Контакты

Русская православная церковь в венеции. Православный приход свв. Жен-Мироносиц в Венеции. Где крестили Антонио Вивальди

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Венеция (итал. Venezia, нем. Wenedig), город в Италии . Население 270.439 человек (2009).

Название города и прилегающей к нему области Венето (итал. Veneto), вероятно, указывают на то, что в этих местах обитал прото-европейский народ венеды .

Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов (в том числе Риальто и так называемый мост Вздохов, оба относятся к концу XVI века).

Промышленно-портовая часть Венеции материковая. Судостроение и судоремонт, цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая, лёгкая промышленность. Ремесленное производство художественных изделий из стекла (остров Мурано; музей), кружев (остров Бурано), мозаики. Университет, консерватория (1916). Музеи (в том числе Галерея Академии искусств). Первый общедоступный оперный театр (1637-1812), оперный театр «Фениче» (1792). Островная Венеция - морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных выставок. Внутригородские перевозки на моторных судах, гондолах, баржах.

Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви, дворцы. На центральной площади Сан-Марко - собор Святого Марка (IX-XV века), Дворец дожей (XIV-XV веков), Старая библиотека Сан-Марко (XVI века), здания религиозных братств (скоул), монастыри.

История

География

Город и лагуна включены в список Всемирного наследия. Называемый венецианцами Canalazzo, Гранд-канал (Canal Grande), извиваясь S-образно проходит через центр Венеции, следуя старому руслу реки. Его стороны, в свою очередь, определяют 6 административных районов (sestieri), сложившихся еще в средние века.

Православие в Венеции

Православные храмы и приходы

Святыни

Римо-католические храмы Венеции в буквальном смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью. Большинство этих святынь прибыло туда из Константинополя после его захвата крестоносцами во время IV Крестового похода в г. Местонахождение многих из этих святынь было до сих пор неизвестно православным верующим, о некоторых из них знали лишь единицы.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии , отца св. Иоанна Предтечи , св. первомученика и архидиакона Стефана , св. апостола и евангелиста Марка , св. великомученика и целителя Пантелеймона , святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого , трёх патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. патриарха Германа , священномученика Павла и святого Евтихия , бывшего председателем V Вселенского Собора . В Венеции находятся мощи первого монаха прп. Павла Фивейского , св. мученицы Христины, св. Феодора Тирона , столь почитаемого в Русской Церкви, св. мученицы Лукии Сиракузской , мученицы Валерии, преподобной Марии Вифинской , называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персянина , святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, апостола и евангелиста Луки и других святых угодников Божиих.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых практически ничего не известно, кроме их имён. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха .

Мало знают и о том, что в Венеции на острове Лидо покоится часть мощей святителя Николая Чудотворца . С их появлением связана следующая история. После захвата мощей свт. Николая жителями города Бари , в Миры Ликийские , где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли её в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на острове Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, чему мы и по сей день являемся свидетелями в г. Бари.

Разграбление Ближнего Востока и Византии, в котором венецианцы принимали самое непосредственное участие, позволило им стать обладателями невиданного дотоле собрания святынь. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всём христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе свв. жен-мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным.

Италия и Православие - понятия, на первый взгляд, несовместимые, не имеющие точек соприкосновения. Италия - страна, являющаяся колыбелью западного христианства, а на протяжении вот уже тысячи лет - центром Католической церкви. Отсюда исходили приказы об организации крестовых походов в Святую Землю, один из которых, четвёртый по счёту, неожиданно "завернул" в пределы Византийской империи и предал её разграблению. Из Италии на протяжении веков слышались призывы об обращении язычников и "схизматиков" в "истинную католическую веру", для чего в помощь монахам-проповедникам создавались рыцарские ордена. Из Италии пришёл митрополит Исидор и пытался насадить в Москве унию после Ферраро-Флорентийского Собора 1438 г. Из Италии пришла на славянскую землю Брест-Литовская уния 1596 г., принёсшая столько горя Украине и разделившая триединый славянский народ.

В последние годы множество паломников приезжали поклониться святыням Италии и, в первую очередь, посетить её самую известную святыню - мощи святителя и чудотворца Николая в Бари.

Но не только святынями богата Италия, её дремлющая сила - в сохранившейся богатой духовной традиции, ведущей своё начало от времён апостольских. По причине оторванности западного христианства от своих церковных корней - наследия отцов Церкви I тысячелетия - и почти полного незнания византийской мысли, продолжившей патристическую линию в православном богословии, в XX в. произошёл заметный кризис в западной теологии на фоне глубочайшего кризиса западного мировоззрения в целом. Это подтолкнуло мыслящих людей в Римско-Католической церкви к изучению древних отцов Церкви, минуя средневековые комментарии, а также к изучению богословской и монашеской традиций восточного Православия. Благодаря этому "открытию" православного Востока на Западе среди верующих и католического духовенства появился большой интерес к Православию и возникло мощное движение, направленное на изучение православной культуры и богословия в самом широком аспекте - от отцов Церкви до писателей русского религиозно-философского ренессанса XX в.

Поэтому темы "Италия и Православие" или "Католическая церковь и Православие" не тождественны теме "Ватикан и Православие", продолжающей пока оставаться очень болезненной в отношениях двух Церквей. Возвращение к святоотеческим корням, к тому общему, что объединяло когда-то Западную и Восточную Церкви, есть важнейшая задача современных богословов.

В Венеции, одном из городов, тесно связанных с историей взаимоотношений Востока и Запада, в 2002 г. открылся приход Русской Православной Церкви. Новообразованный приход свв. Жен-Мироносиц вошёл в состав Корсунской епархии РПЦ. Его настоятелем стал кандидат богословия Свято-Тихоновского Богословского института священник Алексий Ястребов. Отец Алексий прежде преподавал в Москве, он автор ряда статей по патрологии, а ныне пишет диссертацию об о. Павле Флоренском

Церковная область Венеции издревле имеет большое значение не только для западного, но и для восточного христианства. Действительно, Венеция как бы соединяла собой эти два мира: в эпоху раннего Средневековья она являлась форпостом Византийской империи на Западе, затем владела многими греческими территориями, а в XV веке предоставила приют греческим беженцам после падения Константинополя. Тот факт, что епархия Венеции издревле имеет статус патриархата, говорит сам за себя - здесь всегда ощущалось сильное влияние православного Востока.

По благословению патриарха Венецианского, кардинала Анжело Скола, приходу свв. Жен-Мироносиц выделена в Венеции церковь для совершения воскресных и праздничных богослужений. Теперь древний храм Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи (chiesa San Zan Degola), в котором прежде служили лишь изредка, оживает - открывается новая страница его почти тысячелетней истории. Восстанавливается, таким образом, историческое значение Венеции как своеобразного "моста" между Востоком и Западом.

Церкви Венеции в буквальном смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью. Большинство этих святынь прибыло туда из Константинополя после его захвата крестоносцами во время IV Крестового похода в 1204 г. Местонахождение многих из этих святынь было до сих пор неизвестно православным верующим, о некоторых из них знали лишь единицы.

С помощью Божией приходу свв. Жен-Мироносиц удалось "вернуть" верующим их святыни: постепенно о них узнали и в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось в несколько раз, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая поездки по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и евангелиста Марка, св. великомученика и целителя Пантелеймона, святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, трёх патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. патриарха Германа, священномученика Павла и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. В Венеции находятся мощи первого монаха прп. Павла Фивейского, св. мученицы Христины, св. Феодора Тирона, столь почитаемого в Русской Церкви, св. мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, апостола и евангелиста Луки и других святых угодников Божиих.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых практически ничего не известно, кроме их имён. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении его мощей в России не знали, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве "игумен всея Руси" - преподобный Сергий Радонежский.

Мало знают и о том, что в Венеции на острове Лидо покоится часть мощей святителя Николая Чудотворца. С их появлением связана следующая история. После захвата мощей свт. Николая жителями города Бари, в Миры Ликийские, где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли её в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на острове Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, чему мы и по сей день являемся свидетелями в г. Бари.

Разграбление Ближнего Востока и Византии, в котором венецианцы принимали самое непосредственное участие, позволило им стать обладателями невиданного дотоле собрания святынь. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всём христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе свв. Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны святым у их мощей, приезжают паломнические группы из России.

8 мая 2004 г. в день памяти апостола и евангелиста Марка в знаменитом соборе его имени, считающемся в Католической церкви вторым по важности после собора апостола Петра в Риме, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра - памятнику эпохи Возрождения, очень "западному" по своему стилю, собор апостола Марка представляет собой как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада.

Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Учитывая значение Венеции для Православия, русская община должна иметь собственную церковь, как её имеют представители Константинопольского патриархата. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. Однако необходимы достаточные средства для постройки церкви за границей и тем более паломнического центра.

Отец Алексий обращается ко всем с просьбой помочь строительству русской церкви в Венеции. Сбор пожертвований затрудняется тем, что приход пока не имеет своего расчётного счета.

Информацию о приходе можно получить, позвонив отцу Алексию в Венецию по телефонам:

(+39)-041-972-583 и

(+39)-338-475-3739.

Для тех, кто пожелает отправиться в одно из паломнических путешествий по Северу Италии, организуемых приходом свв. Жен-Мироносиц, сообщаем телефон в Москве: 258-6767 (Константин Хотов).

Оказавшись среди дворцов, каналов и шумного веселья многоязычной толпы, откройте для себя иную Венецию, бережно хранящую в своих храмах многочисленные христианские святыни.

По самым важным местам этого удивительного города нас провел настоятель русского православного прихода святых Жен-мироносиц протоиерей Алексий Ястребов.

В честь святого покровителя

Миновать главную площадь, на которой расположен знаменитый собор Святого Марка, просто невозможно, поэтому отец Алексий, как и десятки других гидов, начинает свой рассказ именно здесь.

– В 828 году венецианские купцы Буоно и Ристико, спасая от осквернения мощи апостола Марка, тайно вывезли их из захваченной мусульманами Александрии. Этот святой, некогда проповедовавший в городах северо-востока Италии, был объявлен покровителем Венеции, а его символ – крылатый лев – стал изображаться на флаге, гербе и зданиях республики.

Специально для мощей апостола была построена базилика, но в Х веке во время дворцового переворота вспыхнул пожар, пламя перекинулось на базилику, и она полностью сгорела.

На этом месте отстроили новый храм. Однако в 1063 году он был перестроен. Новая базилика была создана по образцу константинопольского собора двенадцати Апостолов – знаменитого «Апостолеона». Ее освящение состоялось в 1094 году. Но и эту дату нельзя считать годом окончания строительства – на протяжении всех последующих столетий храм непрерывно расширялся и благоукрашался. Неповторимый облик собору придает знаменитая квадрига, вывезенная крестоносцами из Константинополя, и колоннада из разноцветного мрамора. В целом же Сан-Марко – редкий пример византийской архитектуры в западной Европе.

И действительно, глядя на этот собор, ты понимаешь, что уже никогда не спутаешь его ни с каким другим. Он поражает и врезается в память сразу и навсегда.

На земле или на небе?

Мы заходим в базилику и попадаем в окружение золота, драгоценных камней и искрящейся мозаики, которые создают неповторимую атмосферу Сан-Марко.

– Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 квадратных метров, – продолжает свой рассказ отец Алексий, – и покрывает собой не только фасад храма, но и своды куполов, арок внутри собора, а также украшает пол. В центре базилики, в алтаре собора, покоятся мощи апостола и евангелиста Марка.

Сан-Марко – редкий пример византийской архитектуры в западной Европе. Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 кв м

Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 квадратных метров

За престолом находится настоящий шедевр византийского искусства – «Золотой иконостас» (Пала де Оро). Это древнейшая, веками намоленная святыня. Пала выполнена в технике перегородчатой эмали и состоит из двух частей.

В ее верхней части – семь византийских икон, которые были вывезены из константинопольского монастыря Пантократора, усыпальницы византийских императоров. А нижняя представляет собой четырехъярусный иконостас, в центре которого находится образ благословляющего Господа в окружении четырех евангелистов.

Всего в Палу входит 250 эмалей, богато украшенных драгоценными камнями.

C чем можно сравнить это поистине царское великолепие? Пожалуй, только с храмом Святой Софии в Константинопле. Вслед за русскими послами, которые прибыли в Византию знакомиться с христианством, хочется сказать: «И не знали – на небе или на земле мы…»

Сокровищница храма

Мы обходим иконостас и оказываемся в приделе базилики, где находится чтимый образ Божией Матери «Никопея».

– Первое упоминание об этом образе относится к 610 году, – рассказывает наш спутник. – Согласно древнему преданию, он весьма почитался в Византии и особенно – в императорском войске. Отсюда и греческое название иконы «Никопея», что значит «Победоносная». Императоры всегда брали святыню с собой в походы. В бою она и была захвачена франками накануне падения Константинополя в 1204 году.

Из правой боковой галереи мы переходим в сокровищницу собора, которую редко посещают шумные туристы. Здесь в одиннадцати нишах хранятся редчайшие святыни: реликвии Страстей Христовых и мощи Божьих угодников.

Перечислю лишь некоторые из них: часть камня Гроба Господня, часть ткани, пропитанной Кровью Христовой, часть Древа Креста Господня, четыре шипа из Тернового венца Спасителя, святой гвоздь Господень, честные власы Пресвятой Богородицы, честная нога Георгия Победоносца, часть мощей Феодора Стратилата, часть главы Иоанна Предтечи, часть мощей Николая Чудотворца, честный перст святой Марии Магдалины, часть мощей великомученика Пантелеимона.

Есть даже личные вещи святого Марка – кольцо и Евангелие, написанное, как предполагают специалисты, рукой самого апостола.

Такое средоточие христианских святынь на небольшом пространстве кажется невероятным! Для каждой из них мог быть построен отдельный храм или монастырь, но венецианцы, конечно же, никогда не расстанутся со своими сокровищами, которые собирались веками.

Поклонившись святыням, мы подходим к витринам с древней церковной утварью. Эта коллекция уникальна. Многие предметы вывезены из императорской сокровищницы и ризницы храма Святой Софии в Константинополе.

Один из старейших в городе

Покинув собор Сан-Марко, мы направляемся к храму Христа Спасителя – одному из старейших в городе. С VII века он пережил несколько реконструкций. Сейчас это трехнефная церковь, построенная в форме латинского креста.

Здесь отец Алексий обратил наше внимание на две работы Тициана «Преображение» и «Благовещение». Но главное, ради чего батюшка приводит сюда паломников, – это возможность поклониться мощам святого великомученика Феодора Стратилата, которые хранятся в раке над престолом справа. Через стеклянную крышку хорошо видна глава святого,

увенчанная короной, нетленная кисть руки и ступни, обутые в сандалии.

В ризнице храма хранится честная глава праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, но, к сожалению, она недоступна для поклонения верующих.

К Василию Великому

А есть ли в Венеции православные храмы? Выясняется, только один. Это греческая церковь Святого Георгия. Именно туда нас и ведет отец Алексий.

– Работы по строительству каменного храма и колокольни были выполнены в XVI веке, – поясняет батюшка. – Иконы, фрески и мозаика датируются XVI–XVII веками. Над внутренним убранством храма работали лучшие мастера того времени. Так, иконостас был создан известными критскими иконописцами – Михаилом Дамаскиным и отцом Эммануилом Дзанес Буниалисом.

Главная святыня храма – серебряный мощевик, выполненный в форме кисти руки. В нем хранится десница святителя Василия Великого. По просьбе паломников священнослужители выносят святыню из алтаря и накладывают ее на голову верующих.

Где крестили Антонио Вивальди?

Осматривая достопримечательности венецианского района Костелло, мы очень скоро дошли до церкви святого Иоанна Предтечи.

– В этом древнем храме, основанном еще в VIII веке, был крещен знаменитый композитор Антонио Вивальди, – продолжает свой рассказ батюшка. – А мы сюда идем, чтобы поклониться святителю Иоанну Милостивому, Патриарху Александрийскому.

Мощи святителя Иоанна были перенесены в Венецию в XIII веке. Их прибытие ознаменовалось настоящим чудом. Первоначально предполагалось, что они будут храниться в соборе Святого Марка, но галера с ковчегом, проходя мимо церкви святого Иоанна Предтечи, встала вдруг как вкопанная. Ее так и не смогли двинуть с места. Тогда было решено нести ковчег по суше. Однако, он оказался таким тяжелым, что никто, кроме настоятеля Предтеченского храма, не смог его поднять. Священник понес драгоценную раку на главную площадь города, но начался такой сильный ливень, что все участники торжественной процессии попрятались в ближайшей церкви. Это оказался храм святого Иоанна Предтечи. Здесь рака и осталась – по тем или иным причинам перенести ее в другое место так и не удалось.

В храме все желающие могут приложиться к святым мощам, которые находятся под стеклом в мраморной раке, а кроме того – поклониться и другим великим святыням. Здесь хранятся два шипа из Тернового венца Спасителя, часть Животворящего Древа Креста Господня, часть ребра Иоанна Предтечи и монашеский крест преподобного Саввы Освященного.

Церковь святой Елены

Следующая остановка на нашем маршруте – церковь святой Елены, которая находится на одноименном острове. До нее можно дойти пешком: сначала по набережной, затем по мосту.

– На этом месте уже в XII веке стояли храм и больница, – говорит батюшка. – В ХIII веке его реконструировали и освятили в честь святой царицы Елены. Это произошло, скорее всего, сразу после перенесения ее мощей.

В 1211 (или 1212-м) году священник по имени Аикардо, находясь в захваченном крестоносцами Константинополе, разыскал мощи святой Елены и вывез их в Венецию.

До наших дней сохранилась лишь честная глава святой царицы, облаченная в серебряный реликварий.

На острове Лидо

Не все приезжающие в Венецию знают, что поклониться мощам Святителя Николая можно не только в Бари, но и на острове Лидо. Туда мы отправляемся на непривычном для нас транспорте – водном трамвайчике. С воды у выхода из лагуны открывается чудесный вид на монастырь Святителя Николая – покровителя путешественников и моряков. По дороге отец Алексий рассказывает:

– В этом храме мощи Николая Чудотворца хранятся с XI века. История их появления в Венеции поистине удивительная. Как мы знаем, в Миры Ликийские, где служил и почил Святитель Николай, вначале прибыли жители Бари. Они в большой спешке вывозили мощи чудотворца, и часть этой бесценной святыни могла остаться в стенах храма.

Через несколько лет в Миры отправились граждане Республики Святого Марка с надеждой найти хотя бы небольшую часть святыни – Николай Чудотворец глубоко почитался жителями венецианских островов.

Прибыв в Миры Ликийские, венецианцы стали допрашивать служителей, где они прячут оставшиеся мощи, но те утверждали, что барийцы забрали все. Солдаты уже собирались покинуть церковь, как вдруг в одном из приделов почувствовалось чудесное благоухание.

Разобрав пол, венецианцы обнаружили медный ларец с мощами святого. Забрав драгоценную реликвию, они отправились на родину. Так было угодно Господу, что корабль со святыней прибыл в Венецию в день памяти Николая Чудотворца и был встречен местными жителями с большими почестями.

Отец Алексий – автор путеводителя «Святыни Венеции», в котором можно найти всю необходимую паломникам информацию. Помимо истории Венеции и полезных сведений о христианских реликвиях путеводитель содержит подробную карту города с обозначением храмов, которые следует посетить. В зависимости от свободного времени предлагаются маршруты, рассчитанные на несколько часов, целый день, 2–3 дня. Всего упомянуто 44 храма, где можно поклониться христианским святыням, поэтому совершать паломничества по городу «мостов и каналов»
можно неделю или две. Приобрести путеводитель можно в книжных лавках собора Святого Марка или прихода святых Жен-мироносиц

Двенадцать лет без храма

Два года назад приход святых Жен-мироносиц отпраздновал свое 10-летие. Но до сих пор у верующих нет своего храма. В 2003 году католическая епархия предоставила приходу возможность совершать богослужения в древней базилике Усекновения главы Иоанна Предтечи (San Giovanni Decollato, местн. диал. San Zan Degolà) в сестьере Святого Креста.

Язык богослужений в основном церковнославянский, но определенные части служб звучат по-итальянски и по-румынски. Приход святых Жен-мироносиц интернационален, его составляют выходцы из стран СНГ: России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Есть также итальянцы, сербы и румыны.

Литургия и молебны совершаются не только в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, но и в других католических церквях – у мощей святых. В таких богослужениях участвуют православные паломники из самых разных стран мира.

На вручении Макариевской премии отцу Алексию за путеводитель по Венеции

В свою очередь, община святых Жен-мироносиц сама нередко посещает места, связанные с жизнью и подвигом великих христианских подвижников. Уже трижды православные венецианцы побывали на Святой Земле, готовятся к четвертой поездке.

Не имея пока возможности выстроить на венецианской земле храм из камня, отец Алексий строит его в людях. Смысл своего служения за рубежом батюшка видит и в том, чтобы при любых возможностях доносить мнение Православной Церкви по различным событиям в современном мире.

Когда речь заходит о религиозной картине, всё, имеющее отношение к Италии, обычно принято ассоциировать с традиционным католицизмом. Венеция, конечно, земля католическая. Но религиозная ситуация в Венеции всегда была особой.

Исторически Венеция занимала срединное положение между Церквями Запада и Востока. Это характерная черта местной духовной и светской культуры.

Средневековое стремление к подражанию Византии - пусть первоначально в обрядах и церемониях императорского двора - сохранилось и после четвертого Крестового похода: влияние восточного христианства здесь ощущается и сегодня. Это особенно бросается в глаза в грандиозном соборе Святого Марка, где можно увидеть, к примеру, мраморный готический иконостас конца XIV века (тогда как в католических храмах обыкновенно нет иконостасов) или образ Богородицы Никопея («победоносная») XI-XII веков, перед которым в Византии императорские войска просили заступничества в преддверии битв (по иронии судьбы, точнее, по Промыслу Божьему, икона была захвачена как раз накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода). И сам собор Святого Марка был возведен под руководством византийских мастеров, по образцу константинопольского «Апостолеона» (храма 12-ти апостолов).

Православие продолжало оказывать влияние на Венецию и после захвата Константинополя турками: через греческие острова (включая Крит), бывшие под властью Венецианской республики с XIII по XVIII век. К слову, это влияние было обоюдным: например, в современных греческих храмах скамейки появились именно в период тесных контактов с венецианцами. А Венеция, в свою очередь, веками праздновала память святых неразделенной Церкви.

Сами венецианцы гордо считали себя прежде всего гражданами своего города-государства, а уж потом - принадлежащими определенной религиозной традиции. «Veneziani, poi Cristiani» - «сначала венецианцы, потом - христиане»: жители лагуны никогда не испытывали дефицита ни самодостаточности, ни чувства превосходства. В 20-е годы XVI века дож Андреа Гритти и вовсе выдвинул идею «нового Рима», провозгласив Венецию наследницей давно угасшей Римской империи.

Сенат «республики Святого Марка» сам назначал своих патриархов - именно так с конца VI века до наших дней титулуются правящие епископы венецианских пределов. Характерный эпизод случился на рубеже XVI–XVII веков: венецианцы дерзко отказались подчиниться Ватикану, когда папа римский Климент VIII предписал всем кандидатам в епископы Италии являться в Рим - для «экзамена епископов». Венеция считала, что избирать и утверждать своих правящих архиереев она должна сама. И Ватикану в конце концов пришлось уступить…

Однако обратной стороной этой независимости стала зависимость иная: от светских властей. Государство вмешивалось в пастырские вопросы, назначало епископов и священников. Получился своеобразный вариант теократии, закрепленный официально после строительства базилики Святого Марка. Святой апостол был объявлен «главой государства», «правящим» вместе с дожем. После падения Константинополя эта доктрина становится официальной. В результате дож, например, будучи светским главой города-государства, а не главой Церкви, тем не менее, имел полномочия преподавать народу «торжественное благословение» в дни больших праздников - оно преподавалось с «перголы», особой кафедры в базилике Святого Марка. А сама базилика была домовой церковью дожа, и ее клирики находились в подчинении не епископа, а именно «наместника святого Марка»…

Средоточие святынь

Средоточием святынь Венецию сделало уже упомянутое убеждение: «больше мощей - больше покровителей». Святыни привозились первыми основателями города и закладывались в основание храмов, алтарей; святые мощи передавала в дар своим союзникам Византия; в эпоху безвластия в некоторых частях империи наследие христианства подвергалось разграблению; во время арабских и турецких завоеваний мощи вывозили, спасая от осквернения.

Так «город мостов и каналов» стал обладателем уникального собрания реликвий - согласно каталогу XVIII века, в городе хранилось 49 мощей святых! К сожалению, в эту статистику внесли свои коррективы наполеоновские войны: в 1797 году республика пала под натиском французов, а затем перешла в руки австрийцев. Церкви опустошались, реликвии могли быть попросту выброшены - завоевателей гораздо больше интересовали драгоценные мощевики.

Однако и то, что осталось, заслуживает внимания всякого благоговейного христианина.

Мост

…Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме, приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью: трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, «малой Византией». И для меня этот город - прежде всего город мостов, и в прямом, и в переносном смысле. «Мост между Востоком и Западом» - хоть это выражение и стало избитым.

Святые не принадлежат исключительно Востоку или Западу. Они - благодатное достояние всякого, кто их с верою и любовью приемлет и почитает, они - реальность, помогающая нам, православным и католикам, лучше понимать друг друга.

Именно поэтому, приезжая сюда, люди приходят не в гости, а домой - к нашим святым, прославленным Церковью братьям и сестрам во Христе, - испросить их молитв и благословения.

Что мы знаем о Венеции? Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль… А ведь
сегодня это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Книга-путеводитель «Святыни Венеции»

Автор книги — протоиерей Алексий Ястребов, по благословению священноначалия с 2003 года окормляющий приход Русской Православной Церкви в Венеции. Отец Алексий на протяжении нескольких лет собирал данные о святынях города, исследуя параллельно предпосылки возникновения такого удивительного собрания святынь. Таким образом, путеводитель не просто является полным каталогом реликвий веры, но содержит сведения исторического характера, изъясняющие особенности геополитического положения Республики Святого Марка на перепутье между Востоком и Западом. Венецианский цивилизационный «мост» не потерял своей актуальности и в наши дни. Город был и остается важным центром общественной и культурной жизни планеты, местом межправославных встреч и площадкой межхристианского диалога.

Район святого Марка

Имя апостола и евангелиста святого Марка носят главный храм Венеции и сестьере. Этот районявляется средоточием политической, религиозной и культурной жизни столицы. Будучи резиденцией богатейших фамилий республики, не уступал он бойкостью своей торговли и коммерческому району Сан Поло, благо венецианские аристократы были в то же самое время и купцами – явление неслыханное для средневековой Европы. Торговля, доныне кипящая в переулках, примыкающих к Риальто, в районе Сан Марко соседствует с чинным рядом изысканных дворцов-палаццо, которые, словно жемчужины, составляют драгоценное ожерелье Большого канала.

Каждый уголок сестьере как в древности, так и в наши дни наполняют толпы людей. Тут находятся две основные достопримечательности города – базилика св. Марка и Дворец дожей. Здесь же ныне располагаются органы городского управления – мэрия (Ca’ Farsetti), префектура, коммунальные службы. Эта человеческая круговерть успокаивается, да и то частично, лишь на период «низкого сезона» – в декабре-январе.

Район Кастелло

Своим названием (castello — замок) район обязан древнему преданию, гласившему, что некогда, еще в римские времена, на острове Оливоло, что на восточной окраине Венеции, возвышалась крепость.

Кастелло – самая большая из венецианских «шестин»-сестьере. Начинаясь за комплексом зданий базилики св. Марка и Дворца дожей, район простирается до самой восточной оконечности города. Главными его достопримечательностями являются бывший кафедральный собор – величественный храм св. апостола Петра, знаменитый венецианский Арсенал, описанный еще Данте Алигьери в «Божественной комедии» (Ад, песнь 21), принимающий в своих стенах не менее «достопримечательную» Бьеннале – выставку современного искусства, проходящую раз в два года (отсюда название: la Biennale, «двухгодичная»). В этом же районе расположена и усыпальница дожей – церковь свв. Иоанна и Павла (San Zanipolo).

Район Каннареджо

Начинаясь в центре города, недалеко от моста Риальто, этот обширный сестьере тянется вдоль берега Большого канала до самой железнодорожной станции.

Очень разнородный по атмосфере, этот район, как и Кастелло, полон жилых кварталов, сохраняющих подлинную атмосферу венецианской повседневности.

Здесь появилось и до сих пор существует первое в мире еврейское гетто.

В этом же районе жил прославленный живописец Тинторетто. Сын простого красильщика тканей, он достиг европейской славы еще при жизни, но, по словам современников, всегда оставался простым и очень богобоязненным человеком. Украшенная многими его произведениями церковь Мадонна дель Орто, рядом с которой до сих пор стоит его дом, считается жемчужиной сестьере с точки зрения христианского искусства.

Район святого Павла

Этот небольшой сестьере находится в самом сердце города, в гуще торговых рядов, неподалеку от моста Риальто. В центре района расположена площадь Сан Поло, получившая свое имя от возвышающейся на ней церкви во имя св. апостола Павла (San Polo). На западной же границе шестины возвышается колоссальная базилика Пресвятой Прославленной Девы Марии «Братьев» (Santa Maria Gloriosa dei Frari), а рядом с нею – церковь и знаменитая своими картинами Тинторетто Скуола Гранде св. Роха (chiesa e Scuola Grande di San Rocco). Именно обилием объектов культурного притяжения объясняется переполненность сестьере туристами.

Район Дорсодуро

Достопримечательностями района, кроме Галереи Академии, являются музей Гугенхайм, многочисленные палаццо, расположенные по берегу Большого канала, площади Сан Барнаба и Санта Маргерита, Венецианский университет Ка Фоскари и множество церквей. Самой грандиозной из них является Санта Мария делла Салюте, венчающая собой восточную оконечность Дорсодуро – мыс Догана.

Район святого Креста

Сестьере Святого Креста как и сестьере Святого Павла, относится к малым венецианским шестинам. Его территория охватывает кварталы, примыкающие к Большому каналу, начинаясь от Палаццо Корнер делла Реджина и простираясь до автовокзала Пьяццале Рома. Но в отличие от Сан Поло это – не туристический район города.

Название сестьере происходит от находившегося здесь некогда монастыря Cв. Креста, впоследствии упраздненного Наполеоном. Все, что дошло от обители до наших дней, это одинокая колонна на углу кирпичной стены парка. Ее можно видеть с Большого канала, проплывая или проходя по набережной мимо Садов Пападополи в районе автовокзала.

В этом районе находится церковь св. апостола Иакова является центром католического прихода, включающего в себя еще два храма – св. Евстахия (chiesa di San Stae) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (chiesa di San Zan Degolà) , где совершаются богослужения общины прихода святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви .

Острова Венеции

Венеция расположена на 118 островах . Ее основу составляют «сросшиеся» кусочки суши, соединенные 400 мостами и образовавшие город из шести районов-сестьере. Даже на «главном острове» до сих пор есть топонимы, напоминающие о том, что и он когда-то не был единым. Таковы, например, острова Святой Елены и Оливоло, по прежнему окруженные водой, но уже давно с помощью мостов прочно «пришвартованные» к Венеции. Джудекка и Сан-Джорджо также практически входят в ядро Венеции, как ее неотъемлемые части. Большие острова – Бурано, Мурано, Лидо, Джудекка – имеют свои особенности, начиная с типов ремесел, распространенных на разных островах, заканчивая манерой строить и украшать дома. Особенности проявляются даже в диалекте, который, например, на острове Бурано отличается от обычного венецианского.

Остров Лидо — Lido di Venezia
Протяженность Лидо – около 12 километров, тогда как ширина колеблется от одного километра до трехсот метров. С древних времен заселенная выходцами из Падуи, эта узкая полоса суши служит естественной защитой залива от морских волнений. С 742 г. в южной части острова, именуемой Маламокко, находилась резиденция дожей. На острове Лидо находится церковь святителя Николая на острове Лидо — chiesa San Nicolò a Lido, в которой покоятся мощи святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских (память 6/19 декабря, 9/22 мая), мощи святителя Николая «Дяди», архиепископа Мир Ликийских (местное празднование 11 декабря), мощи священномученика Феодора (местное празднование 24 января).

Православные святыни в Венеции — Документальный Фильм

Николай Чудотворец — Чтоб печаль превратилась в радость

Православные приходы в городе Венеция

Приход в честь святых Жен-мироносиц
Настоятель: протоиерей Алексий Ястребов
Адрес: Campo San Zandegolà, 1, Santa Croce, Venezia
Тел.: +393384753739



Понравилась статья? Поделитесь ей