Контакты

Урок по литературному чтению на тему И.А. Куприн "Слон" (3класс). Конспект урока по литературному чтению (3 класс)А.И. Куприн «Слон» V. Проверочная работа по изученному произведению

Маленькая девочка Нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор — высокий, седой, в золотых очках — рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати всё видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:

— Главное, — не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.

— Ах, доктор, но она ничего не хочет!

— Ну, не знаю... вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки... какие-нибудь лакомства...

— Нет, нет, доктор, она ничего не хочет...

— Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь... Ну, хоть чем-нибудь... Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, — то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем... До свидания, сударыня!

— Милая Надя, милая моя девочка, — говорит мама, — не хочется ли тебе чего-нибудь?

— Нет, мама, ничего не хочется.

— Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

— Спасибо, мама... Мне не хочется... Мне скучно...

— Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

— Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!

— Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и всё курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и всё... курит, курит, курит... И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

— Тебе что-нибудь нужно? — спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

— Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на картинке... Можно?

— Конечно, моя девочка, конечно, можно.

Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:

— Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.

— Ты погляди только, Надя, — говорит папа. — Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:

— Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки... Только... помнишь... ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона... и ни разу не повез...

— Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах... И потом, где я его достану?

— Папа, да мне не нужно такого большого... Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого... Хоть слоненышка.

— Милая девочка, я рад всё для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это всё равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Девочка грустно улыбается.

— Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника... настоящего.

И она тихо закрывает глаза и шепчет:

— Я устала... Извини меня, папа...

Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:

— Ольга! Пальто и шляпу!

В переднюю выходит жена.

— Ты куда, Саша? — спрашивает она.

Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.

— Я сам, Машенька, не знаю куда... только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.

Жена смотрит на него тревожно.

— Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?

— Я совсем не спал, — отвечает он сердито. — Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером всё будет видно.

И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.

Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки — одни в красных юбках, другие в синих штанишках — ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.

Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.

— Извините, пожалуйста, — говорит Надин отец. — Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:

— Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.

По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова... Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?

— Ну вот... Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но... спаси бог... вдруг ее болезнь окончится плохо... вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего желания!..

Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:

— Гм... А сколько вашей девочке лет?

— Гм... Моей Лизе тоже шесть. Гм... Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал... Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.

— О, конечно, конечно... не беспокойтесь об этом...

— Потом: позволит ли полиция водить один слон в один дом?

— Я это устрою. Позволит.

— Еще один вопрос: позволит ли хозяин вашего дома вводить в свой дом один слон?

— Позволит. Я сам хозяин этого дома.

— Ага! Это еще лучше. И потом еще один вопрос: в котором этаже вы живете?

— Во втором.

— Гм... Это уже не так хорошо... Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов.

Надин отец задумывается на минуту.

— Знаете ли что? — говорит он. — Поедем сейчас ко мне и рассмотрим всё на месте. Если надо, я прикажу расширить проход в стенах.

— Очень хорошо! — соглашается хозяин зверинца.

Ночью слона ведут в гости к больной девочке.

В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.

Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.

Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.

Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:

— Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.

Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.

Но перед лестницей слон останавливается в беспокойстве и упрямится.

— Надо дать ему какое-нибудь лакомство... — говорит немец. — Какой-нибудь сладкий булка или что... Но... Томми!.. Ого-го!.. Томми!

Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. Однако немец оказывается хитрее. Держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним. На площадке Томми получает второй кусок.

Таким образом его приводят в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой... Слона привязывают за ногу к кольцу, ввинченному в пол. Кладут перед ним свежей моркови, капусты и репы. Немец располагается рядом, на диване. Тушат огни, и все ложатся спать.

На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает:

— А что же слон? Он пришел?

— Пришел, — отвечает мама, — но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.

— А он добрый?

— Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.

— А он смешной?

— Немножко. Надень теплую кофточку.

Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна.

Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.

Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:

— Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.

Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку.

— Здравствуйте, как вы поживаете? — отвечает она. — Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?

— Здравствуйте, Томми, — произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». — Как вы спали эту ночь?

Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

— Ведь он всё понимает? — спрашивает девочка немца.

— О, решительно всё, барышня!

— Но только он не говорит?

— Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.

— А вы, Томми, уже пили чай? — спрашивает девочка слона.

Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.

Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?

— Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.

Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.

Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами:

— Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла — это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа — Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это — Матрёшка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но всё-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети.

Томми согласен. Он смеется, берет Матрёшку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка.

Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую.

Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет:

— Это лошадь, это канарейка, это ружье... Вот клетка с птичкой, вот ведро, зеркало, печка, лопата, ворона... А это вот, посмотрите, это слон! Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?

Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.

Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:

— Позвольте, я всё это устрою. Они пообедают вместе.

Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон — разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону — теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое — девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве.

После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям.

— Не бойтесь, он добрый! — успокаивает их девочка.

Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают.

Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают.

В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота...

Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:

— Мо-лоч-ка!

Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне. Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:

— А слон?

Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Конспект пробного урока

По литературному чтению

Проведенного в 3 «в» классе

Ивановой Татьяны Александровны

Место проведения: МБОУ СШ №22

Дата проведения: 01.02.2017г.

Руководитель-консультант:

Мищенко Татьяна Николаевна

Руководитель-наставник:

Бурунина Марина Александровна

Заведующая педагогической практикой:

Мастеренкова Инна Ивановна

Оценка:

Волгодонск

2017г.

Предмет : Литературное чтение

Класс:

Тема : «Слон» И.А.Куприн

Тип урока : Продолжение изучения рассказа

Цели:

    Проверка домашнего задания;

    Расширение словарного запаса;

    формировать речевые и мыслительные навыки;

    развивать умение анализировать поступки героев произведения;

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;

Умение анализировать произведение;

Формирование открыто выражать свою позицию

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Оформлять свои мысли в устной форме;

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Осуществлять анализ объектов;

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;

Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Предметные:

Анализировать и отвечать на поставленные вопросы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать речь других;

Оформлять свои мысли в устной форме.

Задачи :

    воспитательные: воспитание трудолюбия, стремления к получению знаний;

    развивающие: уметь определять идею произведения; развитие оценочных суждений; формировать положительное отношение к труду.

    образовательные: дать представление об авторе и познакомить с произведением.

Основные понятия:

Межпредметные связи: Русский язык

Ресурсы:

    основные: литература 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Клейманова, В.Г. Горецкий Школа России. «Просвещение» 2013г., презентация к уроку.

Организация пространства : фронтальная работа, самостоятельная работа.

Регулятивные УУД:

Формирование способности к организации своей деятельности.

2. Актуализация раннее изученного

- Ребята, а вы знаете, кто такой Александр Иванович Куприн?

На прошлом уроке вы с ним немного познакомились, посмотрите на доску это висит его портрет. А вы хотите узнать что Куприн написал для детей?

- Александр Иванович Куприн - русский писатель-реалист. Родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер, когда Александру не исполнилось и двух лет. Мать отдала его в сиротское училище, потом он окончил военную гимназию.

Еще в гимназии Куприн напечатал свой первый рассказ. Александр Иванович готовился к военной карьере, но не поступил вышел в отставку. Поселился Куприн в Киеве.

За свою жизнь писатель перепробовал массу различных профессий - от грузчика до дантиста, журналиста. Бедствуя и скучая по родине, в мае Куприн решил вернуться в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен. Умер Куприн 25 августа 1938 г.

Ребята, также Александр Иванович написал много детских книг, посмотрите на экран, здесь представлена книжная выставка, самые знаменитые детские книги « Скворцы», « Ю-ю», « Изумруд», «Белый пудель», вы можете взять их для самостоятельного чтения.

Скажите ребята, а с каким произведением Куприна вы начали знакомиться на прошлом уроке?

Правильно. Скажите, почему папа хотел пригласить слона?

Молодцы. А кого пригласили лечить девочку? (назвать имя)

Давайте найдем в тексте описание доктора

А давайте прочитаем, о чем мама разговаривает с доктором? Найдите в тексте диалог мамы и доктора. Будем читать по ролям.

Так о чем они разговаривали?

Правильно. Дети, а кто еще кроме мамы переживает за девочку?

Найдите в тексте описание папы

Скажите, а почему плечи папы трясутся?

Молодцы. Но что же случилось однажды? Давайте узнаем и прочитаем разговор мамы с дочкой. Чтение по ролям

О чем же был разговор?

Скажите, а какого слона приводит папа? Найдите описание в тексте.

А девочка рада такой игрушке?

Что тогда решает папа?

- да, нам показывали его на прошлом уроке

Да

Внимательно слушают

Рассматривают книжную выставку

- «Слон»

Потому что девочка болела

Доктора – Михаил Петрович

Ищут и читают описание доктора

Читают диалог по ролям

О том, что девочку нужно развеселить или дать любимую игрушку.

Папа

Читают описание папы

Потому что он плачет

Читают по ролям

О том, что девочке приснился сон, но она не могла вспомнить, но потом сказала что хочет слона

Игрушечного, ищут описание в тексте

Нет

Пойти в зверинец

Познавательные УУД:

Ориентировка в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя; оформление своих мыслей в устной форме.

Личностные УУД: открыто выражать свою позицию.

Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний; нахождение ответов в тексте; составление ответов на поставленные вопросы.

3. Словарная работа

- Молодцы ребята, вы все правильно сказали. В рассказе «Слон» есть незнакомые для вас слова и мы их сейчас разберем. Кто-то из вас знает, что такое «вершки?» Вершки – это верхняя часть растения, что находится на земле.

Значение слова «Пуд» кто знает? Пуд – это русская мера веса.

Что такое «Попона» - это покрывало для лошади, а также для других домашних животных.

Может кто знает, кто такой «Городовой?» - это смотрящий, т.е. полицейский

Как понимаете выражение «Чудотворная икона?» - в и церквях , почитаемое как источник различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

Запомните эти слова.

Да/нет

Кто знает отвечает

Слушают

Слушают/отвечают

Слушают

Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний, знание определений предоставленным учителем.

Коммуникативные УУД : слушание и понимание учителя; оформление своих мыслей в устной форме.

4. Физкультминутка

- Вы немного устали, давайте с вами разомнемся. Встаем из-за парт. Повторяем за мной

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три - вперёд наклон,

Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон -

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

- Выполняют физкульминутку

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты,выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках.

5. Продолжение изучения рассказа

Присаживайтесь. Скажите ребята, а как вы думаете, что будет дальше в рассказе?

Так давайте узнаем, привел ли папа девочке слона. Начинаем читать.

Молодцы ребята, мы с вами много прочитали, скажите вам понравилось продолжение?

Скажите ребята, в какое время суток вели слона? И Кто его вел?

Скажите ребята, а как заманили слона в подъезд?

Молодцы, а как же слон поместился в подъезде?

Ребята, посмотрите на экран, здесь представлены иллюстрации, скажите, какие действия происходят на этих изображениях?

Отвечают

Да

Ночью, городовой

Ему купили фисташковый торт

Расширили проходы

Как девочка сидела со слоном за столом и как слона манили в дом

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и обдумывание последующих действий в тексте.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь товарищей и учителя; договор с учителем о правилах поведения при чтении.

6. Итог, д / З

Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня поработали. Д/З прочитать стр. 30-35. Спасибо за урок, до свидания.

Записывают д/з

Личностные УУД: самооценка

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс УМК «Школа России» Учебник «Родная речь» 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение, 2008.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ… Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Верите ли вы, что слон может ночевать в одной комнате с человеком? Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя «простую истину » ?

Александр Иванович Куприн 01.05.17

Рассказы для детей 01.05.17

Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит…. Слон РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

01.05.17 1.Чем, по мнению доктора, была больна девочка? А) заболеванием почек Б) опасным инфекционным заболеванием В) равнодушием к жизни

01.05.17 2.Что посоветовал доктор? А) развеселить, рассмешить девочку Б) свозить девочку на лучший курорт В) купить очень редкое и дорогое лекарство

01.05.17 3. Почему так трудно было выполнить рекомендацию врача? А) у родителей девочки было мало денег Б) лекарство было почти невозможно достать В) девочка была равнодушна ко всему

01.05.17 4. О чём девочка попросила маму? А) привести ей какое – нибудь редкое животное Б) привести ей слона В) познакомить её с настоящим волшебником

01.05.17 5.Что привёз девочки папа? А) игрушечного крокодила Б) игрушечного слона В) книжку с картинками об Африке

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Куприн «СЛОН»

Зарядка окончилась. Ты молодец!

1–я группа. Чем больна девочка? 2–я группа. Что испытывают близкие Нади? 3- я группа. Каким видит живого слона Надя? 4- я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону? 14.08.2014 4 Работа в группах

Иллюстрация Г.Мазурина 14.08.2014 5

Пословицы! 14.08.2014 6 Детство –время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. О силе родительской любви.

14.08.2014 8 Добро красота ласка тепло счастье веселье жизнь любовь семья

Семья Дружная, любящая. Заботится, оберегает, поддерживает! Помогает преодолевать любые трудности! Крепость! синквейн

Рефлексия! Сегодня на уроке я узнал… Мне показалось интересным… Меня удивило… Я хочу похвалить …, за… 14.08.2014 10

Ответы к тестовым заданиям ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр 25 - 40 Пересказать текст коротко: 1гр. – от имени девочки Нади 2 гр. – от имени папы 3 гр. – от имени мамы 4 гр. – от имени доктора 5 гр. - от имени дрессировщика

Cлайд 1

Cлайд 2

Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой. Работа над скороговоркой. Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.

Cлайд 3

Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – всё потерял. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Cлайд 4

Прочитайте еще раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон». Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами. Они подходят к рассказу «Слон». 1.В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. 2.В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. 3.Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

Cлайд 5

А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план. Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план. План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий. Каким бывает план?

Cлайд 6

Деление текста на части. кратким развёрнутым подробным Прочитайте, что нужно для составления плана?

Cлайд 7

Деление текста на части Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...». Шестая часть: до конца.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Тема урока: А. И. Куприн "Cлон".

Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. 3 класс. II часть.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

Раскроют идейно-художественный смысл произведения через обобщение текста произведения и образ автора произведения.

Научатся работать с текстом: определять о ком и о чем говорится в произведении, жанр, развитие сюжетной линии, составлять план, соотносить изменение настроений героя и читателей.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью сердечек)

Коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Оборудование и материалы для урока: презентация для сопровождения урока; книги рассказов для детей А.И.Куприна;

ТСО: CD-плеер, компьютер, проектор.

Организационная структура урока

1 . Организация начала урока.

Проверим готовность к уроку.

Доброе утро, солнце! Доброе утро, небо! Доброе утро, гости! Доброе утро, всем нам!

2. Постановка цели и задачи урока.

Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведем речь о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь.

Стадия вызова

(Слайд 2). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

(Слайд 3).

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.

Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?

Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей

Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).

Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

(Слайд 5).

Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

(Слайд 6).

Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где можно взять книги? Ответы детей

Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

(Слайд 7).

Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

(Слайд 8). Портрет А.И. Куприна

Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 145 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.

Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.

4. Анализ произведения.

Определите, о ком это произведение и о чем (слайд №9)

Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

Докажите, что это рассказ (слайд №10,11)

В каком разделе учебника мы встретили этот рассказ? («Быль-небылица»)

Что же необычного в этом произведении? (огромный слон приходит в гости к больной девочке, ест вместе с ней за столом, играет)

Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей. Сообщения подготовленных детей. (слайд №12) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают 2 вида слонов: индийские и африканские. В мире животных слоны одни из самых умных. У них развита взаимопомощь. Раненого или больного товарища они пытаются поддержать: два слона встают с двух сторон, прижимаются, не давая упасть, и уводят его из опасного места.

А каким увидела слона Надя? У вас есть текст, в котором пропущены слова. Нужно вставить слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

Найдите отрывок и подчеркните слова автора. Посмотрите на фотографии, правда слон похож на слона из рассказа. Послушайте, вот какие звуки он издает.

5. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами условно поделили текст на 3 части и каждая группа получила свое творческое задание представить свою часть и составить план. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Работа в группах. (слайды №13,14,15)

1 группа - Девочка Надя

Перескажите кратко 1 и 2 пункты от имени Нади. Чтение по ролям разговора с мамой.

Примерный пересказ от лица Нади

В детстве я была болезненным ребенком. Когда мне было 6 лет, я была очень слаба: плохо ела, у меня совсем не было сил и настроения. Даже во сне я видела что-то серое и скучное. Но однажды во сне я увидела слона и захотела встретиться с ним на самом деле. Я рассказала об этом маме, а она поведала об этом папе.

2 группа – Папа девочки

Перескажите 3 и 4 пункты от имени папы. Инсценирование разговора папы с дрессировщиком.

Примерный пересказ от лица отца

Моей любимой дочке Наде шесть лет, и она очень больна. Доктора говорят, что она больна равнодушием к жизни. Я переживал за ее состояние, но ни чем не мог ей помочь, хотя старался выполнить каждую ее прихоть. Однажды она попросила привести в дом живого слона. Я так боялся за нее, что решился выполнить ее необычную просьбу. Я сходил в зверинец и упросил хозяина одолжить самого умного и мудрого слона. Тот пошел мне навстречу. Мне пришлось оплатить день простоя их программы, предупредить полицию, кое-что переделать в доме, но слона дочери я привел.

3 группа – Слон

Перескажите 5 и 6 пункты от имени слона. Иллюстрации.

Примерный пересказ от лица Слона

Меня зовут Томми. Я работаю в зверинце вместе с другими животными. Наш хозяин немец. Он хороший дрессировщик, а его шестилетняя дочка Лиза - моя маленькая подруга. Каждый вечер я вместе с двумя другими слонами я участвую в представлении. Однажды вечером такого представления не было, а меня повели по улицам большого города в один дом. Меня там тепло приняли и вкусно накормили фисташковым тортом. Хозяйкой дома оказалась девочка Надя, очень воспитанная, хорошая и добрая. Она почему-то болела. Мы провели с ней целый день. Мне понравилось с ней играть и есть за одним столом. Я играл с ней в куклы, помогал читать. Потом меня вкусно накормили, а на десерт был ореховый торт. Когда я вернулся в зверинец, то видел во сне эту ласковую и милую девочку. А еще мне снились большие торты, ореховые и фисташковые, величиной с ворота…пусть Надя быстрей поправляется, я буду ждать ее в гости.

6. Работа над сюжетной линией рассказа.

Соотнесите, сколько пунктов плана относятся к завязке (2) ?

С чего начинается основная часть рассказа? (с разговора папы с дрессировщиком)

Почему немец согласился помочь? Как мы можем его охарактеризовать?

Какое место в рассказе можно считать кульминацией? (встречу Нади со слоном Томми)

Кем стали девочка и слон? Они стали друзьями.

Какова развязка? (девочка выздоровела) По каким признакам родители догадались, что дочка поправляется? Прочитайте.

Благодаря кому же у девочки появился интерес к жизни? (благодаря Томми, папе, дрессировщику)

7. Физкультминутка. (Слайд №16)

Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон”. (слайды со слоном под песню)

8. Проблемный анализ. Работа в группах. (слайд 17)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 3 вопроса. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.

Учитель: Совещаясь в группе, вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

1. Что переживала девочка в течение всего рассказа? O пишите её чувства.

2. Что испытывают близкие Нади? O чём говорит их поведение?

3. Какие чувства испытывали вы, как читатели?

Дети работают под музыку Слайда 18. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.

Составление сравнительной таблицы изменения чувств главного героя произведения, родителей и чувств читателей. (на доске)

(Слайд 17). Фото писателя.

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.

Учитель: Чему учат нас поступки главных героев? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

9.Рефлексия. (Слайд 19).

Понравилось ли вам произведение?

Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа? (Теплые, светлые, яркие)

10.Самооценка участия в групповой работе. (Слайд 20).

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал...

Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

(Слайд 21).

11. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот эти сердечки. Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы и папы, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании». Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. «Ведь счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».



Понравилась статья? Поделитесь ей