновало день кастрации Сета в ответ на расчленение Сетом тела Осириса и вырывание глаза у Гора.

В греко-римский периодом Сет сурово критиковался в большинстве храмов. Греки идентифицировали Сета с монстром Тифоном, который восстал против богов и должен был быть уничтожен Зевсом.

Сет в роли военного бога

Однако Сет не был воплощением «чистого зла» для египтян. Он был владыкой металлов. Впоследствии, когда египтяне научились производить железо, самый твердый на тот период металл, он получил название «костей Сета».

Сет был олицетворением силы, особенно в военном понимании. Сам Сет считался великим воином. Главное оружие Сета - гигантская булава или скипетр. Прекрасно владел он и копьем.

Такой облик не мог не быть привлекательным для воинственных египетских фараонов, обращавшихся за поддержкой ко многим богам с ярко выраженными «военными» чертами: Монту , Михосу , Нейт и т.д.

Великий завоеватель фараон XVIII династии Тутмос III (ок. 1504 – 1450 г.г. до н.э.) – «Наполеон древности» - называл себя «любимцем Сета». Имеется изображение на рельефе из храма в Карнаке, на котором Сет помогает Тутмосу III поражать врагов стрелами из лука.

О знаменитом фараоне XIX династии Рамсесе II (ок. 1279 – 1212 гг. до н.э.) говорится, что во время сражения при Кадеше он бился с неприятелями «как Сет».

Защитник и охранник бога Ра

Как и у любого египетского бога, даже самого кровожадного, у Сета в египетской мифологии немало и положительных сторон.

Он был тем, кто например, поражал каждую ночь своим копьем злую змею Apопа (Апофиса), заклятого врага бога солнца, когда Апоп пытался напасть на ладью бога Ра во время ночного плавания по подземному миру.

Да и само понятие «зла» для египтян было необходимо для того, чтобы обеспечить существование «добра». Борьба зла и добра, света и ночи, холода и тепла и т.д. является необходимой для существования всей вселенной с точки мировоззрения египтян. Конечно, это верная, по сути, философская идея могла быть выражена в те далекие времена только в мифологической форме. Поэтому Сет – важная фигура в древних мифах.

В целом, похоже, для подавляющего числа египтян на протяжении большей части истории Египта Сет оставался двойственным божеством в лучшем случае. В египетском календаре день рождения Сета считался особенно неудачным днем во всех отношениях.

Культовые центры бога Сета

Несмотря на одиозный характер Сета, почитание бога отмечается во все периоды египетской истории, а не только тогда, когда он был особо выделен из среды других богов. У Сета были культовые центры в различных областях и особенно в Верхнем Египте, где он часто расценивался как божественный покровитель этой части страны, символически уравновешивая покровительство Гора над Нижним Египтом.

Самый ранний культовый центр бога был, возможно, в древнем Нубте, греческом Омбосе, расположенном приблизительно в 30 км к северу от Луксора, во входе в Вади Хаммамат – пути через восточную пустыню. Полагали, что Сет родился именно в этой области.

Также Сета особо уважали в 5, 10, 11 и 19 номах (областях) Верхнего Египта (см. Карту Древнего Египта). Однако и в Нижнем Египте Сет был популярен, особенно в 14 номе, который расположен на северо-востоке Египта.

Культовый центр бога существовал также в королевском городе Пи-Рамзесе в Дельте.

Иконография Сета

Египетский бог Сет обычно изображается с телом человека и головой мифического животного, напоминающего осла или муравьеда с необычными ушами прямоугольной формы.

Есть также изображения бога, когда у него тело хищного зверя или млекопитающего с головой вышеупомянутого мифического животного, с длинным разветвленным хвостом.

Наконец, Сет иногда предстает в облике животных, в отношении которых люди испытывали смешанные чувства, таких, например, как гиппопотам, крокодил или свинья. Также изображался в виде собаки, осла, антилопы и т.д.

Мифология рассказывает, что у него были глаза и волосы красного цвета - цвета, который традиционно ассоциировался с раскаленными песками пустыни. Интересно, что животные с красным мехом, даже мужчины с рыжими волосами считались последователями Сета.

Амулеты и Сет

Амулеты, изображающие бога, не были широко распространены, тем не менее, имеются. Их, видимо, использовали для того, чтобы противостоять воздействию других недружественных богов или защититься от негативного влияния самого Сета.

Его голова на изображениях и амулетах иногда увенчана Белой короной Верхнего Египта или Двойной короной всего Египта.

Set — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seteh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setesh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seth — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Soutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutej — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Suty — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Сети — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сетх — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сута — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сутех — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета , появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 годы до н.э.). Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его восприятии еще не проявлялись негативные черты. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - "Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках". Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг .

Первые литературные упоминания Сета связаны с двумя знаменитыми мифами: гелиопольском, где Сет выступает союзником Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. В раннединастический период и в начале Древнего царства преобладала концепция гелиопольского мифа (так как Гелиополь был главным центром политического могущества) и Сет выступал как бог-покровитель власти фараонов (совместно с Гором - сочетание имен Сета и Гора означает "царь"). Об этом впервые упоминается в титулатуре фараонов II династии. "Тексты Пирамид" изображают Сета также богом-воителем, помощником Ра в его битвах с Апопом . Есть тексты, в которых рассказывается, что однажды Апопу удалось своим взглядом загипнотизировать всех богов. Даже Ра не смог устоять. И только у одного Сета оказалось достаточно сил, чтобы выдержать взгляд Апопа и проткнуть его своим гарпуном.

По мере политического возвышения Фив и распространения в нем культа Осириса, к концу Древнего царства Сет стал ассоциироваться с войной, бедствиями и злыми силами . Сету начинают приписывать нарушения всех и всевозможных табу. Его похотливый характер начинает приводить к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам: в одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя; в другом мифе описывается как Сет в облике крокодила Себека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил...

В общем, за власть боролись сторонники Сета и Гора . Победа досталась Гору , и его имя стало составной частью титулатуры монарха. Сет начинает демон изироваться, и даже когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета .

Первый период, на который пришлось возрождение культа Сета , относится к гиксосскому владычеству. В XVII веке до н.э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев - гиксосов. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Сет был отождествлен с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис . В период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу-властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны. Таким образом после изгнания гиксосов культ Сета постепенно угасает. Он становится чужим богом, что способствует распространению отрицательного представления о Сете . С VIII века до н.э. он уравнялся с Апопом и в большинстве случаев упоминался исключительно как злое божество .

Однако нужно понимать, что помимо функции бога-разрушителя,

Которого также в литературе называют Сетх и Сутех, был одним из наиболее важных персонажей в пантеоне. С ним связано большое количество мифов и преданий, его просили о милости и боялись.

Этого бога считают покровителем хаоса и беспорядка. Он мог насылать на селения плохую погоду, штормы. Он же был создателем пустынь. Его считали коварным и жестоким.

Сет родился от богов Геба и Нут. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида. Последняя же стала и его женой.

У этого персонажа древнеегипетской мифологии было много Но главным среди них был осел. Потому и самого Сета изображали высоким, стройным человеком с ослиной головой. У него были красные волосы и глаза, что считалось цветом мертвой земли - пустынь. В руках у бога изображалось копье.

Существовало поверье, будто Сет изначально обладал хорошими качествами и не был покровителем дурного. Но зависть к старшему брату все сильнее точила сердце бога, изживая из него все хорошее. О противостоянии братьев рассказывает мифология. Сет старался избавиться от Осириса. И однажды у него появилась самая коварная из всех задумок.

Предательство Сета

Во времена, когда верили в и Сета, было принято заранее начать заботиться о своей загробной жизни. Еще в молодости заказывали саркофаги и строили гробницы. Когда строительство было закончено, можно было отпраздновать. Вот и Сет заказал для себя саркофаг. Но вот только он оказался богу не по размеру.

Как рассказывает мифология, Сет пригласил в свой дом гостей и сказал, что подарит прекрасный саркофаг тому, кому он придется в пору. Тогда все гости коварного бога стали по очереди примерять подарок. Но вот только подошел он лишь Осирису. Стоило ему лечь в саркофаг, как крышка закрылась. Сет облил саркофаг свинцом и бросил тело брата в воды Нила.

Жена Осириса Исида надела траур. Она долгое время искала своего мужа и скиталась по разным землям. Наконец она узнала, что гроб её супруга стал колонной в одном из дворцов. Исида скрыла свое божественное происхождение и стала няней, лишь бы быть рядом с телом мужа. Но её обман скоро открылся. И тогда Исида попросила отдать ей гроб.

Свое странствие и его исход богиня смогла скрыть от жестокого брата. Сету она также не рассказала и про свою беременность, а затем про рождение сына Гора.

Сет против Гора

Как рассказывает мифология, Гор вырос сильным юношей, могучим воином. И ничего он не желал сильнее, чем отомстить за отца.

Битва между двумя богами отражена в мифах. Изначально сын Осириса терпел поражения. Сет вырвал у своего племянника глаз. Тот же в свою очередь кастрировал дядю. Боги были обеспокоены этой кровопролитной битвой. И тогда они решили устроить суд, чтобы решить, кто прав - сын Осириса или Сет. Мифология рассказывает о том, что победа была отдана Гору. Ему вернули глаз, который и помог оживить Осириса. Сет был наказан за свое вероломство.

Оживший Осирис мог снова стать правителем. Но он не желал оставаться среди богов после пережитого. Тогда он стал правителем загробного мира, а свою прежнюю власть передал сыну Гору.

Сет — воин и защитник

Не только покровителем зла был Сет. Мифология редко включает в себя героев, в которых только отрицательные качества. Так и в боге с ослиной головой были черты, которые делали его привлекательным для древних египтян.

Сет был покровителем металлов, и в честь него было названо железо. А так как этот бог был еще и сильным, его своим владыкой выбирали воины. Он умел сражаться копьем и нередко одерживал верх над своими соперниками. Его сила привлекла внимание и фараонов. Потому Сет имел причастие и к власти. Его изображали рядом с фараонами.

Как рассказывает мифология, Сет играл важную роль при смене дня и ночи. Своим копьем он убивал змея, который хотел напасть на колесницу Несмотря на свой характер, Сет возвращал людям солнечный свет.

Истории богов включают в себя вечное противостояние добра и зла, как и любая другая мифология. Сет предстает в ней олицетворением дурного, но его не забывали и поклонялись ему. Считалось, что он способен на любое коварство. Но он же мог и защитить от зла. Его считали покровителем воинов, но и ассоциировали с загадочными землями за границами Египта.

Про Сета существует множество мифов. И не во всех он предстает злодеем. Одним из важнейших богов считается Сет. Мифология Египта рассказывает историю его взлета и падения.



Понравилась статья? Поделитесь ей