Контакты

Продовольственной безопасности рф. Доктрина продовольственной безопасности российской федерации. Цели и задачи продовольственной безопасности

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, постановляю:

Обеспечивать ежегодно подготовку докладов Президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.

3. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

1. Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

В настоящей Доктрине развиваются положения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.

2. Продовольственная безопасность Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В соответствии с положениями национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

4. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

5. Продовольственная независимость Российской Федерации - устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Показатель продовольственной безопасности - количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев.

Критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от ________№_______

ДОКТРИНА
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, основные направления государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны.

В Доктрине развиваются положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 000, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 № 000 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), учтены положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года.

Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Цели и задачи доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации

Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности страны, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны.

Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:

Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни;

Устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

Обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов;

Предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов.

2. ПОНЯТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В XXI веке возрастает роль России как государства, обладающего значительными резервами, аграрным потенциалом и водными биологическими ресурсами не только для производства продовольственных ресурсов для собственного потребления, но в перспективе – и для поставок отдельных их видов на внешний рынок.

4. ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:

в сфере потребления:

Уровень экономической доступности основных пищевых продуктов;
- уровень физической доступности основных пищевых продуктов;
- уровень располагаемых ресурсов домашних хозяйств по группам населения;
- уровень потребления основных видов продовольствия в расчете на душу населения, в том числе за счет отечественного производства;
- потребление пищевых продуктов по отдельным группам населения;
- доля населения, для которого потребление основных пищевых продуктов ниже рациональных норм;
- объемы адресной помощи населению;
- удельный вес импортных и отечественных пищевых продуктов, выявленных как не соответствующих требованиям технических регламентов и иным положениям законодательства Российской Федерации ;
- суточная калорийность питания человека;
- количество белков, жиров, углеводов, витаминов , макро - и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;
- продовольственная инфляция.

в сфере производства и национальной конкурентоспособности:

Объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на душу населения;
- удельный вес продовольственной продукции отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов;
- уровень поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рублях на рубль реализованной продукции;
- продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов;
- состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

в сфере организации и управления:

В целях повышения доступности продовольствия для всех групп населения должны быть приняты решения:

О формировании механизмов оказании адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
- об утверждении системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность и качество пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов;
- о разработке унифицированных требований к системам контроля на пищевых предприятиях, гармонизированных с рекомендациями международных организаций, переходе пищевой индустрии на комплексную государственную систему контроля безопасности и мониторинга качества.

Формирование здорового типа питания потребует:

Развития фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке качества и безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрения инновационных технологий , включающих био - и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических, функциональных пищевых продуктов;
- разработки для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации , создания специальных обучающих программ;
- разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции.

В сфере производства и оборота сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

Оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;
- стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции;
- совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;
- создание условий для реализации экономического потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;
- стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;
- разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности ;
- формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза;
- совершенствование государственной торговой политики, регулирования рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

В области совершенствования организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

Совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации Доктрины;
- осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния и перспектив достижения и поддержания заданного уровня продовольственной безопасности;
- оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
- оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов - мегаполисов и регионов, зависимых от поставок импортных продовольственных товаров;
- сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны.

Система обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

Проводит единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
- организует мониторинг и контроль реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации;
- принимает меры по достижению и поддержанию пороговых величин продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- осуществляет меры в установленном порядке в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации:

Реализуют с учетом региональных условий единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
- разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;
- формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;
- обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы продовольственной безопасности по ее обеспечению, подготавливает рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.

Реализация положений Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населения.

Минсельхоз совместно с другими ведомствами, общественными союзами и ассоциациями разработал проект новой Доктрины продовольственной безопасности. Как сообщил «Агроинвестору » представитель Минсельхоза, проект проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти, после чего будет внесен в правительство.

Доктрина разработана с учетом «изменившихся внешних и внутренних условий» функционирования АПК, в том числе введением санкций в отношении России, вступлением в ВТО и углублением интеграционных процессов в ЕАЭС. «В доктрине сделан акцент на укреплении продовольственной безопасности страны, замещении импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и повышении самообеспеченности России основными видами пищевых продуктов», — сообщил представитель министерства. В частности, в документе предполагается ввести показатель самообеспеченности, рассчитываемый как процентное отношение объема отечественного производства к величине внутреннего потребления. По его выполнении будет возможно развитие экспорта. Перечень основных продуктов будет дополнен овощами и бахчевыми агрокультурами, фруктами и ягодами, а также семенами основных сельхозкультур.

В то же время эксперты предлагают существенно изменить подходы к продовольственной безопасности. Московская школа управления «Сколково» совместно с Центром агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, отраслевыми союзами и экспертами подготовила предложения, в которых отмечается, что задача импортозамещения и продовольственной независимости страны в целом решена. «Установленные доктриной пороговые значения доли отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка достигнуты или превзойдены по всем продуктам, кроме молока и пищевой соли», — указывается в обращении, отправленном в правительство, администрацию президента, Минсельхоз (копия есть у «Агроинвестора»).

В связи с этим эксперты считают необходимым существенный пересмотр целей и задач доктрины и основных направлений их реализации с учетом новых вызовов и изменившихся условий. Одним из ее основных принципов должна стать «ответственность государства за обеспечение гарантированного уровня продовольственного благополучия населения». В том числе эксперты считают нужным скорректировать национальные нормы потребления пищевых продуктов, которые сейчас завышены по объему из-за снижения физических нагрузок населения, и в большей степени их детализировать с точки зрения учета микроэлементов, витаминов, нутриентов и т. д. С другой стороны, особое внимание необходимо уделить наиболее бедным слоям населения. «Последствия некачественного питания этих людей, а тем более детей из бедных семей — серьезная угроза для страны. Один из путей решения такой проблемы — организация внутренней продовольственной помощи», — указано в письме.

Адресная продовольственная помощь социально незащищенному населению является хорошим инструментом роста внутреннего потребления, комментирует исполнительный директор компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. В этом случае люди могли бы тратить субсидии на покупку отечественных продуктов питания. В то же время, по его словам, чтобы продукцию чаще покупали, также нужно держать доступную цену, а это возможно только при грамотном управлении себестоимостью. Поскольку платежеспособный спрос упал, производители должны ориентироваться на доходы населения и на то, что люди могут себе позволить купить.

Другим важным принципом новой доктрины должно стать развитие доверия и сотрудничества между участниками продовольственного рынка страны, а также с партнерами из других стран, уверены авторы предложений. Основой госрегулирования должно стать обеспечение устойчивости бизнес-моделей и гарантии предпринимательской свободы. «Доктрина должна содержать ключевые направления дерегулирования для обеспечения максимальной эффективности и конкуренции по всей цепочке», — уверены авторы предложений. Одновременно следует выработать механизмы выявления и устранения «узких мест» сдерживающих развитие сектора, в том числе в смежных отраслях. «Основой решения задачи продовольственной безопасности в будущем станут наиболее эффективные компоненты производственной и распределительной инфраструктуры», — полагают эксперты.

Эксперты и Минсельхоз сошлись в том, что в новой доктрине необходимо отразить высокую импортозависимость российского АПК по материально-техническим ресурсам, в том числе в области селекции, генетики, средств защиты растений, кормовых добавок, технологического оборудования. «Уже сегодня импортозависимость российской экономики по ресурсам для АПК гораздо выше, чем по продуктам питания», — указывают авторы письма. Одновременно они отмечают пробелы и отсталость системы образования и науки и отставание в сфере цифровизации сельского хозяйства и всей продовольственной цепочки, что может в будущем повлечь «новые формы технологической зависимости от развитых стран».

Нынешняя Доктрина продовольственной безопасности России утверждена указом президента в январе 2010 года и действует до 2020 года. В качестве критерия для оценки продовольственной безопасности в ней используются доли отечественной продукции в общем объеме внутреннего рынка. В том числе пороговое значение по зерну установлено на уровне не менее 95%, сахара — не менее 80%, растительного масла — не менее 80%, мяса и мясопродуктов — не менее 85%, молока и молокопродуктов — не менее 90%, рыбной продукции — не менее 80%, картофеля — не менее 95%, пищевой соли — не менее 85%. По данным Минсельхоза, за истекшие восемь лет практически все эти показатели были достигнуты, за исключением молока (82,4% в 2017-м) и соли (63,6%). Более того, в 2017 году были достигнуты или превышены и рекомендованные Минздравом нормы среднедушевого потребления, кроме молока (отставание на 28%) а также фруктов (на 38%) и овощей (на 20%). В том числе производство яиц в прошлом году составило 305 шт. на человека при норме потребления 260 шт, хлебных продуктов — 118,3 кг при норме 96 кг/чел., растительного масла — 14,2 кг при норме 12 кг/чел., мяса и мясопродуктов — 75,7 кг при норме 73 кг/чел.

Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120

«В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

  • разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • обеспечивать ежегодно подготовку докладов Президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.

3. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации».

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.

2. Продовольственная безопасность Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

3. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

  • своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
  • устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
  • достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
  • обеспечение безопасности пищевых продуктов.

4. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

5. Продовольственная независимость Российской Федерации - устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Показатель продовольственной безопасности - количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев.

Критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

Экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.

Физическая доступность продовольствия - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

6. Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.

Укрепление и развитие сотрудничества с международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственных диалогов и развитие отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.

Вступление во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны.

II. Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки

7. Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:

а) в сфере потребления:

  • располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;
  • обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;
  • потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;
  • объемы адресной помощи населению;
  • суточная калорийность питания человека;
  • количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;
  • индекс потребительских цен на пищевые продукты;

б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности:

  • объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;
  • продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;
  • объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;

в) в сфере организации управления:

  • объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

8. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

  • зерна - не менее 95 процентов;
  • сахара - не менее 80 процентов;
  • растительного масла - не менее 80 процентов;
  • мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов;
  • молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов;
  • рыбной продукции - не менее 80 процентов;
  • картофеля - не менее 95 процентов;
  • соли пищевой - не менее 85 процентов.
III. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

9. Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски относятся к следующим категориям:

  • макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;
  • агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
  • внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

10. Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

  • низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
  • недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
  • ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;
  • недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
  • дефицита квалифицированных кадров;
  • различий в уровне жизни городского и сельского населения;
  • искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.
IV. Основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

11. С учетом рисков и угроз продовольственной безопасности государственная экономическая политика в сфере ее обеспечения, составной частью которой является государственная аграрная и морская политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям.

В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы (далее - социальное питание).

В части физической доступности пищевых продуктов предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.

В части формирования государственного материального резерва должны определяться номенклатура соответствующих материальных ценностей и нормы их накопления.

12. Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.

Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

13. В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на следующих направлениях:

  • повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем;
  • ускоренное развитие животноводства;
  • расширение и более интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;
  • создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;
  • развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;
  • увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности;
  • совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических ресурсов;
  • повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

14. В области устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:

  • социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;
  • увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях;
  • осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения;
  • диверсификация занятости сельского населения.

15. В области внешнеэкономической политики необходимо обеспечивать:

  • оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • активное использование защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;
  • эффективную работу системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;
  • поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

16. Формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности.

V. Механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

17. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

Правительство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

18. В целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения необходимо принять следующие решения:

  • о формировании механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
  • об утверждении системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов;
  • о разработке унифицированных требований, предъявляемых на пищевых предприятиях к системам контроля и гармонизированных с рекомендациями международных организаций, переходе пищевой индустрии на комплексную систему контроля безопасности.

19. Формирование здорового типа питания потребует:

  • развития фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрения инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов;
  • разработки для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, создания специальных обучающих программ;
  • разработки нормативов социального питания и реализации мер по его поддержке;
  • разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции.

20. В сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

  • оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;
  • стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции;
  • совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;
  • создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;
  • стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;
  • разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;
  • формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества;
  • совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

21. В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

  • совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;
  • осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности;
  • оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
  • оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;
  • сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

22. Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.

23. Правительство Российской Федерации:

  • проводит единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
  • организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;
  • принимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия;
  • осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.

24. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти:

  • реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
  • разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;
  • формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;
  • обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

25. Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности, подготавливает рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.

26. Реализация положений настоящей Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населения.

История создания

В 1990-е годы страна столкнулась с продовольственным кризисом. Произошло это по разным причинам. Аграрный сектор в это время стал объектом существенных преобразований и реформ: демонтаж совхозов и колхозов, программы приватизации, мощное сокращение государственной поддержки - состояние турбулентности и неопределенности привело к коллапсу сельскохозяйственного производства, перебоям в снабжении городов продовольствием и бедности сельского населения. Городские жители столкнулись с нехваткой продовольствия, безудержной инфляцией цен на основные продукты и значительным ухудшением питательной ценности (Wegren, 2011).

Обсуждение проблемы спада аграрного производства и концепта продовольственной безопасности было инициировано коммунистами. Были подготовлены несколько законодательных проектов, однако до каких-то конкретных постановлений инициатива не дошла. Интересно, что в период активных дискуссий на тему обеспечения продовольственной безопасности столкнулись и начали конкурировать два определения, можно даже сказать - две концепции. Первая - продовольственная безопасность как независимость отечественного рынка от импортных продуктов в силу наличия враждебного окружения. Вторая делала акцент на ценовой доступности продуктов питания, что обеспечило бы социальную стабильность (Барсукова, Дюфи, 2016).

Первая концепция больше апеллировала к поддержке аграрных производителей, которые активно призывали увеличить государственную поддержку и защитить внутренний рынок. Вторая скорее отражала интересы потребителей. Второй концепции придерживалось большое количество чиновников, которые опасались массовых недовольств среди граждан по поводу выросших цен на продукты питания, а также эксперты международных организаций, которые консультировали российское правительство. В итоге депутаты-коммунисты не смогли добиться поддержки концепции продовольственной безопасности, направленной на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественного производителя.

В 2010 году президент РФ Д. Медведев утвердил "Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации" (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120). Документ возводит обеспечение продовольственной безопасности РФ в статус вопросов национальной безопасности. Принятие Доктрины в целом символизировало то, что агарная сфера обладает статусом стратегического направления и обеспечивает национальную безопасность страны. Документ подчеркивает, что речь идет не о проблеме отдельной отрасли, а о национальной проблеме, не имеющей узко ведомственной локализации.

Попробуем ответить на вопрос - почему вдруг принятие Доктрины стало возможным? Во-первых, в силу позитивной тенденции развития российского сельского хозяйства в 2000-е годы: начало экспорта зерна, увеличение валовой продукции сельского хозяйства. Во-вторых, успешная реализация национального проекта "Развитие АПК" (2006-2007 гг.), который способствовал быстрому развитию свиноводства и птицеводства. Важно отметить, что с 1990 по 2004 гг. отрицательную динамику демонстрировали практически все показатели сельскохозяйственного производства. (Российский статистический ежегодник, 2005, с.437, 447 - 448, 458.)

Таблица 1

Динамика характеристик сельского хозяйства в 1990-2004 гг.

Показатель

Земли, используемые под сельхозпроизводство, млн га

Поголовье крупного рогатого скота, млн голов

Поголовье свиней, млн голов

Число тракторов на 1000 га пашни, шт.

Число зерноуборочных комбайнов на 1000 га пашни, шт.

Минеральные удобрения на 1 га посевной площади, кг

Удельный вес удобренной минеральными удобрениями площади во всей посевной площади, %

Органические удобрения на 1 га посевной площади, т

Удельный вес удобренной органическими удобрениями площади во всей посевной площади, %

Энергетические мощности на 100 га посевной площади, л. с.

Потребление электроэнергии на производственные цели на одного работника, тыс. кВт-ч

Источник: Российский статистический ежегодник 2005, с.437, 447 - 448, 458.

Накануне принятия Приоритетного национального проекта (ПНП)"Развитие АПК" российское сельское хозяйство являлось отраслью, в которой износ производственных фондов превышал 80%, при этом выбытие из строя основных фондов в 1,5-2 раза превышало ввод новых мощностей. Доля инвестиций в основной капитал составляла лишь 4% от общего объема инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. За чертой бедности находилось 56% сельского населения, а средняя месячная заработная плата составляла 43% от общероссийского уровня (Оболенцев 2007, с.8).

Проект принес значительные "политические дивиденды" (Барсукова, Дюфи, 2016). Речь идет о том, что привлечение внимания к продовольственному рынку и в целом - к продовольственному дискурсу приносило политические очки правящей элите в силу положительного сдвига в АПК.

В содержательной смысле доктрина включает в себя задачи по обеспечению продовольственной независимости страны, прогнозированию, выявлению и предотвращению внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, достижение и поддержание физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов в необходимых объеме и ассортименте. Важным представляется подчеркнуть, что Доктрина нацелена на достижение пороговых значений самообеспечения страны необходимыми продуктами питания. Пороговые значения самообеспечения следующие: "Зерно - не менее 95%, сахар - не менее 80%, растительное масло - не менее 80%, мясо и мясопродукты - не менее 85%, молоко и молокопродукты - не менее 90%, рыбная продукция - не менее 80%, картофель - не менее 95 %, соль пищевая - не менее 85 %". (Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, 2010)

Ключевыми моментами, на которых содержательно строится Доктрина продовольственной безопасности являются:

  • 1. Доля собственного производства определенных видов продовольствия;
  • 2. Качество производимого продовольствия;
  • 3. Доступность продовольствия для населения, что включает экономическую (ценовую) и физическую (территориальную) доступность; (Барсукова, Дюфи, 2016)

Это позволяет сделать вывод о том, что идею продовольственной независимости дополнили акцентами качества продуктов питания и их доступности. То есть, продовольственная безопасность должна гарантировать независимость от импорта, а также экономические возможности населения приобретать качественное отечественное продовольствие непосредственно в местах проживания. При этом понятия "качество продовольствия" и "доступность продовольствия для населения" не операционализированы.

Однако, несмотря на определенную разносторонность Доктрины, реальные следствия для аграрной политики имели исключительно контрольно-целевые показатели самообеспечения рынка. (Барсукова, Дюфи, 2016)

"Традиционно в России при обсуждении продовольственной безопасности на первое место ставят вопросы производства необходимого объема продовольствия внутри страны, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию". (Шагайда, Узун, 2015, с.6.)

Итак, одной из заслуг Доктрины является то, что она придала аграрным проблемам статус национальных, а не отраслевых. Это прибавило значимости проблемам аграрного сектора в целом. Однако при верном посыле, правильных формулировках и новых предложениях - к сожалению, никаких конкретных действий не последовало.

Нормативное пространство оказалось крайне нечувствительным к новациям Доктрины: какие-либо новые механизмы контроля за качеством продуктов питания представлены не были, изменений социальной политики, касающихся обеспечения доступа незащищенных слоев населения к основным продуктам питания, не последовало. Вся активная деятельность в основном выстроилась вокруг достижения контрольно-целевых показателей, обозначенных в Доктрине. (Барсукова, Дюфи, 2016)



Понравилась статья? Поделитесь ей