Контакты

Ефименкова, Людмила Николаевна - Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. Организация логопедической работы на школьном логопункте III. Психологические особенности

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Организация логопедической работы

Организация коррекционно – логопедической работы на школьном логопункте осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения (логопедические заключения):

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

«Нарушение звукопроизношения».

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся как индивидуально, так и в группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Количество логопедических занятий по коррекции речи

Коррекция нарушений звукопроизношения:

от 35 до 90 занятий в зависимости от количества нарушенных звуков и тяжести нарушений подвижности и строения артикуляционного аппарата

Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения:

I этап – max 85 занятий;

II этап – max 65 занятий;

III этап – max 70 занятий.

Цель логопедических занятий

Основная цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении , посредством коррекции и профилактики речевых нарушений на логопедических занятиях.

Задачи логопедических занятий

Основными задачами являются:

Развитие звуковой стороны речи (произношение; звуковой анализ и синтез, дифференциация звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости; звуко – слоговая структура слов);

Развитие лексического запаса и упорядочение грамматического строя речи;

Формирование связной речи;

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

Формирование полноценных учебных умений и навыков;

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе реализации программы на логопедических занятиях применяются следующие образовательные методики и технологии:

Методики

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

Методика Корнева А. Н.

Методика Лалаевой Р. И.

Методика Садовниковой И. Н.

Методика Ястребовой А. В.

Технологии

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Технология дифференцированного обучения (технология уровневой дифференциации).

Игровые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Технологии развивающего обучения (ТРО).

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Межпредметные связи

При составлении тематического планирования учитывались межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.

В качестве основы тематического планирования можно применить:

Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.

Программа Каше Г.А., Филичевой Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.

Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.

Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

Цель данного пособия - помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста.

Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

Книга адресована логопедам общеобразовательных и специальных школ разного типа; учителям начальных классов и преподавателей русского языка; студентам и родителям.

ВВЕДЕНИЕ 4

Часть 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте 6

1. Инструктивное письмо 7

2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8

3. Должностные инструкции логопеда 9

4. Программы обучения 16

5. Годовой план работы логопеда 17

6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся 28

7. Паспорт логопедического кабинета 28

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий 28

9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени 32

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу 34

11. Речевые карты 37

12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга 39

13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года 44

Часть 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте 49

1. Речевые пробы и система их оценки 51

Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР 67

Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР 68

2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников 69

Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70

Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70

3. Речевая карта младшего школьника 70

Часть 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91

1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией 94

Артикуляторно-акустическая дисграфия 94

Акустическая дисграфия 94

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза 95

Аграмматическая дисграфия 96

Оптическая дисграфия 96

2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии 97

Артикуляторно-акустическая дисграфия 97

Акустическая дисграфия 103

Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза 110

Аграмматическая дисграфия 114

Оптическая дисграфия 120

Введение

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.

Цель логопеда логопункта - оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).

Цель данного пособия - помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо.

Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени.

Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии.

В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц:

Логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа;

Учителей начальных классов и преподавателей русского языка;

Студентов дефектологического факультета;

Логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи);

Родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.

Пояснительная записка

Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В структуру дефекта входит:

  1. Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • формирование связной речи
  • развитие неречевых психических процессов:
  • развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
  • совершенствование зрительного анализа и синтеза
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
  • расширение объема зрительной и слуховой памяти
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
  • способность к запоминанию, способность к переключению внимания
  • воспитание навыков и приемов самоконтроля
  • формирование познавательной деятельности
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д.

Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю (всего 87 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп для проведения логопедических занятий. В группы 1 класса включаются дети с общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие речи как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Артикуляторные:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Предложение и слово» (25 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.

Дифференциация предлогов . Использование их в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов.

«Связная речь» (7 часов). Формирование связной монологической речи путем обучения пересказу различных текстов.

«Звуковой состав слова» (18 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные.

Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения .

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»

Книгопечатная продукция:

  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  • Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

темы

Тема

Кол-во часов

1 Речь устная и письменная 1 Осмысление понятия «речь». Различение видов речи.
2 Предложение и слово. 2 Усвоить понятие «слово». Наблюдение за словом, как за важнейшим элементом языковой системы. Определение количества слов в предложении и их порядка с помощью опорных схем.
3 Виды предложений 3 Выделение предложений из речевого потока, слышать, понимать интонацию, законченность предложения. Вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения.
4 Предложение 4 Осмысление понятия «предложение». Моделирование предложения. Определение количества слов в предложении. Ответы полным предложением. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения
5 Слова, обозначающие предмет. Живые и неживые предметы. 2 Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Задавать вопросы к словам-предметам. выделять их на фоне других слов. Разграничивать слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Классификация живых и неживых предметов.
6 Слова, обозначающие действия. 2 Анализировать: находить слова, обозначающие действия предметов. Задавать вопросы к словам- действиям, выделять их на фоне других слов.
7 Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета. 2 Классификация слов в соответствии с их значением (слова, называющие предметы и слова, называющие действия).
8 Слова, обозначающие признак предмета 2 Анализировать: находить слова, обозначающие признак предмета. Изменять слова-признаки по родам. Задавать вопросы к словам-признакам, подбирать антонимы.
9 Предлоги (в, на, с, со, из, по, к, от, у) 6 Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.Формирование умения пользоваться предлогами в устной и письменной речи. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.
10 Дифференциация предлогов. Закрепление. 1 Дифференциация предлогов в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов со словами.
11. Последовательный пересказ с опорой на вопросы 1 Формирование умения отвечать полными предложениями на вопросы, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план.
12. Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы 1 Формирование умения отвечать на вопросы полными предложениями, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, слова-действия.
13. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица 1 Формирование умения последовательно пересказывать текст от первого (третьего) лица по графическим схемам.
14. Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки 1 Формирование умения пересказывать текст описательного характера с опорой на картинки, развитие активного и пассивного словаря
15. Последовательный пересказ текста описательно-повествовательного характера 1 Формирование умения пересказывать текста описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, определение последовательностей частей в тексте, составление плана текста, его использование при пересказе
16. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий 1 Формирование умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова-действия, развитие объема слухо-речевой памяти, внимания, словесно-логического мышления
17. Выборочный пересказ. Составление плана 1 Формирование умения выборочного пересказа повествовательного текста, определение последовательности частей в тексте, составление плана рассказа и использование его при выборочном пересказе
18. Звуки речевые и неречевые. 1 Классификация: речевые и неречевые звуки.
19. Звуковой состав слов. Звуки и буквы. 2 Усвоение понятия «звук-буква». Подбор слов с заданным звуком. Сравнение: соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Анализ и синтез звукового состава слова.
20. Гласные 1 ряда(А,О,У, Э, Ы) 3 Анализ: значение гласной буквы. Развитие умения слышать и выделять гласные буквы из ряда звуков. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки. Сравнение начертания заглавных и строчных букв.
21. Гласные 2 ряда.(Я, Е, Ё, Ю, Я) 3 Характеристика работы гласный буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнения в образовании слогов с мягкими звуками. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. Наблюдение: способ образования гласных 2 ряда.
22. Согласные звуки, буквы 3 Знакомство с образованием согласных звуков, с артикуляцией и акустическими признаками согласных. Анализ: определение звука по его характеристике.Соотнесение звука и его характеристики. Наблюдение: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
23. Мягкие и твердые согласные звуки. Мягкий знак. 3 Характеристика звуков (согласные твердые-мягкие, глухие-звонкие). Упражнение в выделении из слогов, слов твердых и мягких согласных, опираясь на гласные. Наблюдение: функция буквы Ь.
24. Звонкие и глухие согласные 2 Характеристика и сравнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Выделение их из слогов и слов.
25. Дифференциация гласных и согласных 1 Выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков, из слогов, слов. Определять место гласных и согласных в словах. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов.
26. Слог. Деление слов на слоги. 4 Делить слова на слоги. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным количеством слогов.
27. Ударение. 4 Расставлять ударение в словах. Анализировать: соотношение слов с соответствующими слогоударными схемами. Озвучивание ритмического рисунка слова.
28. Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б.Звуки [П]-[П’]. Буква

Дифференциация Б-П.

3 Дифференцировать согласные Б-П в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки. в слогах, словах.

29. Звуки [Д]-[Д’]. БукваД.

Звуки [Т]-[Т’]. Буква Т.

Дифференциация Д-Т.

3 Дифференцировать согласные Д-Т в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

30. Звуки [Г]-[Г’]. Буква Г.Звуки [К]-[К’]. Буква

Дифференциация Г-К.

3 Дифференцировать согласные Г-К в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

31. Звуки [З]-[З’]. Буква З.Звуки [С]-[С’]. Буква

Дифференциация З-С.

3 Дифференцировать согласные З-С в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

32. Звуки [В]-[В’]. БукваВ.

Звуки [Ф]-[Ф’]. Буква

Дифференциация В-Ф.

3 Дифференцировать согласные В-Ф в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки.

Анализировать поэлементный состав букв. Выделять

в слогах, словах.

33. Звук Ж. Буква Ж.Звук Ш. Буква Ш.

Дифференциация Ж-Ш

3 Дифференцировать согласные Ж-Ш в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и

акустические признаки. Анализировать поэлементный

состав букв. Выделять в слогах, словах.

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями

жи - ши .

34. Дифференциациязвуков по

акустическому сходству

(С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ,

5 Дифференцировать звуки и буквы, обозначающиеблизкие по акустико-артикуляционным признакам

согласные.

35. Дифференциация буквпо кинетическому

сходству (б-д, а-о и другие на выбор логопеда)

5 Анализировать поэлементный состав букв.Моделировать (создавать, конструировать) буквы.

Различать на письме буквы, имеющие элементы,

36. Закрепление учебногогода материала. 1 Учиться сознательно относиться к письму, проводить самоконтроль.

Скрыль В.С.,
учитель-логопед



Понравилась статья? Поделитесь ей