Контакты

История иова из библии. Праведный Иов: образ надежды через страдание. Кто такие Хорреи

Святой праведный Иов Многострадальный - это почитаемый христианами богоугодный человек, живший на земле примерно за 2000-1500 лет до начала новой эры. Иначе его называют Иовом бедным, за те испытания, которые ему послал Бог. Практически единственный источник, рассказывающий о нем - это Библии. История Иова - основная тема нашей статьи.

Кто такой Иов?

Жил он в Северной Аравии. Предполагается, что Иов Многострадальный приходится племянником Аврааму, то есть является сыном его брата Нахора. Был он человеком правдивым и доброжелательным. Но верующие прославляют его как глубоко верующего и богобоязненного праведника. Иов не творил злых дел и не имел в своих мыслях зависти и осуждения.

Был он счастливым отцом 7 сыновей и 3 дочери. Имел много друзей, слуг и несметные богатства по тем временам. Стада Иова приумножались, поля давали хороший урожай, а сам он был в уважении и почете у соплеменников.

Начало испытаний

Тяжела и мучительна была история бедного Иова. В Библии рассказывается, что однажды возле Божьего престола собрались ангелы, чтобы передать Всевышнему людские молитвы и попросить послать благ роду человеческому. Среди них был и Сатана, который явился очернить грешников и питал надежды, что Бог разрешит ему покарать их.

Господь поинтересовался у него о том, где он был и что видел. На это Сатана ответил, что обошел всю землю и узрел много грешников. Затем Господь спросил о том, видел ли враг рода человеческого Иова, который единственный на земле прославился своей справедливостью, был беспорочен и богобоязнен. Сатана ответил утвердительно, но подверг сомнению искренность праведника.

Господь разрешил испытать Иова. Сатана отнесся к этому с особым рвением и погубил все стада праведника, сжег его поля, лишил богатства и слуг. Но на этом испытания не закончились, погибли и дети его. История Иова повествует, что праведник со смирением принял страдания, смирился с ними, но продолжал и дальше восхвалять Господа.

Страдания Иова

И снова предстал Сатана перед престолом Всевышнего. В этот раз он сказал, что праведник не отрекается от Бога, потому что страдания его недостаточно сильны и коснулись только имущества, не задев плоти. Господь разрешил Сатане наслать на Иова болезни, но запретил лишать разума и посягать на его свободу воли.

Тело праведника покрылось проказой, и он вынужден был уйти от людей, дабы не заразить их. От страдальца отвернулись все друзья, даже жена перестала сострадать ему. Однажды она пришла к Иову и устыдила его, сказав, что по глупости своей он лишился всего и испытывает теперь неимоверные мучения. Женщина укоряла страдальца в том, что он до сих пор любит Бога и почитает его. Если Господь так жесток и немилостив, то нужно отречься от него и умереть с хулой на устах, таким было ее мнение.

Мысли жены Иова понять нетрудно. По ее мнению, если послал Бог благо, надо восхвалить его, а если подверг мучениям, то осудить. История Иова Многострадального повествует, что страдалец устыдил жену свою и не пожелал ее дальше слушать. Ибо от Бога нужно одинаково со смирением принимать и блага, и страдания. Таким образом, праведник и в этот раз не отверг Господа и не согрешил перед ним.

Друзья страдальца

Слухи о страданиях праведника дошли до трех друзей его, которые жили вдалеке. Они решили отправиться к Иову и утешить. Увидевши его, они ужаснулись, так страшно болезнь изменила тело страдальца. Друзья сели на землю и безмолвствовали семь дней, потому что не смогли найти слов, чтобы выразить свое сострадание. Иов заговорил первый. Он выразил скорбь о том, что родился на свет и был подвергнут ужасным страданиям.

Тогда друзья Иова начали разговаривать с ним, высказывая свои мысли и убеждения. Они искренне верили, что Господь посылает праведникам добро, а грешникам - зло. Поэтому считали, что у страдальца есть скрытые грехи, о которых он не хочет рассказывать. И предложили друзья покаяться Иову перед Богом. На это страдалец ответил, что речи их еще больше отравляют его страдания, ибо воля Господа непостижима и только одному ему известно, почему одним он посылает блага, а другим - тяжелые испытания. И нам, грешным людям, не дано знать помыслы Всевышнего.

Разговор с Богом

Праведник обратился к Господу в своей искренней молитве и попросил его быть свидетелем в его безгрешности. Бог явился страдальцу в бурном вихре и укорил его за рассуждения о высшем промысле. История Бедного Иова повествует, что Господь объяснил праведнику, что только ему известно, почему происходят те или иные события, и люди никогда не смогут осознать божий промысел. Поэтому человеку нельзя судить Всевышнего и требовать от него какого-либо отчета.

После этого Бог через праведника обратился к друзьям Иова и повелел им принести жертву руками страдальца, ибо только так он готов простить их за осуждение праведника и неверные размышления о воле Господа. Друзья привели семь овнов и столько же тельцов к праведнику. Иов помолился за них и принес жертву. Видя, что праведник, несмотря на свои тяжкие страдания, искренне просит за друзей своих, Бог простил их.

Награда

За крепость веры Господь вознаградил страдальца великими благословениями: исцелил его немощное тело и дал богатств в два раза больше, чем было раньше. Родственники и бывшие друзья, которые отвернулись от Иова, услышав о чуде исцеления, пришли порадоваться с праведником и принесли ему богатые дары. Но на этом не окончились благословения Бога, он послал Иову новое потомство: семь сыновей и три дочери.

Окончание жизни праведника

История Иова Многострадального повествует, что награжден был он Господом за то, что даже в горестях не забывал Бога и любил его больше, чем себя и имущество свое. Даже великие страдания не заставили праведника отречься от Бога и осудить его промысел. После испытаний Иов провел на земле еще 140 лет, а всего он жил 248. Видел праведник свое потомство до четвертого колена и умер глубоким старцем.

История Иова учит христиан тому, что Господь посылает праведникам не только вознаграждение за дела их, но и несчастья, дабы они утвердились в вере, посрамили Сатану и прославляли Бога. Кроме этого, праведника раскрывает нам истину, что земное счастье не всегда может соответствовать добродетели человека. Также история Иова учит сострадательности к болящим и несчастным людям.

Иов действительно существовал

Есть мнение, будто Иов – вымышленный персонаж из народного предания.

Однако Святое Писание совершенно не разделяет подобного взгляда. Например, в главе 14 Книги пророка Иезекииля Иов упоминается наряду с другими мужами, которые являются историческими личностями, а именно с Ноем и Даниилом. Кроме того, в главе 5 Послания Иакова мы видим, что история Иова приводится в качестве примера преследуемым христианам того времени. И эта история, должно быть, действительно произошла, так как вымышленные рассказы со счастливым концом не помогли бы угнетенным людям.

Поэтому мы считаем, что все описанное в этой книге является правдой.

Где и когда жил Иов?

В определенном смысле этого человека скрывает завеса таинственности. Он жил в земле Уц. То есть не в Ханаане. Однако ни один географический атлас не ответит нам с точностью, где именно находилась эта территория. Одни указывают на Иорданию, другие на Едом. Вероятнее всего, Иов жил недалеко от города, в котором он занимал влиятельное положение (Иова 29:7).

Также нельзя точно сказать, когда именно жил Иов. Любые попытки определить это заканчиваются неудачей. Наиболее вероятно, что события, описанные в этой книге, происходили во времена пребывания израильтян в Египте. Кроме того, вполне возможно, что один из друзей Иова, Вилдад Савхеянин, был потомком Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Более того, есть основания полагать, что предком Елифаза Феманитянина был Исав (Быт. 36:10). Итак, предположительно Иов жил во время, не очень отдаленное от периода патриархов. Однако абсолютной уверенности в этом нет.

Тем не менее подобная неопределенность никак не мешает понять суть данной книги. Мы без всяких сомнений верим, что «…Святое Писание вполне содержит волю Божью; и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном» (Бельгийское исповедание, артикул 7).

Вот почему мы уверены: в этой книге содержится важная весть, вполне достаточная для того, чтобы пребывающего в растерянности человека нашего времени научить, во что он должен верить в трудные времена, дабы спастись.

Не только богатый, но и благочестивый

Этот человек был благочестивым и праведным, непорочным и справедливым, богобоязненным и удаляющимся от всякого зла. Какая потрясающая характеристика! Выглядит как рекомендация, с радостью выданная церковным советом брату, который собирается сменить место жительства!

Иов был очень богатым человеком. Он владел огромным поголовьем скота. Тем не менее он не полагался на богатство. Несомненно, Иов был благодарен Богу за все это, однако больше всего на свете он ценил общение с Ним. По этой причине Иов и назван благочестивым, непорочным. Это слово явственно указывает на то, что Иов был цельной натурой, обладал сильным характером, искренне любил Бога, Которого считал единственным Источником всех благ.

Иов был крупным предпринимателем, занимался торговлей шерстью и скотом. Он покупал и продавал. Говорят, что в торговле невозможно оставаться честным, однако Иов был праведным, справедливым. Люди доверяли ему.

Богачи запросто могут чувствовать себя независимыми, а следовательно поступать авторитарно. Однако Иов не был таким человеком. Ведь он почитал Господа и был богобоязненным.

Кроме того, Иов не участвовал в злых делах, так как удалялся от всякого рода зла.

Потому что об этом и пойдет речь в данной книге. И в особенности о том, какова цена такой высокой оценки Иова.

Эта характеристика была дана Иову в период великого процветания. Но – и здесь мы несколько забегаем вперед – что произойдет в трудные времена?

Иов был непорочным и справедливым, но также и сказочно богатым. Он был богобоязненным человеком. И Бог чудесным образом благословлял его. Но что случится с верой Иова, когда Бог положит конец его привилегированному положению?

В данном случае мы имеем дело с одним из самых животрепещущих, насущных вопросов современности. Конечно, нам легко полагаться на Бога, когда в нашей жизни все идет гладко. Однако сможем ли мы так же уповать на Отца нашего Небесного, когда Он поколеблет все основания нашей жизни? Что случится с нашей верой в Бога, если Он лишит нас земных радостей?

Насколько же крепким было хваленое благочестие Иова?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать еще несколько слов о нем самом.

Иов как отец

Отец несет ответственность, как руководитель семьи. Все об этом хорошо знают. Руководство семьей является частью служения отца как царя. Он ответственен за порядок в своей семье.

Еще более важным является служение отца как пророка. К сожалению, есть отцы, которые лишь изредка говорят со своими детьми о Господе, если вообще делают это. Они никогда не обсуждают с детьми прочитанное из Святого Писания.

Но осознает ли каждый отец то, что он также является и священником в своей семье? Это значит, он должен быть заинтересован в том, чтобы у его детей были личные отношения с Господом, – даже больше, чем в их оценках и успеваемости.

В этой связи об Иове мы слышим лестные отзывы. Семь сыновей Иова устраивали пиры – скорее всего, речь идет о праздниках, посвященных сбору урожая или стрижке овец. Молодые люди гостили друг у друга, вместе праздновали с радостью и веселием. Мы читаем о праздничных пиршествах, о яствах и питье. У них, по всей видимости, были хорошие отношения, так как все они поочередно принимали остальных членов семьи в собственном доме. Также в празднествах участвовали и три их сестры. Все указывает на непринужденную атмосферу семейного единения.

Однако после празднеств сыновья и дочери должны были прийти к отцу. Иов посылал за ними и освящал их, а на следующее утро рано вставал и возносил за каждого всесожжения. В возносящемся к небу дыме и пламени мы видим образ того, что впоследствии произойдет с нашим Господом Иисусом Христом. Живя в ветхозаветном периоде, Иов просил Бога, чтобы Он очистил его детей, что возможно благодаря будущей жертве Иисуса Христа.

Можем ли мы сказать, что во время этих празднеств имело место нечто непристойное? Упивались ли там вином?

Об этом ничего не говорится. Тем не менее Иов рассуждал так: «Может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем».

Возможно, он иногда не доверял своим детям? Может быть, он в чем-то их подозревал? Однако любые критические вопросы неуместны, так как Святое Писание в данном случае одобряет его действия.

Пусть же такая осторожность Иова будет примером как для молодых, так и для пожилых. Иногда родителям очень тяжело принять весть о плохом поведении своих детей. Но разве сами они всегда поступают правильно? Мы должны уметь доверять своим детям, не правда ли?

Как же поступал Иов?

Он понимал, как трудно молодым, полным жизни людям праздновать и веселиться, не нарушив при этом Божьих заповедей. Но Иов не сетовал по поводу «нынешней молодежи» и позволял им устраивать праздники. Он не был придирчивым хлопотуном. Но и не впадал в другую крайность, когда родители совершенно не вмешиваются в жизнь своих детей. Поэтому после празднеств он вел сыновей и дочерей к жертвеннику. Он как бы подводил их к подножию Христова креста. Сжигаемая огнем жертва служила превосходным напоминанием о том, что веселое времяпрепровождение никогда не должно нарушать их отношений с Богом. Поэтому Иов молился о них и приносил жертвы, прежде чем он услышит жалобы. Вероятно, на них это производило глубокое впечатление. Таким способом Иов учил своих детей, чтобы они не забывали Господа – даже во времена празднеств.

Как Бог отзывался об Иове

Характеристика Иова основывалась не только на человеческих суждениях. Люди могут ошибаться и иметь слишком высокое мнение о благочестии того или иного человека. Но в данном случае Сам Бог четко и ясно сказал, что на земле нет более благочестивого человека, чем Иов.

Это произошло во время встречи на небесах. Кроме ангелов на небесном собрании присутствовал также и сатана. Он возвратился после своих странствований по земле.

В Откровении, 12:10, он назван «клеветником братий наших, клеветавшим на них пред Богом нашим день и ночь». Таким образом, нам не нужно ломать голову в догадках, дабы понять, что же он собирался делать на этом небесном собрании. Во время последнего своего путешествия по земле он наблюдал падение отдельных верующих. Собрано достаточно материала для огромного числа обвинений! Вера и христианская нравственность, по его мнению, ничто, пустой фарс.

Итак, обсуждается очень важный вопрос. Сам Господь поднимает его, спрашивая сатану: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иова 1:8). И прежде чем сатана смог что-то сказать, Он добавляет: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

Удивительно слышать такой похвальный отзыв из уст Самого Бога! Иов не был совершенным человеком. Самые святые люди на земле находятся лишь в начале пути совершенного послушания Богу. Тем не менее Сам Бог дал высокую оценку благочестию Иова. Он сказал эти слова прямо в лицо сатане. Таким образом, благочестие Иова было бесспорным. Это факт. Однако мы должны помнить об одной вещи. Бог не превозносил Иова. Он указывал сатане не на деяния благочестивого человека. Ведь верная жизнь Иова в сущности представляла собой результат труда Самого Бога. Господь говорит о «рабе Моем Иове», который находился в самом начале пути послушания Богу. Но и это начало было следствием действия Святого Духа. Поэтому это никакой не фарс. Сатане было бы лучше не высказывать подобную мысль!

Иов был лицемером?

Все указывает на то, что сатана хорошо знал Иова. Во время своего последнего странствования по земле он обратил на Иова внимание, однако не смог найти в нем ничего подозрительного. Он должен был признать, что в жизни Иова не было ничего достойного его критики.

Тем не менее он яростно выступал против Божьей положительной характеристики Иова. Сатана утверждал, будто у Бога неправильное суждение о его праведности, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иова 1:9). Он хотел показать, что Иов – обыкновенный эгоист, и заявлял, что в своем благочестии Иов руководствовался лишь корыстными побуждениями и ничем иным. Этот человек, вне сомнений, был избалован Богом, даровавшим ему замечательную семью, огромное богатство и почет. Чего еще он мог желать? Однако если Бог нарушит счастливое благоденствие Иова, что тогда случится с его любовью к Богу?

Таким образом, сатана представил следующую схему: исчезнет богатство Иова – исчезнет и вера Иова; и то, что Бог считает благочестием, на самом деле является не чем иным, как следствием личных интересов Иова.

Это было весьма серьезное заявление, могущее возыметь ужасные последствия. Сатана таким образом мог нанести сокрушительный удар по характеристикам всех христиан, вынеся им убийственный вердикт. Не забывайте, что, по словам Самого Бога, на земле не было более благочестивого человека, чем Иов. Теперь представьте, что все это благочестие обусловлено обыкновенным эгоизмом и потому является ложным. В таком случае вся христианская жизнь укоренена в эгоизме, а обращение и покаяние представляют собой не что иное, как завуалированный эгоизм. Благочестие и праведность? Все это на самом деле лишь отражение личных интересов.

Эта клевета была попыткой покушения на церковь с ее проповедью, благовестием и миссионерской деятельностью. Если признать истинность такого положения вещей, подлинное благочестие являлось бы лишь выдумкой, фикцией. То, что мы читаем об Аврааме и Моисее, о Петре и Павле не имело бы смысла. Все христиане в таком случае лишь преследовали бы собственные интересы. Таков было бы их единственный стимул.

Наиболее крайнее проявление такого цинизма подразумевает то, что труд Христа был изначально обречен на провал: Он всегда привлекал бы людей, преследующих лишь собственные интересы.

Итак, мы затронули основной вопрос этой книги: могут ли христиане искренне любить Бога, пребывая даже в тяжких испытаниях?

Бог уверен в вере Иова

Господь совершенно серьезно отнесся к обвинениям сатаны. Он мог, например, сказать: «Отойди от меня, сатана, ты лжешь!» На этом и закончилась бы Книга Иова.

Но обвинение нужно было опровергнуть.

Поэтому сатана получил разрешение разрушить жизнь Иова. Бог, будучи полностью уверен в Иове, знал, что сатана потерпит поражение. Откуда же у Него была такая уверенность? Дело в том, что вера Иова была следствием действий не человека, но исключительно Самого Бога. Поэтому Иов мог выстоять против всех нападок сатаны.

Пока еще он живет тихо и спокойно. Однако сатана, подобно льву, уже приготовился наброситься на свою жертву. Над Иовом сгущаются тучи. Но Бог не допустит, чтобы начатое Им дело потерпело крах.

Какое ободрение для нас!

Как мы отреагируем, сможем ли не сдаваться, когда на нас обрушится горе? Горе… Потому что счастье, ради которого стоило жить, исчезло. Горе… Потому что наши сокровенные желания так и не исполнились или потому что угасла наша последняя надежда. Есть ли уверенность в том, что мы с верою сможем преодолеть все это и справиться с трудностями?

В притче о сеятеле Иисус говорит о людях, чья вера до такой степени поверхностна, что при первом же испытании она улетучивается. Но чего ожидать нам, когда мы, несмотря на свои прегрешения, полагаемся на Господа? Сможем ли мы любить Его, когда Он лишит нас благ?

Поэтому нам и надо узнать, как закончилась история Иова. Ведь он прошел испытание. И это дает нам надежду. Но почему? Разве можем мы сравниться с Иовом? Мы же не он! И это правда. Возможно, нам и не сравниться с ним в его терпении и стойкости. Тем не менее, как мы надеемся, нас с Иовом связывает то, что мы слеплены из одного теста. Поэтому наше упование зиждется на том факте, что Бог Иова является также и нашим Богом. Стойкость, которую Бог даровал Иову, Он также даст и нам.

Ведь эта история не представляет собой описание личных заслуг Иова. Это повествование отражает благую весть, которую Бог несет всем, кто на Него уповает: «Я помогу тебе выстоять, пройти через все это». Вот поэтому все то, о чем говорится в Книге Иова, имеет такое большое значение для нас.

Вилбур Фильдз: Почему Бог допустил, чтобы праведный человек заболел проказой, чтобы всё его тело покрылось коростой и почернело, кожа полопалась и гноилась?..

Сегодня мы будем размышлять над второй главой книги Иова, будем говорить о человеке, с которым приключились все эти несчастья, и о том, почему это произошло.

Я очень рад, что сегодня вместе со мной в студии Ральф Мэренз и его жена Барбара. Ральф – служитель христианской церкви «Голгофа» в г. Белвью, штат Небраска. До этого он преподавал в библейском колледже Озарк. Ральф Меренз говорит, что у него особое отношение к книге Иова, о котором он нам сегодня расскажет. Я надеюсь, что это станет для нас огромным благословением и радостью.

Из первой главы мы узнали, как дьявол, сатана бросил вызов Богу, чтобы Тот позволил ему отнять у Иова всё его имущество. Иов был очень богатым человеком, и сатана заявил Богу, что Иов любит Его не просто так, не даром: сто ит Богу забрать всё его состояние, как Иов проклянет Бога. И тогда Бог допустил, чтобы Иов остался без средств к существованию. Он потерял всё. Самым болезненным было потерять сразу всех десятерых детей, погибших от смерча. Но Иов сказал лишь: «Господь дал, Господь и взял». Он был достоин Божьего благословения.

Во второй главе книги Иова, которую мы будем сегодня разбирать, идёт речь о втором испытании Иова. Дьявол приготовил ему ещё более суровое испытание: Иов лишился здоровья и не находил поддержки у своей жены. Через эту главу Бог многое сказал мне.

В самом начале главы мы видим, что история повторяется: сыны Божии, ангелы, предстали перед Господом, и с ними пришёл сатана.

Ральф, как Вы думаете, что это встреча на небесах говорит о Божьем владычестве в мире?

Ральф Мэренз : Бесспорно то, что все остаётся во власти Бога. И Он может спросить со всех, в том числе, и с сатаны.

Вилбур Фильдз : Верно, тогда Бог спросил сатану, откуда тот пришёл, и что сатана ответил?

Ральф Мэренз : Ходил по земле.

Вилбур Фильдз : А согласно 1-му посланию апостола Петра, когда сатана ходит по земле, что он делает?..

Ральф Мэренз : Он пытается устроить нам неприятности.

Вилбур Фильдз : Он ищет, кого бы ему поглотить. И тогда он ходил, пытаясь поглотить Иова. Как Бог стал относиться к Иову после того, как тот потерял все средства к существованию, всё своё имущество, всех своих детей? Переживал ли Бог об Иове?

Ральф Мэренз : Бесспорно, Бог знал обо всём, что происходит в жизни Иова. Ему было далеко не всё равно. И я вижу в тексте, что Бог жалел о страданиях Иова, которые были спровоцированы сатаной.

Вилбур Фильдз : Да, действительно. В третьем стихе мы читаем, что Бог сказал сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно». Другими словами, Бог гордился Иовом.

Я воспринимаю это как самый сильный пример служения Господу. Мне бы очень хотелось, чтобы Бог мог также похвастаться мною перед дьяволом и сказать: ты пытался его искушать, но у тебя ничего не вышло. Боюсь, что иногда мы, к сожалению, предоставляем дьяволу возможность возразить: «Твои дети, которых Ты благословляешь, не всегда заслуживают этого». Пусть всем нам удаётся избегать этого.

Итак, сатана, конечно же, не поверил в искренность Иова. Поэтому он сказал Богу со смехом (думаю, он успехался, говоря это): «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него...» Что он имел в виду?

Барбара Мэренз : Всё в мире имеет свою цену. И сатана думал, если он начнёт искушать Иова в духовной, физической, умственной жизни, а не только через материальные блага, то очень скоро Иов сдастся. Но этого не случилось.

Вилбур Фильдз : Я долго размышлял над тем, что значит «кожа за кожу», и не скоро начал, как мне кажется, понимать, о чём идет речь. Я думаю, здесь сатана пытается сказать Богу, что Он похож на родителя, балующего своего ребёнка. «Ты дал Иову все самое лучшее, – как я понимаю, слово "кожа" используется здесь образно и означает всё самое ценное, – Ты всё это дал Иову, но стоит тебе забрать это у него, Иов начнёт роптать и возмущаться. Ты, Бог, чересчур наивный. Ты хочешь замечать очевидного, и если Иов начнет громко жаловаться, ты скажешь: "Нет, Иов, не говори так обо мне; Я дам тебе всё, что ты захочешь"». Таким образом, говоря «кожу за кожу», всего тремя словами дьявол умудрился оскорбить и Бога, и Иова. Нужно признать, он умеет подбирать нужные слова.

Ральф Мэренз : Поразить тело Иова.

Вилбур Фильдз : При этом Бог продолжал, так сказать, держать сатану на поводке, не давая ему зайти слишком далеко. А сатана покрыл тело Иова от головы до пят проказой; в других библейских переводах уточняется: язвами, фурункулами, нарывами. У Вас когда-нибудь были нарывы?

Барбара Мэренз : Да, и это очень больно. Иногда настолько больно, что начинаешь думать о смерти – хотя никакой угрозы жизни на самом деле нет.

Вилбур Фильдз : Если у вас были чирьи, то мне нет нужды описывать, что это такое. Если же не было – то я вряд ли смогу вам их описать. Иов не мог найти себе места. Он не мог толком ни присесть, ни прилечь. Он страдал от боли, которую нарывы причиняли в любом положении. Библия сообщает, что он взял черепицу, расчёсывал раны и соскабливал вытекающий из них гной. У меня есть несколько кусков черепицы, которые мы нашли на археологических раскопках. Так же выглядели и «скребки» Иова. Везде, где были древние поселения можно найти очень много глиняных черепков. Это остатки от разбитых кувшинов и другой посуды.

Итак, что сказала Иову его жена , подойдя к нему?

Ральф Мэренз : «Похули Бога и умри».

Вилбур Фильдз : Что это означало для Иова?

Ральф Мэренз: Сдаться. Может, даже покончить жизнь самоубийством.

Вилбур Фильдз: Действительно, невозможно ведь вызвать собственную смерть одним желанием. Похоже, жена Иова именно это и хотела сказать: «Прокляни Бога и покончи со своей жизнью». Не могу не сказать, что я восхищаюсь действиями Иова. Несмотря на все свои страдания, он решил жить. Очень многие сдаются в его ситуации: глотают смертельную дозу таблеток или находят другие способы… Отдадим Иову должное: он ничего подобного не сделал, и не собирался

Но заслуживает ли жена Иова строгого суждения? Ральф, что вы думаете по этому поводу?

Ральф Мэренз : Жена, бесспорно, усугубляла положение Иова, а не облегчала его. Хотя я где-то её понимаю – потому что состояние её мужа было таким, что она думала: «Лучше бы ему было умереть».

Вилбур Фильдз : Или так ей казалось.

Ральф Мэренз : Да, или так ей казалось.

Вилбур Фильдз : Барбара, а Вы как думаете: можно ли оправдать поступок жены Иова, или ей нет оправдания?

Барбара Мэренз : Думаю, она говорила так от горя. Но, если честно, я не могу этого принять. Когда у Ральфа был рак и он проходил курс химиотерапии, я знала, что мне нужно его поддерживать и вдохновлять, а не впадать в уныние. Поэтому я разочарована в жене Иова. Хотя с другой стороны, у неё было огромное горе. Она потеряла всех своих детей, все материальные блага… Поэтому я могу понять, что ею двигала скорбь и она говорила в гневе.

Вилбур Фильдз : Я понятия не имею, как бы отреагировала любая другая женщина, потерявшая всех своих детей сразу. Мне очень трудно критиковать её. Ещё я знаю, что когда Иов заболел, его дыхание стало настолько зловонным, что жена не могла находиться рядом с ним. «Дыхание мое опротивело жене моей» (19:17), – говорил он. Но при этом, если кто-то приносил ему поесть, или чистую ткань, чтобы перевязать гниющие части тела, именно жена делала ему перевязку. Писание на самом деле не осуждает ее.

Иов отвечает на слова жены: «Ты говоришь как одна из безумных» (2:10). Обратите внимание: он не говорит: «Ты безумная. Не смей говорить такое!..» Иов только сравнивает свою жену с безумной, т.е. намеренно проводит различие между нею и безумными женщинами. Я знаю, что он был унижен и разочарован. Нет ничего больнее для пожилого человека, чем отсутствие поддержки со стороны жены. Даже царь Давид вышел из себя, когда его жена Мелхола не обрадовалась тому, что он принёс Ковчег Завета. Давид тогда пришёл в ярость. Так и Иов мог бы разозлиться и возмутиться: «После всех этих лет... после всего, что я тебе дал, что я для тебя сделал!..» Но Иов так не сказал, и я восхищён им. Однако я и не критикую его жену: мне кажется, нам следует проявить снисходительность в этой ситуации.

Итак, весть о болезни Иова разнеслась повсюду. Откуда мы знаем, что беда Иова стала общеизвестным фактом?

Ральф Мэренз : О случившемся узнали его друзья, которые жили довольно далеко.

Вилбур Фильдз : Да. Елифаз Феманитянин был из города, находившегося недалеко от современного города Петра, к югу от Мёртвого моря. Если посмотреть по карте, то от этого места до земли Уц было порядка 200 миль. Вилдад Савхеянин был обитателем другой местности, откуда он тоже отправился к Иову. Их друг Софар Наамитятин жил вдажеке от всех них. Таким образом, Иов был известным человеком и новость о его болезни достигла его друзей. Тогда они пришли его навестить. Для каждого из них – Елифаза, Вилдада и Софара – визит к Иову требовал значительных усилий. Путь был неблизким: несколько сотен миль; оплачивать дорогу им нужно было из собственного кармана.

Что еще хорошего можно сказать об этих людях? Впоследствии выяснится, что, к сожалению, утешители из них получились никудышные. Однако перед тем, как начать разбираться в их недостатках, давайте скажем о них ещё что-нибудь хорошее.

Ральф Мэренз : У них были благие намерения. Я думаю, они действительно пришли, чтобы помочь Иову, поддержать его.

Вилбур Фильдз : А когда они увидели, в каком жалком состоянии он находится, они из сострадания не стали его ни в чём уговаривать, а молча просидели рядом с ним семь дней и семь ночей.

Барбара Мэренз : Уже даже одно то, что они пришли. Многих людей, страдающих онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, никто из друзей даже не приходит проведать. Друзья думают, что им не по силам справиться с горем страдальца.

Вилбур Фильдз : Или боятся заразиться...

В ходе долгих бесед между Иовом и его друзьями ни разу не упоминается, даже косвенно, что его друзья могли поклоняться идолам. Все трое были слугами Божьими. Это было замечательно, потому что практически весь языческий мир – а эти люди были язычниками – погряз в идолопоклонстве. Так что, по крайне мере трое друзей Иова хоть и не идеально, но знали Бога.

Итак, размышляя над этим отрывком, можем ли мы извлечь какие-нибудь уроки о страдании? Что-нибудь особенное, что пришло вам в голову в ходе нашего разговора и о чем мы не упомянули?

Ральф Мэренз : Я радуюсь тому, что Бог ограничивает меру страданий – не только для Иова, но и для каждого из нас. В 1-м послании Коринфянам сказано, что Бог не допустит нам «быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор.10:13). То есть, он по-прежнему держит сатану «на поводке».

Вилбур Фильдз : Но порой кажется: Бог считает, что мы можем вынести гораздо больше, чем нам хотелось бы…

Барбара Мэренз : Бог никогда не испытывает удовольствия от того, что мы страдаем. В книге Иеремии написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11). Мы служим благому Богу, Который желает нам только добра. Он не хочет, чтобы Его дети страдали.

Вилбур Фильдз : Да, Бог очень огорчился, когда сатана обрушил на Иова все эти несчастья. Часто люди задают вопрос: «Почему Бог позволил умереть моим детям?» Поверьте мне, это причиняет Богу столько же боли, сколько и вам. Бог не получает от этого ни малейшего удовольствия – и придёт время, когда Он поставит всё на свое место. Конечно, вы вправе спросить, почему Он допускает это изначально? Порой самый честный ответ на этот вопрос: «Я не знаю». Насколько мне известно, Иов до конца жизни так и не узнал, почему он страдал.

Ральф Мэренз : Я с радостью поделюсь ими. Думаю, моё представление, почему с людьми происходит что-то хорошее или что-то плохое – причём неправильное представление! – сформировалось ещё в молодости, благодаря моему неверующему соседу. Я рос в семье проповедника. Всё в нашей семье было благополучно, и мой неверующий сосед однажды объяснил мне, что у нас всё хорошо и мы обходимся без переломов и больниц, потому что Бог вознаграждает хороших людей. А таких, как он – людей, у которых не всё так гладко в жизни, и которые, по его словам, ничем хорошим не отличались, – Бог якобы не награждает. Так, он сформировал у меня точку зрения, которой я довольно долго придерживался, полагая, что всё именно так и обстоит.

Первые сомнения появились, когда я уже учился на первом курсе библейского колледжа. День благодарения в том году я встречал со своим дядей Роном Кокреном. Он был проповедником и отцом пятерых детей, старший из которых только заканчивал школу; служил Господу он в штате Айова. Несколько месяцев спустя я узнал, что Рон катался на санках со своими детьми, и с ним случилось несчастье. Через три дня он умер.

Мне очень сложно было это понять и принять, потому что мне всё казалось неправильным. Оказалось прерванным его служение, дети остались без отца… То есть, случившееся поставило под сомнение мои представления: с хорошими людьми тоже почему-то могло произойти что-то плохое. Я начал впадать в депрессию. К тому моменту я проучился в колледже всего полгода. Наконец я сказал Богу: «Если Ты есть, объясни мне, почему так происходит, потому что я близок к тому, чтобы списать Тебя со счетов. Не знаю, хочу ли я оставаться христианином, и уж точно я не хочу служить Богу, Который не помогает людям». Я искренне молился и настаивал: «Сейчас или никогда!»

Каким же удивительным образом Бог ответил на эту молитву!.. В тот год я поехал на христианскую конференцию, темой которой была книга Иова. Более того, в основе одного из занятий был стих: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Я стал задумываться о том, через что прошел Иов. Я начал перечитывать книгу Иова и размышлять, много размышлять, почему Иов, после всех испытаний, не перестал верить Богу. Потом я подумал, что мои проблемы по сравнения с бедами Иова кажутся сущими пустяками. Господь не оставлял меня. Если бы я мыслил как Иов, то никакое испытание не смогло бы меня заставить усомниться в Боге. Он такой, каков Он есть, независимо от того, нравится мне это или нет.

И в тот момент я принял осознанное решение: неважно, что произойдёт в моей жизни, хорошее или плохое, – но я не перестану доверять Богу. Моя вера больше не зависела от обстоятельств.

Позже в моей жизни случилось новое испытание. Тогда я был женат на Кэрол, и она однажды сказала мне, что её мучает физическая боль. В конце лета мы пошли к врачу и у неё обнаружили рак. Через восемь месяцев после начала болей рак отнял у неё жизнь. За Кэрол было вознесено огромное количество молитв. Нет никаких сомнений, что Бог знал о нашем положении. Тем не менее, Он решил не посылать ей исцеления. Моему осознанному решению был брошен вызов со стороны мучавших меня в то время эмоций. Но ответ не менялся, и в конечном итоге, хотя Бог и позволил моей жене умереть, мне пришлось повторить за Иовом: «…но я буду надеяться».

Впоследствии моя вера неоднократно была испытана: во время служения загорелась наша церковь, в результате чего сгорела библиотека и все наши записи; у нашей дочери обнаружили эпилепсию; в Небраске, где мы несём сейчас служение, Барбара неудачно упала и повредила позвоночник; два года назад мне удалили раковую опухоль. Много чего происходило в моей жизни, но всякий раз ответ был один: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Что бы со мной ни случилось, я буду Ему верить. Я искренне верю, что никакие несчастья, которые могут произойти со мной или с моей женой, не пошатнут моей веры в Бога. На этом убеждении Бог построил мою веру.

Вилбур Фильдз : Я знаю, что Кэрол, умирая, пережила много страданий. Она прошла курс химиотерапии, после которой, как это часто бывает, у неё выпали все волосы. Ни один мужчина не сможет понять, какой это шок для женщины. Я помню, как ей было плохо, и как Ральф все это переживал. Тем не менее, вы с Кэрол и тогда доверяли друг другу, планировали свое будущее и, несмотря ни на что, доверяли Богу.

Ральф Мэренз : Так оно и было. Она даже распланировала свои похороны, и сказала, чего бы ей хотелось и чего не хотелось. Она дала мне свободу, сказав, что нашим детям нужна мать и что она не хочет, чтобы после её смерти я оставался вдовцом, и чтобы я женился второй раз. Мы говорили обо всём, и это было огромным благословением.

Вилбур Фильдз : Слава Богу! Мы с вами, конечно же, знаем, что наша земная обитель, этот дом, в котором мы сейчас обитаем, исчезнет. Мы знаем, что на небесах нас ждёт новый дом и новые тела, что после смерти нас ждёт вечная жизнь. Но задумайтесь: Иов не имел об этом ни малейшего представления. Тем не менее, он верил настолько, что сказал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Меня поражает вера Иова посреди его бед. Когда его жена сказала ему похулить Бога и умереть, Иов ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Ральф, что вы думаете об этом ответе?

Ральф Мэренз : Я думаю, что это мудрость мира.

Вилбур Фильдз : То есть?

Ральф Мэренз : Мир говорит, что нужно стойко переносить превратности судьбы, что жизнь полна взлетов и падений, что такова жизнь, и тому подобное. Я против такой философии, потому что она утверждает безразличного Бога. Я знаю, что Бог принимает личное участие в нашей жизни. Ему не всё равно, что с нами происходит. Я не верю, что Он посылает плохое. В определённом смысле Он допускает плохое, но это не делает Его Богом зла, Богом, Который посылает нам зло.

Вилбур Фильдз : Но когда Иов это говорил, он не знал того, что знаем мы в свете учения Христова. И я рад, что Бог не привлекает нас к ответственности за все наши несведущие и порою безрассудные рассуждения. Меня это очень утешает.

Итак, к Иову пришли трое его друзей: «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» . Всё это звучит очень даже хорошо; но мы знаем, чем все это закончилось. Утешение это превратилось в, может быть, самое суровое его испытание. Ральф, что бы вы могли посоветовать тем, кто оказывает утешение больным? Эти трое явно упустили возможность его утешить.

Ральф Мэренз : Это точно. Они забыли, зачем пришли. И вместо того, чтобы утешать, стали осуждать.

Я встречал таких людей. Они приходят в больничную палату, пытаются объяснить, почему Бог это сделал, или извиняются за Бога, или стараются Ему помочь, говоря: «Вы поступили неправильно и вам нужно исправиться». Другими словами, сегодня люди совершают все те же ошибки. А всё, что нам нужно сделать, это смириться и признать, что у нас нет ответов на все вопросы. Мы здесь, чтобы утешать и уверять в том, что Богу не всё равно, что Он знает о происходящем. На мой взгляд, лучшее, что мы можем сделать, это почитать Писание и помолиться с человеком, а все остальное отдать в руки Божьи.

Советы утешителям.

1. Не забывайте, что ваша задача – утешать.

2. Читайте Писание и молитесь.

Вилбур Фильдз : Насколько я знаю, друзья Иова ни разу не пытались предложить ему вместе помолиться.

Ральф Мэренз : Нет, ни разу.

Вилбур Фильдз : Вместо этого они принялись его поучать: «Погибал ли кто невинный... сеявшие зло пожинают его…» Они не сомневались, что Иов сделал что-то плохое. Если следовать их философии, то за любой плохой проступок положено наказание, а за хороший – вознаграждение. Если Иов, будучи праведным человеком, потерял всё своё состояние и всех детей, то их собственная безопасность оказывалась под угрозой – а им этого очень не хотелось.

Барбара Мэренз : Огромным благословением. Книга Иова очень близка мне. До того, как на Иова обрушились все несчастья, он уже был подготовлен к ним, у него были крепкие отношения с Богом. Я поняла, что для меня очень важно в жизни стремиться к личным отношениям с Богом через чтение Его Слова и молитву. Испытания еще придут, и я хочу быть готовой.

Ещё я обнаружила: всё, что мог во время испытаний делать Иов – это терпеть. Он не ходил, прославляя Бога и делясь со всеми Благой Вестью, он просто терпел. Думаю, бывают времена, когда на нас обрушиваются настолько суровые испытания, что мы не в состоянии служить другим. Всё, что мы тогда можем – это терпеть и оставаться стойкими. Не отступать, а двигаться вперёд, как и раньше.

Наступит время, и испытания закончатся; но они либо закалят нас, либо ожесточат. Я думаю, испытания закалили Иова. Библия умалчивает об этом, но я уверена, что на сотни километров было слышно, как Иов славил Бога, когда испытаниям пришёл конец.

И ещё: очень важно использовать свои испытания для служения другим, потому что этим мы прославляем Бога, а это и есть наша цель здесь, на земле.

Вилбур Фильдз : В своей стране Иов был очень богатым человеком. Но прославился он не своим богатством, а своим терпением во времена страданий. Иов также был очень щедрым человеком. Написано, что он помогал бедным, вдовам и сиротам. Кроме того, он вершил суд и докапывался до сути любой тяжбы, а делающего беззаконие наказывал. Но мы помним Иова не из-за его высокого поста или общественного положения, не потому, что он был богат или щедр. Мы запомнили его по тому, как он переносил страдания.

И нам не следует возмущаться, если Бог позволит сатане причинить нам страдания. Вместо этого нужно радоваться, как радовались апостолы за оказанную им честь пострадать за Христа – потому что именно связанные со страданиями события придавали огромное значение их свидетельству. Ничто не производило большего впечатления на всех, кто их знал, чем то, как они терпеливо переносили испытания. И в вечности Иов будет благодарить Господа за то, что Тот допустил в его жизни такие испытания.

На следующем, четвёртом занятии, Ральф и Барбара снова будут с нами. Уверен, что вам интересно их слушать.

В этой главе описано, как Иов горько сокрушается и взывает к Богу, сожалея о дне своего зачатия и рождения. Прочтите, пожалуйста, третью главу и подумайте над ней. А мы будем ждать встречи с вами.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Ср. с переводом С. Аверинцева: «…и поразил Иова злыми язвами от подошвы стопы его по самое темя его»; в переводе А. Десницкого: «…Он поразил Иова болезненными нарывами с головы до пят…»

2. В переводе С. Аверинцева: «…и сговорились они идти к нему вместе, чтобы соболезновать ему и утешать его».

), – он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (; ср. ). Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре – доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе со своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, но даже поощрял, утешаясь семейным миром. Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение – не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом; ибо он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога. Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, – но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни ().

В одно время, когда на небе Ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, – пришел между ними и диавол, клеветник и искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди Ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро. Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!

И сказал Господь сатане, представшему вместе с Ангелами:

– Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

– Я ходил по земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

– Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!

На это сатана отвечал Господу:

– Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

– Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.

Сатана отошел от лица Господня (). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:

– Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.

Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:

– Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе.

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:

– Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.

Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:

– Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя.

Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:

– Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! – как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!

Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом ().

Был день, когда Ангелы Божии опять предстали пред Господом; между ними пришел опять и сатана.

И сказал Господь сатане:

– Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

– Я был на земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

– Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!

И отвечал сатана Господу и сказал:

– Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, – то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь – благословит ли он Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

– Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь; только душу его сбереги, – не посягай на основу его существа, свободное изволение ().

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь; сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: «Доколе ты будешь терпеть? – Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего; ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность; но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, – в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений».

Так просто и естественно, по-видимому даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны – «кожу за кожу». Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: «похули Бога и – умри».

Не так однако рассуждал о своем состоянии сам страдалец, Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:

– Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы нестерпим, – не будем принимать!

И в этот раз таким образом Иов не согрешил пред Богом – уста его не произнесли ничего хульного на Бога ().

Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин , осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими. Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии (). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением?

– Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, – говорил страдалец, – и страшное, чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады! ().

Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его (; Иов. 16и дал.). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот – грешник, и чем больше это несчастие, тем – значит – мрачнее его греховное состояние. Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать ( и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжении длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми (; ср. ); со всею силою невинности защищал он свое доброе имя.

– Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! – будет ли конец ветреным словам вашим? (; ср. ).

Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (). В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца «за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога» (Иов.32и дал.). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских.

– Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников; но ты, – говорил Елиуй Иову, – ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, «но ведь суждения и осуждение близки», так близко соприкасаются между тобою ().

Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности.

Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого – желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, – такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

– Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – вопрошал Господь Иова из бурного вихря. – Препояшь ныне чресла твои, как муж и отвечай: где был ты, когда Я полагал основания земли? – скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании светил небесных и радостных хвалебных восклицаниях сынов Божиих? Давал ли ты когда-нибудь в жизни своей приказание утру и указывал ли место заре? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли возвысить голос твой к облакам, можешь ли посылать молнии?.. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя: – такая ли у тебя мышца как у Меня? – Укрась себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и высокомерное и смири его, сокруши сильных нечестивых на местах их. Тогда и Я признаю, что десница твоя сильна, чтобы защитить тебя. Состязающийся с Вседержителем, обличающий Бога пусть отвечает Ему.

И отвечал Иов Господу и сказал:

– Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно.

– Кто сей, помрачающий провидение, ничего не разумея?

– Это я, говоривший о том, чего не понимал, – о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прах и пепел; я ничтожен и что я буду отвечать Тебе? – Полагаю руку мою на уста мои ().

И было после того повеление от Господа друзьям Иова, чтобы они обратились к нему и просили его принести за них жертву, ибо только лицо Иова, сказал Господь Елифазу Феманитянину, Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов (). Друзья исполнили это Господне повеление и привели к Иову для жертвы семь тельцов и семь овнов. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей своих. Бог принял его ходатайство за них, возвратил ему самому телесное здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Родные и все прежние знакомые Иова, услыхав об его исцелении, пришли навестить его и соутешиться и порадоваться с ним, и каждый из них принес ему дар и золотое кольцо. Господь же ущедрил Иова Своим благословением: у него было после того четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Родились у Иова, вместо умерших, и семь сыновей и три дочери; и на всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (). Господь не удвоил количества детей Иова, как Он удвоил его пастушеские богатства: это потому, чтобы не подумал кто-либо, что его первые дети умершие погибли совсем, – нет, они хотя и умерли, но не погибли, – они восстанут в общее воскресение праведных.

Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер он насыщенный днями в глубокой старости (); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался ().

– Я знаю, – говорил он, пораженный смрадною язвой, – знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! ()

Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им «бояться» не телесных страданий и лишения благ земных, а «меча Господня», гнева Вседержителя, «Который есть отмститель неправды».

– Знайте, что есть суд () , – вещает он в наставление нам, – суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и – истинный разум – удаление от зла ().

Тропарь, глас 1:

Богатство видев добродетелей иовлих, украсти кознствоваше праведных враг, и разтерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочнаго душу. Мене же и обнажив плени: предварив убо мя прежде конца, избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Кондак, глас 8:

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен, освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший: темже вси богомудре, память твою воспеваем.


(евр. "удрученный, гонимый") - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". - Этот рассказ изложен в особой библейской книге - "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим - в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим - Соломон, по иным - неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги - в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах - все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали Lee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе - капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880-87).

  • - так передается в русской Библии, согласно с греческой транскрипцией, еврейское имя Бат-шеба, означающее "дочь клятвы" или "дочь семи" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын патриарха Иакова от Рахили, герой библейской эпопеи, раскрывающей перед нами живые картины патриархального быта. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его,...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - слуга Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова. Давид, взяв к себе Мемфивосфея, велел С. со всем своим домом служить ему и обрабатывать его землю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Формы слова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БИ́БЛИЯ, -и, ж. . Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии. Христианская часть Библии...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БИБЛЕ́ЙСКИЙ, библейская, библейское. прил. к библия. Библейский текст. Библейская легенда...

    Толковый словарь Ушакова

  • - библе́йский прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для неё. 3. Входящий в состав Библии. 4. Упоминаемый в Библии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - библ"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся к Библии...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - прил., кол-во синонимов: 1 библейный...

    Словарь синонимов

"Иов, библейский персонаж" в книгах

Рассказчик-персонаж

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Рассказчик-персонаж Но не менее часто и в спектаклях нашего театра и в других кукольных театрах человек принимает участие в действии как определенный персонаж. Иногда при этом сохраняя роль ведущего. Таким персонажем был актер Сперанский, исполнявший роль шарманщика в

4 Тот самый персонаж

Из книги Вера (Миссис Владимир Набоков) автора Шифф Стейси

4 Тот самый персонаж Будущее может создать каждый, но только мудрец способен создать прошлое. Набоков. Под знаком

Новый персонаж

Из книги автора

Новый персонаж Звали его Абрам Моисеевич Краснощёк. Родился он в 1880-ом в небольшом украинском городке Чернобыле в семье приказчика. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он поехал в Киев – готовиться к поступлению в университет. Судьба распорядилась так, что репетитором его

Персонаж

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Персонаж «15 ноября прошлого года (на самом деле – 17-го ноября. – АД.), – писала газета «Завтра» в номере от 10.07.2001, – над Ригой взвились красные флаги: трое российских национал-большевиков захватили самое высокое здание в городе, башню собора Святого Петра. Их подвиг

Персонаж

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Персонаж «А мы все гадаем, откуда знаем имя Сергей Арно, – пишет по «аське» главный редактор «Шико» Юрий Иванов, – а потом я догадался – это же персонаж «Предсказания»! Юля, вы что, сначала персонаж придумываете, а потом от его имени книги пишете?»Забавно, с Сергеем Арно

Персонаж

Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард Бринсли

Персонаж Антропология высоких технологий начинается с понимания людей, которые будут использовать созданное нами программное обеспечение. Мы должны найти этих людей в их родной среде, потому что дизайн является контекстно зависимым. Фокус-группы не работают для этих

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Персонаж ergatis’a

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Персонаж ergatis’a Обязанности экономки не освобождают жену от выполнения основных домашних работ, естественно присущих женскому полу. Женщина трудится, но это в некотором роде труд, который не считается трудом. Ни отцами, ни мужьями. Не то чтобы он не был необходимым! Но это

Двойственный персонаж

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Двойственный персонаж В конце концов, какая разница, был ли Александр III Македонский (356–323 годы) существом сверхчеловеческим, гением, если не сказать воплощением Диониса, «непобедимым богом», как официально он стал именовать себя в 325 году, или кровавым завоевателем, с

Фольклорный персонаж.

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Фольклорный персонаж. Характеризуя источники сведений о божествах древних славян, Б. А. Рыбаков перечисляет в книге о славянском язычестве пять видов этих источников: древнерусские тексты (записи в летописях и поучениях против язычества), донесения католических

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу»

Из книги автора

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны

Персонаж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Глава 17. Персонаж

Из книги автора

Персонаж и контент

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Персонаж и контент От того, как вы построите процесс продаж, зависит эффективность работы всего сайта. При разработке каркаса вы создаете структуру системы взаимодействия с пользователем, определяете, как веб-страницы соотносятся друг с другом. Все созданные персонажи

Персонаж

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

Персонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при



Понравилась статья? Поделитесь ей