Контакты

Греческий бог нарцисс. Нарцисс (мифология). Углубимся в философию

Во все времена поэты разных стран воспевали цветок, носящий красивое название - нарцисс. По великолепию это растение не уступает даже розе. Изящность и красота цветка восхищают. Возможно, что свою лепту внес и миф о Нарциссе, который родился у древних греков.

Благодаря легенде название растения стало именем нарицательным. Сейчас нарцисс сравнивается с себялюбием. В мире ботаники этот цветок связывают с эгоизмом, пустыми надеждами и мечтами.

Итак, миф о Нарциссе. Кратко можно изложить, о чем он. Повествование идёт о юноше, который полюбил собственное отражение и погиб. Он не мог ни на секунду оторвать взгляд от отблеска в воде, любуясь собой. На месте гибели юного красавца вырос необычной красоты цветок, названный нарциссом. Растение стали считать символом сна или забвения, выбраться из которых можно в другом обличии. Это некий символ воскрешения. Но все не так просто, ведь очень запутан миф о Нарциссе. Краткое содержание его не раскроет всю суть истории.

Юноша по имени Нарцисс был красив и самовлюблен. Он был рожден нимфой Лириопой от бога рек Кефисса. После рождения мальчика родители услышали предсказание Тиресия о судьбе Нарцисса. Прорицатель сулил мальчику счастливую судьбу и долгую жизнь, если только он никогда не будет видеть собственного отражения. В то время не было зеркал, и родителей предсказание не испугало. Шли годы, мальчик рос. Он был статен и красив, его любовь пытались завоевать все девушки. Даже взрослые мужчины поражались красоте Нарцисса. Но парень не обращал внимания ни на кого.

Многочисленные поклонники были обижены, они просили богов Олимпа наказать гордого юношу. Миф о Нарциссе гласит, что мольбы о помощи услышала богиня по имени Немезида, и вскоре Нарцисс увидел собственное отражение в воде. Сбылось пророчество: парень влюбился в своё отражение и погиб, так и не сумев отойти от воды.

Судьба нимфы Эхо

Но и на этом не заканчивается миф Древней Греции о Нарциссе. Стоит поведать печальную историю Эхо - нимфы, безумно влюбленной в Нарцисса. Судьба её весьма трагична. Эхо крепко дружила с богиней Герой, которая была довольно сурова.

Зевс был супругом Геры, и о его тайных похождениях узнала Эхо, но тщательно скрывала от своей госпожи. Гера была рассержена за это, она лишила Эхо голоса и прогнала её. Девушка твердила лишь последние фразы, сказанные людьми, а её спасением должна была быть любовь.

Несчастная любовь

Миф о Нарциссе - трагичная история безответной любви. Красивый парень не любил никого, отвечал всем отказом. Эхо полюбила его и всюду следовала за ним. Юноша не обращал на нимфу никакого внимания. От девушки остался лишь голос. Эхо прокляла Нарцисса, она желала ему испытать такую же безответную любовь.

Любовь в данном случае не объединила два сердца. Она не сделала счастливым ни Нарцисса, ни Эхо. От девушки остался лишь голос - эхо. А юноша так и погиб от безответной любви, ведь отражение бездушно.

Углубимся в философию

Мы рассказали непростую любовную историю. В этом мифе есть скрытый смысл, или осуждение. Красивый юноша по сути несчастен, и судьба сыграла с ним злую шутку. Он полюбил внешнюю красоту, хотя она и была лишь его собственным отражением, о чем и не догадывался Нарцисс. Отражение затмило разум парня, и он обо всем забыл. Он не хотел докопаться до внутренней красоты, до души. Если бы Нарцисс узнал, что такое душа, то, возможно обрел бы "себя". Действительно, парень испытал муки безответной любви, как сотни девушек. Но это не остановило его: юноша безволен, он предпочел тоску и печаль вместо счастливой жизни.

Нимфа по имени Эхо - несчастна и измучена. Она пыталась сохранить чужое счастье и обрекла себя на страдания. Преданная подруга наказала девушку, она забрала у Эхо голос. Нимфа потеряла смысл жизни и все же пыталась отыскать вторую половину, чтобы стать счастливой. Только взаимная любовь могла сотворить чудо, но молодой нимфе не повезло. Эхо влюбилась лишь во внешность, ей приглянулась телесная оболочка, но не душа, что и обрекло ее на гибель.

Скрытый мифический смысл

На том месте, где умер Нарцисс, вырос прекрасный цветок. Каждый его увидевший мгновенно влюблялся в красоту и удивительный аромат. Растение выглядело слегка тоскливо, и это придавало ему шарм. Нарцисс стал символом смерти, темного царства Аида. Он тесно связан с тоской, печалью и забвением.

В этом мифе Нарцисс был олицетворением холода и бесчувствия. В Древней Греции цветок под названием нарцисс был символом смерти.

Изначально древнегреческая история описывала страх людей того времени столкнуться с самим собой в отражении, то есть ощутить реальность. Чуть позже было придумано понятие "нарциссизм", или эгоизм и излишняя самовлюбленность. Но никакими мифами и поверьями не напугать садоводов, которые любят выращивать этот прекрасный благоухающий цветок. В художественных произведениях часто встречаются упоминания о нарциссах, поэты воспевают цветы, ну а люди их собирают и преподносят букеты своим любимым и близким.

Чудесно-нежны и тонки
пергаментные лепестки,
стоит он прямо и гордо,
к солнцу пустив ростки.
Гордость во всём
Жёлтом цвете
Золотых и нежных тонов,
в созерцании солнца и неба,
в отрицанием любви оков.
Стоит он, собой любуясь,
красоту свою нам даря,
«Но я ведь особо-прекрасный»,
словно всем вокруг говоря.

У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса.
Ибо хлеб это пища для тела, а нарцисс пища для души…

Цветок, который воспевался множеством поэтов во все времена, с ним может сравниться разве что роза.

Одной из причин такого восхищения этим цветком стала его красота и изящность. Возможно, что отчасти сыграл роль и древнегреческий миф , сложенный о нарциссе, сделавший название цветка именем нарицательным. Сейчас Нарцисс ассоциируется у людей с самовлюбленным человеком. Язык цветов придает же этому растению совсем другое значение обманчивые надежды, желания, эгоизм.

О происхождении цветка нам поведает древнегреческий миф о Нарциссе.

Был сыном балтийского речного бога Кефисса и нимфы Лириоэссы. Нарцисс был самым красивым юношей. Кефисс и Лириоэсса в свое время обратились к оракулу Тиресею и узнали, что их сын проживет до старости лет только в том случае, если никогда не увидит своего отражения, что являлось бы вполне выполнимым, ведь зеркал в те времена еще не существовало. Все бы было хорошо, пока юноша не повстречал нимфу Эхо.

Эхо горная нимфа, была любимой наперсницей царицы неба Юноны. Богиня доверяла нимфе все свои сердечные тайны как лучшей подруге, но вскоре Юнона узнала,что пригрела змею на своей груди: Эхо предала подругу, скрыв похождения ее мужа Юпитера. Каждый раз, когда Юпитер уходил к горным нимфам, Эхо начинала заговаривать Юнону своими беседами и рассказами так, что ревнивая богиня не замечала пролетевшего времени.

Но вот однажды заговорить богиню не удалось и Юнона почуяла обман. Он выгнала нимфу с гневными словами, лишив ее языка, которым она так очаровала богиню. Но Юнона оставила Эхо возможность повторять последний слог слова, которое кто-нибудь прокричал. С тех и обитала нимфа в лесу, повторяя последние звуки за проходящими людьми. Одиночество давалось ей трудно и она искала кого-нибудь, кто смог бы ее полюбить.

Но вот однажды в лесу проходил . Эхо влюбилась с первого взгляда в прекрасного юношу, и пыталась всячески его увлечь, однако попытки ее были тщетны оставался холоден. Тогда нимфа о отчаянии стала молиться к богам с просьбой сжалиться над ней и наказать прекрасного юношу. Эхо от безнадежной страсти вскоре иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью она успеть проклять Нарцисса: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».

Боги наказали юношу, как и просила Эхо. Однажды , возвращаясь с охоты, почуял сильную жажду и остановился попить воды на краю чистого и спокойного источника и уже наклонился чтобы напиться, но тут он впервые увидел свое отражение. Юноша не смог оторвать глаз от красоты увиденного, он влюбился сам в себя, но зачах от любви и поблек как цветок. Однако Боги не дали просто так погибнуть юноше на его месте вырос прекрасный цветок нарцисс , который чудно пахнет и венчик его как бы клонится вниз, чтобы посмотреть на свое отражение.

Этим мифом древние греки объясняли красивый, но холодный цветок. Нарцисс считался у них цветком погибших и умерших.

Первоначально миф о Нарциссе отражал древние первобытные представления людей о боязни лицезреть собственное отражение, которое выступало в роли границы мира реального и мира иллюзий. Позднее появился термин «нарциссизм» как характеристика эгоистичного и самовлюбленного человека. Тем не менее, это ничуть не смущает садоводов всего мира, которые с удовольствием выращивают у себя различные сорта нарциссов. Художники и поэты воспевают и запечатляют нарцисс в своих произведениях, а мы с Вами собираем из него букеты и дарим близким.

А вы знаете почему самовлюблённых людей называют нарциссами? Почему именно этот цветок, а не прекрасная роза, пышный пион или статный гладиолус?

По древнегреческой легенде у речного бога Кефисса и нимфы Лириопы был сын, прекрасный юноша (читай подросток, психологически незрелый человек, не определившийся со своей сексуальностью). В него влюбилась нимфа Эхо. Но он отверг её чувства, чем разгневал богиню любви Афродиту и навсегда был лишён способности любить взаимно. От безответной страсти нимфа стала сохнуть и остался от неё только голос — эхо, вторившее своим собеседникам (та, которая отчуждена от своего тела, не имеет своего мнения, уверенности и любви к себе, повторяет за другими). А сам Нарцисс так и умер, не в силах оторвать взор от своего отражения.

Этот цветок распускается одним из первых весной (важность быть во всём первым, в лидерах). Его соцветие всегда склонено немного набок и, когда он растёт у водоёмов, кажется, что он любуется на своё отражение. Чрезмерное акцентирование на собственной персоне, гордыня и превосходство над людьми, убеждённость в особом положении, ожидание безусловного принятия всеми и хорошего отношения, неадекватная оценка своих талантов и достижений, поглощенность фантазиями о себе и идеей о непременной зависти окружающих — всё это характеризует личность нарцисса. Я оглушаю, я ошеломляю, я одурманиваю — так переводится с греческого нарцисс (narcao).

У древних греков этот цветок считался символом смерти. Патологический нарциссизм является смертноносным. Цель — совершенство и достижение идеала во всём, по сути не несёт в себе жизни, где есть дуальность, середина и даже посредственность. Либидо направлено на себя, а не на взаимодействие с другими, где есть границы и различия себя и значимого Другого. Любовь - глубинное и интимное чувство, направленное на другую личность. Из взаимодействия двух различных энергий рождается новая жизнь. При нарциссизме же влечение испытывается к самому себе или себе подобным (считай бесполым и гомосексуальным), к таким же «великим и особенным» нарциссам. А значит там нет продолжения жизни. Биологически, конечно, в такой паре может родиться ребёнок, но себя, своего психологического пространства он не будет иметь. У нарциссичных родителей дети также становятся нарциссами.

Чрезмерные инвестиции в своё тело, желание быть вечно молодым, красивым, с идеальными пропорциями в превосходных нарядах — всё это вклад в себя ради оценки других. Когда юноша увидел своё отражение в реке, то наклонился, чтобы поцеловать его, но свалился и утонул. На этом месте вырос прекрасный, стремящийся к тёплому солнцу, нежно-хрупкий, как Эго нарциссического типа личности, холодной красоты цветок — нарцисс. Стремясь привлечь к себе внимание и получить положительную оценку Нарцисс тратит всю энергию на это, не в силах перенести отвержение.

«Достоин своей любви только я, но и себе не отвечу взаимностью» — вот проклятие богини любви Афродиты, от которого страдает нарцисс. Переполненный ненавистью, а не любовью к себе, меряя крайностями, он вынужден окружать себя свитой поклонников (подражающими влюблёнными нимфами Эхо). Короля делает свита. Не способный видеть, чувствовать и осознавать себя, ему постоянно нужно отражение. Похвалили и восхитились сегодня — я самый прекрасный и на вершине блаженства, а завтра недооценили — я полное ничтожество и на дне чёрной печали.

По сути нимфа Эхо также страдает нарциссизмом, влюбляясь в романтический образ, который сама же и спроецировала на юношу Нарцисса. Но нарциссизмом может страдать и мужчина и женщина. Сам нарцисс всегда создаёт вокруг себя флёр шарма и обаяния, стремясь завоевать признание и любовь окружающих. Имитация, копирование и подражание — в этом нарциссизм Эхо. Идеализированный в фантазиях, он является спасением для её обесцененной самости. Ею движет желание слиться с партнёром, чтобы присвоить его качества превосходства и величия, приподняв тем самым её самооценку. Сильная зависимость от мнения окружающих выражается в потребности играть роли, носить маски и желании соответствовать их ожиданиям. «Как на меня посмотрят», «что обо мне подумают», «а вдруг меня отвергнут» - такие мысли постоянно в зоне внимания. Чувства стыда и вины, гордыня и заносчивость, тревога и меланхолия — постоянные спутники нарциссов.

Над нимфой Эхо тяготело проклятие богини Геры за излишнюю болтливость и обман. В наказание она была изгнана и лишена языка, оставив возможность только повторять последние слоги слов за кем-либо. Не имея опоры на своё Я нарциссы оттачивают мастерство подражания. Копирование и присваивание себе чужого, выдавая за своё мнение где-то услышанное или позаимствованное — всё это от скудности внутренного мира Я. В отсутствие своего мнения, в стыде и страхе отвержения вместе с горделивым ощущением своего навыка копирования, (ведь это единственное, что у неё есть), несёт своё несчастное существование Эхо. «А король-то голый» (с).

Застывший в вечной юности, нарцисс является символом весны, смерти в юности, сна и возрождения. Цветок быстро увядает и в этом его влечение к смерти. Древние греки изображали его на надгробиях, символизируя метафору, что смерть есть сон. И ведь действительно, если вдуматься, то зацикленный исключительно на себе, на своём превосходстве и ничтожестве, отчуждённый от своего Я, нарцисс не живёт, он погружён в сон в своём стремлении к совершенству. Название цветка перекликается со словом «наркоз», в греческом языке имея один корень, что означает «нечувствительность». Не чувствуя себя, не чувствуя эмоций других людей, но всецело зависящий от них, нарциссу для выживания так важны власть, контроль и управление. Ставя в зависимое положение других от себя, манипулируя, есть шанс контролировать их и справляться с тревогой. Властвуя, требуя полного подчинения себе нарцисс не допускает критики, желая получить исключительное одобрение своим поступкам.

Нарцисса тяжело и больно любить, будь то дружеские отношения, любовные или родственные связи. Он не способен на взаимность, деспотичен, безразличен и не имеет жалости, холодно и жестоко игнорируя чувства другого. Используя в своих интересах и жонглируя человеческими судьбами как заблагорассудится, ведь значимого Другого для нарцисса нет, люди - функция, выполняющие свою роль для удовлетворения потребностей нарцисса. В мифе в Нарцисса влюбился юноша Аминий. Нарцисс бессердечно подал ему меч, чтобы тот убил себя. Обреченные сохнуть от любви, забывая о своих интересах, влюбленные в нарцисса также теряются по жизни, отвергая свою душу и плоть, как и Нарцисс, умерший от голода и страдания, бесконечно всматриваясь в своё отражение в реке.

В наказание за свою бессердечность гнев богов выражен в мести. Мстительность и обидчивость с отсутствием критичности мышления — метафора отчаяния в наказании богиней Немезидой за страдание отверженных молодых людей, влюблённых в нарцисса. Немезида — богиня возмездия услышала проклятия Аминия и мольбы отвергнутых нимф и повергла Нарцисса. Надменный нарцисс как будто мстит всем, кто его полюбит или отвергнет, говоря тем самым «Не нужна мне ваша любовь, вы недостойны меня». Обесценивая всех, спасаясь от любви бегством, как преступник, нанеся опережающий удар.

Весна, лето, осень, зима, и снова весна — цикл времён, который не проживает нарцисс. Не принимая свой возраст, откладывая дела на потом, нарушая границы, обещания и сроки, постоянно пребывая в мечтах о лучших временах, когда будет достигнут идеал, не замечая никого и ничего вокруг — в этом бесконечная весна и юность нарцисса и бесчувственность течения времени.

В мифе родители юноши Нарцисса обращались к прорицателю Тересию с вопросом о будущем ребёнка. Мудрец ответил, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Метафора «увидеть своё лицо» означает увидеть себя, своё глубинное Я и способность трансформироваться через исследование своей души. Постоянно оглядываясь на публику, тщательно скрывая стыд своего несовершенства даже от себя, нарцисс не взрослеет психоэмоционально, оставаясь всегда в душе незрелым и по-детски хрупким. Влюблённый не в себя, а в своё отражение нарцисс совсем не знает своего внутреннего мира, когда-то получив прививку от любви. Потребность быть значимым и хорошим, при постоянном ощущении себя никем и плохим — постоянные качели, где нет самоощущения Я ЕСТЬ. Есть тело, есть работа, недвижимость, деньги — всё это функция для жизнедеятельности, а внутри лишь депрессия, пустота и эмоциональная дыра. Нарцисс как актёр, который так и не сыграл свою главную роль — быть собой, настоящим, живым, естественным и любящим кого-то, кроме себя.

Нарцисса нет без глаз других людей. Но что можно увидеть с позиции юношеского максимализма, да ещё и в течении реки? Изображение не чёткое, разрозненное, фрагментированое. Такое и самоощущение нарцисса с поверхностным искаженным знанием о себе и всемогуществом ребёнка. При всём своём стремлении к отвержению и обесцениванию людей, которые его полюбят, чувства одиночества, изоляции и отчуждённости живут бок о бок с потребностью прильнуть поближе к людям, чтобы лучше отразиться и иметь право на своё существование. «Мне так нужна была ваша близость, но она несёт только боль и разочарование, требуя постоянно её заслуживать» - обесценивающая песнь холодного цветка. «В детстве я так нуждался в любви и принятии, но получил лишь холодное отвержение от самых близких важных людей и скудную похвалу за достижения. Но я справился, я выжил благодаря только себе, я избранный, мои чувства принадлежат только мне и сколько в этом удовольствия!»

Помимо паталогического нарциссизма есть и здоровый нарциссизм. Всё дело в норме и наполненности им.

Являясь частью семейства амарилловых цветок нарцисс имеет ядовитые свойства. Одурманивающий аромат и ядовитые особенности луковиц способны вызывать отравление у животных различной степени. Гиппократ пытался лечить этим растением злокачественные опухоли. На данный момент, содержащиеся в нарциссах алколоиды, применяются для лечения радикулита и хронических воспалений лёгких. В народной медицине спектр применения полезных свойств нарциссов ещё более широк.

Так и с нарциссизмом. Патологический нарциссизм как злокачественная опухоль поражает личность и как яд отравляет всех, кто полюбит Нарцисса. Тогда как в здоровом нарциссизме —лекарство для души, в достаточном количестве любви к себе мы знаем свою внутреннюю суть и исцеляем свои душевные раны, не нуждаясь в постоянном отражении других. Позволяя себе просто быть собой, без наносного и без чрезмерной опоры на мнение окружающих. И жизнь продолжается в здоровой любви к себе, своим близким и к жизни.



Однажды нимфой Лириопой овладел речной бог Кефисс. Вскоре у нее родился сын, которого она назвала Нарцисс. И обратилась Лериопа к предсказателю Тиресию со словами, сколько проживет мой сын?

Это было первое предсказание Тиресия. По легендам он много раз менял свой пол, ему удалось побыть как мужчиной, так и женщиной. Однажды Гера и Зевс поспорили, кто больше получает удовольствия от любви, мужчина или женщина?

Испытавший и то и другое, Тиресий ответил, что женщина определенно получает больше удовольствия. Его слова разозлили Геру, и она лишила его зрения, взамен за это Зевс наделил его даром прорицания.

По менее популярной версии ослеп, когда увидел обнаженную Афину. Но со временем Афина сжалилась, но уже не могла вернуть зрение, взамен подарив дар прорицания.

И ответил Тиресий, что проживет Нарцисс ровно до того момента, пока не увидит своего отражения.

Прошло шестнадцать лет. Нарцисс был великолепен. Внешне он был подобен богу, каждый хотел бы быть с ним. Но всем он отказывал, никого не считал достойным своего внимания.

Однажды когда он охотился в лесу, его заметила нимфа Эхо.

Эхо была проклята богиней Герой за то, что отвлекала ее, пока ее сестры проводили время с Зевсом. Таким образом, ее сестры избежали ревнивого гнева Геры, но она ответила за все их прегрешения. Отныне она больше никогда не сможет отвлекать кого-то своими сладкими речами, лишь последние слова она в силах повторить.


Эхо долго следила за нарциссом и ждала, когда же он что-нибудь скажет. Вскоре нарцисс отстал от своих спутников и закричал: «Есть ли кто здесь?» И нимфа ответила, «Здесь» и вышла к нему, надеясь хоть ненадолго обнять Нарцисса. Но Нарцисс был непреклонен, он отверг ее, сказав, что скорее умрет, чем обнимет ее.

По легенде нимфа настолько полюбила нарцисса, что не смогла справиться с этим горем. Со стыдом она спряталась в горных пещерах, ни ела, ни пила и со временем так иссохла, что тело ее превратилось в камень. Отныне лишь голос ее живет и иногда отзывается на голоса путников.


Узнав об этом, ее сестры взмолились богам, они желали, чтобы Нарцисс также полюбил человека, но он не ответил бы ему взаимностью. Услышали боги печальную историю Эхо и выполнили просьбу нимф.

Вскоре Нарцисс находит необычное озеро. Все это время оно было скрыто от глаз людей и животных. Вода в нем была необычайно чистая, в нем отражалось буквально все, как в зеркале. Нарцисс спустился набрать воды и заметил мужчину.

Он не мог поверить своим глазам, в отражении он видел идеал красоты. Любуясь своим отражением, он осознал, что влюбился в самого себя. Теперь не мог он ни есть, ни спать, все время проводил Нарцисс глядя на свое отражение. Со временем он исхудал, к нему пришло понимание, что недолго ему осталось, но не хотел он больше жить, зная, что смерть избавит его от мучений.


Слыша страдания Нарцисса, лишь Эхо пожалела его. И повторяла за ним его последние слова. Прощай, промолвил Нарцисс своему отражению, прощай, промолвила Эхо. С этими словами Нарцисс умер, но его отражение продолжало жить.

Вскоре когда к озеру подошли его сестры наяды, чтобы забрать тело Нарцисса, они его не обнаружили, а на его месте вырос прекрасный цветок, который так и назвали Нарцисс.

От слез, пресная вода в ручье сделалась соленой, и дриады спросили у ручья, отчего он плачет? И Ручей ответил, что он плачет из-за смерти Нарцисса. Не удивительно ответили дриады, ведь он был таким красивым, а ты видел его красоту так близко. Но ручей ответил, что он никогда не замечал, что Нарцисс прекрасен, в глубине его глаз он видел свое отражение.

Какова же главная мысль мифа о нарциссе?



Нарцисс был самовлюблен и груб с другими. Он всех отвергал, считая только себя достойным самого лучшего. В людях он видел лишь внешнюю красоту, не обращая внимания на внутренние качества.

В этом мифе мы видим две крайности, Эхо любит нарцисса слишком сильно, она буквально погибает из-за него. А нарцисс наоборот, никого не любит кроме себя и также погибает от этого. Миф учит нас, что любовь – это сильное чувство и из-за нее не нужно терять голову, все должно быть в меру. Нельзя быть эгоистом, но и нельзя отдавать всего себя без остатка, забывая, что жизнь это не только любовь.

Кроме этого миф о нарциссе и Эхо учит нас, что все в этом мире возвращается. Как Нарцисс поступал с другими, так и с ним поступила судьба.

Миф о Нарциссе сам по себе является замечательным примером мифологии Древней Греции, и не может оставить равнодушным даже искушенного читателя. Приведенная версия, правда, относится к позднему периоду Древнего Мира и принадлежит древнеримскому поэту Овидию Назону, написавшего свои знаменитые «Метаморфозы» (между 2 и 8 годами нашей эры) — великий поэтический труд, изложенный в пятнадцати книгах. Миф о Нарциссе можно найти в Третьей Книге «Метаморфозов», и он особенно прекрасен благодаря многочисленным деталям, которые отсутствуют в других мифах, ну и разумеется, благодаря своей глубоко чувственной форме. Именно на эту версию мифа опирается Натан Щварц-Салант, известный американский юнгианский аналитик в своей знаменитой книге «Нарциссизм и трансформация личности». Я считаю, что эта книга должна быть в библиотеке у каждого, кто всерьез интересуется терапевтическими аспектами работы с нарциссическими клиентами.

Для того, чтобы погрузится в миф, я советую прочитать его по крайней мере трижды. Первый раз, чтобы получить общее представление о трагической судьбе юноши Нарцисса. Во время второго прочтения, я рекомендую погрузиться в переживание чувств героев и уделить время для визуализации текста, и лишь при третьем прибегнуть к психологическому анализу, используя краткую информацию о феномене нарциссизма из предыдущего материала и ваших знаний о нем. Вы всегда сможете вернуться к строкам этого замечательного текста, чтобы сопоставить какие-то прозрения, примеры и ассоциации с этим вечно живым мифологическим сюжетом.

Миф начинается с восхваления слепого прорицателя Тиресия:

Он, известный и в ближних селениях, и в дальних городах всей Беотии, давал ответы пришедшим к нему людям, и никто никогда не пожалел о том, что попросил у него помощи.

Первой, кто встал на путь изреченной им истины, была нимфа Лириопа, которой однажды овладел речной бог Кефисс, окружив ее со всех сторон водой своего потока. Когда пришло время, у беотийской нимфы появился на свет младенец, которого нимфа могла полюбить даже ребенком. Она дала ему имя Нарцисс. Когда мать Нарцисса спросила Тиресия, доживет ли ее дитя до преклонного возраста, великий прорицатель дал ей такой ответ: «Да, если он никогда не увидит своего лица». Тогда ей показалось, что эти слова ничего не значат. Но все, что произошло потом, подтвердило содержащуюся в них истину: и то, что с ним произошло потом, и то, как он умер, и овладевшую им безрассудную страсть. Достигнув шестнадцати лет, Нарцисс мог считаться и мальчиком, и мужчиной. Много юношей и девушек добивались его любви, но, гордый своим стройным телом, Нарцисс был так холоден, что ни один влюбленный в него юноша и ни одна влюбленная девушка не тронули его сердце. В один прекрасный день Нарцисс отправился ставить ловушки на оленей. За ним по пятам последовала нимфа по имени Эхо, голос которой можно было услышать только в повторении чужих криков; но он сразу исчезал, как только начинали говорить другие или же когда обращались непосредственно к ней.

До сих пор у Эхо был не только голос, но и тело. Но, несмотря на свою болтливость, она не могла говорить все, что хотела, а лишь повторяла последние слова из всего множества слов, которые слышала. Так Юнона отомстила Эхо за ее болтливость: часто, когда Юпитер развлекался со своими любовницами-нимфами у себя высоко в горах, Эхо отвлекала его жену Юнону длинными историями, позволяя горным нимфам убежать и скрыться от ее ревнивых глаз. Узнав об этом, Юнона сказала Эхо: «Твой обманувший меня язык будет меньше болтать, когда станет покороче и тем больше получит наслаждение, тем меньше будет говорить». Так все и получилось. И все-таки Эхо могла повторять последние фразы услышанной речи и возвращала обратно последние услышанные ею слова.

И вот теперь, увидев Нарцисса, бродившего по лесной чаще, она воспламенилась любовью и украдкой последовала за ним. Чем больше она к нему приближалась, тем сильнее в ней разгоралось пламя любви, подобно тому, как горит на конце факела липкая сера, которая вспыхивает сразу, как только ее подносят к огню. О, как долго она пыталась приблизиться к нему с чарующей речью, как ей хотелось умолить юношу полюбить ее! Но над ней тяготел запрет Юноны, к тому же она не могла обратиться к нему первой. Но Эхо была готова ждать, пока заговорит Нарцисс, и вернуть ему все, что он ей скажет.

Наконец юноша увидел, что отстал от своих спутников, и тогда он закричал: «Есть кто-нибудь здесь?» — «Здесь!» — ответила Эхо. Изумленный, он оглянулся вокруг и закричал громким голосом: «Приди!» — «Приди!» — отозвалась ему Эхо. Он посмотрел назад, но никого не увидел, и тогда закричал снова: «Почему ты бежишь от меня?» — и опять услышал в ответ собственные слова. Обманутый неизвестным голосом, он остановился и крикнул: «Пойдем со мной!». Эхо радостно закричала: «Пойдем со мной!» — и выскочила из своего укрытия, чтобы обвить руками шею Нарцисса и крепко сжать его в объятиях. Но, увидев, как приближается Эхо, он побежал прочь от нее со словами: «Руки прочь! Не нужны мне твои объятия! Я скорее умру, чем лягу с тобой!» — «Лягу с тобой!» — повторила она, и на этом все закончилось.

Отвергнутая нимфа скрылась в лесной чаще, пряча в листве горящее от стыда лицо, и всю оставшуюся жизнь провела одна в горных пещерах. Но хотя ею пренебрегли, любовь все еще жила в ней и даже росла вместе с ее скорбью. Бессонные бдения Эхо привели ее к полному истощению; она стала изможденной, морщинистой, а со временем ее тело совсем растворилось во влажном воздухе. От нимфы остались только кости и голос, а затем — только голос; говорят, что ее кости превратились в камни. Эхо прячется в лесах, ее больше не видно на горных склонах, но каждый может услышать ее голос, в котором она продолжает жить.

Так Нарцисс посмеялся над нею, как насмехался над другими горными и морскими нимфами и над своими товарищами-юношами. Наконец, один из них, презираемый Нарциссом, подняв к небесам руки, взмолился: «Пусть впредь он будет любить только самого себя и никогда не получит того, что любит!» Богиня Немезида услышала эту отчаянную мольбу. Неподалеку находился водоем с чистой серебряной водой. К этому водоему пастухи никогда не пригоняли стада. К нему не спускались козы, которые паслись на горных склонах. Его поверхность никогда не тревожили коровы, птицы, дикие животные и даже ветви, в тени которых он покоился. По берегам его росла трава, тянувшая из него воду, и находившаяся неподалеку рощица никогда не страдала от солнечного зноя. Привлеченный прелестью этого места, утомленный жарой и погоней юноша прилег на берегу, чтобы отдохнуть и напиться воды.

Чем больше он старался утолить свою жажду, тем сильнее она становилась. Когда он стал пить из ручья, то увидел на поверхности воды прекрасное отражение. Он влюбился в свою несбыточную надежду и поверил в то, что она сбудется, хотя она была только его тенью. В безмолвном изумлении Нарцисс смотрел на свое отражение, оставаясь лежать, подобно статуе, высеченной из парианского мрамора. Лежа на берегу, он любовался своими глазами, подобными двум сияющим звездам, своими локонами, достойными самого Бахуса и самого Аполлона, своими нежными щеками, шеей цвета слоновой кости, благородной красотой своего лица, румянцем, который от смущения выступил на его белоснежной коже: короче говоря, он обожал все это, обожая самого себя.

Завороженный, он желал самого себя; он воздавал хвалу, и предметом его восхвалений был только он сам; он долго искал, и объект его вожделений нашел его самого; он зажигал любовь в других, а теперь сам загорелся любовью. Сколько напрасных поцелуев он посылал пустому бассейну? Сколько раз он опускал в воду руки в стремлении обнять свое отражение, которое видел, и всякий раз его объятия оставались пустыми? Он не имел никакого понятия о том, что видел, но то, что он видел, воспламеняло его любовь, очаровывало его и смеялось ему в глаза. О, бедный маленький глупыш, зачем ты напрасно мучаешься, стараясь обнять ускользающий от тебя образ? То, что ты ищешь, сейчас находится здесь, но едва ты отвернешься, твой любимый образ исчезнет. То, к чему ты так стремишься, — всего лишь тень твоего отражения, в которой нет ничего реального. С тобой она пришла, с тобой она остается, с тобой она и уйдет, если, конечно, ты вообще сможешь уйти.

Так, лежа на берегу ручья, он не знал ни сна, ни отдыха и не думал о еде; распростершись в прибрежной тени, он пожирал глазами свое отражение и никак не мог на него насмотреться, пока совсем не лишился сил. Чуть приподнявшись, он повернулся к деревьям, раскинул руки и закричал: «О, лесные чащи, неужели у кого-нибудь на свете любовь была более жестокой, чем у меня? Может быть, в прошлом — вы ведь помните все, ибо живете века, — был еще кто-то, испытавший подобные страдания? Я очарован тем, что вижу; но то, что очаровало меня и чего я ищу, я никак не могу найти, и это видение приковало к себе мою любовь. И умножает мою скорбь то, что разделяет нас не огромный океан, не дальняя дорога, не горные перевалы, не городские стены с наглухо запертыми воротами, а прозрачная поверхность водной глади.

Он, находящийся там, сам жаждет моих объятий. Ибо лишь только мои губы устремляются к сверкающей воде, он поворачивается ко мне лицом и его губы ищут встречи с моими. Вам, наверное, кажется, что к нему можно прикоснуться -так мало разделяет наши любящие сердца! Кто бы ты ни был, приди ко мне! О, одинокий юноша, почему, почему ты избегаешь меня? Куда ты исчезаешь, когда я к тебе приближаюсь? Мое стройное тело и мои годы совсем не такие, чтобы их стесняться: в меня влюблялись многие нимфы. Твой дружелюбный взгляд дарит мне какую-то надежду, и когда я раскрываю тебе объятия, ты в ответ раскрываешь мне свои. Когда я улыбаюсь, ты улыбаешься мне, и когда я рыдаю, по твоим щекам бегут слезы. На мои кивки ты отвечаешь кивками, и по движению твоих сладостных губ я могу прочитать ответ на мои слова, хотя ни одно из них не достигает моих ушей. О, я — это он! Я чувствую это, и теперь я узнал свой собственный образ; я сам зажигаю пламя и сам же от него страдаю. Что же мне делать? Должен ли он добиваться меня или я сам должен добиваться его? Зачем вообще добиваться? Я имею все, что желаю; все богатство, которое у меня есть, делает меня нищим. О, если бы я мог отделиться от своего тела! И хотя моя мольба звучит очень странно для влюбленного, я хотел бы, чтобы мой возлюбленный исчез с моих глаз! А сейчас мои силы съедает печаль; мне осталось жить совсем недолго, и жизнь для меня уже не мила. Я не боюсь умереть, ибо смерть избавит меня от несчастий. Я бы хотел, чтобы он, мой возлюбленный, продолжал жить дальше, но будет так, как должно быть: мы умрем вместе, на одном дыхании».

С этими словами он, полубезумный, вновь повернулся к своему отражению. Его слезы капали в воду, ее поверхность покрылась рябью, и на какое-то время в ручье исчезло его отражение. Тогда он вскричал: «О, жестокосердный, зачем ты покидаешь меня? Оставайся со мной, не бросай в одиночестве того, кто так тебя любит! По крайней мере, так ты останешься моим, чтобы я мог хотя бы смотреть на тебя, не имея возможности к тебе прикоснуться, и, глядя на тебя, мучиться от жгучей страсти».

Полный скорби, он разорвал на себе тунику и бил себя в истощенную грудь мертвенно-бледными руками. Под ударами его грудь стала красной: так яблоко, с одной стороны белое, с другой может быть ярко-красным или гроздь еще не созревшего винограда уже может иметь пурпурный оттенок. Когда поверхность воды успокоилась и стала гладкой, он вновь увидел свое отражение и был уже не в силах это перенести. И, как желтый воск тает от мягкого тепла, как морозный иней исчезает под лучами утреннего солнца, так и опустошенного любовью юношу медленно пожирал внутренний огонь. Исчезли красно-белые краски, иссякли все его силы и вся энергия, исчезло все, что когда-то доставляло ему радость, очень мало осталось от того стройного тела, которое когда-то так привлекало Эхо. Но, увидев его таким, все еще полная гнева и не забывшая ничего, она его пожалела, и при каждом вздохе бедного юноши, при каждом ударе в грудь она возвращала ему эти звуки скорби. Он бросил взгляд на столь желанный ему ручей и промолвил, испуская последний вздох: «Тщетна была моя любовь. Прощай, мой возлюбленный!» — и все, что его окружало, вторило его словам. И когда он сказал: «Прощай!» — «Прощай!» — повторила за ним Эхо. Некогда гордая голова Нарцисса опустилась на зеленую траву, и смерть закрыла ему глаза, которые когда-то были его украшением. Но его останки все еще продолжали смотреть на свое отражение в стигийском бассейне. Его сестры-наяды били себя в грудь и рвали на себе волосы в знак скорби о своем умершем брате. Дриады бормотали горькие причитания, а Эхо возвращала им скорбные звуки. Они стали готовиться к погребальному пиру, зажгли факелы и принесли похоронные носилки, но нигде не могли отыскать его тело. На месте, где умер Нарцисс, нашли цветок с желтой сердцевиной и белыми лепестками.

Эта нашумевшая в округе история принесла заслуженную славу прорицателю во всех греческих городах, и везде с почтением произносили имя Тиресия.



Понравилась статья? Поделитесь ей