Контакты

Юсупов феликс феликсович. Родовое проклятие князей юсуповых - хорошего понемножку Граф юсупов биография

"Золотой мальчик" вырождающейся российской аристократии, он делал многое, чтобы прославиться, но в истории остался убийцей Григория Распутина.

Легкомысленный аристократ

Кровь предков-кочевников, основавших род Юсуповых, как ни странно, наложила особый отпечаток именно на непрямого наследника династии. Во всех европейских салонах твердили о необузданном и легкомысленном нраве Феликса. Современники сохранили воспоминания, как после провала на экзаменах в военную школу, он, не долго думая, сошелся с цыганами, участвовал в выступлениях табора, исполняя партию сопрано. После длительных попыток поступления в Оксфорд, добившись, наконец, цели, он предпочел удобные кресла лондонских театров жестким скамейкам университетских аудиторий.
Престиж собственной семьи, казалось, совершенно не беспокоил Феликса. Какое-то время он даже выступал в кабаре - неслыханная низость для аристократа. Причем, исполнял женскую роль, вместо одной из "синеглазых актрис" театра "Аквариум". Обман был раскрыт, когда один из гостей заметил на певице фамильные юсуповские бриллианты.

Зинаида Николаевна, мать Феликса, хотела дочку. Она даже сшила розовое платье для будущего ребенка. Разочарование от рождения сына женщина компенсировала тем, что воспитала в Феликсе будущую леди. До четырех лет Феликс проходил в "девочковом" платье, обожал мерить украшения матери, краситься. "Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер", - вспоминал в своих мемуарах Феликс. Любил наряжаться в женское Феликс Юсупов и в зрелом возрасте. При своем высоком происхождении он оставался одним из первейших "фриков" своего времени: любил прийти накрашенный, в женском платье, в ресторан, исполнял в таком виде романсы. Об этом не могли не говорить, о странностях "золотого мальчика" судачили на каждом углу. Брак с Ириной Романовой во многом "обелил" биографию Феликса, хотя и после свадьбы он не оставил своих старых привычек.

Убийца Распутина

Об этой странице в жизни Феликса Юсупова написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. Официальной признается версия, что убийство было совершено в интересах монархии. Распутин был приглашен в дом Юсупова то ли под предлогом излечения Феликса от гомосексуализма, то ли ради знакомства Распутина с Ириной (которая в это время была в Крыму). Так или иначе, но в истории Феликс Юсупов остался прежде всего как убийца Григория Распутина. Человек не военный, утонченный эстет, он принял участие в кровавом деле, что во многом определило его дальнейшую жизнь. Где бы Феликс ни оказывался после декабря 1916 года, в первую очередь он был " тем самым" убийцей Распутина.

Английский шпион

Связи Феликса Юсупова с английской разведкой носили неофициальный характер. Один из участников убийства Распутина, Освальд Рейнер, близкий друг Юсупова ещё со времен Оксфорда, был агентом английской разведки. Смерть "старца" была выгодна Британской империи. Распутин выступал за мир с Германией, выход России из войны грозил Великобритании поражением. Устранить влияние "старца" на царскую семью было, таким образом, первоочередной задачей британской разведки. С ней Рейнер и Юсупов справились. Не удивительно в этом отношении и то, что из ссылки Юсупова освободил Керенский, который был открытым лоббистом интересов англичан.

Модный дом IrFe, открытый в эмиграции Феликсом и Ириной, был явлением в своем роде уникальным. В качестве моделей и швей в нем работали графини и княгини. Одной из моделей, например, было Натали Палей, дочь Великого князя Павла Александровича, роковая красавица, ставшая впоследствии лицом Vogue. Взлет IrFe был стремительным, Феликс и Ирина ориентировались на "русский стиль", использовали роспись по шелку, выпускали несколько линий одежды, в том числе в революционном для того времени "спортивном" стиле. Однако, как быстро спуруги взлетели, так же стремительно и разорились. Сказалась и Великая депрессия, и привычка супругов Юсуповых к неоправданным тратам, и смена вкусов общества в сторону упрощения. В 1930-м году IrFe обанкротился.

Как говорится, хочешь жить - умей вертеться. Что увез Феликс Юсупов с собой за границу, кроме незначительной части фамильных драгоценностей? Феликс увёз с собой славу убийцы Распутина. Он нисколько не смущался подобной известности. Даже больше: эта слава позволяла ему скопить средства на существование. Он выступал с воспоминаниями, давал интервью, писал автобиографию. Всё, что у него оставалось от России - память. Не удивительно, что он был очень недоволен, когда эту память пытались оболгать. В 1932 году на экраны вышел фильм "Распутин и императрица". В нем доказывалось, что Ирина Юсупова, жена Феликса, был любовницей "старца". Никто не верил в успех затеянного Феликсом предприятия, но он подал в суд на киностудию MGM и выиграл дело, получив в качестве компенсации 25000 долларов. Показательно, что как раз после этого инцидента в титрах голливудских фильмов стали указывать, что все происходящее на экране - вымысел, а любые совпадения являются непредумышленными.

Об истории рода Юсуповых я писала в посте . Отдельно хочу вспомнить князя Феликса, прославившегося как убийца Распутина. Рассказ князя об убийстве этого врага напоминает современный фильм ужасов. В юности Феликс вел богемный образ жизни, его любимым развлечением было петь и плясать в городских кабаре, нарядившись в женское платье. «Русский Дориан Грей» перепробовал все удовольствия порочного общества, где в воздухе витал запах опиума. В кругах декаданса подобный образ жизни считался вполне приемлемым и обыденным.

Интересны мемуары князя Феликса, он с самоиронией описывает курьезы своей жизни, когда становился посмешищем публики, честно говорит о своих личностных недостатках и подробно без прикрас повествует об убийстве Распутина – «демона в мужицком обличье».

Князь Феликс Юсупов в русском костюме. Здесь он напоминает Федьку Басманова - любимого опричника Ивана Грозного. Федька тоже любил "рядиться в бабское". Об этом у меня в посте

Как пишет сам князь Феликс, пересмотреть взгляды на жизнь и удовольствия ему помогла невеста - княгиня Ирина, племянница императора Николая II. Князь называл свои прежние увлечения «убогими».

Вот как писал Феликс о своей будущей жене:
«Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства».

Можно поверить Феликсу на слово. Но невольно представляется анекдот.
Возвращается князь домой под утро. А жена ему говорит:
- Где ты был?
- В бильярд играл с офицерами.
- А почему на тебе платье дамское и украшения матушки?
- Ну, Ира, ты так каждый день ходишь. Я тебе хоть слово сказал?


Феликс с любимой женой Ириной

Надо отметить, наряжаться Феликс любил не только в бабьи цацки. Нередко он являлся в костюмах исторических персонажей, прекрасно входя в образ героев. Особенно нравился князю персонаж кардинал Ришелье.
«В ту пору в Петербурге в моду вошли костюмированные балы. Костюмироваться я был мастер, и костюмов у меня было множество, и мужских, и женских. Например, на маскараде в парижской Опере я в точности повторил собой портрет кардинала Ришелье кисти Филиппа де Шампеня. Весь зал рукоплескал мне, когда явился я в кардиналовой мантии, которую несли за мной два негритенка в золотых побрякушках».

Однажды, нарядившись в женское платье, князь Юсупов снискал благосклонность английского короля Эдуарда VII. Этот случай мне напомнил историю шевалье д’Эона, который из-за своего переодевания чуть было не стал королевской фавориткой.


Сцены маскарада начала 20 века на картинах Константина Сомова

«Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин. Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII. Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу! Честно говоря, мне это было приятно. Такая победа льстила самолюбию» - хвалился Феликс.

Кстати, идея шуток с переодеваниями принадлежала Николаю – брату Феликса и его подружке Поленьке. Смеха ради Николай даже помог Феликсу устроиться певицей в шикарном кабаре «Аквариум». Дебют «певицы» прошел весьма успешно, после выступления заговорщики покатывались со смеху в гримерке, читая любовные послания от восторженных поклонников.


Кабаре "Аквариум", где блистал князь Феликс

«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами...


Так выглядели авиши эпохи модерна

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.

Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять. Карьера кафешантанной певички погибла, не успев начаться. Однако этой игры с переодеваньем я не бросил. Слишком велико было веселье».


Гостиная дома Юсуповых на Мойке


Дверь в ванную комнату

О приключениях князя Феликса можно снимать комедию. Возможно, приключения князя Феликса в кабаре вдохновили создателей фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячей»).Шутка с переодеванием снова привела к семейному скандалу.

«Была у меня история трагикомичная. Я изображал Аллегорию Ночи, надев платье в стальных блестках и брильянтовую звезду-диадему. Брат в таких случаях, зная мою взбалмошность, провожал меня сам или посылал надежных друзей присмотреть за мной.

В тот вечер гвардейский офицер, известный волокита, приударил за мной. Он и трое его приятелей позвали меня ужинать у «Медведя». Я согласился вопреки, а вернее, по причине опасности. От веселья захватило дух. Брат в этот миг любезничал с маской и не видел меня. Я и улизнул.

К «Медведю» я явился с четырьмя кавалерами, и они тотчас спросили отдельный кабинет. Вызвали цыган, чтобы создать настроенье. Музыка и шампанское распалили кавалеров. Я отбивался как мог. Однако самый смелый изловчился и сдернул с меня маску. Испугавшись скандала, я схватил бутылку шампанского и швырнул в зеркало. Раздался звон разбитого стекла. Гусары опешили. В этот миг я подскочил к двери, отдернул защелку и дал тягу. На улице я крикнул извозчика и дал ему Поленькин адрес. Только тут я заметил, что забыл у «Медведя» соболью шубу.

И полетела ночью в ледяной мороз юная красавица в полуголом платье и брильянтах в раскрытых санях. Кто бы мог подумать, что безумная красотка – сын достойнейших родителей!»

Конечно, отец Феликса был возмущен подобным поведением и непослушанием. Однажды он уже потребовал от сына прекратить дурацкие выходки, позорящие семью.
«Мои похожденья стали, разумеется, известны отцу. В один прекрасный день он вызвал меня к себе. Звал он меня только в самых крайних случаях, потому я струсил. И недаром. Отец был бледен от гнева, голос его дрожал. Он назвал меня злодеем и негодяем, сказав, что порядочный человек мне и руки бы не подал. Еще он сказал, что я – позор семьи и что место мне не в доме, а в Сибири на каторге. Наконец он велел мне выйти вон. После всего он так хлопнул дверью, что в соседней комнате со стены упала картина…».


Респектабельное семейство князя.
Мать - Зинаида Николаевна, отец - Феликс Феликсович, старший брат Николай и младший - Феликс.

Впервые князь нарядился барышней еще в детстве, вместе с кузеном они решили подурачиться и, стащив наряды из матушкиного шкафа, пошли гулять по Невскому проспекту…
«Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.


Бар ресторана "Медведь" в начале 20 века

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»

Свои эксцентричные выходки князь честно объяснял своим тщеславием и самолюбием:
«По правде, эта игра веселила меня и притом льстила самолюбию, ибо женщинам нравиться я мал был, зато мужчин мог покорить. Впрочем, когда смог я покорять женщин появились свои трудности. Женщины мне покорялись, но долго у меня не удерживались. Я привык уже, что ухаживают за мной, и сам ухаживать не хотел. И главное – любил я только себя. Мне нравилось быть предметом любви и вниманья. И даже это было не важно, но важно было, чтобы все прихоти мои исполнялись. Я считал, что так и должно: что хочу, то и делаю, и ни до кого мне нет дела».

Сам князь Феликс опровергал слухи о своей неприязни к дамам:
«Часто говорили, что я не люблю женщин. Неправда. Люблю, когда есть, за что. Иные значили для меня очень много, не говоря уж о подруге, составившей мое счастье. Но должен признаться, знакомые дамы редко соответствовали моему идеалу. Чаще очаровывали – и разочаровывали. По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин».

Хотя к однополой любви князь относился с пониманием.
«Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношенья противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?»

Как писал хронист Н. М. Романов: «Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и возможно… еще более циничного. Насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи о его похотях были распространены. В 1914 году он женился на племяннице Николая II и "исправился"».

Искренность и доброта Ирины особенно привлекли Феликса. Ей не были присущи характерные качества светских барышень, которые отталкивали князя. Светскость всегда портила характер.
«Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же…»

Как оказалось, друг Феликса – князь Дмитрий (который позднее стал сообщником в убийстве Распутина) тоже ухаживал за Ириной, но видя взаимность между княгиней и Феликсом – отступил.
«О помолвке моей еще не было объявлено официально. Неожиданно ко мне явился Дмитрий с вопросом, в самом ли деле женюсь я на его кузине. Я отвечал, что еще ничего не решено. «А ведь я тоже хотел жениться на ней», – сказал он. Я подумал, что он шутит. Но нет: сказал, что никогда не говорил серьезней.

Теперь решать предстояло Ирине. Мы с Дмитрием обещали друг другу никоим образом не влиять на решенье ее. Но, когда я передал ей наш разговор, Ирина заявила, что выйдет замуж за меня и только за меня. Решение ее было бесповоротно, Дмитрий отступился. Облако омрачило нашу с ним дружбу и не рассеялось уже никогда».

Хотя историки спорят, кого князь Дмитрий любил больше – Ирину или ее жениха – Феликса, а может, сразу обоих и поэтому страдал вдвойне, не зная кого предпочесть. А пока страдал и думал над выбором, оба предмета его любви решили пожениться.


Великий князь Дмитрий Павлович - соперник или любовник Феликса Юсупова?

Однако родители невесты усомнились в правильности своего выбора и решили расторгнуть помолвку. Эту новость Юсупов узнал в Париже. Немедля, он отправился к великому князю Александру, чтобы переубедить. Как оказалось, Феликса перед его будущей родней оклеветали люди, которых он считал своими друзьями.


Феликс Юсупов на портрете Зинаиды Серебряковой

«Прибыв в Париж на Северный вокзал, я встретил графа Мордвинова. С ужасом услыхал я, что он послан великим князем Александром объявить мне о разрыве помолвки! Запрещалось мне даже искать встречи с Ириной и родителями ее. Тщетно засыпал я вопросами великокняжеского посланца. Заявил он, что более говорить не уполномочен.

Я был потрясен. Однако решил, что не позволю обращаться с собой, как с малым дитем. Прежде чем судить, они обязаны выслушать. Буду защищаться и счастье свое отстаивать. Я тут же и поехал в гостиницу, где жили великий князь с княгиней, поднялся прямиком к ним в номер и вошел без доклада. Разговор был неприятен обоюдно. Однако удалось мне переубедить их и добиться их окончательного согласия. На крыльях счастья я бросился к Ирине. Невеста моя еще раз повторила, что ни за кого, кроме меня, не пойдет. Впоследствии выяснилось, что тех, кто оговорил меня в глазах Ирининых родителей, считал я, увы, своими друзьями. Я и прежде знал, что помолвка моя для иных была несчастьем. Выходило, что они и на подлость пошли, лишь бы расстроить ее. Их привязанность ко мне, даже и в такой форме, взволновала меня».
Предполагают, отвергнутые поклонники Феликса решили помешать его свадьбе.

Настал день свадьбы. Без курьеза опять не обошлось. Жених застрял в лифте, и самому царю вместе с родственниками пришлось вызволять будущего зятя из беды.
«В день свадьбы карета, запряженная четверкой лошадей, поехала за невестой и родителями ее, чтобы отвезти их в Аничков дворец. Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды».

Описание свадьбы из мемуаров князя:
«Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты.

А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати – черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны – устроила всех.
Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

В сопровождении родителей я пересек две-три залы, уже битком набитые и пестревшие парадными платьями и мундирами в орденах, и вошел в часовню, где в ожидании Ирины занял отведенные нам места.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась.

Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил.
После венчанья мы во главе шествия отправились в приемную залу, где встали рядом с императорской семьей принять, как водится, поздравленья. Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла. Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравленьями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.

Наконец отъезд. Толпа родных и друзей на вокзале. И опять пожимания рук и поздравления. Наконец, последние поцелуи – и мы в вагоне. На горе цветов покоится черная песья морда: мой верный Панч возлежал на венках и букетах.

Когда поезд тронулся, я заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия».

Князья Юсуповы
Владимир Полушко

По знатности они не уступали Романовым, а по богатству значительно превосходили их. Начало юсуповскому роду было положено в 1563 году, когда два сына владетельного князя Ногайской Орды, Иль-мурза и Ибрагим-мурза, прибыли в Москву.

Царь Иван IV принял их благосклонно и наделил «по знатности рода» богатыми поместьями. Линия потомков Ибрагим-мурзы оборвалась рано. Младший же брат Иль-мурза умер в 1611-м, завещав своим пятерым сыновьям преданно служить России. Его внук и наследник Абдуллах в 1631 году принял православие и был наречен именем Дмитрий Юсупов. Вместо татарского именования «мурза» он получил титул князя и царские грамоты на потомственное владение новыми вотчинами. Первый князь Юсупов был пожалован в стольники, назначался на воеводские и посольские должности. Он значительно приумножил родовое богатство, женившись на богатой вдове Катерине Яковлевне Сумароковой, дочери близкого к царскому двору окольничего Хомутова.

Наследником большей части этих богатств стал их сын Григорий Дмитриевич Юсупов (1676 – 1730). Он был товарищем юношеских игр Петра I, а во взрослой жизни стал одним из ближайших сподвижников царя-реформатора. Князь Григорий участвовал в реализации всех, как мы сейчас бы сказали, «проектов» Петра I и, конечно же, поспешил с ним вместе на невские берега прорубать «окно в Европу». Так что история петербургской ветви семьи Юсуповых началась одновременно с историей нашего города. Князь Григорий был организатором российского галерного флота, членом Государственной Военной коллегии. При погребении Петра Великого только трое самых близких ему государственных сановников следовали сразу за гробом. Это были А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин и Г. Д. Юсупов.

«Птенцом гнезда Петрова» можно считать и наследника Григория Юсупова, его сына Бориса Григорьевича (1695 – 1759). В числе группы молодых дворянских отпрысков он был отправлен Петром на учебу во Францию, успешно окончил Тулонское училище гардемаринов. В правление «дщери Петровой» Елизаветы занимал ряд высоких государственных постов: был директором Ладожского канала, президентом Коммерц-коллегии.

Еще более заметных успехов на государственной службе добился Николай Борисович Юсупов (1750 – 1831). Он был членом Государственного совета, дипломатом высшего ранга, общался с королями и императорами, встречался с Вольтером, Дидро, Бомарше. В качестве верховного маршала коронации руководил церемонией венчания на царство трех российских императоров: Павла I, Александра I и Николая I. По поручению Екатерины II Николай Борисович собирал по всей Европе художественные работы лучших мастеров для императорской коллекции. Одновременно он начал собирать и собственную коллекцию, которая со временем стала одним из лучших частных собраний произведений искусства не только в России, но и во всей Европе. По признанию современников, Николай Борисович Юсупов был одним из самых истинно благородных и культурных людей своего времени, без малейшего намека на глупое чванство. Именно ему А. С. Пушкин посвятил стихотворение «К вельможе».

Внук «просвещенного вельможи», названный в честь легендарного деда Николаем Борисовичем-младшим (1827 – 1891), в 28 лет был главноначальствующим церемонии коронации Александра II. Но кроме почетных обязанностей и высоких титулов он унаследовал от деда творческую натуру, тонкий художественный вкус, страсть к коллекционированию и меценатству. Николай Борисович и сам был не чужд общению с музами. Он увлекался музицированием, занимался композицией. Его сонаты, ноктюрны и романсы исполнялись не только в петербургских залах, но и в музыкальных салонах других городов Европы. Отдал он дань и литературному творчеству: писал и романы, и религиозно-философские трактаты. Книги Н. Б. Юсупова хранятся в бывшей Императорской публичной библиотеке, вице-директором которой он был в течение четырех лет.

Н. Б. Юсупов-младший стал последним представителем древнего рода по прямой мужской линии – он умер, не оставив наследников мужского пола. За несколько лет до смерти он получил высочайшее разрешение на передачу фамилии, титула и герба мужу своей старшей дочери Зинаиды – графу Ф. Ф. Сумарокову-Эльстону, а затем нисходящему их потомству. К чести Юсуповых следует отметить, что еще в 1900 году (то есть задолго до грядущих катастрофических потрясений) было составлено завещание, по которому в случае пресечения рода все художественные ценности переходят в собственность государства и остаются в России.

Зинаида Николаевна Юсупова (1861 – 1939) завершает череду одухотворенно-прекрасных женщин, которые на протяжении веков украшали род Юсуповых. Мы можем судить об их красоте по старинным портретам, которые создавали лучшие художники. Портрет Зинаиды Николаевны писал великий Валентин Серов, который сумел передать нам свое восхищение духовной и физической красотой этой женщины. Рядом с этим портретом в Русском музее висит и портрет ее сына Феликса, созданный в том же 1903 году.

Князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1887 – 1967) стал самым известным из рода Юсуповых, хотя никаких ратных подвигов не совершал и на государственной службе не отличился. В начале ХХ века он был кумиром петербургской золотой молодежи, имел прозвище Русский Дориан Грей и на всю жизнь остался почитателем Оскара Уайльда. В 1914-м Феликс женился на великой княжне Ирине (Замечание хранителя сайта: Ирина Александровна носила тутул Княжны Императорской Крови), племяннице царя. Юсуповы породнились с Романовыми за три года до краха династии. В декабре 1916-го Феликс стал организатором монархического заговора, в результате которого в фамильном особняке на Мойке был убит Григорий Распутин. Заговорщики были уверены, что действуют ради спасения Российской империи. На деле же убийство Распутина только ускорило неизбежный крах трехсотлетней династии и последующие революционные потрясения.

В эмиграции Юсуповы впервые за всю многовековую историю рода узнали, что значит зарабатывать на жизнь. Феликс работал художником, писал и издавал мемуары. Жена его открыла белошвейную мастерскую и модный салон. Во время Великой Отечественной войны Феликс Юсупов проявил настоящее мужество и патриотизм, решительно отвергнув все предложения к сотрудничеству со стороны фашистов.

Юсуповы покинули Россию в 1919 году на борту английского дредноута «Мальборо», который прислал за вдовствующей императрицей Марией Федоровной ее августейший племянник король Георг V. Изгнание растянулось на долгие десятилетия. Возвращения дождалась только внучка Феликса Феликсовича Ксения, родившаяся во Франции в 1942 году. В 1991 году она впервые переступила порог фамильного особняка на Мойке, где располагался ленинградский Дом учителя.
7 января 1994 года на площадке парадной лестницы Юсуповского дворца Ксения Николаевна Юсупова-Сфири встречала гостей рождественского бала, которым открывались «Петербургские сезоны». Автор этих строк был в числе приглашенных. И прекрасно помню, что, несмотря на по-пролетарски скептическое отношение к дворянско-монархическим традициям (воспитанное многолетним опытом работы в советской журналистике), испытал что-то похожее на священный трепет. Это был один из тех редких моментов, когда зримо ощущаешь цикличность истории и то, что движется она если не по кругу, то по спирали точно.

В самом конце XIX века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала у набиравшего популярность художника Серова картину. Точнее картины, так как ей требовались портреты всех членов ее семьи.

Валентин Александрович славился тем, что крайне не любил писать «богатых, знаменитых и чванливых», но ему нравились княгиня и ее семья. Художник галантно заметил, что если бы все богатые люди были такими же, то в мире не осталось бы несправедливости и несчастий. Княгиня печально ответила, что далеко не все в жизни меряется деньгами. Увы, но история рода Юсуповых была настолько сложной и трагичной, что она имела все основания для грусти.

Происхождение рода

Происхождение семейства было очень древним. Даже в конце XIX века, когда среди высшей знати Российской империи было все больше выходцев из среды богатых купцов и фабрикантов, Юсуповы оставались не только богатыми, но и чтили свой род, много знали о своих древних корнях. В те годы похвастаться этим могли далеко не все.

Итак, история рода Юсуповых начинается с хана - Юсуфа-Мурзы. Он, прекрасно зная о славе Ивана IV Грозного, вовсе не желал ссориться с русскими. Желая примирения с грозным государем, он отослал к его двору своих сыновей. Иван такое поведение оценил: наследники Юсуфа не только были осыпаны деревнями и богатыми дарами, но и стали «навечно повелителями всех татар на земле Русской». Так они обрели новую Родину.

Так появились Юсуповы (князья). История русских родов пополнилась еще одной славной страницей. Сам же прародитель семейства кончил плохо.

Хан прекрасно знал, что в далекой и чужой Московии его сыновьям будет намного лучше. Только они успели пересечь пределы своего бывшего государства, как их отца вероломно заколол собственный брат. История рода Юсуповых гласит, что соплеменники настолько разъярились при дошедших до них вестях о том, что сыновья убитого хана приняли православие, что попросили одну из самых могучих степных колдуний наложить проклятие на весь их род. Страшным оно было.

Проклятие рода

Сами Юсуповы из поколения в поколение передавали слова проклятия: «И пусть из рода всего до 26 лет доживает только один. И да будет так, пока весь род не изведется под корень». Суеверия суевериями, но вот сбывались слова столь витиеватого заклятия неукоснительно. Сколько бы ни рожали женщины из этой семьи детей, до злосчастных 26 лет и более преклонного возраста всегда доживал лишь один из них.

Впрочем, современные историки говорят, что у семьи наверняка была какая-то генетическая болезнь. Дело в том, что «родовое проклятие князей Юсуповых» начало себя проявлять далеко не сразу, чтобы о том ни говорило предание. По одному ребенку начало выживать только после Бориса Григорьевича (1696-1759). До тех пор каких-то сведений о малом числе выживших наследников нет, что позволяет предположить наследственное заболевание. Это подозрение подтверждается тем фактом, что с девочками в роду все обстояло намного лучше - они куда чаще доживали до зрелых лет.

С тех пор у каждого главы рода был только один сын. Из-за этого на всем протяжении XVIII-XIX веков семья фактически находилась на грани полного исчезновения. Впрочем, это печальное обстоятельство имело и свою положительную сторону: в отличие от всех прочих княжеских родов, которые к концу XIX века в большинстве своем полностью промотали свои состояния, у Юсуповых с деньгами все было более чем в порядке.

Благополучие семейства

Впрочем, проблемы с генофондом никак не сказывались на материальном благосостоянии. К революции семья Юсуповых была лишь немногим «беднее» самих Романовых. Хотя история рода Юсуповых прозрачно намекает, что на самом деле род был куда богаче императорской фамилии.

Только по официальным сведениям, далеким потомкам Юсуфа принадлежало более 250 тысяч десятин земли, они же владели сотнями заводов, рудников, дорог и прочими доходными местами. Каждый год прибыль от всего этого переваливала за 15 миллионов (!) золотых рублей, что в переводе на современные деньги переваливает за 13 миллиардов рублей ежегодно.

Роскошь же дворцов, которые им принадлежали, вызывала зависть даже у семейств, чьи предки происходили еще из времен Рюрика. Так, в Санкт-Петербургском имении многие комнаты были обставлены мебелью, которая прежде принадлежала казненной Марии-Антуанетте. Среди их собственности были такие картины, что даже собрание Эрмитажа почло бы за честь заполучить их в свою коллекцию.

В шкатулках же женщин из рода Юсуповых небрежно лежали украшения, до того собранные по всему миру. Ценность их была невероятна. К примеру, «скромная» жемчужина «Пелегрина», с которой Зинаиду Николаевну можно увидеть на всех картинах, когда-то была принадлежностью знаменитой испанской короны и была любимым украшением самого Филиппа II.

Впрочем, счастливыми считали их семью все, вот только не радовались этому сами Юсуповы. История рода избытком счастливых дней никогда не отличалась.

Графиня де Шово

Бабушка Зинаиды Николаевны, графиня де Шово, наверняка прожила самую счастливую жизнь (по сравнению с остальными женщинами семьи). Она происходила из древнего и благородного рода Нарышкиных. Зинаида Ивановна была выдана за Бориса Николаевича Юсупова в совсем еще молодом возрасте.

Она родила своему зрелому мужу сначала сына, а потом и дочь, которая умерла при родах. Только потом она узнала, что с таким сталкивались все Юсуповы. История рода настолько впечатлила молодую еще девушку, что рожать еще она наотрез отказалась: «Мертвецов плодить не хочу».

О тяготах семейной жизни

Мужу она сразу заявила, что тот волен бегать за всеми дворовыми девками, она его неволить не станет. Так они и жили вплоть до 1849 года, пока старый уже князь не скончался. Княжне на ту пору не было даже сорока лет, а потому она, как сейчас принято выражаться, «пустилась во все тяжкие». В те годы сплетни о ее похождениях передавались по всей империи, что уж говорить о Петербурге!

Но самым скандальным эпизодом ее биографии стало страстное увлечение одним молодым народовольцем. Когда его заточили в она забросила все балы и маскарады, правдами и неправдами добиваясь для своего возлюбленного смягчения тюремного режима.

Новый муж

В те годы и за меньшие прегрешения можно было вылететь из высшего света, но Зинаиду Ивановну жалели: как-никак Юсуповы! Невероятная история имела свое продолжение, но долгое время считалось, что с причудами княгини покончено. Ее кутежи внезапно прекратились, женщина долгое время жила полной затворницей. Затем она встречает красивого, родовитого, но полностью разоренного француза, влюбляется и навсегда покидает Россию. Она отказалась от «проклятой фамилии» и стала графиней де Шово, маркизой де Серр.

Странная находка

Все забыли об этой странной и глупой истории, но тут грянула революция. Большевики прекрасно знали о богатствах семьи, так как проклятие рода князей Юсуповых даже в Москве у всех было на слуху. Они предполагали, что «чокнутая буржуйка» вполне могла припрятать свои драгоценности где-то в своем бывшем доме на Литейном проспекте, а потому простучали все его помещения буквально по миллиметру. Их ждала совершенно невероятная находка: они обнаружили потайную комнату, дверь в которую была замурована.

В помещении стоял гроб, в котором покоилось забальзамированное тело молодого человека. Можно смело предполагать, что разгадка пропавшего народовольца найдена. Скорее всего, графиня не смогла добиться пересмотра приговора, а потому и пустилась в загул. Только выкупив тело своего казненного возлюбленного, она сумела успокоиться.

У Зинаиды Ивановны, как мы уже и говорили, был единственный сын. У самого Николая Борисовича Юсупова имелось сразу трое детей. Старшим был сын Борис. Имелись две дочери - Зинаида и Татьяна. Никого не удивило, что Борис в раннем возрасте скончался от скарлатины. Родителей утешало только лишь то, что дочери росли красавицами и были совершенно здоровыми. Вот только в 1878 году с Зинаидой приключилось несчастье.

Новая беда

Семья осенью того года жила в своем Архангельском имении. Николай Борисович, будучи постоянно занят на службе, домой приезжал редко и ненадолго. Татьяна предпочитала читать, а Зинаида любила совершать длительные конные прогулки. Однажды она поранила ногу. Ранка была крошечной и с виду не представляла никакой опасности, но к вечеру у девушки поднялась температура.

Доктор Боткин, спешно вызванный в имение, поставил неутешительный диагноз. Заражение крови в те времена заканчивалось только смертью. К утру у Зинаиды температура не спала, она впала в беспамятство. Казалось, что род князей Юсуповых вскоре понесет очередную потерю.

Иоанн Кронштадтский: явление

Впоследствии Зинаида вспоминала, что в том странном и зыбком состоянии, которое отделяло явь от грез, ей привиделся святой Иоанн Кронштадтский, с которым ее семья давно дружила. Когда она внезапно пришла в сознание, старца срочно вызвали в имение. Он помолился за нее, и девушка быстро пошла на поправку. Вот только печальная история княжеского рода Юсуповых на том не завершилась. В 22 года Татьяна умерла от кори.

Продолжение рода

Неудивительно, что старый князь страстно желал замужества дочери. Зинаида Николаевна затем вспоминала, что отец, который к тому времени стал много болеть, очень боялся не дожить до времени появления внуков.

Вскоре претендент нашелся. Молодую Юсупову сосватал болгарский князь Баттенберг, который приходился прямым родственником императорской чете. В свите у князя состоял скромный юноша Феликс Эльстон, в обязанности которого входило представление будущей невесты жениху. И тут грянул гром. Феликс и Зинаида влюбились буквально с первого взгляда, причем чувства были взаимными. Вскоре молодые обвенчались.

Николай Борисович сначала едва не упал в обморок от столь экстравагантного решения дочери, но перечить своей единственной наследнице не посмел. Всего через год у молодой пары родился первенец, которого в честь деда назвали Николаем.

Новые потрясения

Мальчик был очень замкнутым и нелюдимым, княжна всю жизнь старалась приблизить его к себе, но особых успехов не достигла. В Рождество 1887 года маленький мальчик с ледяным спокойствием сказал своей матери: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети». Вскоре оказалось, что одна из нянек рассказала ему о том, что Юсуповы - проклятый род. Глупую женщину тут же уволили. Зинаида, которая к тому времени ждала рождения второго ребенка, со страхом думала, как его встретит его старший брат.

Поначалу все указывало на то, что мальчик ненавидит своего младшего брата Феликса. Только когда тому стукнуло десять лет, они стали нормально общаться. Но все современники отмечали, что отношения между двумя молодыми князьями напоминали просто крепкую дружбу, но никак не братскую любовь. Так продолжилась история рода Юсуповых. Обсуждение страшного проклятия, которое висело над их семьей, постепенно сошло на нет. Но тут настал 1908 год.

Гибель Николая

Николай без ума влюбился в Марию Гейден, которая вскоре должна была выйти замуж за Арвида Мантейфеля, причем свадьба состоялась, так как молодые любили друг друга.

Несмотря на отчаянные увещевания всех друзей, оскорбленный Николай поехал за ними в свадебное путешествие. Дуэль была только делом времени. Она состоялась 22 июня 1908 года. Николай погиб за полгода до своего двадцать шестого дня рождения. Родители едва не сошли с ума от горя, и отныне все их помыслы были направлены на молодого Феликса. К несчастью, случилось очевидное: избалованный мальчик стал «испорченным херувимом», жадным и капризным.

Впрочем, беда была не в этом, а в его исключительной расточительности. Когда в 1919 году семья отплывала из полыхающей России, денег у них было более чем достаточно. Всего за пару «мелких и блеклых» бриллиантов Феликс купил паспорта Франции всем своим домочадцам, они приобрели дом в Булонском лесу. Увы, но князь не отказался от той вольготной жизни, которую вел на родине. В итоге его жену и дочь Ирину похоронили прямо в могиле Зинаиды Николаевны. Денег на похороны не было. Род прервался окончательно.

Описывая историю нашего края (Ракитянского района Белгородской области), невозможно обойти стороной повествование об одном из влиятельных княжеских родов – Юсуповых, оставивших неизгладимый след в истории России.

В книге князя Феликса Феликсовича Юсупова «Перед изгнанием 1887-1917» дается краткая биография Юсуповского рода:

«Семейный архив представляет нам основоположника рода князей Юсуповых – Абубекира бен Райока, который жил в VI веке и был потомком пророка Али – племянника Магомета. Он был верховным правителем и получил имя Эмира аль Омра – князя князей, султана султанов и ханов. Его потомки занимали также видные должности: были царями в Египте, Дамаске, Антиохии и Константинополе. Некоторые из них правили Меккой…

…Хан Юсуф среди мурз / мурза – татарский князь/ был наиболее могущественным и наиболее образованным»

Хан Юсуф был правителем Ногайской Орды.

«…Царь Иван Грозный, которому хан Юсуф был предан в течение двадцати лет, считал Ногайскую Орду суверенным государством и обращался к его главе как к равному, называя своего союзника: «Мой друг. Мой брат.»

Юсуф имел восемь сыновей и одну дочь – Сумбеку, ставшую царицей Казани. Княжна прославилась своей красотой, умом, пылкостью и отвагой…

Сумбека правила с миром своим царством несколько лет. Вскоре у нее возникли распри с Иваном Грозным. Осажденная Казань капитулировала перед более могучей русской армией, и царица Сумбека стала пленницей…

Сумбека так и умерла пленницей на тридцать седьмом году жизни. Но воспоминания не дали ее имени кануть в вечность…

…После смерти Юсуфа его потомки без передышки воевали друг с другом до конца XVII века. Его правнук Абдул-Мурза принял православие, был наречен Дмитрием и при царе Федоре получил фамилию и титул князя Юсупова…» Женили Дмитрия на русской княгине Татьяне Федоровне Коркодиновой. Новоявленные русские князья женились на представительницах знатейших родов.

«…Сын князя Дмитрия Григорий Дмитриевич был одним из сподвижников Петра Великого. Он участвовал в создании флота и принимал самое активное участие в сражениях, а также в правительственных реформах великого царя. Его ум и его характер снискали ему уважение и дружбу Государя…»

Генерал-лейтенант князь Григорий Дмитриевич Юсупов /1676-1730/ был героем Полтавской битвы.

При Петре II /царствовал с 1727по 1730гг,/ князьям Юсуповым были сделаны большие пожалования в Курской губернии, в том числе слобода Ракитная; тот же император жалует Григорию Дмитриевичу в Москве нынешний Юсуповский дворец.

«…Сын Григория Юсупова Борис /1695-1759/ продолжал дело предков… В царствование императрицы Анны князь Борис Григорьевич получил чин генерал- губернатора Москвы, а при императрице Елизавете был директором Шляхетского кадетского корпуса. Он был очень популярен среди своих учеников, и они видели в нем скорее друга, нежели начальника. Он выбрал наиболее одаренных из них, чтобы создать любительскую труппу актеров. Они играли классические пьесы, а также произведения своих сверстников… Императрица Елизавета услышала молву о труппе, состоявшей исключительно из русских, что было для того времени новинкой. Их пригласили в Зимний дворец дать представление. На государыню это произвело впечатление, и впоследствии она даже находила некоторую прелесть в том, чтобы самой заниматься одеванием актеров; она предоставляла свои лучшие наряды и свои украшения молодым людям, которые играли женские роли. Это подтолкнуло князя Бориса к тому, чтобы императрица Елизавета подписала в 1756 году приказ создать в Санкт–Петербурге первый публичный театр. Артистическая деятельность князя не отвлекала его от государственных дел…

Князь Борис имел двух сыновей и четырех дочерей…»

Его дочери вышли замуж за Измайлова, Протасова, Голицына, герцога Курляндского. Из всех детей Бориса Григорьевича Юсупова наиболее значимой личностью был его сын Николай /1751-1831/.

Феликс Феликсович Юсупов пишет о нем так: «Князь Николай- это одна из наиболее примечательных фигур в нашем роду. Он прожил жизнь интеллигента и оригинала: великий путешественник, эрудит, знавший пять языков, был очень известной личностью для своей эпохи. Николай Борисович проявил себя как меценат науки и искусства и был также советником и другом императрицы Екатерины; жил в царствования Павла I, Александра I, Николая I…

Князь Николай гордился дружбой с королем Пруссии Фридрихом Великим и императором Австрии Иосифом II.Он был знаком с Дидро, Д’ Аламбером и Бомарше. Последний сочинил для него стихи с пожеланием счастья. Вольтер после первой встречи с князем написал Екатерине II о том, что благодарит ее за удовольствие знакомства с очень интересным человеком…»

Николай Борисович также являлся родственником и собеседником А.С.Пушкина. Среди самых высоких наград империи, титулов, звезд и имений, высшая – это послание к нему А.С.Пушкина, состоящее из 106 стихотворных строк.

«В 1793 году князь Николай женился на Татьяне Васильевне Энгельгардт /1767-1841/, за пять лет до этого бывшей супругой князя Потемкина /речь идет о генерале Потемкине М.С.- родственнике светлейшего князя Григория Потемкина/…

После смерти князя Николая Борисовича все имения перешли к его сыну Борису Николаевичу Юсупову /1794-1849/. Он не разделял мировоззрения отца. Независимая натура, прямота и откровенность обеспечили ему больше неприятелей, чем друзей. Когда его выбирали предводителем Санкт –Петербургского дворянства, решающую роль сыграли не его ранг и состояние, а доброта и порядочность…»

Князь Борис был женат дважды. Сначала на княгине Прасковье Павловне Щербатовой, умершей от родов, когда ей было 24 года. Затем на Зинаиде Ивановне Нарышкиной /впоследствии графиня де Шево/, от которой и родился сын Николай Борисович – младший.

Князь Николай Борисович Юсупов – младший /1827-1891/, писатель, музыкант, философ-богослов, вице-директор императорской Библиотеки. Автор двухтомного издания «О роде князей Юсуповых…»,1866-67гг. От брака с графиней Татьяной Александровной де Рибопьер /1828-1879/ у него было трое детей. К сожалению, сын Борис умер очень рано, дочь Татьяна – в 22 года. Таким образом княжна Зинаида Николаевна осталась наследницей огромного состояния. В результате того, что наследников мужского пола у Николая Борисовича не осталось, именно на Зинаиде Николаевне Юсуповой и пресекся прямой род ногайских мурз.

В элитарном журнале «Наше наследие» /5-й номер за 1990г./ опубликован ее портрет в детстве, написанный неизвестным художником. Уже тогда девочка обещала стать красавицей и стала ею на радость матери. Л.Н.Толстой в своих «Автобиографических записках» пишет: «Зинаида Николаевна остается для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. Казалось, она задалась целью всякого обворожить и очаровать, и всякий, кто к ней приближался, невольно попадал под ее очарование. Очень приятное лицо с очаровательными светло-серыми глазами, которые она то прищуривала, то как-то особенно открывала, улыбаясь при этом прелестным маленьким ртом. Стройная фигура и рано поседевшие волосы придавали ей впоследствии вид напудренной куколки…»

В 1887 году княжна Зинаида Николаевна Юсупова выходит замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова–Эльстон. Его отец – Феликс Николаевич Сумароков –Эльстон /1828-1877/ был внебрачным сыном венгерской графини Жозефины Форгач и прусского короля Фридриха-Вильгельма IV. /Другие авторы называют отцом Феликса Николаевича барона Карла Хюгеля или «одного венского банкира»/ (Замечание хранителя сайта: в семейной традиции Юсуповых матерью Феликса Николаевича признается графиня Катарина фон Тизенгаузен, внучка светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского). Семилетним мальчиком в 1827 году по неизвестным причинам он был перевезен в Россию графиней Тизенгаузен, урожденной Кутузовой. Ему была дана фамилия Эльстон – по имени героя одного английского романа. Феликс Николаевич Эльстон женился в 1856 году на графине Сумароковой и получил графский титул.

И вот спустя годы его сын Феликс Феликсович Сумароков – Эльстон благодаря браку с княжной Зинаидой Николаевной Юсуповой был возведен в княжеское достоинство с условием, что княжеский титул унаследует только его старший сын. Старшим сыном у Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича был Николай, но так как в возрасте 26 лет он был застрелен на дуэли, титул с особого разрешения Николая II перешел его младшему брату Феликсу.

Итак, последнее имя князя Юсупова гласит: князь Юсупов, граф Сумароков–Эльстон.

Последний носитель этих громких титулов Феликс Феликсович Юсупов /1887-1967/, окончивший Оксфордовский университет, генерал-майор свиты (Замечание хранителя сайта: здесь автор статьи спутал князя Феликса с его отцом Феликсом Юсуповым-старшим, генерал-адьютантом был именно он. Сын его генеральского звания не имел.), женившийся на великой княжне Ирине Александровне Романовой /племяннице царя Николая II/, более всего запомнился ракитянским жителям.

Семья Юсуповых вдохновляла на прекрасные работы и великих художников. Одним из таких художников был замечательный русский живописец Валентин Серов. Его кисти принадлежит множество картин, писанных с членов этой семьи; портрет З.Н.Юсуповой,1900-1902 гг.; портрет Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон,1903 г.; портрет Ф.Ф.Юсупова,1903 г. и др.

Феликс Феликсович Юсупов, благодаря своему высокому происхождению, не приложив к этому ни малейших усилий, являлся наследником сказочных богатств, которые, как из рога изобилия, сыпались на него. Он имел вес в светском обществе, безупречную репутацию, высокие связи, короче, все, чтобы жить беззаботно.

Постоянно путешествуя по миру, Феликс Юсупов не забывал посещать и свои родовые имения. Вот что он пишет в книге «Перед изгнанием».

«…Перед тем как отправиться в Крым, где мы проводили осень, мы останавливались для охоты в Ракитном, в Курской губернии. Это одно из самых обширных наших имений включало сахарный завод, многочисленные лесопильни, кирпичные и шерстяные заводы и множество скотных ферм. Дом управляющего и его подчиненных находился в центре владения. Каждое подразделение - конюшни, псарни, овчарни, курятники и т.д. – имело отдельное управление. Лошади с наших заводов одержали не одну победу на ипподромах Петербурга и Москвы.

Лошади были моим любимым спортом, и одно время я интересовался исключительно псовой охотой. Я любил галопировать по полям и лесам, держа на привязи борзых. Часто собаки замечали дичь впереди и делали такие прыжки, что я едва удерживался в седле. Всадник держал повод на ремне через плечо, а другой конец сжимал в правой руке: достаточно было раскрыть руку, чтобы отпустить собак, но если он не имел зоркого взгляда и быстрой реакции, то рисковал быть выбитым из седла.

Мой интерес к охоте был недолгим. Крики зайца, которого я ранил из ружья, были так мучительны, что с этого дня я отказался участвовать в жестокой игре.

Наша жизнь в Ракитном не оставила у меня особенно приятных воспоминаний. С тех пор как я потерял вкус к охоте, я видел в ней лишь отвратительное зрелище. Однажды я раздарил все свое оружие и отказался ехать с родителями в Ракитное…»

Но все-таки Феликсу Юсупову еще пришлось побывать в своем имении в Ракитном. После убийства Григория Распутина, инициатором которого выступал князь, он сюда и был сослан…

Царь Николай II наказывает организаторов и исполнителей убийства: Пуришкевич едет на фронт, великий князь Дмитрий Павлович – в Персию, а князю Феликсу Юсупову местом ссылки назначено имение в Курской губернии – Ракитное.

Из книги Ф.Ф.Юсупова «Перед изгнанием 1887-1917»:

«…Путешествие было медленным и без развлечений, но я был рад по приезде увидеть родителей и Ирину, которые, предупрежденные тестем, тут же выехали из Крыма ко мне в Ракитное, оставив нашу маленькую дочку с кормилицей в Ай-Тодоре.

Мой приезд в Ракитное не прошел незамеченным, но любопытные наталкивались на приказ никого не впускать.

Наша жизнь в Ракитном текла довольно монотонно. Главным развлечением были прогулки в санях. Зима была морозная, но великолепная. Солнце сияло, и ни малейшего дуновения ветра; мы выезжали в открытых санях при 30 градусах ниже нуля и не мерзли. Вечером - читали вслух…»

Последние годы жизни Юсупова прошли в Париже. В 60-лет он выглядел молодцевато, так же изящно одевался, так же, как в юности /до и после женитьбы/, слегка красил губы и щеки, любил принимать расслабленные позы, при этом на лице его царила давно заученная двусмысленная улыбка. Все десятилетия, отделяющие его от ночи на 18 декабря 1916 года, когда он совершил свой самый значительный поступок, Феликс Юсупов прожил как убийца Распутина и больше уже не пускался ни в какие политические авантюры. В парижских, лондонских, нью-йорских гостиных шушукались при его появлении, глядели на него с волнующим любопытством, и он как должное принимал такие знаки внимания.

Убивая Распутина, Юсупов, вероятно, мечтал стать кумиром всей России.

Первые годы эмиграции Юсуповы не бедствовали. Какая-то часть состояния оказалась у них за границей. Но привычка к роскоши скоро подорвала эту базу.

На русском кладбище Сен-Женевьев де Буа близ Парижа под русским православным крестом захоронены: княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, ее сын Феликс Феликсович Юсупов и невестка княгиня Ирина Александровна, урожденная великая княжна Романова (Замечание хранителя сайта: Ирина Александровна не носила титул Великой Княжны, а, будучи правнучкой Императора Николая I по отцу и внучкой Императора Александра III по матери, обладала титулом Княжны Императорской крови), дочь Феликса и Ирины – графиня Ирина Феликсовна Шереметева и ее муж граф Николай Дмитриевич Шереметев.

У графа и графини Шереметевых в 1942 году родилась дочь Ксения. В 1965 году в Афинах она вышла замуж за грека Илию Сфири, и у них в 1968 году родилась дочь Татьяна – правнучка Феликса и Ирины Юсуповых.

После революции Ксения с дочерью Татьяной, единственные из рода Юсуповых, побывали в России, на родине своих предков.
Такова вот история рода бывших владельцев и устроителей ракитянской земли.



Понравилась статья? Поделитесь ей