Контакты

Какой главный труд вернадского. Биография и основные труды И.В. Вернадского. Учение о биосфере и ноосфере

Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Неслучайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.

Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь - жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете. Эту ее роль образно выразил один из авторов закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1814 - 1878), отметивший, что жизнь есть создание солнечного луча.

Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:

  • 1. изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косных телах - геологического времени. Для сравнения отметим, что секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического;
  • 2. в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает В.И. Вернадский, проявляется прежде всего "в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно";
  • 3. только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина (1859 г.);
  • 4. живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.

В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Для подтверждения своей мысли он ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере, а также на особую организованность самой биосферы. По его мнению, в упрощенной модели эту организованность можно выразить так, что ни одна из точек биосферы "не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше”. В современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т. д. Это подтверждается тем, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.

Поскольку эволюция и возникновение новых видов предполагают существование своего начала, постольку закономерно возникает вопрос: а есть ли такое начало у жизни? Если есть, то где его искать - на Земле или в Космосе? Может ли возникнуть живое из неживого?

Над этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. В.И. Вернадский подробно рассматривает наиболее интересные точки зрения, которые выдвигались выдающимися мыслителями разных эпох, и приходит к выводу, что никакого убедительного ответа на эти вопросы пока не существует. Сам он как ученый вначале придерживался эмпирического подхода к решению указанных вопросов, когда утверждал, что многочисленные попытки обнаружить в древних геологических слоях Земли следы присутствия каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Во всяком случае некоторые останки жизни были обнаружены даже в докембрийских слоях, насчитывающих 600 миллионов лет. Эти отрицательные результаты, по мнению В.И. Вернадского, дают возможность высказать предположение, что жизнь как материя и энергия существует во Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала. Но такое предположение есть не больше, чем эмпирическое обобщение, основанное на том, что следы живого вещества до сих пор не обнаружены в земных слоях. Чтобы стать научной гипотезой, оно должно быть согласовано с другими результатами научного познания, в том числе и с более широкими концепциями естествознания и философии. Во всяком случае нельзя не считаться со взглядами тех натуралистов и философов, которые защищали тезис о возникновении живой материи из неживой, а в настоящее время даже выдвигают достаточно обоснованные гипотезы и модели происхождения жизни.

Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

Великий человек, ученый и общественный деятель Владимир Вернадский известен как открыватель биосферы, ноосферы и такой науки, как биогеохимия. Его научная деятельность была достаточно широкой и включала в себя геологию, минералогию, биологию, геохимию, радиогеологию, кристаллографию, и даже философию.

Краткая биография В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский родился 28 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге Российской Империи. Его отец – Иван Васильевич Вернадский , чиновник в министерстве внутренних дел, потомок запорожских казаков; его мать – Анна Петровна Вернадская , потомственная русская дворянка.

Период учебы

Спасаясь от сурового Петербуржского климата, семья Вернадских переехала в Харьков в 1868 году , где через 5 лет юный Владимир стал обучаться в первом классе Харьковской гимназии .

В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, Вернадский поступил в 1-ю Петербургскую классическую гимназию . В 1881 году он окончил гимназию восьмым в выпуске , что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный коллектив.

В 1881-1885 годах обучался на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета , который окончил. Он был участником экспедиций (1882, 1884) и учеником В. В. Докучаева . Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев и ботаник А. Н. Бекетов .

В 1885-1890 годах он стал хранителем Минералогического кабинета Санкт-Петербургского университета.

В 1888-1890 годах Владимир Вернадский был командирован Университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию.

В 1889 году он помогал В. В. Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награжден золотой медалью.

В 1897 году В. И. Вернадский защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете .

Вернадский – ученый-естествоиспытатель

Научная работа Владимира Ивановича Вернадского оказала значительное влияние на развитие наук о Земле, академий наук России и Украины.

Этот великий ученый проводил большую работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов . Он был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества.

Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук» . Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции.

Период революции

Летом 1917 года В. И. Вернадский приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии, где его застала Октябрьская революция. Признав независимость Украины как свершившийся факт, В. И. Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии.

27 октября 1918 года Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук , созданной правительством гетмана Павла Скоропадского. Читал курс геохимии в Киевском университете. Увлеченно занимался биогеохимией.

В середине марта 1921 года семья Вернадских вернулась в Петроград. В. И. Вернадский возглавил Метеоритный отдел Минералогического музея в Петрограде (1921-1939), Радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию Л. А. Кулика в Сибирь, на место упавшего в 1908 году Тунгусского метеорита.

Арест и освобождение

14 июля 1921 года Владимира Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был освобожден.

Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому, - после чего Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.

Вернадский — радиолог

Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института , который возглавлял по 1939 год. Институт был сформирован путем объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений:

  • Радиевой лаборатории Академии наук
  • Радиевого отделения Государственного рентгенологического и радиологического института
  • Радиохимической лаборатории
  • Коллегии по организации радиевого завода.

Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института - академиков Вернадского и Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.

Другие заслуги

В 1915-1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО . Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

В 1926 году продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана . Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» - географических пограничных слоях различного масштаба.

Основал новую науку - биогеохимию и внес огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Философское наследие

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере , он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм .

Последние годы жизни

Летом 1940 года по инициативе В.И.Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» .

В 1943 году к 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники » В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии 1 степени .

В конце 1943 года В. И. Вернадский вернулся из Казахстана в Москву. 25 декабря 1944 года у него произошёл инсульт. Владимир Иванович Вернадский скончался 6 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

вернадский естественнонаучный ноосфера биосфера

Введение

5. Вклад Вернадского в науку

7. Облик ученого и человека

Заключение

Литература

Введение

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) -- российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле -- геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый президент АН Украины (1919). Профессор Московского университета (в 1898-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Идеи Владимира Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов -- разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Владимир Иванович развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. Вернадский -- один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов (конституционалистов-демократов). Организатор и директор Радиевого института (1922-39), Биогеохимическая лаборатория (с 1928; ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН имени Вернадского). Государственная премия СССР (1943).

1. Семья, детские годы и учеба Вернадского

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта (28 февраля по старому стилю) 1863 года, в Санкт-Петербурге. Он был родом из дворянской семьи, сын экономиста и профессора Ивана Васильевича Вернадского и первой российской женщины-политэконома Марии Николаевны Верднадской, урожденной Шигаевой. И отец и мать были известными экономистами и публицистами, в семье царила либеральная атмосфера идеалов шестидесятничества 19 века, никогда не забывали и об украинских корнях. В 1873-1880 годах В. Вернадский учился в гимназиях Харькова и Петербурга, в 1881-1885 -- на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Большое влияние на него оказали профессора Андрей Николаевич Бекетов, Александр Михайлович Бутлеров, Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Михайлович Сеченов. Его научным руководителем был Василий Васильевич Докучаев. Именно под его влиянием Веронадский занялся динамической минералогией и кристаллографией. В 1888 году по материалам в экспедициях, проведенных под руководством Докучаева, была написана первая самостоятельная научная работа Вернадского «О фосфоритах Смоленской губернии».В. Вернадский занимал активную гражданскую позицию, участвовал в студенческих волнениях 1882 г., избирался в студенческие научно-общественные организации. Он вместе с Ф. Ф. и Сергеем Федоровичем Ольденбургами, Иваном Михайловичем Гревсом, Андреем Николаевичем Красновым, Дмитрием Ивановичем Шаховским и другими создал кружок либеральной ориентации «Братство «Приютино». Как и некоторые другие члены кружка, Вернадский стремился к народному просвещению, сотрудничал в издательстве «Посредник», в Петербургском комитете грамотности.В 1886 году Владимир Вернадский женился на Наталье Егоровне, дочери члена Государственного совета Е. П. Старицкого.

2. Начало творческого пути Вернадского

В 1885-1888 годах Владимир Иванович Вернадский -- хранитель Минералогического кабинета Петербургского университета; в 1888-1891 в лучших лабораториях Италии, Германии, Франции и Великобритании он готовил диссертацию «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах». В 1890-1998 -- приват-доцент Московского университета; защитил докторскую диссертацию «Явление скольжения кристаллического вещества».Владимир Иванович превратил разрозненные коллекции Минералогического кабинета Московского университета в ценнейшее музейное собрание, а сам кабинет -- в подлинный научно-исследовательской институт, в котором возникла знаменитая школа Вернадского. Он совершил многочисленные геологические и почвоведческие экскурсии по России, Европе, в крупнейших музеях мира изучал геологические, палеонтологические, минералогические и метеоритные коллекции, участвовал в Международных конгрессах. Активно участвовал в общественно-политической деятельности: земский гласный Моршанского уезда Тамбовской губернии; в 1891 вместе с Львом Николаевичем Толстым и газетой «Русские ведомости» создал широкую общественную организацию помощи голодающим.

3. Общественное и научное признание

С начала 20 века В.И. Вернадский занимал видное место в научном сообществе и политической жизни России. Он поддерживал активные научные и личные связи с учеными всего мира, вплоть до Японии. В 1898-1911 -- профессор Московского университета, помощник ректора в этом же университете, один из создателей и преподавателей Московского университета имени Шанявского.

В 1906 Владимира Вернадского избрали адъюнктом Императорской Академии наук и назначили заведующим минералогическим отделом Геологического музея имени Петра Великого, в 1908 он был избран экстраординарным академиком, в 1912 -- ординарным академиком, в 1914 -- директором Минералогического и Геологического музея АН, в 1915 -- председателем Комиссии по изучению производительных сил России (КЕПС), созданной во многом по его инициативе. Из КЕПС впоследствии образовались институты: керамический, радиевый оптический, физико-химический, платины и другие. В 1903 вышла в свет монография Вернадского: «Основы кристаллографии», а в 1908 начался выход в свет отдельными выпусками «Опыта описательной минералогии».В 1907 Вернадский начал исследования радиоактивных минералов в России, в 1910 -- создал и возглавил Радиевую комиссию Академии наук. Работа в КЕПС стимулировала развертывание систематических исследований Вернадского по проблемам биогеохимии, учении о живом веществе и биосфере. В 1916 он приступил к разработке основных принципов биогеохимии, изучению химического состава организмов и их роли в миграции атомов в геологических оболочках Земли.

В 1902 Владимир Вернадский начал чтение курса лекций по истории российской науки. С тех пор историко-научная проблематика стала неотъемлемой частью его научного творчества. Опубликованный в 1902 году историко-научный очерк «О научном мировоззрении» не раз переиздавался. Перу Вернадского принадлежат «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии», «Академия наук в первое столетие своей истории», очерки истории кристаллографии и почвоведения, статьи о выдающихся русских и зарубежных ученых.

В предреволюционные годы В. Вернадский активно участвовал в земском движении, в создании журнала «Освобождение», образовавшемся вокруг него «Союзе освобождения», а в 1905 в организации Академического союза. Он один из учредителей и член ЦК партии кадетов, активный сторонник аграрной реформы и отмены смертной казни. В 1906 и 1915 годах избирался членом Государственного совета от Академической курии.

4. Революция и гражданская война

После Февральской революции Владимир Иванович Вернадский -- председатель Ученого комитета Министерства земледелия, председатель Комиссии по ученым учреждениям и научным предприятиям, товарищ министра народного просвещения. Он активно участвовал в организации Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук, в разработке планов создания университетов, научно-исследовательских институтов и академий. После Октябрьской революции Вернадский вошел в состав Малого совета министров, объявившего Советское правительство незаконным. Скрываясь от ареста, уехал на юг России, где пережил все ужасы многократной смены властей.В годы Гражданской войны В.И. Вернадский был президентом созданной им совместно с Н. П. Василенко Украинской АН (1919), ректором Таврического университета. Вернувшись в 1921 в Петроград, где он был арестован на короткое время, занимался созданием Радиевого института и его руководством, Комиссией по истории знаний. Он вел интенсивные биогеохимические исследования и готовил большую рукопись «Живое вещество», изданную только в 1978 году, публиковал книжечки «Химический состав живого вещества» (1922) и «Начало и вечность жизни» (1922).

Затянувшаяся командировка и возвращение на Родину

В 1920-1930-е годы были написаны главные труды Владимира Вернадского в области биогеохимии и учения о биосфере, философии и истории науки. В 1922-1926 он находился за границей, где читал курс лекций в Сорбонне, работал в Минералогической лаборатории Музея естественной истории и Радиевом институте имени Пьера Кюри. Он старался найти средства для организации Международного института по изучению живого вещества и в 1924 опубликовал на французском языке «Очерки геохимии», в которых впервые изложил свои биогеохимические воззрения в виде монографии. В 1926 Владимир возвратился в Советскую Россию, в том же году опубликовал знаменитую книгу «Биосфера», создал Биогеохимическую лабораторию (1928). В возглавляемом им Радиевом институте в 1938 году начал работать первый в нашей стране циклотрон. Он был одним из инициаторов развертывания работ по интенсивному изучению атомного ядра с целью использования энергии радиоактивного распада.

5. Вклад Вернадского в науку

В. Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888-1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.

В 1890-1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования. В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 вёл геологические исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии.В 1916-1940 Владимир Иванович сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил задачу количественного изучения элементного состав живого вещества и выполняемых им геохимических функций, роли отдельных видов в превращении энергии в биосфере, в геохимических миграциях элементов, в литогенезе и минералогенезе. Им были схематично очерчены главные тенденции в эволюции биосферы: экспансия жизни на поверхности Земли и усиление ее преобразующего влияния на абиотическую среду; возрастание масштабов и интенсивности биогенных миграций атомов, появление качественно новых геохимических функций живого вещества, завоевание жизнью новых минеральных и энергетических ресурсов; переход биосферы в ноосферу. В 1960-х наступил «Ренессанс идей Вернадского» в СССР, а в 1990-х наблюдался бум переизданий его трудов на европейских языках: с 1993 в Италии, Испании, Германии, Франции и США четыре раза была публикована «Биосфера» и три раза -- «Научная мысль как планетное явление». Его идеи использовались при конструировании закрытых экосистем в космических полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы («Биосфера -2») в США. В историко-научных работах Владимир Вернадский отказался от кумулятивной модели прогресса знания, показал непрерывные преобразования картины мира и ценности добытых фактов и обобщений, предопределяемые комплексом когнитивных и социально-культурных факторов.

Из 416 опубликованных при жизни трудов В.И.Вернадского 100 посвящено минералогии, 70 - биохимии, 50 - геохимии, 43 - истории наук, 37 - организационным вопросам, 29 - кристаллографии, 21 - радиогеологии, 14 - почвоведению, остальное - разным проблемам науки, истории и т.д.

Крупнейшие работы В.И Вернадского:

Основы кристаллографии. Ч 1. Моск. универс. 1904.

Минералогия. Ч. 1 и 2. Моск. универс. 1910.

Биосфера. Ленинград.1926.

История минералов земной коры. В 2-х т. 1933.

Очерки геохимии. 1934.

Биогеохимические очерки. М. 1940.

Собрание сочинений в 5-ти томах. М. 1954-1960.

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М. Наука. 1965.

Размышления натуралиста. М. Наука. 1977.

Живое вещество. М. Наука. 1978.

Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. М. Наука. 1980.

Страницы автобиографии В.И.Вернадского. М. Наука. 1981.

Избранные труды по истории науки. М. Наука. 1981.

Труды по всеобщей истории науки. М. Наука. 1988.

Философские мысли натуралиста. М. Наука. 1988.

Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1989

Научная мысль как планетное явление. М. Наука. 1991.

Труды по биогеохимии и геохимии почв. М. Наука. 1992.

Труды по геохимии. М. Наука. 1994.

Публицистические статьи. М. Наука. 1995.

Труды по радиогеологии. М. Наука. 1997.

Статьи об ученых и их творчестве. М. Наука. 1997.

Научные труды по радиогеологии: (из кн. В.И.Вернадский. ”Труды по радиогеологии” М. 1997г.)

Задача дня в области радия.

Радиевые институты.

Радиоактивные руды в земной коре.

Об исследовании радиоактивных минералов.

О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской империи.

О радиоактивности химических элементов в земной коре.

Менделеевит - новый радиоактивный минерал.

О концентрации радия живыми организмами.

О концентрации радия растительными организмами.

К вопросу о радиоактивности нефтяных буровых вод.

Об исследовании на радий нефтяных месторождений Союза (Совместно с В.Г.Хлопиным)

Радиоактивность и новые проблемы геологии.

Торий или мезоторий в морской воде?

Проблемы радиогеологии.

О некоторых очередных проблемах радиогеологии.

О значении радиогеологии для современной геологии.

О необходимости выделения и сохранения чистых тяжелых изотопов природных радиоактивных процессов.

6. Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Владимир Вернадский выделял семь видов вещества:

2) биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);

3) косное (абиотическое, образованное вне жизни);

4) биокосное (возникшее на стыке живого и неживого, к биокосному, по Вернадскому, относится почва);

5) вещество в стадии радиоактивного распада;

6) рассеянные атомы;

7) вещество космического происхождения.

Владимир Вернадский был сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определенной структурой, симметрией и диссиметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Владимир Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы. Основные предпосылки возникновения ноосферы:

1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

7. Облик ученого и человека

Истоки жизненных ценностей Вернадского -- взгляды интеллигенции послереформенной России, призывавшей к преобразованию общества.Эти взгляды формировались под влиянием растущего во всем мире авторитета науки, поразительных открытий и их технических воплощений. Владимир Вернадский верил в предназначение науки как главного фактора усовершенствования общества. Понимая, что в России развитие науки возможно лишь при поддержке государства, вечный критик властей Вернадский прилагал все усилия для укрепления научного потенциала страны, понимая, что Романовы и Ленины уходят, а Россия должна выстоять в катаклизмах 20 в. Вернадский активно отстаивал свободу научного творчества и верил, что под влиянием успехов науки трансформируется самый аморальный режим.

От своих учителей (А. Н. Бекетова, А. М. Бутлерова, В. В. Докучаева, Д. И. Менделеева, И. М. Сеченова и др.) Владимир Вернадский унаследовал широкий научный подход и высокие этические нормы. Он боролся за честь, свободу, а иногда и жизнь своих учеников, друзей и сотрудников, попадавших под жернова карательной системы. Десятки раз Вернадский обращался с письмами в Президиум Верховного Совета СССР, в СНК, в Прокуратуру СССР, в НКВД.

С первых шагов на научном поприще Вернадский зарекомендовал себя как широко мыслящий естествоиспытатель. Он старался интегрировать различные сферы человеческого знания, создать крупные естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало к нему многих ученых, что позволило создать мощные научные школы мирового значения.

Заключение

Вернадский остается нашим современником. За последние годы его все чаще цитируют, на него ссылаются, им восхищаются. Продолжают работать организованные им институты, лаборатории, комиссии. Нам еще предстоит узнать о нем немало нового: большое количество его статей, писем, документов и несколько монографий еще не опубликовано. Новым поколениям ученых суждено "открыть" Вернадского, переосмыслить его идеи, научиться у него искусству синтеза наук. Вернадский не был мастером научных парадоксов. Его идеи, выраженные в виде кратких формулировок или формул, далеко не всегда способны поразить воображение читателя. Возможно, поэтому он не стал столь знаменитым для широких масс ученым, как, скажем, Альберт Эйнштейн. (Существенно и то, что в школьных программах уделяется большое внимание физике, а геология изучается вскользь, как бы между прочим, очень поверхностно.)

Литература

1. Лекции описательной минералогии (читанные в Московском университете). М., Типолитогр. Рихтер, 1899.

2. Основы кристаллографии. Ч. I, в. I. M., Моск. унив., 1904.

3. Минералогия. Ч. 1 и ч. 2. М., Моск. унив., 1910.

4. Очерки и речи. I-II., Научн. хим.-техн. изд., М., 1922.

5. Эволюция видов и живое вещество. "Природа", 1928, No. 3.

6. Проблема времени в современной науке. Изв. АН СССР, 7 серия, ОМЕН, 1932, No. 4.

7. По поводу критических замечаний академика А. М. Деборина. Изв. АН СССР, 7 серия, ОМЕН, 1933, No. 3

8. Проблемы биогеохимии. I. Значение биогеохимии для изучения биосферы. Л., АН СССР, 1934.

9. Проблемы биогеохимии. II. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тем биосферы. М.-Л., АН СССР, 1939.

10. Биогеохимические очерки. М.-Л., АН СССР, 1940.

11. Проблемы биогеохимии. IV. О правизне и левизне. АН СССР. М.-Л., 1940.

12. Гёте как натуралист. Бюлл. МОИП. Нов. серия, 1946, т. 51, Отд. геол., т. 21(1).

13. Избранные сочинения, т. I-VI. М., "Наука", 1954-1960.

14. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., "Наука", 1965.

15. Размышления натуралиста. "Природа", 1973, No. 6.

16. Об организации научной работы. "Природа", 1975, No. 4.

17. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М., "Наука", 1975.

18. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., "Наука", 1977.

19. Живое вещество. М., "Наука", 1978.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научная деятельность Вернадского и ее огромное влияние на развитие наук о Земле. Работа по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по изучению радиоактивных минералов. Концепция биологической структуры океана. Разработка учения о ноосфере.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Космология - учение о Вселенной как едином целом и об охваченной астрономическими наблюдениями области Вселенной как части целого, раздел астрономии. Идеи Вернадского о биосфере и ноосфере пронизаны духом космизма, относясь к русской космической мысли.

    доклад , добавлен 07.01.2009

    Зарождение внутри биосферы новой, "мыслящей" оболочки Земли – ноосферы. Общая идея учения В.И. Вернадского о биосфере, преобразованной разумной деятельностью человека. Твердая убежденность К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского в космической роли Земли.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Учение о биосфере Земли; понятия, раскрывающие ее сущность, представления о ее пределах. Системы взглядов В.И. Вернадского в направлении исследования природы пространства и времени. Предпосылки образования ноосферы как высшей стадии развития биосферы.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Появление разума и итога его деятельности – науки. Краткая характеристика ноосферы, условия становления и существования. Взаимодействие общества и природы. Наука как образование ноосферы. Техносфера и ноосфера. Значение учения В.И. Вернадского.

    реферат , добавлен 30.09.2008

    Изучение и характеристика учения В.И. Вернадского о биосфере, его концепции "О начале и вечной жизни на земле". Противостояние двух мировоззрений как "Два синтеза Космоса". Понятие Вернадского о живом веществе, т.е. совокупности всех живых организмов.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Краткая биография В.И. Вернадского, становление его личности. Влияние В.В. Докучаева и Д.И. Менделеева на формирование научных интересов и мировоззрения ученого. Разработка Вернадским учения о биосфере и основных предпосылках перехода ее в ноосферу.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Сущность концепции развития биосферы. Отличие теории Вернадского В.И. от других теорий. Работа над синтетической концепцией проективной эволюции социоприродного Универсума. Генезис концепции ноосферы В.И. Вернадского и мировое значение его наследия.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Творческому таланту Вернадского были свойственны не только глобальность мышления, а и выход за рамки экспериментальной науки. Он верил, что жизнь на Земле исчезнуть не может, а человечество способна перестроить биосферу в своих интересах.

    реферат , добавлен 31.03.2003

    Воздействие человека на природу и масштабные результаты его деятельности. Создание В.И. Вернадским учения о ноосфере. Главные условия, необходимые для становления и существования ноосферы. Современное развитие учения о ноосфере в геофизиологии.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)

Выдающийся естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский был самым крупным минералогом мира. Среди минералогов и геохимиков есть, конечно, много талантливых исследователей, внесших свой вклад в эти дисциплины. Отдельные вопросы ими разрабатывались не менее глубоко, чем В. И. Вернадским, однако по широте и глубине понимания и охвата природных минералообразующих процессов, по силе анализа истории химических элементов земной коры в целом мы не знаем учёных, ему равных.

В. И. Вернадский преобразовал минералогию, создал геохимию, науку об истории химических элементов - атомов Земли и космоса - и наиболее глубоко и правильно определил задачи этого нового течения в геологии. Он был творцом биогеохимии - науки о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой. В. И. Вернадский работал во многих областях естествознания: минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, почвоведении и везде оставил глубокий след.

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора-экономиста. В 1881 г. он окончил гимназию. О гимназических годах у Владимира Ивановича остались неприятные воспоминания. Классическая гимназия, по его словам, была классической только по названию. "Главным несчастьем было то, - писал в 1916 г. В. И. Вернадский, - что в общем преподавателями древних языков в это время в России были или, как у нас, чужие люди, сторонние русской жизни и интересов нашей страны и потому бессознательно добросовестно исполнявшие антинациональную официальную программу, или чиновники - полицейские, которым никакого дела не было до идейных заданий школы, более или менее добросовестно исполнявшие предписание такого же, как и они, начальства. Несомненно, других исполнителей для полицейской классической системы и нельзя было найти".

Интересы талантливой части гимназической молодёжи сосредоточивались в различных кружках, работа в которых оставляла глубокий след в жизни их участников. По этому поводу В. И. Вернадский писал: "Странным образом, стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая гимназия, благодаря той внутренней подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в её среду попадали живые, талантливые юноши-натуралисты". Однако его интересы в гимназический период находились в области истории, философии и славянских языков.

Совершенно по-другому пошла его жизнь после поступления в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Состав профессоров Петербургского университета того времени был блестящим. В нём читали лекции Менделеев, Меншуткин, Докучаев, Сеченов, Костычев, Иностранцев и другие. В воспоминаниях В. И. Вернадского о студенческих годах мы читаем: "На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью. Восемь лет гимназической жизни казались нам напрасно потерянным временем, тем ни к чему ненужным искусом, который заставила нас проходить вызывавшая глухое наше негодование правительственная система". Эти мысли получали яркое выражение в лекциях Д. И. Менделеева... Дмитрий Иванович Менделеев, по словам В. И. Вернадского, возбуждал "глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению".

В 1885 г. В. И. Вернадскому была присвоена степень кандидата естественных наук за исследование физических свойств изоморфных смесей. Начало научной деятельности В. И. Вернадского протекало в кругу лиц, группировавшихся вокруг выдающегося русского учёного-почвоведа В. В. Докучаева, которого он считал своим учителем. В. В. Докучаев в это время создавал новую отрасль естествознания - почвоведение, науку о почве как самостоятельном естественно-историческом теле, возникающем и развивающемся в поверхностных условиях земной коры, где жизнь взаимодействует с неорганической природой.

В связи с изучением эволюции почв у В. В. Докучаева возник огромный интерес к генезису минералов и их истории как составной части истории почв. Докучаев оказал глубокое влияние на будущее развитие научной деятельности В. И. Вернадского как минералога, геохимика и биогеохимика.

После окончания университета, в период с 1886 по 1888 г., В. И. Вернадский был хранителем минералогического музея Петербургского университета. В 1888 г. его командируют за границу для проведения работы по минералогии и кристаллографии. В течение двух лет он работал в Италии, Германии, а главным образом во Франции у профессоров Фукэ и Лешателье, где ознакомился с методами синтеза минералов и их определением.

В 1890 г. В. И. Вернадский возвратился в Россию и принял участие в почвенной экспедиции В. В. Докучаева. Осенью этого же года он был утверждён доцентом Московского университета. В 1891 г. в Петербургском университете В. И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра минералогии и геогнозии на тему "О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах", а в 1897 г. он получил степень доктора за работу "О явлениях скольжения кристаллического вещества".

В 1898 г. В. И. Вернадский был назначен профессором Московского университета, где и работал до 1911 г. За двадцатилетний период работы в Московском университете он создал учебники по минералогии и кристаллографии, в корне перестроил преподавание этих дисциплин, упорядочил и развил одновременно минералогический музей университета.

В 1906 г. В. И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 г. академиком. В 1911 г. он с группой демократически настроенных профессоров (К. А. Тимирязев и другие), в знак протеста против реакционной политики министра Кассо в отношении высшей школы, оставил Московский университет и переехал в Петербург.

С тех пор по день смерти его научная деятельность протекала преимущественно в Академии наук.

Научная деятельность В. И. Вернадского, постоянным предметом исследования которого была история минералов и химических элементов Земли, может быть условно разделена на три периода. В первый период он разрабатывал преимущественно вопросы минералогии и кристаллографии. Во второй, на основе огромных материалов минералогии, создавал и развивал геохимию. В третий, обнимающий последние 15-20 лет жизни, он создавал биохимию и разрабатывал её проблемы.

До В. И. Вернадского в минералогии существовало описательное направление. Минералы преимущественно изучались с точки зрения их внешних свойств - формы, цвета, твёрдости, размера и т. п. Очень мало внимания уделялось выяснению причин и условий образования минералов, закономерностям их взаимоотношений друг с другом, т. е. их парагенезису, а также их внутренним свойствам, их строению.

В. И. Вернадский развил генетическую минералогию: он учил рассматривать минералы как закономерные продукты физико-химических процессов, происходящих в земной коре и космосе. Он создал минералогию как химию Земли; указал на необходимость изучать не только минералы, но и минералообразующие процессы и выдвинул парагенезис минералов как важный критерий в познании их происхождения.

Он с успехом искал и находил причины процессов минералообразования и изучал сам эти процессы. "Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основное внимание на процесс, а не только на исследование продукта процесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов, причём, - после некоторых колебаний, - остановился для своей исследовательской работы, главным образом, на минералогии, а не на кристаллографии".

При изучении любого процесса В. И. Вернадский искал и находил влияние фактора времени как реального природного фактора всех процессов, т. е. подходил к исследуемому предмету исторически.

В. И. Вернадский дал наиболее полное и правильное определение минералогии как науки и минерала как предмета исследования этой дисциплины. Он писал: "Минералогия представляет собой химию земной коры, она имеет задачей изучение как продуктов природных химических процессов, так называемых минералов, так и самих процессов. Она изучает изменение продуктов и процессов во времени, в различных естественных областях земной коры. Она исследует взаимные естественные ассоциации минералов (их парагенезис) и законности в их образовании".

Наибольшей известностью пользуются работы В. И. Вернадского в области исследования строения важнейшей группы минералов - алюмосиликатов, составляющих большую часть земной коры: полевых шпатов, фельдшпатидов, слюд и других. Работы в этой области были начаты им в 1890-1891 гг. Строением алюмосиликатов он не переставал интересоваться на протяжении всей своей научной деятельности.

До В. И. Вернадского все силикаты, в том числе и алюмосиликаты, рассматривались как соли кремнёвых кислот. В. И. Вернадский установил, что окись алюминия, как и окись кремния, играет кислотную роль и входит в состав сложных алюмокремнёвых кислот.

Обобщив огромный фактический материал по каолинам, слюдам и другим минералам, В. И. Вернадский разработал и выдвинул свою теорию строения алюмосиликатов - теорию каолинового, или слюдяного, ядра, которую впоследствии знаменитый французский химик Лешателье назвал гениальной. Согласно этой теории в основе строения алюмосиликатов лежит общее для этих минералов каолиновое ядро, в состав которого входят два атома алюминия, два атома кремния и семь атомов кислорода. В. И. Вернадский рассматривает полевые шпаты, слюды и другие алюмосиликаты как соли алюмокремнёвой кислоты, т. е. как продукты присоединения к указанному ядру ряда элементов-катионов: натрия, калия, кальция и других.

Теория каолинового ядра явилась исключительно плодотворной при выяснении строения, генезиса и классификации минералов. Взгляды В. И. Вернадского на строение и происхождение минералов стали господствующими и вошли в преподавание. Благодаря применению рентгеноструктурных методов строения ряда минералов, в том числе и алюмосиликатов, внутреннее распределение в них различных элементов изучено довольно хорошо. В своём отчёте о заграничной командировке за 1932 г., т. е. спустя более 40 лет после разработки им своей теории строения алюмосиликатов, В. И. Вернадский мог написать: "В Берлине - Шарлотенбурге (проф. Эйтель и Герлингер) я теперь впервые увидел в моделях, выведенных из рентгенометрических съёмок, в пространстве, то каолиновое ядро, которое теоретически я вывел в 1891 г. и выразил на плоскости".

Интересна оценка положений В. И. Вернадского о строении алюмосиликатов, данная Шибольдом, одним из главных исследователей структуры силикатов рентгеновскими методами. Он пишет: "Большой интерес представляет то обстоятельство, что предугаданное Вернадским с гениальной интуицией четверное кольцо действительно в принципе подтвердилось, и наличие его доказано также в минералах, похожих на полевые шпаты".

Таким образом, современные исследования подтвердили основные положения теории В. И. Вернадского и тем самым показали, что научная мысль минералогов и кристаллохимиков благодаря его трудам, благодаря его поразительной силе научного предвидения шла и идёт правильным путём.

Благодаря работам Владимира Ивановича Вернадского минералогия из сухой эмпирической дисциплины, содержащей бесчисленное количество разрозненных фактов, превратилась в подлинную науку. За время работы в Москве В. И. Вернадский разработал вопросы изоморфизма - одну из интереснейших и важнейших областей генетической минералогии и геохимии. В своей работе "Парагенезис химических элементов земной коры" он разбил все химические элементы, слагающие Землю, на 18 групп - на "природные изоморфные ряды". В каждый ряд им помещены элементы, которые могут заменять друг друга при образовании общих для них минералов. Общим для двух элементов называется такой минерал, который до известных пределов не меняет своей кристаллической структуры при замене этих элементов друг другом. Такие элементы называются изоморфными. При этом он установил очень важное положение о том, что изоморфные ряды не являются постоянными, а "перемещаются и изменяются под влиянием изменения температуры и давления". Он показал, что в условиях низких температур и давлений соединяются в общие минералы и дают изоморфные смеси одни элементы, в условиях высоких давлений и низких температур - другие; а там, где господствуют высокие температуры и давления (зона застывания магм), - третьи. Из рядов В. И. Вернадского видно, что число элементов, способных заменять друг друга при образовании общих минералов, как правило, возрастает с повышением температуры и давления.

Исследования В. И. Вернадского в области изоморфизма устанавливают руководящие принципы, дающие возможность предсказывать, где и какие элементы можно встретить вместе, т. е. позволяют сознательно подходить к изучению распределения химических элементов в породах и минералах как продуктах разных процессов: магматических, метаморфических, осадочных. Это, в свою очередь, ставит на научную основу поиски месторождений полезных ископаемых. Раз эти ряды непостоянны, то при переходе породы, состоящей из тех или иных групп элементов, в обстановку других температур и давлений (что всё время происходит в земной коре) элементы перегруппировываются, происходит их концентрация или рассеяние.

В. И. Вернадский развернул картину, отображающую колоссальные процессы перемещения химических элементов земной коры во времени и пространстве, изменения их сочетаний друг с другом, т. е. представил их историю.

Много внимания уделял В. И. Вернадский изучению химического состава земной коры. Он уточнил имевшиеся данные по её химическому составу, разбил все элементы по их участию в сложении земной коры на 10 групп (декад), установил новые кларки (процентное содержание элемента в земной коре) для ряда редких элементов. Большую работу провёл В. И. Вернадский по изучению редких и рассеянных элементов (рубидия, цезия, таллия и др.).

Характерной чертой В. И. Вернадского как учёного является его поразительная способность подмечать явления, правильно оценивать научную значимость новых открытий и использовать их для дальнейшего развития науки.

Так, например, в связи с открытием радиоактивности Владимир Иванович Вернадский обратил внимание на роль радиоактивных элементов в жизни нашей планеты. В научных кругах геологов и учёных, имеющих дело с Землёй как геологическим телом, шли и идут споры об источниках энергии, обусловливающей процессы, протекающие в земной коре. Ряд исследователей считает, что в основе этой деятельности лежит тепловая энергия, сохранившаяся от той стадии развития Земли, когда Земля была ещё в расплавленном состоянии; другие видят источники этой энергии в процессах сжатия Земли, в силу её остывания и т. п. В. И. Вернадский, в связи с работами Джоли, развил положение, что основной энергетический источник всех геохимических процессов, идущих в земной коре, заключается в процессах радиоактивного распада. "Тепло, - пишет он, - освобождающееся под влиянием непрестанного разрушения атомов определённых радиоактивных элементов (действительно, имеющего место), совершенно достаточно для объяснения всех этих грандиозных явлений".

Изучая минералы, а также процессы их возникновения, изменения и исчезновения, В. И. Вернадский, естественно, перешёл к изучению истории химических элементов, слагающих эти минералы. Это было естественным шагом в сторону углубления его представлений о химических процессах земной коры, поскольку для него было ясно, что каждый минерал представляет собой временную постройку вечно мигрирующих элементов. Перейдя к более систематическому изучению истории химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский, таким образом, создал новую науку - геохимию. В. И. Вернадский сформулировал задачи геохимии, установил место этой науки среди других геологических дисциплин и указал проблемы и пути её будущего развития. Владимир Иванович внёс в эту науку много конкретных фактов и эмпирических обобщений.

В. И. Вернадский разбил все элементы Менделеевской системы на шесть групп, в зависимости от их геохимической роли в строении и процессах земной коры: 1) благородные газы, 2) благородные металлы, 3) циклические элементы, 4) рассеянные элементы, 5) элементы сильно радиоактивные, 6) элементы редких земель.

Особое внимание он уделил группе циклических элементов, которые составляют большую часть веса земной коры, и группе сильно радиоактивных элементов, в распаде которых он видел источник энергии почти всех геохимических и геологических процессов, происходящих в земной коре. Циклические элементы названы так им потому, что они неоднократно проходят в своей истории различные области земной коры, образуют в них различные, присущие только этим геосферам соединения и возвращаются вновь в то состояние, с которого начался тот или другой цикл. Здесь мы видим дальнейшее развитие его прежней идеи "природных изоморфных рядов". Вместе с тем, В. И. Вернадский указывает, что все циклические элементы являются органогенными, т. е. они принимают участие в строении живого вещества, которое является весьма важным фактором перемещения химических элементов земной коры.

Не меньшее значение В. И. Вернадский придавал группе сильно радиоактивных элементов. В живом веществе и радиоактивных элементах, несмотря на их относительно незначительное количество, он видел главные факторы геохимических процессов земной коры.

Таким образом, исследуя историю химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский впервые в должной мере обратил внимание на роль живого вещества - растительных и животных организмов - в истории химических элементов на Земле. В связи с этим последние 15-20 лет своей жизни В. И. Вернадский отдал изучению химического состава и распространённости животных и растительных организмов. Он исследовал их участие в реакциях и перемещениях химических элементов в земной коре (биосфере) и создал новую науку - биогеохимию, имеющую колоссальное научное и народнохозяйственное значение.

Сейчас проблемы биогеохимии тесно связаны с рядом проблем минералогии, агрохимии, почвоведения, физиологии растений, геоботаники, биохимии и захватывают глубокие вопросы развития жизни на Земле, поскольку они касаются взаимосвязей неорганической и органической природы. В настоящее время эволюция растительного и животного мира, вопросы минерального питания растений, ряд их болезней не могут успешно разрабатываться без решения ряда проблем биогеохимии, без учёта распространения микроэлементов в почвах, водах, растениях той или иной области земной коры. Биогеохимия даёт новое освещение законам изменчивости и наследственности, т. е. основным законам дарвинизма. Исходя из данных биогеохимии, В. И. Вернадский справедливо утверждал, что: "Связь состава организма с химией земной коры и то огромное первенствующее значение, которое имеет живое вещество в механизме земной коры, указывают нам, что разгадка жизни не может быть получена только путём изучения самого живого организма. Для её разрешения надо обратиться к первоисточнику - земной коре".

Изучая геохимическую роль организмов в жизни Земли, Владимир Иванович Вернадский пришёл к выводу, что свободный кислород биосферы и даже "земная газовая оболочка, наш воздух, есть создание жизни".

Для развития биогеохимии В. И. Вернадский организовал в составе Академии наук СССР биогеохимическую лабораторию и стал во главе её. В связи с 80-летием со дня рождения В. И. Вернадского эта лаборатория решением советского правительства была переименована в лабораторию геохимических проблем и ей присвоено имя юбиляра.

Одной из больших заслуг В. И. Вернадского является то, что он учил рассматривать процессы в земной коре и жизнь Земли в целом как части космоса.

Разрабатывая важнейшие теоретические проблемы, В. И. Вернадский никогда не забывал о необходимости практических выводов из достижений своей науки. Горячий патриот своей родины, он заботился о приумножении производительных сил России, о необходимости её самостоятельного развития. В годы первой мировой войны в своих статьях "Из прошлого" и "Война и прогресс науки", вышедших в 1915 г., В. И. Вернадский обвинял царское правительство в том, что оно не охраняло России от иноземного засилья, не могло само использовать производительные силы страны и тем самым увеличивало силы врага - Германии.

"Для нас, - писал В. И. Вернадский, - выяснилось многое во время войны и прежде всего стало ясно всем то, что раньше было ясно немногим - наша экономическая зависимость от Германии, носящая совершенно недопустимый характер при правильном государственном управлении. То, что это сделалось ясным для русского общества, очевидно, является фактом величайшей важности, ибо последствием такого сознания неизбежно будет изменение положения дел.

Одним из главнейших факторов такого освобождения является использование своими силами своего достояния".

Он критиковал положение дел в России с позиций учёного. Он указывал, что в нашей стране добывается только 31 химический элемент из 61, используемых техникой первой мировой войны. Он, как и Менделеев, ратовал за изучение производительных сил России и заявлял, что в недрах России имеются все виды полезных ископаемых. Утверждая это, он исходил из того, что на территории нашей необъятной страны имеются остатки почти всех геологических формаций и что в её недрах протекали и протекают геологические, в том числе и рудообразующие, процессы, присущие всем остальным частям суши земного шара.

Теоретические положения В. И. Вернадского о наличии руд алюминия, калия и других полностью подтвердились послереволюционными геологическими исследованиями.

В. И. Вернадский был прекрасным организатором. Он энергично и настойчиво проводил свои идеи в жизнь, ломая всякие преграды. Для изучения производительных сил России он создал Комиссию по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС).

На основе больших работ, проведённых этой Комиссией под руководством В. И. Вернадского и по его инициативе, организовался ряд постоянных учреждений: Институт географии, Институт минералогии и геохимии, Радиевый институт, Керамический институт, Оптический институт, Комиссия по изучению вечной мерзлоты (сейчас Институт имени акад. В. А. Обручева), Комиссия по минеральным водам, Метеоритный комитет, Комиссия по изотопам и другие. Наследником КЕПС остался Совет по изучению производительных сил СССР.

В. И. Вернадский много сделал в области изучения истории русской науки. Он на свои средства провёл большую работу по сбору рукописных материалов М. В. Ломоносова. Собранные материалы он передал Академии наук; он провёл большое исследование по освещению роли и значения М. В. Ломоносова в русской и мировой науке.

В. И. Вернадский уделял исключительное внимание подготовке кадров и был строгим и внимательным учителем. Почти все минералоги и геохимики Советского Союза, а также ряд минералогов и геохимиков в зарубежных странах (Франция, Чехословакия) являются учениками В. И. Вернадского.

В. И. Вернадский пользовался исключительным авторитетом как в СССР, так и за границей.

Одна из главных работ В. И. Вернадского - "Очерки геохимии" - переведена на французский, немецкий, японский языки и выдержала несколько изданий.

В. И. Вернадский был членом Французской и Чехословацкой Академий наук, состоял членом ряда научных заграничных обществ.

Он являлся вице-президентом Международной комиссии по определению возраста Земли радиоактивными методами.

За научные труды В. И. Вернадскому была присуждена премия первой степени им И. В. Сталина, а в день 80-летия он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В последние годы здоровье В. И. Вернадского начало сильно ухудшаться. Но он никогда не прекращал научной работы, большую часть времени работая дома. Но часто с помощью сопровождающих он приходил на заседания Отделения геолого-географических наук, учёные советы институтов, посещал заседания внеакадемических учреждений и принимал в них активное участие; он много работал над своими воспоминаниями, следил за работой своих многочисленных учеников и созданной им научной школы.

Результатом его последних научных работ был доклад о необходимости изучения минералогии космоса, который он сделал на совещании минералогов в октябре 1944 г.

В 1943 г. умерла Наталья Егоровна - жена Владимира Ивановича, смерть которой он переживал очень тяжело. С ней он прожил более 55 лет и ей, как он сам отмечал, был многим обязан в своей научной деятельности.

Владимир Иванович Вернадский любил свою страну и свой народ; любил и гордился ими, гордился необъятными просторами нашей Родины, неисчерпаемыми природными богатствами, героическим русским народом.

Эта любовь и преданность народу и стране являлись для Владимира Ивановича путеводной звездой его жизни, научной и государственной деятельности.

Главнейшие труды В. И. Вернадского: О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах, "Бюллетень Общества естествоиспытателей природы", М., 1891; Парагенезис химических элементов в земной коре, "Дневник XII съезда русских естествоиспытателей и врачей", 1910, № 10; Минералогия, М., 1910, ч. 1 и 2; опыт описательной минералогии, т. I - Самородные элементы, Спб., 1908, в. 1; 1909, в. 2; 1910, в. 3; 1912, в. 4; 1914, в. 5; т. II - Сернистые и селенистые соединения, Пг., 1918, в. 1; 1922, в. 2; История минералов земной коры, Пг., 1923 (т. I, в. 1), Л., 1927 (т. I, в. 2), 1934 (т. И, в. 1 и 2); Очерки и речи, Пг., 1922; Биосфера, Л., 1926, в. 1 и 2; Очерки геохимии, Л., 1927; Земные силикаты, алюмосиликаты и их аналоги, М. - Л., 1937; Биогеохимическне очерки 1922-1932 гг., М. - Л., 1940.

О В. И. Вернадском: Статьи Обручева В. А., "Известия Академии наук СССР", серия геологическая, 1945, № 2; Власова К. А. и Щербакова Д. И., Записки Всесоюзного минералогического общества", 1945; "Вестник Академии наук СССР", 1945, № 3; Берг Л. С., Очерки по истории русских географических открытий, М.-Л.,. 1946.

Владимир Иванович Вернадский – выдающийся ученый, академик, минеролог, кристаллограф, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о ноосфере, философ и общественный деятель.

Будущий академик родился в 1863 году в Петербурге, в семье потомственных ученых. Дед Владимира, Василий Иванович Вернадский, участвовал в переходе через Альпы в должности военного врача, за что впоследствии был награжден дворянским титулом.

В Киеве появился на свет отец Владимира, Иван Васильевич, который преподавал в местном университете политэкономию, а в гимназии – русскую словесность. После женитьбы на Марии, дочери экономиста Николая Шигаева, Вернадский-отец вместе с молодой супругой переехал в Москву, где читал лекции по статистике и политэкономии.


После переезда в Санкт-Петербург у Вернадских родился сын Николай, старший брат Владимира. Мария Николаевна скоропостижно скончалась спустя десять лет после свадьбы, оставив супруга вдовцом с малолетним ребенком на руках. Через несколько лет Иван Васильевич женился второй раз на двоюродной сестре покойной жены, Анне Петровне Константинович, которая подарила жизнь будущему великому ученому.

Когда Володе было пять лет, Вернадские перебрались из Санкт-Петербурга в Харьков, считавшийся одним из научно-культурных центров Российской империи. В Харькове Владимир поступил в местную гимназию, где и отучился два года. В 1876 году Вернадские вернулись в Петербург, и мальчик продолжил обучение в первой столичной гимназии.


Образование, полученное Вернадским в питерской гимназии, было блестящим даже для нашего времени. Об этом можно судить уже по тому, что выпускник мог писать и изъясняться на трех языках, а читать – на пятнадцати, включая публикацию научных трудов и лекции за рубежом. В гимназии Владимир Иванович постиг азы философии и истории религии, что стало первой ступенькой на пути к его участию в становлении течения русского космизма, сторонником которого Вернадский являлся в зрелом возрасте.

Биология и другие науки

В 1881 году Вернадский поступил на естественное отделение физмата Петербургского университета. Педагогами талантливого юноши были Бекетов, Докучаев, основатель школы почвоведения. Докучаев, как руководитель естественного отделения, на котором обучался и защищал диссертацию Вернадский, предложил своему подопечному должность хранителя кабинета минералогии.

В 1888 году молодой ученый уехал в Европу на стажировку. Вначале он практиковался в кристаллографии в Мюнхене, а затем отправился в Париж, в горную школу Коллеж де Франс. Спустя два года, по возвращении на родину, Вернадского назначили руководителем кафедры минералогии в Московском университете.


На должности преподавателя Владимир Иванович проработал без малого двадцать один год. В 1891 году молодой ученый защитил магистерскую диссертацию, а в 1897 году – докторскую диссертацию и стал доктором и профессором минералогии. В перерыве между двумя диссертациями Вернадский много путешествовал. С научными экспедициями он объездил всю Россию, Европу, проводя геологические изыскания.

В 1909 году на XII съезде естествоиспытателей Владимир Иванович прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провел колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Ученый отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.


Одновременно с новаторскими работами в области минералогии Вернадский вплотную подошел к открытию геохимии, а изучение явлений жизни привело его к началам биогеохимии. В тот же период этот удивительно разносторонний человек интересовался радиоактивностью элементов, историей российской науки и философией, а также был вовлечен в политику и общественную жизнь страны на высшем уровне.

В начале XX века ученый стал академиком Петербургской Академии Наук, заведовал Минералогическим музеем. Профессор в 1909 году основал Радиевую комиссию, руководившую поиском минералов, и сам участвовал в этих экспедициях, о чем свидетельствуют архивные фото. В 1915 году Вернадский организовал комиссию (КЕПС), главной задачей которой являлось изучение сырьевых ресурсов страны, включая радиоактивные минералы.

В начале двадцатого столетия Вернадский помогал организовывать бесплатные столовые для страдающих от голода крестьян, участвовал в работе земских съездов, был избран в Государственный Совет российского парламента, а после возглавил Министерство народного просвещения при Временном правительстве.


До 1919 года профессор состоял в Кадетской партии, придерживался либерально-демократических взглядов. На этой почве ему пришлось покинуть Россию после переворота 1917 года. В мае 1918 года Вернадский с семьей переехал на Украину, где организовал и стал первым председателем Украинской Академии Наук, преподавал геохимию в Таврическом университете Крыма.

В 1921 году Вернадские вернулись в Петроград. Владимир Иванович возглавил метеоритный отдел Минералогического музея и организовал экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Казалось, жизнь наладилась, и ученый вновь сможет отдаться науке. В том же году Вернадского арестовали и обвинили в шпионаже, но позже освободили благодаря дружеской протекции и поддержке: сокурсники академика Карпинский и Ольденбург отправили соответствующие телеграммы и Луначарскому.


В период с 1922 по 1926 год профессор читал лекции во Франции, в Парижском университете, а затем в Праге. За это время академик успел подготовить издать книги и статьи:

  • «Геохимия»;
  • «Живое вещество в биосфере»;
  • «Автотрофность человечеств».

В 1926 году, вернувшись в Ленинград, ученый стал директором Радиевого института, а в 1928 году – вновь образованной биогеохимической лаборатории. В разные годы Вернадский возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды. В 1940 году академик возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.

Ноосфера

Согласно Вернадскому, биосфера – это действующая, саморазвивающаяся и организованная система. Организованность ее обусловлена миграцией химических элементов, провоцируемой основным источником жизни, энергией Солнца. Единая планетарная экологическая система состоит из биосферы, контактирующей с другими геосферами.


Цветок ноосферного разума согласно В.И. Вернадского

Постепенно ученый пришел к формулировке и определению понятия ноосферы, как видоизмененной в результате человеческого воздействия биосферы. Вернадский верил в совместные разумные действия всего человечества, направленные не только на удовлетворение своих потребностей, но и на создание равновесия и гармонии в природе, изучение и поддержание экологии Земли на должном уровне.

Будущее человечества виделось ученому в грамотно построенной общественной и государственной жизни, основанной на творчестве и инновациях. Человек преобразует Землю, руководствуясь законами биосферы, и тогда в ноосферу войдут все геосферы, органический мир, космическое пространство, объединенные и улучшенные благодаря разумному человечеству.

Личная жизнь

В 1886 году Вернадский связал свою жизнь браком с Наталией Егоровной Старицкой. Пара прожила душа в душу пятьдесят шесть лет, вплоть до смерти Наталии Егоровны в 1943 году.


У них было двое детей, впоследствии умерших в эмиграции: Георгий, ставший известным историком, и Нина, работавшая врачом-психиатром.

Смерть

Супруга Владимира Ивановича умерла и похоронена в Казахстане, где семья проживала во время эвакуации. Сам Вернадский после смерти жены вернулся в Москву, где и скончался в январе 1945 года после инсульта.


Биография ученого, внесшего неоценимый вклад в российскую, советскую и мировую науку, - яркое свидетельство его неистощимой трудоспособности, тяги к знаниям и многогранного таланта. Что же открыл Вернадский? Ученый вывел и сформулировал законы геохимической деятельности организмов в биосфере, разработал учение о биосфере и ее дальнейшей эволюции в ноосферу.

Библиография

Перу ученого принадлежит более 700 научных статей и трудов. В современных изданиях с ними можно ознакомиться благодаря следующим сборникам:

  • Вернадский, В. И. Собрание сочинений: в 24 т (2013);
  • Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста (1988);
  • Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление (1991);
  • Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. (2012);
  • Вернадский, В. И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. (1997).


Понравилась статья? Поделитесь ей