Контакты

Брежнев лидер эпохи застоя или политической стабильности. Брежневская эпоха — застой или время бурного развития? Понятие эпохи застоя

В последнее время на сайте все чаще появляются статьи, освещающие нашу страну в годы правления В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, М.С.Горбачева. Но почему-то сбрасывается со счетов время правления Л.И.Брежнева, который руководил СССР почти двадцать, а точнее 18 лет (1964-1982). Это был, пожалуй, самый спокойный и стабильный период развития, предшествовавший непосредственно эпохе крушения социалистической системы. Однако в современной публицистике и учебниках с лёгкой руки главного перестройщика Михаила Горбачёва брежневский период стали называть «застоем».

Но давайте вдумаемся хорошенько в данное определение. Ведь по своей сути «застой» – это когда ничего не происходит, всё стоит. Однако мы, еще живые свидетели тех лет, хорошо помним, что это было время интересных и разных событий в жизни нашей страны. Так называемая «эпоха застоя» стала периодом стабилизации и разрядки международной напряжённости, которая воочию показала возможность сосуществования государств с разной политической системой и тенденцией к разоружению. Именно в «годы застоя» СССР окончательно превратился в сверхдержаву, которая оказывала воздействие на другие страны и на весь мир.

Можно много и подробно рассказывать о том созидательном времени социалистического строительства, о его достижениях и отдельных просчетах. Но остановимся лишь на самых главных и важных приметах, характеризующих теперь уже ушедшую от нас эпоху, которую и сегодня большинство людей воспринимают как символ спокойствия, надежности и стабильности, чего так сильно не хватает нашему народу на протяжении последних двух десятилетий.

Период правления Леонида Ильича Брежнева имел и свои положительные, и свои отрицательные стороны. Он правил восемнадцать лет, больше любого другого советского руководителя, за исключением И.В.Сталина. Как уже было отмечено, это время стали незаслуженно называть «периодом застоя», но теперь, после разрухи девяностых и периодических кризисов, он все больше и больше представляется как период процветания, мира, стабильности и могущества государства.

Как известно, не только функционеры компартии и пенсионеры с ностальгией вспоминают Леонида Ильича и называют его эпоху золотым веком. Исключая, конечно, ненавистников социалистического образа жизни. Ведь в брежневские времена, в сравнении со сталинскими и хрущевскими, когда страна невероятными усилиями и труда всего советского народа ликвидировала военную разруху и за короткие сроки восстановила промышленность и сельское хозяйство, люди стали жить лучше — получали квартиры, покупали мебель и одежду, приобретали в личное пользование автомобили, ездили отдыхать к морю. Существовал более низкий уровень преступности, люди были уверены в завтрашнем дне. В те годы закладывался тот запас прочности, которого хватило России на последние два с лишним десятилетия, а государствам СНГ после развала Советского Союза он позволил уже более 20 лет жить, практически ничего не создавая нового.

В официальных советских источниках период с 1964 по 1985 год, отмеченный отсутствием каких-либо серьезных потрясений в политической жизни страны, социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни, именовался развитым социализмом, при котором происходили заметные изменения в экономике, политике, общественных отношениях и образе жизни советских людей. Строились новые города, промышленные объекты, развивались наука, спорт и искусство. Именно тогда впервые удалось досыта накормить, одеть, предоставить большинству граждан жилье, вылечить, дать образование не кучке избранных (как это происходит сегодня), а всему народу.
Именно в ту эпоху мы осваивали Космос, стали лидерами НТР, серьёзно потеснили США на международной арене.
Это величайшая, счастливейшая, самая созидательная, успешная и благословенная эпоха в нашей истории!

Спустя более 30 лет со дня смерти Леонида Ильича, многие люди называют это время «золотым веком СССР». По итогам выполнения 8-я пятилетка (1966 – 1970) стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Было построено 1900 крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти, крупнейшие в мире гидроэлектростанции, сопряженные с ними алюминиевые заводы. Выплавленный там металл находил применение в самолетостроении на новых авиационных заводах и в производстве автомобилей. В 1970 году с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, знаменитая «копейка», в 1974 году начато грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали.

В это «застойное» время страна усиленно развивалась и вышла на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Наше школьное образование считалось лучшим в мире, а высшее образование было доступно практически всем желающим. Имелись достижения в медицине и системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получили наши спортсмены, а также творчество известных деятелей культуры и искусства. Советские космонавты ставили один рекорд за другим, автоматические межпланетные станции исследовали ближние и дальние планеты Солнечной системы. Наш флот присутствовал во всех уголках мирового океана.

Экономический рост обеспечивался не за счет непосильного труда и напряжения всего народного организма, как, например, во времена сталинской индустриализации или послевоенного восстановления хозяйства, а за счет созданной ранее и обновленной при Брежневе промышленной базы.

За 3 брежневские пятилетки (1966-1980) был кардинально улучшен жилищный фонд страны и введено в эксплуатацию 1,6 миллиардов квадратных метров жилой площади. Новое жильё получило 2/3 населения, или 162 миллиона человек (при численности около 250 миллионов). В «годы застоя» рядовой человек не покупал жильё, а получал бесплатно от государства или предприятия.Также было построено 2/3 инфраструктуры городов и посёлков (водопровода, теплоснабжения и канализации), завершена электрификация села, продолжалась газификация квартир, как в городской, так и в сельской местности. Советский Союз входил в десятку стран с самым высоким доходом на душу населения.

Но в семидесятые годы Леонид Ильич Брежнев заболел и не мог уделять достаточного времени управлению страной. Наряду с несомненными успехами, в тот период происходило постепенное вырождение правящей верхушки, руководства ВЛКСМ и КПСС. Генсек несколько раз просил принять его отставку по состоянию здоровья, но не получил удовлетворения и до конца дней своей жизни оставался на главном посту.

23 марта 1982 года Леонид Ильич находился в Узбекистане. В этот день была запланирована поездка на завод, строивший космические корабли «Буран». Но утром решили, что Брежнев туда не поедет. Охрану на заводе сняли. Брежнев, однако, изменил решение и предложил руководителю республики Рашидову поехать на завод, чтобы встретиться с его работниками.

По внутренней радиотрансляции завода объявили, что сейчас приедет генеральный секретарь. В сборочном цехе рабочие, чтобы увидеть Брежнева, карабкались на леса вокруг строящихся самолетов. Охрана с трудом сдерживала толпу. И вдруг большая деревянная площадка не выдержала и под тяжестью людей рухнула. Она накрыла Брежнева и Рашидова. Четыре офицера личной охраны управления невероятным усилием подняли помост и держали его, пока не прибыла вскоре на помощь местная охрана. Если бы офицеры не смогли это сделать, генерального секретаря ЦК КПСС и первого секретаря ЦК компартии Узбекистана просто бы раздавило.

Никто не погиб, но пострадали и Брежнев, и Рашидов, и охранники. Брежнев уверенно держался на ногах, но жаловался на боль в ключице. В больницу он не захотел. Его отвезли в резиденцию, провели рентгеновское исследование и обнаружили, что правая ключица сломана. Врачи убеждали Леонида Ильича немедленно вернуться в Москву. Но на следующий день ему предстояло выступление на торжественном заседании в Ташкенте. Он остался, произнес речь. Это был мужественный поступок для пожилого и очень больного человека.

Сидевшие в зале ташкентцы и многочисленные телезрители, которые смотрели трансляцию из столицы Узбекистана, наверное, смогли заметить, что Брежнев был несколько заторможенным. Только сопровождавшие его знали, что даже легкое движение правой руки было для него крайне болезненным, поэтому ему пришлось принимать болеутоляющие препараты.

В Москве Леонида Ильича положили в больницу. Ключица у него так и не срослась. Вообще после Ташкента он стал быстро угасать и работал в своем кремлевском кабинете мало, всего несколько часов в день. Секретари его ни с кем не соединяли, отвечали, что генеральный проводит совещание.

Его жена Виктория Петровна вставала в восемь утра — в это время ей вводили инсулин. Леонид Ильич лежал на боку, и она решила, что он спит. Когда охранник Владимир Собаченков пришел его будить, то обнаружил, что Брежнев умер и тут же позвонил лечащему врачу академику Евгению Чазову, который прибыл раньше, чем карета скорой помощи. Но уже всё было бесполезно. Леонид Ильич ушел в мир иной во сне, спокойно и без страданий. Такая кончина всегда считалась в народе счастливой.

Скоропостижная смерть генсека вызвала отдельные разноречивые толки и суждения. Так, например, известный писатель Юлиан Семёнов был склонен ставить под сомнение тяжесть болезни Брежнева. По версии историка Роя Медведева, 7 ноября 1982 года во время парада и демонстрации Брежнев несколько часов стоял, несмотря на плохую погоду, на трибуне Мавзолея. Через 3 дня утром, во время завтрака в Завидове, он вышел в свой кабинет что-то взять, и долго не возвращался. Обеспокоенная жена пошла за ним и увидела его лежащим на ковре возле письменного стола.

Как считает врач-кардиолог Евгений Чазов, лечивший многих кремлёвских руководителей, никакого заговора против Брежнева, как и проблем с сердцем или стимулятора у него не было. Инсультов, кроме единственного инфаркта еще в Молдавии, как утверждает Чазов, у Леонида Ильича не случалось вообще.

Если же говорить коротко о личных прижизненных пристрастиях и увлечениях генсека Л.И.Брежнева, то ничто человеческое ему не было чуждо. Ветеран Великой Отечественной войны, имеющий заслуженные военные награды и звания, участник Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве, он в мирное время любил охоту, рыбалку, плавание, футбол и быструю езду.

ЦК КПСС, Совет Министров и Президиум Верховного Совета СССР приняли решение «Об увековечении памяти Леонида Ильича Брежнева». Город Набережные Челны переименовали в город Брежнев. В Москве Черемушкинский район стал Брежневским. В столице и четырех других городах появились площади имени Леонида Ильича Брежнева. На доме 26 по Кутузовскому проспекту, где жил генсек, была установлена Мемориальная доска.

Через несколько лет после его смерти Советский Союз начал разваливаться. И нет единого мнения: брежневское наследство стало тому причиной или же, напротив, наследники дурно распорядились тем, что попало им в руки?

В перестроечные годы постановления об увековечивании памяти Леонида Ильича Брежнева были отменены. Города и улицы перестали носить его имя, исчезла, как выяснилось, подаренная берлинскому музею истории тоталитаризма с дома на Кутузовском проспекте Мемориальная доска.

Но прошли годы. Отношение к Леониду Ильичу Брежневу стало меняться. 19 декабря 2013 года у дома 26 по Кутузовскому проспекту, в котором он прожил около 30 лет, прошла церемония открытия Мемориальной доски. Доску, демонтированную в 1991 году, восстанавливали по фотографиям.

Опросы бывших граждан СССР разных национальностей, ощутивших на себе после девяностых годов всю мерзость капитализма, показывают, что из всех исторических периодов в их представлении больше всех положительных оценок получила эпоха Брежнева. А наихудшим временем названа перестройка.

Нельзя не согласиться с мнением опрошенных в том, что мы жили в Великой, Могучей стране, где не было эксплуатации человека человеком, социального неравенства, массовой безработицы, огромного материального разрыва между простыми людьми, олигархами и миллионерами, экономических кризисов, которые мы наблюдаем сейчас. Это были годы надежд, светлой мечты и уверенности в завтрашнем дне!

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

В 2017 году провели опрос, приуроченный к столетию Февральской революции — россиян просили ответить, при каком правителе за последний век в стране жилось лучше всего. Из более чем полутора тысяч опрошенных 29% назвали лучшей эпоху правления Леонида (для примера, руководство Сталина собрало лишь 6% сторонников, время перестройки — 2%, а Ельцина — 1%). Интересно, что с годами любовь к Брежневу окрепла — в апреле 2006 года к нему относились положительно только 39% россиян, а в январе 2017 года в симпатии к нему признавались уже 47% участников опроса.

Россиянам действительно есть за что благодарить Леонида Брежнева — после войны и кипучих реформ Никиты Хрущева спокойствие и благополучие были необходимы советским гражданам, чтобы перевести дух и набраться сил для перемен, которые были уже не за горами.

За 18 лет, которые Брежнев провел у власти, реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население России увеличилось на 12 млн человек, а 162 млн жителей СССР получили бесплатное жилье.

При этом квартплата в среднем не превышала 3% от дохода семьи. Наивысшего развития также достигли доступность медицины и высшего образования.

Иллюзия реформ

Правление Брежнева началось с экономической реформы, проводившейся председателем Совета Министров СССР . Ее разработка началась еще при Никите Хрущеве, и новое руководство страны решило дать преобразованиям шанс. Суть реформы сводилась к тому, чтобы дать предприятиям и колхозам больше самостоятельности, а также обновить методы централизованного планирования.

Перемены пошли экономике на пользу — по сравнению с предыдущей пятилеткой, в 1966-1970 годах среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1%, а валовый общественный продукт увеличился более чем на 350%. В СССР начали производить в четыре раза больше продукции, чем в предыдущие четыре пятилетки: выпуск промышленных товаров подскочил на 485%, а сельскохозяйственных — на 171%. Однако вскоре экономическая реформа забуксовала и заглохла, так как без политических преобразований будущего у нее не было.

«С середины 1970-х годов нефтяной фактор стал определяющим в развитии страны на долгие годы и сделал ненужным, в представлении руководства страны, экономические преобразования. Страну сильно подкосило «ресурсное проклятие», экономика стала еще более неэффективной, однобокой, недиверсифицированной, зависимой не только от нефтедоходов, но и от импорта. Полученные доходы от экспорта нефти, безусловно, способствовали росту реальных доходов населения, закреплению страны на лидирующих позициях в мире по объемным показателям. Однако они не были направлены на структурные преобразования, на инвестиции в передовые отрасли», — полагает доктор экономических наук, профессор Алла Дворецкая

В итоге темпы роста снизились с 7-8% до 3-4%, а объективная невозможность выиграть в гонке вооружений довершила картину экономической несостоятельности огромной страны.

«Переход к рынку и политические преобразования стали неизбежными», — резюмирует эксперт.

Эпоха «застоя»

Термин «застой», которым теперь часто обозначают период правления Леонида Брежнева, появился благодаря — в 1986 году в докладе, который он зачитал на XXVII съезде ЦК КПСС, говорилось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления». Причем имелся в виду «застой» во всех областях жизни страны — от политической и экономической до социальной.

«Я хорошо помню то время — в конце периода правления Брежнева я был студентом. Тогда это, конечно, воспринималось как «застой», тогда был спрос на перемены. Когда люди слишком долго живут в обстановке стабильности, они перестают ее ценить — на протяжении истории человечества это случалось много раз. В конце этого периода было напряженное состояние ожидания перемен. У Цоя есть песня «Перемен, мы ждем перемен», которая тогда воспринималась очень четко, всем было ясно, о чем он поет», — вспоминает Владимир Бессонов.

Перемены требовались не только людям, но и экономике: по данным экономиста , в 70-е годы для увеличения национального дохода на 1% производственные основные фонды и капитальные вложения на их прирост увеличивались на 1,5%, объем сырья и материалов — на 1,2, численность рабочей силы — на 0,3%.

«Экономика страдала массой недугов. У нас был очень большой военно-промышленный комплекс, и это плохо,

был раздутый инвестиционный комплекс (когда закончилась плановая эпоха, много где осталось не распакованное оборудование в ящиках, купленное за валюту за рубежом), а на единицу произведенной продукции мы затрачивали в разы больше сырья, материалов, электроэнергии и труда», — комментирует эти цифры Бессонов.

По словам эксперта, при Брежневе был достигнут высший уровень развития плановой экономики, но в этой высшей стадии проявились и все пороки существовавшей системы, и в первую очередь — отсутствие мотивации на микроуровне.

«Поскольку все планировалось сверху, то с уровня домашнего хозяйства, отдельного работника или предприятия мало что можно было сделать. Это убивало инициативу снизу, а плановый характер системы доводил ситуацию до абсурда: например, в легкой промышленности для внесения минимальных изменений в дизайн одежды требовалось чрезвычайно долго согласовывать их в разных инстанциях. Таким образом, потенциал людей в этой системе не мог быть использован, и в этом смысле она была порочной, а годы ее наивысшего развития были годами накануне краха», — уверен Владимир Бессонов.

Стабильная безнадежность

Эксперты дают разные оценки экономике брежневского периода — хотя число ее противников преобладает, встречаются и активные защитники стабильного правления без реформ и перемен.

«Если в 1960 году национальный доход СССР составил 58% от уровня США, то в 1980 году — уже 67%. И это при том, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам,

тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. Где-то на рубеже 1970—1980-х годов наметился было некоторый откат назад, но позже, во второй половине одиннадцатой пятилетки, все встало на свои места, и развитие СССР вновь продолжилось в режиме опережения», — утверждает в своей книге «СССР при Брежневе» историк Дмитрий Чураков.

Однако есть и прямо противоположные данные. Согласно авторам книги «Экономика переходного периода» под редакцией , «имеются убедительные научные доказательства того, что экономическое развитие СССР и тесно связанных с ним стран-членов СЭВ в 70-80-х гг. носило внутренне неустойчивый характер, что с этой траектории уже не было выхода в режим хотя бы и стагнирующей, но устойчивой социалистической экономики».

В результате и Советский Союз, и большинство других стран соцлагеря встали на путь перемен, начав переход от социализма к рыночной экономике.

«Брежневский период предстает чем-то однородным, когда мы судим о нем по контрасту с предыдущим и последующим. Это застой в глазах тех, для кого хрущевской период — оттепель, а 90-е годы — время свободы. А стабильность — восприятие тех, для кого Хрущев ассоциируется в основном со спорными импровизациями, а девяностые годы — с экономическим и социальными потерями. Как бы то ни было, в истории периоды остаются во многом своими итогами, наследством. В брежневский период больше проблем было накоплено, чем решено. Значит, все же застой», — объясняет первый проректор НИУ ВШЭ .

План

1. Идеологические последствия отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.

2. Успехи и просчеты внешней политики советского правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.

3. Экономические реформы и их незавершенность. СССР в условиях научно-технической революции. Нарастание трудностей и противоречий в обществе.

4. Принятие конституции СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.

Глоссарий

Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы послужили росту экономики СССР во второй половине 60-х – 70-е гг.?

2. В чем заключалась внешнеполитическая «доктрина Брежнева»? Назовите ее положительные и отрицательные черты.

3. Какое влияние имело правозащитное движение на общественно-политическую жизнь страны?

4. Как Вы считаете, политические и социально-экономические процессы, происходившие в СССР в 1964 – 1984 гг., стали в истории нашей страны периодом «застоя» или стабильности?

5. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?

Задания

Общие:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте – районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.



3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).

2. Составьте таблицу «Промышленность СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).

3. Составьте таблицу «Культура, наука и образование СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните основные достижения и противоречия в культуре и науке этого периода).

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Социально-экономическое и культурное развитие Курской области в 1964 – 1984 гг.»;

б) «История подписания договоров ОСВ-1 и ОСВ-2»;

в) «Пражская весна 1968 г.».

5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, существовала ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.

6. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, являлся ли период 1964 – 1984 гг. временем «застоя» или поступательного развития страны. На Ваш взгляд, в каких случаях фактор стабильности играл(-ет) положительную и отрицательную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии современной России?

7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг., и проведите их презентацию.

Тестовые:

1. Основными направлениями реформы в промышленности были:

а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей

б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции

в) создание предприятий с частным капиталом

г) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя

д) упразднение совнархозов

е) восстановление отраслевых министерств

2. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:

а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию

б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок

в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию

г) увеличение капиталовложений

д) допущение частной собственности и частного предпринимательства

е) полная свобода торговли сельхозпродукцией

3. Установите хронологическую последовательность событий:

а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури

б) ввод советских войск в Афганистан

в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе

г) подписание между СССР и США Договора ОСВ-1

д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

4. Приведите в соответствие события и даты:

5. Как назывался внешнеполитический курс СССР 1972 – 1979 гг., направленный на ограничение стратегических вооружений и реализацию новых принципов взаимоотношений и сотрудничества стран, _______________________________.

Семинар № 15

Разрушение партийно-государственной системы управления в СССР и формирование новой российской государственности:

1985 – 2010-е гг. (2 часа)

План

1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.:

а) перестройка и новое политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;

б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;

в) от экономической реформы к экономическому кризису;

г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;

д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.

2. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации:

а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;

б) культура в современной России;

в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов:

Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?

2. Почему в начале 1990-х гг. российское руководство стало проводить радикальные реформы? Как считаете, была ли возможность иного развития России в 1990-е гг.?

3. Как можно оценить внутри- и внешнеполитический курсы развития Российской Федерации в 2000-е – 2010-е гг.?

Задания

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2010-х гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) «горячие точки», появившиеся на территории СССР и России;

б) государства (и в том числе непризнанные международным сообществом), образовавшиеся после распада СССР.

3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу «Распад СССР» (укажите и объясните предпосылки, процесс и последствия распада страны).

2. Составьте таблицу «Либеральные реформы начала 1990-х гг.» (укажите и объясните задачи реформ, их содержание, результаты и последствия).

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «История основных политических партий России»;

б) «Чеченская война»;

в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, почему распался СССР; какие социально-экономические и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.

5. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре перестроечного периода и российской культуре 1990-х – 2010-х гг., и проведите их презентацию.

Тестовые:

1. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий

б) внедрение хозрасчета и самофинансирования

в) постепенное возрождение частного сектора

г) отказ от монополии внешней торговли

д) более глубокую интеграцию в мировой рынок

е) сокращение численности отраслевых министерств и ведомств

ж) разгосударствление собственности (приватизацию), акционирование

з) либерализацию цен

а) «дети Арбата» А.Н. Рыбакова

б) «Путешествие дилетантов» Б.Ш. Окуджавы

в) «Белые одежды» В.Д. Дудинцева

г) «Зубр» Д.А. Гранина

д) «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана

е) «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина

ж) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

з) «Мы» Е.И. Замятина

3. К числу причин трудностей и неудач экономических реформ начала 1990-х гг. можно отнести:

а) нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока

б) демонтаж прежнего механизма управления экономикой

в) отсутствие золотовалютных резервов

г) диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии)

д) обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти

е) слабое законодательное обеспечение реформ

ж) непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса

з) ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики

и) отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ

4. Установите хронологическую последовательность событий:

а) подписание между Россией и США договора ОСНВ-2

б) соглашение между РФ и НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности

в) подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

г) подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

д) подписание в Париже Основополагающего акта между руководителями стран НАТО и России

е) присоединение РФ к программе «Партнерство во имя мира»

ж) роспуск СЭВ и ОВД

5. Приведите в соответствие даты и события:

6. Как называлась новая концепция советской внешней политики, в которой центральное место отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми интересами, _______________________.


Вопросы к экзамену (оценка знаний)

1. История как наука. Основные периоды российской истории.

2. Восточные славяне: территория расселения, занятия, верования.

3. Образование Киевской Руси. Норманнская теория.

4. Внутренняя и внешняя политика Древнерусского государства: IX – XIII века.

5. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.

6. Собирание русских земель вокруг Москвы: ХIII-ХV века. Иван Калита.

7. Борьба с татарским игом. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.

8. Образование и укрепление единого Российского государства в ХIV-ХVI веках.

9. Иван Грозный. Внутренняя и внешняя политика государства в 60-80-е годы ХVI в.

10. Формирование самобытной национальной культуры в ХIII-ХVI веках.

11. Конец ХVI - начало ХVII в. Династический кризис и смутное время на Руси.

12. Развитие русской национальной культуры и влияние Запада в ХVII веке. Вклад курян в развитие отечественной культуры.

13. Международная политика первых Романовых (ХVII век). Присоединение Украины. Продвижение в Сибирь.

14. Внутренняя политика первых Романовых. Соборное Уложение 1649 г.

15. Церковный раскол, его причины и последствия. Никон и Аввакум.

16. Петр I и его время. Объективная необходимость и предпосылки преобразований в области экономики, государственного строя, культуры России к началу ХVIII века.

17. Международное положение и внешняя политика России в начале ХVIII в. Северная война (1700-1721 гг.) и военная реформа.

18. Россия в период «дворцовых переворотов»: 1725-1762 гг. (по оценкам В.О. Ключевского).

19. Культура и искусство России в ХVIII веке: потеря самобытности русским дворянством и развитие культуры на европейской почве.

20. Политика «просвещенного абсолютизма» и люди «екатерининской эпохи»: иллюзии европейской образованности и российская действительность (по В.О. Ключевскому).

21. Александр I и М. Сперанский: реформы государственного управления.

22. Международное положение России в начале ХIХ века. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1815 гг.

23. Политика правительства и настроение русского общества после победы над Наполеоном; «аракчеевщина», выступление декабристов.

24. Реакционный политический курс 30-50-х годов ХIХ века. Крымская война 1853-1856 гг.

25. Аграрная реформа 1861 г.; правовое положение крестьян и крестьянские учреждения, особенности выкупной операции. Манифест и положение 1861 г.

26. Александр II и его политическая программа. Эпоха гласности.

27. Земская, судебная, образовательная, военная реформы 60-70-х гг. ХIХ в. Их судьба.

28. Модернизация российской экономики и развитие российского капитализма во второй половине ХIХ века. Курск во второй половине ХIХ века.

29. Политический кризис в России на рубеже ХIХ и ХХ веков. Образование политических партий и Манифест 17 октября 1905 года.

30. Опыт российского парламентаризма: 1906–1917 гг. Третья Государственная Дума и политическая деятельность П.А. Столыпина.

31. Россия в первой мировой войне 1914–1918 гг. Советское правительство и подписание Брестского мира.

32. От Февральской к Октябрьской революции 1917 год: общенациональный кризис и выбор путей исторического развития России.

33. Русская культура «серебряного века».

34. Второй Всероссийский съезд Советов, его декреты и постановления (1917 г.). Судьба Учредительного собрания.

35. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы, трагические последствия

36. Формирование Советского государства: первые декреты, политика «военного коммунизма», первая советская конституция (1918 г.).

37. 1920-е гг.: международное и внутреннее положение страны после окончания Гражданской войны. Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин.

38. Изменение внутриполитического курса в конце 20-х годов. Демонтаж НЭП: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

39. СССР в начале второй мировой войны. Советско-германские договоры 1939 г. и война с Финляндией (1939–1940 гг.)

40. Экономическое и политическое состояние СССР, духовная жизнь накануне второй мировой и Великой Отечественной войн. Конституция 1936 г. и политические репрессии.

41. Начало Великой Отечественной войны. Причины отступления Красной Армии в 1941 году. Московская битва.

42. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 - 1943 гг.) Сталинградская и Курская битвы.

43. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 – май 1945 г.). Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции.

44. Победа СССР над фашизмом в Германии и Японии: цена, итоги и причины победы. Курская область в годы войны.

45. Обострение международных отношений СССР и США после второй мировой войны. «Холодная война».

46. Трудности перехода населения СССР к мирной жизни в послевоенный период 1945-1953 гг.: восстановление экономики, политические репрессии, изоляция страны от мировой культуры.

47. Политический переворот в СССР в 1953 г. Смерть Сталина. Дело Берии.

48. СССР и Восточная Европа во второй половине 40-х – 50-е гг. СЭВ. ОВД. События в Венгрии и Польше после ХХ съезда КПСС.

49. Культура, наука и искусство СССР в 50-60-е годы.

50. Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Н.С. Хрущев.

51. Политический портрет Л.И. Брежнева. Противоречивый характер экономического, политического и духовного развития СССР в 70-е – первой половине 80-х гг.

52. СССР в 1985–1991 гг. Политика «перестройки» и ее последствия.

53. Завершение «холодной войны». Международное положение СССР – России в конце 80-х – начале 90-х гг.

54. Внешняя политика СССР в 70-е – первой половине 80-х гг.: успехи и просчеты.

55. События августа 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Символика РФ.

56. Образование суверенной Российской Федерации и ее современное развитие (1990–2010-е гг.). Конституция 1993 г.

10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев. Один из советских генсеков-"долгожителей" правил страной немногим меньше Сталина - 18 лет.. Это время чаще всего вспоминает с ностальгией сегодняшнее взрослое, да и молодое поколение. Бутылка водки за 2.87, колбаса без намека на сою за 2.20, эскимо за 11 копеек, Союзные стройки, первые "копейки" - ВАЗ-2101 на отечественных дорогах..

Когда страной руководил Леонид Ильич, каждый человек ощущал себя гражданином великого могучего ГОСУДАРСТВА. Государства, гражданством которого можно было гордиться.Государства, в котором больные люди не умирали на пороге больницы,и не ждали месяцами, когда освободится больничная койка.Государства, в котором не выбрасывали на мороз семью, не сумевшую вовремя заплатить за квартиру.Государства, в городах которого ни кому не приходило в голову ставить стальные двери и зарешечивать по тюремному окна,а в деревнях, уходившие хозяева, просто втыкали палочку в засов,что означало-дома никого нет.Государства, в котором люди не бегали по стране в поисках работы, по полгода, не видя семью.Государства, в котором цены не прыгали каждый день и люди вообще не знали, что такое инфляция.Государства, в котором дети могли безопасно гулять на улице.Государства в котором бородач с автоматом не мог ворваться в школу.Государства в котором люди имели возможность жить по человечески.Все это мы потеряли. А вернее не смогли защитить.И сейчас в нынешее страшное дикое время многие поняли чего они лишились и главное чего лишили своих детей. Вот эти достижения Великой страны под руководством Леонида Ильича Брежнева:

10-я ПЯТИЛЕТКА (1976-1980)
Глава государства - Л.И.Брежнев.
Вошли в строй 1200 новых крупных промышленных предприятий.
Национальный доход вырос на 21%.
Объем валовой продукции промышленности вырос на 24%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 9%.
Протяженность магистральных нефтепроводов выросла на 15 тыс. км, а газопроводов выросла на 30 тыс. км.
Саяно-Шушенская ГЭС начала выдавать электроэнергию в энергосистему с декабря 1978 года.
Строительство БАМ (1974-1984).
В сельском хозяйстве работали - 1,8 млн. тракторов, 540 тыс. зерновых комбайнов, 1,3 млн. грузовых автомобилей.
Атомный ледокол "Арктика" впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

11-я ПЯТИЛЕТКА (1981-1985)
Глава государства - Л.И.Брежнев (до 10.11.82), Ю.В.Андропов (до 13.02.84), К.У Черненко (до 10.03.85).
Национальный доход вырос на 16,5%.
Объем валовой продукции промышленности вырос на 20%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 11%.
Построен газопровод Уренгой-Помары-Ужгород: длина 4451 км, пересекает Уральский хребет и более 600 рек. Транспортировка газа Западной Сибири в Западную Европу.
Общая протяженность магистральных нефтепроводов и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тыс. км и 112 тыс. км.
Строительство БАМ (1974-1984): ЛЭП, 1400 мостов, 2260 км железнодорожных путей.
Новое жильё получили 50 млн. человек.
В стране действовало 133 тыс. библиотек и 138 тыс. клубов.

Думаю, ответ на вопрос дан в анекдоте:
"Леониду Ильичу сделали машину времени, он отправился в будущее. Когда вернулся, соратники спрашивают: ну как там, Леонид Ильич? На что генеральный секретарь отвечает: да говорят, что у нас здесь застой, но когда я отправлялся обратно, со мной столько народу просилось".

А как думаете вы господа-товарищи?



Понравилась статья? Поделитесь ей