Контакты

Жемчужина дома Романовых. История жизни Великой княгини Марии Павловны. Гёте и Россия Великая княжна Мария Павловна, герцогиня Веймарская

Общение Марии Павловны с Гете продлилось более 25 лет. Оно пришлось и на пору политических катаклизмов, и личного и культурного взросления Марии Павловны и даже на первые годы ее самостоятельного правления вместе с Карлом Фридрихом (с 1828 г.). Для Марии Павловны общение это было хоть и не таким гармоничным, как с Виландом и Шиллером (о Гете она никогда не могла бы сказать, как, например, о Шиллере, что испытывает особую к нему нежность), но зато дало ей очень много и в образовательном отношении и даже в плане политического становления. Гете, в особенности в первые годы пребывания Марии Павловны в Веймаре, поддерживает ее в стремлении вжиться в веймарскую культурную жизнь, консультирует в вопросах искусства и науки, делая притом ставку на практическом направлении ее деятельности – то, что сам он определяет как «praktische Richtung».

Уже самые первые встречи Марии Павловны с Гете сопровождаются демонстрацией произведений искусства. Это и собрание рисунков Карстенса, которое после смерти художника приобрел Карл Август, и скульптурные слепки и фигуры, которые собирал сам Гете. «…в особенности я была поражена и очарована рисунками Карстенса, – сообщает она тут же Марии Федоровне. – ‹…› Какое богатство идей и восхитительная композиция. Я очень обязана господину Гете, который показал мне его рисунки, и в особенности за то, как он мне их показывал. Он объясняет с поразительной простотой и эрудицией, которая ему, так сказать, свойственна; он очень приглашал меня к себе – посмотреть различные коллекции и другие вещи, я с удовольствием пойду к нему в конце этой недели» .

С этого времени она действительно начинает наносить ему утренние визиты . Формула «comme d’usage le mercredi chez Göthe» («как всегда в среду у Гете») все чаще встречается в ее письмах. Во время одного из этих визитов Гете показывает ей гипсовый слепок со знаменитой статуи Минервы Веллетри, купленный им в Риме, с описания которой и начинается юношеский дневник Марии Павловны.

Демонстрацию произведений искусства Гете нередко сопровождает также чтением своих – и не только своих – произведений. К тому же по сложившейся традиции по четвергам он читает у себя дома лекции, на которые приглашает узкий круг близких к себе лиц. И с 1805 г. Мария Павловна достаточно регулярно начинает их посещать, рассматривая свое участие как принадлежность «к кругу избранных» . Гете показывает ей местную библиотеку (известную теперь как библиотека герцогини Анны-Амалии в Веймаре), славящуюся своими книжными, рукописными и иными художественными собраниями . В эти годы Гете в прямом смысле слова образовывал Марию Павловну: «Вы можете мне поверить, Маменька, что это очень интересно, когда он дает волю своему разговору, что случается не всегда. ‹…› Слушая его, образуешься, потому что он страшно учен, и то, что он говорит, словно вытекает из самого источника. Клянусь Вам, Маменька, каждый раз, когда я слушаю его размышления, я думаю о Вас и говорю себе, что конечно же моя добрая Маменька с большим удовольствием бы его послушала» .

Содержание одной из лекций Мария Павловна в 1805 г. пересказывает Шиллеру, о чем последний, в свою очередь, сообщает другу: «Великая княгиня рассказывала мне вчера с большим интересом о Вашей последней лекции. Она радуется возможности многое у Вас увидеть, а также услышать» . Гете отвечал: «Если наша юная Княгиня получает удовольствие от того, что мы можем поведать, то все наши желания сбываются ‹…› Но подумайте также о том, что можно ей вообще излагать в таких случаях. Это должно быть что-то короткое, но исполненное мудрости и искусства, а мне обычно подобного рода вещи не всегда приходят в голову» .

Последняя фраза, впрочем, свидетельствует, что обоюдное общение давалось не просто не только Марии Павловне, но и самому Гете (так и г-жа фон Штейн свидетельствовала: «Гете, кажется, чувствует себя скованным с Ее Императорским Высочеством. Она спрашивала его о законах времени и места в его пьесах. Он явно не слишком их придерживался: я стояла рядом с ним, он отвечал невнятно. Мне кажется, он неохотно говорит по-французски»).

И все же его первоначальный скепсис, связанный с шумихой вокруг прибытия Марии Павловны осенью 1804 г. в Веймар, заставивший его тогда отказаться и от поэтического приветствия, сменился довольно скоро восхищением и искренней симпатией, хотя и не без доли иронии, а возможно, и самоиронии: «Приезжайте к нам, Вы увидите у нас много нового, – писал он в 1805 г. А. Вольфу. – Самое прекрасное и значительное – наследная принцесса, ради одного знакомства с которой уже стоило бы совершить далекое паломничество» . Также и в письме И. фон Мюллеру: «У нас теперь здесь есть одна молодая святая, к которой стоит совершить паломничество» .

В последующие годы он посвящает ей не одно стихотворение: «Эпилог к шиллерову “Колоколу”»; «Пролог к открытию Веймарского театра 19 сентября 1807 г., после счастливого воссоединения герцогской семьи»; сонет «Ее императорскому высочеству госпоже наследной герцогине Саксен-Веймар-Эйзенах»; «Достопочтенному женскому обществу». Последним посвященным ей сочинением была инсценировка карнавала 1819 г., устроенного в честь приезда в Веймар вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Гете отнесся на этот раз к работе над придворной инсценировкой очень серьезно, трудился над ней «шесть недель беспрерывно», хотя затем и написал Кнебелю, что отныне «намерен расстаться с такими суетными делами навсегда». И все же… не стоит забывать, что отдельные мотивы и даже фрагменты инсценировки он использовал позже во второй части «Фауста» (сцена маскарада, разыгрывающегося на фоне разложения империи) .

Вообще же универсализм Гете этих лет, его погруженность в поэзию и искусства, сочетавшаяся с занятиями естественными науками, геологией, ботаникой, медициной, физиологией, нашли, как оказалось, глубокий и живой отклик в очень восприимчивой и любознательной натуре Марии Павловны, которая отчасти под руководством, а отчасти под влиянием Гете усиленно занимается в первые свои веймарские годы самообразованием: прослушивает курс истории искусства у знаменитого профессора Мейера, автора труда «Об искусстве и древностях» (1832) , с помощью профессора Римера занимается изучением античной литературы, посещает лекции по френологии Галля (что для того времени казалось, особенно для женщины, почти вызовом, тем более что лекции имели дурную репутацию «материалистических»), подробнейшим образом конспектирует учение Гете о цвете, которое он излагает в своих домашних лекциях в 1805 – 1806 гг. И если еще в 1805 г. она не без доли иронии пишет Марии Федоровне об очередном посещении Гете и его якобы естественно-научном интересе к ее фамильным драгоценностям («кабинет естественной истории стал основным сюжетом нашей беседы; он попросил меня также показать мои бриллианты, утверждая, что хочет их увидеть как любитель природы»), то вскоре занятия минералогией займут очень большое место в ее собственной деятельности. А коллекция минералов Йенского университета будет впоследствии субсидироваться из личных средств Марии Павловны и параллельно обогащаться за счет ее собственного минералогического собрания.

Мария Павловна Романова (1786-1859) была дочерью российского императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной Софии-Доротеи-Августы-Луизы, принцессы Вюртембергской. Екатерина II руководила воспитанием и образованием внучки, называя ее "гвардейцем в юбке". Великая княгиня получила разностороннее образование

В 1804 году в Петербурге состоялось бракосочетание Марии Павловны с принцем Карлом-Фридрихом (Karl-Friedrich) Саксен-Веймарским. В конце года русская княгиня покинула Россию.

В центре Европы

Герцогский род, с которым предстояло породниться Романовым, был одним из самых древних и владетельных в Европе. Герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах (Sachsen-Weimar-Eisenach появилось, как самостоятельное государство в шестнадцатом веке. Бабушка Карла-Фридриха - герцогиня Анна-Амалия - превратила герцогство в культурный центр Европы. Оно служило местом жительства для многих поэтов, музыкантов, философов, художников. Почти шесть десятилетий здесь жил Гёте. Благодаря его усилиям в Веймар переехали философ и историк Иоганн – Готфрид Гердер и "истинное романтическое сердце Германии" - Фридрих Шиллер.

Брак с русской княгиней имел огромное политическое значение для небольшого герцогства. В то время Наполеон был большой угрозой для всей Европы. Герцогству удалось лишь потому сохранить свою независимость, что на тот момент Наполеон был заинтересован в сохранении мира с российским императором.

Шиллер посвятил Марии Павловне пьесу – кантату "Приветствие искусств", где в аллегорически - изящной форме выразил восхищение красотою и благородством будущей герцогини:

Деревце страны иной,

Пересаженное нами,

Вырастай, примись корнями,

В этой почве, нам родной.

Быстро сплетаются

Нежные узы любви,

Наше Отечество будет да там,

Где мы делаем счастье людское!

В 1828 году после смерти великого герцога Карла-Августа (Karl-August) муж Марии Павловны занимает трон, и она становится великой герцогиней.

Знакомство с Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Русская княгиня продолжила деятельность Анны Амалии, которая превратила Веймар в "дворец муз" и создала уникальную библиотеку, известную и в наши дни. Загородная резиденция великих герцогов Бельведер стала одним из крупнейших культурных центров Европы.

Сам Гёте консультировал герцогиню в вопросах искусства, знакомил с основами современной философии. Их общение продлилось до смерти поэта в 1832 году.

Большую роль в жизни великой герцогини играла благотворительность. По всей стране организует она ссудные кассы для неимущих, работные дома, ремесленные училища, выставки новинок промышленности, курсы садоводства, дома для сирот. Во все это вкладывает немалые личные средства.

Уже будучи вдовствующей герцогиней, Мария Павловна основала "Общество истории", всячески поощряя изучение реликвий и документов Веймарского края и соседних с ним княжеств. Она то и дело учреждала поощрительные стипендии, музыкальные конкурсы с фондами премий, на ее личные пожертвования был основан знаменитый на всю Европу Институт Фалька, с приютом для беспризорных детей на двести мест. Театральные представления, гуляния в герцогском саду, музыкальные спектакли - все это было доступно широкой публике по настоянию русской принцессы крови, веймарской властительницы.

Скончалась великая герцогиня в 1859 году. Она похоронена на протестантском кладбище под Бельведером в специально для нее возведенной православной часовне.

Года и была пятым ребенком и третьей дочерью в семье цесаревича, позднее императора Павла и Марии Федоровны. Воспитывалась в родительском доме вместе со своими сестрами, но уже в раннем детстве отличалась от них резвостью и «мальчишескими» привычками. «Вот этой нужно было родиться мальчиком… она сущий драгун, - писала о своей внучке императрица Екатерина II , - ничего не боится, все ее склонности и игры мужские; не знаю, что из нее выйдет. Любимая ее поза - упереться обоими кулаками в бока, и так она расхаживает.» Ребенком Мария переболела оспой , которая оставила следы на ее лице. Екатерина II отмечала это обстоятельство в письме: «… третья внучка моя неузнаваема: она была хороша как ангел до прививания, теперь все ее черты погрубели, и в эту минуту она далеко не хороша». Но с возрастом похорошела настолько, что ее называли «жемчужиной семьи». Мария Павловна была любимицей отца, который выделял ее за твердость, волю, прямой и искренний образ поведения. Кроме того, у Марии Павловны рано обнаружилась тяга к серьезным занятиям и незаурядные музыкальные способности. В апреле года Екатерина писала: «… Сарти (итальянский композитор и дирижер Джузеппе Сарти) говорит, что у нее замечательный музыкальный талант, и кроме того, она очень умна, имеются способности ко всему и будет со временем преразумная девица. Она любит чтение и, как говорит генеральша Ливен, проводит за книгой целые часы… Притом она очень веселого, живого нрава и танцует как ангел.»

Дети

У Марии Павловны и Карла Фридриха был сын и две дочери:

  • Павел Александр ( -), первенец, названный в честь отца и брата Александра I , скончался в детстве.
  • Мария Луиза ( -), супруга принца Карла Прусского ;
  • Августа ( -), германская императрица и королева Пруссии, супруга Вильгельма I ;
  • Карл Александр ( -), следующий великий герцог Веймарский (женился на Вильгельмине Софии, дочери нидерландского короля Виллема II и великой княжны Анны Павловны).

Таким образом, Мария Павловна была бабкой кайзера Фридриха III и прабабкой Вильгельма II .

Жизнь в Веймаре

Юная супружеская пара еще проводила медовый месяц в Павловске, а из Веймара уже шли письма с просьбой ускорить приезд принца и его супруги. Молодую герцогиню ждали с нетерпением. Фридрих Шиллер писал своему другу Вольцогену: «… Все мы напряженно ждем появления новой звезды с Востока.» Гете, как директор веймарского театра, обратился к нему, чтобы тот написал театральную пьесу для приветствия великой княгини Марии Павловны. За четыре дня Шиллер создал «Приветствие искусств» в честь юной супруги наследного принца. На титульном листе было написано: «Почтительнейше посвящено Ее императорскому высочеству Марии Павловне, наследной принцессе Веймарской, великой княгине Российской». Представление состоялось в Королевском театре Веймара 12 ноября года. Все содержание небольшой пьесы заключалось в том, что поселяне сажают в землю чужестранное благородное деревце - померанец, «чтобы с нашим краем породнилось оно», подчеркивая связь иноземной принцессы с новой родиной.

Деревцо страны иной,
Пересаженное нами,
Вырастай, примись корнями
В этой почве нам родной!

Это произведение, которое сам Шиллер называл «произведением минуты», стало его последним законченным произведением. Юная же наследная принцесса была тронута таким приемом до слез.

Мария Павловна произвела на веймарское общество самое благоприятное впечатление. Виланд писал своему другу:

Она невыразимо обаятельна и умеет соединить прирожденное величие с необыкновенной любезностью, деликатностью и тактом в обращении. Поведением владетельной она владеет в совершенстве. Нельзя не удивляться, как она в первые же часы после приезда, когда ей были представлены придворные, тактично обращалась с каждым из них… С нее, наверное, начнется новая эпоха Веймара. Она … продлит и доведет до совершенства то, что Амалия начала сорок лет тому назад.

Культурная деятельность

Одаренная природным умом, а по словам Шиллера - и «большими способностями к живописи и музыке и действительной любовью к чтению», Мария Павловна в первые годы своего замужества во многом пополнила своё образование беседами с выдающимися людьми и уроками у профессоров Йенского университета . Под руководством профессора Керстнера она серьезно занялась логикой, историей, философией. Когда муж её стал великим герцогом, Мария Павловна приняла на себя покровительство наукам и искусствам, чем до некоторой степени вознаградила поэтов и художников Германии за утрату, понесенную ими в лице её знаменитого свекра. Трудами Марии Павловны создался не совсем обычный музей, посвященный памяти Гёте , Шиллера, Кристофа Мартина Виланда и Гердера, прославивших Веймар своей литературной деятельностью. В пристроенной архитектором Кудрэ к старому дворцу новой части были выделены покои, получившее название Dichtersale - «Залы поэтов». Каждый из покоев был посвящен одному из четырех поэтов. А на лестнице, ведущей в эти комнаты, стояли бюсты людей, в свое время способствовавших славе Веймара: художника Лукаса Кранаха, композитора Иоганна Себастьяна Баха, дирижера Иоганна Гуммеля.Ей же первой пришла в 1842 мысль привлечь в Веймар Листа , что снова подняло славу небольшого города. Гёте, принадлежавший к числу друзей Марии Павловны, называл её одной из лучших и наиболее выдающихся женщин нашего времени. Уже взойдя на герцогский престол, она устраивала при дворе литературные вечера (это был знаменитый на всю Европу «веймарский кружок»), на которых йенские профессора читали лекции, обыкновенно сама Мария Павловна избирала тему чтения. Герцогиня поощряла изучение истории Веймарского герцогства и соседних с ним княжеств. Впоследствии накопившиеся материалы позволили основать в году Общество истории.

При поддержке Марии Павловны для университета в Йене приобретались самые современные астрономические инструменты, физические приборы и химические препараты, пополнялдись коллекции. Одна из них - собрание восточных монет - своим богатством обязана исключительно приобретениям герцогини. Пополнилось собрание географических карт, рукописей, печатей, археологических находок. Мария Павловна расширила Веймарскую библиотеку, основанную герцогиней Анной-Амалией . В году при содействии Гете и Майера Мария Павловна основала Общество по распространению лучших произведений новой литературы Германии.

Мария Павловна содействовала открытию училища садоводства, поддерживала закладку новых парков и садов. Герцогиня жертвовала значительные суммы для посадки насаждений вдоль дорог. Ученый-испытатель Александр Гумбольт привез из Бразилии семена неизвестного в Европе растения в подарок Марии Павловне, которому дал латинское название Paulovnia Imperialis. При Марии Павловне в герцогском парке начали появляться новые садовые затеи: «русский сад», «театр на природе».

Годы войны с Наполеоном

Дважды великая княгиня вынуждена была на долгое время оставить Веймар. Осенью года в связи с продвижением французской армии она на несколько месяцев переехала в Шлезвиг . В апреле года вновь спешно покинула Веймар, чтобы не оказаться в руках наполеоновских отрядов, оккупировавших некоторые немецкие города. На этот раз она отправилась в Австрию под защиту русской армии. В - годах вместе со своим тестем, получившим титул Великого герцога, и братом Александром I Мария Павловна участвовала в Венском конгрессе, на котором собрались главы европейских княжеств и видные государственные деятели.

Благотворительность

После окончания войны с Наполеоном, после продолжительного времени бедствий, необходимо было восстанавливать нормальную жизнь в Веймаре. Видя перед глазами пример матери, основавшей целую сеть благотворительных учреждений, Мария Павловна тоже стала учреждать подобные ведомства. Стали создаваться ссудные кассы для «вспоможения бедным», появились работные дома для взрослых, различные ремесленные школы. Мария Павловна создала Женское благотворительное общество и написала его устав. Эти комитеты организовывали на пожертвования родильные отделения при больницах для ухода за бедными женщинами,оказывали бесплатную медицинскую помощь на дому, снабжали бедняков лекарствами, организовывали социальные ясли.

Последние годы

Несмотря на заботы в Веймаре, Мария Павловна старалась поддерживать отношения с императорской семьей и Россией. После ранней смерти старших брата Александра I и сестер Александры и Елены Мария Павловна становилась самой старшей в семье (еще был жив Константин , но он держался особняком). В Петербурге оставались младшие братья НиколайI и Михаил Павлович , но оба они были детьми, когда она уезжала из России, и ее не связывали с ними ни общие детские воспоминания, ни игры. Николай писал: «Я чтил ее как мать, и ей исповедывал всю истину из глубины моей души». Ее авторитет был беспорен в силу ее ума и твердости характера.

8 июля 1853 года в Бельведере скончался супруг Марии Павловны - великий герцог Карл Фридрих. Затем его тело перенезли в Веймар, пронесли мимо русской церкви (так завещал герцог, подчеркивая уважение к вере жены). Началось новое царствование - великого герцога Карла Александра и супруги Софии-Вильгельмины.

В году после смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II . Несмотря на почтенный возраст (ей шел семидесятый год), Мария Павловна отправилась на его коронацию. Это было последнее посещение родины.

11(23) июня года Мария Павловна скончалась. Еще в год смерти мужа она высказала похороненной рядом с ним в мавзолее, но в русской земле. Земля действительно была привезена из России, и на ней торжественно был установлен саркофаг с телом под звуки колоколов со всех веймарских церквей. Через три года после смерти рядом с мавзолеем была воздвигнута православная часовня, украшенная иконостасом, созданным руками мастеров из России.

Литература

  • Пчелов Е.В. Романовы. История династии. М.:Олма-пресс,2004.
  • Григорян В.Г. Романовы. Биографический справочник.- М.: АСТ,2007.
  • Данилова А. Пять принцесс. Дочери императора Павла I. Биографические хроники. - М.: Изограф,ЭКСМО-ПРЕСС,2001.

Ср. Lily von Kretschman, «Die literarischen Abende der Grossherzogin Maria Paviovna» («Deutsche Rundschau», 15 Juni und 1 Juli 1893).

Мария Павловна, герцогиня Саксен - Веймарская и Эйзенахская: «Прелестный лебедь «Павлова гнезда» и Веймарской короны украшенье».

4 февраля 1786 года, семья цесаревича Павла Петровича пополнилась пятым ребенком и третьей по счету дочерью. Новорожденная Великая княжна была названа в честь матери - Марией.

Великая княжна Мария Павловна, Боровиковский В.Л.

В 1790-м году, императрица Екатерина II дает внучке такую характеристику: «Она - настоящий драгун, ничего не боится, все ее склонности напоминают мальчика, и я не знаю, что из нее выйдет, самая любимая ее поза подпереться руками в бока и так прогуливаться».

Портрет великой княгини Марии Федоровны А. ,Рослин

Еще через пять лет, Екатерина пишет барону Гримму: «…Мария, которой девять лет от роду… уже окончила у Сарти генерал-бас, так как она отличается необыкновенной любовью к музыке... Сарти говорит, что она наделена большим талантом к музыке, и что вообще она проявляет во всем большой ум и способность и будет разумной девицей. По словам генеральши Ливен, она любит читать и проводит за чтением по несколько часов в день, при всем том, она очень веселая и оживленная...».

Портрет Великой княжны Марии Павловны. Д. Левицкий, 1793 г.

По замечанию одного из придворных: «Мария Павловна, если не такая красавица, как Елена, но столь привлекательна, добра, что на нее смотрели, как на ангела».
Однако, ангел отличался волевым характером, острым умом и столь ценным для царственной особы качеством, как умение разбираться в людях.
Впрочем, и внешностью Великую княжну, несмотря на некоторые неприятности после привитой в детстве оспы, природа не обидела. Недаром ее называли «perle de famille» - «жемчужина семьи».

Портрет Великой княжны Марии Павловны. П. Жарков .

Принц Евгений Вюртембергский (племянник императрицы Марии Федоровны), приехавший в Россию зимой 1801 года, так отзывался о своей кузине: «…Maрия была уже 15-ти лет и, стало быть, для меня особа внушающая, но тем не менее такая кроткая и добрая, что я сейчас же почувствовал к ней сердечное влечение. Она обладала сочувственным, нежным сердцем. Непреложным доказательством того служило ее всегдашнее опасливое пребывание на стороже, чтобы заблаговременно предупреждать всякий возможный с моей стороны промах и тем предохранять меня от затруднительного положения».

Император Павел I, несмотря на резко отрицательное отношение к традициям царствования матери - Екатерины II, все же сохранил одну из них, а именно: выбор женихов для Великих княжен заранее.
По разным источникам, переговоры о возможном браке Марии Павловны начались в 1800-м или 1802-м году.
В мужья Великой княжне прочили наследного герцога Саксен-Веймар-Эйзенах Карла Фридриха.
Саксен-Веймарский посланник, барон Вильгельм фон Вальцоген - очень умный и образованный человек, смог в полной мере оценить природные дарования и высокие душевные качества Марии Павловны: «Она имела сочувственное и нежное сердце, кротость и доброту совершенную...».

Павел I,Андрей Филиппович Митрохин

В 1803 году в Санкт-Петербург прибыл наследный герцог Карл Фридрих. Герцогу был присвоен чин генерал-лейтенанта русской армии, и пожалован высший орден Российской империи - Св. Андрея Первозванного; но, «жених сей, при полной его приятности внешней, для нашей милой цесаревны слишком прост умом…»*.
Даже эта неопределенная, истинно дипломатическая характеристика, позволяет понять, что столь тщательно подготовленный и ожидаемый брак, должен был соединить навсегда двух совершенно разных людей.

Мария - активная, умная, образованная, прекрасно играющая на фортепиано и рисующая, открытая миру и в то же время умеющая видеть вещи целиком, вникать в самую суть, всегда занятая чем-то - то есть деятельный и успешный человек. Карлу Фридриху, в отличие от его невесты, не хватало силы, целеустремленности и инициативности. За год, что он провел в Петербурге, он практически пребывал в полном бездействии.

Однако, все недостатки герцога с лихвой перекрывались тем обстоятельством, что в будущем ему предстояло стать правителем Саксен-Веймарского герцогства.
Несмотря на небольшие размеры, герцогство считалось культурным центром Германии, а его столица - г. Веймар именовался «германскими Афинами».

Особо стоит отметить, что своей славой Веймар был обязан прежде всего женщинам, первой из которых была мать правящего герцога Карла Августа - вдовствующая герцогиня Анна Амалия, урожденная принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская: «Философы, поэты, художники и литераторы толпились вокруг принцессы Амалии, женщины великого ума и возвышенного сердца. Она была волшебницей, привлекавшей и вызывавшей гениев. То была германская Медичи, которая заимствовала у своих итальянских совместниц одни их добродетели».

Портрет Anna Amalie von Sachsen-Weimar-Eisenach (1739-1807),неизвестен

Поэтому вполне понятно, что герцог Карл Август обладавший и умом, и характером, получил великолепное образование, и достойно продолжил дело своей матери, покровительствуя и помогая многим людям науки и искусства. Столь же незаурядной личностью была и его супруга - Луиза Августа, урожденная ландграфиня Гессен-Дармштадтская. (Замечу, что герцогиня приходилась родной сестрой Великой княгине Наталье Алексеевне, первой жене Павла I, и даже приезжала в Россию).Ее «беседы за белым столом» о искусствах и науке собирали весь цвет интеллектуальной элиты Веймара.

Причем, смело можно сказать, что это был цвет не только Веймара, но и всей Германии - для этого достаточно перечислить лишь несколько имен: философ и писатель Виланд, знаменитейшие поэты Гёте и Шиллер, историк и философ Гердер, драматург и публицист Ифланд.
Может быть, эта атмосфера высокой духовности, сложившаяся при веймарском дворе так привлекала Великую княжну Марию?Так или иначе, но в тот год, что наследный принц провел в России, Мария и Карл Фридрих успели довольно неплохо узнать друг друга и проникнуться взаимной симпатией, что для политического брака уже было весьма увесистым плюсом.

Торжественное обручение Марии Павловны и Карла Фридриха произошло 1 января 1804 года, а полгода спустя свершилось бракосочетание.В день которого был издан манифест: «Божией милостью Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным: Силою Всемогущего Бога и Его мудрым попечением июля 22 дня по обряду Православной Восточной Церкви совершено венчание нашей возлюбленной сестры Марии Павловны с Его Светлостью Наследным Принцем Саксонско-Веймарско-Эйзенахским Карлом Фридрихом......".

Портрет Карла Фридриха, наследного герцога Саксен-Веймар-Эйзенах.

Согласно брачному контракту приданое Марии Павловны составляло миллион рублей, из которых первую четверть она получила после венчания, а вторую — спустя шесть месяцев; со второй половины она ежегодно получала 5% ренты. Наряду с этим Мария Павловна получила много вещей, среди которых были и вклады в будущий православный храм в Веймаре…
До октября новобрачные оставались в резиденциях царской семьи - в Петергофе и Павловске, а затем отправились в Германию. Мария Павловна прибыла в Веймар 9 ноября 1804 года: колокольный звон и пушечные выстрелы оповестили о прибытии новобрачных. По сообщениям очевидцев, это прибытие вызвало общую радость населения. Многие устремились увидеть и приветствовать супружескую пару наследников. Некоторое время спустя те показались на балконе дворца — и тысячи людей восклицали в радостном оживлении «Да здравствуют, многая лета!». Ликование продолжалось 12 ноября при первом посещении Марией Павловной театра. В этот день была премьера пьесы «Поклонение искусств» Фридриха Шиллера, которая была только что написана и посвящена Марии Павловне. В предисловии к тексту сказано: «Ее Императорскому Высочеству госпоже наследной принцессе Веймарской Марии Павловне, Великой Княгине Российской, с почтением посвящается и представляется в придворном театре Веймара 12 ноября 1804 г.»
Деревце страны иной,
Пересаженное нами,
Вырастай, примись корнями,
В этой почве, нам родной.
Быстро сплетаются
Нежные узы любви,
Наше Отечество будет да там,
Где мы делаем счастье людское!

Наследная принцесса очень быстро завоевала любовь и уважение подданных и своей новой семьи - вдовствующая герцогиня Анна Амалия так отзывалась о ней в письмах: «С радостью и истинной любовью говорю Вам, что моя новая внучка — настоящее сокровище, я ее бесконечно люблю и уважаю. Ей выпало счастье — а возможно, и благословение — нас всех очаровать»;С Анной Амалией были согласны очень многие.Мария Павловна поселилась вместе с мужем в Бельведере - загородной резиденции веймарских герцогов. Здесь она повелела разбить парк, планировка которого в точности соответствовала планировке павловского парка. В Веймаре Мария Павловна стала устраивать музыкальные фестивали, литературные вечера, организовывала празднества. Одним из ближайших друзей наследной герцогини стал Иоганн Вольфганг Гёте.
Знакомство Марии Павловны с «великим веймарцем» состоялось в ноябре 1804 года, и с тех пор их общение не прерывалось до самой смерти величайшего из поэтов. Он активно поддерживал герцогиню в ее стремлении быстрее влиться в культурную жизнь Веймара, консультировал в вопросах искусства, знакомил с основами современной философии.Особенностью культурной жизни Веймара было то, что дома Марии Павловны и Гёте - эти два культурных центра города - являлись как бы одним целым, взаимодополняли друг друга. Такое сочетание, взаимопроникновение двух культур не могло не привлекать внимание, вызывало живой интерес, придавало культурной жизни Веймара особый, ни с чем не сравнимый колорит. «Все, кто приезжал в гости к Марии Павловне, оказывались в гостях у Гёте, и наоборот», - отмечали современники. Среди них были члены русской императорской фамилии, в том числе Александр I, а также А. Тургенев, В. Жуковский, С. Уваров, З. Волконская. Покидая Веймар, Волконская, искренне привязанная к Марии Павловне, оставила следующие строки: «Удаляясь от пантеона великих писателей германских, моя душа исполнена чувствами благоговейными. Все там дышит наукой, поэзией, размышлением и почтением к гению. Гений там царствует, и даже великие земли суть его царедворцы. Там я оставила ангела, проливающего слезы на земле».За свою долгую жизнь в Веймаре Мария Павловна прославилась своей благотворительностью, и ее не без оснований называли матерью нации. Cтав патриоткой своей новой страны, она растоптала паспорт, переданный ей Наполеоном, а позднее просила русского министра графа Аракчеева о помощи и внимании для веймарских пленных, которых Наполеон во время войны заставил воевать с Россией. Наследная герцогиня создала в стране Патриотический институт женских объединений; целью его членов было оказание помощи раненым и пострадавшим во время войны.
Благотворительность Марии Павловны осуществлялась в различных направлениях: в первую очередь — преодоление нищеты, затем — поощрение наук, искусств, культуры и развитие общества. Так, она поддерживала рабочие мастерские для взрослых, прядильни для пожилых бедных женщин, уход за роженицами. Население обязано Марии Павловне множеством фонтанов, сооруженных в Веймаре. Первая сберегательная касса в Веймаре была открыта в день рождения Марии Павловны 4 февраля 1821 г. Одновременно Мария Павловна помогала отдельным людям, оставаясь по большей части «неизвестной дарительницей».

Портрет Великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-Веймар-Эйзенах. Ж.-А. Беннер .

Великая княжна Ольга Николаевна писала в своих воспоминаниях: «Папа любил эту свою старшую сестру почти сыновней любовью. Мне она казалась воплощенным долгом. Замужем в течение 35 лет за смешным мужем, она никогда не знала слабости. Добрая, большая благотворительница, очень способная в делах финансового управления (она унаследовала это от своей матери, Императрицы Марии Федоровны, и первой ввела в Германии ссудные кассы). С шести часов утра она уже писала, стоя у своего бюро в кабинете, вела все переговоры от имени Великого герцога и старалась еще сохранить традицию Веймара как немецкого литературного Олимпа.
Она покровительствовала артистам, главным образом музыкантам - Веберу, Гуммелю и Листу. Ее двор был сборным пунктом для всех маленьких дворов немецкого Севера. От нее можно было многому научиться; она знала, как обращаться с людьми. Ее вежливость по отношению к окружающим, включая самых простых людей, с которыми она встречалась, не знала пределов. Она никогда не забывала поблагодарить за малейшую услугу. Когда она выходила из экипажа, она поворачивалась, чтобы кивком головы поблагодарить кучера, и это было отнюдь не формальностью, а сердечной потребностью. Она всегда думала о тех, кто ей оказывал внимание, чтобы ответить им тем же».
В июне 1828 года, умер Великий герцог Карл Август, и муж Марии Павловны вступил на престол. Благотворительная и культурная деятельность, теперь уже Великой герцогини, стала еще более активной: она то и дело учреждала поощрительные стипендии, музыкальные конкурсы с фондами премий, на ее личные пожертвования был основан знаменитый на всю Европу Институт Фалька, с приютом для беспризорных детей на двести мест. Театральные представления, гуляния в герцогском саду, музыкальные спектакли - все это было доступно широкой публике по настоянию русской принцессы крови, веймарской властительницы. В интересах науки Мария Павловна учредила литературные вечера, происходившие во дворце, на которых делали доклады различные веймарские ученые и профессора Йенского университета. Это никоим образом не было простым времяпрепровождением; напротив, Мария Павловна таким образом заботилась как о собственном образовании, так и об образовании других. «Наверное, ее придворные дамы часто втайне вздыхали, когда их венценосная госпожа требовала, чтобы они на следующий день по памяти записывали ученые доклады».Мария Павловна была настоящим украшением Веймара - по словам Гёте: «Великая герцогиня <...> показывает пример как одухотворенности и доброты, так и доброй воли; она - поистине благословение для страны. А поскольку людям вообще свойственно быстро понимать, откуда к ним идет добро, и поскольку они почитают солнце и прочие несущие благо стихии, то меня и не удивляет, что все сердца обращены к ней с любовью и что она легко увидела, чем это заслуживается». Мария Павловна, со своей стороны, всегда старалась сделать Гёте что-либо приятное. Позднее, после смерти поэта (в 1832 году), великая герцогиня пожелала каким-то образом поспособствовать увековечиванию памяти Шиллера и Гёте. Результатом этого желания стало создание в герцогском дворце мемориальных комнат, для убранства которых взяли бархат из приданого Марии Павловны. Эти комнаты не только служат почитанию памяти поэтов; они — вещественный памятник культурных тенденций и личной оценки Марией Павловной тех, кто был князьями немецкой поэзии.
Мария Павловна внесла значительный вклад в расцвет искусств в Веймаре. По ее желанию в Веймар были приглашены композиторы Ян Непомук Хуммель и Ференц Лист, который прожил в Веймаре 13 лет и именно там создал самые значительные свои произведения.В 1852 году по инициативе Марии Павловны было организовано «Общество истории».
Что же касается политических событий, то наибольшие последствия для герцогства имела Французская революция 1848 года.
Ее отголоски проявились в Веймаре в виде народных волнений: «Везде ходил народ и что-то обсуждал, и общее направление его движения было - ко дворцу. Издали мы видели, что вся площадь перед дворцом была запружена народом, кричавшим и что-то требовавшим... До часу ночи люди не покидали площади, требуя свободы печати уменьшения налогов, смены министерства, пересмотра бюджета двора и тому подобных вещей…»

Кульминацией мятежных настроений стал погром, устроенный студентами Йенского университета, в одной из деревень, находящейся недалеко от Веймара.
Все происходящее, несомненно, оставило тяжелый след в душе Марии Павловны.

Неизвестный художник Портрет Великой княгини Марии Павловны 1851 г.

Однако, она сумела вернуть жизнь герцогства в привычное русло: в августе 1849 года Веймар торжественно отмечал 100 лет со дня рождения Гёте.
Всего через год, в августе 1850-го, не менее пышно отмечался день рождения Гердера.Но судьба уже готовила Великой герцогине новые испытания.
26 июня 1853 года, в возрасте 70-ти лет, скончался муж Марии Павловны - Великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенах Карл Фридрих.
Их союз продлился необычайно долго - 49 лет.Став вдовствующей герцогиней, Мария Павловна отнюдь не утратила своего влияния на жизнь герцогства. Ее поистине многогранная - культурная, просветительская и благотворительная - деятельность продолжалась: «Великая княгиня Мария Павловна живет в Бельведере <...> Ее отличают одухотворенность, достоинство, утонченность и особая прямота. Теперь, овдовев, она не берет денег из казны, а довольствуется тем, что получает из России, — примерно 130 000 талеров в год; излишки она отдает дочерям и в особенности беднякам, раздает и помогает повсюду».В 1854 году, Великое герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах праздновало 50-летие со дня приезда Марии Павловны. В веймарском театре вновь было поставлено «Поклонение искусств» Шиллера, но по желанию великой княгини это событие отмечали не особенно торжественно. Медаль, в честь пятидесятилетнего пребывания Марии Павловны в Веймаре:

Мария Павловна запретила намечавшуюся иллюминацию, предназначив деньги для бедных.
В начале марта 1855 года, в Веймар пришло известие о смерти (18 февраля 1855 г.) младшего брата Марии Павловны - императора Николая I.
Это печальное событие, тем не менее, дало Марии Павловне возможность побывать на родине: после длительного отсутствия Великая герцогиня прибыла в Россию на коронацию племянника - императора Александра II. Два года спустя, Мария встретилась с младшей сестрой Анной - из всех детей императора Павла I в живых остались только они двое. Сестры были очень немолоды: Марии - 71 год, Анне - 62 года. И, наверное, они уже не раз задумывались об окончании своего земного пути… но Мария Павловна, разумеется не знала, что ей отпущено всего лишь два года.6 июня 1859 г. она простудилась. Но, чтобы люди из-за нее не волновались, великая герцогиня запретила выпускать бюллетени о своем здоровье. После недолгой болезни великая герцогиня Мария Павловна отошла накануне дня рождения своего сына, великого герцога Карла Александра - 11 июня. Смерть наступила в половине седьмого вечера. Правящий великий герцог простился с матерью, не подозревая о ее близкой кончине, и отправился из Бельведера в Эттерсберг. Но не успел он туда прибыть, как его нагнал верховой гонец и сообщил ему о кончине Марии Павловны.Этой печальной вести вначале не хотели верить. Днем смерти был четверг, а в воскресенье жители герцогства узнали, что «По высочайшему повелению cветлейшие останки Ее Императорского Высочества сиятельнейшей почившей Великой герцогини и Великой княгини будут выставлены (по настоятельному распоряжению усопшей — в закрытом гробу) в греческой церкви, расположенной в веймарском парке, в воскресенье 26 сего месяца с четырех часов дня до полуночи. Торжественное погребение состоится в понедельник 27 сего месяца в 8 утра». Как и ее сестры, Мария Павловна всегда оставалась русской. В своем завещании она написала: «Я благословляю полюбившуюся страну, в которой прожила. Я также благословляю мою русскую родину, которая мне так дорога, и особенно мою тамошнюю семью. Я благодарю Бога за то, что здесь и там Он направил всё к лучшему, способствовал расцвету добра и взял под свое могущественное покровительство как мою здешнюю, так и мою русскую семью».
26 июня, в годовщину смерти ее супруга, великого герцога Карла Фридриха, состоялась закладка первого камня в основании православной кладбищенской часовни. Исполняя последнюю волю Марии Павловны, начали строительство православного храма над ее могилой.
В 1862 году храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен.
Память о цесаревне и Великой герцогине Марии Павловне сохраняется в Веймаре до сих пор.
Дети Марии Павловны и Карла Фридриха:Павел Александр Карл Фридрих Август (сентябрь 1805 - апрель 1806);Мария Луиза Александрина, принцесса Прусская (1808 - 1877);



Понравилась статья? Поделитесь ей