Контакты

Богом чего был сет. Бог Сет в Древнем Египте: какое место занимает в египетской мифологии? «Золотые периоды» поклонения Сету


Согласно египетской мифологии, бог Сет являлся божеством пустыни и олицетворением зла. Родителями Сета были Геб и небесная богиня Нут. Согласно мифам и легендам, бог Сет, желал овладеть сестрой своего брата Осириса и отобрать у него земной престол. В первую очередь для этого он осуществил свой коварный замысел.

По его приказу, мастера изготовили золотой саркофаг (по другим версиям сундук), как раз в рост Осириса. Пригласив к себе в дом множество гостей (в том числе и брата Осириса) он поведал, что решил подарить этот саркофаг тому, кто в него поместится. В тот момент, когда Осирис лег, предатели закрыли крышку, а сам саркофаг сбросили в Нил. Путешествуя таким образом, по Нилу его прибило к берегам Финикии, где его отыскала жена Исида . И тут же Осирис был возвращен в дельту Нила. Здесь его отыскал коварный Сет и разрубил на четырнадцать частей. После смерти Осириса, Сет стал полноправным хозяином Египта. Сын Осириса бог Гор вступает в схватку с убийцей и побеждает благодаря помощи Ра. Однако Сет остается жив и противники решают обратиться в божественный суд, для выяснения прав царствования.

Судебная тяжба длилась более восьмидесяти лет, но боги никак не могли прийти к единому мнению. Лишь вмешательство ожившего Осириса помогло отыскать верное решение. Сет был лишен египетского трона, а Амон Ра забрал его с собой на небо, чтобы всех устрашать.

Бог Сет изображался в облике животного, которое достаточно сложно точно определить в зоологическом смысле. Попытки толкования были достаточно обширны – начиная от трубкозуба через окапи и семейство собачьих и заканчивая антилопой. В период Древнего царствования он больше походил на осла.

Но, в любом случае в образе данного животного у кочевников Верхнего Египта олицетворялась власть, в то время, как у земледельцев Нижнего Египта он был главным символом беды. Таким образом, Сет стал партнером Гора и правил наравне с ним другой частью Египта.

Любой египетский фараон был объединенным олицетворением обоих братьев.

Стоя на носу солнечного корабля, египетский бог Сет борется со змеем Апопом. До появления на территории Египта гиксов, Сет был верховным богом, а во времена восемнадцатой и девятнадцатой династии он защищал Рамессидов (отсюда и имя фараона - Сетос).

В качестве «красного» божества Сет стал олицетворением всех злых сил – «через его дыхание на землю приходят черви». Он властелин всех металлов – железные руды назвали «костями» этого бога. С распространением культа Осириса, Сет на некоторое время становится вне закона.

В качестве животных, которые отождествлялись с Сетом, рассматриваются, в первую очередь, осел, антилопа, бегемот, свинья, рыба и крокодил.

Практически в любой мировой мифологии присутствует два начала – злое и доброе. В египетской мифологии роль злого начала отводится именно Сету – правда существуют и более мрачные, злые, космические силы, к примеру, змей Апоп. Но они отождествляются в первую очередь со стихиями, в то время, как Сет наделен вполне человеческими качествами (жестокостью, завистливостью, коварством) и предстает чаще всего в образах богочеловека.

В период Древнего Царства Сету придавались и некоторые положительныечерты. К примеру, доблесть и сила были приписаны к нему после спасения им Амона Ра от Апопа: располагаясь в ладье Ра, Сет поражает змея копьем. Но постепенно он набирает злых качеств – убийство Осириса сделало его богом враждебных к Египту стран, вредоносным богом, властелином пустыни. По своему происхождению Сет относился к верховным богам – он был третьим по счету ребенком у Геба и Нут (после Исиды и Осириса). Четвертый ребенок этой божественной четы (богиня Нефтида) была по легенде женой Сета.

Видимо, первоначально боги были очень похожи с людьми, они также были очень противоречивы, что нормально для людей, но никак не подходит к божественным символам. Со временем, человеческие и божественные черты отделились и в таком смысле, в боге Сете сознание египтян могло выражать непрекращающийся процесс опустынивания земли вокруг дельты Нила. В связи с деятельностью человека, подобный процесс идет уже несколько тысячелетий.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Бог Сет – демонический персонаж древнеегипетской мифологии. Это бог хаоса, разрушения и смерти.

Сет с самого начала противостоял Осирису и его сыну Хору (Гору) – добрым и справедливым божествам, правителям земли и подземного царства.

Но примечательно, что Сет был одновременно и братом Осириса и дядей Гора, по-видимому, для египтян это означало, что добро и зло, созидание и разрушение, рождение и смерть неотделимы друг от друга и происходят из общего источника.

Сет – это предтеча

Сатаны (Шайтана) в авраамических религиях, имя которого происходит от имени этого египетского бога. Однако Сатана – это абсолютный злодей, упрямый разрушитель и убийца, тогда как фигура Сета была более сложной и противоречивой.

Полноценные демонические черты Сет обрёл достаточно поздно, вначале он выступал на стороне света.

Сет был защитником бога Ра и покровителем царской власти, он был могучим воином с красными глазами и единственным существом, способным одолеть Апопа – мифического змея, который, в свою очередь, олицетворял для ранних египтян абсолютную тьму и зло.

Впоследствии, когда развилось представление о борьбе Гора и Сета как борьбе добра и зла, считалось, что эти два бога могут сливаться в одно двухголовое существо по имени Херуифи.

Имя Сета часто входило в имена фараонов (например, знаменитый Сети, а также Сетнахт). Этому богу была посвящена обширная область в Северной Африке – Судан (теперь – независимое государство).

Культ Сета процветал в таких городах, как Омбос, Ком-Омбос и других. Рамзес III построил себе укреплённый город, один из храмов которого был посвящён Сету.

Рождение

Как и , Сет был сыном бога земли Геба и небесной богини Нут. По одному из мифов, он появился из бока Нут, которая почиталась в обличье коровы. День его рождения египтяне считали несчастливым и старались не делать ничего важного в этот день.

Изображение На рисунках Сета представляли по-разному. Один из вариантов – в виде осла или трубкозуба: с вытянутой мордой, длинными ушами и гривой. Грива и глаза имели красный цвет, который у египтян ассоциировался со смертью (поскольку это цвет пустынного песка).

Другие варианты – в виде гиппопотама, крокодила, змеи или сочетания этих животных. Во время битвы с Гором Сет принял обличье свиньи. Ещё один вариант – «зверь Сета». Ему соответствовал даже отдельный иероглиф, который имел значение «злой», «дикий». Это изображение несколько напоминает трубкозуба или окапи (карликового жирафа).

Описание этого существа встречается даже в арабских книгах, в которых оно носит название «салава».

Почему семитские народы не едят свинину?

Известно, что евреям и арабам (а также всем мусульманам) запрещено употреблять в пищу свинину. Арабы считают свинью просто грязным животным, а евреи – «некошерным», поскольку свинья не пережёвывает жвачку. Был такой запрет и у древних египтян.

Мифологическая подоплёка этого закона была иной: в чёрную свинью превращался демонический бог Сет, когда боролся с Гором – богом света и защитником Осириса. Очевидно, запрет на поедание свинины достался этим народам от общих предков и был связан с какими-то гигиеническими соображениями.

Возможно, свинья представлялась египтянам настолько мерзким существом, что её покровителем они посчитали самого Сета.

Гиппопотам

Самец гиппопотама считался столь же нечистым животным, что и свинья (в отличие от самки, которая отождествлялась с добродушной богиней Таурт), поэтому Сета изображали и в его обличье. В определённые праздники египтяне устраивали на него ритуальную охоту. Враждебность народа к бегемотам была оправдана тем, что они уничтожали посевы и нападали на скот.

В рассказе о тяжбе Сета и Гора первый предложил второму соревнование – гонки на лодках из камня. Гор решил перехитрить брата и сделал лодку из лёгкого дерева, покрыв её воском, который по цвету походил на камень. Сет не смирился с тем, что брат его обыграл, превратился в бегемота и перевернул лодку Гора.

Передняя нога Сета

По одному из рассказов, во время битвы с Гором одна из ног Сета была заброшена на небо, где боги приковали её железными цепями к небесной опоре. Охранять эту ногу поручили гиппопотаму Хесамуту – священному животному Исиды.

Отождествления Бог

Сет у различных народов и у самих египтян отождествлялся с другими богами.

  • При владычестве гиксосов (кочевых племён индоевропейского происхождения) он отождествлялся с их богом Ваалом.
  • Ливийцы сближали его с Ашем – древнейшим египетским божеством пустыни.
  • Хурриты отождествляли его с Тешубом – суровым богом грозы.
  • Греки сближали его с великаном Тифоном, порождённым Геей и появившимся из вулканического огня и дыма.

Таким образом, Сет достаточно давно играл роль антагониста, бога суровых природных условий, хотя и не абсолютного злодея. Даже после проигранного спора с Гором он оставался покровителем южных египетских регионов и богом воинской доблести и храбрости. Лишь при поздних фараонах, особенно Птолемеях, возвысивших Гора и его культ, Сет окончательно перешёл на сторону, занимаемую прежде Апопом.

В каждой культуре присутствуют свои олицетворения злых сил. Они имеют самые разнообразные обличья и играют немаловажную роль в судьбах людей. И если нет возможности им противостоять, то приходится как-то с ними уживаться и ладить. Вот таким сугубо отрицательным персонажем мифологии был древнеегипетский бог Сет — один из могущественнейших повелителей пустыни.

Молодость и борьба за власть

К сожалению, так уж повелось с незапамятных времён, что не всегда у почтенных родителей появляются на свет достойные дети. Вот и у весьма уважаемой пары — Геба - бога земли и его супруги красавицы Нут - хозяйки неба — родился сын, доставивший им много неприятностей в детстве, а уж с возрастом окончательно повергший их в печаль. Едва достигнув юношеских лет, он воспылал страстью к Исиде — жене своего старшего брата Осириса. Кроме того, он вознамерился сместить его с земного престола, где тот восседал на законном основании. С этой целью коварный бог Сет предпринял следующее.

По его приказу был изготовлен дивной красоты золотой саркофаг, размеры которого в точности соответствовали росту и комплекции Осириса. И вот однажды молодой интриган устроил званый обед, на который среди прочих гостей пригласил и брата. Когда веселье было в полном разгаре, слуги внесли саркофаг в зал, и хозяин дома объявил, что подарит его тому из присутствующих, кто в него поместится с наибольшим удобством.

Вероломство под видом щедрости

Столь ценный подарок привёл всех в возбуждение, и гости стали по очереди укладываться в золотые недра. Но, как мы знаем, бог Сет вынашивал коварные замыслы, и, когда Осирис оказался внутри сделанного по его мерке саркофага, закрыл тяжёлую крышку. Тут же подоспели слуги и сбросили несчастного брата в его злосчастном ковчеге в Нил, где его тут же подхватило течение и унесло к берегам Финикии.

Дальнейшие события, как повествует древнеегипетская мифология, подобны поэме о преданности, любви и вероломстве. Красавица Исида отвергла домогательства Сета и отправилась на поиски мужа. Она нашла его в прибрежных камышах, освободила из саркофага и привезла домой. Но коварный брат довёл до конца своё чёрное дело — выхватив меч, он разрубил несчастного Осириса на четырнадцать частей (не больше и не меньше). Таким преступным путём захватил бог Сет нераздельную власть над Египтом.

Суд и счастливый конец истории

Но радость его была преждевременной. Оказалось, что у убитого им брата был сын, тоже бог, по имени Гор. И вот племянник решает отомстить дяде за смерть своего родителя, а заодно и получить права на царствование. Понимая, что одному ему не справиться, он берёт в помощь своего друга — солнечного Ра. Вдвоём они одолевают презренного братоубийцу, но, несмотря на множество ран, тот остаётся жив. Негодяи вообще народ живучий...

Тогда они (все втроём) обратились в божественный суд, чтобы тот решил, кому же править миром. Нельзя сказать, чтобы в те времена правосудие вершилось быстрее, чем в наши дни. Их тяжба тянулась в течение восьмидесяти лет и, вероятно, продлилась бы ещё дольше, если бы неожиданно всей этой истории не наступил счастливый конец. Чудесным образом ожил из мёртвых сам Осирис. Он и стал обладателем и верховной власти, и красавицы жены — верной Исиды. Зло же было наказано. Бог Ра забрал своего друга на небо, но там ему была уготована весьма незавидная роль — наводить на всех страх. Впрочем, с этим он прекрасно справлялся.

Символ злого начала

За всё содеянное бог Сет стал у древних египтян олицетворением хаоса и беспорядка. Знаменитая «Книга мёртвых» именно ему приписывает все беды, причиняемые ураганами и штормами. Его боялись и старались по возможности умилостивить. Не удивительно, что в обширнейшем небесном пантеоне одной из центральных фигур был именно бог Сет. Фото, приведённое в начале статьи, представляет одну из дошедших до нас его фигур. Таких памятников сохранилось довольно много. В разные исторические периоды облик божества менялся, но всегда ему придавались черты некоего животного.

Археологические раскопки, производившиеся на территории Египта, показывают, что поклонение ему началось ещё в доисторические времена. Об этом свидетельствуют найденные в различных районах страны скульптуры и амулеты, на которых изображён Сет — бог пустыни. Наиболее ранней из них является булава одного из первых фараонов, жившего в четвёртом тысячелетии до нашей эры. На ней отчётливо видны символы, олицетворяющие грозного повелителя злых сил.

Некоторые положительные стороны

Говоря об этом персонаже, следует заметить, что не всегда ему придавались столь отрицательные черты. На ранних этапах истории его имидж был значительно привлекательнее, и только со временем принял столь негативный окрас. Историки склонны видеть причину такой метаморфозы в череде политических и социальных бедствий, получивших своё отражение в мифологии, и, как результат, Сет — бог Египта — стал их олицетворением.

Но было бы несправедливо сводить его роль исключительно к проявлению зла. Когда на берегах Нила научились выплавлять железо, которое было по тем временам самым твёрдым из всех известных материалов, ему было дано название, в переводе означающее «кость Сета». Причина кроется в том, что этому божеству приписывалось покровительство всем, кто работает с металлами.

Помощник в ратных делах

И ещё одна немаловажная деталь. Как мы уже упоминали, одним из самых грозных богов был Сет, но это его качество во многом импонировало воинственным египетским фараонам. В нём видели олицетворение силы и военной мощи. Из дошедших до нас мифов известно, что он превосходно владел копьём, а главным его оружием была гигантская булава. Прежде чем начать военные действия, правители страны всегда старались заручиться его поддержкой. С этой целью жрецами был разработан обширный комплекс ритуальных действий, включающих в себя и жертвоприношения.

Давно замечено, что любой, даже самый кровожадный обитатель небесного пантеона, всегда имел положительные стороны. Собственно, само понятие зла рассматривалось как необходимый элемент для выражения добра — его антипода, а следовательно несло в себе позитивную нагрузку. Сет — египетский бог, символ хаоса — не был исключением. Ему отводилась важная роль — поражать копьём ужасного змея Аропа, нападавшего на ладью Ра, когда тот совершал свои еженощные плаванья по подземному миру. Но в целом дурная репутация следовала за ним неотступно. Недаром, например, считалось крайне неразумным начинать какое-либо дело в день его рождения.

Культовые центры

Вполне понятно, что с такой сильной и непредсказуемой личностью старались жить в мире. Сет и Гор — египетские боги, поровну распределившие своё влияние на Верхний и Нижний Египет. Поэтому каждый из них получал в своей части страны причитающиеся ему почести. В наши дни археологические находки свидетельствуют о преобладании в верховьях Нила культовых центров, посвящённых Сету. Самый крупный из них находился на его родине, в городе Нубте. Также известно место поклонения ему в древней столице фараонов Пи - Рамзесе.

Зрительный образ повелителя пустынь

Сет, бог древнего Египта, на своих изображениях, как правило, имел облик существа с человеческим телом и головой некоего фантастического животного, похожего на осла или муравьеда. Сходство нарушали только чрезмерно большие уши прямоугольной формы. Впрочем, известны и другие варианты. Например, тело хищника с длинным разветвлённым хвостом. Кроме этого, он нередко представал в облике животных, отношение к которым было в то время двояко. Среди них гиппопотам, крокодил, гиена и даже свинья. Очевидно, древние художники не были стеснены жёсткими каноническими рамками, и при создании имиджа многое зависело от их фантазии.

В мифах Египта говорится, что Сет имел красные глаза и волосы. Это не случайно. Такой цвет в сознании людей ассоциировался с горячим песком пустынь, повелителем которых он был. Любопытно, что впоследствии животных, мех которых имел красноватый оттенок, и даже рыжеволосых людей принято было считать, в той или иной степени, последователями этого бога. К ним относились настороженно и уж точно старались избегать с ними ссор.

Двойная корона на челе повелителя

Для того чтобы уберечь себя от негативного влияния враждебных сил, делали амулеты, на которых изображался Сет. Египетский бог всегда брал под защиту их владельцев. Чтобы добиться по возможности большего его расположения, на голову покровителя помещали двойную корону - это символизировало верховную власть над всей страной и, разумеется, ему льстило. Таких медальонов сохранилось не так уж много, увидеть их можно в разных музеях мира. Прекрасная экспозиция имеется в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Сет

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца- », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.

Сет был младшим сыном богини неба и бога земли . Являлся братом , и , для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображение

Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).

Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.

Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).

Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Сет и Гор

По легенде Сет, позавидовав своему брату , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.



Понравилась статья? Поделитесь ей