Контакты

Религия кавказских народов. Народы кавказа. Образование Бухарского ханства

Сев. Кавказ регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены мусульманесунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы Дагестана (в т. ч. тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Калмыки являются буддистами-ламаистами (см. Буддизм в России), часть православные. Православия придерживается русское, в т. ч. казачье (см. Казаки в России), население, значительная часть осетин, моздокские кабардинцы. Небольшая часть казачества старообрядцы (см. Старообрядчество). Часть татов (т. наз. «горские евреи») иудаисты (см. Иудаизм в России).

До ислама, с 4–5 вв., на Сев. Кавказе появилось христво. Христ. влияние шло из Византии, Грузии и Кавказской Албании. На землях адыгов существовала Зихская епархия (с 7 в.), в Алании Аланская митрополия (с нач. 10 в.). Многочисленные находки предметов христ. культа, остатки церквей, часовен по всему Сев. Кавказу свидетельствуют о широкой миссионерской деятельности Восточной правосл. церкви. Несмотря на это, население в осн. оставалось полуязыческим, а во мн. местах полностью языческим. Иудаизм на Сев. Кавказ проник с татами-иудаистами в 5–6 вв. и был поддержан политич. влиянием Хазарского каганата, где эта религия была государственной, но широкого распространения не получила. Ислам на Сев. Кавказ стал проникать в 7–8 вв. в связи с арабскими завоеваниями. Первыми исламизации подверглись народы Дагестана, перенявшие от арабов мазхаб имама Шафии. Сев. - Зап. и Центральный Кавказ испытывали большое влияние ханафитской Золотой Орды, а позже крымских татар, турок и ногайцев, также распространявших здесь мазхаб Абу-Ханифы. Распространение ислама шло постепенно: сначала мусульманами становились представители знати, а затем и зависимые от них люди. Чеченцы и ингуши, обращенные в ислам проповедниками из Дагестана (16–19 вв.), стали шафиитами. Здесь, как и в Дагестане, распространилось суфийское братство накшбандия (см. Суфизм в России).

К нач. 19 в. большинство населения Сев. Кавказа было обращено в ислам. Национально-освободительное движение горцев во время Кавказской войны приобрело религ. окраску. В Дагестане и Чечне оно вылилось в религ. - политич. движение, получившее в лит-ре название мюридизм. Имам Шамиль, возглавивший движение и создавший теократическое гос-во имамат, удачно использовал традиции суфийского братства накшбандия. В основу идеологии была положена идея газавата св. войны за веру; адат последовательно вытеснялся шариатом. В 5060-е гг. 19 в. в Чечне возникло новое движение во главе с шейхом Кунта-Хаджи, к-рый призывал к миру и успокоению. Он проповедовал идеи суфийского братства кадирия, усвоенные им во время пребывания на Ближнем Востоке. Царские чиновники окрестили учение Кунта-Хаджи «зикризмом», поскольку в обрядовой практике кадиритов важное место занимает зикр громкие радения с повторением имени Аллаха, сопровождающиеся танцем по кругу. «Зикризм» охватил горные районы Чечни и всю Ингушетию. После Кавказской войны значительная часть мусульман Сев. Кавказа переселилась в Турцию. Отправлению культа оставшимися препятствий не чинилось, каждое селение имело мечеть, зачастую и не одну.

После революции по мере укрепления советской власти мусульманское судопроизводство было ликвидировано, стали закрываться мечети, медресе. В 193040-е гг. активно проводились преследования и высылка мулл, кадиев, шейхов. Наибольшее противодействие эта политика встретила в Чечне, Ингушетии и Дагестане, где сохранению ислама во мн. способствовал суфизм. К кон. 20-х гг. в Чечне и Ингушетии ок. половины населения были мюридами. Насильственное выселение вайнахов в 1944 усилило их религиозность. Люди еще более сплотились вокруг шейхов, авторитет к-рых неизмеримо возрос. В Чечено-Ингушетии к нач. 80-х гг. число офиц. не зарегистрированных мечетей превышало число зарегистрированных в десятки раз. Несколько иной была ситуация на Сев. - Зап. Кавказе. Тут антирелиг. деятельность достигла значительных успехов. Основная масса населения отошла от выполнения религ. обязанностей.

В кон. 80 - нач. 90-х гг. религ орг-ции получили возможность действовать открыто. Если на Сев. - Вост. Кавказе это был выход на свободу загнанной вглубь религиозности (так, в Чечне и Ингушетии к 1993 уже имелось 2500 мечетей против 12 в нач. 80-х гг.), то на Сев. - Зап. Кавказе началось подлинное возрождение ислама и христ-ва. Развернулось строительство мечетей и церквей, стали открываться религ. школы. На Сев. Кавказе действуют исламские вузы, молодежь обучается в др. исламских гос-вах.

Растянувшееся во времени проникновение на Сев. Кавказ монотеистических религий, верность северокавказских народов традициям предков, длительное сохранение патриархальных порядков в горном крае привели к живучести древних верований и обрядов. В религ. верованиях северокавказских народов сложились нек-рые общие черты: особое почитание божества грома и молнии, функциональное сходство др. божеств и покровителей. Сильно развиты верования, связанные с сельскохозяйственной практикой; в осн. это магические представления и обряды. Постепенно уходят из жизни мн. персонажи демонологии, однако сохраняется вера в джиннов.

В верованиях народов Сев. Кавказа пережитки культа предков вплелись в мусульманскую праздничную обрядность. В дни Ураза-байрама и Курбан-байрама, а также весеннего праздника Навруз возносятся молитвы за покойных родственников, посещаются их могилы. По всему региону широко отмечается мавлид день рождения Пророка Мухаммада. Мавлид часто проводят также по какому-нибудь важному случаю, не обязательно в месяц раби аль-авваль (когда родился Пророк). Большим семейным праздником является обрезание сына (суннет). Распространен культ святых, связанный на Сев. Вост. Кавказе с суфизмом.

В последние годы среди мусульманского населения Сев. Кавказа стали распространяться ваххабитские идеи (см. Ваххабизм), что вызывает тревогу среди офиц. служителей культа. Ваххабизм проникает из Саудовской Аравии и др. исламских гос-в как путем прямой миссионерской деятельности, так и опосредованно - через молодежь, обучавшуюся за рубежом. Ваххабиты имеют сильную финансовую поддержку, они издают львиную долю местной исламской лит-ры. Ваххабизм приобрел силу в осн. в экологически и социально неблагополучных местах: Чечня, предгорные районы Дагестана и т. д. Осн. ставка делается на молодежь. Большое внимание уделяется изучению арабского языка, Корана и хадисов на языке оригинала. Адат полностью отрицается, признается только шариат и Сунна Пророка. Отрицаются также многие обычаи и обряды, укоренившиеся в сознании людей как исламские. Так, запрещается чтение Корана на могиле или в доме усопшего, чтение талкына (наставления покойному) на похоронах, пользование четками, поклонение святыням и т. д. Мусульмане, не приемлющие ваххабизма, обвиняются в идолопоклонстве. На этой основе случаются разлады в семьях, столкновения в мечетях. Экстремизм ваххабитов вызывает настороженность и осуждение со стороны офиц. духовных лиц.

В северокавказских народных верованиях единства не было. Отличие одного народа Северного Кавказа от другого, соответственно, сказывалось и на обрядах. Однако схожих аспектов в разных религиозных культурах существовало множество. В частности, это сходство касалось мифологических образов, которые отражали особенности жизни горцев.

Так, у всех народов Северного Кавказа особое почтение отдавалось божествам охоты, божеству-громовержцу (Илье, Элии). Ритуальные действия, сопровождающие процедуру похорон убитого молнией, у разных горских народов также имели много общего. Черкесы клали погибшего в гроб, подвешивали домовину на высоком дереве. Затем наступал черед веселья и плясок для соседей покойного. Резали быков и баранов. Жертвенное мясо в основном раздавалось беднякам. Так гуляли три дня. Потом ежегодно празднество повторялось, пока труп не истлевал, - черкесы таких покойников считали святыми.

У кабардинцев божество-громовержец назывался Шибле. Шибле властвовал не только над грозой, но и над водой и огнем. Кабардинский Илья-пророк в действии - это всадник, джигитующий в небе. Христианизированные адыги называли аналогичное божество Илией (Еллэ). Почитание Еллэ у них выражалось в специальном танце - шиблеудж.

У осетин перед пораженным молнией танцевали цоппай. Затем покойного укладывали в арбу, и волы сами должны были указать место захоронения - где животные останавливались, там и копали могилу. Осетины, как и адыги, карачаево-балкарцы и ингуши, поклонялись местам удара молнии - деревьям, зданиям.

Горцы трансформировали христианские обряды и использовали святых этой религии в своих культах и верованиях. Когда элементы христианской культуры не соответствовали народным представлениям о божествах, то такие аспекты кавказцами попросту не использовались.

К 20-м годам XX века языческая культура все еще играла важную роль в жизни северокавказских народов, хотя к тому времени уже все население Северного Кавказа было официально поделено на исповедующих ислам и христианство.

Религии народов Кавказа


Введение

Кавказ издавна входил в зону влияния высоких цивилизаций Востока, и часть кавказских народов (предки армян, грузин, азербайджанцев) еще в античную эпоху имели свои государства и высокую культуру.

Но в некоторых, особенно в высокогорных, районах Кавказа вплоть до установления Советской власти сохранялись очень архаичные черты хозяйственного и общественного уклада, с пережитками патриархально-родовых и патриархально-феодальных отношений. Это обстоятельство отразилось и в религиозной жизни: хотя на Кавказе еще с IV-VI вв. распространилось христианство (сопутствовавшее развитию феодальных отношений), а с VII-VIII вв.- ислам и формально все кавказские народы считались либо христианскими, либо мусульманскими, под внешним покровом этих официальных религий у многих отсталых народов горных районов фактически сохранялись очень сильные пережитки более древних и самобытных религиозных верований, частью, конечно, перемешавшиеся с христианскими или мусульманскими представлениями. Больше всего это заметно у осетин, ингушей, черкесов, абхазов, сванов, хевсур, пшавов, тушинов. Нетрудно дать обобщенное описание их верований, так как они имеют очень много сходных черт. У всех этих народов сохранились семейно-родовые культы, связанные с ними погребальные обряды, а также общинные земледельческо-скотоводческие культы. Источниками для изучения дохристианских и домусульманских верований народов Кавказа служат свидетельства античных и раннесредневековых писателей и путешественников (довольно скудные), а главным образом чрезвычайно обильные этнографические материалы XVIII-XX вв., описывающие самым подробным образом пережитки древних верований. Очень богата в этом отношении, в смысле качества записей, советская этнографическая литература.


1. Семейно-родовые культы

Семейно-родовые культы довольно прочно держались на Кавказе вследствие застойности патриархально-родового уклада. В большинстве случаев они приняли вид почитания домашнего очага - материального символа семейной общности. Оно было особенно развито у ингушей, осетин, у горно-грузинских групп. Ингуши, например, считали семейной святыней домашний очаг и все, что с ним связано (огонь, золу, надочажную цепь). Если любой посторонний человек, хотя бы и преступник, входил в дом и хватался за надочажную цепь, он поступал под покровительство семьи, хозяин дома обязан был его защищать всеми мерами. Это было своеобразным религиозным осмыслением известного патриархального обычая гостеприимства кавказских народов. В огонь перед каждой едой бросали маленькие жертвы - кусочки пищи. Но олицетворения очага, или огня, по-видимому, не было (в отличие от верований народов Сибири). У осетин, у которых были сходные верования, существовало и нечто вроде олицетворения надочажной цепи: ее патроном считался кузнечный бог Сафа. Сваны священное значение придавали не очагу в жилой комнате, а очагу в специальной оборонной башне, которая имелась прежде у каждой семьи и сама считалась семейной святыней; этот очаг вообще не употреблялся для повседневных нужд, его использовали только для особых семейных обрядов.

Родовые культы отмечены у тех же ингушей, осетин, отдельных грузинских групп. У ингушей каждая фамилия (то есть род) чтила своего покровителя, может быть предка; в его честь сооружался каменный монумент - сиелинг. Раз в год, в день родового праздника, около сиелинга устраивалось моление. Были свои покровители и у объединений родов - у галгаев, у феаппи, из которых позже образовался ингушский народ. Сходные обычаи известны у абхазов: у них каждый род имел свои «доли божества», покровительствующие одному этому роду. Род ежегодно устраивал моления своему покровителю в священной роще или в другом определенном месте под руководством старшего в роде. У имеретин (Западная Грузия) еще недавно бытовал обычаи устраивать ежегодные родовые жертвоприношения: резали козленка, или ягненка, или петуха, молились богу о благополучии всего рода, потом ели и пили вино, хранившееся в особом ритуальном сосуде.

2. Погребальный культ

С семейно-родовым культом слился погребальный культ, который у народов Кавказа был очень развит, а местами принял не в меру усложненные формы. Наряду с христианскими и мусульманскими погребальными обычаями у некоторых народов, особенно Северного Кавказа, сохранились и следы маздаистских обычаев, связанных с погребением: старые могильники у ингушей, осетин состояли из каменных склепов, в которых тела умерших как бы изолировались от земли и воздуха. У некоторых народов были в обычае похоронные игры и состязания. Но особенно тщательно соблюдался обычай устраивать периодические поминки по умершему. Эти поминки требовали очень больших расходов - на угощение многочисленных гостей, на жертвоприношение и пр. - и зачастую совершенно разоряли хозяйство. Такой вредный обычай особенно отмечался у осетин (хист); он известен и у абхазов, ингушей, хевсуров сванов и др. Верили, что сам покойник невидимо присутствует на поминках. Если человек по каким-либо мотивам долго не устраивал поминок по своим умершим родственникам, то его осуждали, считая, что он держит их впроголодь. У осетин нельзя было нанести человеку большей обиды, чем сказав ему, что его мертвецы голодают, то есть что он нерадиво исполняет свою обязанность устраивать поминки.

Траур по умершему соблюдался очень строго и тоже был связан с суеверными представлениями. Особенно тяжелые ограничения и предписания чисто религиозного характера ложились на вдову. У осетин, например, она должна была в течение года ежедневно постилать умершему мужу постель, ждать его до поздней ночи у постели, готовить ему по утрам воду для умывания. «Вставая с постели рано утром, она всякий раз, взяв таз и кувшин с водой, а также полотенце, мыло и прочее, несет их к тому месту, где обыкновенно муж ее при жизни умывался, и там стоит несколько минут в таком положении, как будто подает умыться. По окончании церемонии она возвращается в спальню и ставит утварь на место».


Преступления, но и за поступки, предстающие в нашем понимании не более чем мелким хулиганством. Однако стоит также отметить, что во всех случаях кровная месть спровоцирована очень неблаговидным поведением. 1. Кровная месть у народов Кавказа Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести...

Чудью и мифологическими чудами остается пока неясной. Представления коми о верховном божестве Ен, вероятно, навеяны христианством. 6.Попытки реформировать религию Начиная с XVIII в. царское правительство проводило политику принудительной христианизации народов Поволжья, политику, которая была составной частью системы помещичье-полицейского гнета. Эта система вызывала глухое сопротивление...

Поддержки среди адыгских народов. (87). Изложенное выше свидетельствует, что исламский радикализм на Северном Кавказе во всех отмеченных формах (наиболее опасная, но не единственная! – «северокавказский ваххабизм») носит квазирелигиозный характер и выступает одной из форм реализации националистических и сепаратистских притязаний конкретных политических группировок, как правило, далеких от...

И.т.д.. Не смотря на то, что Абазины являются вполне самостоятельной нацией их культура и религия непосредственно связана с культурой Адыгов. Следовательно, рассматривать вопросы истории и развития религии Абазин необходимо рассмотреть религию всего Адыгского сообщества. Бог Тха Несомненно, главное место во всех языческих религиях Адыгейцев занимал великий бог. Они называли его Тха. По...

– множество народов, разговаривавших на разных языках. Однако, такая систематизация сложилась не сразу. Несмотря на одинаковый бытовой уклад, каждый из местных народов имеет свое уникальное происхождение.

Открыть в полном размере

Ученые выделяют группу автохтонных народов , (в переводе с греческого – местный, коренной, абориген ), которые обитают на данной местности со времен своего становления. На северном и Центральном Кавказе таковыми являются , которые представлены тремя народами

  • кабардинцы , 386 тысяч человек, обитают в Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии. Язык относится к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказского языка. Верующие – мусульмане-сунниты;
  • адыгейцы , 123 000, из них 96 тысяч проживают в Республике Адыгея, мусульмане-сунниты
  • черкесы , 51 000 человек, более 40 тысяч проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Потомки Адыгов проживают в целом ряде государств: Турция, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия.

В абхазо-адыгскую языковую группу входит народ абазины (самоназвание абаза ), 33 000 человек, 27 тысяч проживают в КЧР и Республике Адыгея (восточная часть), сунниты. Потомки абазин как и Адыгов проживают в Турции и странах Ближнего Востока и в языковом отношении их потомками являются абхазы (самоназвание- абсула ).

Другая крупная группа коренных народов, которая занимает Северный Кавказ – представители нахской группы языков :

  • чеченцы (самоназвание – нохчий ), 800 000 человек, проживают в Республике Ингушетия, Чечне, Дагестане (чеченцы-аккинцы, 58 000 человек), мусульмане-сунниты. Диаспоры потомков чеченцев проживают на Ближнем Востоке;
  • ингуши (самоназвание – галгай ), 215 000 человек, большая часть живет в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Северной Осетии, мусульмане -сунниты;
  • кистины (самоназвание – кисты ), в горных районах Республики Чечня, разговаривают на нахских диалектах.

Чеченцы и ингуши имеют общее название вайнахи .

Наиболее сложно выглядит дагестанская ветвь иберийско-кавказских языков , ее подразделят на четыре группы:

  1. Аваро-андо-цезская группа , к которой относятся 14 языков. Наиболее значимым является язык, на котором говорят аварцы (самоназвание – маарулал ), 544 000 человек, центральные и горные районы Дагестана, поселения аварцев есть и Ставропольском крае и северном Азербайджане, мусульмане -сунниты.
    Прочие 13 народов, относящиеся к данной группе, намного уступают в численном отношении и имеют существенные отличия от аварского языка (например, андийцы – 25 тысяч, тиндинцы или тиндалы – 10 тысяч человек).
  2. Группа даргинского языка . Главный народ – дагринцы (самоназвание – дарган ), 354 тысяч человек, при этом более 280 тысяч проживают в горных районах Дагестана. Крупные диаспоры даргинцев проживают в Ставропольском крае и Калмыкии. Мусульмане – сунниты.
  3. Группа лакского языка . Основной народ – лакцы (лаки, казикумух) , 106 тысяч человек, в горном Дагестане – 92 000, мусульмане – сунниты.
  4. Лезгинская языковая группа – юг Дагестана с городом Дербент, народ лезгины (самоназвание – лезгияр ), 257 000, в самом Дагестане проживают свыше 200 000. Крупная диаспора существует в Азербайджане. В религиозном плане: дагестанские лезгины – мусульмане-сунниты, а азербайджанские лезгины – мусульмане-шииты.
    • табасаранцы (табасаран) , 94 000 человек, 80 000 из них проживают в Дагестане, остальные в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • рутульцы (мых абдыр) , 20 000 человек, из них 15 000 живут в Дагестане, мусульмане-сунниты;
    • цахуры (йыхбы) , 20 000, большая часть проживает в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • агулы (агул) , 18 000 человек, 14 000 – в Дагестане, мусульмане-сунниты.
      К лезгинской группе относятся еще 5 языков , на которых говорят незначительные по численности народы.

Народы позднее поселившиеся в Северо-Кавказском регионе

В отличие от автохтонных народов предки осетин пришли на Северный Кавказ позднее и долгое время они были известны под названием алан с 1 века нашей эры. По языку осетины относятся к иранской языковой группе и их ближайшими родственниками являются иранцы (персы) и таджики . Осетины живут на территории Северной Осетии, численность 340 000 человек. В самом осетинском языке различаются три крупных диалекта, в соответствии с которыми выводят самоназвания:

  • иранцы (ирон) – православные;
  • дигорцы (дигорон) – мусульмане-сунниты;
  • кударцы (кударон) – Южная Осетия, православные.

Особую группу составляют народы, чье формирование и появление на Северном Кавказе связано с поздним средневековьем (15-17 века). В языковом отношении они причисляются к тюркам :

  1. карачаевцы (карачайлы) , 150 000 человек, из них 129 тысяч живут в Карачаево-Черкесской Республике. Диаспоры карачаевцев имеются в Ставропольском крае, Средней Азии, Турции, Сирии. Язык относится к кыпчакской группе тюркских языков (половцы). Мусульмане-сунниты;
  2. балкарцы (таулу) , горцы, 80 000 человек, из них 70 000 проживают в Кабардино-Балкарской республике. Крупные диаспоры в Казахстане и Киргизии. Мусульмане – сунниты;
  3. кумыки (къумукъ) , 278 000 человек, в основном проживают в Северном Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. Мусульмане – сунниты;
  4. ногайцы (ногъайлар) , 75 000, по территории и диалектном отношении делятся на три группы:
    • кубанские ногайцы (ак нагайцы) , живущие в Карачаевско-Черкесской Республике;
    • ачикулакские ногайцы , проживающие в нефтекумском районе Ставропольского края;
    • кара нагайцы (ногайская степь), мусульмане-сунниты.
  5. туркмены (трухмены) , 13,5 тысяч человек, живут в Туркменском районе Ставропольского края, но язык относится к огузской группе тюркских зыков , мусульмане-сунниты.

Отдельно следует выделить , появившихся на Северном Кавказе в середине 17 века. Калмыки (хальмг) , 146 000 человек, язык относится к монгольской языковой группе (родственны по языку монголы и буряты). В религиозном отношении – буддисты. Те из калмыков, которые были в казачьем сословии войска Донского, исповедовали православие, назывались бузаавы . Большая часть – кочевые калмыки – тургуты .

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Традиционные верования народов Северного Кавказа не были едины и имели как ряд схожих черт, так и отличий. Общей чертой, например, являлись мифологические образы, которые отражали схожие условия социально-хозяйственного строя народов. Поскольку на всем Кавказе от Черного до Каспийского моря вплоть до конца XIX в. важное место занимала охота, практически у всех народов имелось божество охоты, даже если его имена различались (Дал, Афсати, Апсат). Широкое распространение имел образ св. Ильи как божества-громовержца. Похожими в своей семантике являлись и ритуалы, связанные с убитым молнией, различаясь лишь внешней формой. Так, черкесы по обычаю клали убитых молнией в гроб, который подвешивали на высоком дереве, после чего с кушаньями и напитками приходили соседи, которые начинали плясать и веселиться. Мясо зарезанных в ходе ритуала быков и баранов раздавалось малоимущим. Праздник продолжался в течении трех дней и повторялся каждый год, пока тело покойника совершенно не истлеет, поскольку считалось, что человек, убитый молнией, является святым . Божество-громовержца кабардинцы называли Шибле, в его власти находилась вода, огонь и гроза. Считалось, что во время грозы Шибле скачет по небосводу на вороном коне, а раскаты грома – это отзвуки его небесной джигитовки . В ходе христианизации адыгов функции Шибле перешли к Илие (Елле). В честь Елле у адыгов существовал танец «шиблеудж» .

Осетины же, в свою очередь, совершали над убитым молнией круговой ритуальный танец, затем клали его на арбу с воловьей упряжкой и отпускали ее. Хоронили покойного в том месте, где животные останавливались, а само место удара молнии, как и у адыгов, карачаевцев, балкарцев, ингушей, становилось местом ритуального поклонения.

Не было искоренено язычество среди горских народов Северного Кавказа. Юлиан в XIII в. утверждал, что аланы «представляют смесь христиан с язычеством». Архиепископ Иоанн свидетельствует, что адыги по праздникам приносили в жертву животных и головы их выставляли на ветвях дерева, «что предполагает пищу для духов». Около церкви можно было видеть дерево с крестом, которое называли «деревом-господином». Кроме голов жертвенных животных, на нем развешивали разные другие приношения. Вокруг такого дерева бывал начертан круг, внутри которого ничего нельзя было трогать. Там до поры до времени могли скрываться беглые рабы и кровники .

Традиционные доисламские верования северокавказских народов в означенный период уже подверглись синкретизму со стороны христианства, которое оказало наибольшее влияния на население Западного и Центрального Кавказа. В своей географии Вахушти Багратиони при описании Осетии и осетин писал: «В старину все они по вере были христианами и составляли паству Никозели, главным же образцом двальцы, но в нынешнее время двальцы только именуются христианами, ибо соблюдают великий пост, почитают и поклоняются иконам, церквям и священникам, а во всем другом несведущи. Не имеют священника и остаются некрещеными, кроме тех, которые получают крещение в Карталинии и Раче. Но в Тагаурии, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигории и Басиане главари и знатные суть магометане, а простые крестьяне – христиане, но они несведущие в этой и другой вере: различие между ними состоит только в том, что кушающие свинину считаются христианами, а кушающие конину – магометанами. Все же они почитают подобие идола, которого называют Вачила, ибо они Илии закалывают козла, мясо едят сами, а кожу натягивают на высокое дерево и поклоняются этой шкуре в день Илии, дабы он избавил их от градобития и даровал урожай Земли» .



Принимая обряды и христианский пантеон святых, северокавказские народы по возможности адаптировали их к своим религиозным культам. В случае, если какие-то элементы новой религии противоречили традиционным народным верованиям и обычаям, они подвергались игнорированию. Сочетание христианства с народными языческими верованиями до исламизации Северного Кавказа являлось преобладающей формой религиозных представлений местных народов. Миссионеры, несущие слово Христа, продолжали проникать в регион вплоть до XVIII в., однако традиционные культы и обычаи оказали весьма значительное влияние на христианские обряды и нормы на Западном и Центральном Кавказе. Народы Северного Кавказа также старались адаптировать христианские обряды и святых к своим традиционным народным верованиям. Последние продолжали играть важную роль в жизни северокавказских народов вплоть до 20-х гг. XX в., несмотря на ведущие позиции христианства и ислама в регионе.



Наиболее яркие проявления религиозного синкретизма у горских народов проявляются в похоронных и свадебных обрядах. Как христианство, так и ислам оказали определенное влияния и на праздники, идущие из глубины веков – первой борозды, цветов, черешни, сбора урожая, встречи Нового года, весеннего равноденствия и др. Осетины, кабардинцы, балкарцы и ряд других народов отмечают народные праздники, внешне имеющие религиозный характер. По мнению Ф.М. Таказова, эволюция религиозных воззрений северокавказских народов прошла 4 этапа:

1.Доминирование на Северном Кавказе дохристианских, традиционных культов.

2. Проникновение в регион из Византии раннего христианства и синкретизация народных верований и язычества.

3. Кавказская война, одним из последствий которой явилась исламизация основной части населения Северного Кавказа. При этом традиционный ислам подвергся воздействию языческих культов, которые стали восприниматься в качестве мусульманских.

4. Социально-политические события начала 90-х гг. XX столетия, распад Советского Союза и разграничение христианства и ислама с одной стороны, и языческих традиций – с другой. В период господства государственного атеизма советское государство противостояло всем формам исповедания религии, однако христианство и ислам сохранили свои институты, в то время как преемственность передачи традиционных народных верований была нарушена. Поэтому в постсоветское время последние уже не смогли полностью реанимироваться, хотя, безусловно, имеют своих сторонников.

Бесспорно, ислам и христианство оказали немалое воздействие на идеологию кавказских народов, хотя и не смогли искоренить языческие представления, в том числе анимистические и тотемистические. Абстрактные идеи этих вероучений среди горцев приспосабливались к исторической действительности и получали свою интерпретацию. Христианизация и исламизация никогда не были полным разрывом с языческим прошлым. Скорее всего, они были процессом адаптации новых понятий и имен к старому содержанию. Старые боги получили новые названия. Однако их природа и связанные с ними культовые праздники и обряды оставались прежними. Язычество в качестве первоосновы идеологических воззрений северокавказских горцев характеризуется вполне сформировавшимися представлениями о богах, образах богов как личных существ, возникновением политеистического пантеона с ярко выраженной тенденцией к монотеизму. Однако своего завершения не достигшей монотеистической системы. Столь удивительной живучести язычества в идеологических представлениях горцев имеется ряд причин:

1. Огромная роль традиции, пронизывающей всю духовную жизнь горцев.

2. Традиционная религия жила там, где сохранялись общинные связи.

3. Языческие религии в отличие от монотеистических религий были терпимы: разрешалось человеку поклоняться разным богам и приносить жертвы и т.д.

4. Приверженность к язычеству была своеобразной формой социального протеста рядового крестьянства против феодалов.

Религиозные взгляды народов Северного Кавказа имеют синкретический характер, в основе которого сохраняется языческая ментальность с разной степенью влияния христианства и ислама.

Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:

Распространение христианства на территории Северного Кавказа и Северного Причерноморья связано с тремя источниками христианства, которые оказали и внесли значительную роль в развитие народов Кавказа. Основным источником является греко-византийское православие, которое распространялось на большую территорию Северного Кавказа. Второй источник – это влияние грузинской церкви в высокогорных районах региона. Третий источник – это кратковременное римско-католическое миссионерство в XIII-XV вв.

Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе связано с арабской экспансией Восточного Кавказа и начинается со второй половины VII века. Миссионерская деятельность по распространению ислама была не только с юга. В нижнем Поволжье существовало Золотоордынское государство, в котором с XIII в. ислам стал распространяться. Распространение его из Золотой Орды на Северный Кавказ шло по торговым путям и коммуникациям. Следующая волна распространения ислама в XV в. была связана с Крымским Ханством и Османской империей. Новый этап исламизации населения Северного Кавказа пришелся на XVIII – начало XIX в. и был связан с присоединением Кавказа к России. Кавказская война ускорила распространение ислама на Северном Кавказе. К середине XIX в. влияние ислама ощутили на себе почти все народы, населяющие Северный Кавказ, однако восприняли данную религию достаточно поверхностно. Одним мусульманство принесли арабы, другим – турки-османы или крымские татары и лишь ногайцы переселились сюда после распада Золотой Орды, уже исповедуя ислам.

Ислам и христианство оказали немалое воздействие на идеологию кавказских народов, хотя и не смогли искоренить языческие представления, в том числе анимистические и тотемистические. Христианизация и исламизация никогда не были полным разрывом с языческим прошлым. Язычество в качестве первоосновы идеологических воззрений северокавказских горцев характеризуется вполне сформировавшимися представлениями о богах, образах богов как личных существ. Религиозные взгляды народов Северного Кавказа имеют синкретический характер, в основе которого сохраняется языческая ментальность с разной степенью влияния христианства и ислама

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мировые религии на Северном Кавказе вы можете назвать?

2. Когда происходит проникновение христианства на Северный Кавказ?

3. Назовите основные этапы христианизации народов Северного Кавказа?

4. Назовите основные памятники христианской религии?

5. Какое влияние оказала римско-католическая колонизация на развитие народов Северного Кавказа?

6. Когда происходит проникновение ислама на Северный Кавказ?

Назовите основные этапы распространения ислама на Северном Кавказе?

7. Назовите основные памятники мусульманской религии?

8. Какие языческие культы народов Северного Кавказа вы можете назвать?

9. Какой характер имеют религиозные взгляды народов Северного Кавказа?

Литература

Основная

1. История Северного Кавказа: учебное пособие / отв. ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе. – Ростов-на-Дону, 2017. – 282 с.

2. Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа: учебное пособие. – Пятигорск, 2013. – 125 c.

Дополнительная

1. Артамонов М.И. История хазар. - СПб., 2001. - 2002. - 548 с.

2. Кузнецов В.А. Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа). – Владикавказ, 2004. – 184 с.

3. Кузнецов В.А. Нижний Архыз в X-XII веках. – Ставрополь, 1993. – 464 с.

4. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ, 1992. - 392 с.

5. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. – Владикавказ, 2002. - 159 с.

6. Морковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. – Тула, 2003. - 340 с.

7. Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». – Пятигорск, 2012. - 491 с.

8. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. – Ростов-н/Д, 2006. – 320 с.

9. Проблемы интеграции этнических сообществ в состав российского государства и пути их решения (на примере Северного Кавказа)/Под ред. С.А. Дударева. - Армавир, 2014 – 252с.

10. Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия (историко-этнографические очерки): Учебное пособие / Под ред. В.Б. Виноградова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 318 с.

11. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин (история религии – в истории народа). – Владикавказ, 2000. – 503 с.

Источники

1. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / И. Ф. Бларамберг; Перевод И.М. Назаровой. – М.: Изд. Надыршин А.Г., 2010. – 400 с.

2. Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. // Записки императорского Новороссийского университета. - Одесса, 1867. Т.1. Вып.1.

3. Рассказ римско-католического миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев // Записки Одесского общества истории и древностей российских. - Одесса, 1863. Т. 5.

4. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках // Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова. - М., 1968. - Ч. 2.

Интернет-ресурсы

1. http://kavkaz-uzel.ru / «Кавказский Узел»

2. http://www.ethnology.ru / «Этнография народов России»

3. http://www.iriston.com / «История и культура Осетии»

4. http://ricolor.org/europe/gruziya/gr/ist/4/ «Кавказ и Россия»

5. http://www.okavkaze.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=5&id=16&Itemid=138 / Общественно-исторический портал «Okavkaze» - история и археология Северного Кавказа

6. http://www.archaeolog.ru / «Институт Археологии РАН»

7. http://www.kolhida.ru / «Археология и этнография Абхазии»

8. http://www.archeologia.ru / «Археология России»

9. http://hist.ctl.cc.rsu.ru / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года»



Понравилась статья? Поделитесь ей