Контакты

Консорциум вузов. Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде. Российско-Приднестровский Консорциум вузов

Консорциум ядерно-технического образования включает в себя 12 британских университетов и других высших учебных заведений. Он был создан в 2005 году для организации образовательных и обучающих программ для выпуска дипломированных (степень магистра) и сертифицированных специалистов, а также курсов повышения квалификации. Студенты могут выбирать из 22 различных модулей, покрывающих весь спектр образования и обучения в атомной отрасли, которые ведут авторитетные специалисты. Как признают все участники консорциума, только совместно они могут обеспечить настолько широкий спектр модулей и курсов обучения. Все модули краткосрочные, что обеспечивает минимальный отрыв специалистов от производства.

Выпуск специалистов-ядерщиков университетами­ Вели­ко­британии имеет почти такую же долгую историю, как и сама атомная отрасль в стране. Первая университетская программа с присвоением выпускникам степени магистра естественных наук по специальности «Физика и техника ядерных реакторов» была организована в Бирмингемском университете в 1956 году. Одними из старейших также являются программы по специальностям «Радиационно-экологическая защита» в Университете графства Суррей, «Техника безопасности в атомной отрасли» в Ланкастерском университете, «Радиометрия» в Ливерпульском университете и «Техника и обеспечение безопасности ядерных реакторов» в Военно-морском училище в Госпорте.

В начале 2000-х годов учебные программы для подготовки специалистов-ядерщиков переживали очень сложные времена. Отчет, подготовленный Комиссией по безопасности труда и охране здоровья в 2002 году, содержал вывод, что

«если бы образование в ядерной отрасли было пациентом, оно находилось бы в реанимации»,

«необходимости принятия срочных мер, без которых ядерное образование постепенно исчезнет».

Курсы по ядерной тематике по-прежнему преподавались в составе различных образовательных программ, по-прежнему функционировали небольшие исследовательские группы. Однако существовала очевидная потребность в развитии ядерного образования, поскольку были необходимы квалифицированные кадры для обслуживания и эксплуатации АЭС, а также для вывода из эксплуатации старых установок. В 2005 году в Великобритании было двенадцать работающих АЭС – семь с реакторами AGR, четыре с реакторами Magnox и одна с PWR; семь станций находились на стадии вывода из эксплуатации. В таких обстоятельствах и был создан Консорциум ядерно-технического образования.

Консорциум

Атомная отрасль влияет на деятельность Консорциума ядерно-технического образования посредством Наблюдательного совета, состоящего из представителей 15 промышленных компаний. Непосредственное управление осуществляет Руководящий комитет, в состав которого входит по одному представителю от каждого вуза-участника консорциума. В консорциуме двенадцать участников:

  • Манчестерский университет;
  • Имперский колледж Лондона;
  • Ливерпульский университет;
  • Университет Лидса;
  • Бирмингемский университет;
  • Шеффилдский университет;
  • Лондонский городской университет;
  • Ланкастерский университет;
  • Университет горной и островной Шотландии (город Турсо, недалеко от площадки Даунри);
  • Исследовательский институт в Вестлейксе (рядом с атомным комплексом Селлафилд);
  • Колледж управления и техники Академии вооруженных сил (обучение специалистов для атомного военно-морского флота);
  • Университет центрального Ланкашира (присоединился в 2009 году).

Все партнеры, входящие в состав консорциума, имеют свою специализацию и предоставляют взаимодополняющие возможности для подготовки кадров для атомной отрасли, что делает консорциум уникальным образовательным центром.

В настоящее время консорциумом проводятся 22 образовательных модуля (см. таблицу 1).

Таблица 1. Обучающие модули консорциума и ведущие их вузы

Модуль

N01 Физика ядерного реактора, критичность и конструирование

Бирмингемский университет

N02 Ядерно-топливный цикл

Академия вооруженных сил

N03 Радиационная защита и радиоэкология

Манчестерский университет

N04 Снятие с эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация

N05 Водно-химический режим и безопасность ядерного реактора

Имперский колледж Лондона

N06 Материалы и ресурс ядерного реактора

Манчестерский университет

N07 Разработка обоснований ядерной безопасности

Академия вооруженных сил

N08 Применение мелкодисперсных частицы и коллоидных веществ в ядерной промышленности

Университет Лидса

N09 Регулирование, законодательство, лицензирование

Манчестерский университет

N10 Переработка, хранение и захоронение РАО

Шеффилдский университет

N11 Биологическая защита

Ливерпульский университет

N12 Термогидравлика ядерного реактора

Академия вооруженных сил

N13 Ядерная безопасность

Академия вооруженных сил

N14 Управление риском

Лондонский городской университет

N21 Геологическое захоронение РАО

Вестлейкс

N22 Управление работами по снятию с эксплуатации и обращению с РАО

Вестлейкс

N23 Оценка воздействия на окружающую среду

Ливерпульский университет/Вестлейкс

N24 Защита окружающей среды при выполнении работ по снятию с эксплуатации

Ланкастерский университет/Вестлейкс

N29 Технологии и робототехника при снятии с эксплуатации

Ланкастерский университет

N30 Конструирование систем, важных для безопасности

Ланкастерский университет

N31 Управление работами по снятию с эксплуатации

Бирмингемский университет

N32 Физика экспериментальных реакторов

Манчестерский университет (занятия проводятся в г. Вена)

Возможности для обучения и повышения квалификации

Традиционные образовательные программы для получения степени магистра естественных наук в Великобритании длятся на протяжении одного года, с написанием и защитой дипломной работы в летние месяцы. Это позволяет студентам начать обучение по магистерской программе сразу же после получения степени бакалавра и закончить его в то же время, что и новые выпускники-бакалавры, чтобы иметь возможность поступить на курсы для выпускников, организуемые промышленными предприятиями, или в аспирантуру.

Однако, поскольку образование в атомной отрасли должно быть тесно связано с производственными потребностями, перед запуском любой новой образовательной программы необходимо заручиться поддержкой предприятий отрасли. В результате консультаций с предприятиями был сделан вывод, что традиционная модель слабо подходит для нужд отрасли, так как организациям невыгодно отсутствие работника в течение целого академического года. Соответственно, был принят новый подход, основанный на модульном обучении. В этом случае обучение включает период самостоятельной подготовки, после чего в течение одной недели преподается непосредственно сам модуль, а затем выполняются самостоятельные задания. То есть для прохождения модуля студенту необходимо присутствовать в университете всего одну неделю. Такой формат позволяет поочередно проходить различные модули. Поскольку присвоенная однажды по результатам прохождения модуля квалификация сохраняется, специалист может постепенно повышать свой уровень в течение нескольких лет. Полная структура образовательной программы показана на рисунке.


После прохождения одного модуля, студенту необходимо пройти еще три для получения сертификата, после еще четырех модулей выдается диплом, а после написания и успешной защиты дипломной работы присваивается степень магистра естественных наук. Соответственно, для получения такой степени студенты могут поступать как на дневное обучение в течение одного года, так и на модульное обучение в течение трех лет. Студенты посещают один модуль в соответствующем вузе, а затем выбирают восемь модулей для получения степени магистра, причем время прохождения различных модулей может быть распределено так, как удобно студенту.

С целью помочь студентам в выборе модулей, были определены две основных специализации – «Ядерная техника» и «Вывод из эксплуатации». Каждая из них включает в себя четыре обязательных и четыре выборочных модуля. Обязательными по специализации «Ядерная техника» являются модули:

  • №01 «Физика ядерного реактора, критичность и конструирование»,
  • №02 «Ядерный топливный цикл»,
  • №03 «Радиационная защита и радиоэкология» и
  • №13 «Ядерная безопасность».

По специализации «Вывод из эксплуатации»:

  • №04 «Вывод из эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация»,
  • №10 «Переработка, хранение и захоронение РАО»,
  • №29 «Технологии и робототехника при выводе из эксплуатации» и
  • №31 «Управление работами по выводу из эксплуатации».

Формы обучения

Консорциум работает в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли над совершенствованием методик и формата преподавания. Модули ориентированы на то, чтобы давать максимальный объем информации в сжатое время, свети к минимуму отсутствие специалиста на рабочем месте. Однако возможны и другие, более гибкие подходы к обучению, подходящие тем молодым кадрам, которым удобнее учиться в вечернее время и по выходным. Новым подходом также является организация полностью заочного обучения, позволяющего студенту закончить модуль, не приезжая в университет. Традиционная структура общения студента и лектора сейчас может быть максимально близко воспроизведена при помощи интернет-технологий. Лекции записаны и доступны для дистанционного просмотра, как и презентации в формате Powerpoint с комментариями к ним, а on-line форумы дают возможность студентам общаться как с лектором, так и друг с другом. Доступны также «вопросники» для самопроверки знаний, которые могут использоваться и как обучающий материал, так как студент может выбирать различные варианты ответов до получения правильного с пояснениями. Студент затем может пройти «вопросник» заново и проконтролировать улучшение знаний.

Даже экзамены можно сдавать дистанционно – с рабочего места, из одного из университетов или посольства Великобритании, хотя все экзамены сдаются одновременно по Гринвичу, независимо от страны нахождения экзаменующихся. Все эти технологии обеспечивают полноценное участие студентов из других стран в образовательной деятельности консорциума, как на курсах повышения квалификации, так и в магистерских программах. Каждый модуль может иметь как формат краткого курса, так и формат заочного семестра, предоставляя студентам выбор. И тот, и другой форматы дают одинаковый уровень подготовки, и по их результатам сдаются одинаковые экзамены.

Заключение

Консорциум существует уже пятый год и продолжает развиваться, как в плане увеличения числа студентов, модулей, университетов-участников и форматов обучения. Начиная с 2005 года атомная промышленность снова переживает подъем, планируются новые АЭС по всему миру, а страны, ранее не имевшие атомных установок, рассматривают возможности для сооружения своих первых реакторов. Консорциум в настоящее время готов обучать специалистов не только из Великобритании, но и активно участвует в подготовке кадров для зарубежных стран, нуждающихся в квалифицированных работниках для обеспечения безопасной и надежной работы новых современных реакторов, а также для снятия существующих станций с эксплуатации.


(Центр Прикладных Исследований Компьютерных Сетей)

ЦПИКС - исследовательский проект по созданию технологий и продуктов для компьютерных сетей нового поколения в России. Мы развиваем и внедряем новейшие и перспективные технологии в области компьютерных сетей и интернета, демонстрируем и проверяем эффективность этих технологий на задачах промышленности и бизнеса. Резидент ИТ-кластера инновационного Фонда «Сколково».

Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде»

В мае 2013 года на рабочем совещании «SDN-технологии в научной и образовательной среде», которое состоялось на базе факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова с участием более 40 специалистов из ведущих университетов и научных центров России, было принято решение о создании Консорциума университетов «SDN в научно-образовательной среде» (Software-Defined Networking, SDN).

Главная цель консорциума - повышение эффективности и достижения значимых результатов в исследованиях в области современных компьютерных сетей, прежде всего, программно-конфигурируемых сетей.

На текущий момент Консорциум насчитывает 18 участников:

  1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
  2. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  3. Московский физико-технический институт (государственный университет)» (МФТИ);
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  5. Оренбургский государственный университет;
  6. Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
  7. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ)
  8. Центр прикладных исследований компьютерных сетей;
  9. Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН);
  10. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
  11. Ярославский государственный университет;
  12. Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»;
  13. Московский технологический университет МИРЭА;
  14. ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»;
  15. Южный федеральный университет;
  16. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича;
  17. Рязанский государственный радиотехнический университет;
  18. Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).
«Одна из основных задач создания Консорциума по изучению и развитию новейших сетевых технологий – объединение команд исследователей из университетов России, - Во всем мире развитие больших и успешных исследовательских проектов происходит благодаря кооперации университетов и лабораторий. Так в США успешно работает проект GENI – виртуальная лаборатория для проведения экспериментов в области компьютерных сетей, объединяющая более 200 университетов. В Европе создан проект FED4FIRE – исследовательский проект в области компьютерных сетей и Интернета нового поколения, в который входят университеты Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Испании, Греции, Кореи. В Японии работает проект AKARI – поиск инновационной архитектуры для Интернета, объединяющий ведущие технические университеты страны» , - отмечал в 2013 году один из инициаторов создания Консорциума университетов, генеральный директора ЦПИКС Руслан Смелянский.

Информация о последнем заседании Консорциума от 25.05.2017 и доклады участников выложены .

Согласно соглашению об образовании консорциума «SDN – технологии в научно-образовательной среде» совместная деятельность Участников Консорциума осуществляется по следующим основным направлениям:

  • освоение и распространение опыта лучших мировых исследовательских центров в области компьютерных сетей в научно-образовательной среде Российской Федерации. Установление, поддержка и развитие международных научно-технических связей с передовыми мировыми центрами исследований в области сетевых технологий;
  • содействие скорейшему применению инновационных сетевых технологий в научно-образовательной среде Российской Федерации;
  • координация и организация взаимодействия высших учебных заведений и исследовательских лабораторий России по использованию и развитию технологий ПКС в образовании, науке и промышленности;
  • координация взаимодействия коммерческих компаний и промышленных предприятий с высшими учебными заведениями России для развития и внедрения технологий ПКС в высокотехнологичных секторах экономики;
  • разработка образовательных программ подготовки высококвалифицированных специалистов, повышения квалификации и переподготовки кадров в области сетевых технологий, включая ПКС;
  • содействие развитию в России сети центров коллективного пользования, ориентированных на внедрение технологий ПКС в сфере ИКТ;
  • формирование системы обмена передовым опытом, распространение последних достижений в области сетевых технологий, развертыванию результатов исследований в сетевых сегментах ПКС, организация технической поддержки ПКС сегментов;
  • подготовка предложений для научно-образовательных и научно-технических целевых программ, включая программы Министерства образования и науки РФ в области сетевых технологий;
  • в содружестве с организациями РАН содействие расширению в университетах России фундаментальных и прикладных научных исследований, требующих проведения значительных ресурсоемких вычислений;
  • развитие и поддержка системы российских научных конференций и молодежных научных школ по сетевым технологиям и их приложениям;
  • активное продвижение работ по практическому использованию современных сетевых технологий для решения актуальных проблем науки, техники, промышленности и бизнеса.

Консорциум вузов сервиса: российский опыт сетевого университета/ Вузовский вестник, 18(114) сентябрь 2010 г.

Национапьный научно - обра­
зовательный
инновационно -
технологический консорциум
вузов
сервиса создан в июне 2009
гада при участии большинства
специализированных российских
вузов, в
едущих подготовку ка -
дров доя сферы сервиса . Фо рма : консорциума била выбрана неслу -
чайно : именно в формате консор­-
циума ( то есть, добровольного и
равноправного объединения обра -

зовательных учреждений, сохра -
няющих юридичеекую само с тоя -
тельность ), возможно наиболее
эффективное сотрудничество в
области науки и образования . Ини­-
циатором объединения россий -
ских вузов сервиса в консорциум
выступил Санкт-Петербуреский
государственный университет

сервиса и экономики .

Консорциум вузов с ервиса :

российский опыт создания сетевого университета

Задачи перед образовательны­ми учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг , стоят огромные, - от­метил на заседании председатель Совета Консорциума, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александр Викторов . - Поэтому в июне 2009 -го ведущие вузы России объединились в Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Цель - кардинальное по­вышение качества подготовки спе­циалистов для обширной динамично развивающейся сферы услуг путем координации деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в раз­ных регионах страны и использования принципов саморегулируемых органи­заций. Сегодня совет Консорциума со­вместно с Министерством образования и науки РФ решает задачу организации экспериментальной Федеральной ин­новационной площадки по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса. Будем разрабатывать инновационные методы подготовки кадров. Решаются и вполне практические задачи: значительно по­вышается академическая мобильность преподавателей и студентов на всем пространстве страны, появляется боль­ше возможностей для использования дистанционных методов обучения, реа­лизации электронных образовательных ресурсов и др.


Первое заседание Консорциума со­стоялось 26 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге. Ядром Консорциума явля­ются б специализированных сервисных вузов, а всего в составе Консорциума в настоящее время 11 российских ву­зов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса. География участ­ников Консорциума - от Махачкалы до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. В его составе: Владиво­стокский государственный универси­тет экономики и сервиса, Владимир­ский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический универ­ситет, Омский государственный инсти­тут сервиса, Поволжский государствен­ный университет сервиса, Рязанский государственный университет имени, Санкт-Петербургский го­сударственный университет сервиса и экономики, Тверской государственный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Та­ким образом, Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Уни­версиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и многих других.

В настоящее время на основе ба­зе вузов Консорциума (в которых по сервисным специальностям обучаются 106,6 тысяч студентов и работают более 3,3 тысяч преподавателей) реализуется проект по созданию первого в России сетевого университета. Основная цель создания образовательного комплекса нового типа на основе сетевого взаи­модействия состоит в повышении ка­чества подготовки кадров для сферы сервиса. Структура организации и со­держание подготовки специалистов в рамках научно-образовательного консорциума будет носить сетевой характер. В рамках создаваемой сети реализуется принцип студенческой и преподавательской мобильности. Также широко используются дистанционные методы обучения и электронные обра­зовательные ресурсы. Учебный процесс будет построен по модульному принци­пу. Это даст возможность организовы­вать длительные практики студентов.

КСТАТИ

В Санкт-Петербургским государ­ ственном университете сервиса и; экономики и на других площадках консорциума за прошедший год со­ стоялись ряд заседаний, посвящен ных вопросу организации; экспери­ ментальной площадки по отработке модели сетевого образовательного комплекса нового типа на базе Наци­ онального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциуме вузов сервиса.

Данная современная многоуровне­вая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интегра­ции научного, образовательного, иннова­ционного и технологического потенциа­ла организаций-членов Консорциума.

В условиях демографического спада, который особенно ярко проявился при приеме абитуриентов в 2010 и будет проявляться в последующие годы, но­вая многоуровневая модель образова­тельного комплекса на основе сетевого взаимодействия приобретает особую актуальность, так как она позволяет стимулировать интерес к российскому высшему образованию в перспектив­ной для всей мировой экономики сфе­ры сервиса со стороны иностранных абитуриентов.

В заседаниях принимали участие ректоры сервисных вузов России:

- Владивостокского государствен­ного университета экономики и серви са (ректор - д. з . н ., профессор Лазарев Геннадий Иннокентьевич );

- Омского государственного ин­ ститута сервиса (и . о . ректора - д . т . н :, профессор Штриплинг Лев От тович );

- Поволжского государственного университета сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Ерохина Лидия Ивановна );


- Санкт - Петербургского государ­ ственного университета сервиса и экономики (ректор - д. з . н ., профессор Викторов Александр Дмитриевич );

- Уфимской государственной ака­ демии экономики и сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Дегтярев Александр Николаевич );

- Южно - Российского государствен­ ного университета экономики и серви­ са (ректор - д . т . н ., профессор Проко­ пенко Николай Николаевич )

Опыт по созданию сетевого вуза на базе Санкт-Петербургского госу­дарственного университета серви­са и экономики (СПбГУСЭ) изучило Министерство образования и науки России.

Совещание ректоров сервисных ву­зов России по подготовке кадров для. сферы услуг прошло 22 мая 2010 года на базе СПбГУСЭ под руководством заместителя министра образования и науки Исаака Калины . Заместитель министра провел совещание, чтобы об­судить опыт организации и работы На­ционального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. В штабе обра­зовательной отрасли страны заинтере­сованы в создании экспериментальной площадки по отработке модели сетево­го многоуровневого учебно-научного университетского комплекса. По сути, Консорциум вузов сервиса становится инновационной площадкой в сфере образования для всей России.

Об итогах этого совещания расска­зывал на заседании совета Российско­го союза ректоров, прошедшем 24 мая 2010 года в Московском государствен­ном университете министр образова­ния и науки страны Андрей Фурсенко . В министерстве положительно оце­нили петербургский опыт.

Мы будем поддерживать сетевые и ассоциативные университеты, - зая­вил министр. - В Петербурге состоя­лась встреча ректоров вузов сервиса, создавших сетевой университет. Цель такой инновации - повышение каче­ства обучения, академическая мобиль­ность, совместная грантовая работа, DIV_ADBLOCK23">


В рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса сегодня уже ведется интенсив­ная работа.

Так, проректоры по разным на­правлениям работы вузов-участников консорциума начали взаимодействие по вопросам академической мобиль­ности студентов, грантовой деятель­ности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т. д. Уже после того, как провел заседание ректоров сервисных вузов, проректоры по научной работе вузов Консорциума собрались на методи­ческий семинар в Южно-Российском государственном университете эко­номики и сервиса, а в июне прорек торы по учебно-методической работе совещались во Владивостоке. В июне. состоялось заседание проректоров по учебной работе вузов Консорциума в Поволжском государственном универ­ситете сервиса.

Ректоры вузов-участников Кон­сорциума регулярно собираются на очередные заседания в разных ву­зах Консорциума. 18 июня 2010 года одно из таких заседаний прошло в Санкт-Петербурге, в период прове­дения в СПбГУСЭ Международного форума «Инновационные техноло­гии в сервисе». Форум «Инноваци­онные технологии в сервисе» про­ходил на базе Санкт-Петербургского государственного университета сер­виса и экономики в 2010 году уже во второй раз. В этом году в рамках форума прошел Круглый стол мо­лодых учёных и аспирантов Нацио­нального научно-образовательного технологического консорциума ву­зов сервиса «Новые парадигмы ин­новационного управления в сфере сервиса».

Студенты и аспиранты вузов Кон­сорциума оказываются в выигрыше от организации Консорциума в первую;, очередь. Для них открываются по-настоящему уникальные возможности::: Поступив в любой из вузов-участников Консорциума, студенты могут обучать­ся по ряду программ, а также проходить производственные и учебные практики " в любом из вузов, вошедших в состав Консорциума. Появляется возможность получать образование по двум специ­альностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Замет­но увеличивается количество направле­ний и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования.

Студенты вузов Консорциума при­няли участие в IV Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Социально-экономические аспекты сервиса: современное состояние и перспек­тивы развития», прошедшей в Санкт-Петербурге 12-14" апреля 2010 года. Студенты Омского государственного института сервиса проходили практику в СПбГУСЭ летом2010года.

В настоящее время идет апробация новой социальной сети Союза молодых ученых и аспирантов Консорциума, полноценный запуск которой планиру­ется произвести уже осенью этого года. А к концу 2010 года будет завершено создание единой электронной библио­течной базы всех вузов Консорциума, что позволит значительно увеличить возможности библиотечных фондов каждого из вузов.

Если говорить 6 ближайших пер­спективах - запланировано развитие Консорциума в самых разных направ­лениях. Так, в настоящее время реша­ется вопрос об интеграции научных школ вузов Консорциума, - о вхожде­нии ведущих ученых вузов Консорциу­ма в диссертационные советы вузов-партнеров.

Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инноваци­онного и технологического потенциала российских вузов набирает обороты; и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качествен­ного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны.

Александр ВИКТОРОВ ,

доктор экономических наук , профессор , ректор Санкт - Петербург­ского государственного университета сервиса и экономики


МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Консорциум вузов-экспортеров высшего образования появится в России. Об этом в понедельник сообщили в пресс-службе Минобрнауки.

В мае текущего года началась реализация приоритетного проекта "Экспорт образования", курируемый Минобрнауки. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России. Кроме того - повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

"Группа экспертов приступила к проведению маркетинговых исследований в части экспорта российского образования, проведен отбор образовательных организаций высшего образования для создания Консорциума вузов-экспортеров. Его создание планируется в середине августа", - сообщили в международном департаменте Минобрнауки.

Там добавили, что уже сейчас подготовлен сводный план приоритетного проекта, разработана дорожная карта по совершенствованию нормативной правовой базы в части экспорта российского образования. В середине августа планируется ее утверждение.

"Экспорт образования"

Приоритетный проект "Экспорт образования" реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года. В его рамках предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет- навигатор по российской системе образования. Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек. Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.

В настоящее время наиболее приоритетные направления подготовки, которые выбирают иностранцы в российских вузах, - экономика и управление, клиническая медицина, образование и педагогические науки. Интерес к российскому высшему образованию традиционно высок в странах СНГ, в частности, сейчас в России обучается свыше 67 тыс. студентов из Казахстана. 13,5 тыс. студентов российских вузов приехали из Китая, 6,6 тыс. из Индии, 3,3 тыс. из Вьетнама.

Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также в процессе становления в сфере образования рыночных отношений формируются новые модели университета. В них объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного обучения. Это такие институциональные формы, как подразделения ДО в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты.

Подразделения ДО в традиционных университетах. Традиционные университеты во всем мире имеют большое значение для развития новой системы университетского образования. Являясь образовательными центрами, в которых сосредоточены ведущие специалисты, традиционные университеты обладают значительным потенциалом, для того чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных университетских курсов. В основе этого - развитие в традиционных университетах специальных подразделений ДО.

Такие подразделения ДО могут, во-первых, разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего университета, особенно когда университетские здания (корпуса) расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.

Рассмотрим в качестве примеров реализации такой модели университет Ольстера (Северная Ирландия) и университет Виктория (г. Виктория, Британская Колумбия, Канада).

Необходимость развития ДО в университете Ольстера связана с его структурой: он образовался путем слияния нескольких учебных заведений и состоит из четырех отдельных университетских территорий, отстоящих одна от другой на расстоянии более 72 миль. Слияние нескольких заведений в одно, с одной стороны, означает рационализацию процесса обучения, поскольку один и тот же курс может читаться в разных кампусах. С другой стороны, чтение одного курса в разных местах означало, например, что профессор университета должен проезжать между кампусами 1740 миль каждый семестр. Это стимулировало развитие методов ДО. Другим стимулом было растущее давление на университеты со стороны правительства с требованием повышения эффективности затрат на обучение, которое поставило под вопрос существование курсов, разработанных для небольшого числа слушателей. Развитие методов ДО позволяло включить в группу слушателей курса людей из разных мест и тем самым собрать достаточную по размерам группу.

Таким образом, необходимость использования методов ДО в Университете Ольстера была осознана под давлением, в основном, экономических фактов.

Обращение Университета Виктории к сфере ДО также было связано с экономическими проблемами - в начале 80-х годов университет стал объектом серьезных финансовых ограничений, в то время как спрос на образование на университетском и послеуниверситетском уровнях не только не уменьшался, но даже постоянно возрастал. К тому же специфика канадской провинции, в которой на огромной территории расселены небольшие далеко отстоящие друг от друга городские и сельские общины, подсказывала необходимость развитие ДО. В 60-х годах в провинции получила определенное развитие заочная форма обучения, при которой взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством материалов, пересылаемых по обычной почте. Однако внедрение телекоммуникационных технологий стимулировало их применение, и уже в конце 70-х годов в Университете Виктории был проведен первый эксперимент по использованию спутниковой связи в ДО. В начале 80-х годов в провинции была создана специальная организация - Управление открытого обучения - для содействия высшим учебным заведениям в развитии и распространении своих образовательных программ с помощью искусственных спутников и кабельного телевидения.

Подразделения ДО развиваются в последние годы и в российских учебных заведениях. Один из наиболее ярких примеров - это Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Будучи подразделением традиционного университета, ИДО МЭСИ разрабатывает и предоставляет курсы ДО на базе двух технологических решений, которые называются кейс-технологией и сетевой технологией. Характеристики этих решение представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Технологии ДО в ИДО МЭСИ

Кейс-технология

Сетевая технология

Учебно-практические пособия (УПП) по курсам, объединенные в портфель (кейс) по учебной программе: печатный учебный материал и тесты по каждому разделу курса.

Сетевая электронная библиотека: размещение УПП в компьютерной сети, web-сайты с учебным материалом и тестами.

Очные занятия с тьютором учебного центра: вводный семинар, очные консультации 1-2 раза в неделю, итоговый семинар, проверка тьюторами тестов.

Самостоятельное изучение материала web-сайтов, отсылка тестов тьютору по электронной почте.

Консультации с тьютором с помощью телефона, факса, электронной почты.

Консультации с тьютором по электронной почте: обучающийся имеет право задать тьютору 5 вопросов, срок ответа тьютора - 3 дня.

Очная сдача экзамена в учебном центре.

Дистанционные и открытые университеты.

Эти учебные заведения нового типа развиваются, во многом опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на базе использования в учебном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Университеты заочного образования, в которых обучение до недавнего времени осуществлялось на базе печатных материалов, часто имеют развитую инфраструктуру, богатый педагогический и организационный опыт обучения на расстоянии, которые используются для развития новой системы университетского ДО. Наряду с печатными материалами в учебном процессе все большее место отводится аудио- и видеодискам, радио- и телекоммуникациям.

Примеры таких учебных заведений уже рассматривались выше (см. п. 3) - UNED в Испании, Открытый университет Великобритании и Международный центр ДО "ЛИНК" в России.

Резюмируя опыт этих учебных заведений, можно отметить, что для развития дистанционных и открытых университетов характерны два фактора:

  • использование опыта и инфраструктуры заочного образования, сети региональных центров для становления новых образовательных моделей на базе современных информационных технологий;
  • выработка новых экономических и организационных механизмов образовательного процесса в ходе изменения его технологической основы.

Консорциум университетов. Эта новая институциональная модель университетского образования стала активно развиваться в последние годы. Консорциум университетов (от латинского consortium - соучастие, сообщество) представляет собой коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий (рис. 1.3).

Таким образом, консорциум университетов объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе современных информационных технологий. Можно сказать, что консорциум университетов осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения. Консорциум университетов может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, программы продолженного образования и подготовительные курсы для абитуриентов. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум.

Такая институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы многих традиционных университетов.

Значительный опыт развития этой институциональной формы университетского ДО накоплен в Австралии, где успешно функционирует Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia - OLA) - консорциум восьми традиционных университетов, предоставляющий возможность всем австралийцам изучать курсы этих университетов с использованием не только печатных материалов и почты, но и новых информационных технологий.

OLA в настоящее время предлагает 150 университетских учебных курсов, охватывающих такие предметные области, как искусство, социальные науки, бизнес, технологии и прикладные исследования

Учебный год в OLA делится на четыре 13-недельных учебных периода. Большинство курсов единичные, т.е. охватывают один учебный период и стоят $305. Двойные учебные курсы охватывают два учебных периода и стоят $610. Плата, взимаемая за каждую учебную программу, покрывает стоимость учебных материалов, библиотечный доступ, проверку работ и консультирование студентов, но она не включает стоимость учебников.

Важно подчеркнуть, что консорциум OLA не является университетом и сам не присваивает ученые степени. Однако многие университеты, входящие в OLA, присуждают ученые степени посредством частичного или полного обучения через OLA. В настоящее время можно получить таким образом ученую степень по гуманитарным наукам, бизнесу, прикладным наукам, информационным технологиям и др.

Вузы-участники данного консорциума - это Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов, Московский государственный институт электроники и математики, Тульский государственный университет, Томский политехнический университет, Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Эти вузы объединились в консорциум для предоставления курсов дистанционного образования. ИНФО создал для этой цели систему региональных центров в РФ и странах СНГ.

Телеуниверситет. Эта новая институциональная форма университетского образования также основана на объединении ресурсов традиционных университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предлагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.

Эта модель современного университетского образования наиболее ярко воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ.

НТУ входит в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук. В настоящее время НТУ объединяет ресурсы 46 ведущих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям. Это стало возможным благодаря тому, что НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Сеть спутниковой связи реализует одностороннюю передачу видеоинформации или двустороннюю передачу аудиоинформации. Контроль за деятельностью сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Благодаря этому количество часов вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22702 для университетских курсов и 2980 - для незачетных коротких курсов. Зона, обслуживаемая TELSTAR 401 - новым внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, распространяется на южную часть Канады, северную часть Мексики и территорию Карибского бассейна.

Основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации. Поэтому высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в таких местах, как Силиконовая Долина, Миннеанаполис, Чикаго, Бостон, Вашингтон и других центрах высоких технологий.

Набор обучающихся в НТУ постоянно растет и сейчас ежегодный набор превышает 5000 человек.

Виртуальный университет. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые дают технологии учебных телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого учащийся может получать учебную информацию из разных источников. Появление такой модели образования ведет к тому, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения.

Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета).

Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета приведет к глубоким изменениям в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, кампусов, кабинетов административных работников и лекционных залов. Он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и учащихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс на пути интернационализации образования и доступности обучения.

В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет университет CASO - http: //www.caso.com.

В настоящее время этот университет, привлекая 87 аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает 2738 университетских интерактивных курсов в 24 предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др.

Курсы доставляются посредством компьютерной сети Интернет с использованием аудио и графики. Эти курсы могут быть зачетными и незачетными. Наиболее существенной является возможность получения ученой степени в этом Интернет университете.

Основная миссия университета сформулирована его создателями следующим образом: "Мы работаем, чтобы помочь людям ощутить революцию в образовании, которая происходит на основе сети Интернет…. Мы - это группа преподавателей и студентов всех возрастов, которые сотрудничают, обучаясь через Интернет. Очень скоро появятся сотни новых учебных заведений с тысячами Интернет-курсов…".

В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность такого виртуального университета, как Спектрум - http://www.vu.org .

Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на www является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, и более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются в наших виртуальных классах".

Учебный год в этом виртуальном классе разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др.

Регистрационный взнос в университете составляет $15 США, уплатив которые учащийся может изучить три учебных курса.

Начиная с 1 января 1998 года, этот виртуальный университет выдает документы государственного образца в области дополнительного образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить после успешной сдачи итогового экзамена. Если же получение зачета не предполагается, то обучаемый может участвовать в учебном процессе, не выполнять никаких домашних заданий и контрольных работ.

Виртуальный университет Спектрум имеет свой виртуальный книжный магазин, где по сети Интернет продаются книги, каталог которых насчитывает около двух миллионов наименований. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания по сети Интернет. Популярным среди обучаемых является Chat Cafe этого университета, однако, применение дискуссий в реальном времени непосредственно в учебном процессе пока встречает ряд технических трудностей, которые, несомненно, будут преодолены в ближайшем будущем.

Виртуальный университет - это чрезвычайно быстро развивающаяся новая организационная форма современного образования. Для обсуждения и поиска решения проблем и перспектив развития виртуальных университетов издается, например, специальная электронная газета Virtual University Gazette -



Понравилась статья? Поделитесь ей