Контакты

Тайны святой горы. Афон: легенды святой земли Какие тайны и секреты хранит афон

На таинственном полуострове, куда не пускают женщин, постятся коты и запрещают пить кофе

Святая гора Афон - классическая монашеская школа. Греческий полуостров, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей. "Место сборки" и обновления для всех монахов Вселенской православной церкви, к которой относится УПЦ. И вообще - святая земля, куда мечтает попасть православный верующий человек.
Мечтать могут все, а вот реально попасть - только мужчины. Женщинам максимум разрешено проплыть мимо на кораблике. Дело у том, что Афон считается земным уделом Божьей Матери. По преданию, Дева Мария и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм. Чудом оставшись в живых, они пристали к подножию горы Афон (теперь на том месте расположен Иверский монастырь). Пораженная красотой этих мест, Матерь Божья попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Богородицы, ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе приняли устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. За нарушение закона женщинам и сейчас грозит от 2 до 12 месяцев тюрьмы. "Сегодня" попросила монаха Троице-Сергиевой лавры, отца Парфения, побывавшего в этом монашеском государстве, рассказать читателям о тайнах и жизни святой горы Афон.
История монашеского Афона начинается с VIII века, когда Афанасий Великий основал Великую Лавру на Афоне - первый монастырь. Изначально на Афон пришли монахи из Египта, потому что там начались гонения на христиан, появилось мусульманство, начались религиозные войны, и монахи уже не имели покоя нигде, даже в пустыне. Они начали искать себе прибежище и пришли на Афон. Поэтому есть четкая преемственность монашеской школы от Афанасия Великого - родоначальника монашества и до наших дней. Это единственное место на планете, где сохранилась беспрерывная монашеская традиция.

РИТУАЛ С ДРАКОНОМ. Однажды Афанасию Великому император Никифор Фока вручил странный подарок: некий окаменевший предмет - язык дракона. Этот язык до сих пор выносят из ризницы четыре раза в год. Существует золотое изображение змея или дракона, сделанное уже позже, внутрь которого и вложен этот каменный язык. Получается как обрамление для "драконьей святыни". Этот язык вытаскивают из хранилища, из этого золотого дракона, выносят во двор к огромному чану с водой и погружают его туда. От пузырьков воздуха с языка вода начинает бурлить. Потом начинается чин освящения воды, читаются молитвы, монахи черпают воду и разносят ее по кельям. Кропят свои кельи и пьют воду в случае каких-либо отравлений или же укусов змей. Вода отгоняет змей. Называется она аспидова вода. Освещают ее только в этом монастыре. Наши знакомые привозили домой эту воду и утверждают, что она помогает от любых отравлений.

СКИТ БАБУШКИ ХРИСТА. Выверенная и самая популярная дорога к вершине Святой Горы Афон - от скита святой Анны. В него мы и направились с отцом Дормидонтом и нашим гостем Александром. Этот скит был построен в XVII веке. В нем находится большая часть мощей святой Анны, матери Богородицы. Как отец Дормидонт верно подметил, бабушки Христа.
Повсюду иконы, все прикладываются, мы тоже не отставали. Икона - с виду привычный нам образ Богоматери, но тут изображена святая Анна, держащая на руках Младенца - будущую Богоматерь.
Было около пяти часов вечера - для подьема время позднее. Потому что путь до креста - полтора часа, а до вершины - 3,5-4 часа. Но из-за гостя-новичка, который не мог ждать до утра, решились таки подняться.
В предыдущие наши поездки-подъемы мы даже не знали, чем туризм отличается от паломничества. Старались подниматься с пионерским задором: кто быстрее, сбивая дыхание, все мокрые. Прямо-таки спортивный забег. Поднялись на гору, и даже в первый момент не поняли зачем. В этот раз было по-другому. Шли неторопливо, еле переставляя ноги, и читали иноческое правило и каноны. Вот тогда мы и ощутили, что есть настоящее паломничество, когда поднимаешься с молитвой. Одно дело - забег пионерский, другое - подъем с молитвой. Просто земля и небо. С молитвой даже дыхание не сбилось! На вершине у креста - красота дивная! И все равно, что уже стемнело. Россыпи звезд, тишина, жары нет, ветра нет. Тишина-исихия.

ЧУДЕСА ПРИ ПОДЪЕМЕ. Святая Гора - эта такая аскетическая практика. Подняться на нее - это наше выражение любви к Богу. И от того, насколько раскроешь свое сердце Господу, настолько Он раскроет Себя и тебе.
Мой компаньон Александр - человек светский, но очень восприимчивый. Очень его впечатлила фраза о том, что благодаря молитве мы можем владеть своим умом. Моего спутника это так проняло! Поднимаемся дальше, вдруг слышу - Александр идет и читает Иисусову молитву ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного"), да так, словно много лет читал ее, а не впервые в жизни.
Бывало, что некоторые получали дары при подъеме на Гору. В XVII веке афонские монахи между собой переругались из-за того, что денег нет и храм строить не на что. Перед тем как навсегда разойтись, решили взойти на Гору. По пути встретили путников, рассказали свою историю, что уходят, а путники и говорят: "Возвращайтесь, мы поможем и заплатим за строительство". Монахи вернулись, начали постройку скита и чудесным образом нашли 200 золотых монет. На эти средства был построен храм. В благодарность за помощь тех святых путников изобразили на стене храма.
К Панагии - по преданию, сама Божья Матерь поднялась на это место, не дойдя до вершины, - мы пришли к десяти вечера. Здесь - большой дом-храм. Большое помещение, где стоят кровати, хранятся спальные мешки, есть небольшая кухня с камином и собственно храм.
Нам сразу же предложили в три часа ночи встать на литургию и причаститься. В этом месте возникает ощущение братства. Все с друг другом знакомятся, помогают, делятся. Кто-то только поднялся, чуть отдышался и тут же спускается, чтобы помочь подняться другим. Воду или дрова помогают поднять. Настоящая школа христианского отношения друг к другу!

НА ВЕРШИНУ! Утром начался жуткий ветер. Просто "из уха в ухо" - насквозь тебя продувает. Очень страшное ощущение! Благо, я запасся всякими порошками, таблетками. Это меня и выручило, потому что продуло насквозь. Помогли и взятые трекинговые палки. Не мулашка, конечно, но помощь ногам существенная. Хотя при таком ветре и на четырех точках опоры идти было крайне сложно. Взбираешься и поражаешься, как тут еще умудряются расти маленькие пушистые елочки высотой 80 см. Чтобы удержаться на Горе, эти малыши развивает мощную корневую систему в несколько метров. А на самой вершине уже ничего не растет, даже мох. Последние 50 метров нас сопровождают лишь голые камни.
На вершине Горы - сильный ветер, туман. Сфотографировать ничего не удалось. Как обычно поступают альпинисты? Поднимутся на гору, на Эверест или Эльбрус, на вершине воткнут флаг, сфотографируются - и назад. И мы также поднялись, щелкнули фотоаппаратом разок и назад. Надел я на себя все, что было, даже носки вместо перчаток приспособил и закутался в целлофан. Внизу нас дожидался отец Дормидонт, встречал, как пророков: "Где вы были?! Я соскучился!". Согрелись чаем.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Монахи Троице-Сергиевой лавры любят Ватопед и считают его родным. У нас в Троице-Сергиевой лавре находятся мощи Максима Грека - это ватопедский постриженник. Патриарх Филофей (Коккин) - тоже насельник афонского Ватопедского монастыря - передавал благословение Сергию Радонежскому на введение общежительного устава в XIV веке. Золотой крестик, который он подарил преп. Сергию, до сих пор хранится в Серапионовой палатке Лавры. Еще один святой - Григорий Палама - его келья находится поблизости в горах, тоже насельник Ватопеда и современник преподобного Сергия Радонежского. Такая дружба между Афоном и Троице-Сергиевой лаврой сложилась. Поэтому нашей основной базой во время пребывания на Афоне был избран Ватопед. Здесь я когда-то прожил семь месяцев.
Монашество на Афоне - колоссальная нагрузка. Когда я только приехал, думал, вот, покажу, как умеют работать наши парни! Я всю жизнь в трудах, мне к работе не привыкать. Покажу им мастер-класс! Через три дня загнулся. Греки оказались ребятами натренированными поболее меня. Греческое слово "аскеза" дословно означает "я упражняюсь". То есть они тренированные в монашеских трудах. Такая тренировка дается годами. Например, привычка к ночным службам: монахи встают в четыре часа утра. В течение года утреннюю и вечернюю службы афонским монахам пропускать нельзя! Они дисциплинированно питаются два раза в сутки, а в Великий пост - один раз в день. И таких моментов, прописанных в уставе и неукоснительно выполняемых, - масса!
Каждый монах обязан раз в месяц быть в библиотеке. Каждую пятницу - убирать свои комнаты, потому в этот день на Афоне у всех гудят пылесосы. И самое интересное - во всем четкая регламентация жизни. В понедельник я знаю, что буду делать в субботу вечером. Но при этом ощущение некой внутренней свободы. Я подумал: "Господи, так долго это искал! Внутри - свобода". Заходишь в прачечную, заходишь в трапезную, и тебе показывают, как ты должен помыть чашку, как перевернуть и куда ее поставить. Столько поколений монахов до тебя это уже делали, все за тебя давным-давно решили, как удобнее, а твое дело - только запомнить. Запомнив, ты дальше все делаешь на автомате. Если какая проблема возникает, которую уже не можешь стерпеть, - идешь к игумену. Смирять монах монаха не имеет права. Обращаешься к игумену: "Геронда, я больше не могу терпеть! Помогите!". Он выслушает и решит, что делать. Все конфликты разрешит.
Мы работали с чехом Дионисием, недавно поступившим в число братии монастыря. Он рассказывал: "Посмотреть на монашескую жизнь: это просто с ума сойти! Изо дня в день, неделя за неделей, год за годом одно и тоже. Если бы не молитва, не цели монашеские, то, действительно, обычный человек все это не выдержал бы. А здесь - утешение благодатью".
Когда я сам там начал трудиться, то первое время держался на некоем подъеме, эйфории, вдохновении, потому как огромное количество новых впечатлений. Утро начинается с того, что воздух разрывается от пения птиц. Каждые полчаса солнце по-разному светит, распускаются новые цветы, сплошное благоухание. Словом, первое время на тебя действует афонская романтика. Потом эта волна проходит, а тело начинает болеть, потому что к такой жизни оно непривычное. И начинает ныть тебе внутренним голосом: "Поработал, потренировался, все! Хватит! Лимит исчерпан". Начинаются проблемы. Тяжело вставать. Хочется попить чай уже не один раз за день, а пять раз. Однажды, помню, зовет меня отец Герасим перенести сковородку с четырьмя ручками с огня на стол. Расстояние-то небольшое, буквально метр. Я морально готовлюсь - ведь большой вес поднимать, накачиваю себя кислородом, распрямляюсь. А отец Герасим наблюдает "сбоку", перебирая капустные листья, и увидев, что я готов, спокойно берется и перетаскивает эту гигантскую сковородку со мной на стол. Мне так тяжело, а он это проделывает без видимых физических усилий, хотя сам - худющий такой, на нем все как на вешалке болтается, но при этом жилы у него на руках в два раза толще моих. Он на этой кухне проработал одиннадцать лет.

СВЯТЫНИ. В этот раз Ватопед был для меня праздником. Где хотим - можем останавливаться, где желаем - чай пьем или на службе постоим. В Ватопеде своя святыня - Пояс Божьей Матери. В Москве паломники до 27 часов в очереди к святыне выстаивают, а на Афон приезжаешь - там всего несколько десятков человек стоят. Святынь на Афоне - огромное количество, да каких! У нас святыни - маленькая частичка мощей, а Афонские мощи так мощи - глава, десница. Здесь самые великие в мире святыни, да так много, что мало кто знает, сколько еще хранится в ризницах у греков. Ходят легенды о невероятных сокровищах с ветхозаветных времен! Греческие монастыри не разграблялись и не теряли своих сокровищ на протяжении многих веков.
В Великой Лавре святого Афанасия (самый крупный монастырь на Святой Горе) есть красивая традиция. Монахи, перед тем как зайти в храм на службу, вешают свои пустые сумки, рюкзаки, короба на воротах монастыря. Через некоторое время выходят трапезники и наполняют их провиантом на неделю, не зная, кому они грузят, чья это корзина. Просто наполняют ее едой. И когда монахи после причастия направляются домой, то у ворот забирают наполненные сумки. И никто не знает, кто их благодетель.

СРЕДСТВО ОТ УСТАЛОСТИ.
Монахи, которые находятся на Святой Горе - это, конечно, отдельный разговор. Посмотреть на этих людей - просто ангелы во плоти. Внешних причин греха рядом нет, предлога нет. К примеру, вот, помню, приуныл. Вышел из монастыря - кругом лес. Куда идти? Ну по горам полазай, по садику оливковому погуляй. Походишь-походишь и вернешься. Пристал я с вопросами там к одному батюшке: если плохо, что ты делаешь? Отвечает: "Беру чайник, горелочку, иду в горы, пью в одиночестве чай, отдыхаю, бывает, даже посплю. Вечером прихожу на службу". Тогда я спрашиваю: "А если совсем плохо - что ты делаешь?" - "Вечером службу просплю". - "Ну а если совсем-совсем плохо?" - "Тогда и утром на службу не встаю". "А дальше что делаешь?" - "На службе можно и не молиться, а просто посидеть. Так потихонечку и уходит усталость".

Известный исследователь и переводчик древних христианских текстов Дионисий Поспелов рассказывает «МН» о своих последних находках.

- Как давно вы начали заниматься древними текстами?

- Наша группа начала складываться в 1995 году. Первым текстом, с которым мы работали, стала «Парафраза Святого Евангелия от Иоанна» египетского поэта Нонна из Хмима. Это был весьма интересный, даже «экзотический» текст V века - переложение Евангелия от Иоанна гекзаметром, христианский эпос по сути.

После выхода этой книги в 2002 году мы попытались создать серию научных публикаций святых отцов. Для этого я начал работу в Греции, в Салониках - тамошний монастырь Влатадон является центром хранения микрофильмов рукописей афонских библиотек.

Но в скором времени я понял, что необходимо все-таки работать с самими рукописями, а не с микрофильмами. Дело в том, что огромное количество святоотеческих текстов, даже самые важные источники, к сожалению, не опубликованы. На Афоне я работал в библиотеках монастырей Ивирон, Ватопед, Дионисиат, Великая Лавра. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре немалая часть рукописного хранилища вообще не описана или описана недостаточно подробно, как это можно увидеть в каталоге Спиридона Ламброса. Славянские рукописи также описаны не полностью.

- Насколько доступны для исследователя афонские библиотеки?

- К тем источникам, которые действительно важны, подобраться очень тяжело. Определенная «политика» монастырей Святой Горы не позволяет свободно работать с рукописями. Даже в Ватиканской библиотеке работать легче - тем более что там сделаны микрофильмы практически всех рукописей, чего не скажешь, например, об афонской Великой Лавре. На Афоне есть архивы, которые никогда не были микрофильмированы и которые вообще не доступны.

К русским исследователям на Афоне относятся особенно настороженно, потому что были случаи, когда русские похищали рукописи или вырывали из них листы. Это было и в XVII веке, когда Арсений Суханов вывез с Афона немало рукописей, и позднее. Так или иначе, память на Афоне долгая.

- Может ли идти речь о намеренно скрываемых рукописях?

- В православии существует особая, очень глубокая исихастская традиция. Публикация мистических текстов такого уровня может повлечь за собой возникновение некоторых вопросов среди православных людей, на которые пока нет ответов. Такие тексты могут быть даже опасны, как опасна сложнейшая техника в руках несведущего в ней.

Например, такой текст, как «Исихастское утешение» Каллиста Ангеликуды, XIV века. Этот важнейший исихастский текст не был полностью опубликован даже по-гречески, и ныне готовится нашей группой к публикации. Преподобный Каллист пишет: «Вовсе лишен ума (то есть естественного человеческого мышления) тот ум, который созерцает Иисуса». Само слово «исихия», которое принято переводить как «безмолвие», имеет оттенки чувственного значения: «сладость», «сладостный». Эти тексты пугали и Синодальную цензуру дореволюционной России - исихасты не переводились намеренно!

Безусловно, многие из величайших русских святых - от преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского - прекрасно владели искусством исихии, несмотря на отсутствие текстов по исихазму. «Дух дышит, где хочет:». Они каким-то Божественным наитием поняли то, что не могли знать по книгам и чему не могли научиться в полной мере от наставников, старцев.

- Какова ваша позиция в отношении книги «Код да Винчи»?

- На евангельских сюжетах изначально было очень много спекуляций. «Мастер и Маргарита» - наиболее очевидный прецедент. Но в данном случае речь идет об использовании достаточно древних сектантских текстов, гностических и неогностических, на коптском, латинском и старофранцузском языках.

Мария Магдалина уже в первые века христианства почиталась как великая святая. В «Коде да Винчи» есть спекуляция о «человеческой» любви Спасителя к Марии Магдалине. О Божественной любви, Божественном эросе действительно говорится в неизвестном исследователям житии Марии Магдалины пера афонского старца блаженного Иерофея Загорейского, которое мне удалось обнаружить на Афоне летом этого года. Но человек, разбирающийся в богословии, прекрасно осознает, что понятие о Божественной любви, которая дается святым свыше через духоносное озарение нетварным светом, не имеет ничего общего с чувственной любовью падшего человека. Христос любил Магдалину не как человек, но «выше человека», как выразился бы преподобный Максим Исповедник.

- Но ведь в евангельском тексте даже один из апостолов укоряет Христа, что он разговаривает с блудницей.

- В этом эпизоде речь идет совсем о другой Марии. Из житий следует, что Мария Магдалина не была блудницей, она была девой до конца жизни. Известны имена ее родителей - Сир и Евхаристия. Наряду с Иоанном Богословом она была любимой ученицей и духовной дочерью Спасителя. В Евангелии есть прямое свидетельство, что она стояла у Его Креста. Согласно житиям, Мария Магдалина была в Риме, общалась с императором Тиберием и сообщила ему о чудесах, совершенных Спасителем.

Мощи святой Марии Магдалины почитаются на Святой горе Афон. В Россию недавно привозили длань, то есть левую руку святой, которая хранится в афонском монастыре Симонопетра. Невероятным образом она сохраняет и поныне температуру человеческого тела.

- То есть та женщина, которая отерла ноги Христа своими волосами, Марией Магдалиной не была?

- В священном Предании не сохранилось никаких сведений об этой женщине. Из евангельского текста явствует, что это была грешница, но имя ее не известно.

- Отчего возникло это отождествление?

- Легенда о Магдалине-блуднице родилась в VII веке в среде латинян. Это католическая традиция, которой придерживаются ныне многие православные России. Особенно легенда расцвела во время крестовых походов для удовлетворения куртуазных вкусов того времени. Это ведь очень красиво - блудница стала любимой ученицей Христа. Но ведь это же безумие: Иисус приближает к Себе женщину с улицы и открывает ей Свои таинственные учения: Откровенный гностицизм.

Существует и апокрифическая литература о Марии Магдалине - например, так называемое «Евангелие Марии Магдалины» на коптском языке. Но это не имеет отношения к церковному Преданию, это гностическая литература такого же плана, что и «Евангелие от Иуды». Апокрифических, гностических Евангелий на самом деле очень много. Существуют, к примеру, «Евангелие от Адама», «Евангелие от Евы», «Евангелие Египтян» и другие.

- Кто автор тех житий Марии Магдалины, о которых вы упомянули?

- Есть так называемые анонимные фрагменты житий. Есть греческая рукопись, датированная 1307 годом, находящаяся на Сицилии, в монастыре Сан-Сальваторе. Есть изданная гомилия Иоанна Златоуста, также содержащая информацию о Марии Магдалине, гомилия преподобного Григория Паламы. Еще одна неопубликованная гомилия XIV века есть в одном из венских кодексов. Также существует текст Иоанна Фессалоникийского, изданный в 1894 году. Существует и уже упомянутое мной коптское Евангелие Марии Магдалины III-IV вв.еков, которое сохранилось в Оксиринхском папирусе N3525.

Такие тексты, как коптское Евангелие, наименее надежны. Гностики за отсутствием информации формировали то или иное понимание Евангелия на основе своих воззрений. Многие греческие тексты о Магдалине основаны на отрывочной информации, но святоотеческое предание все-таки более отражает реальную историю, чем гностические «фантомы». К сожалению, сейчас в России к подлинному исследованию святоотеческих текстов относятся как к полумаргинальной деятельности, а церковная наука по преимуществу живет прошлым. В основном выходят репринты русских изданий XIX века. Пока это происходит, мифы будут затенять свет православного Предания.

Досье МН

Дионисий ПОСПЕЛОВ окончил аспирантуру в Институте всеобщей истории РАН (отделение палеографии, кодикологии и византийской дипломатики). Организовал 2 научные серии - Scrinium Philocalicum (Свиток добротолюбия) и Smaragdos Philocalias (Сокровище добротолюбия).

В последнее время в сферу научных интересов г-на Поспелова входят тексты последователей исихазма - мистического православного учения о духовном преображении человека. Через личную аскезу и усиленную молитву исихаст стремится к созерцанию «нетварного света», подобного тому, который был явлен апостолам на горе Фавор. Значительное число исихастских рукописей находятся в монастырях Афона (Греция) и малодоступны исследователям.

Дионисиев монастырь стоит на высоте 80 метров над уровнем моря. Его возникновение приходится на вторую половину ХIV века и связано с именем преподобного Дионисия. Фото : Alexandre Van de Sande

Гора Афон — одновременно географическая точка и религиозное государство наподобие Ватикана. Это крайний, восточный «палец» трехпалого полуострова Халкидики в Греции, омываемый изумрудными водами Эгейского моря, приблизительно 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами. В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который по-гречески назывался Афос.

Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял ее, и, слушая проповеди, видя многие чудеса, уверовал и крестился. Прежде чем отплыть на Кипр, Божия Матерь благословила народ и пообещала свою заступничество жителям Афона. Так этот остров вступил в эру христианской истории.

В настоящее время на Афоне действуют 20 монастырей: Великая Лавра св. Афанасия, Ватопед, Иверский, Хиландар (сербский), Дионисиев, Кутлумиш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф (болгарский), Дохиар, Каракалу, Филофеу, Симоно Петра, св. Павла, Ставроникитский, Ксенофонтов, Григориев, Эсфигменов, св. Пантелеймона (русский) и Кастамониту. Согласно Уставной хартии Святой горы, основание двадцать первого монастыря запрещено.

Получить разрешение на посещение Афона крайне трудно, но в принципе возможно. Для этого надо иметь не только греческую визу, но и позволение губернатора Святой горы, который состоит в чине префекта при МИД Греции. В городе Салоники существует парочка туристических фирм, специализирующихся на подобных турах.

В последние годы среди артистов, телеведущих и других популярных людей Эллады модно уединяться на недельку в одном из монастырей и отдыхать от мирской суеты среди древних икон, загорая на пустынных пляжах, плескаясь в теплом синем море. Говорят, заряда хватает на год. Афон оставил самые светлые воспоминания у писателя Сергея Михалкова, побывавшего здесь в 1970-х годах.

Русский монастырь в отличие от многих других требует платы за пребывание паломника на его территории. Наверное, есть резон: «наш» монастырь — самый большой и красивый на полуострове. Зеленые купола над белыми стенами приводят в восхищение туристов, которые могут наблюдать Афон лишь с прогулочных кораблей на расстоянии не менее 500 метров. Прибрежную зону постоянно патрулируют катера, так что спрыгнуть с корабля и нелегально побывать на Святой горе никому не удастся.

Любопытно, что в русском монастыре на самом деле давно нет русских по национальности монахов, все они, в основном, украинцы. Опять-таки, согласно Уставу, доступ «свежей крови» невероятно затруднен, поэтому монастыри потихоньку вымирают.

На Афоне живут около 1300 монахов, 35 из них — в русском монастыре. Самым необходимым они себя обеспечивают, деньги зарабатывают в мастерских. Именно здесь пишут удивительной красоты иконы, применяя старинную технику. Неопытному глазу не отличить копию от древнего оригинала. С тыльной стороны в таком случае приклеивают особый сертификат с печатью. Иконы нередко делают в серебряном или золотом окладе.

Специализированные магазины с церковной утварью в Греции — почти в каждом квартале. Накануне больших церковных праздников (Рождество, Пасха) там устраивают распродажи. Стоимость небольшой, с ладонь, иконки на деревянной доске — 5-6 евро. Икону размером с альбомный лист в роскошном серебряном (925 пробы) окладе обычно можно купить за 120-150 евро, а во время распродажи всего за 20-30 евро.

Афон стремится отделиться от остального земного шара. Но мир по-прежнему интересуется Святой горой и пытается узнать о ней больше, в том числе и путем съемки из космоса. Фото: NASA

Но не иконописью единой живы афонские монахи. Их «государство» владеет солидным имуществом, крупными земельными наделами в самых престижных местах Эллады. Афонские монахи имеют дело с фирмами, занимающимися недвижимостью, инвестициями и банковскими операциями. Среди последних крупных сделок, заявленных ими, — продажа одного из принадлежащих им островов в Эгейском море за 3,5 миллиона евро.

Несмотря на солидные капиталы, афонские монахи строго соблюдают посты. Мясо они не едят никогда, рыба и вино бывают только по праздникам, в остальное время — овощи, хлеб, оливковое масло, вода.

Монастыри во всех странах — учреждения особые. Однако развитие туризма и «исключения из правил» позволяют бывать в них разным людям, в том числе и женщинам. Лишь священный Афон для женщин закрыт. Император Василий Македонец своим указом от 883 года установил запрет «о непроходимости» на территорию Афона женщинам любого возраста и состояния (замужним и незамужним, монашкам, родственницам монахов), а также безбородым, скопцам, малолетним и, как ни странно, пастухам со стадами (запрещено даже держать животных женского пола — коз, овец, кур). Между тем, как вы помните, Афону покровительствует женщина — Божия Матерь!

Как проверяли половую принадлежность посетителей Афона? Оказывается, в старину пускали только бородатых, причем смотрели, настоящая ли борода (попросту дергали за волосы). Сейчас посещают Афон и гладко выбритые гости, им достаточно предъявить паспорт.

Есть немало документальных свидетельств того, что люди, однажды побывавшие на Афоне, обретают веру и полностью отрекаются от прошлой жизни. К примеру, в 1974 году атташе советского посольства в Афинах Игорь Экономцев весной съездил на Афон, погулял по его тропинкам, которые ведут к столице Святой горы — Карее, познакомился с монастырским укладом. Позже Игорь Николаевич стал ректором православного университета в Москве, ныне он иеромонах Иоанн.

В 1969 году русский монастырь готовился отметить 800-летие. Накануне праздника, ночью, когда на море разыгрался шторм и дул сильный ветер, кто-то поджег наш монастырь. Великолепные залы, галереи, множество бесценных книг и икон сгорели. А через четыре месяца страшным видом рака заболел один из вольнонаемных работников, полицейский в отставке. Когда его увозили в больницу, он кричал: «Это мое наказание за то, что я сделал!».

Именно такой предстает Святая гора перед значительной частью туристов. Не всем предоставляется возможность сойти с борта корабля и продолжить знакомство с Афоном. Фото: Orthodoxe Fraternitaet in Deutschland

— Однажды летом в жаркую погоду рядом с монастырем загорелся лес, — рассказывал мне Павел Иванович Селиванов. — Огонь шел стеной, положение было практически безвыходное (пожарным машинам здесь взяться неоткуда). Архиепископ с монахами начал крестный ход вокруг монастыря. И вдруг в синем небе прямо над горящим лесом нависла туча, дождь из нее полностью залил огонь…

Павел Иванович — сын белоэмигранта, бежавшего в Грецию в 1920 году, он появился на свет далеко от родины отца, но великолепно говорит по-русски, влюблен в Россию и делает все, чтобы сохранить частичку русской культуры там, за границей. Человек светский, долгие годы он помогает Русской православной церкви поддерживать связь с монастырем св. Пантелеймона. Он подарил мне оттиск ранее не публиковавшейся гравюры путешественника Барского «Русский монастырь на Афоне.1744 год».

Мне, женщине, путь на Афон заказан. Посмотрела на него издали, с палубы корабля. И, как все 400 туристов из разных стран ахнула, когда над самой высокой точкой Афона (2033 метра) в чистом синем небе появился огромный серебристый облачный круг…

8897 0

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки. Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки.

Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

Согласно церковному преданию, Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, готовилась по жребию отправиться в Иверию, но Ангел возвестил, что апостольский труд ее ожидает в ином месте. Корабль попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего".

Благословив народ, Она добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".

Предание сохранило также слова Богородицы:

"Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

12 (или 7) НЕВИДИМЫХ СТАРЦЕВ

Преподобный Паисий Святогорец однажды повстречал удивительного старца, который рассказал о том, что живет на вершине Святой Горы Афон. Старец помог преподобному найти дорогу к скиту святой Анны. Позже отец Паисий написал: Мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

ЗАПРЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Согласно преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

Запрет нарушался во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

Сейчас же за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность 8-12 месяцев лишения свободы.

АСПИДОВА ВОДА

«Язык дракона» - этот камень Афанасию Великому передал император Никифор Фока. Четыре раза в год с ним совершается ритуал – камень погружают в чан с водой и из него выходят пузырьки воздуха, вода буд-то закипает. После чина освящения воды, монахи кропят ею кельи и пьют. Говорят, аспидова вода не только отгоняет змей, но и помогает в случае змеиных укусов.

ПЕНИЕ АНГЕЛОВ

Не будем ни подтверждать, ни опровергать правдивость этого события, приведем лишь как историю, о которой было сказано очень много.

Один паломник приехал на Афон. Ночью он вышел во двор и увидел свет в храме. Подойдя ближе, он услышал пение и подумал, что идет богослужение, но двери храма были закрыты.

Он заглянул в окно и увидел ангелов в белых одеждах, которые пели Херувимскую песнь. Паломник побежал в гостиницу, взял записывающее устройство и успел записать лишь окончание ангельского пения. По данному событию был снят фильм «Пение Ангелов на Афоне».

ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МОЛИТВА ЗА ВЕСЬ МИР

Многие паломники замечали удивительный факт: на Афоне время течет иначе: монахи и послушники за день успевают сделать множество дел. До того как весь мир проснется, на Афоне отслужено до 300 Божественных литургий.

На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

Службы в монастырях начинаются в полночь. Когда мир спит, на Афоне беспрерывно, из века в век, молятся за весь мир.

СВЯТЫНИ АФОНА

Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих.

Великая Лавра (X в.)

Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.

Ватопед (X в.)

Пояс Богородицы. Чудотворные Афонские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста.

Иверский (X в.)

Чудотворная икона Богоматери Иверская.

Хиландар (XII в.)

(сербский)

Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.

Дионисиат (XIV в.)

Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная».

Кутлумуш (XI в.)

Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.

Пантократор (XIV в.)

Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.

Ксиропотам (X в.)

Самая большая на Афоне частица Креста Господня.

Зограф (X в.)

(болгарский)

Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).

Дохиар (X в.)

Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.

Каракалл (X в.)

Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.

Филофей (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.

Симона Петра (XIII в.)

Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.

Святого Павла (X в.)

Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.

Ставроникита (XVI в.)

Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)

Ксенофонт (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

Григориат (XIV в.)

Частица Креста Господня, мощи святых.

Эсфигмен (XI в.)

Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Константинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона.

Святого Пантелеимона (русский)

Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя.

Констамонит (XI в.)

Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.)

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter



Понравилась статья? Поделитесь ей