Контакты

Земля межнациональных противоречий. «Аварские реки» и «кумыкские земли»… Аварцы даргинцы кумыки лакцы

За всей последней шумихой в СМИ относительно того, уйдет глава Дагестана в отставку, или не уйдет, придет на его место Рамазан Абдулатипов, или не придет, никто не заметил одной удивительной вещи. Того, насколько для нас стало привычным, что власть в Дагестане делится только межу аварцами и даргинцами.

Это стало настолько нерушимой аксиомой, что в нее уверили даже в Кремле. Оттого, вопрос о том, а почему власть доверяется только этим двум народам, ввергает чиновников и аналитиков в ступор. Но, на самом деле, почему? Разве представители других народов недостойны или неспособны руководить республикой?

Наивные вопросы

Эти вопросы в Дагестане как-то не принято задавать. Находящиеся у власти даргинские и аварские кланы убедили дагестанцев, что ставить таким образом вопрос - неприлично. Поскольку, такой вопрос, якобы, подрывает межнациональную стабильность и согласие в республике.

Но стабильности в республике нет уже лет 15. Ситуация с каждым годом становится все хуже. А распределение власти между аварцами и даргинцами ни сохранению, ни укреплению стабильности не способствует. Так что самое время такие вопросы начать ставить.

Нельзя сказать, что Москва не видит, в чем корень проблем Дагестана. «Дагестанская национально-клановая система власти - сегодня главный фактор дестабилизации в республике», - такой вывод в Кремле сделан уже давно.

Еще в бытность Дмитрия Козака полпредом в ЮФО, он подготовил обстоятельный доклад на эту тему. «Накопление нерешенных социально-экономических и политических проблем приближается к критическому уровню», - писал он тогда.

«Дальнейшее их игнорирование (как и попытка «загнать вглубь» силовыми методами) уже в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту протестного поведения и гражданского неповиновения, к неуправляемому развитию событий, логическим завершением которого станут открытые конфликты».

Жестче трудно сказать. Думаю, после такого доклада, в Кремле всерьез задумались о ситуации в республике. Но как мы видим, воз проблем и ныне там. Так в чем же проблема? Почему этот замкнутый круг, когда власть в республике делится между кланами из двух-трех народов, никак не разорвать?

Обоснование клановости

Когда наивные московские журналисты поднимают такие вопросы перед дагестанскими чиновниками, те сразу делают мудрое лицо и начинают вещать истину. О том, что «даже самого беглого взгляда на национальный состав Дагестана достаточно, чтобы понять уникальность властной системы в республике».

Но ведь в Дагестане не три народа, а как минимум 14 титульных народов: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, табасаранцы, лакцы, азербайджанцы, чеченцы, цахуры, рутульцы, агулы, таты, ногайцы.

Для чего их называть титульными, если власть все равно делят между собой три первых народа? Вернее даже не три, а два первых - аварцы и даргинцы. Кумыки лишь служат для этого дележа ширмой.

Что интересно, эта система доминирования двух крупнейших национальностей - аварцев и даргинцев, представители которых сменяли друг друга на ключевых должностях, - сложилась именно в советское время.

Аварское доминирование

Милиция и милицейские начальники рекрутировались из аварских кланов. На вторых ролях были даргинцы. И главный торг за должности всегда шел именно между ними. Даже в советские времена не обходилось без крови. Но на то и была Москва, чтобы разруливать.

Хотя Кремль в лице ЦК выступал как бы высшим арбитром, не принимая позиции ни одной из сторон. После развала СССР Кремль не стал воссоздавать прежнюю систему сдержек и противовесов. Москва поддержала неожиданно оказавшихся у руля даргинцев, в частности, клан Магомедали Магомедова.

Вышел такой расклад почти случайно. До августа 1991-го хозяйский пост 1-го секретаря республиканского комитета КПСС принадлежал по определению аварцам. Вторым секретарем, также по определению, был русский.

Как даргинцы аварцев обошли

При Горбачеве обком КПСС возглавил аварец Магомед Юсупов, который начал мягкую перегруппировку власти в пользу аварцев и отправил тогдашнего председателя Совета министров республики даргинца Магомедали Магомедова на почетную пенсию, назначив его на ничего не значащую должность председателя Верховного совета республики.

Кто же знал, что после августа 1991-го именно в руках у глав местных советов окажутся реальные рычаги власти и именно они возьмут в свои руки казну, кадры и недвижимость. Так Магомедали Магомедов и его команда оказались на вершине властной пирамиды. А это означало передел.

Впрочем, Магомедов выступал тогда не столько как представитель даргинцев, сколько как представитель советской партийно-хозяйственной элиты, что и обеспечило ему поддержку основных представителей аварского клана и лезгин.

Формирование уникальной системы

В результате в Дагестане сформировалась уникальная властная система, не похожая на те, что существовали и существуют в других регионах России, и весьма мало соотносившаяся с федеральными законами.

Во-первых, глава исполнительной власти республики на тот момент не избирался населением. Собственно, номинально его вообще не было - вместо него существовал коллегиальный орган Государственный совет, состоящий из 14 представителей основных этносов.

Во-вторых, с тех пор сложилась жесткая система национального квотирования ключевых должностей в республиканском руководстве: так, если главой республики становился даргинец, то председателем парламента становился аварец, а главой правительства кумык.

В-третьих, законодательный орган, Народное собрание, тоже начало избираться по квотам. До недавнего времени эта система действительно весьма эффективно позволяла решать сложные межнациональные проблемы и сохранять национальный мир в Дагестане, а потому полностью устраивала федеральный центр.

Самообман стабильностью

Кроме того, она весьма способствовала консолидации элит из разных этнических групп.

Однако консолидация элит, крайне важная для стабильности в республике, стала одной из предпосылок нынешнего кризиса.

Поскольку за это время окончательно сформировались и система основных клановых группировок в дагестанской элите, между которыми и произошло перераспределение всех ключевых активов и властных постов.

При всей конфликтности этой клановой системы внутри элиты внешне сложилась весьма устойчивая и консолидированная система. Во-первых, все ключевые игроки оказались заинтересованы в сохранении нынешней властной структуры.

Однако, как писали эксперты, на практике такая стабильность оказалась проклятием. Элита, занятая сохранением контроля над государственными активами и собиранием властной ренты, не смогла уделить должного внимания развитию экономики, находящейся в весьма бедственном положении.

Коррозия власти и общества

Федеральная помощь разворовывается, весь бизнес, не связанный напрямую с клановыми группами, стремительно теряет рентабельность. Последствия усиления силовых структур оказались еще более печальными.

За лояльность и верность власти республика была отдана на откуп силовикам. Милиция оказалась бесконтрольной силой, наделенной всеми полномочиями по отношению к мелкому бизнесу и частной жизни граждан.

В результате такой "стабильности" произошла детонация всех дремавших до поры конфликтов. Массовая безработица, особенно среди молодежи, низкий уровень жизни, противоречия между городом и селом и, наконец, межнациональные отношения.

Глядя из нищего села, аварец (лакец, лезгин, кумык и т.д.) все претензии к власти трансформирует в претензии к захватившим власть в Дагестане этно-национальным кланам. Недоверие к власти, как известно, нередко перерастает в ненависть.

Вопросы остальных народов

И вот на этом фоне в Дагестане, уже в который раз, подряд решение о том, кто возглавит республику, принимается по итогам кулуарного торга кланов - представителей двух национальностей.

Вся Россия потешалась над Дагестаном, когда после хода Муху Алиева, Москва никак не могла принять решение, кому доверить республику. То же самое происходит сейчас. Федеральный центр, который атакуют представители аварских и даргинских кланов, просто не в состоянии трезво оценить ситуацию и сделать правильный выбор.

В этой ситуации Москва смотрит не на управленческие и профессиональные качества потенциального кандидата, а на то, какой силы за ним стоит клан. И этот фактор в глазах московских чиновников становится гарантом того, что этот клан способен будет сохранить пресловутую стабильность в Дагестане.

Именно поэтому лезгины в последние 15 лет оказались отодвинутыми от власти на периферию. Поскольку лезгины не могут тягаться кланами с аварцами и даргинцами, лезгинские элиты раздроблены и ослаблены.

Оттого в глазах московских чиновников, представитель лезгинского народа не в состоянии справиться с сохранением стабильности. Чтобы разрушить эту порочную систему самообмана, необходимо убедить Москву, что не кланы являются гарантом стабильности в Дагестане.

Что гарантом стабильности является, в первую очередь, отход от этой порочной системы распределения власти между кланами двух народов. Стабильность тогда придет в Дагестан, когда появится реальная возможность для лезгина, лакца, русского или ногайца, будучи профессионалами, претендовать на первые посты в республике.

В Дагестане стабильность будет тогда, когда в Кремле осознают данный факт.

Алина Манафова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Цитата: tariverdiev

Цитата: Цивкан



А теперь пуст Русаки с Лезгинами руководить должены и будет порядок на всегда по всюду если снова не та ту хана нашему Дагу насвегда

В трудные и мутные время они (три народа вкючаю Лакцы) показали себя:Аварцы после Басаева не вернул огнестрельные погремушки половину продал, половину оставил себя для уничтожение правханительных органов.Развил кумовства и аулский бардак на креслах дилетантов хапугов,воров,корруп-ов

Даргьунцы:Челноки фарцовшики и грабители,нарушители который явно не хочет работат честно и открыта неплотит налогов,От них нет только для Дагестана они заботится только для себя

Кумыки:Им не дают работат или за водкой договаривается земли у них отбирает,они уежает севера работу искать они стали скиталцами

Лакцы: то же кустарники торгаши налоги не плотяит опозил себя в желтых башмаках наехал на госсовет и опозорил на вес мир свой Дагестан

Очень тяжело глав.Дага и АДМ а так же минстр-ам ну на 10 лет пока новый покаление не..........


Цитата: Цивкан

Полит устройство республик и в особенности дагестана требует корректировки (изменении). Эт и сегодня актуально Зачем нужен в дагестане президент? (и в др республиках тоже). Пущай будет глава правительство,а то че то я понять не могу есть президент плюс еще есть глава правительство. Контролирующий орган пущай будет госсовет... - орган где представлены все основные и не основные нации дагестана,и на этом органе должно быть завершено представление власти по национальному признаку. Министры и другие люди в правительстве должны занимать должности по уму и способностям,а не по национальной принадлежности.

Какой госсовет РД? Эти три народа опозорили вес Дагестан и нас остальных продал и честь Дагестана а его не вернут а Лезгины тут причем? Хватит они эти цензура управлял над Дагом за 70 лет профуфукали и пропили а так же раздал кому папала.Кремль знает в Даге кто есть кто.Теперь справедливо наш учередь Юждаговцы Ногайцы Цеченцы(Лакцы попалам) Мутные время они делали чего хотели Аварцы на креслах, Даргинцы в банках чего хотели того и делали (они и сейчась общ. язык быстро находить) не замечая других нации.На 50 лет их не надо к власти нельзя допускать их гени нам говорять так, если так то Лезгинам надо отделится. Хватит наводит порядак и развивать Дагестан они не понимает им не нравится как мы живем и наш жизнь и как живут Лезгины,наш законопослушность их душить и бесить.Они уже не может про Лезгин сочинить всякие-бякие или анекдоты они позор Дагестана.Перстройка зделал свою дела уже мир знает в Дагестане кто есть кто.....

Иначе я бы возглавил инициативную группу по юридическому закреплению этнического названия жителей Страны гор – дагестанцы. Вот так и пишем в паспорте Магомеда Магомедовича Магомедова в графе «национальность» - дагестанец! И точка… Честное слово, хоть оскорбительные анекдоты друг про друга перестали бы рассказывать! Анекдоты, понятное дело, смешно, но когда взрослые дяди в очередной раз начинают рассуждать, да еще сбиваясь в какие-то политические группы, о том, кому что в Дагестане принадлежит, то уже становится не до шуток. Помните наши «веселенькие» годочки конца 50-х и 90-х прошлого века?

Поверьте, так называемые мононациональные движения в Дагестане тогда посадили свои народы на пороховую бочку! Толпу очень легко возбудить, но кто и как ее потом остановит? Ситуацию спасли не столько сами образумившиеся руководители движений, сколько коллективный разум самих дагестанцев, в которых не погасла уже закрепившаяся в генетическом коде искра маслиата. Политиканы, движимые, как правило, жаждой власти, тщеславием, завистью, а то и прямо материальной выгодой, теряют чувство меры, не осознают, насколько высоко поднимают они планку совершенно неоправданного риска.

Тем более сверхосторожным должен быть наш пишущий (показывающий, говорящий) брат, когда затрагиваются вопросы межнациональных отношений. Поводом для этих записок стала одна публикация в независимом СМИ (не важно, в каком - в принципе это не имеет значения), в которой опять затрагиваются отношения аварцев и кумыков из-за прикутанных земель. Но ведь все это уже мы проходили и, слава Богу, без серьезных последствий! Зачем теперь вновь наступать на те же грабли? В той публикации, в частности, упоминается об «аварских реках» и «кумыкских землях». Удивительное дело, как будто мы не в одной республике живем! Хорошо помню тот сход в своём ауле Тинди, кажется, это было в 1954 году. Приехал уполномоченный из райцентра и сказал, что тиндинцам нужно переселиться на равнину. Тогда наш родной советский агитпром даже сочинил ходовой, как сегодня сказали бы, хит, в котором рефреном шла строка «переселимся, друзья, на равнину!»

Так вот, тиндинский джамаат уполномоченному недвусмысленно сказал: нет! Нам и в горах хорошо. Тогда власти пошли другим путем: закрепили за нашим колхозом «Дружба» земли в местности Шава, что в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства. Это что, захват земли? Но как бы ни было, в течение десятилетий там образовалось небольшое селение, сейчас тиндинцы там со всеми живут дружно, в том числе и с кумыками, недаром наш колхоз назывался «Дружба». В те же годы, помнится, в Тиндинской средней школе учился кумыкский парнишка Рашид Атаев. Как он там оказался? Наш добрый старый куначеский адат: семья моего родственника Торолава жила на квартире у кумыков, сдружились и по его просьбе те решили отправить мальчонку в горы, познать житье-бытье горцев.

Само собой, Рашид в Тинди был окружен теплом и вниманием. Интересно, где сейчас Рашид? Надеюсь, он жив – здоров и прочитает эти строки. Так вот, вопрос так называемых «кумыкских земель», орошаемых «аварскими реками», - это не проблема. Проблема - в головах некоторых наших уважаемых дагестанцев, которым пора бы уже угомониться и заняться более полезным и продуктивным делом по поднятию экономики, особенно в сфере сельского хозяйства, до советского уровня, когда кумыкские степи и аварские альпийские луга были полны отарами.

И все это работало на Дагестан, на союзное государство, и никто не митинговал по поводу национальной принадлежности и исключительного права на природные ресурсы. … Представьте теперь гипотетический вариант отношений между кумыками и аварцами. Кумыки отправляют всех аварцев в горы, а аварцы в отместку перекрывают свои реки, дабы степнякам не досталось ни капли воды. И что? Верно: ужас буго, кошмар бар!

В марте 2017-го аварская газета "Миллат" опубликовала статью под заголовком ""Тенгликские" геббельсы снова в движении". Текст вызвал бурную реакцию кумыкской общественности.

Некоторые СМИ перевели заметку на русский язык. В ней, в частности, говорится, что "кумыкские земли" существуют "только в приснившихся сновидениях вышеуказанных националистов", а "Дагестан пытаются разрушить руками кумыкских националистов по указке НАТО".

Учредитель газеты Магомед Бисавалиев поспешил сообщить, что "редактор Алиса Алдашева и автор статьи Гамзат Изудинов были наказаны объявлением строгого выговора за непродуманную писанину и за её публикацию".

Но кумыков это не устроило. Они попытались засудить автора и издание.

Общественники обратились в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело за клевету (статья 128.1 УК) и разжигание межнациональной розни (статья 282 УК). Из Москвы их заявление послали в дагестанскую прокуратуру, которая перенаправила его в надзорный орган Гумбетовского района.

В итоге обращение оказалось в Ботлихском межрайонном следственном отделе (судя по всему, автор заметки проживает в подведомственном этому отделению районе).

Там провели лингвистическую экспертизу, по результатам которой вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова в беседе с "Кавказ.Реалии" отметила, что очевидного разжигания розни в публикации нет, но предпосылки есть.

"При оценке текста на разжигание ненависти или вражды нужно руководствоваться определением, согласно которому "под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, понимаются высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций и совершения иных противоправных действий". В частности, применение насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии", - объясняет она.

В самом тексте Кузеванова нашла заявления против кумыков, но не обнаружила высказываний, обосновывающих необходимость совершения в отношении них противоправных действий.

"Может быть, компетентные органы тоже этого не увидели, потому и не сочли, что есть нарушение. Хотя текст на грани", - добавляет юрист.

Кумыки составляют третью по численности этническую группу в Дагестане – их около 500 тысяч, примерно 14,2%. Второе место занимают даргинцы – их 16,5%. Самая большая группа – это аварцы, численность которых достигает 30%.

Кумыки имеют значительный вес. Следствием этого становится постоянная борьба за влияние между представителями крупнейших национальностей.

Но главная проблема, которая затрагивает сферу межнациональных отношений и подливает масла в огонь, – это земельный вопрос.

Именно территориальные претензии порождают агрессию. В газетах появляются неоднозначные публикации, а на улицах случаются серьезные стычки. Так, летом 2016 года в Бабаюртовском районе подрались жители кумыкского села и аварцы из ближайшего кутана.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов не стал бы рассматривать проблему как конфликт между аварцами и кумыками.

Народы, настаивает он, не конфликтуют - противоречия есть между этническими активистами и некоторыми представителями интеллигенции.

"Самый болевой узел - это земельный вопрос, - признает собеседник "Кавказ.Реалии". - Кумыкские лидеры говорят о неконтролируемом переселении с гор на равнину и изменении этнического состава. Есть также проблема поселений, возникших на бывших землях отгонного животноводства. Однако конфликты случаются не только между кумыками и аварцами, но в целом между равнинными жителями и переселенцами с гор. Национальность может варьироваться: равнинные жители - кумыки, ногайцы, русские, переселенцы - аварцы, даргинцы, лакцы и т.д.".

Остальные проблемы тесно связаны с этим, продолжает эксперт. Например, меняется этнический состав многих районов.

"Если прежде кумыки составляли большинство во многих равнинных районах и населенных пунктах, то теперь они часто становятся меньшинством, - резюмирует Ярлыкапов. - Соответственно, происходит перераспределение занимаемых кумыками должностей, меняется их представленность в органах власти. И это также трактуется как вытеснение кумыков".

Метастазы аварского ура-национализма

10 марта в газете «Миллат» была опубликована статья аварского «ура-националиста» Гамзата Изудинова «Тенгликские» геббельсы снова в движении, которая стала предметом обсуждения в сети интернет. Учредитель газеты «Миллат» Магомед Бисавалиев яростно защищал там автора вышеупомянутой статьи Гамзата Изудинова, что, мол, они не националисты, а патриоты, ничего плохого кумыкам не желают, если, что не так вышло, мол, не обессудьте, что у нас свободу слова никто не отменял, если что они готовы встретиться и в суде. Но боевого духа ему хватило не надолго, поскольку в своей очередной статье в газете «Миллат» (24 март 2017 г.) М. Бисавалиев поубавил тон, видимо, получил «нагоняй» от своего хозяина за разжигание межнациональной розни между кумыками и аварцами.

В своей статье Г. Изудинов пишет, что «На прошлой неделе, за тайно полученные деньги, продажные группировки ненавистников аварцев там-тут снова собирались, на сегодняшний день, несбыточными планами, против правителей, делая громкие заявления.

К примеру, кумыки поставили ультиматум властям Дагестана за ползучий захват кумыкских земель, что если в течение месяца съезд не получит ответ, то кумыки начнут проводить референдум в Дагестане об отделении».

В отместку за такие заявления, якобы прозвучавшие на этом кумыкском съезде, Гамзат Изудинов сам допустил оскорбительные выпады против братского кумыкского народа.

Так, по словам Г. Изудинова, получается, что «кумыки - это есть тюрки , прибившие в Дагестан несколько столетий назад. Им присуща черта характерная для кочевых племен, то есть кочевать с места на место. Сегодня - здесь, а завтра - там. Кумыки Дагестана напоминают цыган. Если, благодаря таким националистам, позволим разрушить Дагестан, то им не достанется воды даже подмыться (таврат делать). Аварские реки снабжают водой все дагестанские города , среди них и миллионный г. Махачкала. Дагестанскими народами, несмотря на лишения и тяготы, был прорыть канал Октябрьской Революции, и река Сулак стала поливать равнинные земли. На Аварской и Андийской Койсу (реках) построены малые и большие гидроэлектростанции, которые обеспечивают электроэнергией весь Кавказ . Давайте закроем воду и электроснабжение кумыкам! Следуя их националистической «философии», за тысячу лет пролитой кровью и потом «аварских землях» построены ГЭСы, но аварцы не кричать об этом.

Во времена правления Муху Алиева, пожизненно посаженному Саиду Амирову подчиненная газета «Махачкалинские известия» сколько раз писала, что дагестанские народы должны объединяться против аварцев . Это есть фашизм. Это есть пропаганда Геббельса. Сегодня кумыкские националисты снова поднимают это вопрос. Когда за Дагестан кровь проливать нужно бывает, за помощью всегда бегут к аварцам. От этой грязной, фашистским душком пахнущей политики стране и республике всегда будет вред. Кумыкский националистический карнавал, цирк надо закрыть. Из заболоченных и заброшенных земель на равнине аварцы сделали плодородные земли. И сегодня многие равнинные земли заброшены и не обрабатываются. На прошлой неделе кумыками созванный какой-то съезд является явно в политических целях затеянной игрой, и не служит интересам людей, поэтому другая часть кумыков должна им сказать «тохта!», полиция и другие силовые структуры должны принимать к ним строгие меры, иначе «Тенглик» снова затянет Дагестан в болото. Аварцам надоело без конца сушить болота и спасать Дагестан. Это болезнь надо вовремя лечить, пока не дала метастазы».

Что ж тогда получается, если согласиться с выводами автора статьи и редакции газеты «Миллат» то выходит, что на кумыкском съезде глава РД Рамазан Абдулатипов - ими обожаемый и возвеличиваемый лидер аварского народа был атакован «тенгликовскими националистами».

А лучший «друг» Р. Абдулатипова, председатель НС РД Хизри Шихсаидов и другие влиятельные кумыкские лидеры затеяли какую-то игру. Ведь свое время, по словам основателя кумыкского национального движения, Хизри Шихсаидов давал согласие возглавить «Тенглик», но тогдашний руководитель РД Магомедали Магомедов переманил его, пообещав доходную должность. Теперь, исходя из умозаключения Г. Изудинова, выходит, что непонятно кем являются на самом деле кумыки, то ли коварные интриганы, то ли кочевники (тюрки), то ли цыгане, а аварцы - молодцы, сплошь супермены, и болота сушат, и гидроэлктростанции строят, и кровь проливают, и Дагестан спасают. Одним словом, они - орлы, джигиты, «защитники» аварского народа, нечета каким-то пришельцам, которые проводят какие-то форумы и съезды против горячо им любимого Р. Абдулатипова. Чтобы не допустить неконтролируемые Р. Абдулатиповым и М. Бисавалиевым съезды и форумы Г. Изудинов лепить из законопослушных граждан сепаратистов и агентов США и НАТО и предлагает применить к ним силу и предать всех инакомыслящих анафеме. Это напоминает мне тот случай, когда сам вор кричит больше всех: «держите вора». И не трудно догадаться, кто здесь выступает в роли вора, а кто - спасителя Дагестана.

Вот такими разными описывает кумыков и аварцев Г. Изудинов в своем «аналитическом» материале. И таких провокационных статей, разжигающих межнациональную вражду и ненависть, в газете «Миллат» печатают не первый раз. Видимо, безнаказанность и вседозволенность вскружило им голову. Поэтому стало возможным появление таких публикаций в подконтрольных им изданиях. Но на этот раз аварские ура-националисты облажались на все сто процентов. Они просчитались, пологая, что против лома нет приема. Их коронный стиль - пугать, не пушать, обвинить, нападать, состряпать кляузу - не сработал. Теперь им придется отвечать по всей строгости закона за свои оскорбления в адрес братского кумыкского народа. Поэтому М. Бисавалиев дает «задний ход» и сам лично оповещает читателей газеты «Миллат» (24 март 2017 г.), что «редактор Алиса Алдашева и автор статьи Гамзат Изудинов были наказаны объявлением строгого выговора за непродуманную писанину и за её публикацию в газете». Более того, М. Бисавалиев признает, что и он обиделся бы, если его обозвали американцем, что при обсуждении религиозных и национальных вопросов надо проявлять сдержанность. А ведь статьи Г. Изудинова могло и не быть, если бы в свое время руководство РД и муфтият урезонила бы аварских «ура-националистов» за их националистические высказывания. Многие дагестанские патриоты, в том числе и представители андо-дидойских народов, давно писали и предупреждали руководство РД и РФ, а также муфтият РД, что газета «Миллат» превратилась в желтую прессу, что она разжигает межнациональную вражду и ненависть между братскими народами, что М. Бисавалиев и его подопечные ведут оголтелую ура-националистическую пропаганду. В ответ - гробовое молчание от руководства РД и муфтията, что было расценено аварскими «ура-националистами», как поощрение и одобрение их информационного рупора со стороны их высокопоставленных соплеменников.

Не секрет что, аварские «ура-националисты» усилили свои позиции с приходом к власти Р. Абдулатипова протеже оллигарха Зиявудина Магомедова. М. Бисавалиев будучи учредителем и гл. редактором газеты «Миллат» по протекции Р. Абдулатипова стал гл. редактором журнала «Дагестан» печатного органа Министерства печати и информации РД, автор вышеупомянутой статьи Г. Изудинов, аварский поэт и журналист, член Союза писателей Дагестана, будучи членом редколлегии газеты «Миллат», тоже пошел на повышение, став гл. редактором печатного органа МО Гумбетовский район -газеты «Гумбет», другой бывший подопечный Бисавалиева Рамазан Раджабов стал гл. редактором печатного органа Министерства печати и информации - «Молодежь Дагестана». И таких примеров множество. На информационном поле они выполняют указания своих политических и финансовых покровителей, отстаивая шкурные интересы криминальных кланов. Но на этот раз они перегнули палку. И вот почему. Одно дело обвинять представителей андо-дидойских народов во всех смертных грехах за то, что они в официальной переписи 2002 и 2010 годов указали свою исконную национальность, и категорически отказываются называть себя аварцами и осмеливаются отстаивать свои права и свободы, и за это получать одобрение и поощрение от своих покровителей, и совершенно другое дело обозвать кумыков цыганами, тюрками, кочевниками, и тем самим посягать на единство «конституционно обозначенных национальностей». Видимо, поэтому были сделаны оргвыводы на самом верху и не зря М. Бисавалиев так оперативно отчитался перед «хозяином» о том, что виновники инцидента были строго наказаны - выговором. Но не думаю, что кумыкскую общественность устроит, как «унтер-офицерская вдова» сама себя высекла.

Максуд Гаджиев, гл.редактор газеты «Ахвахцы-Ашвадо»

4

Максуд, ты поднимаешь правильную тему. Слишком сильно зацвёл нацизм в Дарестане за последние годы. Главное, цветёт бурьяном и сорняками!!
Всевышний, многим "ниацистам и националистам" за всю историю человечества, показал свой гнев и возмездие, за то, что люди не по праву превознесли себя над мирами и Его требованиями.
Отношения к Вере, языку, национальности, земле, природе, сообществу людей являются всего лишь гранями главных двух отношений, вменённых Всевышним - Человеку.
Прежде всего это отношение к Богу и его Писаниям и второе- отношение к пророкам и следование их образу и примеру жизни.
Если в любых суждениях, размышлениях, словах и деяниях людей нет этих двух начал-Бога и Пророка, то этот человек сотворён Всевышним НЕВЕЖДОЙ, ЖИВЁТ в миру- НЕВЕЖДОЙ, УМРЁТ- НЕВЕЖДОЙ, ВОСКРЕСНЕТ- НЕВЕЖДОЙ и останется среди Невежд на веки после Судного Дня.
Именно этой простейшей истины от Всевышнего так и не поняли те Дагестанцы, которые с гордостью говорят о своём крайнем Национализме, как о своём Достоинстве.!!!
Если они в своём невежестве усматривают своё "достоинство", то они не с нашей Умма- общины.
При этом делают это так демонстративно и тупо, что в конечном итоге, любые подобные их публичные рассуждения, слова и деяния выводят их из ислама и согласно всем нормам шариате они признаются в том, что они являются язычниками и живут представлениями джахиллия.
По всем духовным и правовым канонам ислама, они отвернувшиеся от Бога потому, что притворяюсь мусульманами они лицемерят. Лицемерие- осуждено Всевышним.
Они - язычники, потому, что не признают Единство Бога, непрерывность Его писаний, его пророков, подвергают ревизии сам факт Сотворениях Человека- Адама и расселения Адама и его колен по всей земле.
Они отвергают сам факт того, что все живое и мертво, неба, земли, горы, леса, рванины, реки, моря и тд, были сотворены Всевышним.
Они не просто язычники, они намного опасней язычников, потому, что в своём лицемерии зашли так далеко, что себя считают соучастниками Божьего Слова и промысла. Без всякого права претендуют на то, что им не принадлежит по праву: ни их жизни, ни их языки, ни их состояния и дети.
Нацисты язычники ещё и потому, что живут в гордыне и превозносят свой род над остальными.
Нацисты плюс к этому ещё и многобожники.
Они не только превозносят себя, они начинают признавать только себя, они начинают превозносить свои идолы, кумиров, фетиши, обычаи, традиции, только свой племенной язык. Так они культивируют и порождают многобожие в обществе.
Нацисты худшие из творений Аллаха, а нацисты Дагестана самые худшие из всех нацистов мира, если даже их возглавляет самые именитые академики и профессора.
Это какому больному на голову профессору -"придурку" из людей могло прийти в голову мысль о разделении дагестанцев на "пришлых" и "не пришлых", на "тюрков- кочевников" и "горных местных - аборигенов"?
Нет в Дагестане, в современных кладбищах ни одного указателя могилы, которому было бы 2,5 тыс лет и где указано, что здесь похоронен аварец, тюрок, Албан, скиф, сармат, Алан! Что за глупости тут рассказывают людям, о своих "земных-аборигенных" национальных корнях? Вы знаете кем были по нации Адам, Авель, Каин, Сиф, их колена до Ноя?
Может вы знаете кем были по нации Ной и его колена до Авраама?
А что вам известно о нациях колен сынов Авраама, кроме того, что они продолжили линии потомков сыновей Ноя: - Сима- Хама, Йафета?
Если сам Адам а.с. является сотворённым из права земли, оживлённым духом Святым "в небесах и Раю"(мы координат не знаем), полностью сформирован там, только потом низвергнут на землю, здесь начал размножаться и по Воле Всевышнего его сыны начали расселять землю, то как же вы нацисты стали исключением из правил? Кто тогда ваш Отец, если не- Адам?
Если Всевышний истребил потопом все поколения сынов Адама, кроме Ноя и его трёх сыновей, которые стали прородителями современного человечества, то тогда, кто вы и откуда вы, если не из потомков Ноя и его сыновей?
Если вы себя считаете такими "неповторимыми" созданиями Всевышнего, то почему Всевышний вас расселил на безземелье - в горах, на скалах и утесах, а не расселил на плодородных пастбищах Тигра, Ефрата, Нила, Ганга? Прежде чем, возносить себя на Гору Величия, надо бывает не много с разумом дружить и вспомниться о тех, кто вечно толкает камень в гору, потом сваливается, потом снова толкает. Труд нациста это и есть проклятый Сизифов труд, но у наших дагестанских нацистов видимо слабые в духовном развитии учителя.
Может Аллах сделал испытанием для нас и породил ещё тупее их учеников???
Когда это было, чтобы "горы" кормили и поили равнины?
Вы же одним таким заявлением ставите себя вне ислама!!! Не знаете, кто и для чего сотворил горы, равнины, реки, моря?
Откуда вы появились в Дагестане, как расселились, как так получилось, что вдруг вы опоздали на раздачу "зеленок на землю" и вам достались лишь горы и истоки Койсу и "электростанции"? Эти электростанции тоже плод интеллекта и прогресса "ура нацистов гор"?
Как можно так рассуждать, называя себя "мусульманами"?
Успокойтесь- немедленно и успокойте свои "вождей племён"!!!
Нет на земле ни одного не пришлого человека!!!
Любая Земля определена Человеку местом Трёх обитаний и двух хранений. Три обитания- это прах из которого человек сотворён, это дух, которым он оживлён и это смерть, после которого человек вновь хранится в прахе и душа, которую Бог призывает к себе.
два хранения- это сама земля, где человеку Бог наделяет свой удел и это могила, где его плоть ждёт Судного дня.
Ура нацисты, скажите, кто из вас не является тем, чем вас сотворил Аллах и откуда в вас этот комплекс "Вознесения" над всеми?
Все человечество сотворено земледельцами, скотоводами, которые могут быть и скитальцами, и кочевниками и кочующими воинами со своими поселениями!!!
Кем были сыновья Адама - Авель, Каин! Один был земледельцем и скотоводом на равнине, другой - был скотоводом и земледельцем в горах!!!
Кто - кого убил и совершил первое человекоубийство?
Горный, жестокий и дикий Каин- убил равнинного, спокойного, уравновещенного, опередившего своего брата в духовном познании Бога - Авеля!!
Неужели это пример из Библии, Евангелия, Корана и Сунны пророка с.а.с. вас нацистов гор ничему не научило???
Вы постоянно тут на Кавполите утверждаете, что у земли не должно быть хозяина - народа.
Вы чё, совсем отупели от голода и делания захвата новых земель?
У гор может и должен быть хозяин, у равнины- нет?
Тогда для чего Всевышний расселил одних в горах, других на плоскостях или вы думаете, что это решили и сделали "тюрки"?
Почему интересно "тюрки", а не персы- Хосров, Ксеркс, Крез, египтянин Амехотеп, или их Бог Осирис или шумерские герои?
Нацизм это как колодец в хадрамауте, где обитают не прикаенные души всех грешников и нацистов мира.
Древние легенды народов Востока утверждают, что действительно в одной из областей современного Йемена есть такой глубокий, поземный колодец и каньон, откуда раздаются миру дикие вопли и голоса.
Может наши нацики ловят и публично "дублируют" эти вопли давно умерших злых духов эпох невежества?
Все надо запомнить одну народную истину. Человек имеет зубы. Они полезны и нужны. Зубы выполняют разные функции- каждый по своему ряду и значению.
От того, что среди зубов имеются всего четыре клыка, два сверху- два внизу, это не означает, что человек может возомнить себя хищником и рвать других на части, как своих жертв.
Там где расцветает нацизм, не может быть ни духа, ни закона ислама. Там могут быть только слова и маски, но не ислам, ибо ислам не совместим с невежеством, а родоплеменная обособляемость худшее проявление нацизма. Так как он подавляет права других.

В воскресенье, около восьми вечера, в Москве на улице Новочеремушкинской около собственного дома был убит глава Хасавюртовского района Республики Дагестан Алимсолтан (Алик) Алхаматов, который проживал в Москве, а не в Хасавюрте. Преступники скрылись с места на двух автомашинах: «Мерседес» и «Мицубиси Паджеро». Но ушли они недалеко. Водитель «Мерседеса» был задержан. И, по-видимому, кое-что в порыве откровенности поведал ментам. Главу Хасавюртовского района, который безмерно осчастливил Москву своим пребыванием тут, убили из-за кровной мести. Заметим, что наши следоки сразу же заявили, что смерть главы Хасавюртовского района "связана с его профессиональной деятельностью".

Главу Хасавюртовского района, который безмерно осчастливил Москву своим пребыванием тут, убили из-за кровной мести.

Заметим, что наши следоки сразу же заявили, что смерть главы Хасавюртовского района "связана с его профессиональной деятельностью".

Юлия Калинина, известный в силу ряда причин специалист по Дагестану и дагским нравам, пишет:

"28 апреля 2009 года люди, так или иначе связанные с Алхаматовым, главой Хасавюртовского района Республики Дагестан, по ошибке застрелили племянника Сайгидпаши Умаханова - мэра города Хасавюрта.

В это очень трудно вникнуть, потому что тут нужна зоопсихология, обычные человеческие понятия для дагестанской "элиты" не годятся. - Stringer.

"Все началось с того, что Магомед Умаров, зять Ахмедпаши, брата Сайгидпаши, избил участкового Арсена Аджиева. Арсен и его друзья побежали к Казбеку, начальнику охраны Алхаматова (не к Алимсолтану, заметьте). Казбек якобы сказал: «Безобразие», но ответственность на себя не захотел брать. Тогда пошли к Джамбулату, бывшему начальнику охраны Алхаматова, - тот был Алимсолтаном отстранен вроде бы за слишком большую дерзость.

Джамбулат якобы сказал: «Буртунайцы совсем обнаглели». Село Буртунай - это откуда родом Умахановы. Умахановы - аварцы, Алхаматовы - кумыки.

После этого Аджиев, его приятель, сотрудник Хасавюртовского РОВД Марат Имавов и еще четверо сели в «десятку», взяли оружие и поехали к рынку на Орджоникидзевской ждать «Лендкрузер» Умарова.

(Все обезьяны ездят на "Лендкрузерах"- Stringer).

Ну и так получилось, что они перепутали. «Лендкрузер», который они расстреляли, был не Магомеда Умарова, а Магомеда Умаханова - не зятя, а сына Ахмедпаши, брата могущественного Сайгидпаши.

Способность военизированных родовых структур, подобных тем, которые имеет в своем распоряжении мэр Хасавюрта, к мгновенной мобилизации превосходит что-либо имеющееся в распоряжении Москвы. В течение десяти минут все выезды из Хасавюрта были перекрыты.

Вооруженные аварцы на блокпостах вытряхивали пассажиров из машин, смотрели, не пахнет ли порохом в салоне. «Десятка» киллеров убежала на базу к Джамбулату. Сам Алхаматов тут же укрылся в родном селе, куда съехались несколько сот вооруженных человек: ожидалась небольшая гражданская война.

Умахановы закрыли ворота и не стали принимать соболезнований: знак того, что они готовятся к кровной мести. Особенно непримиримо был настроен отец убитого, Ахмедпаша. Он старше брата, по обычаям его решение - закон. Президент Алиев и премьер Зайналов поехали было на соболезнование, но вернулись с полдороги, чтобы не попасть в неловкое положение: ведь ворота были закрыты.

Обстановку несколько разрядил живой еще тогда глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров: он приехал в город, алхаматовская сторона выдала киллеров, их посадили в тюрьму. Заодно - за побои - забрали и Магомеда Умарова.

Алика Алхаматова сделал главой Хаса-вюртовского района еще Дед - всемогущий и легендарный уже глава Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедов, - специально, чтобы тот противостоял влиятельному мэру Хасавюрта. Тогда Алхаматова специально посадили в то же здание администрации и даже машину, как говорят, велели ставить на то же, что Сайгидпаша, место.

Новый президент республики Муху Алиев одно время помирил их, но два револьвера не лезут в одну кобуру. Слишком много родичей и у того, и у другого, а у родичей - слишком много духа. Есть известная легенда про племянника Сайгидпаши, который пострелял пьяных наглецов в ресторане: наглецы были офицерами ФСБ. Есть пленка: на ней начальник охраны Алхаматова, Казбек, и голос за кадром (возможно, сам Алик) угощают тумаками капитана УБОПа. «Если ты еще к нашему пацану подойдешь!» Бум! «Клянусь Аллахом, не подойду!»

К тому же у Сайгидпаши пошел конфликт с Кадыровым. А Алик Алхаматов к Кадырову тяготел.

После убийства, вполне бытового, к которому Алхаматов был непричастен, конфликт можно было бы и загасить, но слишком многие сделали все, чтобы вовлечь в него всех. 24 июля суд города Хасавюрта выпустил на свободу Магомеда Умарова, и 400 возмущенных кумыков перекрыли трассу «Кавказ», протестуя против «одностороннего расследования дела», как будто, честное слово, Магомед этого участкового убил.

Вокруг дела взметнулись клубы вранья (а вранье еще более показательно, чем правда, ибо правда существует сама, а вранье выдумывает кто-то специально).

Мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов почти не показывался в республике - говорят, уехал на время в Германию. Алхаматов тоже уехал - в Москву.

Водитель «Мерседеса», которым пользовались киллеры, уже задержан. Органы постарались тут же сгладить возникшее подозрение в их компетентности, заявив, что задержанный, возможно, имеет отношение к совершенному в этот же день убийству замначальника угрозыска республики, уроженца села Миатли Алимсултана Атуева.

Чтобы разглядеть общее в этих двух убийствах, несомненно, надо работать в Москве в органах. Алхаматов - кумык. Атуев - аварец. Убийство его, кстати, уже раскрыто, убили его ваххабисты, но погиб замначальника угро не от жестокости, а, наоборот, от добросердечия: отмазал односельчанина-ваххабиста, которого совсем уже собрался было брать 6-й отдел. Видимо, «лесным» это не понравилось: а чего это за тебя ручается мент, никак ты его агент? Не агент - так докажи.

И человек, которого Атуев отмазал, навел на него людей, расстрелявших замначальника угрозыска и его племянника.



Понравилась статья? Поделитесь ей