Существует ли преемственность между советской элитой. Что такое преемственность поколений? Изучение политических элит в россии
Помимо рядовых граждан важными субъектами политической жизни страны являются политические группы. Ниже будут выделены четыре ведущих группы - группы давления, группы интересов, лобби и элита.
В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями:
Созданием организованных общественных групп.
Такие группы называются общественными потому, что
участвующие в них граждане не получают за свою работу заработной платы, не регистрируются в качестве обычной организации, скажем института или торговой фирмы. Добровольные помощники чаще всего работают бесплатно.
Различают два типа организованных общественных групп:
Группы, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей);
Группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (феминистское движение).
Первый тип называется группами давления, второй - группами интересов.
Наименование групп достаточно условное. К примеру, куда отнести общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - к первому типу, поскольку в их названии встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая собственные интересы, постоянно
выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собственные или других людей, и потому одни называть группами давления, а другие - группами интересов. Очевидно, что совет ветеранов относится к первым, а Красный Крест и Армия Спасения - ко вторым.
Группы интересов надо отличать от политических партий. Делается это по двум критериям. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утверждений, составляющих программу партии. Группы интересов выражают эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и, благодаря коллективным действиям, делают их достоянием общественности. В 70-е годы у нас в стране практически никто не знал экологического движения. О нем мало слышали и в 80-е годы. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, радиоактивные осадки, промышленные отходы стали массовыми и коснулись жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно привлекала к этой проблеме внимание общественности. В результате в 90-е годы проблема защиты окружающей среды стала одной из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, радио и телевидении, в школе ввели специальный учебный предмет.
Как только какая-то проблема становится острой или прямо-таки вопиющей, она сразу же привлекает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, благодаря тому что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.
Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в армии процветала дедовщина и в мирное время гибли тысячи молодых солдат.
И только в 90-е годы в стране сформировалось мощное движение солдатских матерей, обратившее на себя внимание самого консервативного в мире властного органа - армейского командования.
Через такие движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем крупные чиновники.
Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов - знатоков данной проблемы. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное решение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.
Некоторые группы интересов перерастают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии.
ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
Группы интересов и группы давления, как посредники между государством и народом, выполняют свои функции следующим образом:
Взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами
исполнительных и представительных органов (в виде советов,
рекомендаций, убеждения);
Участвуют в финансировании законопроектов, экспер
тиз, заключений правительственных органов;
Контролируют соблюдение принятых решений (зако
нов), вплоть до обращения в суд;
Наблюдают за деятельностью правительства в отдельных
отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д.
Таковы законные (или легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельности этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д.
Лобби. От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отличать группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур. В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким высокопоставленного лица, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигры-
вался во властных коридорах России в 90-е годы. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные - недовольством армии и готовностью ее свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в госбюджете. Когда деньги выделяются, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах казнокрадов. Аграрии и военные, не получив обещанных средств, выражают недовольство. Их лобби, представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и.требуют денежных вливаний.
Мощные лоббистские группировки типа названных всегда находятся около власти. Напротив, группы интересов, типа движения солдатских матерей или экологических, от нее удалены. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс.
Лобби потому сильны, что контролируют какие-то стратегические ресурсы. Военные контролируют оборону, аграрии - продукты питания, банкиры - деньги. Раньше мощную лоббистскую фракцию составляло русское дворянство. Оно контролировало основной ресурс - собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.
Если лобби все время потакать, то они монополизируют всю власть в государстве, заставят его работать только на решение собственных проблем. Это поняли в США еще в середине XX века, поэтому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в политической борьбе. С тех пор было замечено, как только деятельность лобби предается публичной огласке, желание обходить закон усмиряется.
Элементы лоббистской тактики - тактики силового проталкивания через властные структуры нужных решений - используют не только сами лобби, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г.,
как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представлялись дойными коровами, дающими государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, растрачиваемый всеми другими институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Моментально заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям рассказать о важности своей деятельности для страны и неимоверных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слушание отчета нефтекомпаний в Госдуме проходило уже на подготовленном фоне и получило ожидаемый результат. Осталось загадкой, имели нефтяники свое лобби в парламенте или нет, но давление через прессу на депутатов, президента, правительство и рядовых граждан было оказано мощное.
Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является элита общества. Термин «элита* в конце XIX века ввели итальянские социологи Г. Моска и В. Парето. В нашей стране и в Европе для обозначения высших привилегированных слоев общества используется слово «элита», а в США наряду с элитой также «истеблишмент» (господствующая верхушка, правящие круги). Под американским «истеблишментом» имеют в виду людей, занимающих в США позиции на верху иерархических пирамид в основных сферах жизни общества - бизнесе, политике, науке и технике, рекламе и информации, культуре и «массовой культуре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между этими людьми. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример.
Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не только тем, что они обладают лучшими нравственными, профессиональными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и крупными деньгами и находящихся на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны: правительственную верхушку и политических лидеров, крупнейших уче-
ных, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных деятелей культуры. В США она составляет 0,5% населения, владеющего 35% национального богатства. То же самое можно сказать и о России.
Различают столько видов элиты, сколько существует ей дов власти в обществе. Это и понятно: большая власть - основной признак принадлежности к элите. Есть элита экономическая, элита политическая и элита бюрократов-чиновников. Иными словами, к элите относятся ведущие политики, крупнейшие бизнесмены и высокопоставленные госслужащие. Кроме них в элиту могут также входить армейское руководство, руководители спецслужб.
Существует так называемая «четвертая власть» - СМИ, поэтому к элите относятся видные журналисты, работающие в газетах, и журналисты-телекомментаторы. Определенную власть над широкой публикой имеют законодатели моды и вкусов, популярные певцы и музыканты. При этом вслед за делением власти на формальную и неформальную ученые различают официальную элиту, состоящую из политической верхушки, и неофициальную - «власть знаменитостей».
Как правило, элита составляет ядро господствующей партии. Очень небольшое по размерам, оно достигает огромного эффекта. Благодаря мощным капиталам они помогают покупать голоса избирателей, нанимать журналистов, публикующих рекламные политические статьи, либо скупают какую-либо газету. Когда Россия перешла от социализма к рыночным отношениям, отечественные СМИ лишились государственных дотаций. Потребовались частные капиталы. Их-то и предоставили наиболее богатые люди страны, так называемые олигархи. Финансовую помощь прессе они оказывали отнюдь не бескорыстно: некоторые газеты, журналы и телеканалы стали рупором их идей. Олигархи имели огромное влияние на властные структуры, благодаря чему добивались назначения нужных себе людей на высшие государственные посты. На совещании с представителями крупного бизнеса президент В.В. Путин сказал, что все олигархи будут отныне «равноудалены от власти».
Понятия: группа давления, группа интересов, лобби, элита.
Вопросы и задания
1. Составьте таблицу для сравнения свойств и различий групп давления, группы интересов, лобби и элиты.
*2. Как используются СМИ в политической борьбе? Иллюстрируйте свой ответ примерами из нынешней российской жизни.
*3. Можно ли народных депутатов из Госдумы и сенаторов из Федерального собрания причислять к российской элите? Может быть, правильнее их называть лобби? Свой ответ аргументируйте.
*4. Поразмышляйте, как связаны между собой следующие понятия: бюрократия, группы давления, лобби, номенклатура, криминалитет, парламент, элита, аристократия, олигархия.
5. К какой группе относится движение солдатских матерей?
6. Какую тактику используют лобби для достижения сво
их целей? Приведите примеры из истории.
Проблема. Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
Практикум. Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения?
1. Группы давления.
2. Группы интересов:
а) профсоюзы,
б) Союз предпринимателей,
в) феминистское движение,
г) экологическое движение,
д) Красный Крест,
е) совет ветеранов,
ж) Союз офицеров,
з) объединения казаков,
и) движение солдатских матерей.
Однажды в журнале Профиль вышла статья М. Хазина, в которой он поднял очень важный вопрос: "Россия — и как страна, и как общество — находится сегодня в крайне сложном положении. Связано это по крайней мере с двумя основными причинами. Первая — мы так и не смогли определить место советского периода в нашей истории. С одной стороны, лютая ненависть к этому периоду у тех, кто сегодня получил в свое распоряжение богатства, созданные в то время, с другой — ностальгия у тех, кто потерял возможности, которые тогда были. Например, потенциальные механизмы для вхождения новых людей в элиту, поскольку социалистические лифты вертикальной мобильности были разрушены, а новые, капиталистические, не созданы. Дополнительным фактором, усиливающим эту проблему, является основанная на паническом страхе лютая ненависть к социализму, которую питают многие наши западные «партнеры», которые эту ненависть переносят (и будут переносить еще долго) на всю Россию в целом и на ее действующую власть в частности. Особенно в том случае, если эта власть проявляет хотя бы минимальную самостоятельность в действиях." Без должного внимания этому вопросу не возможно говорить об элите, он слишком часто будет становиться водоразделом в отношениях. Нужна согласованная позиция, или позиция которую можно оспорить. Выскажу своё мнение.
История России отличается от истории других стран одной вещью. По своей природе история России часто антидиалектична. Т.е. где кончается власть диалектики, начинается власть Бога. Рассматривать историю России вне Христа, и вне Его Церкви, не благодарное дело. И даже когда Россия отказывалась от Него, Он не отказывался от России. Думаю ради тех святых, которые, не переставая, молятся за Россию, Россию православную. С этой точки зрения хотел бы выразить отношение к СССР.
Начать хочу с распада СССР, что для меня, как для любого русского, оставшегося за границей, один из самых трагичных моментов в жизни. Однако чем больше возвращаюсь к нему, тем больше убеждаюсь, что произошло единственно возможное правильное событие. Если у кого остались брошюры "СССР в цифрах и фактах" могут прочитать, что республика Украина в составе СССР, компенсировала свое отрицательное сальдо в энергоносителях (в торговле с РСФСР), положительным сальдо в поставках промышленной продукции, в том числе продукции широкого потребления. Не просто компенсировала, а имела положительный баланс! Многое тогда говорилось и писалось о замене технологий, о необходимости инвестиций, которых вроде как нет. Как понимаю сейчас, технологии были не такими уж старыми, а об инвестициях надо поговорить отдельно. Внутренние инвестиции были, и были очень большие. Как только появились признаки "либерализации" экономики, так и начали раскупориваться кубышки с деньгами и золотом, зарытые в огородах "фермеров" Средней Азии и Кавказа. Естественно ни кто не планировал покупать «нефтянку», все понимали, что это прерогатива государства, и при тех ценах и общей тарифной политике было не нужно. Гораздо выгодней вкладывать в ширпотреб, в потребительский рынок. Благо он был не маленький, к тому же пустой, и включал в себя пол Европы, если не полмира. Наиболее привлекательной инвестиционной площадкой становилась Украина. И по концентрации производств ширпотреба, и по безопасности. На Украине, в духе того времени, появилась группа людей, понимавших всю выгоду такого положения. Это управленцы и руководители крупных предприятий востока страны, точнее, Днепропетровска, свободно чувствовавшие себя еще с брежневских времен. Они понимали, что инвестиции, при сложившихся условиях, пойдут туда, где наибольшая концентрация производителей. В Днепропетровске, как грибы стали расти «концерны» и «объединения». Запестрили названия «Азия», «Баку» и т. д. Начали появляться первые банки. Появилась угроза смещения финансового центра СССР.
Начала формироваться новая элита, или, как будет показана ниже, хорошо забытая старая. Основной её задачей было влиться в партийную элиту. Большим заблуждением является тезис о полной отсталости экономики СССР. Мы на этой "отсталости" уже больше 20 лет живём, и не последняя страна в мире. Идеология была то же не проблемой, как показало время, все эти демократы оказались на редкость продажными ребятами. Убедительней выглядит мнение о том, что партийной элите не хватало "молодой крови", энергии. Но тем, ни менее на союз с новой элитой партийная не пошла. Пускай, такое утверждение, покажется странным и неубедительным. И все же. Начались действия, удивляющие даже осведомленных на то время людей. Из Москвы пришел приказ, в КГБ Украины, фактически останавливающий «разработку» националистов и диссидентов. Чехарда началась и в ЦК Украины, за год расчистилась дорога людям, как правильно говориться «безмасштабным». Кто ушел замом к Горбачеву в Москву, кто на иную работу. Интересна судьба председателя КГБ Украины, кажется фамилия Галушко. Он странно исчез, а потом как то странно появился в указе Ельцина 1401 от 20 сентября 1993г., как новый глава службы ФСБ, и после расстрела В.С., так же тихо исчез. За что, в такой момент, он получил такую должность? За отделение Украины? Было много и других действий, логика которых объяснима либо с т.з. подготовки развала, либо с т.з. маразма. И самое главное, трудно поверить, что Украина могла отделиться самостоятельно. Как не может рука отделиться от тела. Теперь вопрос - зачем партийная элита сделала акт, очень похожий на самоубийство? Для этого нужно проследить историю этой элиты, а она не такая короткая. Но в начале, в защиту партийной элиты, хочу сказать, к чему не привел распад СССР.
На первый взгляд, не понятно, о чём могли не договориться, партийный номенклатурец, узбекский бай и днепропетровский еврей. Выгод куда как больше. Появляется "настоящая" общность советский народ, или пока элита. Из самого народа не трудно сформировать потребительскую общество. Благо православие только возрождается. Чувство национального достоинства вытравлено. И всё это на фоне отсутствия потрясений. Это потянет мировой кризис, с точностью наоборот. Первой не выдержала бы Америка, ещё с 68 года живущая в долг. Банковская система перебралась бы в СССР. Ничего удивительного нет. Смог же социализм, после распада СССР, полностью перебраться в демократическую партию Америки. Конечно, несколько натянуто, но ни чего не возможного. Неприятная только одна вещь. Мы перестаём самоидентифицировать себя русскими, я уже не говорю православными.
Для меня нет сомнений, что СССР развалила Москва. Однако, когда всматриваюсь в лица тех исторических фигур: Горбачёва, Ельцина, фигур поменьше Шахрая, Бурбулиса, Гайдара - не могу поверить, что за этими маскообразными, некрофильными, лицами с острова Пасхи, стоит История. Легче предположить, что развал СССР произошёл на неосознанном, инстинктивном уровне, а потом моё сознание связало события в одну логическую последовательность. Мне ближе понимание, что это событие антидиалектическое. В противном случае надо признать, что за этим стоит группа очень сильных и умных людей. Впрочем, одно другому не мешает. И ещё одно, у партийной элиты были основания не объединяться. Исторические основания. И вот какие.
1613 год бесспорно триумф русской национальной идеи. Это итог более чем столетнего осмысления имперской идеи: «Москва - третий Рим». Не просто осмысления, а перерождения Русского государства, превращения его в Империю. Головной движущей идеей в этом перерождении стала Царская власть и Православие.
Поэтому 1613 год закономерный итог исторических событий, которые окончательно сформировали великорусскую нацию. Где элита и народ были внутренне духовно едины. Основой объединения стала Православная вера, а в государственном строительстве Имперское мышление, основанное на том же православном мировоззрении. Имперское мышление - то, без чего не может существовать ни одно реальное государство. Имперское мышление - это объединение элиты и народа вокруг собственного мировоззрения, в том числе и для защиты этого мировоззрения. Это понимание мистичности власти и движение ее сверху вниз, а не наоборот. Это привело к развитию последующих событий. Они были головокружительными. Вот, что происходит, за последующие 50 лет. Только перечисляю. За годы лихолетья и безвластия не отложились от России ни Казань, Ни Астрахань, ни Сибирское ханство. Россия жесткой дипломатией остановила экспансию Персии на Северный Кавказ, приняла присягу от кавказских князей, присоединила земли от Туруханского края до приморья, урезонив Якутов и остановила маньчжуров. Отодвинула засеки от Оки к причерноморским степям, привела к присяге донцов и запорожцев, присоединила Киев и Чернигов, вернула Смоленск. Перевела большинство кочевых народов на земледельческий экономический уклад. Просто переварить в сознании такой массив изменений было крайне трудно, а это надо было обеспечить идеологически, законодательно и административно. Если Московское Царство видело себя прямым наследником Киевской Руси, об этом прямым текстом писал Иван 111 своему зятю Александру Литовскому, последний не возражал. И через эту наследственность видела себя приемником исчезнувшего Рима. То новая Россия вынуждена была себя осознавать прямым наследником большей части империи Чингисхана.
А это на порядок усложнение системы. Народы в монгольском улусе жили по Великой Ясе, именно она обеспечивала нормальное сожительство народов с разными религиозными и социальными системами. В ней была другая имперская идея - самодержавие. Русские летописцы, золотоордынских ханов называли Царями. Одно это слово нивелирует, все последующие опусы о кровавом Золотоордынском иге. Однако царь, или хан, был собственник всего улуса, всей державы. Это не римское. На Руси это пошло от монголов, через выдачу князьям ярлыков. До этого князья не являлись владельцами своей земли. Самым убедительным подтверждением этого является домонгольское, лествичное право, престолонаследия Киевских, а затем Владимирских князей. Т. е. народы бывших монгольских улусов (вошли земли не только улуса Джучева), принимая подданство Царя, одновременно признавали его владельцем и всей земли. Это вторая имперская идея, самодержавная, наследованная Московским Царством.
Две имперские идеи в одной стране удачно отобразились на ее гербе. И это придавала необычайную внешнею устойчивость Новой России. Но и усиливала внутренние проблемы в удвоенном порядке. Как у любой идеи, а имперские не исключение, есть обратная сторона медали, "без короны". На этом стоит мировая история. Первой дала «трещину» римская идея. Дело в том, что 1613 год подводил итог русской православной нации, и как писалось выше, начался процесс становления, русского народа включавшего в себя всё больше и больше других народов в т.ч. и не православных, а Русское Царство стало единственным покровителем православной ойкумены. Как бывает при усложнении системы, нарушается её устойчивость. Возникли проблемы. Имперское мышление всегда рождается в рамках одной нации, но больше всего не терпит этих рамок и перерастает их. А это конфликт. А в связи с тем, что основой его было православное мировоззрение, конфликт затронул Церковь.
Возник раскол. Возникло противоречие между национальным сознанием и имперским мышлением, требующим разрушения национальных рамок. Раскол это попытка торжества национальной формы над имперским содержанием. Попытка противопоставить «Новый Иерусалим» (идея старообрядцев), падшему «Риму». Противопоставить через собственную жертву. Это была попытка, воссоздать «горний» мир из «дольнего», без участия Бога. Принять Благодать, как Закон. Не было на них митрополита Илорина, и люди потерялись. Хотя раскол не затронул догматов веры, но в дальнейшем стал идеологической основой вероотступничества, и имеет прямое отношение к 17 году, и к 91г. При достаточно частом разделении раскола на группы, основным являлось безпоповство. Развитие их идей приводило к следующим тезисам (тезисы даны по книге прот. Г. Флоровского «Пути Русского Богословия»). Их три:
1. Царь - предтеча антихриста, по этому его нужно уничтожить.
2. Раз царь - предтеча антихриста и он же покровитель православных церквей - то в Церкви нет Благодати, и их надо закрыть и уничтожить.
3. Спастись без таинств можно одним способом - трудом, изнурительным, каждодневным, без всяких поблажек.
Самое страшное, что старообрядцы подменили жертву Христа жертвой собственного убийства. Церковь на такой подмене существовать не может. А государство наоборот. В основе каждого государства лежит жертвенная кровь. Вот в сознание людей попала идея «справедливого государства», через жертву.
В дальнейшем эта идея была воспринята русским народом и существенна доработана. Если старообрядцы видели материальный мир, как оскверненный, и несли в себе идею самоубийства, как освобождение души от этого мира, то бунтующий русский народ хотел, наоборот, путем волевого, аскетического погружения души в тело, создать Рай на земле. Не просто погрузить, а одушевить тело и весь мир, внести в него частицу космоса. Однако, самонадеянно возжелав создать это, без участия Бога. Но почему, эту идею воспринял народ, и почему она стала для него камнем преткновения, чуть позже.И последнее. Элита состояла из очень древних знатных родов, вольно или не вольно, привязанных к национальному мышлению.
Пётр, очень своеобразно, но все, же эти проблемы решил. Он секуляризировал церковь и создал новую элиту. Остановлюсь на двух моментах. Новая элита в подавляющем большинстве по духу была протестантской, но больше 200 лет служила верой и правдой православному государству. То же с Церковью, она не стала англиканской. Думаю, это произошло, потому что государство закладывалось как защитник православной веры. Это импульс, данный при рождении государства, и пока он не иссяк, государство находило в себе силы подчинять всех этой задачи. Хотя это не убедительно. Скорее здесь действует антидиалектика, о чём я писал выше. А мысль об импульсе, просто логически связывает с дальнейшим повествованием.
Но основная проблема не в этом. При государственной секуляризации Церкви, народ невольно начинает переносить некоторые аспекты религиозной жизни на государство. Государство, такие понятия, как утешение, блаженство, воздаяние по справедливости, став высшей инстанцией для народа, невольно дает надежду, реализации в этой жизни. Такое ожидание, в виде невыполнимых надежд, рано или поздно начинает приводить народ к разочарованию. Поэтому с усилением государственности, как её обратная сторона, растекалась, по необъятным простором России, старообрядческие мысль и слово. Так же, не лучший пример подавала элита.
Вот на такой надрыв русской души и попадает старообрядческая идеология. Вначале не как альтернатива вере, а скорее как её волевое продолжение, действие. Единственным препятствием остаётся царь. Ещё есть вера в народе, что он поставлен от Бога, и это серьёзно. Эту проблему решит сама элита.
Старообрядческая идеология, сама по себе крайне стихийна, это «безумный и беспощадный бунт». Но на российскую беду она встретила схожую идеологию, которая дала направление. Это хазарская идеология. Это обратная сторона медали, уже другой имперской идеи, Великой Ясы, по Российски - Самодержавности. Ей противостоит старая идеология, в основу, которой положен иудаизм, и определённые амбиции элит окраинных народов. Это очарование иудаизмом других народов, любовь к своей погибели. Это олигархическая идея с достаточно выраженными не православными, библейскими целями. Это отказ от самодержавности, как условия равноправия народов. Отказ как реванш. Отказ национальных элит от собственных народов, в пользу некоего будущего «самодержца». Отказ как Закон. Олигархия, а тем более финансовая олигархия, всегда чувствует незавершенность своего образования, неоконченность в явленном мире, некую продолженность, которая должна закончиться «завершающей фигурой», кому вообще то и принадлежит вся финансовая пирамида.
В 19 веке эти смыслы, отрицающие Имперскую идею, объединились. Общей платформой их объединения стала идея борьбы классов Маркса и Энгельса. Во-первых, потому что, идея борьбы классов была для обоих идеологических течений поверхностна, и не отражала глубинного религиозного их содержания, позволяла быть им внешне не противоречивыми. Во-вторых имела минимальные требуемые понятия для государственного строительства, в виде «красного проекта», противостоящего Самодержавности Царской Руси. Из существенных различий одно. Хазарской идеологии нужен не рай на земле, а приход мессии. В дальнейшем это выльется в различие целей. Т.к. в последнем случае целью является изменение православного сознания не только как веры, но и как поведенческого стереотипа, в том числе и старообрядческого. Однако в последние 20-30 лет до революции две идеологии настолько стали не различимы, что старообрядческие купцы, финансировали хазарский элемент, не видя различия, на свою погибель.
В 17 году, в России образовались три силы. Первые - часть элиты, монархисты - черносотенцы, которые были последней искрой 300 летней истории. После отречения царя, они исчезли, и независимою роль больше не играли. Собственно элита, уже тяготившаяся царём, и персонифицированная в масонском братстве и протестантском мировоззрении. А также будущая, небольшая хазарско - большевистская сила, диалектическое плечо которой упиралось в будущую старообрятческо - советскую массу, потенциально критическую массу русского бунта, превосходящею по силе в сотни раз все остальные силы. Импульс трёхсотлетней истории исчерпал себя. После отречения царя, власть, к которой принадлежала вся элита, рухнула как карточный домик, даже не на пол, а к людям, которые называли себя «подпольщиками». Народ взорвался и обезумил от вкуса крови, за несколько лет он просто смёл старую элиту и всё что с ней связанно.
При этом бунт носил черты религиозного действа. Отречение от церкви, вероотступничество, лежат в религиозной плоскости сознания. Вначале в виде наскока. Общее делание, общее единение, должно было вылиться в религиозный триумф, экстаз, вплоть до общего воскрешения. Мистика захлестнула всех и вся. Циолковский писал свою книгу т.к. надо было расселять воскресших людей.
Но постепенно бунт остывал, и неудачный религиозный экстаз перерастал в религиозное ожидание. Первыми к реальности вернулось хазарско - большевистское крыло, т.к. было организованно изначально. Они начали строить олигархическую Россию. Смысл, который вкладывался в понятия интернационализма и классовости в начале 20 годов, родственен тому разрушительному смыслу, которым наполнялись понятия олигархов 90 годов, это разрушение православного поведенческого стереотипа. К 29 году организовалось старообрятческо - советское крыло. Усилилась внутренняя диалектика, внутренние развитие. Все 70 лет проходит под знаком противостояния этих элит, точнее этих идей. Носители советско-старообрядческой идеологии, быстро разрушили хазарско - большевистское образование и разместили ее носителей по внешторгам, главснабам, а так же по ими же созданным концлагерями. Те в свою очередь законсервировали свои идеи до лучших времен. Но победить в этой схватке не возможно, т.к. большинство понятий обеих элит диалектически общие. Старообрядчески - советская элита попыталась возродить понятие имперства, благо оно еще оставалось в народе. Он так быстро не остывает. Надо признать, частично у нее это получилось. Властную вертикаль, создавали по «римскому» типу, через номенклатуру. Однако, вне православия, все это превратилось в тоталитарную структуру. Государственное устройство попытались создать по монгольскому типу, но вне самодержца, это неизбежно приводило к национализму. СССР образовался как союз равноправных республик. Что само по себе противоречило и «римской» идеи и Великой Ясе. И все-таки это образование, с оговорками, но продержалось 72 года.
Продержалось за счёт колоссального религиозного подъема, в кротчайшие сроки, была создана мощнейшая экономика. Основным стимулом для народа было ожидание, что сразу после окончаний строительств наступит религиозный экстаз, рай, коммунизм. Справедливости ради надо сказать, что впереди этого подъема шла старообрятческо - советская элита. Но она отдавала себе отчёт, что не за горами время, когда наступит религиозное разочарование. Поэтому к концу 30 годов, усилила борьбу как с хазарско - большевистской элитой, так и с Церковью. Был выдвинут вполне обоснованный тезис, что для созданий рая нужен бог. Появился вождизм. Дальнейший ход событий по логике развития на 15 лет остановила война. Старообрядчески - советская элита вынуждена была прижаться к Церкви. После восстановления экономики, на повестку дня, снова вышел вопрос религиозного ожидания. Такие же проблемы возникли и у Америки. Получилась удобная связка, оправдывающая провалы обеих проектов. Однако к 80 годам стало окончательно ясно, что старообрятческо - советская элита, сама справиться с общим разочарованием уже не могла. Так всегда - религиозное действо, основанное на вероотступничестве, ведёт к разочарованию. Уйти под защиту Церкви не могла т.к. накрепко связанна с другой половиной. Хотя не стала мешать началу восстановления церковной жизни.
В целом, было, сделано две попытки, осуществить собственную старообрядчески - советскую идею. Двумя поколениями через опустошительную войну, через восстановление не только своей экономики, но и других экономик, через идеологический контроль половины мира. Не получилось!!! Мы просто решили играть по их правилам - без участия Бога, и проиграли, потому, что мы православный народ! Первыми, что мы проигрываем, почувствовала старообрядчески-советская элита. Наверно больше подсознательно понимая, что исходя из этого мировоззрения, достигнуть еще раз такого напряжения волевых сил, будет не возможно, что неизбежно приведет к потере ключевых принципов старообрядчески - советского мировоззрения. И старообрядчески-советская элита будет вынуждена считаться с носителями олигархического хазарского - большевистского мировоззрения. Хочу отметить, что та идея, какую вкладывал Березовский в свой союз с Чечнёй, не чем иным как возрождением Хазарии не назовешь. Но это цветочки по сравнению с напряжением, которое могло возникнуть, не развались СССР. Старообрядчески - советская элита приняла единственно возможное решение (сознательно или бессознательно). Что бы выжить в новых условиях она разделила госграницами основные центры хазарско - большевистской идеологии, по большей части находящиеся в союзных республиках. Так закончился СССР. Но это, же было и основным условием возвращения в Кремль старообрядчески - советской элиты. Конечно с большими оговорками, но сейчас правит именно она.
Однако из вида историков выпадают очень важные обстоятельства. Первое - элита, которая в 18 году, позиционировалась как протестантская, за рубежом превратилась в ортодоксальную, православную и отчего-то мне кажется, что сослужит для России очень важную службу. А элита, большевицко-советская, образовавшаяся в России, защитила Церковь от превращения её в протестантскую, простым способом - она её объявила врагом. А это только её укрепило, остались самые верные и преданные. А всё увеличивающиеся число мучеников и исповедников, только увеличило число молитвенников за Россию, а сама Церковь, опять становиться основой государственного строительства России. Всё это антидиалектично, потому что ни одному народу, кроме ветхозаветных евреев (И то при Моисеи), не удавалось вернуться в лоно православия, после такого вероотступничества. Народу самому восстановить связь с Богом не возможно. Только воля Бога. За такой Дар, 15 лет голода и нищеты, такая мелочь. А если считать Церковь источником и хранителем Российской традиции, то история России не прерывалась от Александра Невского до наших дней. Поэтому, надо говорить не о рождении новой России, а о рождении новых нас.
И так в начале 2000 годов окончательно сформировалась российская кремлёвская элита, являющеюся природным продолжением старообрядчески - советской элиты, которая в свою очередь, идеологически, уходит вглубь 17 века. Но идеология старообрядчества исчерпала себя. Хотя бы по причине отделения хазарско - большевистской элиты. Последняя, уже давно превратилась, во что то международное, и не самостоятельное, диалектически не связанное с прежней историей. А вот старообрядчески - советская элита оказалась не комплементарной, ни к одной элите мира. И поэтому является единственной элитой мира, которая не может ни с кем объединиться. Так началось ее обратное движение в «Третий Рим»., на лицивую сторону медали. В Империю, другого выхода просто нет. Так на одной из голов орла появляется первая корона.
Ну, а что, остальные страны? У них же есть своя медаль, на обратной стороне которой тоже выбита корона. А вот ей они уже самостоятельно воспользоваться не смогут. Не смогут в силу той же «международности» олигархически-финансовой элиты. Чтоб сохранить свой суверенитет и государственность, они вынуждены будут делегировать свою корону второй голове орла. Тем более, что Россия так и осталась многонациональным и многоконфессиональным государством. Это является предпосылкой органичного включения этой короны в российский герб. В этом весь смысл Евразийского союза. Не уничтожение государств, а их усиление, через осмысление имперской роли России. Империя никогда не претендовала на суверенитет своих союзников. Рим не претендовал на суверенитет ни Руси ни православной части Дешт-и-кыпчак. Во всяком случае в идеале. И если в мире, осталось такое понятие, как изучение ошибок исторического опыта, то для Евразийского союза, оно лежит именно в этой плоскости.
Есть еще заблудившаяся Украина, но о ней стоит поговорить отдельно.
Вопрос:
Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
Ответы:
Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т.д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т.е есть деньги-есть все.
Похожие вопросы
- Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения? 1.Группы давления. 2.Группы интересов. а)профсоюзы б)Союз предпринимателей в)феминистское движение г)экологическое движение д)красный крест е)совет ветеранов ж)Союз офицеров з)Объединение казаков и)движение солдатских матерей
- Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож- но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
- А. С. Грибоедов горе от ума Чацкий и фамусовское общество План 1 история создания комедии горя от ума 2 Чацкий и фамусовское общество А) как Чацкий в первый раз появлчется в доме фамусова Б) Чацкий и Софья В) чацкий и молчалин Г) чацкий на балу у фамусова Д) почему чацкого обвиняют сумасшедшим 3 какова роль комедии грибоедова в развитии русской литературы Помогите, прошу
Современная российская элита, несмотря на малый с исторической точки зрения срок существования, уже приобрела специфические черты, которые отличают ее как от европейских элит, так и элит Восточной Европы.
1. Для современной российской элиты характерна высокая степень социальной и персональной преемственности с советской номенклатурой. Исследование О.В.Крыштановской, выполненное в середине 1990-х гг. показало, что в федеральной и региональной элите высокий процент старых советских функционеров, которые воспроизводили типичные практики властной деятельности в новых условиях. Социальная преемственность элиты означает, что после политического или социального переворота новая элита воспроизводит основные типы властной деятельности, практики взаимоотношений с массами. Персональная преемственность означает, что на личностном уровне ряд элитных позиций был занят представителями прежней номенклатуры.
Вполне естественно, что доля выходцев из номенклатуры в составе российской элиты постоянно сокращается, элита осваивает новые практики власти и управления, но связь с номенклатурной системой существует.
2. Экономической основой существования российской элиты стала приватизация государственной собственности. Реализация принципа конверсии власти в собственность в 1990-е г. позволила элите перевести в частную собственность значительный объем наиболее прибыльных предприятий и целые отрасли экономики России, особенно – топливно-сырьевого сектора. Приватизацией государственной собственности объясняется быстрый рост децильного коэффициента, сильной социальной дифференциацией, быстрый рост числа сверхбогатых людей.
3. Социальной основой новой российской элиты стали группы предпринимателей, в том числе бывших «красных директоров», наиболее близких к государственной власти, а также государственные чиновники, создавшие состояния на приватизации государственной собственности и оказании услуг бизнесу. Роль так называемых «демократических новобранцев», пришедших во власть в конце 1980-х – первой половине 1990-х г., крайне мала. Они в значительной степени либо экскорпорированы из элиты в результате выборов, либо приняли установки и правила новой элиты, они прочно инкорпорированы в состав элиты.
4. Мотивационной стороной деятельности новой элиты является удержание власти ради сохранения приватизированной собственности. Проблема для элиты заключается в том, что данной модели мотивации нельзя придать статус всеобщности, поскольку это означает распространение принципа перераспределения государственной собственности на массы. Но со стороны масс может возникнуть конкуренция с элитами за социальные и экономические ресурсы, что может привести к социальному взрыву. Поэтому российская элита не может предложить массам привлекательной модели существования, новой идеологемы, которая бы оправдывала нынешний социальный порядок. Принципы либерализма полезны только для элиты, но для масс они означают существование в неконкурентных условиях в борьбе за ресурсы.
5. Способом деятельности современной элиты становится легитимизированный произвол (А.Дука), который позволяет менять правила по ходу игры. В частности, это выражается в изменении политико-правовыми средствами содержания конституции страны. Нормы конституции, которые элиты гарантировать не могут, подвергаются секвестированию либо коррекции. Это, в частности, нормы, провозглашающие Россию социальным государством, демократическим государством и др.
Поскольку в России на протяжении 1990-х – первой половины первого десятилетия 2000-х г. неоднократно происходил передел собственности, постольку для обеспечения новых переделов между внутриэлитными группами стабильные правила не являются необходимыми. Главным инструментом передела собственности между внутриэлитными группами выступает президентская власть (соответственно на уровне регионов – губернаторская).
6. Институциональную основу современной элиты составляют:
– для политической элиты
а) институты государственной власти, построенной по принципу разделения властей. Поэтому в состав федеральной политической элиты входят Президент и руководители его администрации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, Правительство РФ, члены высших судов РФ. Аналогична структура региональной политической элиты;
б) лидеры общероссийских политических партий;
– для экономической элиты – крупные государственно-частные корпорации («Газпром» и прочие), финансово-промышленные группы;
– для информационной элиты – средства массовой информации, в первую очередь, телевидение и пресса, Интернет.
7. Идеологическую основу деятельности элиты федерального уровня составляет идеология либерализма в ее самом крайнем варианте. С точки зрения ее сторонников, только рыночные условия могут породить конкуренцию среди производителей, на рынке труда, стимулируя тем самым рост качества продукции, внедрение новейших достижений научной мысли в производство, повышение уровня квалификации работников и т.д. С этой целью российское государство стремится войти в ВТО, закрывает или перестает финансировать нерентабельные с точки зрения рынка предприятия, отрасли экономики, социальную сферу (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.).
2. Консолидация власти и «собирание элит» как форма мобилизации элит
Консолидация власти – как процесс концентрации, централизации, огосударствления власти, направленный на институционализацию политического режима, отражающего интересы государственной бюрократии.
Концентрация власти происходит по властной вертикали и горизонтали. Вместо дисперсного состояния власти, многоцентрия, отсутствия четко выраженного центра притяжения власти возникает:
А) по М.Н.Афанасьеву – властецентричность, т.е.
1) власть появляется и проявляет себя;
2) власть локализует себя в политической власти;
3) политическая власть локализуется в государственной власти;
4) устранение оппозиции как альтернативных центров властных инициатив и возможных форм деятельности.
Б) власть сосредотачивается и институционально, и географически в немногих центрах, традиционных для принятия решений и устоявшихся с точки зрения политической практики в России
1) по вертикали – в Москве, Центре;
2) по вертикали – в региональных центрах;
3) установление единой матрицы властных отношений в стране.
Происходит переформатирование политического и властного пространства. Концентрация власти выражается в выстраивании «вертикалей власти», каждая из которых замыкается на президентской администрации. Общими признаками для возникающих структур становятся: жесткая иерархическая соподчиненность, доминирование федеральных органов в сфере принятия решений, концентрация ресурсов на федеральном уровне, воссоздание номенклатуроподобных механизмов кадровой политики, борьба с фракционностью и инакомыслием, вытеснение несистемных элементов из официальных структур и др.
Особое место в процессах концентрации власти занимает «президентская вертикаль» (Администрация Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, губернаторы (главы администраций регионов)). Если раньше (до 2005 г.) высшее должностное лицо субъекта федерации рассматривалось как элемент системы государственной власти субъекта федерации со своими самостоятельными интересами, то сейчас все чаще Президент РФ говорит о «большом правительстве», включающем федеральное правительство и губернаторов, которое должно действовать как «единая корпорация». Губернаторы, пользуясь своим положением в регионах, начинают проводить политику внутрирегиональной консолидации власти, добиваясь воссоздания в своих регионах матрицы политических отношений, характерной для федерального центра.
Происходит переход от той идеальной модели, которая была заложена в Конституции 1993 г. (от демократической к этатистской).
Централизация власти понимается как выстраивание единой властной иерархии в стране (административно-политической по своему характеру):
1) иерархичность и соподчиненность уровней власти;
2) выстраивание иерархичных властных структур (экономических, социальных, общественных и др.);
3) сведение всех иерархий (стремление) в один центр принятия стратегических решений.
Огосударствление власти проявляет себя как тенденция по нескольким направлениям.
1. Государственная власть становится «государственной», т.е. применяет силу, в применении силы присутствует «общегосударственный интерес», т.е.государственная бюрократия выступает как единая сила в проведении данного курса (например, процесс по делу Ходорковского, «продавливание» Единой России на выборах и др.).
2. Огосударствление политических структур, в первую очередь политических партий, и исключение из официальной (легальной) политической сферы несистемных (негосударственных, т.е. не действующих в согласии с государством) сил.
Политические партии действуют лишь в том случае, если они позволяют управлять собой из центра принятия административных решений. Складывается партийно-политическая вертикаль (федеральные партии, партийные фракции в представительных органах государственной власти регионов).
«Партийная вертикаль» создавалась именно потому, что партии являются слабыми институтами политической жизни и ими, следовательно, проще управлять из одного центра принятия политических решений. Государство выступает как основа деятельности партий, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут нормальную электоральную поддержку (если это произойдет).
Изменение законодательства в пользу усиления роли партий в политической жизни страны, с одной стороны, содействует ускоренной институционализации партийной системы, с другой стороны, превращает ее в элемент государственного механизма, действующий под сильным влиянием самого государства. В силу этих обстоятельств партии лишаются своих главных функций – быть средством связи между государством и обществом, быть выразителем массовых политических настроений, быть средством артикуляции альтернативных мнений.
Партии в союзе с государством и государственным аппаратом начинают действовать как единый механизм выработки и принятия решений (распределение средств перед выборами между регионами под Единую Россию, использование Единой России для проведения государственного курса, хотя вряд ли кто-то будет утверждать, что на данном этапе ЕР является самостоятельным актором выработки и принятия решений.
3. Селекция групп интересов. Можно полагать, что доступ к власти получают лишь консенсусные группы интересов, которые могут действовать в согласии с курсом Кремля.
4. Огосударствление (частичное) естественных монополий и стремление создать крупные холдинги, ФПГ и т.д., действующие под государственным контролем.
5. Огосударствление институтов представительства общественных интересов, в том числе создание Общественной палаты. Встраивание в механизм принятия государственных решений на правах факультативных элементов. Аналогичные процессы начинают развиваться в регионах. Попытка поставить под контроль наиболее влиятельные элементы общества «Общественную вертикаль» власти стали строить «сверху», создавая Общественную палату. Сама процедура формирования состава палаты показывает ее предназначение: она должна стать проводником президентского влияния на интеллигенцию в целом – на «образованное общество». Отдельные оппозиционные элементы, оказавшиеся в ее составе, станут лишь необходимым демократическим камуфляжем, не имеющим реальной политической силы. Общественная палата станет также элементом лоббистских структур, на что уже обратили внимание представители крупного бизнеса. В период формирования Общественной палаты были отработаны механизмы проведения в ее состав представителей крупного бизнеса от регионов, что предопределяет ее возможную судьбу как самостоятельного элемента политической системы.
В целом создание разного рода общественных организаций, консолидирующих население по профессиональному, этническому, конфессиональному и другим признакам ориентировано на подчинение групповых интересов общегосударственным. Главная характеристика этих организаций – доминирование политико-административной элиты в составе высшего руководства организаций, превращение их в корпорации со строгой внутренней дисциплиной, нарушение которой будет караться отлучением от определенного вида ресурсов.
6. Огосударствление СМИ.
7. Огосударствление последней массовой внутриэлитной силы – региональных элит:
7а) через институт наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;
б) через создание Государственного совета;
в) через создание «Большого правительства»;
г) через регулирование финансовых потоков из Центра.
Президент РФ включает региональные элиты в различные властные вертикали (президентскую, правительственную, партийную – через партию Единая Россия), предоставляя им право совещательного голоса.
Такие «вертикали» выполняют многообразные функции : во-первых, они позволяют сохранять видимость политического присутствия региональных элит в федеральных структурах власти; во-вторых, обеспечивают возможность учета мнения «снизу», со стороны губернаторов, представителей «общественности»; в-третьих, превращают участников данных структур в проводников политики федерального центра; в-четвертых, формируют систему политической коррупции, основанной на распределении части политических возможностей в данных структурах. Данные «вертикали власти» носят, как правило, неконституционный характер, выполняя функцию «приводных ремней» от президентской администрации к населению.
Поэтому одним из главных результатов собирания элит становится устранение с политической арены последней неконтролируемой, потенциально оппозиционной силы – региональных элит, перевод их оппозиционности в латентное состояние. Если раньше борьба за ресурсы проходила по линии «Центр − регионы», между федеральными и региональными элитами, то теперь Путин отрывает региональные элиты от масс и административными мерами привязывает к Центру. Он лишает региональные элиты массовой электоральной поддержки в возможном противостоянии Центру. Поэтому новый водораздел борьбы за ресурсы будет складываться как борьба между элитой как социальным слоем, властвующей группой и массами.
С помощью политических реформ происходит усиление федеральной элиты за счет консолидации региональной элиты и привязки ее к властвующей группе. Это последний резерв федеральной элиты на пути продолжения либеральных преобразований при отсутствии массовой социальной поддержки. Только консолидация элиты дает возможность избежать раскола элит, от превращения ее части в лидера протестных движений или выразителя альтернативного политического курса.
Региональные элиты лишились прежней легальной политической роли. Они перестали играть роль политического буфера между центром и массами, они перестают быть выразителем интересов регионов, для них наступил институциональный цугцванг − любой ход плохой, если он не направлен на поддержку федерального центра.
Меняется их роль в политической системе: значительно уменьшается их роль как акторов политического процесса, они все больше становятся субъектами политической деятельности. Региональные элиты постепенно превращаются в транслятор воли Центра, в хозяйственного представителя федерального центра в регионах. В силу этих обстоятельств ценность статуса региональных элит понижается, резко меняется соотношение статусов между исполнительной и законодательной ветвями власти. Региональные административно-политические элиты включаются в русло управляемой административной деятельности, направляемой из федерального центра.
Резко ослабляется властный потенциал региональных элит − происходит уменьшение их влияния на выработку государственного курса, особенно в части формулировки инновационных проектов; властные ресурсы приобретают иную форму (латентная, торг, «влияние за исполнение»).
Если суммарно обозначить наиболее важные изменения в статусе региональных элит, то можно констатировать ее переход от положения «всевластного барона» к положению «княжеского посадника». А это означает, что завершается переход от фрагментированных региональных сообществ к региональным сообществам, построенным по принципу сдирижированного порядка, в которых происходит координация местного элитного сообщества, согласование интересов экономических и политических акторов в соответствии с «генеральной линией» федерального центра.
3. «Собирание элит» как форма мобилизации элит
Консолидация власти не является самоцелью для власти, это средство консолидации элит. На данном этапе развития консолидация элит находится в стадии «собирания элит».
Собирание элит – процесс социальной консолидации элит вокруг государственных институтов и государственной власти.
Это не означает, что между элитами не может быть противоречий, но они подчиняются реализации государственного интереса, частногрупповые интересы становятся вторичными по отношению к государственному.