Контакты

Элвис пресли. Король рок-н-ролла - элвис пресли Американский певец король рок н ролла

Элвис Пресли появился на свет в городке Тьюпело, штат Миссисипи, 8 января 1935 года, в бедной семье Глэдис и Вернона Пресли. Когда отца посадили за подделку чеков, семейное положение еще больше усугубилось. В детстве Пресли проявлял способности к пению, поэтому родители отдали сына в церковный хор. Религия и музыка стали неотъемлемой частью ранних лет его жизни.



В 11 лет за исполнение на конкурсе песни "Old Shep" Элвис получил свою первую награду. Родители пообещали сыну купить велосипед, но денег не хватило, и они подарили ему гитару. Он самостоятельно выучил аккорды и вскоре уже играл популярные хиты.

В 1948 году семья в поисках работы перебралась в Мемфис. Элвис начал активно интересоваться популярной музыкой. Он слушал традиционную эстраду, кантри, а также увлекся афроамериканской музыкой – блюзом. Пресли часто ходил слушать игру черных блюзменов.

В 1953 году, окончив школу, Элвис стал подрабатывать водителем грузовика. В то же время он не бросил заниматься музыкой. Как-то Пресли проходил мимо звукозаписывающей студии Сэма Филлипса и решил зайти. За 8 долларов он записал две песни, которые были отпечатаны в одном экземпляре. Долгое время он говорил, что записал пластинку ко дню рождения матери, хотя позже признался, что хотел услышать, как будет звучать его голос в записанном варианте.

Пресли окончательно решил стать музыкантом, но никак не мог определиться, в каком жанре ему петь. Он даже подумывал исполнять церковные гимны, но затем отбросил эту идею. Через год Филлипсу потребовался вокалист, и он вспомнил о Пресли. Вместе с контрабасистом Биллом Блэком и гитаристом Скотти Муром они составили трио "Blue Moon Boys".

Сначала у парней ничего не получалось. Их песни в стиле кантри звучали невыразительно, и тогда музыканты изменили ритм. Услышав блюзовую песню Артура Крадапа "That"s All Right" в новом звучании, Сэм Филлипс пришел в восторг. Он попросил повторить эксперимент, только теперь с композицией Билла Монро "Blue Moon Of Kentucky". Эффект был потрясающим и, можно сказать, ошеломил музыкантов. Так родился рок-н-ролл.

Всемирная популярность

Слушатели и критики не сразу восприняли новую музыку. Слишком она была революционной. Летом 1954 года Пресли в составе "Blue Moon Boys" начал давать концерты в Мемфисе, а чуть позже его стали крутить на радиостанции. Но известность музыканту обеспечили именно его выступления на сцене. Его характерная хореография, которая заключалась в неистовом раскачивании бедер вместе с эмоциональными движениями рук, постепенно стала приобретать популярность.

В 1955 году Элвис подписал контракт с компанией "RCA Records", а после выхода чувственной композиции "Heartbreak Hotel", проснулся знаменитым. Сингл занял 1 место в американских чартах и разошелся в количестве более 1 миллиона экземпляров. Следом был выпущен альбом "Elvis" (1956), который впервые в истории тоже перевалил миллионную отметку. Последовали первые телевизионные выступления Пресли, вызвавшие восторг у миллионов подростков и шок у старшего поколения. Музыка, движения, манеры и одежда музыканта – все было непохоже на тогдашних исполнителей кантри. Своей музыкой и своим поведением Элвис Пресли перевернул представление об эстраде.

Лучшие дня

Успех Элвиса в музыке проложил ему дорогу в Голливуд. Его продюсер Том Паркер незамедлительно воспользовался популярностью музыканта и заключил контракт со студиями "Paramount" и "20th Century Fox". В 1956 году вышел первый фильм с участием Пресли "Люби меня нежно", а через год "Тюремный рок" и "Любить тебя".

В 1958 году Элвиса Пресли призвали в армию. Его отправили в Германию, предоставив хорошие условия проживания. В свободное время он посещал Италию и Францию, покупал автомобили и даже записывался в студии. В Германии Пресли встретил Присциллу Булье, отношения с которой вскоре переросли из дружеских в любовные.

После демобилизации Элвис вернулся в США, где записал альбом "Elvis Is Back!" (1960), считающийся одним из лучших в творчестве музыканта. Тем не менее, его музыкальная деятельность постепенно отходила на второй план, уступая место кино. В 60-е годы Элвис практически не давал концертов и не записывал песни, исполняя композиции преимущественно в кино. Картина "Голубые Гавайи" (1961) собрала огромную кассу, сделав музыканта невероятно популярным. В 1967 году Пресли женился на Присцилле, а через год у них родилась дочь Лиза-Мари.

Невероятная "битломания", охватившая Америку, уменьшила популярность Элвиса. Это заставило музыканта вернуться к истокам его творчества. И, как оказалось, не зря. Альбом "From Elvis In Memphis" (1969), исполненный в стиле блюз и соул, вернул к Пресли интерес публики.

В 1969 году Элвис впервые за 8 лет сыграл концерт, а через некоторое время объявил о мировом турне. Его выступления в ослепительно белых костюмах с украшениями и стразами сформировали имидж музыканта, который и по сей день остается узнаваемым и имитируемым. В 70-х годах Пресли много гастролировал, отдавая большую часть денег на благотворительность. В период с 1969 по 1977 год музыкант отыграл в США более 1100 концертов.

Личная жизнь короля рок-н-ролла складывалась не так хорошо, как карьера. В 1972 году Присцилла бросила Элвиса, заявив, что он не уделял ей должного внимания. Пресли завел себе новую подругу Линду Томпсон, а с 1976 года стал встречаться с Джинджер Олден.

«Уважаемый г-н Президент.

Прежде всего хотел бы представиться. Меня зовут Элвис Пресли , и я восхищаюсь вами и испытываю глубокое уважение ко всему вашему офису. В Палм-Спрингс три недели назад я разговаривал с вице-президентом Агню и выразил ему свою озабоченность по поводу нашей страны. Наркотическая культура, хиппующие элементы, немецкое социалистическое студенчество, Чёрные пантеры и т. д. не считают меня своим врагом, или, как они говорят, истеблишментом.

Я люблю Америку. Сэр, я готов сослужить стране любую службу. У меня нет никаких других соображений или мотивов, кроме стремления помочь своей стране. Я мог бы принести гораздо больше пользы в свете моей связи с людьми всех возрастов, если бы вы сделали меня федеральным агентом по особым поручениям. В первую очередь, я артист, так что всё, что мне нужно, — федеральные полномочия.

Сэр, я остановлюсь в отеле «Вашингтон», комната 505-506-507. Я зарегистрировался под именем Джон Бёрроуз . Я буду там столько, сколько потребуется для получения звания федерального агента. Я провёл глубокие исследования в области злоупотребления наркотиками и коммунистических техник промывания мозгов. Я нахожусь посреди всего этого, Сэр. Прилагаю к письму краткую автобиографию, чтобы вы могли лучше понять моё предложение. Я очень хотел бы встретиться с вами, просто чтобы сказать «привет», если Вы не очень заняты».

Это письмо Элвис написал после беседы с сенатором Джорджем Мёрфи на борту самолёта, следовавшего по рейсу Мемфис - Вашингтон. По прилёту Пресли собственноручно доставил депешу к северо-западному крылу Белого дома.

Годом ранее

Особняк « Грейсленд» теперь больше напоминал склад. Несколько комнат заняты костюмами — гигантские пряжки в ряд, белые костюмы с блёстками, синие костюмы с блёстками, сотни брюк, тысячи рубашек. Сколько Присцилла ни старалась, удержать стремительно растущее хозяйство под контролем ей не удавалось. Она пыталась разговаривать с мужем, наладить контакт и вернуть отношениям искру, но всё было мимо. Элвис с головой ушёл в концертную деятельность.

Поместье «Грейсленд». Фото: Commons.wikimedia.org / Maha

«Король рок-н-ролла» только что подписал контракт с отелем «Интернациональ». По нему Пресли ещё пять лет будет давать грандиозные концерты в одном из самых шикарных залов Лас-Вегаса. На первую серию выступлений — 58 концертов за четыре недели — пришли свыше 130 тысяч человек. В зале был весь бомонд и все хоть чего-то стоящие журналисты.

Сразу после этого в продажу поступили записанные ещё зимой «From Elvis in Memphis» и «Back in Memphis». Сингл «Suspicious Minds» в конце августа занял первое место в чартах. Концерты в «Интернационале» в общей сложности принесли полмиллиона долларов, публика восприняла возвращение звезды на ура. Это и послужило сигналом к смещению акцентов в сторону концертной деятельности.

Затея с кинокарьерой провалилась, новое поколение склонялось к The Rolling Stones и Simon & Garfunkel. Репертуар «Короля» уже подкреплялся каверами на The Beatles. Те, впрочем, отвечали Элвису взаимностью.

Вскоре Элвис нашёл новый стиль. В феврале 1970-го Пресли впервые вышел на сцену в белом расклешённом костюме, расшитом блёстками. «Король» надел блестящие доспехи и отправился заново штурмовать музыкальный олимп.

Фото: www.globallookpress.com / Flickr upload bot

Сами выступления со временем начали напоминать серию обрядов. Публика заходилась в экстазе, когда «Король» начинал танцевать вместе с бриллиантами в разноцветных лазерах прожекторов. Программа начиналась с короткого боевика «Hound Dog», затем классический рок-н-ролл-стандарт Карла Перкинса «Blue Suede Shoes». «All Shook Up» зал пел уже хором, на «In the Ghetto» — хором плакал.

Люди шли на концерты толпами. Правильные мамы водили правильных дочерей послушать правильные песни о любви, долге и страдании. Билеты стоили больших денег, но среди обеспеченного среднего класса в Вегасе достаточно консерваторов, чтобы заполнить «Интернациональ».

Студийная работа отошла на второй план. Люди хотели видеть «Короля», и пластинки Элвиса интересовали публику всё меньше. Альбомы продолжали держаться около первой десятки, некоторые синглы порой выстреливали, но в целом 1970-й в отношении записей был шагом назад.

Довольно скоро выяснилось, что играть по два концерта в день не так уж и просто. Самому Элвису выступления наскучили после первых нескольких раз. Чтобы поддерживать себя в форме и в настроении, он ел десятки таблеток. Ещё в армии, десять лет назад, он пристрастился к стимуляторам, а после демобилизации ему понадобились также успокоительное и снотворное. Вскоре «меню» пополнилось препаратами для потери веса — без них держать себя в форме Пресли больше не мог. По большей части Элвис удовлетворялся тем, что получал по рецептам, но на гастролях не брезговал ни экстази, ни кокаином.

Нервное истощение и бесконтрольный приём стимуляторов подгонял в Пресли расточительность и напрочь лишал благоразумия. Он всё больше увлекался связями с мафиозным миром, к которому питал огромное уважение. То, как Элвис представлял себе «кодекс мафиози», позволяло музыканту выстроить гармоничные отношения с миром. С одной стороны, жена и семья считались святыми, с другой — этот кодекс позволял в тайне делать всё, что угодно, независимо от точки зрения закона. После концертов, говорят, Пресли устраивал разнузданные оргии.

Тем временем дома обеспокоились всё более вызывающим поведением Элвиса. Присцилле надоело чувствовать себя служанкой при звезде. Хотя она и не знала другой жизни, поскольку познакомилась с Пресли в 14 лет, такой быт её не устраивал: у мужа в десятки раз больше одежды и капризов. За распадом сына и его бессмысленными тратами с трудом наблюдал отец, бывший зэк и работяга, аккуратно считавший каждый доллар.

В какой-то момент Присцилла и «Папочка» Вернон решили поговорить с Элвисом, однако тот не стал их слушать. Вместо этого он быстро собрал чемоданы и отправился в аэропорт.

В администрации Белого дома

Письмо от Элвиса Пресли для администрации Ричарда Никсона стало полной неожиданностью. Оно было получено в 6:30 утра 21 декабря. Рейтинг главы государства в этот момент неуклонно падал.

После введения войск в Камбоджу в марте страну снова захлестнули студенческие антивоенные марши. К маю всеобщее напряжение вылилось в бойню в Кентском университете — четверо студентов были убиты бойцами Национальной гвардии Огайо. Двое из погибших в демонстрациях не участвовали. К октябрю Никсон сдался и вывел из Камбоджи солдат, во Вьетнаме началась деэскалация конфликта. Личный состав армии при этом погряз в наркотиках, офицерский — в коррупции. Американцы перестали доверять президенту, который, в свою очередь, рассчитывал переизбраться на второй срок.

Уже через несколько часов юрисконсульт Никсона Эгил Крог звонил в отель «Вашингтон», чтобы назначить встречу «Короля» и президента. После звонка Элвис вместе с парой приятелей отправился в Белый дом. В овальном кабинете Пресли долго рассуждал о чувстве патриотизма и долга, напомнил о том, что отслужил два года в армии США и хорошо знает, как работают антиамериканисты. Элвис заявил, что у него есть необходимое влияние и ему нужен лишь значок федерального агента по различным вопросам, чтобы его помощь могла наконец стать по-настоящему эффективной. «Группа The Beatles — вот сосредоточие антиамериканизма», — со знанием дела заявил в тот день «Король».

Значок федерального агента в те годы позволял останавливать любую машину и обыскивать любого человека на улице. Такими же полномочиями обладали агенты ФБР. Пресли рассчитывал стать агентом Бюро по наркотикам и опасным лекарствам. В январе 1971-го после серии обвинений в коррупции это бюро перешло под контроль ЦРУ, но тогда это был департамент министерства юстиции.

После некоторых размышлений Никсон личным решением выдал Элвису значок. Рукопожатие Никсона и Пресли было широко задокументировано в газетах и разошлось по телевидению. Белый дом вскоре достиг некоторых успехов во внешней политике, и впоследствии Никсон за счёт агрессивной избирательной кампании победил на выборах 1972 года.

Пресли и президент США Р. Никсон, 1970. Фото: Commons.wikimedia.org

Агент Пресли в течение нескольких дней после назначения также предложил свои услуги в головном офисе Национальной ассоциации шерифов и Федерального бюро расследований. Элвису так и не удалось лично встретиться с директором бюро Эдгаром Гувером, однако тот вскоре ответил письменно. «ФБР осведомлено о вашем предложении», — говорилось в нём.

Подозреваемый — Гамбургер

После получения значка агента вкус к работе у Элвиса пропал окончательно. Теперь он скучал не только в студии, но и на концертах. Выступления удавались, только если «Король» был в настроении. Тем временем в феврале 1972-го Присцилла бросила Элвиса.

Пресли не был примерным семьянином, он женился лишь по настоянию родителей и менеджера, однако разрыв с супругой был ударом по самолюбию. Кроме того, это уж точно не влезало в «кодекс мафиози». Развод был официально оформлен только в 1973-м. Дочь Лиза-Мари, хотя регулярно навещала « Грейсленд » , жить осталась с матерью.

Вскоре Элвис начал отдаляться от отца. Эти отношения треснули ещё десять лет назад — Элвису не понравилось, что «Папочка» Вернон женился во второй раз. Сам Вернон, в свою очередь, был против общения сына с «мафией». «Эти парни были вешалками», — говорил он. Но Пресли старика уже не слушал.

На сцену Пресли теперь выходил под увертюру к поэме Штрауса «Так говорил Заратустра». За кулисы он уходил под громогласные трубы и барабаны. Правда, от прежних владений у «Короля» оставались только « Грейсленд » , значок и «Мемфисская мафия» — приятели из числа окружения Элвиса.

Тот был в ярости. Элвис узнал, что Гамбургер собирается улететь из города, и направился в аэропорт с приятелями из числа «мафии». Пользуясь удостоверением федерального агента, Пресли остановил самолёт на взлётно-посадочной полосе и вытащил Гамбургера из салона. После этого вся компания отправилась обратно в « Грейсленд » , где, по воспоминаниям современников, Элвис допросил подозреваемого «как в кино».

В настоящем кино «Король» к тому времени уже давно не снимался. Фильмы с его участием перестали приносить доход и с трудом отбивали затраты. Сначала студия отказалась от отдельного выпуска саундтреков к картинам Элвиса. Затем количество песен сократили до двух - трёх композиций. Попытка сделать что-то новое в «Чарро!» и «Смене привычки» успехом не увенчалась. Это был конец кинокарьеры.

Звезда Элвиса Пресли на голливудской «Аллее славы». Фото: Commons.wikimedia.org / Flickr upload bot

В то же время зимой 1973 года состоялся грандиозный телеконцерт «Aloha from Hawaii». Выступление Элвиса в Гонолулу по спутниковой связи транслировалось в 38 странах мира. Считается, что выступление посмотрело более миллиарда человек. Пресли получил гонорар в 900 тысяч долларов, а выпущенный бутлег занял первое место в американском чарте.

На большее, однако, «Король» уже не был способен. Ему не хотелось ни записей, ни гастролей. Элвис набрал лишний вес, а во время концертов стоял в одной позе. Пресли разгонял апатию наркотиками, что приводило к регулярным вспышкам гнева. Уволенные им телохранители через год опубликовали книгу «Что случилось, Элвис?», в которой выставили напоказ неприглядный быт «Короля».

От поднявшейся шумихи Пресли ушёл в ещё более глубокую депрессию. Он чувствовал себя преданным. Год назад ушла Линда Томпсон, теперь «Король» хотел жениться на Джинджер Олден, фотомодель была на 20 лет моложе певца.

Именно Олден обнаружила тело Элвиса в ванной 16 августа 1977 года. Вскрытие показало, что причина смерти — чрезмерная доза медикаментов. Правда, по поводу смерти Пресли существует множество разногласий и даже конспирологическая теория о том, что «Король рок-н-ролла» ещё жив, но его скрывает ФБР.

был человеком, изменившим популярную музыку ХХ века. Его творческое наследие огромно - до сих пор выходят диски с его записями, не издававшимися ранее. Он был разносторонне одаренным человеком - певцом, аранжировщиком, актером и спортсменом. Ему удалось осуществить Великую Американскую Мечту - "парень из трущоб" стал миллионером. Несмотря на пристальное внимание общества к Элвису, большинство людей видели лишь красивый образ, не догадываясь, что за человек скрывается под ним. И чем дальше уходит от нас ХХ век, тем загадочнее становится фигура простого паренька, покорившего своим голосом полмира.

Об Элвисе написаны сотни книг и тысячи статей, а два раза в год (в январе и в августе) его имя упоминается едва ли не чаще, чем любое другое. Даже самые завзятые недоброжелатели певца признают, что Пресли был фигурой, равная которой в мире поп-музыки в обозримом будущем вряд ли появится. Ну а для поклонников Элвис был и есть номер 1 на все времена. И дело не просто в слепом обожании - просто это тот редкий случай, когда в одном человеке соединились яркий талант, исключительная трудоспособность и невероятное везение.


From rags to riches


Начало жизни Элвиса, как и положено в классических историях такого рода, было скромным. По американским меркам, это была не просто бедность - нищета. Будущая легенда мировой музыки появилась на свет 8 января 1935 года в южном городке Тьюпело, Миссисипи, в маленькой хижине, ради приличия именуемой домиком. Такие дома назывались shotgun-house - они делались из фанеры, и хороший заряд из дробовика мог прострелить их насквозь. В таких домах жила беднота, не просто бедняки, а "белая рвань" - низший класс белых южан, люди, не способные, а главное, не особо желающие занять приличное место в обществе.

Надо сказать, что отец Элвиса, Вернон, вполне оправдывал данное определение - он перебивался случайными заработками. Когда Элвису исполнилось три года, отец угодил в тюрьму за подделку чека. Мать Элвиса, Гледис Пресли, была вынуждена переехать к родителям мужа. Когда спустя 8 месяцев Вернон вышел из тюрьмы, он, к его чести, не взялся за старое, но на приличную работу устроиться так и не смог, и семья постоянно перебиралась с места на место, считая каждый цент.

Вообще-то 8 января 1935 года у Гледис родились два сына, но брат-близнец Элвиса, которого назвали Джесси Гэрон, умер при рождении. Другого, выжившего ребенка назвали Элвисом - в честь среднего имени отца, Вернона Элвиса Пресли. Само имя Элвис имеет норвежские корни - в оригинале оно звучит как "Alvis". Для Америки 1930-х годов оно было крайне необычным. Позже, когда Элвис начал набирать популярность, многие поначалу посмеивались над таким странным именем, но в итоге оно сослужило певцу хорошую службу - мало найдется в мире людей, которых узнают только по имени, без добавления фамилии.

В Элвисе смешалась масса разных кровей - индейцы-чероки, ирландцы, шотландцы, немцы и англосаксы. Такая "горячая" смесь должна была рано или поздно проявить себя. Семья Элвиса была глубоко религиозной. На Юге, в самом фундаменталистском регионе Америки, во многих семьях знание Священного Писания было обязательным, а уж о том, чтобы не посещать церковь, не могло быть и речи. Религиозные песнопения здесь являлись неотъемлемой частью жизни, и маленький Элвис с юных лет проникся этими гимнами.

В возрасте 8 лет он победил на конкурсе юных талантов, а в 11 лет ему подарили первую гитару, на которой подросток играл как церковные гимны, так и простые баллады, причем для него не составляло труда со слуха воспроизвести любую мелодию, звучавшую по радио.

В 1948 году в жизни семьи произошло важное событие - родители Элвиса наконец-то перебрались из сельского захолустья Миссиссипи в город Мемфис, штат Теннеси. Семья сумела вырваться из бедности, но до уровня среднего класса все же не дотягивала. Элвис рос обычным подростком, каких в любом бедном районе любого американского города наберется 12 на дюжину - ходил в школу, играл в американский футбол, общался с девушками. Предстоящая жизнь виделась ему простой и незатейливой: как-нибудь выбиться в люди, а уж если повезет - то стать полицейским, уважаемым членом общества, олицетворением закона и порядка.

Закончив школу, Элвис устроился работать водителем грузовика в местную компанию. При этом юноша не забывал про свою страсть - музыку. И как-то летом 1953 года он завернул в местную студию звукозаписи, располагавшуюся на Юнион-авеню, дом 706, чтобы записать песенку в собственном исполнении. Стоило подобное развлечение не так уж и дорого, а пластинка с записью Элвису нужна была не тщеславия ради - он хотел преподнести ее в подарок матери.

Студией владел диск-жокей из Алабамы, некто Сэм Филипс. Студия (носившая неофициальное наименование Sun) не являлась профессиональной - Филипс делал любые записи по желанию заказчика: торжественную речь, свадебное поздравление, да все что угодно. Любой желающий мог прийти с улицы, заплатить 4 доллара и получить ацетатный диск со своим голосом. Но при этом Филипс мечтал найти какого-нибудь талантливого паренька, чтобы сделать из него звезду. И вот звезда появилась.

18-летнего парня с необычной манерой пения запомнила помощница Филипса и на всякий случай сделала пометку в блокноте. Позже она убедила босса, что к этому юному дарованию стоит приглядеться повнимательнее - что-то было в парне такое, не объяснимое словами, но, безусловно, цеплявшее слушателя. Летом 1954 года Филипс уговорил Пресли сделать несколько записей. Одна из них впоследствии превратилась в визитную карточку рок-н-ролла - блюз "That"s All Right", зазвучавший в совершенно новой обработке и исполненный мощным голосом, не похожий ни на белый, ни на черный, стал местным хитом.


I got lucky


В 1950-е годы на Юге Америки сегрегация пронизывала практически все сферы общества, в том числе и музыку. Была музыка белых и музыка черных. Внутри каждой из этих музыкальных областей существовали свои деления - были кантри-певцы, чью аудиторию составляли жители сельских районов, была поп-музыка, которую слушали в основном горожане, были различные формы джаза - и особого взаимопроникновения между ними не наблюдалось.

Элвис же взорвал существующий порядок вещей. Для белых его голос звучал совершенно по-черному, а негры-музыканты считали его пусть и странным, но белым. Для кантри Элвис был слишком блюзовым, а блюзменам резал уши его кантри-стиль. Но Сэм Филипс уже понял, что у парня будет успех - этот певец умудряется сочетать несочетаемое.

Группа Элвиса Пресли начала совершать небольшие локальные гастроли, играя в маленьких кабачках и принимая участие в сборных концертах. Но пока что певец оставался местной звездой, и его популярность ограничивалась несколькими штатами. Во время одной из гастролей восходящую звезду заприметил энергичный и хваткий делец от шоу-бизнеса Том Паркер, предпочитавший, чтобы его называли "Полковник" (традиционное почетное звание, принятое в некоторых местах на Юге). Если у него и был талант, то, безусловно, на то, чтобы делать деньги. Паркер почуял, что при правильной подаче и грамотном продвижении певец станет фигурой национального масштаба. И Паркер решил заняться Элвисом.

В 1955 году контракт певца со студией Sun был перекуплен звукозаписывающей фирмой RCA за беспрецедентную сумму - 40 тысяч долларов, из которых 5 тысяч предназначались лично Элвису. RCA также выкупила весь материал, который Элвис успел записать у Сэма Филипса, и начала энергично раскручивать новую звезду.

С 1956 года Элвис твердо встал на путь успеха. Первый золотой сингл, первый золотой альбом, первые строки в хит-парадах, появление на ТВ-шоу, первая роль в кино… За один год певец превратился из местной кантри-звезды в певца, популярного во всей стране. Америка начала проникаться духом Элвиса Пресли.

Обаятельный, харизматичный, талантливый молодой человек сводил молодежь с ума. Девушки на его концертах просто бесились - трудно подобрать иное слово для описания их реакции на появление Элвиса на сцене. Для молодежи он был олицетворением бунтарского духа - протеста против непонятно чего, но обязательно протеста. У Элвиса была особая манера держаться на сцене, его плавные и в то же время взрывные телодвижения в сочетании с притягательным голосом производили эффект разорвавшейся бомбы. Он был свободен, раскован и сексуален.

Старшее поколение, естественно, видело в этом угрозу миропорядку. Элвиса называли развратником и растлителем, воплощением непристойности, будившим в молодежи самые низменные инстинкты. Ниже пояса по ТВ Элвиса не показывали - уж больно неприличными считались его телодвижения в пуританской Америке 1950-х. "Долой хулигана", - кричали отцы и матери, "Элвис - это наше все", - вопили в ответ сыновья и дочери.

Сам же "развратник и хулиган" был таковым только на сцене. В жизни Пресли являлся примером всего, чем может гордиться правильная американская семья - юноша верил в Бога, был патриотом своей страны, не пил и не курил, к людям старшего возраста обращался исключительно "сэр" и "мэм" и очень расстраивался от того, что в нем видят какое-то исчадие ада, и не понимал почему - ведь он просто хотел дарить людям музыку.

Постепенно популярность Элвиса вышла за пределы США и распространилась по миру. В 1957 году The New York Times опубликовала статью "Записи Пресли - самая модная вещь в СССР", в которой рассказывалось, что песни Элвиса, записанные на рентгеновских фотоснимках, продаются на черном рынке в Ленинграде за 50 рублей.

От прошлой бедной жизни не осталось и следа - Элвис приобрел приличный особняк в Мемфисе, он мог позволить себе останавливаться в хороших отелях, за выступления и появления на ТВ ему платили огромные деньги, фильмы с его участием были чрезвычайно успешны. У Элвиса появилась многомиллионная армия поклонников, исправно покупавшая не только пластинки певца, но и разнообразные сувениры и атрибутику, так или иначе имевшую к нему отношение.


How"s the world treating you


И тут Элвису пришла повестка из армии! Оказалось, что Элвис Арон Пресли в первую очередь - гражданин своей страны, и только во вторую - идол подростков всей Америки, а посему, мистер солдат, будьте любезны явиться на сборный пункт. В стране поднялась волна протеста (Бетховенов, дескать, в армию брать нельзя!), и дело о призыве Пресли на действительную военную службу даже рассматривалось на самом верху, но певец решил отдать свой долг родине - мама, я должен служить как все.

Двухлетняя разлука с публикой, которая, казалось бы, должна была поставить крест на карьере певца, менеджеров Пресли не пугала - Элвис успел записать достаточно материалов, чтобы в течение этого времени аудитория его не забыла. Служба рядового 53310761 ничем выдающимся не запомнилась - Элвис так же, как и его сослуживцы, ходил в наряды и выполнял другие армейские обязанности.

Однако два события, произошедшие в это время, круто повлияли на жизнь Элвиса. Сначала умерла его мать - единственный человек, к которому Элвис был по-настоящему привязан. Некоторые биографы утверждают даже, что именно Гледис Пресли была единственной женщиной, которую Элвис любил всем сердцем, и потому никак не мог найти себе настоящую спутницу жизни. А во-вторых, во время службы в Германии (куда его часть перевели в 1958 году) Элвис познакомился с девушкой, которая впоследствии стала его женой.

В 1961 году из армии вернулся другой Элвис. Вместо бунтаря в телешоу Фрэнка Синатры появился приличный молодой человек, на которого старшее поколение взглянуло с одобрением. Изменился и репертуар - вместо ухарских рок-н-роллов на дисках появились баллады и популярные песни. Концертная деятельность прекратилась - вместо этого певец сосредоточился на кино.

В течение 1960-х годов Элвис снялся без малого в тридцати фильмах. Нельзя сказать, чтобы все они были полностью провальными, но большинство из них даже самый либеральный кинокритик к шедеврам киноискусства причислить бы не рискнул. Практически все ленты сводились к стандартному набору комедийных ситуаций, слабых и не запоминающихся песенок, и крупных планов, изображающих Элвиса со всех сторон - вот так он умеет водить машину, вот так он умеет плавать, вот так он поет, а вот так он целуется.

И это при том, что актерское дарование Элвиса отмечали даже его недоброжелатели. У певца были все задатки по-настоящему сильного актера, о чем свидетельствуют его ранние роли, и, повернись судьба по-иному, Элвис вполне мог бы взять "Оскара". Вместо этого он семь лет убил на дешевые киноподелки.

С 1963 года в поместье Элвиса в Грейсленде поселилась та самая девушка, с которой молодой солдат познакомился в Германии - Присцилла Болье. Пресса интересовалась - а что она там делает? А просто живет. Она ему не жена, но вроде как и не любовница - они просто живут под одной крышей, и им вроде бы хорошо друг с другом. Наконец в 1967 году мир облетела новость - Элвис и Присцилла поженились. Ровно через 9 месяцев (что особенно подчеркивалось прессой) у них родилась дочь, Лиза Мари Пресли.

Элвис и Присцилла прожили вместе 5 лет, что при том образе жизни, который вел Элвис, являлось невероятно долгим сроком. Потом Присцилла подала на развод, забрала дочь и ушла, поскольку ни ритма, ни привычек мужа выдержать не могла - она хотела, чтобы рядом с ней был пусть и выдающийся, но вписывающийся в некие средние рамки человек, а жить с ярким талантом ей оказалось не под силу.


Softly as I leave you


В 1968 году Америка пережила второе пришествие Элвиса Пресли. К тому времени его прежняя аудитория подросла и немного разочаровалась в былом кумире, а для нового поколения Элвис уже не был такой харизматичной фигурой, поэтому риск провала был велик. Однако программа NBC-TV Special обрушилась на Америку подобно урагану. Аудитория увидела нового Элвиса - повзрослевшего и возмужавшего, наполненного не юношеской энергией, но мощной силой зрелого человека. Серия концертов 1969 года подтвердила, что потенциал Элвиса все еще велик - именно в конце 1960-х - начале 1970-х годов, по мнению большинства критиков, Элвис записал свои лучшие вещи.

1970-е годы ознаменовались бесконечной чередой концертов. Порой за год певец давал их более 300, перелетая на самолете из одного городка Америки в другой. 14 января 1973 года Элвис дал свой знаменитый гавайский концерт - эту телепередачу посмотрело более 1 миллиарда зрителей. К слову, за высадкой астронавта Армстронга на Луну следило меньшее число народу.

Однако новая крайность менеджера Элвиса, полковника Паркера, - "Элвис на гастролях" вместо "Элвиса в кино" - оказалась такой же тупиковой. Да, залы неизменно полны, да, в любом месте певец имеет успех, но постепенно Пресли все сильнее проникается разочарованием. Развод с Присциллой стал для певца серьезной психологической травмой. Да и здоровье начало постепенно сдавать. К тому же изматывающий график гастролей вынуждал певца принимать различные препараты: стимуляторы и антидепрессанты.

16 августа 1977 года подружка Элвиса обнаружила его бесчувственное тело в ванной. Прибывшие медики констатировали смерть от острой сердечной недостаточности. Спустя некоторое время по радио прозвучало: "Элвис Пресли умер". Для Америки это был шок, сопоставимый разве что с сообщением о гибели президента Кеннеди - кто-то искренне опечалился, кто-то удивился, кто-то вообще не поверил, но его смерть никого не оставила равнодушной. 18 августа он был похоронен рядом со своей матерью. По иронии судьбы, они оба ушли из жизни в одном возрасте - 42 года.


Загадки


Практически сразу после смерти Элвиса возникли слухи, что он на самом деле не умер. Постепенно они стали неотъемлемой частью "американского национального фольклора" - к "достовернейшим" сообщениям о том, что Элвиса видели в том или ином уголке Америки, до сих пор относятся с понимающей усмешкой, поскольку таких сообщений насчитывается порой до 100 случаев в год. Однако кое-какие факты, действительно, заставляют скептиков задуматься...

Известно, что к середине 1970-х годов Элвис неоднократно говорил о том, что не прочь покончить с карьерой певца. Во-первых, он был сильно разочарован своей жизнью - проще говоря, он устал и хотел бы пожить как обычный человек, а не поп-идол, за которым жадно следят СМИ и зрители. Тем более, что дальнейшего взлета карьеры не предвиделось - какой уж тут взлет в 42 года, когда еженедельно приходится подкрашивать волосы, чтобы скрыть седину, а наметившуюся полноту не способны согнать никакие тренировки. Но уходить со сцены толстой развалиной такой человек, как Элвис, не мог - он был слишком горд для этого.

Во-вторых, у Элвиса были особые причины, чтобы попытаться "лечь на дно". Несмотря на внешний блеск и спокойствие, жизнь певца была в опасности. Незадолго до своей смерти Элвис ввязался в сделку с некой риэлторской фирмой, являвшейся прикрытием для одной из мафиозных структур, и потерял на этом более 10 миллионов долларов. Элвису стали приходить письма с угрозами, в том числе и в адрес его дочери. Так что у Элвиса были серьезные основания обратиться к правительству с просьбой о помощи - хотя бы для того, чтобы попасть под программу защиты свидетелей.

Не стоит забывать и то, что Элвис имел отношение к правоохранительным органам, а значит, мог использовать свои связи в этой среде для того, чтобы скрыться. Широко известен тот факт, что президент Никсон вручил Пресли знак федерального агента Управления по борьбе с наркотиками. Также известно, что у Элвиса были теснейшие связи с полицией - он состоял действительным заместителем шерифа Мемфиса и был почетным членом множества полицейских ассоциаций. С косвенной помощью Элвиса, например, в штате Теннесси было произведено несколько крупных арестов наркодельцов. Уже в середине 1990-х ФБР подтвердило, что в 1970-х годах в группе Пресли работал агент ФБР - правда, имя агента, естественно, названо не было.

Теоретически, вполне можно предположить, что на самом деле Элвис не умер, а смерть его была просто инсценирована. Тем более что обстоятельства этой смерти также вызывают некоторые вопросы.

На надгробном камне в Грейсленде имя Элвиса выбито с ошибкой: "Элвис Аарон Пресли", с двумя "а" в среднем имени. Между тем его имя было "Арон", и всю жизнь Элвис настаивал на написании с одним "а". Вряд ли отец Элвиса (скончавшийся только в 1979 году) был настолько небрежен, что позволил бы допустить подобную опечатку на могильном камне, будь сын действительно мертв.

Странности отмечались и на похоронах. Гроб Элвиса был необычайно тяжелым и весил около 400 килограммов. Даже если вес самого певца в конце жизни составлял 113 килограммов, на что же приходились остальные 300? Некоторые склонны объяснять это тем, что внутри гроба находилась мощная рефрижераторная установка, а в самом гробу лежала восковая кукла - при теннессийской августовской жаре такие меры вполне объяснимы.

Кузен Элвиса Джин Смит, хорошо знавший своего родственника, в интервью американской журналистке Гейл Брюэр-Джорджио рассказал, что отметил несуразность: у тела лежащего в гробу были пухлые, мягкие руки, без видимых повреждений. Между тем незадолго до 16 августа 1977 года Элвис повредил палец и был вынужден носить бандаж. К тому же известно, что Элвис был хорошим каратистом - вряд ли руки человека, всерьез занимавшегося боевыми искусствами, могут быть мягкие и пухлые.

Также существуют многочисленные свидетельства, что одна у тела, лежавшего в гробу, отклеилась одна из бакенбард. С покойниками, как правило, такого не происходит, а вот с восковым манекеном - вполне... Но, конечно, однозначно утверждать, что Элвис не умер, никто не может.


Другой Элвис


Образ Элвиса, растиражированный кино и телевидением, не соответствует тому человеку, каким певец был в реальности. Элвис на сцене резко отличается от Элвиса в жизни. В нем не было ничего грубого, ничего фальшивого. Люди, общавшиеся с ним близко, видели совершенно другого человека - доброго, мягкого, порой застенчивого. По свидетельству кузена Элвиса Билли Смита, "у Элвиса было золотое сердце. В нем было очень много теплоты".

Однако, как это всегда бывает с людьми известными, публику мало интересует, каков ее кумир на самом деле. Образ, созданный масс-медиа, куда завлекательней и интересней. И причина, как правило, одна - этот искусственно скроенный образ легче продать. Сегодня целлулоидный Элвис приносит гораздо больше денег, чем настоящий Пресли - при жизни. Именно поэтому фигура Пресли оказалась погребена под всевозможными слухами, сплетнями, домыслами, легендами и фантазиями.

Редко кто удосуживался вглядеться в настоящего Элвиса, человека с огромным творческим потенциалом. Помимо того, что он был великолепным певцом, он был также и отменным аранжировщиком. При работе в студии Элвису никогда не требовался музыкальный продюсер - его функции певец брал на себя. Элвис был потрясающе работоспособен и мог оттачивать песню по 20 или 30 раз, добиваясь нужного звучания.

Известно, что Элвис занимался каратэ. Но мало кто знает, что едва ли не половина его жизни была отдана этому виду спорта. Элвис неоднократно признавал, что именно каратэ помогло ему добиться такого успеха на сцене. Боевыми искусствами Элвис Пресли заинтересовался еще во время службы в армии, а после демобилизации познакомился с одним из выдающихся американских каратистов Эдом Паркером и до самой смерти оставался его учеником.

По свидетельству неоднократного чемпиона мира Билла Уоллеса, хорошо знавшего Элвиса, Пресли был каратистом очень приличного уровня, особенно если учесть, что певец постоянно разъезжал по стране и не имел возможности для регулярных тренировок. Того же мнения был и учитель Элвиса Эд Паркер, считавший что Пресли по любым меркам не зря носил черный пояс.

Еще одна черта Элвиса, как правило, остававшаяся вне сферы общественного внимания, - его духовность. В противовес тому, что писали о нем газеты ("Элвис не любит читать!") Элвис всерьез увлекался философией, историей и религией - только его личная библиотека по этим вопросам насчитывала более 100 книг, а всего, по подсчетам биографов, он прочитал более 1000 книг на эту тему - цифра более чем внушительная, учитывая его образ жизни, связанный с концертами, съемками и записями. И незадолго до своей смерти он читал не журнал "Плейбой", а книгу "Научные поиски лика Иисуса".

Наиболее ответственными своими записями Элвис считал не рок-н-роллы или баллады, а госпелы - религиозные песнопения. Элвис подходил к записи любой, даже самой пустяковой песни чрезвычайно серьезно, но в госпелы он в буквальном смысле слова вкладывал душу. Более того, именно госпелы он любил попеть, что называется, "для души". Именно за религиозный альбом "How Great Thou Art" ("Как ты велик, Господи") он получил свою первую премию Грэмми, чем чрезвычайно гордился (вторая "Грэмми" также досталась ему за альбом госпелов "He Touched Me" - "Он осенил меня").

В одной из бесчисленных статей, посвященных Элвису, его однажды очень удачно назвали "розовым бутоном" американской популярной культуры. Слово rosebud отсылает к фильму Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" о миллионере, личность которого осталась так никем никогда и не понятой. То же самое произошло и с Элвисом - миллионы людей видели красивого успешного певца в расшитом золотом костюме, раздаривавшего своим друзьям "Кадиллаки", но мало кто пытался понять, что стояло за этим образом на самом деле.

Впрочем, настоящий артист раскрывается до конца только в своем творчестве. Именно так он выражает себя, все свои сокровенные чувства и переживания, и только в творчестве можно увидеть, каким он был на самом деле. Поэтому существует только один способ попытаться понять настоящего Элвиса - слушать его песни.


Сергей Карамаев

В истории музыки есть имена, прочно ассоциирующиеся у публики с жанром, который они прославили. Элвис Пресли и спустя десятилетия остается королём рок-н-ролла. Именно такой негласный титул он получил в зените своей карьеры. Элвиса не стало в 1977 году, но за все те годы, которые певца нет с нами, так никто и не сумел затмить его славу. За это время было продано свыше 1 миллиарда дисков с записями великого исполнителя. Рок-н-ролл выбрал своего короля в далекие 50-е, и остается верен ему вот уже больше шестидесяти лет.

А начиналось все в 1953 году, когда 19-летний Элвис решил записать несколько песен на музыкальной студии в Мемфисе - городе, в котором семья будущей звезды жила с 1948 года. Заплатив установленную плату, парень смог осуществить мечту, а заодно запомниться владельцу студии, который отметил вокальные данные молодого исполнителя. Ещё будучи подростком, Элвис увлекся популярной музыкой, играл в самодеятельной группе и отчаянно мечтал стать известным певцом. Его восхищали блюз и кантри, хотя с 10 лет Элвис пел в церковном хоре. Сочетание ультрамодных мелодий и евангельской музыки госпел сформировали особые стилистические предпочтения Пресли: в его репертуаре всегда будут присутствовать отголоски и того, и другого.

Однако запись на студии «Sun Records» не стала для молодого исполнителя моментальным пропуском в мир большой музыки, даже несмотря на то, что его имя запомнилось продюсеру. Спустя полгода, Элвис решил снова попытать счастье и записал еще две песни. И снова ожидания певца не оправдались: предложения о работе не последовало. Решив идти другим путем, Элвис пытается устроиться на работу в музыкальный клуб и пробуется на вакансию исполнителя в госпел-квартет. Но и здесь удача отворачивается от Пресли: отказы следуют один за другим. Отчаявшись, Элвис уже начинает подумывать о том, что музыка - не его судьба. И когда парень уже почти уверился в том, что работа водителя - единственное на что он способен, раздался звонок из студии «Sun Records». Элвиса пригласили записать песню «Without You». Работа шла из рук вон плохо: владелец студии Сэм Филлипс был недоволен результатом. В перерывах между записями Элвис стал наигрывать другую композицию - песню «That’s All Right» Артура Крудапа. Музыканты, участвовавшие в работе, подыграли Пресли. Услышав мелодию, Филлипс понял, что это - именно то, что он хотел слышать и уже давно безрезультатно искал.

Сделав полноценную запись, продюсер отнес песню на радио, где её стали прокручивать по несколько раз в день. Это был успех. Посыпались звонки: все хотели подробнее знать, кто же исполняет новый хит. Начали поступать предложения от клубов: музыканта приглашали принять участие в программе выступлений. Элвиса стали звать и на радиопередачи, где он моментально ухитрялся завоевывать расположение аудитории. На волне первого успеха, Пресли записывает еще несколько синглов, которые сразу же становятся популярными.

Но настоящий прорыв случился в 1956 году, когда в свет вышел дебютный альбом под незамысловатым названием «Elvis Presley». Пластинку выпустил авторитетнейший лейбл «RCA Records», который незадолго до этого подписал контракт с певцом. «Elvis Presley» стал первым в истории музыки подлинным рок-н-рольным альбомом. И хотя задолго до этого события жанр успешно развивался и имел своих кумиров (в этом смысле Элвис не был первопроходцем), именно дебютный альбом Пресли стал настоящим эталоном стиля и квинтэссенцией всех прежних наработок. В альбом входили такие великие хиты, как «Blue Suede Shoes» и «Tutti Frutti». Кроме того, диск «Elvis Presley» вышел одновременно с синглом «Heartbreak Hotel» - одной из самых известных песен исполнителя, которую было решено выпустить отдельной пластинкой. Альбом и сингл моментально взлетели на верхние строчки «Биллборда», а это означало настоящий полномасштабный успех.

Вслед за эти событием последовало приглашение на телевидение. Буквально за несколько месяцев Элвис превратился из местечковой знаменитости в национального героя. Масла в огонь популярности подливала и личная харизма Пресли. Моментально его яркий стиль и своеобразная манера двигаться признаются настоящими символами рок-н-ролла. Началась повальная «преслемания» - молодые люди старались во всем походить на своего кумира, копируя его образ в повседневной жизни.
В октябре 1956 года Элвис получил и свой знаменитый титул - журнал «Варьете» первым назвал певца королем рок-н-ролла, навсегда закрепив за ним это звание.

После выхода альбома на Элвиса обрушились предложения от киностудий. Голливуд жаждал получить свои дивиденды от славы певца. В прокат один за другим выходят мюзиклы с участием Пресли, которые сразу же становились кассовыми. К каждому фильму Элвис записывал саундтреки - не менее популярные, чем его полноценные альбомы.
В 1958 году Пресли призывают в армию, и он вынужден приостановить свою карьеру на самом пике. Несмотря на то, что служил певец в ФРГ, в Штатах продолжают выходить пластинки, которые он предусмотрительно записывал во время отпуска.

Вернувшись из армии в 1960-м, Элвис начинает наверстывать упущенное: он активно записывает новые песни. В свет выходит альбом «Elvis Is Back!», который занял вторую строчку хит-парада. В это время продюсеры и сам певец решили сделать ставку на кинокарьеру - фильмы с участием певца выходят один за другим. В некоторых из них он исполняет песни, которые навсегда вошли в историю музыки, в том числе и знаменитые «Can’t Help Falling In Love» и «Jailhouse Rock».

Однако, несмотря на востребованность, постепенно Элвис стал терять свою популярность. В музыке начинают появляться новые имена, в том числе и такие культовые как «The Beatles». Песни Пресли стали восприниматься как отголоски прошлого, а его киноработы перестали приносить прибыль. В конце 60-х король рок-н-ролла предпринимает попытку изменить свой стиль: Элвис снимает очень успешный телеконцерт и получает ангажемент на серию выступлений в Лас-Вегасе. Специально для грядущих концертов Элвис придумал для себя новый стиль: он стал появляться в белом расклешенном комбинезоне с вычурным декором из страз и камней. В это время король рок-н-ролла активно гастролирует, но почти не записывается на студии. Правда, со временем бесконечные шоу стали даваться Элвису все труднее. Начали сказываться проблемы со здоровьем, которые появились из-за пристрастия к лекарственным препаратам. Элвис располнел, стал подозрительным, его мучали хронические недуги.

В 1977 году великий певец скоропостижно скончался в возрасте 42 лет, оставив после себя сотни прекрасных песен и легенду о том, что его смерть была всего лишь постановкой. По сей день, тысячи поклонников по всему свету уверены, что Элвис жив. Что ж, как бы то ни было, очевидным остается одно: песни короля рок-н-ролла остаются популярными до сих пор, а это значит, что Элвис Пресли действительно продолжает жить в каждой своей записи, звучащей в разных уголках земли.

Сегодня 75 лет со дня рождения человека, совершившего революцию в музыкальном мире."В мире рок-н-ролла до Элвиса была лишь пустота", подметил когда-то Джон Леннон. Можно, конечно, с этим поспорить, но стоит ли?

Элвис Пресли — потомок бедняков, уроженец маленького городка на юге Америки, ставший "в одночасье" суперзвездой и кумиром миллионов. Человек, не написавший ни одной песни, но взошедший на музыкальный олимп. Человек, не просто оставивший след, но напрочь вошедший в историю музыкальной культуры.Человек, не окончивший специального профессионального заведения, но умевший петь так, что затрагивал за живое, петь так, как это чувствовал он. Человек, умевший придать песням эмоциональный окрас, умело проставляя акценты, маневрируя своим голосом.Человек, подкупающий своей непосредственностью и естественностью, природной непринужденностью, без наигранности или напыщеннности.Не Бог (хотя, как оказалось, появилась новейшая религия, где Элвис отдельной категорией поклонников почитается как святой), но обычный смертный, которому свойствены и сомнения и ошибки и недостатки. Не Гений, но безусловно талантливый человек. Человек, верящий в себя и пронесший эту веру через свою жизнь, которая собственно и помогла ему реализоваться. Ведь между его первой любительской записью на студии Sun и его первой профессиональной записью, сделанной там же, прошел целый год!Человек любивший разную музыку, но признававший, что госпел музыка занимала особое место в его жизни. Он вырос на этой музыке.Человек, искавший пути духовного совершенствования, интересовавшийся литературой оккультной, метафизического толка, но остававшийся преданным Богу в своей вере.



Сегодня юбилей короля рок-н-ролла — Элвиса Пресли. Сегодня 75 лет со дня рождения человека, совершившего революцию в музыкальном мире. Похоже, звание короля рок-н-ролла навечно закрепилось за Пресли.

Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело, шт. Миссисипи, в семье Вернона и Глэдис Пресли (близнец Элвиса — Джесс Гарон — умер во время родов). Семья Пресли была довольно бедная; положение усугубилось, когда отец будущего певца попал в тюрьму по обвинению в подделке чеков в 1938 году (он был освобождён лишь через два года). Элвис с детства рос в окружении музыки и религии: непременным было посещение церкви и участие в церковном хоре. Мать Пресли особенно следила за манерами сына, привив тому на всю жизнь исключительную вежливость и почтение к старшим.

Когда Элвису исполнилось 10, мать решила сделать ему подарок. "Элвис увидел на полке ружье, но мама сказала: нет. Мальчик начал плакать, а продавец, решив его успокоить, достал с витрины гитару. Элвис подержал инструмент и через пару минут ответил: "Да, мама, купи мне гитару".


В сентябре 1948 года семья Пресли была вынуждена переехать в Мемфис (шт. Теннесси), где было больше возможностей для отца Пресли найти работу. Именно в Мемфисе Элвис начал более осознанно интересоваться современной музыкой, по радио он слушал кантри, традиционную эстраду, а также передачи с негритянской музыкой (блюз, буги-вуги, ритм-н-блюз). Он также часто посещал кварталы Биль-стрит в Мемфисе, где воочию наблюдал игру чёрных блюзменов (так, например, Би Би Кинг знал Пресли когда тот ещё был подростком) и бродил по негритянским магазинам, под влиянием которых у Элвиса выработался свой, ярко выделявший его стиль одежды.


Окончив школу летом 1953 года, 18-летний Пресли устроился работать водителем грузовика. Именно тогда он решил зайти в звукозаписывающую студию, принадлежавшую Сэму Филлипсу, и за восемь долларов записать под гитару пару песен. Отпечатанная в одном экземпляре двухсторонняя пластинка с песнями «My Happiness» и «That’s When My Heartache Begins» была формально запоздалым подарком матери Пресли, хотя подлинной причиной такого шага было желание Пресли услышать свой голос в записи. К тому времени он уже определённо хотел стать музыкантом, но не знал в каком жанре — исполнять ли госпел и церковные гимны или играть кантри. Он также успел, несколькими месяцами ранее, выступить в клубе и на нескольких любительских концертах. Секретарь студии Филлипса записала данные Пресли, показавшегося ей любопытным (на вопрос, к какому исполнителю наиболее близко его пение, Пресли ответил, что «такого нет»). Пресли попросил её позвонить ему, как только фирме Филлипса, у которого был свой лейбл Sun Records, потребуется певец. После этого он неоднократно останавливался в конторе студии, в надежде получить работу (для себя Пресли записал ещё одну пластинку в начале 1954 года).

Есть много воспоминаний об Элвисе Пресли, где он представлен по-разному. Если со слов одних его близких друзей, Элвис никогда не извинялся, и предпочитал вместо извинения задаривать падарками, видите ли ему было трудно просто сказать прости. То со слов других, Элвис просто не мог не извиниться, если он кого-либо обидел, назависимо от того, кто это был. В противном случае это не давало бы ему покоя. Сам же Элвис говорил о себе в интервью так: "…Я горжусь тем, что во мне воспитали уважение и доверие к людям. Когда меня доведут, да, я забываюсь — до такой степени, что не понимаю, что делаю… [Взрываюсь] не очень часто. В сущности, я могу пересчитать по пальцам такие случаи. Но когда я выхожу из себя, это всегда плохо заканчивается — но это нечасто случается, да и кто не раздражается по временам, — а позже я ненавижу самого себя".
Элвис Пресли — человек достигший славы и известности, такой популярности, что порой она могла уничтожить его физически. Поклонники буквально разрывали его на части. Так в Ванкувере группа конной полиции не сумела сдержать 25-и тысячную толпу и его менеджер Полковник Том Паркер буквально утащил Элвиса за кулисы. Джорж Кляйн (друг Элвиса): "Однако Элвис отработал сорок или сорок пять минут, и последнее, что мы увидели перед уходом, — это как переворачивается сцена: ноты летают в воздухе, зрители хватают микрофонные стойки, инструменты, барабанные палочки, все, до чего могут дотянуться. Короче, вечерок выдался не из приятных." А однажды, выступая перед 14-и тысячной аудиторией Элвис оборонил:"Девушки, я жду вас всех за кулисами", после чего толпа устремилась за ним, так что полиции пришлось закрыть его в подвале, куда все таки удалось пробраться части поклонников через открытое окно. Мэй Борен Экстон: "Я услышала дикий грохот и сразу вслед за этим голос Элвиса… Я бросилась туда вместе с несколькими полицейскими, там уже было несколько сотен человек, ну, может быть не так много, но прилично. Элвис сидел наверху одной из душевых кабинок и выглядел испуганным и растерянным… От его рубашки остались одни лохмотья, а пиджак вообще был разорван на кусочки. Кто-то даже умудрился прихватить его ремень, носки и небольшие симпатичные ботиночки. Он сидел там в одних штанах, а фанаты пытались залесть наверх, чтобы снять с него и их."
Но несмотря на подобное "обожание" со стороны фанатов, Элвис всегда был лоялен к ним. "Я не исповедую отношения "Уберите этих людей отсюда", как мне приписывают. Я подписываю автографы, фотографии и тому подобное не для того, чтобы увеличить свою популярность или сделать своих поклонников похожими на меня. Я делаю это, потому что они искренни в своем стремлении, и если этого не делать, ты оскорбишь их чувства. Когда ты попадаешь в шоу-бизнес, твоя жизнь больше не принадлежит тебе, потому что люди хотят знать, что ты делаешь, где ты живешь, во что ты одеваешься, что ты ешь,- и ты должен считаться с желаниями этих людей".

Сингл «That’s All Right» (с «Blue Moon Of Kentucky» на обратной стороне) вышел 19 июля 1954 года и разошёлся в количестве двадцати тысяч экземпляров, благодаря почти непрерывному проигрышу песни на радиостанциях Мемфиса. По формуле первой пластинки (запись одной стороны на основе блюза, запись другой — на основе кантри) в течение года были выпущены синглы «Good Rockin’ Tonight» (сентябрь 1954 г.), «Milkcow Blues Boogie» (январь 1955 г.), «Baby, Let’s Play House» (апрель 1955 г.), «I Forgot To Remember To Forget» (август 1955 г.). Все эти песни стали не только неоспоримым артистическим достижением для самого певца, но и классикой рок-н-ролла, обязанного своим развитием в немалой степени именно работам Элвиса Пресли для Sun Records. Стоит отметить, что его ранние пластинки не назывались тогда рок-н-роллом (термин этот всё ещё был используем редко), а считались новой разновидностью кантри, оттого прозвище Элвиса Пресли в те годы было «Хиллбилли кэт» («Hillbilly Cat»; «хиллбилли» — одно из устаревших названий кантри). Ранняя музыка Пресли вызывала противоречия, так как радиослушателям того времени было непонятно, поёт ли белый исполнитель или негритянский (расовая сегрегация была тогда нормой жизни американского Юга), непонятен был жанр (популярная музыка, ещё с начала века, тоже чётко категоризировалась), — именно это смешение всех элементов американской культуры и ставится в заслугу Элвису Пресли.
Летом 1954 года также начались первые выступления Пресли, Мура и Блэка (на афишах они все вместе назывались «Blue Moon Boys»). Несмотря на провал в популярном радиоконцерте кантри-музыки «Grand Ole Opry» в Нэшвилле в сентябре того года, выступления «Blue Moon Boys» проходили с возрастающим успехом. Они много гастролировали по Югу, особенно по Техасу, иногда с ними ездили Джонни Кэш и Карл Перкинс, восходящие звёзды Sun Records. С октября 1954 года музыканты стали постоянными участниками субботних радиоконцертов «Louisiana Hayride», проходивших в Луизиане. Именно тогда родилась характерная хореография движений Пресли на сцене, заключавшаяся в неистовом раскачивании бёдер в сочетании с эмоциональными движениями рук и тела, — вызывавшая беспрецедентное возбуждение публики.
Эти выступления, а также новые синглы способствовали росту известности певца на Юге США, а к концу 1955 года и в национальном масштабе (сингл «I Forgot To Remember To Forget» занял 1-е место в хит-параде категории кантри журнала «Биллборд»). Это привлекло внимание полковника Тома Паркера, делового южанина, опекавшего в то время звезду кантри Хэнка Сноу. Паркер в течение года присматривался к Пресли, прежде чем заключил контракт с певцом в августе 1955 года на управление его делами (хотя формально прежний импресарио Пресли — Боб Нил — ещё год оставался его менеджером). Паркер понимал ограниченные возможности Sun Records и искал выход на крупные лейблы. Наконец, заинтересованность проявили RCA Records, 20 ноября 1955 года подписавшие контракт с Пресли. RCA также предусмотрительно выкупили весь каталог записей Пресли на Sun Records за 40 000 долларов, из которых 5 000 предназначались лично Пресли).

Песня «Люби меня нежно» (Love Me Tender) в исполнении американского певца Элвиса Пресли (англ. Elvis Aaron Presley) завоевала мир в 1956 году. Неизвестно, когда эта бесподобная американская мелодия появилась на свет, потому что у народных сочинений нет дат рождений. Можно говорить лишь о датах перерождения, коих было несколько. В период гражданской войны между Севером и Югом эта мелодия стала любимой песней Объединенной Армии - ведь любовная тема особенно ценится в лихую годину, когда многие вообще не уверены, что снова увидят родной дом.Однако, подлинное возрождение состоялось в 1956 году. Молодой, но уже очень знаменитый Элвис Пресли готовился к съемкам в своем дебютном фильме. В ходе отбора музыкального материала к нему в руки попала нотная запись старинной песни, и Элвис сразу осознал возможную перспективу. В его переложении “Love Me Tender” и обрела тот вид, в котором ее сегодня знает весь мир. Выпущенный отдельно “пробный” сингл имел оглушительный успех, став первым в истории грамзаписи миллионселлером. Впоследствии песня регулярно переиздавалась как при жизни, так и после смерти Элвиса. А уж перепевали ее с тех пор и профессионалы, и любители, и подвыпившие обыватели на улицах, и даже лишенные дара речи убогие. Так, например, памятуя о военном прошлом песни, Фрэнк Синатра проёрничал ее в своем шоу, посвященном возвращению Элвиса Пресли из армии. Но кто бы ни пытался превзойти Элвиса, эталон есть эталон: только один человек вознес незатейливую балладу на вселенскую высоту, и при потрясающей необъятности своего репертуара, в первую очередь, отождествляется именно с этой песней. То же самое можно сказать и о самой песне: как спел он ее с голубого экрана под простую шестиструнку, так это исполнение и остается лучшим до сих пор. Наверное, поэтому с годами песня “Love Me Tender” все больше и больше походит на признание в любви самой себе.

Люби меня нежно

Люби меня нежно,
Люби меня, милая,
Никогда не отпускай меня.
Ты всю мою жизнь заполнила
И я так люблю тебя.

Люби меня нежно,
Люби меня преданно,
Ведь все мои мечты сбылись.
Потому что я люблю тебя, милая,
И всегда буду любить.

Люби меня нежно,
Люби меня долго,
В сердце своем помести.
Ведь только там мое место
Нам друг от друга никогда не уйти.

Люби меня нежно,
Люби, дорогая,
Скажи мне, что ты моя.
Я буду твоим все эти годы,
Пока жизнь не закончится.


24 марта 1958 года Элвис Пресли был призван в армию США. Известие об уходе Пресли в армию вызвало протесты в стране среди молодёжи: в адрес армии и президента шли письма с требованиями отменить службу для певца. Между тем, это было взаимовыгодное предприятие: для Пресли — повысить его репутацию среди более широких слоёв населения (хотя сам он внутренне переживал, что его карьере придёт конец), для армии — поднять, таким образом, престиж службы и привлечь новых солдат. Осенью 1958 года Пресли направляют в 3-ю танковую дивизию, дислоцированную в Западной Германии, во Фридберг под Франкфуртом. Но перед этим в личной жизни певца случилась трагедия: 14 августа в Мемфисе умерла его мать. В армии Пресли выполнял обычные обязанности, наравне с другими рядовыми. Тем не менее, своё свободное время он проводил с размахом, недоступным другим солдатам: посещал кабаре Парижа, ездил в Италию, покупал автомобили (и лишь однажды, в июне 1958 года, записался в студии). Пресли жил на отдельной квартире вместе со своими друзьями. Чуть позже постоянный антураж из друзей и родственников получил в прессе прозвище «Мемфисской мафии». Некоторые члены «мафии» знали Элвиса ещё со школы, некоторые появились во время службы в армии. Постепенно сформировался костяк «Мемфисской мафии», к которому периодически добавлялись новые члены. Они окружали Пресли на протяжении его последующей жизни день и ночь, выполняя разнообразные функции: телохранителей, лакеев, концертных промоутеров, музыкантов, и, наконец, просто друзей, без которых Пресли не мог обходиться. Именно они представили ему на одной из вечеринок в Германии 14-летнюю Присциллу Булье, которая в скором времени займёт в жизни Элвиса важное место.


В марте 1960 года Пресли возвращается из армии. Пока Элвис служил, а дослужился он до звания сержанта, Полковник тем временем вовсю трудился не покладая рук, занимаясь делами своего подопечного, поэтому вернувшемуся из армии Пресли была уготованна масса дел.



В марте 1963 года в поместье Пресли — «Грейсленд» — привозят Присциллу Булье, с которой Пресли продолжал общаться всё время после отъезда из Германии. По договорённости между её родителями и Пресли, 17-летней Присцилле было разрешено остаться жить в Грейсленде, с условием, что она будет посещать ежедневно частную католическую школу. При этом сам Пресли всё своё время проводил в Голливуде, снимаясь в фильмах и устраивая вечеринки с «мемфисской мафией». В конце 1966 года под давлением родителей и полковника Пресли вынужден был сделать, наконец, предложение. Свадьба состоялась 1 мая 1967 года. Первое время Пресли явно получал удовольствие от семейной жизни, однако вскоре после рождения в феврале 1968 года дочери Лизы-Мари, он стал отдаляться от Присциллы и, в конце концов, вернулся к привычному ему образу жизни.



К середине 1960-х гг. битломания стала также явлением американской жизни. В свой первый приезд в Америку в начале 1964 года The Beatles были приветствованы в прямом эфире шоу Эда Салливана телеграммой от Пресли. С того самого момента начались попытки устроить встречу между «ливерпульской четвёркой» и идолом их юности. Наконец, 27 августа 1965 года встреча состоялась в доме Пресли в Калифорнии. Всё мероприятие было проведено в строжайшей тайне: никаких фотографий, пресс-релизов и т. п. Музыканты обменялись подарками, и спустя час были поглощены игрой на гитарах (The Beatles с удивлением обнаружили, что в то время Пресли увлекался игрой на бас-гитаре). Маккартни позже вспоминал, что впервые увидел пульт дистанционного управления телевизором в доме у Пресли.Встреча с Пресли произвела глубокое впечатление на The Beatles. У самого Пресли, несмотря на его искренний интерес и гостеприимство, были смешанные чувства: в конце концов, именно The Beatles стали невольной причиной того, что американская поп-музыка перестала быть популярной. Позже Пресли перенёс своё неприятие культуры хиппи и их музыки на The Beatles, видя в них источник всего антиамериканского (тем не менее, это не мешало ему исполнять их песни на своих концертах).



Опубликованный в 1969-м альбом "From Elvis in Memphis" охватывал несколько музыкальных жанров. По сути пластинка представляла собой 12 отличных друг от друга музыкальных портретов Элвиса. Красивые композиции "Long Black Limousine", "Any Day Now", "In the Ghetto" и "Suspicious Mind" напоминали Пресли былых времен. Даже фильмы конца 60-х ("Charro", "A Change оf Habit") оказались гораздо более качественными работами, чем можно было ожидать.



Но самым важным шагом на этом этапе карьеры Элвиса Пресли стало возвращение с концертами в Лас-Вегас. В августе 1969 года он взорвал Лас-Вегас, выступая в течение четырех недель в зале International Hotel. Стоит ли упоминать, что каждое шоу проходило с аншлагом? В начале 70-х музыкант несколько раз объехал Соединенные Штаты, параллельно с гастролями продолжая записывать новые песни. По итогам тура вышел документальный фильм "That"s the Way It Is" и одноименный альбом, включающий немало кавер-версий.
В 1973 году Пресли вписал еще одну важную страницу в историю телевидения и шоу-программ. Более миллиарда человек в сорока странах мира прилипли к экранам телевизоров во время трансляции специальной программы "Elvis: Aloha from Hawaii".



Мировые турне продолжались на протяжении всех 70-х, к восторгу его поклонников, взиравших на вдохновенного и темпераментного шоумена. Его репертуар этого периода состоял в основном из баллад, неизменно трогательных и волновавших зрителей всех возрастов. В музыке Элвис исповедовался о своих душевных конфликтах и личных проблемах — в 1973 году он развелся с женой. Сентиментальная песня "Don"t Cry Daddy", посвященная неудавшейся семейной жизни, тоже стала хитом номер один.


Пресли обожал сцену, общение с залом, много ездил, выходя на подмостки в роскошных ярких костюмах, перетянутый ремнем, усеянным драгоценными камнями. Этот новый чрезмерный перекос в сторону концертной активности привел с годами к тому же творческому истощению, которое он пережил, уйдя с головой в кинематограф. Вместо того, чтобы записывать в студии новый материал, Пресли довольствовался вереницей концертных альбомов. Как и следовало ожидать, эти релизы со временем превратились в рутину, которой трудно было кого-то удивить. Дошло до того, что в последних студийных сессиях, проходивших в Нэшвиле в январе 1977 года, он уже совсем не принимал участия.



Элвис жил под трагическим прессом собственной судьбы. В любом случае, он уже добился большего успеха, чем кто бы то ни было до него. Это было огромной психологической проблемой, главным препятствием к тому, чтобы еще раз бросить вызов судьбе и творчески переломить себя.


Жизнь Элвиса Пресли последних лет превратилась в растянутую во времени агонию. Разбитая семейная жизнь, депрессия, алкоголь и наркотики, прогрессирующая полнота… И тем не менее он продолжал выходить на сцену, несмотря на то, что несколько раз терял сознание прямо во время концертов.
16 августа 1977 года измученное сердце Элвиса Пресли отказало. Официальное медицинское заключение называет причиной смерти сердечный приступ. Но это было всего лишь следствие беспорядочного образа жизни и многолетнего злоупотребления барбитуратами. Даже смерть Пресли превратилась в шоу, за которым следили миллионы, если не миллиарды людей. Трудно было пропустить это зрелище: за катафалком с гробом навсегда уходящего Короля в траурной колонне двигались не только друзья и близкие, но и десятки его осиротевших "кадиллаков"..
А музыка между тем продолжала делать свое дело. Поставленным Элвисом рекордам нет числа. Только в США 132 его релиза — и альбомы, и синглы — получали золотые и платиновые сертификаты. Он трижды становился героем Зала славы рок-н-ролла: как исполнитель рока, кантри и госпела. Только официальный тираж его пластинок во всем мире превышает один миллиард копий!
25 лет отделяет нас от дня смерти Короля. И до сих пор его фигура остается одним из важнейших и влиятельнейших культурных феноменов Запада. Изданный в 2002 году сборник из 30 хитов номер один моментально возглавил рейтинги продаж в Америке, Великобритании и десятках других стран. Фурор, произведенный Элвисом в США, входит в первую двадцатку наиболее шокирующих музыкальных событий 20 века.


Через четверть века после ухода Элвиса Пресли из жизни величие пройденного им пути становится год от года все очевидней. Затмить его славу не удалось еще никому. Это персонаж, который до сих пор будоражит воображение всего музыкального мира, равно как и людей, далеких от шоу-бизнеса. Первый номер британского журнала "Q" за 2003 год опубликовал список наиболее влиятельных песен всех времен. Опрошенные профессионалы шоу-бизнеса, журналисты и музыканты среди эпохальных произведений 20 века называли "I Wanna Hold Your Hand" Beatles, "God Save the Queen" Sex Pistols, "Smells Like Teen Spirit" Nirvana. Но на первом месте оказалась композиция "That"s All Right Mama", дебютный сингл Элвиса Пресли, вышедший почти 50 лет назад.


Миф о том, что Элвис жив, что его видели в разных уголках планеты лишь доказательство всемирной славы исполнителя. Сам музыкант не любил, когда его называли королем рок-н-ролла, но что поделать, другого имени для Элвиса Пресли у поклонников и быть не могло.



Понравилась статья? Поделитесь ей